Мифы народов мира

ТИ́ХА, ТИ́ХЕ (Τύ­χη, «слу­чай­ность», то, что выпа­ло по жре­бию), в гре­че­ской мифо­ло­гии боже­ство слу­чая; не встре­ча­ет­ся в клас­си­че­ской мифо­ло­гии, выдви­ну­то в эпо­ху элли­низ­ма как созна­тель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние древ­не­му пред­став­ле­нию о неиз­мен­ной судь­бе. Тиха сим­во­ли­зи­ру­ет измен­чи­вость мира, его неустой­чи­вость и слу­чай­ность любо­го фак­та лич­ной и обще­ст­вен­ной жиз­ни. Имя Тихи, оке­а­ниды и спут­ни­цы Пер­се­фо­ны, впер­вые встре­ча­ет­ся в гоме­ров­ском гимне к Демет­ре (V 420), но этот пер­со­наж не име­ет ниче­го обще­го с боги­ней Тихой. У Архи­ло­ха (frg. 8 Diel) Тиха нахо­дит­ся рядом с Мой­рой; у Пин­да­ра она — дочь Зев­са (Pind. Ol. XII) и тоже близ­ка мой­рам (Paus. VII 26, 8). Тиха пер­со­ни­фи­ци­ру­ет­ся в дра­мах Еври­пида и высту­па­ет важ­ной дви­жу­щей силой в элли­ни­сти­че­ской дра­ме.


Лит.: Тахо-Годи А. А., При­ро­да и слу­чай как сти­ли­сти­че­ские прин­ци­пы ново­ат­ти­че­ской комедии, в сб.: Вопро­сы клас­си­че­ской фило­ло­гии, 1971, № 3—4, с. 217—72; Strohm H., Tyche. Zur Schick­sa­lauf­fas­sung bei Pin­dar und den frühgrie­chi­schen Dich­tern, Stuttg., 1944.

А. А. Тахо-Годи

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 515.
См. по теме: ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭРГАНА, ЕРГАНА • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭХЕМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Константин и Тихе.
Сардоникс.
Римская работа. IV в. (переработана в нач. XIX в.).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
Константин Великий и Тихе Константинополя.
Сардоникс.
Рим. IV в.
Переработана в XIX в. мастером Бенедетто Пиструччи (1784—1855).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Тихе-Фортуны с неизвестной женской головой флавиевского периода.
Мрамор.
Конец I в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Тихе.
Мрамор.
II в. н.э.
Стамбул, Археологический музей.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Восточная часть некрополя у Нуцерийских ворот (южная сторона виа делле Томбе).
54—79 гг. н. э.
Помпеи.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Восточная часть некрополя у Нуцерийских ворот (южная сторона виа делле Томбе).
54—79 гг. н. э.
Помпеи.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Свод арки из дворца Галерия в Фессалониках (т. н. «Малая арка Галерия»)
Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.
Салоники, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Портрет Августы Галерии Валерии, супруги императора Галерия, в тондо.
Свод арки из дворца Галерия в Фессалониках (т. н. «Малая арка Галерия»).
Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.
Салоники, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Тихе.
Мрамор.
3-я четв. II в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фаустина Младшая в образе Тихе.
Мелкозернистый мрамор. 165—180 гг.
Милан, Городской археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову вправо, опирается правой рукой на корабельный руль, стоящий на шаре, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
2. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в правой руке держит корабельный руль, стоящий на земле, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
3. Тетрадрахма, серебро
Иония, Смирна, 150—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Тихе (BMC: Кибелы) в башенном венце вправо.
РЕВЕРС: ΖΜΥΡΝΑΙΩΝ — внутри лаврового (BMC: дубового) венка вместе с монограммой магистрата.
4. AE,
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕ. ΑΝΤΩΝΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит почти фронтально, повернув голову влево, совершает жертвоприношение над горящим алтарем из патеры в правой руке, в левой держит рог изобилия, край одежды переброшен через левую руку.
В правом поле: Ε.
5. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу драпированные бюсты Макрина, слева, в доспехах и в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ — вид в три четверти храма Тихе со статуей богини, держащей рог изобилия в левой руке.
В правом поле: .
6. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Селевкия, 162—150 гг. до н.э.
АВЕРС: Головы Деметрия I и его жены Лаодики в диадемах вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида; слева — монограмма и пальмовая ветвь.
В обрезе: ΣΩΤΗΡΟΣ.
7. Тетрадрахма, серебро
Деметрий II Никатор
Селевкия на Тигре, 146—138 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΦΙΛΑΔΕΛΦΟΥ ΝΙΚΑΤΟΡΟΣ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида.
В обрезе: монограмма.
8. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Антиохия, 151—150 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΣΩΤΗΡΟΣ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида; слева — две монограммы.
В обрезе: ΒΞΡ (обозначение даты).
9. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Сотер
Антиохия, 162—150 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо внутри венка.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ — Тихе сидит влево и держит в руках жезл и рог изобилия; трон поддерживает крылатая Тритонида.
В обрезе: монограмма ΗΡ
10. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Сидон, 101—100 гг.
АВЕРС: Бюст Тихе вправо, с башенкой на голове, покрывалом со складками, сережкой с одной подвеской и ожерельем.
РЕВЕРС: ΣΙΔΩΝΙΩΝ — орел, стоящий влево на носу корабля; сзади — пальмовая ветвь; слева — обозначение даты (AI) над буквой Ε.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА