Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭПИКТЕ́Т, ЕПИКТЕТ

Epictētus, Ἐπίκ­τη­τος, родил­ся в Гиера­по­ле во Фри­гии, был дол­гое вре­мя в Риме слу­гою любим­ца Неро­на, Епа­ф­ро­ди­та, кото­рый впо­след­ст­вии, пора­жен­ный его высо­ким умом и неза­ви­си­мым духом, даро­вал ему сво­бо­ду. После это­го Епи­к­тет слу­шал Музо­ния Руфа и, совер­шен­но пре­дав­шись стои­че­ско­му уче­нию, ста­рал­ся рас­про­стра­нить его в Риме, но без осо­бен­но­го успе­ха. Когда, по при­ка­за­нию Доми­ци­а­на, 94 г. по Р. Х., все фило­со­фы долж­ны были оста­вить Рим, он отпра­вил­ся в Епир, в г. Нико­поль, жил там до прав­ле­ния импе­ра­то­ра Адри­а­на, учил, по при­ме­ру Сокра­та, в сво­бод­ных беседах в колон­на­дах и на пло­ща­дях и при­влек боль­шое чис­ло уче­ни­ков, к чис­лу кото­рых при­над­ле­жа­ли и Арри­ан и Фаво­ний. Пись­мен­но­го он не оста­вил ниче­го. Арри­ан, по смер­ти учи­те­ля, опуб­ли­ко­вал Ἐπικ­τή­του διατ­ρι­βαί, в 8 кни­гах, из кото­рых 4 сохра­ни­лись, и изло­жил, под назва­ни­ем Ἐγχει­ρίδιον, глав­ные пунк­ты уче­ния Епи­к­те­та в виде крат­ких поло­же­ний. Оба эти труда издал Schweig­häu­ser, с ком­мен­та­ри­я­ми Сим­пли­ция и неко­то­ры­ми позд­ней­ши­ми пара­фра­за­ми (Лейп­циг, 1799, в 5 т.). Будучи далек от обыч­ной гор­до­сти тогдаш­них сто­и­ков, он пытал­ся уже отжив­ше­му свой век и зани­мав­ше­му­ся лишь диа­лек­ти­кою и физи­кою гре­че­ско­му сто­и­циз­му про­ти­во­по­став­лять уче­ние о доб­ро­де­те­ли, смяг­чен­ное поня­ти­я­ми сокра­то­вой фило­со­фии. От иссле­до­ва­ний, не име­ю­щих отно­ше­ния к воз­буж­де­нию и ожив­ле­нию нрав­ст­вен­но­сти, он дер­жал­ся в сто­роне. Он отка­зы­ва­ет­ся от над­мен­ной муд­ро­сти сто­и­ков и скло­ня­ет­ся к более эклек­ти­че­ско­му направ­ле­нию. Логи­ке при­да­вал он осо­бое зна­че­ние, как нау­ке, веду­щей к само­по­зна­нию и раз­ли­че­нию меж­ду доб­ром и злом. Ифи­ку осно­вы­вал он не на прин­ци­пе преж­них сто­и­ков, учив­ших, что надо жить в гар­мо­нии с при­ро­дой, но исхо­дил от само­го чело­ве­ка. «Неко­то­рые вещи нахо­дят­ся в нашей вла­сти, как мне­ние, жела­ние, отвра­ще­ние и т. д., дру­гие — нет; как наша физи­че­ская жизнь, сла­ва, власть, вооб­ще все, что не про­из­во­дит­ся нами. Доб­ро то, что соот­вет­ст­ву­ет истин­ной при­ро­де духа, зло — что про­ти­во­ре­чит ей. Сле­до­ва­тель­но, зло — заблуж­де­ние. Что не зави­сит от нас, то для нас — ἀδιάφο­ρον; и доб­ро­де­тель состо­ит, таким обра­зом, в устра­не­нии все­го это­го внеш­не­го, нару­шаю­ще­го нашу сво­бо­ду». Выс­шею осно­вою жиз­ни и уче­ния Епи­к­те­та было поэто­му тер­пе­ние и уме­рен­ность (ἀνέ­χου καὶ ἀπέ­χου). В целом же его ифи­ка менее направ­ле­на на объ­ек­тив­ное раз­ви­тие идей и науч­ные иссле­до­ва­ния, чем на прак­ти­че­ское при­ме­не­ние (ἐν τῇ χρή­σει τῶν θεω­ρημά­των). Он не отри­цал гада­ния, но не при­да­вал ему ника­кой осо­бен­ной цены, как отно­ся­ще­му­ся к внеш­не­му миру; напро­тив, он разо­шел­ся с древ­ней­ши­ми сто­и­ка­ми в том, что допус­кал суще­ст­во­ва­ние демо­нов или гени­ев, — хра­ни­те­лей, кото­рых Зевс при­став­ля­ет к каж­до­му чело­ве­ку.

См. также:
ЭПИКТЕТ (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 479—480.
См. по теме: ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • АННИКЕРИД, АННИКЕРИС • ЭПИМЕНИД, ЕПИМЕНИД • ЭПИКУР, ЕПИКУР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Музыка в спорте, дискобол и кулачный боец.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Художник Эпиктет, гончар Памфей.
Глина.
Ок. 520 г. до н. э.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Резчик герм.
Справа — поздняя форма гермы. Портрет с подписью.
Краснофигурная ваза. Из Греции.
Художник Эпиктет.
Глина.
480 г. до н. э.
Копенгаген, Национальный музей Дании.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА