КОНСТАНТИ́Н
Constantinus,
1) C. Flavius Valerius Aurelius Claudius род. 28 февраля 274 г. по Р. Х. в городе Наисе, в Мезии или в Дрепане близ Никомедии. С юных лет он занят был военною службою, вследствие чего на его научное образование мало обращено было внимания. В то время когда отец его, Констанций, был назначен цезарем (292 г.), он состоял на службе у Диоклетиана и его соправителя (августа) Галерия и участвовал в войне, которую они вели на Востоке; Галерий, однако, боясь Констанция, относился с недоверием к Константину и после отречения Диоклетиана от престола не назначил его цезарем, а удерживал его при своем дворе до тех пор, пока не удалось отцу освободить Константина из этого положения. Немедленно после того Константин отправился к своему отцу и принял участие в походе против пиктов, которые вторглись в Британию. Zos. 2, 8. Заболев во время похода, Констанций, с согласия войска, назначил сына своим наследником, хотя Константин сначала этому и противился. Eumen. pan. 8, 4. В день смерти отца (25 июля 306 г.) войско провозгласило его императором, между тем как Галерий, затаив свою злобу, признал его только цезарем. Вслед за тем Константин разбил германцев на Рейне (Eutr. 10, 3) и обезопасил границы. В войне, возникшей между Галерием и старым Максимианом, который поддерживал своего сына, объявившего себя в Риме императором, умный Константин не принимал участия (Aur. Vict. Caes. 40. epit. 40. Zos. 2, 9), несмотря на то, что Максимиан выдал за него дочь свою Фавсту, но зорко следил за ходом событий, желая извлечь из него пользу для самого себя. Константин поступил строго с тестем своим, бежавшим из Рима, потому что последний замышлял устранить его; при этом он выказывал совершенно безжалостный расчет, не обращая внимания даже на узы родства и имел в виду только свои личные выгоды. Он заставил тестя бежать в Массилию, затем сдаться и принудил его к самоубийству или же велел его повесить. Eutr. 10, 3. Aur. Vict. Caes. 40. Когда скоро за тем последовала смерть Галерия, Константин предпринял войну против остальных соправителей Лициния, Максимина и Максенция и таким образом проложил себе дорогу к единовластию. Сына Максимианова, Максенция, навлекшего на себя общую ненависть по всей Италии, он победил после кровавой войны в северной Италии, особенно же в сражении при Таврине (Taurinum). Eumen. pan. 8, 16. Eutr. 10, 3. Важную пользу принесла ему в этой войне, как говорят, священная хоругвь (labarum) со знаменем креста и монограммой имени Христова (Χ), установленная им в этом виде, потому что во сне ему явился крест с надписью τούτῳ νίκα; это знамя, по уверению христиан, во время сражения упало с неба и даровало ему победу, воодушевив его войско, состоявшее частью из христиан (312 г.); Euseb. vit. Const. 1, 27 слл. Еще раз разбил он Максенция близ Рима, на реке Тибре, в которой Максенций и погиб в 312 г.
Римляне оказали великие почести победителю при его торжественном въезде в 313 г.
После бракосочетания его сестры, Констанции, с Лицинием (313 г.) и по смерти Максимина, вскоре после того последовавшей, Константин на самом деле уже был правителем всей Римской империи. Однако он стремился вступить в права совершенного и неоспоримого властителя. Eutr. 10, 5. Когда между ним и Лицинием возникли споры, он победил последнего при Цибалисе в Паннонии (8 октября 314 г.), затем при Мардии во Фракии и принудил его уступить ему часть своих владений. Eutr. 10, 5. Zos. 2, 18 слл. Однако после различных войн с германскими народами началась новая война против Лициния. Языческие писатели, будучи всегда против Константина, обвиняют его и в этом случае в вероломстве, коварстве и властолюбии, между тем как христианские писатели возносят его до небес и смотрят на все его войны как на путь, ведущий к искоренению язычества через конечное торжество христианства. Константин выиграл сражение при Адрианополе, и в то же время сын его Крисп разбил флот Лициния (323 г.). Будучи совершенно разбит в сражении при Хрисополе, ныне Скутари (18 сентября 324 г.), Лициний покорился и вскоре после того был убит, несмотря на то, что ему было дано клятвенное обещание в личной безопасности. Eutr. 10, 6. Aur. Vict. Caes. 41. Zos. 2, 22 слл. Константин достиг своей цели: он теперь один владел великой, обширной империей. Несмотря на то, что Константин восприял святое крещение лишь только в день смерти, вместе с ним восторжествовало и христианство, особенно после церковного собора в Никее, в котором он сам принимал участие. Но его жестокое и бесчеловечное обращение с ближайшими родственниками осквернило его победу. Он приказал убить своего старшего и талантливого сына Криспа, может быть побужденный к тому своей женой Фавстой, которая ненавидела своего пасынка; точно так же умертвил он сына Лициниева, наконец, поняв несправедливость своего поступка относительно Криспа и когда его мать Елена стала упрекать его в жестокости, он велел задушить парами и Фавсту. Zos. 2, 29. Amm. Marc. 14, 11, 20. Быть может, этот момент его жизни и измученная совесть обратили его в христианство, от которого он ожидал прощения грехов. Одновременно совершил Константин шаг, от которого зависело последующее разделение империи, а именно: из Рима, которого он сам не любил, как с другой стороны и жители вечного города не были расположены к нему, он перенес столицу империи в прекрасно расположенную Византию, находящуюся на границе двух частей света, назвал город Константинополем и обстроил его великолепными зданиями. Последовавшие затем более спокойные годы были посвящены улучшению внутреннего устройства государства. Zos. 2, 33 слл. Aur. Vict. Caes. 41. Amm. Marc. 19, 2. 20, 10. Для лучшего обозрения всей империи он разделил в 333 и 335 гг. провинции между своими сыновьями, которых назначил цезарями. В последние годы своей жизни он собирался воссоединить с империей те части на Евфрате, которые были оторваны персами, и уже вооружался к походу против персидского царя Сапора, как вдруг 22 мая 337 г. смерть прекратила его жизнь в его никомедийском летнем дворце. Eutr. 10, 6 слл. Окрещенный будущим своим биографом, епископом Евсевием, и принятый в лоно христианской церкви, он умер и был погребен в Константинополе в соборе Св. Апостолов. Христианская церковь причислила его к лику Святых, так как при его посредстве она одержала победу над язычеством; христианская религия была признана господствующей, и Константин защитил ее особенными законами, преимущественно, миланским эдиктом в 313 г., которым допускалось безусловно обращение в христианство, между тем как уже годом ранее им вместе с Лицинием издан был эдикт о терпимости всех религий. Euseb. vit. Const. 8, 14. Константин в молодости отличался красотой и редким мужеством и получил впоследствии хорошее образование, но был не без недостатков, причиною которых было отчасти его воспитание, отчасти обстоятельства и смуты того времени. Мнения о нем были весьма различны, смотря по христианской или языческой точке зрения писателей. Эпитет Великого заслуживает он не столько за энергию, которая была нужна для возобновления расстроенного государства, как именно вследствие тех затруднений, с которыми пришлось ему бороться и за успешное объединение разрозненных частей государства. Его заслуги ничуть не маловажны. Он обеспечил судопроизводство, защищал подданных от притеснений, покровительствовал наукам и искусствам, учредил училище в финикийском городе Берите и образовал военное устройство, распустив преторианцев, представлявших власть в империи, ввел новый порядок относительно числа и положения полководцев и разделил все войско на две части, из которых одна должна была служить для походов, а другая для сохранения спокойствия внутри страны. Императорский двор он совершенно преобразовал, может быть слишком по образцу восточному. Он удержал установленное Диоклетианом разделение империи на 4 главные части (Восток и Египет, Иллирию со всеми землями до Эгейского моря, Италию с западной Африкой и с землями до Дуная, Галлию с Британией и Испанией); поставил во главе их четырех наместников и передал им юрисдикцию, полицию и финансовую часть. Эти наместники составляли как бы соединительное звено между подданными и императором. Каждая часть разделялась на меньшие провинции; каждый чиновник имел определенный отличительный знак, содержание и титул. Константин также положил новое устройство сбору податей, но ввел при том и новые тяжелые пошлины, именно взнос за получение должностей и другие налоги;
2) Константин II, его старший сын, родившийся в 316 г. по Р. Х. и уже в следующем году назначенный цезарем, получил превосходное воспитание. Он приобрел славу в войне с сарматами, которые были вынуждены просить мира. После смерти отца он получил Галлию, Британию и Испанию. Вскоре после этого вступил он в войну со своим братом Константом, которая окончилась для него несчастливо: он был разбит при Аквилее и погиб во время бегства в одной реке. Zos. 2, 21. 41;
3) Константин III, при господствующем беспорядке в западно-римской империи провозгласил себя императором в 407 г. по Р. Х. в Галлии, Испании и в своем отечестве Британии и удержался на некоторое время при помощи германских племен. Zos. 5, 27. 6, 2 слл. После смерти своего сына Константа, за которым Гонорий должен был признать достоинство цезаря, он сражался сперва с Геронтием, а потом с полководцем Констанцием, который при Арелате разбил как его самого, так и его германские вспомогательные войска. Захваченный в плен, Константин был казнен в Риме в 411 г. Oros. 7, 42.
|
||
1.
Фоллис, медь Константин I Карфаген, 307 г. | ||
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках. В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ. | ||
2.
Фоллис, медь Константин I Аквилея, 307 г. | ||
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок. В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ. |