АТАЛА́НТА (Ἀταλάντη), в греческой мифологии охотница, участница калидонской охоты (Apollod. I 8, 2—3) и похода аргонавтов (Diod. IV 41; Apoll. Rhod. I 769 след.). Видимо, образ Аталанты возник из слияния двух первоначальных образов героинь: аркадской, славившейся меткой стрельбой из лука, и беотийской, знаменитой быстротой ног (отсюда: отец Аталанты — аркадский герой Иас, мать — беотийская царевна Климена и варианты имени отца: Схеней, Менал и др.). Отец Аталанты, недовольный тем, что родилась дочь, а не сын, выбросил ребёнка, и его вскормила медведица, а воспитали охотники. Аталанта первая ранила калидонского вепря и получила за это от влюблённого в неё Мелеагра почётную награду: голову и шкуру зверя. Аталанта отказывалась от замужества и застрелила из лука двух покушавшихся на её девственность кентавров (Apollod. III 9, 2). Всем сватавшимся к ней она устраивала испытание, предлагая состязаться в беге. Пропустив жениха вперёд, она в полном вооружении бросалась вдогонку, и тот, кого она настигала в пределах намеченного для состязания участка, должен был поплатиться жизнью. После того как многие добивавшиеся её руки погибли, Меланион (вариант: Гиппомен) сумел победить Аталанту хитростью. Он выбрасывал на бегу золотые яблоки, подымая которые, Аталанта проиграла состязание. Став женой Меланиона, Аталанта родила ему Парфенопея [вариант: отцом Парфенопея были Мелеагр (Hyg. Fab. 70, 99) или Арес (Apollod. III 9, 2)]. Супружество Аталанты было недолгим и окончилось трагически: Зевс наказал предававшихся любви в его храме супругов, превратив обоих во львов. Согласно представлениям древних, львицы сочетаются только с леопардами, поэтому постигшее Аталанту наказание лишало её возможности продолжать брачные отношения с мужем (Ovid. Met. X 560—704; Hyg. Fab. 185). Некоторые черты мифа об Аталанте (вскармливание её молоком медведицы, девственность Аталанты, успехи в охоте) сближают её с богиней-девственницей Артемидой и позволяют считать её ипостасью этой богини охоты.
М. Н. Ботвинник
Сцены калидонской охоты нашли широкое отражение в античной пластике: рельефы храма Афины в Тегее и римские саркофаги, произведения вазописи («ваза Франсуа» — кратер работы Клития и Эрготима), помпейские фрески и др. С 16 в. разрабатывались два сюжета мифа: «Гиппомен побеждает Аталанту в беге» (Г. Рени, Я. Йорданс, А. Хоубракен и др.) и «Мелеагр приносит Аталанте голову вепря» (фрески на вилле Фарнезина, картины П. П. Рубенса, Я. Йорданса, Н. Пуссена, П. Лели и др.), последний сюжет был особенно распространён в эпоху барокко, т. к. позволял воплощать весьма популярные в тот период сцены охоты.
Европейская драматургия обращается к мифу об Аталанте в 17 в. («Аталанта» Лопе де Вега, «Аталанта» Ю. Пальмотича). В числе немногих произведений: в 18 в. — «Аталанта, или Побеждённая холодность» И. К. Готшеда; в 19 в. — «Аталанта в Калидоне» А. Ч. Суинберна; в 20 в. — «Аталанта» Э. Людвига. Миф послужил основой для либретто ряда опер 17—18 вв. (оперы «Аталанта» А. Драги, Н. А. Штрунцка, А. Стеффани, Г. Ф. Генделя, И. А. Хассе и др.). См. также Мелеагр.