ХРАМ ЮПИТЕРА СТАТОРА (aedes Iovis Statoris; Плиний: templum). Храм, который построил Квинт Цецилий Метелл Македонский после своего триумфа в 146 г., вместе с храмом Юноны Царицы и окружавшим их портиком Метелла (q. v.; Vell. I. 11. 3). Его называли «Метелловым храмом Юпитера» (aedes Iovis Metellina; Fest. 363) и храмом Метелла (Plin. NH. XXXVI. 40; CIL. VI. 8708). Он находился в портике Метелла (Vitr. III. 2. 5), рядом с Фламиниевым цирком (Macrob. III. 4. 2; Fasti Urbin. CIL. I2. P. 252, 339), и известно его точное местоположение — под церковью Санта-Мария-ин-Кампителли. Храм Юноны находился прямо к западу от него, на противоположной стороне Виа-делла-Трибуна-ди-Сампителли. Веллей (loc. cit.) не сообщает прямо, что оба храма построил Метелл, но из его пассажа логично следует такой вывод. Сообщается также, что Метелл первым построил в Риме храм целиком из мрамора, и это утверждение, вероятно, относится к обоим зданиям. Перед с.305 храмами Метелл поставил конные статуи полководцев Александра работы Лисиппа, а внутри них — знаменитые произведения искусства (Fest. 363; Plin. NH. XXXVI. 24, 34, 40). Согласно Витрувию (III. 2. 5), архитектором храма Юпитера был Гермодор с Саламина (Münzer F. Hermodoros // RE. Bd. VIII. 1912. Sp. 861—
После 14 г. до н. э. Август либо перестроил портик Метелла, либо заменил его портиком Октавии (q. v.), и, вероятно, тогда же восстановил оба храма. Храм Юпитера упоминается в недатированной надписи эпохи Империи (CIL. VI. 8708: aedituus de aede Iovis porticus Octaviae[1]), а в «Нотиции» отнесён к IX району под рубрикой Aedes (в «Куриросе» не упомянут). Эти храмы изображены также на фрагменте (33) Мраморного плана: храм Юноны — шестиколонный простиль, а храм Юпитера — шестиколонный и периптерический, но по бокам имеет десять колонн вместо указанных Витрувием одиннадцати (см. выше). Это несоответствие может объясняться какими-то изменениями, которые Август внёс в ходе реставрации. Лульи полагает, что храмы восстановил Север, вместе с портиком Октавии (Lugli G. La Zona Archeologica di Roma. Roma, 1925. P. 229).
Сохранившиеся руины храмов почти полностью скрыты под современными домами на Виа-ди-Сант-Анджело-ин-Пескерия и состоят в основном из подземных структур и травертиновых и кирпичных стен, с фрагментами мраморных колонн и антаблемента. В доме 1 по этой улице можно увидеть три каннелированные колонны из белого мрамора, высотой 12,5 м и диаметром 1,25 м, с коринфскими капителями и антаблементом, — они относятся к храму Юноны. Об истории этих храмов после IV в. ничего не известно. (Jordan H. Op. cit. S. 538—