ЭПИКТЕТ; Epiktetos, ок. 50 — ок. 138 гг. н. э., греческий философ. Родился рабом в Гиерополе во Фригии. Впоследствии жил в Риме среди рабов Эпафродита, секретаря Нерона. Ок. 80 г. слушал лекции известного стоика Музония Руфа. Освобожденный ок. 90 г., сам начал учить. Будучи изгнан из Рима императором Домицианом, осел в Никополе в Греции и там основал собственную философскую школу. Эпиктет не оставил ни одного произведения, но его ученик Арриан записал учение своего мастера. Также мы находим сентенции Эпиктета в антологии Стобея. Содержание лекций Эпиктета можно восстановить на основании писаний Арриана. Эпиктет понимал философию в духе стоиков как любовь и влечение к добродетели, которую он, однако, воспринимал не как практические навыки «жизни в соответствии с природой», но и как знание «о вещах божественных и человеческих», как правильное мышление, являвшееся неотъемлемым условием жизни в соответствии с природой. Однако же теория должна неизбежно подкрепляться практикой, то есть целью, каковой является свободная и счастливая жизнь, поскольку наука, изучаемая ради нее самой, становится источником многих несчастий. Эпиктет не придерживался последовательно стоического разделения философии на физику, этику и логику. Физикой он практически не занимался, больше места он отвел логике, а его излюбленной областью была этика. Сильное влияние на учение Эпиктета оказал прежде всего Сократ и его учение в том виде, в каком его представили в своих сочинениях Платон и Ксенофонт. Это нашло свое выражение в этическом интеллектуализме (добродетель есть знание) и вера в правящее миром провидение, велениям которого нужно без сопротивления подчиняться. Следы влияния учения Сократа видны также в усмотрении задачи философии в воспитании добрых и счастливых людей. Эпиктет пользовался громкой славой у современников, и многие знаменитые личности навещали его в его школе, благодаря чему он имел большое влияние на высшие круги общества.