Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИСК

Dis­cus, δίσ­κος, пра­виль­ный или про­дол­го­ва­тый мета­тель­ный кру­жок, тол­щи­на кото­ро­го умень­ша­лась в направ­ле­нии к его окруж­но­сти, без руко­ят­ки; если сде­лан был из кам­ня, то в соб­ст­вен­ном смыс­ле назы­вал­ся δίσ­κος, а так­же λί­θος или λᾶς (Hom. Od. 8, 190 и др. местах), а если из желе­за (в таком слу­чае, веро­ят­но, бо́льших раз­ме­ров) — σό­λος (Hom. Il. 23, 826 и др. места), хотя такое раз­ли­чие дела­ет­ся не все­ми древни­ми тол­ко­ва­те­ля­ми. Игра в диск (δισ­κο­βολία), столь люби­мая древни­ми гре­ка­ми (и совре­мен­ны­ми, осо­бен­но пали­ка­ра­ми), состо­я­ла в том, что кру­жок бро­са­ли на опре­де­лен­ное рас­сто­я­ние или же как мож­но даль­ше; кто бро­сал даль­ше, тот счи­тал­ся победи­те­лем, неза­ви­си­мо от того, был ли рань­ше отме­чен знач­ком (σῆ­μα) пре­дел или нет. Если не было знач­ка, то отме­ча­ли место, где диск при паде­нии впер­вые кос­нул­ся зем­ли, и победа затем зави­се­ла от вели­чи­ны пере­бро­шен­но­го рас­сто­я­ния, отто­го ὑπερ­βάλ­λειν = пре­вос­хо­дить.

«При мета­нии дис­ка верх­няя часть туло­ви­ща накло­ня­лась впе­ред, пред­став­ляя более или менее зна­чи­тель­ный изгиб в пра­вую сто­ро­ну, при­чем голо­ва накло­ня­лась впра­во и вниз настоль­ко, что гла­за мог­ли видеть левую сто­ро­ну верх­ней части туло­ви­ща. Пра­вая рука дви­га­лась спер­ва сни­зу назад до высоты плеч и затем опи­сы­ва­ла при быст­ром дви­же­нии впе­ред дугу, таким обра­зом сооб­щая дис­ку взмах в направ­ле­нии сни­зу вверх (δίσ­κος κα­τωμά­διος, Hom. Il. 23, 431). Центр тяже­сти тела во вре­мя раз­ма­ха опи­рал­ся то на пра­вую, то на левую ногу; в этот момент коле­но левой ноги несколь­ко сги­ба­лось, а меж­ду тем пра­вая нога еще силь­нее пода­ва­лась назад или же с неболь­шим изги­бом выстав­ля­лась впе­ред. Метаю­щий затем делал один шаг или несколь­ко шагов впе­ред в направ­ле­нии выле­таю­ще­го из руки дис­ка» (Fried­rich, Rea­lien in der Il. und Od. стр. 351 сл.). Полет дис­ка сопро­вож­дал­ся шумом и сви­стом, так как он, бла­го­да­ря сво­ей чече­ви­це­об­раз­ной фор­ме, про­ре­зы­вал воздух с боль­шой быст­ро­той и силой. Это упраж­не­ние было хоро­шим при­готов­ле­ни­ем для вой­ны и в осо­бен­но­сти для при­об­ре­те­ния навы­ка к мет­ко­му мета­нию кам­ня­ми. Опи­са­ние состя­за­ния дис­ком нахо­дит­ся Stat. Theb. 6, 646 слл. Меж­ду ста­ту­я­ми, изо­бра­жав­ши­ми мета­те­ля дис­ка (δισ­κο­βόλος), самая зна­ме­ни­тая была тво­ре­ни­ем Миро­на (см. Sculpto­res, 7). Ср. впро­чем Gym­na­sium.

См. также:
ДИСКОМЕТАНИЕ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 417.
См. по теме: ДОЛИХ • ДРОМОС • ДИАВЛ • ЦЕСТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол Ланчелотти.
Паросский мрамор.
Римская копия с оригинала Мирона V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Атлет с диском.
Краснофигурная амфора (с загнутыми ручками). Аттика.
Мастер Клеофрада.
Глина. 490—480 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол.
Мрамор.
Римская копия II в. с бронзового оригинала Мирона ок. 460 г. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал биги, 21.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол.
Мрамор.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол Мирона.
Современная реконструкция оригинальной статуи V в. до н. э.
Скомбинированные гипсовые слепки, окрашенные под бронзу.
Рим, Музей классического искусства (гипсотека) Римского университета «Сапиенца».
6. КЕРАМИКА. Греция.
Атлет с диском.
Краснофигурная пелика. Аттика.
Мастер Геры.
Глина. 490—480 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Атлет с диском (дискофор).
Пентелийский (?) мрамор.
Римская работа по образцу статуи работы Поликлета либо Навкида с Аргоса ок. 400—390 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал биги, 17.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол, метающий диск.
Мрамор.
Римская копия II в. с бронзового оригинала Мирона ок. 460 г. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал биги, 21.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Дискобол.
Краснофигурный килик. Аттика.
Приписывается стилю мастера Эпелия.
Ок. 500 г. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Музыка в спорте, дискобол и кулачный боец.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Художник Эпиктет, гончар Памфей.
Глина.
Ок. 520 г. до н. э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА