Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ ЮПИТЕРА СТАТОРА (aedes Iovis Sta­to­ris (2)) (Рис. 70, 71) — храм во Фла­ми­ни­е­вом цир­ке (Mac­rob. Sat. III. 4. 2), архи­тек­то­ром кото­ро­го в руко­пи­сях Вит­ру­вия назван Гер­мо­дий; это имя обыч­но исправ­ля­ют на «Гер­мо­дор» (как впер­вые пред­ло­жил Тур­неб), хотя про­тив это­го при­веде­ны очень убеди­тель­ные аргу­мен­ты, и по логи­ке вещей этот храм дол­жен быть постро­ен рань­ше хра­ма Юно­ны Цари­цы (см. Iuno Re­gi­na, Aedes [3]), кото­рый сто­ял к запа­ду от него и вряд ли может быть иным стро­е­ни­ем, чем храм Юно­ны Цари­цы, постро­ен­ный Мар­ком Эми­ли­ем Лепидом и посвя­щён­ный в 187 г. до н. э. Вит­ру­вий опи­сы­ва­ет храм Юпи­те­ра Ста­то­ра как шести­ко­лон­ный и перип­те­ри­че­ский, с один­на­дца­тью колон­на­ми по боко­вым сто­ро­нам, при­чём рас­сто­я­ние меж­ду колон­на­ми было рав­но ширине боко­вой колон­на­ды (pte­ron) (Vit­ruv. III. 2. 5). Куль­то­вую ста­тую созда­ли Поликл и Дио­ни­сий, сыно­вья Тимар­хида (Plin. HN. XXXVI. 35).

После сво­его три­ум­фа в 146 г. до н. э. Квинт Метелл Македон­ский окру­жил оба хра­ма пор­ти­ком (см. Por­ti­cus Me­tel­li); ско­рее все­го, это был пер­вый пор­тик в Риме, име­ю­щий боль­ше одно­го кры­ла. При этом его глав­ная цель, види­мо, состо­я­ла в том, чтобы обес­пе­чить подо­баю­щую обста­нов­ку для груп­пы из трид­ца­ти четы­рёх кон­ных ста­туй работы Лисип­па, кото­рую неко­гда зака­зал Алек­сандр, чтобы уве­ко­ве­чить сво­их вои­нов, пав­ших при Гра­ни­ке, а Метелл при­вёз в Рим как македон­скую добы­чу (Vell. Pat. I. 11. 3—4). Эти ста­туи сто­я­ли напро­тив хра­мов. В хра­ме Юпи­те­ра Ста­то­ра хра­ни­лись и дру­гие про­из­веде­ния искус­ства: «Олимп, борю­щий­ся с Паном» работы Гелио­до­ра, «Купаю­ща­я­ся Вене­ра» работы Дедал­са и «Стоя́щая Вене­ра» работы Поли­хар­ма (Plin. HN. XXXVI. 35).

После смер­ти Мар­цел­ла, пле­мян­ни­ка и зятя Авгу­ста, его мать Окта­вия пере­стро­и­ла в его честь пор­тик Метел­ла и хра­мы внут­ри него (Ovid. Ars Am. I. 69) и доба­ви­ла к ним курию, биб­лио­те­ки и мно­же­ство про­из­веде­ний искус­ства (см. Por­ti­cus Oc­ta­viae). Види­мо, при­мер­но к это­му вре­ме­ни отно­сит­ся рас­ска­зан­ная Пли­ни­ем леген­да о том, что эти хра­мы постро­и­ли спар­тан­ские архи­тек­то­ры Савр и Бат­рах, кото­рые наде­я­лись, что их име­на уве­ко­ве­чат в над­пи­си, а когда это­го не про­изо­шло, под­пи­са­ли свою работу, выре­зав фигу­ры яще­ри­цы и лягуш­ки на круг­лых базах колонн (in spi­ris co­lum­na­rum; Plin. HN. XXXVI. 42—43). Кро­ме того, отдел­ка хра­ма Юпи­те­ра Ста­то­ра по харак­те­ру была жен­ской и пред­на­зна­ча­лась для Юно­ны Цари­цы, но носиль­щи­ки ошиб­лись и поста­ви­ли ста­туи божеств не в те хра­мы. Пер­вая леген­да воз­ник­ла пото­му, что на хра­мах не было над­пи­сей (Vell. Pat. I. 11. 3); вто­рая необъ­яс­ни­ма.

Храм Окта­вии сго­рел при Тите, а Доми­ци­ан, види­мо, его вос­ста­но­вил. Посколь­ку Сеп­ти­мий Север вос­ста­но­вил пор­тик Окта­вии и храм Юно­ны Цари­цы, пред­став­ля­ет­ся веро­ят­ным, что он вос­ста­но­вил и храм Юпи­те­ра Ста­то­ра. Он изо­бра­жён на Мра­мор­ном плане (Ca­ret­to­ni G., Co­li­ni A. M., Coz­za L., Gat­ti G. La plan­ta mar­mo­rea di Ro­ma an­ti­ca (For­ma Ur­bis Ro­mae). Ro­ma, 1960. Ill. 29; Rod­ri­guez Al­mei­da E. For­ma ur­bis mar­mo­rea: Ag­gior­na­men­to ge­ne­ra­le 1980. Ro­ma, 1981. Ill. 23) как с.226 перип­тер без колон­на­ды на зад­ней сто­роне (si­ne pos­ti­co), с шестью колон­на­ми по фаса­ду и девя­тью по бокам и с един­ст­вен­ной лест­ни­цей впе­ре­ди: это явно не то зда­ние, кото­рое опи­сы­ва­ет Вит­ру­вий, и, пожа­луй, луч­ше все­го соот­не­сти его с пере­строй­кой Окта­вии. Руи­ны зда­ния скры­ты под цер­ко­вью Сан­та-Мария-ин-Кам­пи­тел­ли.

Храм Юпи­те­ра Ста­то­ра, види­мо, фигу­ри­ро­вал в фастах 5 сен­тяб­ря (Deg­ras­si A. Fas­ti An­ni Nu­ma­ni et Iulia­ni (Inscrip­tio­nes Ita­liae 13. 2). Ro­ma, 1963. P. 508) и 23 сен­тяб­ря (Deg­ras­si A. Op. cit. P. 512). Пер­вый день — это, веро­ят­но, изна­чаль­ная дата посвя­ще­ния, вто­рой — день посвя­ще­ния хра­ма, пере­стро­ен­но­го Окта­ви­ей. В «Ноти­ции» он назван в IX рай­оне, но затем исче­за­ет из исто­рии, и совер­шен­но неиз­вест­но, как он был раз­ру­шен.

Boyd M. J. The Por­ti­coes of Me­tel­lus and Oc­ta­via and Their Two Temples // PBSR. Vol. 21. 1953. P. 152—159; Richardson L. The Evo­lu­tion of the Por­ti­cus Oc­ta­viae // AJA. Vol. 80. 1976. P. 57—64.

См. также:
Храм Юпитера Статора (у подножия Палатина) (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Храм Юпитера Статора (у Фламиниевого цирка) (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Храм Юпитера Статора (у подножия Палатина) (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 225—226.
© 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА