ХРАМ ЮПИТЕРА СТАТОРА (aedes Iovis Statoris (2)) (Рис. 70, 71) — храм во Фламиниевом цирке (Macrob. Sat. III. 4. 2), архитектором которого в рукописях Витрувия назван Гермодий; это имя обычно исправляют на «Гермодор» (как впервые предложил Турнеб), хотя против этого приведены очень убедительные аргументы, и по логике вещей этот храм должен быть построен раньше храма Юноны Царицы (см. Iuno Regina, Aedes [3]), который стоял к западу от него и вряд ли может быть иным строением, чем храм Юноны Царицы, построенный Марком Эмилием Лепидом и посвящённый в 187 г. до н. э. Витрувий описывает храм Юпитера Статора как шестиколонный и периптерический, с одиннадцатью колоннами по боковым сторонам, причём расстояние между колоннами было равно ширине боковой колоннады (pteron) (Vitruv. III. 2. 5). Культовую статую создали Поликл и Дионисий, сыновья Тимархида (Plin. HN. XXXVI. 35).
После своего триумфа в 146 г. до н. э. Квинт Метелл Македонский окружил оба храма портиком (см. Porticus Metelli); скорее всего, это был первый портик в Риме, имеющий больше одного крыла. При этом его главная цель, видимо, состояла в том, чтобы обеспечить подобающую обстановку для группы из тридцати четырёх конных статуй работы Лисиппа, которую некогда заказал Александр, чтобы увековечить своих воинов, павших при Гранике, а Метелл привёз в Рим как македонскую добычу (Vell. Pat. I. 11. 3—
После смерти Марцелла, племянника и зятя Августа, его мать Октавия перестроила в его честь портик Метелла и храмы внутри него (Ovid. Ars Am. I. 69) и добавила к ним курию, библиотеки и множество произведений искусства (см. Porticus Octaviae). Видимо, примерно к этому времени относится рассказанная Плинием легенда о том, что эти храмы построили спартанские архитекторы Савр и Батрах, которые надеялись, что их имена увековечат в надписи, а когда этого не произошло, подписали свою работу, вырезав фигуры ящерицы и лягушки на круглых базах колонн (in spiris columnarum; Plin. HN. XXXVI. 42—
Храм Октавии сгорел при Тите, а Домициан, видимо, его восстановил. Поскольку Септимий Север восстановил портик Октавии и храм Юноны Царицы, представляется вероятным, что он восстановил и храм Юпитера Статора. Он изображён на Мраморном плане (Carettoni G., Colini
Храм Юпитера Статора, видимо, фигурировал в фастах 5 сентября (Degrassi A. Fasti Anni Numani et Iuliani (Inscriptiones Italiae 13. 2). Roma, 1963. P. 508) и 23 сентября (Degrassi A. Op. cit. P. 512). Первый день — это, вероятно, изначальная дата посвящения, второй — день посвящения храма, перестроенного Октавией. В «Нотиции» он назван в IX районе, но затем исчезает из истории, и совершенно неизвестно, как он был разрушен.
Boyd M. J. The Porticoes of Metellus and Octavia and Their Two Temples // PBSR. Vol. 21. 1953. P. 152—