ЭЗО́П
Aesōpus, Αἴσωπος,
1) по греческим преданиям, автор басен; малочисленные древние показания относительно обстоятельств его жизни послужили, с сильной примесью вымысла, материалом для биографии, приписывавшейся константинопольскому монаху Максиму Плануде и имеющей скорее характер романа. Эзоп стоит на границе времен мифического и исторического, называется современником Солона и 7 мудрецов, уроженцем Фракии или Фригии. Остальные показания, например о господах, рабом которых он был, пока не вышел на волю, о пребывании его у лидийского царя Креза, о том, как Эзоп, явившись в Дельфы послом Креза, был обвинен дельфийцами в святотатстве и свергнут со скалы Гиампейи (Hdt. 2, 134); наконец, позднейшее сказание, будто это был уродливый шут, совсем не заслуживают внимания. Эзопа можно считать не изобретателем басни (см. Fabula) по ее содержанию, а только основателем и представителем басни как особой формы в греческой литературе. Его прозаические μῦθοι (Plat. Phaed. 4 говорит, что Сократ, находясь в тюрьме, переложил некоторые из них в стихи), долго сохранявшиеся только в устном предании, воспроизводя характеры и типы действительности без всякой идеализации, служили выражением житейской, практической мудрости, смышлености и даже лукавства. Первое письменное собрание таких μῦθοι или λόγοι Αἰσώπειοι было сделано Димитрием Фалерейским (300 г. до Р. Х.); во времена Северов явился обширный сборник Бабрия (см. Βάβριος): здесь «Эзоповы» басни были пересказаны стихами-холиямбами; затем в различные времена и различными лицами холиямбические басни Бабрия опять были перелагаемы на прозу, в которой, впрочем, часто сохранялись следы первоначальной стихотворной формы. Вследствие такой истории сборников басен их число, порядок, изложение в разных рукописях и изданиях весьма различны. Последнее издание (Fabulae Aesopicae coll. Halm., 1852) содержит 426 басен. Ср.: Welcker, kl. Schriften II, стр. 228—
2) Clodius Aesopus, знаменитый актер, современник и друг Цицерона, часто о нем упоминающего с величайшей похвалой (Sest. 56. tusc. 2, 17. fin. 5, 22. de div. 1, 37. de or. 1, 64. 3, 26); так же был велик в трагедии, как его современник Росций в комедии (Hor. ep. 2, 1, 82: quae gravis Aesopus, quae doctus Roscius egit. Quint. 11, 1, 111: R. citatior, Aes. gravior; что́, вероятно, должно означать большую тонкость и живость игры у Росция и более глубокое психологическое действие игры Эзопа). Художественно исполнял первые трагические роли, например Агамемнона, Эанта, Андромахи. Но, судя по Cic. or. 31, Эзоп играл и в комедии. Сам Помпей удостаивал его своей дружбы, а народ щедро вознаграждал, так что Эзоп оставил после себя значительное состояние. В последний раз играл при освящении построенного Помпеем театра (65 г. до Р. Х.).