Мифы народов мира

ГЕ́РА (Ἥρα) в гре­че­ской мифо­ло­гии супру­га и сест­ра Зев­са, вер­хов­ная олим­пий­ская боги­ня, дочь Кро­но­са и Реи (Hes. Theog. 453 след.). Её имя, воз­мож­но, озна­ча­ет «охра­ни­тель­ни­ца», «гос­по­жа». Брак Геры с бра­том — руди­мент древ­ней кров­но­род­ст­вен­ной семьи. Вме­сте с осталь­ны­ми детьми Кро­но­са Гера была про­гло­че­на им, а затем, бла­го­да­ря хит­ро­сти Мети­ды и Зев­са, изрыг­ну­та Кро­но­сом. Перед тита­но­ма­хи­ей мать спря­та­ла Геру у сво­их роди­те­лей, Оке­а­на и Тефиды, на краю све­та; в даль­ней­шем Гера при­ми­ря­ла их в супру­же­ских ссо­рах (Hom. Il. XIV 301—306). Гера была послед­ней, третьей после Мети­ды и Феми­ды, закон­ной супру­гой Зев­са (Hes. Theog. 921). Одна­ко задол­го до их бра­ка у Геры с Зев­сом была тай­ная связь, при этом актив­ную роль игра­ла имен­но Гера (Hom. Il. XIV 295 след.). Супру­же­ство Геры опре­де­ли­ло её вер­хов­ную власть над дру­ги­ми олим­пий­ски­ми боги­ня­ми. Но в этом обра­зе усмат­ри­ва­ют­ся чер­ты вели­ко­го жен­ско­го мест­но­го боже­ства доолим­пий­ско­го пери­о­да: само­сто­я­тель­ность и неза­ви­си­мость в бра­ке, посто­ян­ные ссо­ры с Зев­сом, рев­ность, гнев. Гера пре­сле­ду­ет неза­кон­ные свя­зи Зев­са как блю­сти­тель­ни­ца закон­ных брач­ных усто­ев моно­гам­ной семьи эпо­хи клас­си­че­ской олим­пий­ской мифо­ло­гии. Извест­на её нена­висть к Герак­лу — сыну Зев­са и смерт­ной жен­щи­ны Алк­ме­ны. Гера ста­ла при­чи­ной гибе­ли Семе­лы, родив­шей Зев­су Дио­ни­са (Eur. Bacch. 1—42; 88—98). Раз­гне­вав­шись на Тире­сия, она нака­зы­ва­ет его сле­потой (по дру­гой вер­сии, это дела­ет Афи­на) (Apol­lod. III 6, 7), насы­ла­ет безу­мие на доче­рей царя Прой­та, на Ино, бро­сив­шу­ю­ся в море (I 9, 2). В отмест­ку Зев­су, родив­ше­му Афи­ну Пал­ла­ду, Гера рож­да­ет без супру­га Гефе­ста (Hes. Theog. 927 след.). Одна­ко эта её мат­ри­ар­халь­ная само­сто­я­тель­ность закан­чи­ва­ет­ся неуда­чей, т. к. Гефест стра­шен и урод­лив. В гне­ве Гера сбра­сы­ва­ет его с Олим­па (Hymn. Hom. II 138—140), откуда хро­мота Гефе­ста, а так­же его враж­да к Гере, кото­рую он хит­ро­ум­но при­ко­вал к тро­ну (Hyg. Fab. 166). Древ­няя связь Геры с хто­ни­че­ски­ми сила­ми ска­за­лась в том, что она от при­кос­но­ве­ния к зем­ле поро­ди­ла чудо­ви­ще Тифо­на (Hymn. Hom. II 154—174; по дру­гой вер­сии, Тифон — порож­де­ние Геи и Тар­та­ра) с пятью­де­ся­тью голо­ва­ми, кото­рое было уни­что­же­но мол­ни­я­ми Зев­са (Hes. Theog. 853—859). К древним функ­ци­ям Геры отно­сит­ся её помощь жен­щи­нам во вре­мя родов. Она — мать боги­ни родов Или­фии, кото­рую подо­сла­ла, чтобы уско­рить роды Никип­пы, сопер­ни­цы Алк­ме­ны, родив­шей ничтож­но­го Эври­сфея, и умыш­лен­но задер­жа­ла роды Алк­ме­ны, т. е. рож­де­ние Герак­ла. Одна­ко этот её посту­пок при­вёл к неожи­дан­ным послед­ст­ви­ям: Геракл, вынуж­ден­ный слу­жить Эври­сфею, совер­шил бла­го­да­ря это­му свои вели­кие подви­ги (Hom. Il. XIX 95—133) и даже Гера в кон­це кон­цов долж­на была с ним при­ми­рить­ся, отдав ему (уже на Олим­пе) в жёны свою дочь Гебу.

Арха­ич­ность Геры ска­зы­ва­ет­ся так­же в том, что её сыном счи­та­ет­ся Арес — один из самых кро­ва­вых и сти­хий­ных богов. Изве­стен дере­вян­ный фетиш Геры на ост­ро­ве Самос (Clem. Alex. Protr. IV 46). На зооморф­ное про­шлое Геры ука­зы­ва­ет её эпи­тет у Гоме­ра (Hom. Il. I 568 след.) и Нон­на Пано­по­ли­тан­ско­го (Nonn. Dion. 47, 711) — «воло­окая», при­но­си­мые ей в жерт­ву коро­вы (Sen. Agam. 352), почи­та­ние Геры в Арго­се (Eur. El. 171 след.) в виде коро­вы. Одна­ко Гера проч­но вошла в систе­му геро­и­че­ской мифо­ло­гии и при­том иско­ни гре­че­ской, поэто­му она — покро­ви­тель­ни­ца геро­ев и горо­дов. Она помо­га­ет арго­нав­там, преж­де все­го Ясо­ну (Apoll. Rhod. III 55—75); в Тро­ян­ской войне она — ярая защит­ни­ца ахей­цев и про­тив­ни­ца тро­ян­цев, в лице Пари­са отдав­ших пред­по­чте­ние Афро­ди­те в спо­рах трёх богинь (Геры, Афро­ди­ты, Афи­ны). Она идёт даже на хит­рость, обо­льщая Зев­са с помо­щью чудес­но­го поя­са Афро­ди­ты и усып­ляя его в сво­их объ­я­ти­ях, чтобы дать воз­мож­ность победить ахей­цам. Эта зна­ме­ни­тая любов­ная сце­на Геры и Зев­са на одной из вер­шин Иды (Гар­гар) сре­ди бла­го­ухаю­щих цве­тов и трав (Hom. Il. XIV 341—352) есть несо­мнен­ный ана­лог древ­не­го кри­то-микен­ско­го «свя­щен­но­го бра­ка» Геры и Зев­са, кото­рый тор­же­ст­вен­но справ­лял­ся в горо­дах Гре­ции, напо­ми­ная о вели­чии мат­ри­ар­халь­но­го жен­ско­го боже­ства. Культ Геры был рас­про­стра­нён на мате­ри­ке (осо­бен­но в Мике­нах, Арго­се — храм Герай­он, Олим­пии) (Paus. V 16, 2) и ост­ро­вах (на Само­се, где был храм Геры Самос­ской и её древ­ний фетиш в виде дос­ки; на Кри­те, где в Кно­се празд­но­ва­ли «свя­щен­ный брак» Геры и Зев­са). В рим­ской мифо­ло­гии Гера отож­дествля­ет­ся с Юно­ной.


Лит.: Klinz A., Ἱερὸς Γά­μος, Hal­le, 1933; Pes­tal­loz­za U., Βοῶπις πότ­νια Ἥρη, «Athe­nae­um», Pa­via, 1939, fasc. 2—3, p. 105—137; Pötscher W., He­ra und He­ros, «Rhei­ni­sches Mu­seum», 1961, Bd 104, № 4; его же. Der Na­me der Göt­tin He­ra, там же, 1965, Bd 108, № 4.

А. А. Тахо-Годи

Сре­ди антич­ных скульп­тур Геры: «Гера Фар­не­зе» (копия гре­че­ско­го ори­ги­на­ла 5 в. до н. э.) и «Юно­на Лудо­ви­зи» (1-я поло­ви­на 1 в. н. э.). На ряде релье­фов (фриз сокро­вищ­ни­цы сиф­ний­цев в Дель­фах, восточ­ный фриз Пар­фе­но­на) Гера изо­бра­же­на рядом с Зев­сом; свадь­ба Геры и Зев­са — на мето­пе хра­ма Геры в Сели­нун­те. В вазо­пи­си — сюже­ты мифа о Гере в сце­нах с Ио, «суде Пари­са» и др. В евро­пей­ском изо­бра­зи­тель­ном искус­стве Гера появ­ля­ет­ся глав­ным обра­зом в сце­нах из мифов о Герак­ле, Ио и Пари­се. Сре­ди дру­гих сюже­тов: «Юно­на укра­ша­ет перо пав­ли­на оком Аргу­са» (Х. Гол­ци­ус, П. П. Рубенс, Я. Йор­данс, А. Блу­март, Н. Пус­сен и др.), «Юно­на про­сит у Вене­ры её пояс» (А. Куа­пель, Дж. Рей­нол­дс), «Юпи­тер и Юно­на» (Х. Гол­ци­ус, Анни­ба­ле Каррач­чи, А. Куа­пель и др.), «жерт­во­при­но­ше­ние Юноне» (П. Ласт­ман, Дж. Б. Тье­по­ло). Как покро­ви­тель­ни­ца бра­ка она высту­па­ет в кар­тине Рубен­са «Ген­рих IV полу­ча­ет порт­рет Марии Меди­чи», как пода­тель­ни­ца изоби­лия — в садо­вой пла­сти­ке эпо­хи барок­ко. Сре­ди музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ских про­из­веде­ний 17—19 вв.: «Уми­ротво­рён­ная Юно­на» И. И. Фук­са и др. опе­ры, кан­та­ты «Новое состя­за­ние Юно­ны и Пал­ла­ды» Дж. Б. Бонон­чи­ни и «Юно­на и Пал­ла­да» С. Май­ра.

См. также:
ГЕРА (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 275—277.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Гера.
Краснофигурный килик (тип B) с белофоновым тондо.
Гончар: последователь Брига; художник: вазописец Сабурова.
Ранняя классика, ок. 470—460 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа: сторона AB, со сценами свадьбы Пелея; процессия богов (Зевс и Гера).
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Геры.
Мрамор. 420 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Зевс и Гера.
Метопа из храма Геры в Селинунте (Сицилия).
480—460 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
6. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Зевс и Гера. Метопа восточного фриза Храма E в Селинунте.
Известняк, мрамор.
460—450 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
7. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Зевс и Гера (деталь). Метопа восточного фриза Храма E в Селинунте.
Известняк, мрамор.
460—450 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Суд Париса (фрагмент рельефа).
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
2. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
3. AE 28, медь
Нерон
ФРАКИЯ, Перинф, 54—62 гг.
АВЕРС: ΟΚΤΑΟΥΙΑ ΣΕΒΑΣΤΗ — бюст Октавии, в диадеме, вправо.
РЕВЕРС: ΗΡΑ ΠΕΡΙΝΘΙΩΝ — статуя Геры Самосской влево.
4. AE 18, медь
Август
Пергам, 10—2 гг. до н.э.
АВЕРС: ΛΙΒΙΑΝ ΗΡΑΝ ΧΑΡΙΝΟΣ — драпированный бюст Ливии в образе Геры, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΙΟΥΛΙΑΝ ΑΦΡΟΔΙΤΗΝ — драпированный бюст Юлии в образе Афродиты, обращенный вправо.
5. Статер, серебро
Аргос, 370—350 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры, обращенная вправо, ее волосы спадают сзади вдоль шеи, она носит стефану, украшенную пальметтами, серьгу и ожерелье из жемчуга.
РЕВЕРС: ΑΡΛΕΙΟΝ — два дельфина, плывущие по кругу влево; между ними коринфский шлем, обращенный вправо, между буквами Ε Μ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА