Мифы народов мира

ПАРИ́С (Πά­ρις), в гре­че­ской мифо­ло­гии тро­ян­ский царе­вич, сын При­а­ма и Геку­бы. Когда Геку­ба была бере­мен­на вто­рым ребён­ком, ей при­снил­ся страш­ный сон, буд­то она роди­ла пылаю­щий факел, от кото­ро­го сго­ре­ла Троя. Про­ри­ца­те­ли (чаще все­го сре­ди них назы­ва­ют Эса­ка) объ­яс­ни­ли сон цари­цы так: ожи­дае­мый ею сын будет винов­ни­ком гибе­ли Трои. Когда маль­чик родил­ся, При­ам велел бро­сить его на горе Иде, наде­ясь, что там он будет рас­тер­зан зве­ря­ми. Одна­ко ребё­нок уце­лел и был вос­пи­тан пас­ту­хом, дав­шим ему имя Парис. Позд­нее, когда юно­ша Парис храб­ро отра­зил напа­де­ние на ста­до шай­ки раз­бой­ни­ков, он полу­чил про­зви­ще Алек­сандр («отра­жаю­щий мужей») (Apol­lod. III 12, 5). Ко вре­ме­ни пре­бы­ва­ния Пари­са на Иде источ­ни­ки отно­сят его брак с ним­фой Эно­ной и зна­ме­ни­тый суд Пари­са над тре­мя боги­ня­ми, заспо­рив­ши­ми о сво­ей кра­со­те. Желая скло­нить Пари­са на свою сто­ро­ну, Гера обе­ща­ла сде­лать его самым могу­ще­ст­вен­ным из зем­ных царей, Афи­на — самым храб­рым геро­ем, Афро­ди­та — обла­да­те­лем самой кра­си­вой жен­щи­ны. Парис при­знал пре­крас­ней­шей из богинь Афро­ди­ту, кото­рая и помог­ла ему потом увлечь Еле­ну и сде­лать её сво­ей женой (Hom. Il. XXIV 25—30; Eur. Andr. 274—308, Troad. 924—931). Одна­ко преж­де чем это слу­чи­лось, про­изо­шло узна­ва­ние Пари­са роди­те­ля­ми и его воз­вра­ще­ние в Трою в каче­стве цар­ско­го сына: во вре­мя спор­тив­ных состя­за­ний в Трое [в кото­рых Парис решил­ся при­нять уча­стие, несмот­ря на своё (мни­мо) низ­кое про­ис­хож­де­ние] он одо­лел всех сопер­ни­ков, вклю­чая сыно­вей При­а­ма, и был опо­знан сест­рой — про­ро­чи­цей Кас­сан­дрой, пытав­шей­ся убить Пари­са, чтобы спа­сти Трою. Одна­ко роди­те­ли, обра­до­ван­ные тем, что нашли сына, дав­но ими опла­кан­но­го, с радо­стью при­ня­ли его в дом (Hyg. fab. 91). Затем Парис отпра­вил­ся в Гре­цию, где, вос­поль­зо­вав­шись госте­при­им­ст­вом спар­тан­ско­го царя Мене­лая, похи­тил его жену — кра­са­ви­цу Еле­ну и боль­шие сокро­ви­ща. Ковар­ный посту­пок Пари­са послу­жил при­чи­ной Тро­ян­ской вой­ны, в кото­рой сам Парис, соглас­но «Илиа­де», не при­ни­мал актив­но­го уча­стия: в еди­но­бор­стве с Мене­ла­ем он был побеж­дён, сохра­нив жизнь толь­ко бла­го­да­ря вме­ша­тель­ству Афро­ди­ты (III 340—461), и к ново­му вступ­ле­нию в бой его вынуж­ден был побуж­дать Гек­тор (VI 321—341, 517—525). Впо­след­ст­вии от его стре­лы, направ­ля­е­мой Апол­ло­ном, поги­ба­ет Ахилл (Eur. Andr. 655; Verg. Aen. VI 56—58), в то вре­мя как и сам Парис не может избе­жать отрав­лен­ной стре­лы Фил­ок­те­та, при­но­ся­щей ему смерть (Apol­lod. epit. V 8).

Зна­че­ние име­ни Парис (по-фри­гий­ски «борец»), а так­же роль, кото­рую Парис игра­ет в ска­за­нии о Тро­ян­ской войне (как её зачин­щик и победи­тель ахей­ско­го героя Ахил­ла), ука­зы­ва­ют на пер­во­на­чаль­но гораздо более важ­ное место Пари­са в пре­да­нии по срав­не­нию с «Или­а­дой». Вме­сте с тем эпос ещё не нуж­дал­ся в обос­но­ва­нии того обсто­я­тель­ства, что Парис пас цар­ские ста­да: это дела­ют в «Илиа­де» мно­гие пред­ста­ви­те­ли цар­ских домов — сыно­вья При­а­ма, Анхис, Эней, бра­тья Анд­ро­ма­хи (IV 500; V 313; VI 421—424; XV 546—549; XX 188—190). Вер­сия, свя­зан­ная с пре­бы­ва­ни­ем Пари­са на горе Иде и после­дую­щим опо­зна­ни­ем Пари­са, воз­ник­ла, оче­вид­но, не ранее 6 в. до н. э. и в лите­ра­ту­ре была впер­вые обра­бота­на в не дошед­ших до нас тра­геди­ях «Алек­сандр» Софок­ла и Еври­пида. Затем эта вер­сия ока­за­лась гос­под­ст­ву­ю­щей, так как хоро­шо соче­та­лась с рас­ска­зом о суде Пари­са. Имен­но этот эпи­зод, вос­хо­дя­щий, воз­мож­но, к древ­не­му обы­чаю жен­ских риту­аль­ных состя­за­ний в кра­со­те, засвиде­тель­ст­во­ван­но­му в хра­ме Геры на сосед­нем с Фри­ги­ей ост­ро­ве Лес­бос, ока­зал­ся одним из самых излюб­лен­ных как в антич­ном, так и в новом изо­бра­зи­тель­ном искус­стве.

В. Н. Ярхо

Сюжет «суд Пари­са» поль­зо­вал­ся попу­ляр­но­стью в живо­пи­си и пла­сти­ке (Л. Кра­нах Стар­ший, Джор­джоне, П. П. Рубенс, Я. Йор­данс, А. Ват­то, О. Рену­ар, П. Гоген, Джу­лио Рома­но и др.).


Лит.: Rein­hardt K., Das Pa­ri­sur­teil, Fr./M., 1938; Clair­mont C., Das Pa­ri­sur­teil in der an­ti­ken Kunst, Z., 1952.

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 288—290.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Фронтальный рельеф этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр.
II в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Парис.
Мрамор.
Середина II в. н.э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. Конец II — начало I в. до н. э.
68 × 47 см.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало с изображением суда Париса.
Бронза.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя юноши в хламиде и пилосе (Парис? Аттис? Ганимед?).
Мрамор. II в. н. э.
Спарта, Археологический музей.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало с изображением суда Париса.
Бронза.
1-я половина III в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Суд Париса (фрагмент рельефа).
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
8. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало с изображением суда Париса.
Бронза.
2-я половина IV в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Парис (деталь).
Мрамор.
Середина II в. н.э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Парис.
Мрамор.
Середина II в. н.э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон с бортиком (конторниат), медь
380—400 гг.
АВЕРС: ⲰΜΗΡΟC — драпированный бюст бородатого Гомера, греческого эпического поэта, вправо; справа в поле монограмма PLE.
РЕВЕРС: Елена стоит вправо, пожимает руку Парису (Александру), который стоит анфас, голова влево, на нем фригийский колпак; Елена также касается его щеки своей левой рукой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА