ЭННИЙ, Квинт; Ennius, Quintus, 239—169 гг. до н. э., римский поэт, «отец римской литературы». Родился в месапийском городке Рудии в Калабрии; из дома вынес знание месапийского диалекта, не сыгравшего в культуре древней Италии значительной роли, а также оскийского языка, на котором говорили на юге полуострова. Из южноиталийских греческих городов, особенно из Тарента, шла греческая культура, а из не слишком отдаленного Брундизия, римской колонии примерно с 245 г., начинал распространяться латинский язык. Более правдоподобно, что Энний еще в молодости изучил греческий и латинский языки, так что мог заслуженно говорить о себе, что «у него три сердца», то есть что он знает оскийский, греческий и латинский. Во время II Пунической войны Энний служил в отрядах римских союзников; в 204 г. возвратившийся из Африки Марк Порций Катон взял Энния с собой, с Сардинии в Рим. К этому времени Ливий Андроник, скорее всего, уже умер, а затяжные столкновения с представителями аристократических родов затрудняли сценическую деятельность Невия, который, будучи вынужденным покинуть Рим, вскоре покинул сцену. Живя в стесненных обстоятельствах, Энний работал в Риме в качестве учителя и поэта; он читал и комментировал произведения греческих поэтов, а в особенности поэтов латинских. Учительская деятельность Энния приблизила его к аристократии, в аристократических кругах он пользовался большим уважением. В 189 г. консул Марк Фульвий Нобилиор взял Энния с собой в военный поход в Этолию. Военные действия своего покровителя, в особенности взятие этолийской столицы Амбракии, Энний увековечил в римской трагедии (fabula praetexta) Амбракия. В доказательство своей признательности сын Марка Квинт Фульвий Нобилиор предоставил Эннию римское гражданство. Из римских писателей того времени к кругу ближайших друзей — а возможно, и учеников — Энния принадлежал комедиограф Цецилий Стаций, с которым поэт проживал на Авентине, а также трагедиограф Пакувий, племянник Энния. На протяжении всей жизни Энний писал драмы; в 169 г., то есть в год своей смерти, он поставил трагедию Фиест (Thyestes). Нам известно примерно 20 названий трагедий Энния, из которых сохранились только фрагменты (ок. 400 стихов); первоисточниками большей их части (абсолютно точно 9 из них) послужили трагедии Еврипида, рационализм и скептицизм которого в наибольшей степени соответствовали восприятию Энния. Для 3 трагедий образцы предоставил Эсхил; зато не имеется переработок пьес Софокла. С особым пристрастием описывал Энний охваченных страстями героинь Еврипида: Андромеду, Гекубу и Медею. Возвращение к теме Андромеды, привнесенной на римскую сцену Ливием Андроником, повлекло за собой соперничество. С перерабатываемыми греческими оригиналами Энний поступал так же, как другие драматурги его времени; порой он производил смелые изменения, например, в следующей за драмой Еврипида Ифигении он заменил хор девушек хором воинов, а начало Медеи в сравнении с оригиналом Еврипида выявляет как сокращения, так и вставки. Сверх этого Энний написал 2 римские трагедии: Сабинянки (Sabinae) и Амбракия (Ambracia). Комедийное творчество Энния было скудным; оно содержит лишь 2 названия; в каноне комедиографов Волкаций Седигит поместил Энния на последнее место. Наиболее значительным литературным произведением Энния был исторический эпос Анналы в 18 книгах, от которого сохранилось ок. 600 стихов. Работу над эпопеей Энний начал, вероятно, вскоре после 189 г. Он описал в ней историю Рима от прибытия Энея в Италию до своего времени. Во вступлении, ориентированном на Гесиода и Каллимаха, он представил свое поэтическое посвящение, рассказав сон, в котором ему явился Гомер. Кн. I—III охватывали историю римских царей; войны с Пирром были описаны в кн. VI, кн. VII имела собственное вступление, в котором Энний обосновывал опущение событий I Пунической войны. Поскольку эти войны уже описал Невий, позиция Энния была признанием литературных достижений предшественника. История пунических войн, а точнее, войны с Ганнибалом, излагалась в кн. VII—IX. Над Анналами Энний работал на протяжении многих лет, события Истрийской войны 178—177 гг. он описал в кн. XVI. Следуя за гомеровским эпосом, Энний перенял не только греческий эпический стих (то есть дактилический гекзаметр), но пытался также как можно точнее воспроизвести особенности греческого эпического стиля, не пренебрегая даже введением словотворческих курьезов; он охотно использовал архаизмы и богатые фонетические средства раннеримской поэзии. В сохранившихся фрагментах удивляет отсутствие каких-либо упоминаний о внутренних общественных конфликтах в самом Риме; очевидно, что Энний смотрел на историю Рима глазами представителей аристократических родов, деяния которых он прославлял. В восхвалениях героев более значительное место отводилось sapientia (мудрости, уму), чем vis (силе), что уже явно свидетельствует о греческом влиянии. В других произведениях Энний тоже берет за образец греческую литературу. В поэме натурфилософского содержания Эпихарм он представил физическую концепцию Иова, которого считал попросту одним из четырех элементов, а именно воздухом. Вероятно, эти философские аналогии Энния, окрашенные сильным рационализмом и религиозным скептицизмом, склонили его перевести на латинский язык прозаическую повесть грека Эвгемера. Перевод Энния носил, возможно, название Эвгемер и сохранился в отрывках, большей частью которых мы обязаны Лактанцию. Заглавие другого произведения Влечение к философии (Protrepticus), должно было указывать на философское содержание, зато единственный отрывок из стихотворного сочинения Указания (Praecepta) не позволяет более точно определить его содержание; может быть, это была нравственно-философская поэма. Написанные ионическими метрами произведения эллинистического поэта Сотада Энний перенес в римскую литературу в поэме, озаглавленной Сота (исходная форма имени Сотад). Несомненным своеобразием отличаются написанные дактилическим гекзаметром Лакомства (Hediphagetica), образцом для которых была гастрономическая поэма Архистрата. Об эпиграмматическом творчестве Энния невозможно сказать ничего определенного; традиция донесла 3 или 4 эпиграммы в элегических дистихах, которые Энний первым ввел в римскую поэзию. Кроме того, он был автором Сатир (Satirae) в 4 книгах. Отличительной чертой этих сатир была разнородность тематики и стихотворных размеров; в них выступала диалогическая форма, например в споре смерти и жизни. Не исключено, что панегирическая и очень неоднородная версификаторская поэма Энния под названием Сципион, созданная в честь Публия Корнелия Сципиона Африканского Старшего, не была самостоятельным произведением, а принадлежала к сборнику сатир. Неизвестно также, изложил ли он вопросы латинской орфографии и грамматики, которыми он занимался, в Сатирах или посвятил им отдельное произведение, как позднее Луцилий. Богатая и разносторонняя литературная деятельность Энния, который как «второй Гомер» хотел служить не римским Каменам, но греческим Музам, привела к эллинизации римской культуры и открыла на будущее дорогу развитию латинской литературы. Велико было влияние Энния в эпике; Лукреций и Вергилий были многим ему обязаны; Анналы были национальным эпосом римлян вплоть до появления Энеиды Вергилия.