Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КО́ММОД Лу́ций Э́лий Авре́лий

Commŏdus, L. Aeli­us Aure­lius, сын Мар­ка Авре­лия от Фав­сти­ны, родил­ся в Лану­вии 31 авгу­ста 161 г. по Р. Х., хотя дру­гие счи­та­ют его сыном Фав­сти­ны от гла­ди­а­то­ра. Lampr. Comm. 1. Уже в 166 г. он полу­чил титул цеза­ря, затем в 172 г. про­зва­ние Гер­ма­ни­ка, веро­ят­но, в то вре­мя, когда он сопро­вож­дал отца сво­его в Гер­ма­нию. В 175 г., 14 лет от роду, он был с отцом в похо­де на восток, про­тив Авидия Кас­сия. Lampr. Comm. 2. В 176 г. он сде­лал­ся импе­ра­то­ром; в 178 г. женил­ся на Кри­спине и высту­пил с отцом в поход про­тив вторг­ших­ся в импе­рию гер­ман­цев и сар­ма­тов. Dio Cass. 71, 22. 33. Ca­pi­tol. M. Ant. 27. В похо­де Марк Авре­лий вне­зап­но скон­чал­ся, и Ком­мод без затруд­не­ния насле­до­вал ему. Стре­мясь к рос­кош­ной жиз­ни в Риме, он заклю­чил с гер­ман­ца­ми уни­зи­тель­ный мир (Dio Cass. 72, 2. Lampr. Comm. 3) и воз­вра­тил­ся в Рим. Здесь он все­це­ло пре­дал­ся сво­им низ­ким наклон­но­стям и стра­сти к жесто­ко­сти и, имея роб­кий и сла­бый харак­тер, совер­шен­но под­чи­нил­ся вли­я­нию дур­но­го обще­ства и сво­их любим­цев. Хотя один его люби­мец, Анте­рот, был убит, зато дру­гой — Пере­н­нис — занял его место и тиран­ст­во­вал над импе­ра­то­ром и импе­ри­ей до самой смер­ти (186 г.). Впро­чем, Пере­н­нис ста­рал­ся под­дер­жать дис­ци­пли­ну в вой­ске и являл себя бес­ко­рыст­ным, так как не искал богатств. Его поги­бель была вызва­на его стро­го­стью: он был убит людь­ми, подо­слан­ны­ми из вой­ска, нахо­див­ше­го­ся в Бри­та­нии. Пре­ем­ни­ком его в каче­стве мини­ст­ра был Кле­андр. Dio Cass. 72, 9 сл. He­rod. 1, 8. Пер­во­на­чаль­но Кле­андр был воль­ноот­пу­щен­ни­ком. Импе­ра­тор меж­ду тем пре­да­вал­ся сво­ей стра­сти к играм, на кото­рые тра­тил боль­шие сум­мы и на кото­рых не сты­дил­ся высту­пать сам в роли гла­ди­а­то­ра. He­rod. 1, 15. Lampr. Comm. 8. Такое поведе­ние импе­ра­то­ра и бес­че­ло­веч­ный про­из­вол Кле­анд­ра подо­рва­ли в рим­ля­нах вся­кое ува­же­ние к Ком­мо­ду, и за свою чрез­мер­ную жесто­кость он был убит 31 декаб­ря 192 г. в то вре­мя как он толь­ко лишь при­го­во­рил к смер­ти назна­чен­ных кон­су­лов; народ не хотел поща­дить даже его тру­па. Lampr. Comm. 17. Dio Cass. 72, 22. Ср. Zür­cher, Com­mo­dus, в Bü­din­gers Un­ter­su­chun­gen zur röm. Kai­ser­ge­schich­te (1868), I, стр. 223—263.

См. также:
КОММОД (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 315.
См. по теме: КОНСТАНТ • КОНСТАНЦИЙ • КОНСТАНТИН • КЛЕЛИИ (КЛОЙЛИИ, КЛУИЛИИ) •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумф Марка Аврелия. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Коммода в образе Геркулеса.
Мрамор.
Ок. 190-х гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумф Марка Аврелия (деталь). Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Молодой Коммод (деталь).
Мрамор. 175—177 гг.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Император Коммод.
Мрамор. 180—192 гг.
Вена, Музей истории искусств.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст императора Коммода в образе Геркулеса.
Мрамор.
Ок. 185 г. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст императора Коммода.
Мрамор. Ок. 180—192 гг.
Мюнхен, Глиптотека.
8. ГЛИПТИКА. Рим.
Коммод.
Трехслойный сардоникс. Римская работа. II в.
6,1 × 5,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Коммода.
Белый мелкокристаллический мрамор.
Последняя четверть II в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Коммода (деталь).
Белый мелкокристаллический мрамор.
Последняя четверть II в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
2. Аурей, золото
Коммод
Рим, 183—184 гг.
АВЕРС: M. COMM. ANTON. AVG. PIVS BRIT. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Коммод, с покрытой головой, в тоге, стоит во фронт, голова влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над алтарем-треножником слева, в левой руке держит свиток у бока.
VOT. SVSC. DEC. P. M. TR. P. VIIII IMP. VII
В обрезе: COS. IIII P. P.
3. Аурей, золото
Коммод
Рим, 192 г.
АВЕРС: L. AEL. AVREL. COMM. AVG. P. FEL. — бюст Коммода, в лавровом венке, в эгиде, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь — в левой.
4. Аурей, золото
Коммод
Рим, 186—187 гг.
АВЕРС: M. COMM. ANT. P. FEL. AVG. BRIT. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: NOBILIT. AVG. P. M. TR. P. XII IMP. VIII COS. V P. P. — Нобилитас (Знатность), в драпировке, стоит во фронт, держит в правой руке вертикально скипетр и в левой — статуэтку в шлеме, которая стоит влево и держит патеру в правой руке и скипетр — в левой (RCTV — палладий?).
5. Асс, медь
Коммод
Рим, 190—191 гг.
АВЕРС: M. COMM. ANT. P. FELIX AVG. BRIT. P. P. — голова Коммода, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: APOL. PALAT. P. M. TR. P. XVI COS. VI — Аполлон, в длинной одежде до ног, стоит во фронт, голова вправо, держит плектр в правой руке и лиру на колонне — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
6. Аурей, золото
Коммод
Рим, 183—184 гг.
АВЕРС: M. COMMODVS ANTON. AVG. PIVS — бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. VIIII IMP. VI COS. IIII P. P. — Юпитер, обнаженный до талии, сидит на невысоком сиденье, держит Викторию на вытянутой правой руке и скипетр, вертикально, в левой руке.
7. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 177 г.
АВЕРС: IMP. L. AVREL. COMMODVS AVG. GERM. SARM. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. II COS. P. P. — груда оружия.
В обрезе: DE GERM.
8. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 175—176 гг.
АВЕРС: COMMODO CAES. AVG. FIL. GERM. SARM. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, с обнаженной головой, вправо.
РЕВЕРС: SPES PVBLICA — Спеса (Надежда), в драпировке, идет влево, держит цветок в правой руке, собрав складки подола левой рукой.
9. Медальон, медь
Луций Вер
165—166 гг.
АВЕРС: L. VERVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Луция Вера, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. VI IMP. III COS. II — Вер стоит на платформе влево, вместе с ним там находятся преторианский префект и один солдат, он представляет юного Коммода четырем солдатам, которые держат вексиллум, инсигний и щиты.
10. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 175—176 гг.
АВЕРС: COMMODO CAES. AVG. FIL. GERM. SARM. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, с обнаженной головой, вправо.
РЕВЕРС: PRINC. IVVENT. — Коммод, в военной одежде, стоит во фронт, голова влево, держит ветвь в вытянутой правой руке и скипетр, вертикально, в левой; справа — трофей, круглый щит, копье, лук и колчан (?).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА