Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭЗО́П

Aesōpus, Αἴσω­πος,

1) по гре­че­ским пре­да­ни­ям, автор басен; мало­чис­лен­ные древ­ние пока­за­ния отно­си­тель­но обсто­я­тельств его жиз­ни послу­жи­ли, с силь­ной при­ме­сью вымыс­ла, мате­ри­а­лом для био­гра­фии, при­пи­сы­вав­шей­ся кон­стан­ти­но­поль­ско­му мона­ху Мак­си­му Пла­нуде и име­ю­щей ско­рее харак­тер рома­на. Эзоп сто­ит на гра­ни­це вре­мен мифи­че­ско­го и исто­ри­че­ско­го, назы­ва­ет­ся совре­мен­ни­ком Соло­на и 7 муд­ре­цов, уро­жен­цем Фра­кии или Фри­гии. Осталь­ные пока­за­ния, напри­мер о гос­по­дах, рабом кото­рых он был, пока не вышел на волю, о пре­бы­ва­нии его у лидий­ско­го царя Кре­за, о том, как Эзоп, явив­шись в Дель­фы послом Кре­за, был обви­нен дель­фий­ца­ми в свя­тотат­стве и сверг­нут со ска­лы Гиам­пейи (Hdt. 2, 134); нако­нец, позд­ней­шее ска­за­ние, буд­то это был урод­ли­вый шут, совсем не заслу­жи­ва­ют вни­ма­ния. Эзопа мож­но счи­тать не изо­бре­та­те­лем бас­ни (см. Fa­bu­la) по ее содер­жа­нию, а толь­ко осно­ва­те­лем и пред­ста­ви­те­лем бас­ни как осо­бой фор­мы в гре­че­ской лите­ра­ту­ре. Его про­за­и­че­ские μῦθοι (Plat. Phaed. 4 гово­рит, что Сократ, нахо­дясь в тюрь­ме, пере­ло­жил неко­то­рые из них в сти­хи), дол­го сохра­няв­ши­е­ся толь­ко в уст­ном пре­да­нии, вос­про­из­во­дя харак­те­ры и типы дей­ст­ви­тель­но­сти без вся­кой иде­а­ли­за­ции, слу­жи­ли выра­же­ни­ем житей­ской, прак­ти­че­ской муд­ро­сти, смыш­ле­но­сти и даже лукав­ства. Пер­вое пись­мен­ное собра­ние таких μῦθοι или λό­γοι Αἰσώ­πειοι было сде­ла­но Димит­ри­ем Фале­рей­ским (300 г. до Р. Х.); во вре­ме­на Севе­ров явил­ся обшир­ный сбор­ник Баб­рия (см. Βάβ­ριος): здесь «Эзо­по­вы» бас­ни были пере­ска­за­ны сти­ха­ми-холи­ям­ба­ми; затем в раз­лич­ные вре­ме­на и раз­лич­ны­ми лица­ми холи­ям­би­че­ские бас­ни Баб­рия опять были пере­ла­гае­мы на про­зу, в кото­рой, впро­чем, часто сохра­ня­лись следы пер­во­на­чаль­ной сти­хотвор­ной фор­мы. Вслед­ст­вие такой исто­рии сбор­ни­ков басен их чис­ло, порядок, изло­же­ние в раз­ных руко­пи­сях и изда­ни­ях весь­ма раз­лич­ны. Послед­нее изда­ние (Fa­bu­lae Aeso­pi­cae coll. Halm., 1852) содер­жит 426 басен. Ср.: Wel­cker, kl. Schrif­ten II, стр. 228—263. Kel­ler, Fle­ckei­sen’s Jahrb. Suppl. IV, стр. 309—412;

2) Clo­dius Aeso­pus, зна­ме­ни­тый актер, совре­мен­ник и друг Цице­ро­на, часто о нем упо­ми­наю­ще­го с вели­чай­шей похва­лой (Sest. 56. tusc. 2, 17. fin. 5, 22. de div. 1, 37. de or. 1, 64. 3, 26); так же был велик в тра­гедии, как его совре­мен­ник Рос­ций в комедии (Hor. ep. 2, 1, 82: quae gra­vis Aeso­pus, quae doc­tus Ros­cius egit. Quint. 11, 1, 111: R. ci­ta­tior, Aes. gra­vior; что́, веро­ят­но, долж­но озна­чать боль­шую тон­кость и живость игры у Рос­ция и более глу­бо­кое пси­хо­ло­ги­че­ское дей­ст­вие игры Эзопа). Худо­же­ст­вен­но испол­нял пер­вые тра­ги­че­ские роли, напри­мер Ага­мем­но­на, Эан­та, Анд­ро­ма­хи. Но, судя по Cic. or. 31, Эзоп играл и в комедии. Сам Пом­пей удо­ста­и­вал его сво­ей друж­бы, а народ щед­ро воз­на­граж­дал, так что Эзоп оста­вил после себя зна­чи­тель­ное состо­я­ние. В послед­ний раз играл при освя­ще­нии постро­ен­но­го Пом­пе­ем теат­ра (65 г. до Р. Х.).

См. также:
ЭЗОП (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 38.
См. по теме: КУРИОН • ЭНКАУСТИКА • ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • ЭРУЦИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо с римской инталией с мужским портретом.
Инталия: Сердолик. I в. до н. э. — I в. н. э.
Кольцо: золото, современная работа.
Аукционный дом Кристи.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эзоп.
Лунский мрамор. I в. н. э.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эзоп.
Лунский мрамор. I в. н. э.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова греческого поэта, возможно, Гесиода или Еврипида.
Мрамор.
Ок. I в. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА