Античные писатели

ЭПИКТЕТ; Epik­te­tos, ок. 50 — ок. 138 гг. н. э., гре­че­ский фило­соф. Родил­ся рабом в Гиеро­по­ле во Фри­гии. Впо­след­ст­вии жил в Риме сре­ди рабов Эпа­ф­ро­ди­та, сек­ре­та­ря Неро­на. Ок. 80 г. слу­шал лек­ции извест­но­го сто­и­ка Музо­ния Руфа. Осво­бож­ден­ный ок. 90 г., сам начал учить. Будучи изгнан из Рима импе­ра­то­ром Доми­ци­а­ном, осел в Нико­по­ле в Гре­ции и там осно­вал соб­ст­вен­ную фило­соф­скую шко­лу. Эпи­к­тет не оста­вил ни одно­го про­из­веде­ния, но его уче­ник Арри­ан запи­сал уче­ние сво­его масте­ра. Так­же мы нахо­дим сен­тен­ции Эпи­к­те­та в анто­ло­гии Сто­бея. Содер­жа­ние лек­ций Эпи­к­те­та мож­но вос­ста­но­вить на осно­ва­нии писа­ний Арри­а­на. Эпи­к­тет пони­мал фило­со­фию в духе сто­и­ков как любовь и вле­че­ние к доб­ро­де­те­ли, кото­рую он, одна­ко, вос­при­ни­мал не как прак­ти­че­ские навы­ки «жиз­ни в соот­вет­ст­вии с при­ро­дой», но и как зна­ние «о вещах боже­ст­вен­ных и чело­ве­че­ских», как пра­виль­ное мыш­ле­ние, являв­ше­е­ся неотъ­ем­ле­мым усло­ви­ем жиз­ни в соот­вет­ст­вии с при­ро­дой. Одна­ко же тео­рия долж­на неиз­беж­но под­креп­лять­ся прак­ти­кой, то есть целью, како­вой явля­ет­ся сво­бод­ная и счаст­ли­вая жизнь, посколь­ку нау­ка, изу­чае­мая ради нее самой, ста­но­вит­ся источ­ни­ком мно­гих несча­стий. Эпи­к­тет не при­дер­жи­вал­ся после­до­ва­тель­но стои­че­ско­го разде­ле­ния фило­со­фии на физи­ку, эти­ку и логи­ку. Физи­кой он прак­ти­че­ски не зани­мал­ся, боль­ше места он отвел логи­ке, а его излюб­лен­ной обла­стью была эти­ка. Силь­ное вли­я­ние на уче­ние Эпи­к­те­та ока­зал преж­де все­го Сократ и его уче­ние в том виде, в каком его пред­ста­ви­ли в сво­их сочи­не­ни­ях Пла­тон и Ксе­но­фонт. Это нашло свое выра­же­ние в эти­че­ском интел­лек­ту­а­лиз­ме (доб­ро­де­тель есть зна­ние) и вера в пра­вя­щее миром про­виде­ние, веле­ни­ям кото­ро­го нуж­но без сопро­тив­ле­ния под­чи­нять­ся. Следы вли­я­ния уче­ния Сокра­та вид­ны так­же в усмот­ре­нии зада­чи фило­со­фии в вос­пи­та­нии доб­рых и счаст­ли­вых людей. Эпи­к­тет поль­зо­вал­ся гром­кой сла­вой у совре­мен­ни­ков, и мно­гие зна­ме­ни­тые лич­но­сти наве­ща­ли его в его шко­ле, бла­го­да­ря чему он имел боль­шое вли­я­ние на выс­шие кру­ги обще­ства.

См. также:
ЭПИКТЕТ, ЕПИКТЕТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • АННИКЕРИД, АННИКЕРИС • ЭПИМЕНИД, ЕПИМЕНИД • ЭПИКТЕТ, ЕПИКТЕТ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА