ТИАРА
TIARA. Греки знали тиару (τιάρα или τιάρας) только как персидский головной убор. Геродот, в отличие от большинства античных авторов обладавший сведениями по этому вопросу из первых рук, сообщает, что тиары были из мягкого войлока (VII. 61, τιάρας καλεομένους πίλους ἀπαγέας[1]: ср. III. 12), и персы носили их не только на войне, но и в более мирной обстановке — во время жертвоприношений (I. 132: ср. Serv. ad Aen. VII. 247). Более поздние авторы добавляют, что это был особый головной убор магов (Paus. 5. 27, 6; Strabo, XV. с. 734). Единственное упоминание о форме тиары содержится у Ксенофонта, который сравнивает с ними некие кожаные шлемы с султаном посередине (Anab. V. 4, 13, κράνη σκύτινα κρώβυλον ἔχοντα κατὰ μέσον ἐγγύτατα τιαροειδῆ[2]).
Впрочем, один конкретный тип — прямая тиара — часто упоминается как особый символ великого царя; больше никому не дозволялось носить её (Xen. Anab. II. 5, 23). Аристофан упоминает её под названием «прямая кирбасия» (κυρβασίαν ὀρθήν, Av. 487) и сравнивает с петушиным гребешком. Это сравнение позволяет нам идентифицировать её с головным убором Дария на знаменитой южноиталийской вазе в Неаполитанском музее. Она явно богато украшена драгоценными камнями (ср. Val. Flacc. VI. 699), хотя мы не можем разглядеть диадему, которая иногда её окружает (ср. Xen. Cyrop. VIII. 3, 13, εἶχε (Κῦρος) δὲ καὶ διάδημα περὶ τῇ τιάρᾳ[3]). Тиара, которую Ксеркс во время бегства после битвы при Саламине подарил жителям Абдеры, была отделана золотом (Herod. VIII. 120, δωρησάμενος τιήρῃ χρυσοπάστῳ[4]) и, несомненно, имела царскую форму. Обычную тиару носит юноша, стоящий на вазовой росписи позади Дария; это войлочная шапка, известная нам как фригийская. Она длинная и коническая, её верхушка спадает вперёд, надо лбом владельца, и как и прямая тиара, она имеет ленты по обеим сторонам от ушей, так что позднее греки использовали её как капюшон. Созомен (
с.840 Некоторые споры вызвал вопрос о том, идентична ли кирбасия тиаре, но вышеуказанный фрагмент из Аристофана и употребление этого слова у Геродота (V. 49), по-видимому, не оставляют в этом сомнений. Единственный пассаж, который противоречит данной точке зрения — это описание сакских шапок у Геродота: они прямые, жёсткие и остроконечные (VII. 64, Σάκαι… κυρβασίας ἐξ ὀξὺ ἀπιγμένας ὀρθὰς εἶχος πεπηγυίας[7]), скифские, а не персидские, и это слово вполне можно использовать при описании шапок из войлока или овечьей кожи, которые до наших дней носят татары и другие азиатские племена.
Тиара. (С монеты Тиграна, царя Армении, 83— |
Тиара. (С монеты Абгара, царя Эдессы). |
Все римские авторы используют это слово в широком смысле и считают, что это преимущественно головной убор фригийцев — как мужчин, так и женщин (Juv. VI. 516). Так, в греко-римском искусстве её обычно носят Парис, Митра и другие азиатские персонажи, тогда как царская тиара достаётся Приаму (Verg. Aen. VII. 246 и Serv. ad loc.; Juv. X. 267). Интересно отметить, что в южноиталийской вазовой росписи (Baumeister, Denkmäler, рис. 792) Приам, оплакивающий павшего Гектора, имеет на голове прямую тиару с «петушиным гребешком».
Более поздние авторы считают тиару парфянским головным убором (Sidonius, Carm. VII. 98; XXIII. 258), а церковные авторы называют так епископскую митру (ср. Hieron. Ep. 64, n. 13; Eucher. Instr. 2, 10). Нет нужды говорить, что она не связана с митрой (μίτρα), которая известна классическим авторам как азиатская [Mitra].
|
||
1.
Дидрахма, серебро Калигула Цезарея Каппадокийская, 37—38 гг. | ||
АВЕРС: GERMANICVS CAESAR TI. AVG. F. COS. II — обнаженная голова Германика вправо. РЕВЕРС: Германик, в доспехах, стоит справа почти во фронт, голова влево, держит копье в левой руке, правой рукой надевает тиару на голову Артаксия, который стоит во фронт слева, подняв правую руку к своей голове — как будто прилаживает тиару. ARTAXIAS — в поле, слева, вертикально сверху вниз. GERMANICVS — в поле, справа, вертикально сверху вниз. | ||
2.
Дистатер, серебро Никокл Пафос, 325—309 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Афродиты, обращенная влево, в искусной тиаре, состоящей из стенного венца с четырьмя башнями, ограждающего полос, украшенный пальметтами и колечками; она носит серьги в форме диска с тройным кулоном и жемчужное ожерелье; позади шеи Π ΒΑ. РЕВЕРС: ΝΙΚΟΚΛΕΟΥΣ ΠΑΦΙΟΝ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, с плащом через плечо, сидит влево на омфале, держа стрелу в правой руке и лук, поставленный на землю, в левой; слева лавровая ветвь. |