Мифы народов мира

ГИГА́НТЫ (Γί­γαν­τες), в гре­че­ской мифо­ло­гии сыно­вья Геи, кото­рые появи­лись на свет из кро­ви оскоп­лён­но­го Ура­на, впи­тав­шей­ся в зем­лю-мать (Hes. Theog. 180—186). По дру­гой вер­сии, Гея поро­ди­ла их от Ура­на после того, как тита­ны были низ­ри­ну­ты Зев­сом в тар­тар (Apol­lod. I 6, 1—2). Оче­вид­но догре­че­ское про­ис­хож­де­ние гиган­тов. Подроб­но исто­рия рож­де­ния гиган­тов и их гибе­ли рас­ска­за­на Апол­ло­до­ром. Гиган­ты вну­ша­ли ужас сво­им видом — густы­ми воло­са­ми и боро­да­ми; ниж­няя часть тела у них была зме­и­ной. Они роди­лись на Фле­грей­ских полях («пожа­ри­ща») на полу­ост­ро­ве Пал­ле­на (в Хал­киди­ке, север­ная Гре­ция); там же потом про­изо­шла бит­ва олим­пий­ских богов с гиган­та­ми — гиган­то­ма­хия. Гиган­ты, в отли­чие от тита­нов, смерт­ны. По веле­нию судь­бы их гибель зави­се­ла от уча­стия в бит­ве геро­ев (смерт­ных), кото­рые при­дут на помощь богам. Гея разыс­ки­ва­ла вол­шеб­ную тра­ву, кото­рая бы сохра­ни­ла гиган­там жизнь. Но Зевс опе­ре­дил Гею и, послав на зем­лю мрак, сам сре­зал эту тра­ву. По сове­ту Афи­ны Зевс при­звал для уча­стия в бит­ве героя Герак­ла. В гиган­то­ма­хии олим­пий­цы уни­что­жи­ли гиган­тов. Апол­ло­дор упо­ми­на­ет име­на 13 гиган­тов, кото­рых вооб­ще насчи­ты­ва­ют до 150. Геракл сра­зил Алки­о­нея, наби­рав­ше­го­ся силы от зем­ли; Зевс — Пор­фи­ри­о­на, Апол­лон — Эфи­аль­та, Дио­нис — Эври­та, Гека­та — Кли­тия, Гефест — Миман­та, Афи­на обру­ши­ла на Энке­ла­да ост­ров Сици­лия, содра­ла кожу с ещё живо­го Пал­лан­та и исполь­зо­ва­ла её как пан­цирь. Посей­дон поверг Полидо­ра, Гер­мес — Иппо­ли­та, Арте­ми­да — Гра­ти­о­на, мой­ры — Агрия и Тоо­на. Осталь­ных пора­зил перу­на­ми Зевс. Геракл доби­вал гиган­тов сво­и­ми стре­ла­ми (Apol­lod. I 6, 1—2). В осно­ве гиган­то­ма­хии (как и тита­но­ма­хии) лежит идея упо­рядо­че­ния мира, вопло­тив­ша­я­ся в победе олим­пий­ско­го поко­ле­ния богов над хто­ни­че­ски­ми сила­ми, укреп­ле­нии вер­хов­ной вла­сти Зев­са.

Теме гиган­то­ма­хии посвя­ще­на неболь­шая поэ­ма рим­ско­го поэта 4 в. К. Клав­ди­а­на. Бит­ва олим­пий­цев с гиган­та­ми изо­бра­же­на на фри­зе алта­ря Зев­са в горо­де Пер­га­ме (2 в. до н. э.), Гомер в «Одис­сее» (VII 59) упо­ми­на­ет буй­ное пле­мя гиган­тов — ска­зоч­ный народ, наравне с феа­ка­ми и кик­ло­па­ми опе­кае­мый бога­ми (VII 206).


Лит.: Vian F., La guer­re des géants. Le mythe avant l’épo­que hel­lé­nis­ti­que, P., 1952.

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ГИГАНТЫ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 301—302.
Реконструкция и достройка деревянных домов
См. по теме: ДИСАВЛ • ДОР • ДРИАДЫ • КИДИППА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Крылатый змееногий гигант и орел.
Северный фриз на южном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морского бога Тритона, сына Посейдона, и его матери Амфитриты с гигантами.
Западный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морского бога Тритона, сына Посейдона, и его матери Амфитриты с гигантами.
Западный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морского бога Тритона, сына Посейдона, и его матери Амфитриты с гигантами.
Западный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морского бога Тритона, сына Посейдона, и его матери Амфитриты с гигантами.
Западный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морского бога Тритона, сына Посейдона, и его матери Амфитриты с гигантами.
Западный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морского бога Тритона, сына Посейдона, и его матери Амфитриты с гигантами.
Западный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морского бога Тритона, сына Посейдона, и его матери Амфитриты с гигантами.
Западный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Битва морских богов Нерея и его жены Дориды, Океана и его жены Тефиды с гигантами.
Южный фриз на северном выступе Пергамского алтаря.
Мрамор.
Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 36, медь
Септимий Север
Лисиния, 193—211 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Λ. ϹΕΠ. ϹΕΟΥΗΡΟϹ Π. — драпированный бюст Септимия Севера в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΛΥϹΙΝΙΕΩΝ — Зевс сидит на троне влево, держит фиалу и скипетр, поддерживаемый двумя змееногими мужчинами, каждый из которых держит в руке рог изобилия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА