Мифы народов мира

ГЕ́РА (Ἥρα) в гре­че­ской мифо­ло­гии супру­га и сест­ра Зев­са, вер­хов­ная олим­пий­ская боги­ня, дочь Кро­но­са и Реи (Hes. Theog. 453 след.). Её имя, воз­мож­но, озна­ча­ет «охра­ни­тель­ни­ца», «гос­по­жа». Брак Геры с бра­том — руди­мент древ­ней кров­но­род­ст­вен­ной семьи. Вме­сте с осталь­ны­ми детьми Кро­но­са Гера была про­гло­че­на им, а затем, бла­го­да­ря хит­ро­сти Мети­ды и Зев­са, изрыг­ну­та Кро­но­сом. Перед тита­но­ма­хи­ей мать спря­та­ла Геру у сво­их роди­те­лей, Оке­а­на и Тефиды, на краю све­та; в даль­ней­шем Гера при­ми­ря­ла их в супру­же­ских ссо­рах (Hom. Il. XIV 301—306). Гера была послед­ней, третьей после Мети­ды и Феми­ды, закон­ной супру­гой Зев­са (Hes. Theog. 921). Одна­ко задол­го до их бра­ка у Геры с Зев­сом была тай­ная связь, при этом актив­ную роль игра­ла имен­но Гера (Hom. Il. XIV 295 след.). Супру­же­ство Геры опре­де­ли­ло её вер­хов­ную власть над дру­ги­ми олим­пий­ски­ми боги­ня­ми. Но в этом обра­зе усмат­ри­ва­ют­ся чер­ты вели­ко­го жен­ско­го мест­но­го боже­ства доолим­пий­ско­го пери­о­да: само­сто­я­тель­ность и неза­ви­си­мость в бра­ке, посто­ян­ные ссо­ры с Зев­сом, рев­ность, гнев. Гера пре­сле­ду­ет неза­кон­ные свя­зи Зев­са как блю­сти­тель­ни­ца закон­ных брач­ных усто­ев моно­гам­ной семьи эпо­хи клас­си­че­ской олим­пий­ской мифо­ло­гии. Извест­на её нена­висть к Герак­лу — сыну Зев­са и смерт­ной жен­щи­ны Алк­ме­ны. Гера ста­ла при­чи­ной гибе­ли Семе­лы, родив­шей Зев­су Дио­ни­са (Eur. Bacch. 1—42; 88—98). Раз­гне­вав­шись на Тире­сия, она нака­зы­ва­ет его сле­потой (по дру­гой вер­сии, это дела­ет Афи­на) (Apol­lod. III 6, 7), насы­ла­ет безу­мие на доче­рей царя Прой­та, на Ино, бро­сив­шу­ю­ся в море (I 9, 2). В отмест­ку Зев­су, родив­ше­му Афи­ну Пал­ла­ду, Гера рож­да­ет без супру­га Гефе­ста (Hes. Theog. 927 след.). Одна­ко эта её мат­ри­ар­халь­ная само­сто­я­тель­ность закан­чи­ва­ет­ся неуда­чей, т. к. Гефест стра­шен и урод­лив. В гне­ве Гера сбра­сы­ва­ет его с Олим­па (Hymn. Hom. II 138—140), откуда хро­мота Гефе­ста, а так­же его враж­да к Гере, кото­рую он хит­ро­ум­но при­ко­вал к тро­ну (Hyg. Fab. 166). Древ­няя связь Геры с хто­ни­че­ски­ми сила­ми ска­за­лась в том, что она от при­кос­но­ве­ния к зем­ле поро­ди­ла чудо­ви­ще Тифо­на (Hymn. Hom. II 154—174; по дру­гой вер­сии, Тифон — порож­де­ние Геи и Тар­та­ра) с пятью­де­ся­тью голо­ва­ми, кото­рое было уни­что­же­но мол­ни­я­ми Зев­са (Hes. Theog. 853—859). К древним функ­ци­ям Геры отно­сит­ся её помощь жен­щи­нам во вре­мя родов. Она — мать боги­ни родов Или­фии, кото­рую подо­сла­ла, чтобы уско­рить роды Никип­пы, сопер­ни­цы Алк­ме­ны, родив­шей ничтож­но­го Эври­сфея, и умыш­лен­но задер­жа­ла роды Алк­ме­ны, т. е. рож­де­ние Герак­ла. Одна­ко этот её посту­пок при­вёл к неожи­дан­ным послед­ст­ви­ям: Геракл, вынуж­ден­ный слу­жить Эври­сфею, совер­шил бла­го­да­ря это­му свои вели­кие подви­ги (Hom. Il. XIX 95—133) и даже Гера в кон­це кон­цов долж­на была с ним при­ми­рить­ся, отдав ему (уже на Олим­пе) в жёны свою дочь Гебу.

Арха­ич­ность Геры ска­зы­ва­ет­ся так­же в том, что её сыном счи­та­ет­ся Арес — один из самых кро­ва­вых и сти­хий­ных богов. Изве­стен дере­вян­ный фетиш Геры на ост­ро­ве Самос (Clem. Alex. Protr. IV 46). На зооморф­ное про­шлое Геры ука­зы­ва­ет её эпи­тет у Гоме­ра (Hom. Il. I 568 след.) и Нон­на Пано­по­ли­тан­ско­го (Nonn. Dion. 47, 711) — «воло­окая», при­но­си­мые ей в жерт­ву коро­вы (Sen. Agam. 352), почи­та­ние Геры в Арго­се (Eur. El. 171 след.) в виде коро­вы. Одна­ко Гера проч­но вошла в систе­му геро­и­че­ской мифо­ло­гии и при­том иско­ни гре­че­ской, поэто­му она — покро­ви­тель­ни­ца геро­ев и горо­дов. Она помо­га­ет арго­нав­там, преж­де все­го Ясо­ну (Apoll. Rhod. III 55—75); в Тро­ян­ской войне она — ярая защит­ни­ца ахей­цев и про­тив­ни­ца тро­ян­цев, в лице Пари­са отдав­ших пред­по­чте­ние Афро­ди­те в спо­рах трёх богинь (Геры, Афро­ди­ты, Афи­ны). Она идёт даже на хит­рость, обо­льщая Зев­са с помо­щью чудес­но­го поя­са Афро­ди­ты и усып­ляя его в сво­их объ­я­ти­ях, чтобы дать воз­мож­ность победить ахей­цам. Эта зна­ме­ни­тая любов­ная сце­на Геры и Зев­са на одной из вер­шин Иды (Гар­гар) сре­ди бла­го­ухаю­щих цве­тов и трав (Hom. Il. XIV 341—352) есть несо­мнен­ный ана­лог древ­не­го кри­то-микен­ско­го «свя­щен­но­го бра­ка» Геры и Зев­са, кото­рый тор­же­ст­вен­но справ­лял­ся в горо­дах Гре­ции, напо­ми­ная о вели­чии мат­ри­ар­халь­но­го жен­ско­го боже­ства. Культ Геры был рас­про­стра­нён на мате­ри­ке (осо­бен­но в Мике­нах, Арго­се — храм Герай­он, Олим­пии) (Paus. V 16, 2) и ост­ро­вах (на Само­се, где был храм Геры Самос­ской и её древ­ний фетиш в виде дос­ки; на Кри­те, где в Кно­се празд­но­ва­ли «свя­щен­ный брак» Геры и Зев­са). В рим­ской мифо­ло­гии Гера отож­дествля­ет­ся с Юно­ной.


Лит.: Klinz A., Ἱερὸς Γά­μος, Hal­le, 1933; Pes­tal­loz­za U., Βοῶπις πότ­νια Ἥρη, «Athe­nae­um», Pa­via, 1939, fasc. 2—3, p. 105—137; Pötscher W., He­ra und He­ros, «Rhei­ni­sches Mu­seum», 1961, Bd 104, № 4; его же. Der Na­me der Göt­tin He­ra, там же, 1965, Bd 108, № 4.

А. А. Тахо-Годи

Сре­ди антич­ных скульп­тур Геры: «Гера Фар­не­зе» (копия гре­че­ско­го ори­ги­на­ла 5 в. до н. э.) и «Юно­на Лудо­ви­зи» (1-я поло­ви­на 1 в. н. э.). На ряде релье­фов (фриз сокро­вищ­ни­цы сиф­ний­цев в Дель­фах, восточ­ный фриз Пар­фе­но­на) Гера изо­бра­же­на рядом с Зев­сом; свадь­ба Геры и Зев­са — на мето­пе хра­ма Геры в Сели­нун­те. В вазо­пи­си — сюже­ты мифа о Гере в сце­нах с Ио, «суде Пари­са» и др. В евро­пей­ском изо­бра­зи­тель­ном искус­стве Гера появ­ля­ет­ся глав­ным обра­зом в сце­нах из мифов о Герак­ле, Ио и Пари­се. Сре­ди дру­гих сюже­тов: «Юно­на укра­ша­ет перо пав­ли­на оком Аргу­са» (Х. Гол­ци­ус, П. П. Рубенс, Я. Йор­данс, А. Блу­март, Н. Пус­сен и др.), «Юно­на про­сит у Вене­ры её пояс» (А. Куа­пель, Дж. Рей­нол­дс), «Юпи­тер и Юно­на» (Х. Гол­ци­ус, Анни­ба­ле Каррач­чи, А. Куа­пель и др.), «жерт­во­при­но­ше­ние Юноне» (П. Ласт­ман, Дж. Б. Тье­по­ло). Как покро­ви­тель­ни­ца бра­ка она высту­па­ет в кар­тине Рубен­са «Ген­рих IV полу­ча­ет порт­рет Марии Меди­чи», как пода­тель­ни­ца изоби­лия — в садо­вой пла­сти­ке эпо­хи барок­ко. Сре­ди музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ских про­из­веде­ний 17—19 вв.: «Уми­ротво­рён­ная Юно­на» И. И. Фук­са и др. опе­ры, кан­та­ты «Новое состя­за­ние Юно­ны и Пал­ла­ды» Дж. Б. Бонон­чи­ни и «Юно­на и Пал­ла­да» С. Май­ра.

См. также:
ГЕРА (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 275—277.
См. по теме: ЭЛИЦИЙ • ДЕИФОБА • ДЕЙНО • ДЕО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Суд Париса (деталь крышки саркофага с мифом о Селене и Эндимионе).
Мрамор.
Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа: сторона AB, со сценами свадьбы Пелея; процессия богов (Зевс и Гера).
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гера Барберини.
Мрамор.
Римская копия по греческому образцу конца V в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 10.
4. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Рельеф с квадригой. Т. н. малая метопа из храма X в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Юнона.
Трехслойный сардоникс. Рим. I в.
2,9 × 2,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Суд Париса (фрагмент рельефа).
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Мрамор.
Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
8. ГЛИПТИКА.
Гера.
Сардоникс. I в.
2,9 × 2,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гера Барберини.
Мрамор.
Римская копия по греческому образцу конца V в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 10.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Гигантомахия. Гера нападает на одного из гигантов.
Фриз Сокровищницы сифнийцев в Дельфах.
Мрамор. 525 г. до н. э.
Дельфы, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
2. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
3. AE 28, медь
Нерон
ФРАКИЯ, Перинф, 54—62 гг.
АВЕРС: ΟΚΤΑΟΥΙΑ ΣΕΒΑΣΤΗ — бюст Октавии, в диадеме, вправо.
РЕВЕРС: ΗΡΑ ΠΕΡΙΝΘΙΩΝ — статуя Геры Самосской влево.
4. Статер, серебро
Аргос, 370—350 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры, обращенная вправо, ее волосы спадают сзади вдоль шеи, она носит стефану, украшенную пальметтами, серьгу и ожерелье из жемчуга.
РЕВЕРС: ΑΡΛΕΙΟΝ — два дельфина, плывущие по кругу влево; между ними коринфский шлем, обращенный вправо, между буквами Ε Μ.
5. AE 18, медь
Август
Пергам, 10—2 гг. до н.э.
АВЕРС: ΛΙΒΙΑΝ ΗΡΑΝ ΧΑΡΙΝΟΣ — драпированный бюст Ливии в образе Геры, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΙΟΥΛΙΑΝ ΑΦΡΟΔΙΤΗΝ — драпированный бюст Юлии в образе Афродиты, обращенный вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА