Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭФЕ́С, ЕФЕС

Ephĕsus, Ἔφε­σος, н. руи­ны при Аязу­лу­ке, один из две­на­дца­ти зна­чи­тель­ных ионий­ских горо­дов у подош­вы гор Коре­са и Пио­на (или При­о­на) при устье Каи­ст­ра; на юге от горо­да про­те­кал Кен­х­рей. Зна­ме­ни­тый храм Арте­ми­ды (Ἀρτε­μίσιον), постро­ен­ный кнос­сий­цем Хер­сифро­ном, был сожжен Геро­ст­ра­том в ночь, когда родил­ся Алек­сандр Вели­кий; но мало­ази­ат­ские гре­ки выстро­и­ли его сно­ва с таким вели­ко­ле­пи­ем, что он счи­тал­ся одним из семи чудес мира. Лишь недав­но посред­ст­вом рас­ко­пок най­де­но место, на кото­ром нахо­дил­ся храм; он лежал в севе­ро-восточ­ной части горо­да меж­ду горой При­о­ном и воз­вы­шен­но­стью, зани­мае­мой теперь кре­по­стью Аязу­лу­ком. Ефес был осно­ван, по пре­да­нию, ама­зон­ка­ми, потом оби­та­ем карий­ца­ми и леле­га­ми, пока им не овла­дел Анд­рокл, сын Код­ра. Город был все­гда могу­ще­ст­вен, но полу­чил осо­бен­ное зна­че­ние, когда сде­лал­ся при хри­сти­ан­ских импе­ра­то­рах глав­ным горо­дом про­вин­ции Азии. Преж­няя мор­ская гавань — Панорм — теперь зане­се­на пес­ком; кро­ме того, было еще две гава­ни в долине Каи­ст­ра. Ефес был местом рож­де­ния фило­со­фа Герак­ли­та и Гер­мо­до­ра (Cic. tusc. 5, 36), кото­рый, будучи изгнан из сво­его горо­да, по ска­за­нью, ока­зал помощь децем­ви­рам при состав­ле­нии зако­нов. Ср. Guhl, Ephe­sia­ca (1843). Hy­de Clar­ke, Ephe­sus (1863). Cur­tius, Beitr. z. Ge­sch. u. To­pogr. Klei­na­siens (1872); Ephe­sus (1874). Wood, Dis­co­ve­ries at Ephe­sus (1877).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 476.
См. по теме: ЭМБОЛИМА, ЕМБОЛИМА • ЭТОВИССА, ЕТОВИССА • ДАНА • ДЕРТОЗА, ДЕРТОССА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Азия.
Фонтан Траяна.
102—114 гг.
Эфес.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Аврелий, Антонин Пий, маленький Луций Вер и Адриан. Сцена цикла «Усыновление» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос.
После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Восьмилетний Луций Вер. Деталь сцены цикла «Усыновление» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос.
После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Жертвоприношение.
Сцена цикла «Усыновление» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Речное божество (деталь рельефа «Персонификации Ктесифона и Селевкии(?) с речным божеством».
Сцена из цикла «Персонификации городов Империи» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос.
После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Раненый парфянский всадник. Сцена из цикла «Парфянская война» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
7. АРХИТЕКТУРА. Азия.
Библиотека Цельса и ворота Августа.
117—135 гг.
Эфес.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Битва римлян с парфянами.
Сцена из цикла «Парфянская война» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос.
После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
9. АРХИТЕКТУРА. Азия.
Ворота Августа (Ворота Мазея и Митридата).
4—3 гг. до н. э.
Эфес.
10. АРХИТЕКТУРА. Азия.
Руины Эфеса.
I—II вв.
Эфес.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА