Мифы народов мира

ГИГА́НТЫ (Γί­γαν­τες), в гре­че­ской мифо­ло­гии сыно­вья Геи, кото­рые появи­лись на свет из кро­ви оскоп­лён­но­го Ура­на, впи­тав­шей­ся в зем­лю-мать (Hes. Theog. 180—186). По дру­гой вер­сии, Гея поро­ди­ла их от Ура­на после того, как тита­ны были низ­ри­ну­ты Зев­сом в тар­тар (Apol­lod. I 6, 1—2). Оче­вид­но догре­че­ское про­ис­хож­де­ние гиган­тов. Подроб­но исто­рия рож­де­ния гиган­тов и их гибе­ли рас­ска­за­на Апол­ло­до­ром. Гиган­ты вну­ша­ли ужас сво­им видом — густы­ми воло­са­ми и боро­да­ми; ниж­няя часть тела у них была зме­и­ной. Они роди­лись на Фле­грей­ских полях («пожа­ри­ща») на полу­ост­ро­ве Пал­ле­на (в Хал­киди­ке, север­ная Гре­ция); там же потом про­изо­шла бит­ва олим­пий­ских богов с гиган­та­ми — гиган­то­ма­хия. Гиган­ты, в отли­чие от тита­нов, смерт­ны. По веле­нию судь­бы их гибель зави­се­ла от уча­стия в бит­ве геро­ев (смерт­ных), кото­рые при­дут на помощь богам. Гея разыс­ки­ва­ла вол­шеб­ную тра­ву, кото­рая бы сохра­ни­ла гиган­там жизнь. Но Зевс опе­ре­дил Гею и, послав на зем­лю мрак, сам сре­зал эту тра­ву. По сове­ту Афи­ны Зевс при­звал для уча­стия в бит­ве героя Герак­ла. В гиган­то­ма­хии олим­пий­цы уни­что­жи­ли гиган­тов. Апол­ло­дор упо­ми­на­ет име­на 13 гиган­тов, кото­рых вооб­ще насчи­ты­ва­ют до 150. Геракл сра­зил Алки­о­нея, наби­рав­ше­го­ся силы от зем­ли; Зевс — Пор­фи­ри­о­на, Апол­лон — Эфи­аль­та, Дио­нис — Эври­та, Гека­та — Кли­тия, Гефест — Миман­та, Афи­на обру­ши­ла на Энке­ла­да ост­ров Сици­лия, содра­ла кожу с ещё живо­го Пал­лан­та и исполь­зо­ва­ла её как пан­цирь. Посей­дон поверг Полидо­ра, Гер­мес — Иппо­ли­та, Арте­ми­да — Гра­ти­о­на, мой­ры — Агрия и Тоо­на. Осталь­ных пора­зил перу­на­ми Зевс. Геракл доби­вал гиган­тов сво­и­ми стре­ла­ми (Apol­lod. I 6, 1—2). В осно­ве гиган­то­ма­хии (как и тита­но­ма­хии) лежит идея упо­рядо­че­ния мира, вопло­тив­ша­я­ся в победе олим­пий­ско­го поко­ле­ния богов над хто­ни­че­ски­ми сила­ми, укреп­ле­нии вер­хов­ной вла­сти Зев­са.

Теме гиган­то­ма­хии посвя­ще­на неболь­шая поэ­ма рим­ско­го поэта 4 в. К. Клав­ди­а­на. Бит­ва олим­пий­цев с гиган­та­ми изо­бра­же­на на фри­зе алта­ря Зев­са в горо­де Пер­га­ме (2 в. до н. э.), Гомер в «Одис­сее» (VII 59) упо­ми­на­ет буй­ное пле­мя гиган­тов — ска­зоч­ный народ, наравне с феа­ка­ми и кик­ло­па­ми опе­кае­мый бога­ми (VII 206).


Лит.: Vian F., La guer­re des géants. Le mythe avant l’épo­que hel­lé­nis­ti­que, P., 1952.

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ГИГАНТЫ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 301—302.
Реконструкция и достройка деревянных домов
См. по теме: ДОЛОН • ДОР • ДРИАДЫ • ДРИОП •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Борьба Афины с Алкионеем.
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде Тифона.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
3. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Мойра, сражающаяся с Тифоном.
Северный фриз алтаря Зевса в Пергаме.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Крылатый змееногий гигант и орел.
Северный фриз на южном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Три нимфы, женские природные демоны, из окружения Диониса, сражающиеся с гигантами.
Северный фриз на южном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гигантомахия (битва богов с гигантами).
Фрагмент фриза ворот агоры нимфея в Афродисии.
Мрамор. Рим, II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Афина, убивающая Энкелада.
Краснофигурная тарелка. Аттика, Афины.
Вазописец: Ольтос? (Лувр) / круг Псиакса (Мертенс).
550—500 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Амуры, украшающие треножник.
Фреска IV стиля.
Геркуланум, Археологический парк.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 36, медь
Септимий Север
Лисиния, 193—211 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Λ. ϹΕΠ. ϹΕΟΥΗΡΟϹ Π. — драпированный бюст Септимия Севера в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΛΥϹΙΝΙΕΩΝ — Зевс сидит на троне влево, держит фиалу и скипетр, поддерживаемый двумя змееногими мужчинами, каждый из которых держит в руке рог изобилия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА