Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КОНСТАНТИ́Н

Con­stan­ti­nus,

1) C. Fla­vius Va­le­rius Aure­lius Clau­dius род. 28 фев­ра­ля 274 г. по Р. Х. в горо­де Наи­се, в Мезии или в Дре­пане близ Нико­медии. С юных лет он занят был воен­ною служ­бою, вслед­ст­вие чего на его науч­ное обра­зо­ва­ние мало обра­ще­но было вни­ма­ния. В то вре­мя когда отец его, Кон­стан­ций, был назна­чен цеза­рем (292 г.), он состо­ял на служ­бе у Дио­кле­ти­а­на и его сопра­ви­те­ля (авгу­ста) Гале­рия и участ­во­вал в войне, кото­рую они вели на Восто­ке; Гале­рий, одна­ко, боясь Кон­стан­ция, отно­сил­ся с недо­ве­ри­ем к Кон­стан­ти­ну и после отре­че­ния Дио­кле­ти­а­на от пре­сто­ла не назна­чил его цеза­рем, а удер­жи­вал его при сво­ем дво­ре до тех пор, пока не уда­лось отцу осво­бо­дить Кон­стан­ти­на из это­го поло­же­ния. Немед­лен­но после того Кон­стан­тин отпра­вил­ся к сво­е­му отцу и при­нял уча­стие в похо­де про­тив пик­тов, кото­рые вторг­лись в Бри­та­нию. Zos. 2, 8. Заболев во вре­мя похо­да, Кон­стан­ций, с согла­сия вой­ска, назна­чил сына сво­им наслед­ни­ком, хотя Кон­стан­тин сна­ча­ла это­му и про­ти­вил­ся. Eumen. pan. 8, 4. В день смер­ти отца (25 июля 306 г.) вой­ско про­воз­гла­си­ло его импе­ра­то­ром, меж­ду тем как Гале­рий, зата­ив свою зло­бу, при­знал его толь­ко цеза­рем. Вслед за тем Кон­стан­тин раз­бил гер­ман­цев на Рейне (Eutr. 10, 3) и обез­опа­сил гра­ни­цы. В войне, воз­ник­шей меж­ду Гале­ри­ем и ста­рым Мак­си­ми­а­ном, кото­рый под­дер­жи­вал сво­его сына, объ­явив­ше­го себя в Риме импе­ра­то­ром, умный Кон­стан­тин не при­ни­мал уча­стия (Aur. Vict. Caes. 40. epit. 40. Zos. 2, 9), несмот­ря на то, что Мак­си­ми­ан выдал за него дочь свою Фав­сту, но зор­ко следил за ходом собы­тий, желая извлечь из него поль­зу для само­го себя. Кон­стан­тин посту­пил стро­го с тестем сво­им, бежав­шим из Рима, пото­му что послед­ний замыш­лял устра­нить его; при этом он выка­зы­вал совер­шен­но без­жа­лост­ный рас­чет, не обра­щая вни­ма­ния даже на узы род­ства и имел в виду толь­ко свои лич­ные выго­ды. Он заста­вил тестя бежать в Мас­си­лию, затем сдать­ся и при­нудил его к само­убий­ству или же велел его пове­сить. Eutr. 10, 3. Aur. Vict. Caes. 40. Когда ско­ро за тем после­до­ва­ла смерть Гале­рия, Кон­стан­тин пред­при­нял вой­ну про­тив осталь­ных сопра­ви­те­лей Лици­ния, Мак­си­ми­на и Мак­сен­ция и таким обра­зом про­ло­жил себе доро­гу к еди­но­вла­стию. Сына Мак­си­ми­а­но­ва, Мак­сен­ция, навлек­ше­го на себя общую нена­висть по всей Ита­лии, он победил после кро­ва­вой вой­ны в север­ной Ита­лии, осо­бен­но же в сра­же­нии при Таврине (Tau­ri­num). Eumen. pan. 8, 16. Eutr. 10, 3. Важ­ную поль­зу при­нес­ла ему в этой войне, как гово­рят, свя­щен­ная хоругвь (la­ba­rum) со зна­ме­нем кре­ста и моно­грам­мой име­ни Хри­сто­ва (Χ), уста­нов­лен­ная им в этом виде, пото­му что во сне ему явил­ся крест с над­пи­сью τού­τῳ νί­κα; это зна­мя, по уве­ре­нию хри­сти­ан, во вре­мя сра­же­ния упа­ло с неба и даро­ва­ло ему победу, вооду­ше­вив его вой­ско, состо­яв­шее частью из хри­сти­ан (312 г.); Euseb. vit. Con­st. 1, 27 слл. Еще раз раз­бил он Мак­сен­ция близ Рима, на реке Тиб­ре, в кото­рой Мак­сен­ций и погиб в 312 г.

Рим­ляне ока­за­ли вели­кие поче­сти победи­те­лю при его тор­же­ст­вен­ном въезде в 313 г.

После бра­ко­со­че­та­ния его сест­ры, Кон­стан­ции, с Лици­ни­ем (313 г.) и по смер­ти Мак­си­ми­на, вско­ре после того после­до­вав­шей, Кон­стан­тин на самом деле уже был пра­ви­те­лем всей Рим­ской импе­рии. Одна­ко он стре­мил­ся всту­пить в пра­ва совер­шен­но­го и неоспо­ри­мо­го вла­сти­те­ля. Eutr. 10, 5. Когда меж­ду ним и Лици­ни­ем воз­ник­ли спо­ры, он победил послед­не­го при Циба­ли­се в Пан­но­нии (8 октяб­ря 314 г.), затем при Мар­дии во Фра­кии и при­нудил его усту­пить ему часть сво­их вла­де­ний. Eutr. 10, 5. Zos. 2, 18 слл. Одна­ко после раз­лич­ных войн с гер­ман­ски­ми наро­да­ми нача­лась новая вой­на про­тив Лици­ния. Язы­че­ские писа­те­ли, будучи все­гда про­тив Кон­стан­ти­на, обви­ня­ют его и в этом слу­чае в веро­лом­стве, ковар­стве и вла­сто­лю­бии, меж­ду тем как хри­сти­ан­ские писа­те­ли воз­но­сят его до небес и смот­рят на все его вой­ны как на путь, веду­щий к иско­ре­не­нию язы­че­ства через конеч­ное тор­же­ство хри­сти­ан­ства. Кон­стан­тин выиг­рал сра­же­ние при Адри­а­но­по­ле, и в то же вре­мя сын его Кри­сп раз­бил флот Лици­ния (323 г.). Будучи совер­шен­но раз­бит в сра­же­нии при Хри­со­по­ле, ныне Ску­та­ри (18 сен­тяб­ря 324 г.), Лици­ний поко­рил­ся и вско­ре после того был убит, несмот­ря на то, что ему было дано клят­вен­ное обе­ща­ние в лич­ной без­опас­но­сти. Eutr. 10, 6. Aur. Vict. Caes. 41. Zos. 2, 22 слл. Кон­стан­тин достиг сво­ей цели: он теперь один вла­дел вели­кой, обшир­ной импе­ри­ей. Несмот­ря на то, что Кон­стан­тин вос­при­ял свя­тое кре­ще­ние лишь толь­ко в день смер­ти, вме­сте с ним вос­тор­же­ст­во­ва­ло и хри­сти­ан­ство, осо­бен­но после цер­ков­но­го собо­ра в Никее, в кото­ром он сам при­ни­мал уча­стие. Но его жесто­кое и бес­че­ло­веч­ное обра­ще­ние с бли­жай­ши­ми род­ст­вен­ни­ка­ми осквер­ни­ло его победу. Он при­ка­зал убить сво­его стар­ше­го и талант­ли­во­го сына Кри­спа, может быть побуж­ден­ный к тому сво­ей женой Фав­стой, кото­рая нена­виде­ла сво­его пасын­ка; точ­но так же умерт­вил он сына Лици­ни­е­ва, нако­нец, поняв неспра­вед­ли­вость сво­его поступ­ка отно­си­тель­но Кри­спа и когда его мать Еле­на ста­ла упре­кать его в жесто­ко­сти, он велел заду­шить пара­ми и Фав­сту. Zos. 2, 29. Amm. Marc. 14, 11, 20. Быть может, этот момент его жиз­ни и изму­чен­ная совесть обра­ти­ли его в хри­сти­ан­ство, от кото­ро­го он ожи­дал про­ще­ния гре­хов. Одно­вре­мен­но совер­шил Кон­стан­тин шаг, от кото­ро­го зави­се­ло после­дую­щее разде­ле­ние импе­рии, а имен­но: из Рима, кото­ро­го он сам не любил, как с дру­гой сто­ро­ны и жите­ли веч­но­го горо­да не были рас­по­ло­же­ны к нему, он пере­нес сто­ли­цу импе­рии в пре­крас­но рас­по­ло­жен­ную Визан­тию, нахо­дя­щу­ю­ся на гра­ни­це двух частей све­та, назвал город Кон­стан­ти­но­по­лем и обстро­ил его вели­ко­леп­ны­ми зда­ни­я­ми. После­до­вав­шие затем более спо­кой­ные годы были посвя­ще­ны улуч­ше­нию внут­рен­не­го устрой­ства государ­ства. Zos. 2, 33 слл. Aur. Vict. Caes. 41. Amm. Marc. 19, 2. 20, 10. Для луч­ше­го обо­зре­ния всей импе­рии он разде­лил в 333 и 335 гг. про­вин­ции меж­ду сво­и­ми сыно­вья­ми, кото­рых назна­чил цеза­ря­ми. В послед­ние годы сво­ей жиз­ни он соби­рал­ся вос­со­еди­нить с импе­ри­ей те части на Евфра­те, кото­рые были ото­рва­ны пер­са­ми, и уже воору­жал­ся к похо­ду про­тив пер­сид­ско­го царя Сапо­ра, как вдруг 22 мая 337 г. смерть пре­кра­ти­ла его жизнь в его нико­медий­ском лет­нем двор­це. Eutr. 10, 6 слл. Окре­щен­ный буду­щим сво­им био­гра­фом, епи­ско­пом Евсе­ви­ем, и при­ня­тый в лоно хри­сти­ан­ской церк­ви, он умер и был погре­бен в Кон­стан­ти­но­по­ле в собо­ре Св. Апо­сто­лов. Хри­сти­ан­ская цер­ковь при­чис­ли­ла его к лику Свя­тых, так как при его посред­стве она одер­жа­ла победу над язы­че­ст­вом; хри­сти­ан­ская рели­гия была при­зна­на гос­под­ст­ву­ю­щей, и Кон­стан­тин защи­тил ее осо­бен­ны­ми зако­на­ми, пре­иму­ще­ст­вен­но, милан­ским эдик­том в 313 г., кото­рым допус­ка­лось без­услов­но обра­ще­ние в хри­сти­ан­ство, меж­ду тем как уже годом ранее им вме­сте с Лици­ни­ем издан был эдикт о тер­пи­мо­сти всех рели­гий. Euseb. vit. Con­st. 8, 14. Кон­стан­тин в моло­до­сти отли­чал­ся кра­сотой и ред­ким муже­ст­вом и полу­чил впо­след­ст­вии хоро­шее обра­зо­ва­ние, но был не без недо­стат­ков, при­чи­ною кото­рых было отча­сти его вос­пи­та­ние, отча­сти обсто­я­тель­ства и сму­ты того вре­ме­ни. Мне­ния о нем были весь­ма раз­лич­ны, смот­ря по хри­сти­ан­ской или язы­че­ской точ­ке зре­ния писа­те­лей. Эпи­тет Вели­ко­го заслу­жи­ва­ет он не столь­ко за энер­гию, кото­рая была нуж­на для воз­об­нов­ле­ния рас­стро­ен­но­го государ­ства, как имен­но вслед­ст­вие тех затруд­не­ний, с кото­ры­ми при­шлось ему бороть­ся и за успеш­ное объ­еди­не­ние раз­роз­нен­ных частей государ­ства. Его заслу­ги ничуть не мало­важ­ны. Он обес­пе­чил судо­про­из­вод­ство, защи­щал под­дан­ных от при­тес­не­ний, покро­ви­тель­ст­во­вал нау­кам и искус­ствам, учредил учи­ли­ще в фини­кий­ском горо­де Бери­те и обра­зо­вал воен­ное устрой­ство, рас­пу­стив пре­то­ри­ан­цев, пред­став­ляв­ших власть в импе­рии, ввел новый порядок отно­си­тель­но чис­ла и поло­же­ния пол­ко­вод­цев и разде­лил все вой­ско на две части, из кото­рых одна долж­на была слу­жить для похо­дов, а дру­гая для сохра­не­ния спо­кой­ст­вия внут­ри стра­ны. Импе­ра­тор­ский двор он совер­шен­но пре­об­ра­зо­вал, может быть слиш­ком по образ­цу восточ­но­му. Он удер­жал уста­нов­лен­ное Дио­кле­ти­а­ном разде­ле­ние импе­рии на 4 глав­ные части (Восток и Еги­пет, Илли­рию со все­ми зем­ля­ми до Эгей­ско­го моря, Ита­лию с запад­ной Афри­кой и с зем­ля­ми до Дуная, Гал­лию с Бри­та­ни­ей и Испа­ни­ей); поста­вил во гла­ве их четы­рех намест­ни­ков и пере­дал им юрис­дик­цию, поли­цию и финан­со­вую часть. Эти намест­ни­ки состав­ля­ли как бы соеди­ни­тель­ное зве­но меж­ду под­дан­ны­ми и импе­ра­то­ром. Каж­дая часть разде­ля­лась на мень­шие про­вин­ции; каж­дый чинов­ник имел опре­де­лен­ный отли­чи­тель­ный знак, содер­жа­ние и титул. Кон­стан­тин так­же поло­жил новое устрой­ство сбо­ру пода­тей, но ввел при том и новые тяже­лые пошли­ны, имен­но взнос за полу­че­ние долж­но­стей и дру­гие нало­ги;

2) Кон­стан­тин II, его стар­ший сын, родив­ший­ся в 316 г. по Р. Х. и уже в сле­дую­щем году назна­чен­ный цеза­рем, полу­чил пре­вос­ход­ное вос­пи­та­ние. Он при­об­рел сла­ву в войне с сар­ма­та­ми, кото­рые были вынуж­де­ны про­сить мира. После смер­ти отца он полу­чил Гал­лию, Бри­та­нию и Испа­нию. Вско­ре после это­го всту­пил он в вой­ну со сво­им бра­том Кон­стан­том, кото­рая окон­чи­лась для него несчаст­ли­во: он был раз­бит при Акви­лее и погиб во вре­мя бег­ства в одной реке. Zos. 2, 21. 41;

3) Кон­стан­тин III, при гос­под­ст­ву­ю­щем бес­по­ряд­ке в запад­но-рим­ской импе­рии про­воз­гла­сил себя импе­ра­то­ром в 407 г. по Р. Х. в Гал­лии, Испа­нии и в сво­ем оте­че­стве Бри­та­нии и удер­жал­ся на неко­то­рое вре­мя при помо­щи гер­ман­ских пле­мен. Zos. 5, 27. 6, 2 слл. После смер­ти сво­его сына Кон­стан­та, за кото­рым Гоно­рий дол­жен был при­знать досто­ин­ство цеза­ря, он сра­жал­ся спер­ва с Герон­ти­ем, а потом с пол­ко­вод­цем Кон­стан­ци­ем, кото­рый при Аре­ла­те раз­бил как его само­го, так и его гер­ман­ские вспо­мо­га­тель­ные вой­ска. Захва­чен­ный в плен, Кон­стан­тин был каз­нен в Риме в 411 г. Oros. 7, 42.

См. также:
КОНСТАНТИН (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 337—338.
См. по теме: КОНСТАНТ • КОНСТАНЦИЙ • КЛЕЛИИ (КЛОЙЛИИ, КЛУИЛИИ) • КОММОД Луций Элий Аврелий •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отъезд императора из Рима (profectio).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Константина I.
Мрамор.
Ок. 325—370 гг.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Обращение императора к солдатам (adlocutio).
Рельеф на южной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора (clementia).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пленные варвары перед императором.
Рельеф на аттике южной стороны.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена люстрации.
Рельеф на аттике южной стороны.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Константина.
Мрамор. Вторая четв. IV в.
Рим, Латеранский музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Константина Великого из династической группы.
Мрамор. 312—324 гг.
Рим, Латеранский музей.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.

Рим, Римский Форум.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Константина.
Мрамор.
Ок. 325 г.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Внутренний двор.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Фоллис, медь
Константин I
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
2. Фоллис, медь
Константин I
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА