Мифы народов мира

АРИА́ДНА (Ἀριάδ­νη), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь крит­ско­го царя Мино­са и Паси­фаи, внуч­ка солн­ца Гелиоса. Когда Тесей был со сво­и­ми спут­ни­ка­ми заклю­чён в лаби­ринт на Кри­те, где оби­тал чудо­вищ­ный Мино­тавр, Ари­ад­на, влю­бив­шись в Тесея, спас­ла его. Она дала ему клу­бок нити («нить Ари­ад­ны»), раз­ма­ты­вая кото­рый, он нашёл выход из лаби­рин­та. Ари­ад­на бежа­ла тай­но с Тесе­ем, обе­щав­шим на ней женить­ся (Hyg. Fab. 42). Она была оча­ро­ва­на Тесе­ем ещё во вре­мя игр в память её бра­та Анд­ро­гея, устро­ен­ных Мино­сом (Plut. Quest. graec. 35). Застиг­ну­тый бурей у ост­ро­ва Нак­сос, Тесей, не желая вез­ти Ари­ад­ну в Афи­ны, поки­нул её, когда она спа­ла (Hyg. Fab. 42). Бог Дио­нис, влюб­лён­ный в Ари­ад­ну, похи­тил её и на ост­ро­ве Лем­нос всту­пил с ней в брак (Apol­lod. epit. I 9). Когда боги справ­ля­ли свадь­бу Ари­ад­ны и Дио­ни­са, то Ари­ад­на была увен­ча­на вен­цом, пода­рен­ным гора­ми и Афро­ди­той. Им Дио­нис ещё рань­ше обо­льстил Ари­ад­ну на Кри­те. С помо­щью это­го све­тя­ще­го­ся вен­ца работы Гефе­ста спас­ся из тём­но­го лаби­рин­та Тесей. Этот венец был воз­не­сён Дио­ни­сом на небо в виде созвездия (Ps.-Era­tosth. 5). Ари­ад­на пода­ри­ла Тесею ста­тую Афро­ди­ты, кото­рую он посвя­тил Апол­ло­ну во вре­мя сво­его пре­бы­ва­ния на Дело­се (Plut. Thes. 21). Сест­ра Ари­ад­ны Фед­ра ста­ла потом супру­гой Тесея (Hyg. Fab. 43).


Лит.: Ma­ri­ni A. M., Il mi­to di Arian­na, «Ate­ne e Ro­ma», 1932, № 1—2, p. 60—97, № 3—4, p. 121—142.

А. А. Тахо-Годи

Миф об Ари­адне был чрез­вы­чай­но попу­ля­рен в антич­ном искус­стве, о чём свиде­тель­ст­ву­ют мно­го­чис­лен­ные вазы, релье­фы рим­ских сар­ко­фа­гов и пом­пей­ские фрес­ки (сюже­ты: «Ари­ад­на, вру­чаю­щая Тесею нить», «спя­щая Ари­ад­на», «Тесей, покидаю­щий Ари­ад­ну», «Дио­нис, обна­ру­жи­ваю­щий спя­щую Ари­ад­ну», «шест­вие Дио­ни­са и Ари­ад­ны»). В эпо­ху Воз­рож­де­ния худож­ни­ков при­вле­ка­ли сюже­ты: «боги вру­ча­ют Ари­адне звёзд­ный венец» и «три­умф Дио­ни­са и Ари­ад­ны» (Тици­ан, Я. Тин­то­рет­то, Аго­сти­но и Анни­ба­ле Каррач­чи, Г. Рени, Я. Йор­данс и др.), в 18 в. — сюжет «поки­ну­тая Ари­ад­на» (кар­ти­на А. Кауф­ман и др.).

Миф об Ари­адне раз­ра­ба­ты­вал­ся в евро­пей­ской дра­ма­тур­гии: в 17 в. — «Ари­ад­на» О. Ринуч­чи­ни; «Ари­ад­на» В. Джу­сти; «Похи­щен­ная Ари­ад­на» А. Арди; «Крит­ский лаби­ринт» Лопе де Вега; «Ари­ад­на» И. Гун­ду­ли­ча; «Ари­ад­на» Т. Кор­не­ля; «Ари­ад­на» У. Деве­нан­та; в 18 в. — «Ари­ад­на» П. Я. Мар­тел­ло; «Ари­ад­на на Нак­со­се» И. К. Бран­де­са; в 19 в. — «Ари­ад­на» И. Г. Гер­де­ра; в 20 в. — «Ари­ад­на на Нак­со­се» Э. Людви­га; «Ари­ад­на на Нак­со­се» П. Эрн­ста; «Ари­ад­на» М. Цве­та­е­вой.

Судь­ба Ари­ад­ны послу­жи­ла сюже­том боль­шо­го чис­ла опер 17 — нач. 19 вв., в т. ч. «Ари­ад­на» К. Мон­тевер­ди; «Ари­ад­на» Р. Кам­бе­ра; «Ари­ад­на и Тесей» и «Ари­ад­на на Нак­со­се» Н. Пор­по­ры, «Обма­ну­тая, а затем став­шая боги­ней Ари­ад­на» Р. Кай­зе­ра; «Ари­ад­на» Б. Мар­чел­ло; «Ари­ад­на на Кри­те» Г. Ф. Ген­де­ля; «Ари­ад­на» Дж. М. Орлан­ди­ни; «Ари­ад­на на Нак­со­се» И. С. Май­ра и др. Ора­то­рии «Ари­ад­на на Нак­со­се» Й. Гайд­на, И. К. Ф. Баха и др. Сюже­ты мифа в 20 в. вновь начи­на­ют при­вле­кать вни­ма­ние ком­по­зи­то­ров («Ари­ад­на» Ж. Мас­сне; «Ари­ад­на на Нак­со­се» Р. Штра­у­са; «Поки­ну­тая Ари­ад­на» Д. Мийо; «Ари­ад­на» Б. Мар­ти­ну).

См. также:
АРИАДНА (Словарь античности)
АРИАДНА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 103.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением триумфа Диониса и львиных протом.
Белый (азийский?) мрамор. Вторая четверть III в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тесей покидает Ариадну на острове Наксос (деталь саркофага со сценами мифа о Тесее и Ариадне).
Мрамор.
130—150 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда.
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Дл. 2,05 м; выс. 0,61 м.
Салерно, Кафедральный собор.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сатир, обнимающий менаду.
Фреска III стиля из Помпей (V. 1. 26).
1—50 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Вакх и Ариадна.
Камея.
Голубое и белое стекло.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Помпеи, Антиквариум.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Вакх и Ариадна.
Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727).
Холст, масло. 103,5 × 151 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. МОЗАИКА. Греция.
Тесей и Минотавр.
Вилла Тесея.
Конец III — начало IV вв. н. э., реставрация конца IV в. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере (фронтальный рельеф).
Белый мрамор. Конец II — нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Садовый пейзаж.
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Юлиев-Клавдиев, фаза II b (35—45 гг. н. э.).
Помпеи, Археологический парк.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА