ГЕКУ́БА, ГЕКА́БА (Ἑκάβη), в греческой мифологии жена троянского царя Приама. Её отцом считали либо фригийского царя Диманта (Hom. Il. XVI 718 след.), либо (начиная с Еврипида) некоего Киссея, эпонима фракийского города Киссос. Что касается матери Гекубы, то этот вопрос оставался неясным уже в античной генеалогии (Светоний, Тиберий, 70). В «Илиаде» (XXIV 496) Гекуба названа матерью девятнадцати сыновей; другие источники несколько уменьшают их число или округляют до двадцати, но сходятся в том, что среди них были Гектор, Парис, Елен, Деифоб и Троил (последний — от Аполлона), среди дочерей — Кассандра и Поликсена. В «Илиаде» роль Гекубы невелика: по указанию Гектора она совершает жертвоприношение Афине, а впоследствии с отчаянием наблюдает за сражением Гектора с Ахиллом и оплакивает убитого сына (VI 263—296; XXII 79—89, 430—436; XXIV 746—760). Участи Гекубы после взятия Трои посвящены одноимённая трагедия Еврипида и в значительной степени его же «Троянки»: здесь несчастная царица становится свидетельницей того, как уводят в плен Кассандру и Андромаху, убивают малютку Астианакта и, наконец, перед самым отплытием ахейцев приносят Поликсену в жертву на могиле Ахилла. К этому мотиву в «Гекубе» Еврипида добавляется ещё месть Гекубы правителю Херсонеса Фракийского Полиместору за коварно убитого им сына Гекубы Полидора. Гекуба убивает его детей и ослепляет его самого. О дальнейшей судьбе Гекубы существовало две версии: либо она была перенесена Аполлоном в Ликию (Stesich. frg. 21), либо была превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт. Обе версии указывают на связь образа Гекубы с образом богини Гекаты: в Ликии было главное место культа этой малоазийской богини, а собака считалась её священным животным. Мыс Киноссема («пёсий курган») в Геллеспонте, где древние локализовали могилу Гекубы, назывался также памятником Гекаты.
Лит.: Deflandre M. L., Hécube. Étude philologique et archéologique, Liège, 1939.
В. Н. Ярхо
Первые произведения европейской драматургии на сюжет мифа — переводы-переделки 16 в. трагедии Еврипида («Гекуба» Ф. П. Оливы, «Гекуба» Лазара де Баифа и др.); зависимость от Еврипида сохранилась и в последующих трагедиях 17—18 вв. (наиболее значительны «Гекуба» Й. ван ден Вондела и «Троянки» И. Э. Шлегеля). В музыкально-драматическом искусстве образ Гекубы находит воплощение главным образом в 20 в. (музыку к постановке трагедии Еврипида «Гекуба» писали Д. Мийо и Ж. Мартинон; оперы «Гекуба», которые были созданы по либретто, восходящим к трагедии Еврипида, принадлежат композиторам Дж. Ф. Малипьеро и Б. Ригаччи).
«Мифы народов мира». Энциклопедия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Советская энциклопедия», 1987. Т. I, с. 270—271.