Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АТАЛА́НТА

Ata­lan­ta, Ἀτα­λάν­τη, дочь Иаса (Иасия, Иаси­о­на) и Кли­ме­ны, арка­дян­ка из Схой­нун­та, миф о кото­рой нахо­дил­ся в свя­зи с Аркад­ской Арте­ми­дой. Будучи бро­ше­на сво­им отцом тот­час после рож­де­ния, она была вскорм­ле­на мед­веди­цей (сим­во­лом аркад­ской Арте­ми­ды) и вос­пи­та­на охот­ни­ка­ми. Сде­лав­шись потом быст­ро­но­гой охот­ни­цей, она участ­во­ва­ла в охо­те на калидон­ско­го веп­ря и т. к. нанес­ла первую рану ему, то полу­чи­ла от Меле­а­г­ра в награ­ду голо­ву и шку­ру зве­ря. По пре­да­нию, она при­ни­ма­ла так­же уча­стие в похо­де арго­нав­тов. Когда отец ее, узнав, что она его дочь, потре­бо­вал, чтобы она вышла замуж, она согла­си­лась вый­ти за того, кто победит ее в беге, кого же она насти­га­ла, того прон­за­ла сза­ди копьем: таким обра­зом погиб­ло мно­го юно­шей; нако­нец она была побеж­де­на Мела­ни­о­ном при помо­щи Афро­ди­ты. Он во вре­мя бега бро­сал пода­рен­ные ему боги­ней золотые ябло­ки одно за дру­гим, и так как Ата­лан­та их под­би­ра­ла, то он рань­ше ее достиг цели. Ата­лан­та сде­ла­лась женой Мела­ни­о­на и мате­рью Пар­фе­но­пайя, участ­во­вав­ше­го в 1-й Фиван­ской войне. Впо­след­ст­вии Ата­лан­та и Мело­ни­он были пре­вра­ще­ны во львов. Совер­шен­но такое же почти ска­за­ние суще­ст­ву­ет так­же о 2) бео­тий­ской Ата­лан­те, доче­ри Схой­нея, сына Афа­ман­та и Феми­сто­ны. Бег про­ис­хо­дил в Онхе­сте, и победи­те­лем был Гип­по­мен. Ov. met. 8, 316. 10, 560 слл.

См. также:
АТАЛАНТА (Словарь античности)
АТАЛАНТА (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 174.
См. по теме: ДИАБАТЕРИЯ • ЭЛИЦИЙ • ЭПАФ, ЕПАФ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аталанта и Эрот.
Фреска из Помпей (Дом Мелеагра, VI. 9. 2).
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Проконнесский мрамор. III в. н. э.
Дл. 235 см, выс. 79 см, шир. 70 см.
Салерно, Кафедральный собор.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Передняя панель.
Проконнесский мрамор. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Лунский мрамор. 170—180 гг. н. э.
Рим, Галерея Дориа-Памфили.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Калидонской охоте.
Греческий среднезернистый мрамор.
Римская работа. 200—230 гг. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Мелеагре (фронтальная панель).
Мрамор.
Римская работа ок. 180 г. н. э.
Париж, Лувр.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Проконнесский мрамор. Середина III в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Фронтальная панель.
Проконнесский мрамор. Середина III в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА