ПРОПРЕТОР (PROPRAETOR). Пропретура, как и проконсульство, формально представляла собой делегирование преторского империя там, где конституционный принцип только и допускал такое делегирование — то есть, за пределами померия; но обычно вместо предоставления нового военного империя (imperium militiae) предпочитали продление уже существующего империя (prorogatio). Титул pro praetore, видимо, действительно был старше титула pro consule. Как титул praetor относился первоначально ко всем магистратам, требовавшим повиновения от армии в силу своего империя (Pseud.-Ascon. in Verrin. p. 168; Festus, p. 161), так и титул pro praetor применялся к полководцу, которому эта власть была делегирована; поэтому Дионисий (IX. 12) называет уполномоченного офицера, которого консулы назначили командовать резервом, ἀντιστρατηγός (propraetor), и скорее всего, именно таков был оригинальный титул, а не proconsul, указанный Ливием (III. 4). Это представление о пропретуре как о делегированном военном империи никогда не исчезало. Например, когда военный империй требовалось предоставить человеку, который не занимал магистратуры или занимал лишь младшую, он обычно предоставлялся с титулом pro praetore. Цезарь предоставил этот титул Марку Антонию, когда он ещё был трибуном, для военного командования в Италии (Cic. ad Att. X. 8a); а Октавиан, не занимавший никаких магистратур, получил титул пропретора от сената для борьбы с Антонием (Suet. Oct. 10).
Но пропретуру как постоянную должность вызвали к жизни потребности провинциального управления. Когда число римских провинций превысило четыре первоначальных, куда назначались особые преторы, вошло в обычай продление империя двух городских преторов. Впоследствии управление провинциями было отделено от административных обязанностей претора, и провинции распределялись между бывшими консулами и преторами, причём пропреторы получали провинции, где требовалось меньше всего войск. В качестве наместников провинций они облекались империем, с соблюдением тех же обрядов, что и при предоставлении империя для военного командования; особое место среди них занимали религиозные церемонии обетов (vota) и птицегаданий (auspicia) с.502 (Cic. in Verr. V. 13, 14; Festus. l. c.) и куриатный закон (Lex Curiata), то есть народное одобрение всех магистратов с империем (magistratus cum imperio, Cic. de Lege Agr. II. 11. 26). Продолжительность империя претора теперь, как правило, составляла два года: один год претор проводил в должности в городе, второй — в качестве наместника провинции; это разделение командований первым формально признал Сулла (Корнелиев закон об управлении провинциями, Lex Cornelia de provinciis ordinandis), и был установлен годичный срок правления наместника. (О том, как пропреторы управляли провинциями см.: Provincia). Постановление сената (senatusconsultum), принятое в 52 г. до н. э., повлияло на пропреторов так же, как и на проконсулов [Proconsul]. Теперь пропретор покидал Рим и принимал командование в провинции только через пять лет после окончания срока его должности в городе (Dio Cass. XL. 30. 1; 46. 2). Хотя распределение провинций между пропреторами и проконсулами регулировалось конституционным обычаем, а интервалы между городским и провинциальным командованием — законом, всё же сенат посредством постановления мог повлиять на обычное распределение. В 51 г. до н. э. было принято постановление сената о том, что все претории, имеющие право на провинциальное командование, должны отправиться в провинции, а если преториев с пятилетним стажем окажется недостаточно, то следует посылать преториев с меньшим стажем, в порядке старшинства (Cic. ad Att. VIII. 8, 8). В результате от управления были отстранены консуляры, имевшие на него право в силу истекшего после их должности пятилетнего интервала (Caes. Bell. Civ. 1, 6).
Когда в эпоху Империи провинции были разделены на сенатские и императорские, республиканская система превратилась в свою противоположность: военные провинции поручали наместникам с титулом pro praetore, невоенные — проконсулам. В последних, однако, мы встречаем сенатских проконсулов в сопровождении легатов проконсула с пропреторскими полномочиями (legati proconsulis pro praetore). Они были советниками (πάρεδρος, Dio Cass. LIII. 14, 7) сенатского наместника и все в равной мере назывались пропреторами, хотя некоторые могли быть консулярами. В сенатские провинции высшего класса, то есть, в Азию и Африку, которыми всегда управляли консуляры, направлялось по три таких легата пропретора; провинциями низшего класса, например, Сицилией или Бетикой, управляли проконсулы в ранге претория, которых сопровождал один такой легат. Их выбирали сами проконсулы с одобрения принцепса; во второстепенных сенатских провинциях эти пропреторы могли быть преториями; в первостепенных — консулярами (Dio Cass. ib.).
Титул «квестор пропретор» (quaestor pro praetore) связан с сенатским управлением. Он может означать одну из трёх должностей. В эпоху Республики магистрат с этим титулом либо 1) замещал в провинции отсутствующего или умершего начальника, временно исполняя обязанности наместника (Sall. Jug. 103; ср. ib. 36), и из этих примеров видно, что квестор принимал этот титул, даже если командовал вместо проконсула; либо 2) оставаясь всего лишь квестором, получал независимое командование от сената или народа; Катон носил этот титул, когда был направлен для присоединения Кипра в 58 г. до н. э. (Vell. 2. 45; ср. CIL I. 4, 598); либо 3) в эпоху Империи в сенатской провинции такой титул носил квестор, который был финансовым чиновником в данной провинции, как известно из надписей, в которых титул quaestor pro praetore встречается рядом с титулом его начальника-проконсула (Orelli, 151). Возможны два объяснения такого положения дел. Быть может, его принимали в число преториев (adlectus inter praetorios), потому что остальные видные члены штаба, легаты, были пропреторами; или, что более вероятно, этот титул предоставлялся ему потому, что он являлся провинциальным представителем руководителя римской казны (aerarium), которой в эпоху Империи заведовал не квестор, а претор.
Все наместники императорских провинций в эпоху Империи были легатами пропреторами Цезаря (legati Caesaris pro praetore). Их управление не было независимым командованием; они являлись легатами императора, поэтому не могли иметь проконсульского империя, которым был облечён принцепс, и, следовательно, не могли быть проконсулами. Императорские провинции, подобно сенаторским, делились на первостепенные и второстепенные. В первостепенные, такие, как Сирия и две Германии, направляли консуляров; во второстепенные, такие, как Аквитания и Галатия, — преториев; но все эти наместники в любом случае назывались пропреторами (Dio Cass. LIII. 13, 5), а те из них, что ранее были консулами, прибавляли титул «консуляр» (vir consularis) или «легат-консуляр» (consularis legatus). Эти пропреторские наместничества не имели определённого срока, и их продолжительность зависела от решения императора (Dio Cass. LIII. 13, 6; Tac. Ann. I. 80), а сами эти наместники получали установленное жалованье из императорской казны (Dio Cass. LII. 23, 1). Все императорские провинции предполагали военное командование; поэтому легаты Цезаря носили военную одежду и меч (Dio Cass. LIII. 13, 6), в отличие от проконсулов сенаторских провинций.