С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

Свя­щен­ная доро­га (Sac­ra via) — самая древ­няя и зна­ме­ни­тая ули­ца в Риме. Она и Новая доро­га (No­va via) были един­ст­вен­ны­ми ули­ца­ми в горо­де, назы­вав­ши­ми­ся «доро­га­ми» (viae) до импе­ра­тор­ско­го пери­о­да, когда упо­ми­на­ют­ся Свод­ча­тая доро­га (Via For­ni­ca­ta), Кры­тая доро­га (Via Tec­ta) и Новая доро­га (Via No­va) (qq. v.). Фор­ма Sac­ra via (ἡ ἱερὰ ὁδός) была пра­виль­ным и почти уни­вер­саль­ным назва­ни­ем, а обрат­ный порядок слов, via Sac­ra, встре­ча­ет­ся, не счи­тая поэ­зии (напр., Hor. Sat. I. 9. 1), очень ред­ко (Plin. NH. XIX. 23; Not. Reg. IV; Suet. Vit. 17; As­con. Mil. 141; CIL. VI. 9239, 9418, 9549). Ещё одно свиде­тель­ство это­му — сло­во sac­ra­vien­ses («жите­ли Свя­щен­ной доро­ги», Fest. 178) и про­те­сты грам­ма­ти­ков про­тив рас­про­стра­нён­но­го обы­чая про­из­но­сить это назва­ние как одно сло­во (Fest. 290: nec . . . ap­pel­la­ri de­be­re ait Ver­rius sed di­siuncte, ut cae­te­ras vias Fla­mi­niam Ap­piam La­ti­nam, ut ne No­vam­viam qui­dem, sed No­vam viam[1]).

Свя­щен­ная доро­га в узком смыс­ле сло­ва начи­на­лась на вер­шине Велии, где она назы­ва­лась «верх­ний конец Свя­щен­ной доро­ги» (sum­ma Sac­ra via), рядом с хра­мом Ларов (RGDA. 19. 2), домом царя свя­щен­но­дей­ст­вий (rex sac­ro­rum) (Fest. 290), хра­мом Юпи­те­ра Ста­то­ра (Plut. Cic. 16: ἱδρυ­μένον ἐν ἀρχῇ τῆς ἱερᾶς ὁδοῦ πρὸς τὸ Πα­λάτιον ἀνιόν­των[2]) и, позд­нее, аркой Тита (см. рельеф Гате­ри­ев, Mo­nu­men­ti An­ti­chi Ine­di­ti, pubbli­ca­ti dall’ Is­ti­tu­to di Cor­ris­pon­den­za Ar­cheo­lo­gi­ca. Ro­ma, 1849—1853. Vol. 5. Tav. 7: ar­cus in sac­ra via sum­ma[3]), и спус­ка­лась вниз в восточ­ный конец фору­ма, в пункт, кото­рый в раз­ных источ­ни­ках лока­ли­зо­ван воз­ле Регии, хра­ма Весты или арки Фабия (Fest. 290; Mart. I. 70. 3—4; Cic. Planc. 17: si quan­do iac­tor in tur­ba, non il­lum ac­cu­so qui est in sum­ma sac­ra via cum ego ad Fa­bium for­ni­cem im­pel­lor[4]; Varr. RR. I. 2). Три­жды в поэ­зии (Hor. Carm. IV. 2. 35; Mart. I. 70. 5; IV. 78. 7) эта часть доро­ги, види­мо, назва­на «Свя­щен­ным спус­ком» (см. Cli­vus Sa­cer), а о том, кто про­шёл от верх­не­го кон­ца до ниж­не­го, гово­ри­ли «спу­стить­ся по Свя­щен­ной доро­ге» (sac­ra via des­cen­de­re, Cic. Att. IV. 3. 3; Asc. Scaur. 27; Hor. Epod. 7. 7), или «све­сти по Свя­щен­ной доро­ге» (de­du­ce­re, Sall. Hist. II. fr. 45). Эта ули­ца, от вер­ши­ны Велии до вхо­да на форум, явля­ет­ся Свя­щен­ной доро­гой во всех источ­ни­ках, лите­ра­тур­ных и эпи­гра­фи­че­ских, до кон­ца Импе­рии, с дву­мя исклю­че­ни­я­ми: Варрон (LL. V. 47: † Ca­ri­nae pos­tea Ce­rio­nia, quod hinc ori­tur ca­put sac­rae viae ab Stre­niae sa­cel­lo quae per­ti­net in ar­cem, qua sac­ra quot­quot men­si­bus fe­run­tur in ar­cem et per quam augu­res ex ar­ce pro­fec­ti so­lent inau­gu­ra­re. Hui­us sac­rae viae pars haec so­la vol­go no­ta quae est a fo­ro eun­ti pri­mo­re cli­vo[5]), и Фест (290: с.457 Sac­ram viam qui­dam ap­pel­la­tam es­se exis­ti­mant quod in ea foe­dus ic­tum sit in­ter Ro­mu­lum ac Ta­tium: qui­dam quod eo iti­ne­re utan­tur sa­cer­do­tes idu­lium sac­ro­rum con­fi­cien­do­rum cau­sa. Ita­que ne eate­nus qui­dem, ut vul­gus opi­na­tur, sac­ra ap­pel­lan­da est a re­gia ad do­mum re­gis sac­ri­fi­cu­li, sed etiam a re­gis do­mo ad sa­cel­lum Stre­niae, et ru­sus a re­gia us­que in ar­cem[6]). Оче­вид­но, Варрон — и, сле­дуя его авто­ри­те­ту, Фест — счи­та­ли, что Свя­щен­ная доро­га полу­чи­ла своё назва­ние пото­му, что слу­жи­ла марш­ру­том рели­ги­оз­ных про­цес­сий, и пола­га­ли, что эта ули­ца начи­на­лась у хра­ма Стре­нии (Stre­nia, q. v.), боль­ше нигде не упо­мя­ну­том, но рас­по­ло­жен­ном неда­ле­ко от Коли­зея, под­ни­ма­лась по скло­ну Велии, и, спу­стив­шись к Регии, пере­се­ка­ла форум и шла к Капи­то­лию. Одна­ко это утвер­жде­ние опро­вер­га­ет­ся тем, что сам Варрон добав­ля­ет об обще­при­ня­том употреб­ле­нии назва­ния. Поэто­му нет осно­ва­ний счи­тать, что Свя­щен­ной доро­гой когда-либо назы­ва­лось нечто боль­шее, чем ули­ца от Велии до Регии (ср. Plin. NH. XIX. 23: mox Cae­sar dic­ta­tor to­tum fo­rum Ro­ma­num in­te­xit viam­que sac­ram ab do­mo sua et cli­vum us­que in Ca­pi­to­lium[7]; Plut. Cic. 22: καὶ πρῶ­τον ἐκ Πα­λατίου πα­ραλα­βὼν τὸν Λέντλον ἦγε διὰ τῆς ἱερᾶς ὁδοῦ καὶ τῆς ἀγο­ρᾶς μέ­σης[8]), хотя сего­дня этот тер­мин часто исполь­зу­ет­ся рас­ши­ри­тель­но, вклю­чая отре­зок пути от Коли­зея до фору­ма, а ино­гда и на самом фору­ме тоже. Объ­яс­не­ния Варро­на и Феста (ср. так­же Serv. Aen. VIII. 641) неудо­вле­тво­ри­тель­ны, и ули­ца, веро­ят­но, назы­ва­лась Свя­щен­ной, пото­му что на ней сто­я­ли самые чти­мые хра­мы Рима: хра­мы Весты и Ларов, а так­же жили­ща веста­лок, вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка и царя свя­щен­но­дей­ст­вий (ср. Ovid. Trist. III. 1. 28; Bin­der J. Die Plebs: Stu­dien zur Rö­mi­schen Rechtsge­schich­te. Leip­zig, 1909. S. 62—64), хотя вполне воз­мож­но, что эта ули­ца и сама по себе счи­та­лась свя­щен­ной ввиду сво­его место­по­ло­же­ния и тра­ди­ци­он­но­го зна­че­ния (Schnei­der A. Aus Roms Frueh­zeit // MDAIR. Bd. 10. 1895. P. 162).

В раз­ное вре­мя марш­рут и уро­вень (Van De­man E. B. The Ne­ro­nian Sac­ra Via // AJA. Vol. 27. 1923. P. 390 ff.) Свя­щен­ной доро­ги несколь­ко раз­ли­ча­лись. Посколь­ку это был глав­ный путь сооб­ще­ния меж­ду Пала­ти­ном и фору­мом (Plut. Cic. 22; Tac. Hist. III. 68; Cass. Dio LXIV. 20; LXXVII. 4), он, веро­ят­но, начи­нал­ся на вер­шине Велии, у Муго­ни­е­вых ворот и хра­ма Юпи­те­ра Ста­то­ра, и шёл прак­ти­че­ски по пря­мой линии к Регии и хра­му Весты, но где имен­но он под­хо­дил к ним, неяс­но. После стро­и­тель­ства Фаби­е­вой арки (for­nix Fa­bia­nus) в 121 г. до н. э. ули­ца про­хо­ди­ла под ней.

От Свя­щен­ной доро­ги эпо­хи Сул­лы оста­лись лишь скуд­ные следы. Под хра­мом Юлия Цеза­ря и аркой Авгу­ста была най­де­на ули­ца (веро­ят­но, пере­улок Весты, vi­cus Ves­tae), отхо­див­шая от Свя­щен­ной доро­ги в рай­оне Фаби­е­вой арки; её мосто­вая лежит на высо­те 11,9 м над уров­нем моря (Van De­man E. B. The Sul­lan Fo­rum // JRS. Vol. 12. 1922. P. 12—14); сохра­ни­лось несколь­ко бло­ков её мосто­вой под лест­ни­цей в севе­ро-восточ­ном углу хра­ма Юлия на высо­те 12,5 м над уров­нем моря. Воз­ле «хра­ма Рому­ла» она рас­по­ло­же­на на уровне 14 м, а на раз­вил­ке с Пала­тин­ским спус­ком — око­ло 27 м над уров­нем моря (Van De­man E. B. The Ne­ro­nian Sac­ra Via. P. 397—398). Об остат­ках стро­е­ний, дати­ру­е­мых этим с.458 (и более ран­ним) пери­о­дом вдоль дан­но­го её участ­ка, в основ­ном лавок и колод­цев см.: Frank T. Ro­man Buil­dings of the Re­pub­lic. Ro­me, 1924. P. 87, 88.


Илл. 10. Бази­ли­ка Кон­стан­ти­на и вход со Свя­щен­ной доро­ги: мосто­вая эпо­хи Авгу­ста. Фото: T. Ashby.

После того, как в 36 г. до н. э. была пере­стро­е­на Регия, а спу­стя несколь­ко лет воз­ведён храм Боже­ст­вен­но­го Юлия, Свя­щен­ная доро­га про­хо­ди­ла к севе­ру от этих зда­ний, а затем изги­ба­лась вле­во, к хра­му Касто­ра (Mart. I. 70. 3—4: vi­ci­num Cas­to­ra ca­nae tran­si­bis Ves­tae vir­gi­neam­que do­mum[9]). Для эпо­хи Ран­ней импе­рии марш­рут Свя­щен­ной доро­ги надёж­но уста­нов­лен бла­го­да­ря обна­ру­же­нию мосто­вой эпо­хи Авгу­ста (илл. 10, 45, 46), шири­ной 5 м, на зна­чи­тель­ном про­тя­же­нии это­го участ­ка; она свиде­тель­ст­ву­ет, что чуть восточ­нее выс­шей точ­ки Велии ули­ца изги­ба­лась к севе­ру и про­хо­ди­ла мимо неё совсем рядом с нынеш­ней аркой Тита. С уров­ня 28,3 м над уров­нем моря в 7 м к восто­ку от арки Тита она спус­ка­лась до уров­ня 12,6 м над уров­нем моря воз­ле севе­ро-восточ­но­го угла хра­ма Юлия. Часть этой мосто­вой была най­де­на под лест­ни­цей хра­ма Вене­ры и Ромы (Van De­man E. B. The Ne­ro­nian Sac­ra Via. P. 399 f. — там же см. об изло­жен­ных ниже фак­тах).


Илл. 45. Свя­щен­ная доро­га в сто­ро­ну Велии. Фото: T. Ashby.
Илл. 46. Свя­щен­ная доро­га в сто­ро­ну Капи­то­лия. Фото: T. Ashby.

Напро­тив середи­ны бази­ли­ки Кон­стан­ти­на эту мосто­вую эпо­хи Авгу­ста пере­се­ка­ют мас­сив­ные бетон­ные осно­ва­ния ряда аркад эпо­хи Неро­на (Van De­man E. B. The Ne­ro­nian Sac­ra Via. P. 403 f.). Эти осно­ва­ния тянут­ся парал­лель­ны­ми лини­я­ми, спер­ва на юго-восток, а затем, повер­нув под пря­мым углом, на юго-запад. Это озна­ча­ет, что Нерон изме­нил линию Свя­щен­ной доро­ги в свя­зи со стро­и­тель­ст­вом Золо­то­го дома (Do­mus Aurea, q. v.) и про­ло­жил её меж­ду этим пор­ти­ком и вто­рым, про­ти­во­по­лож­ным, до вести­бу­ла, а затем, в кру­том пово­ро­те, вокруг севе­ро-запад­но­го угла это­го зда­ния. К севе­ру от мосто­вой эпо­хи Авгу­ста нахо­дят­ся фун­да­мен­ты и сте­ны част­ных домов и стро­е­ний более позд­не­го вре­ме­ни, раз­ру­шен­ных при стро­и­тель­стве аркад с этой сто­ро­ны доро­ги. Уро­вень Свя­щен­ной доро­ги в восточ­ном кон­це фору­ма остал­ся преж­ним. Воз­ле хра­ма Рому­ла он состав­лял око­ло 16,7 м над уров­нем моря, перед бази­ли­кой Кон­стан­ти­на — от 22,5 до 23,1 м, а на раз­вил­ке с Пала­тин­ским спус­ком — око­ло 27,6 м. Когда Адри­ан постро­ил храм Вене­ры и Ромы, навер­ня­ка потре­бо­ва­лось ещё как-то изме­нить про­хо­див­шую перед ней ули­цу, и впо­след­ст­вии Свя­щен­ная доро­га от Велии до Регии вни­зу, види­мо, пред­став­ля­ла собой про­спект шири­ной око­ло 30 м, обрам­лён­ный с обе­их сто­рон пор­ти­ка­ми и лав­ка­ми; позд­нее стро­е­ния на север­ной сто­роне были сне­се­ны при стро­и­тель­стве бази­ли­ки Кон­стан­ти­на. Имен­но к это­му про­спек­ту отно­си­лась мосто­вая шири­ной 23 м (вклю­чая тро­туа­ры), разо­бран­ная в 1899 г.2 (Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 190; Idem. Le es­ca­va­zio­ni del Fo­ro // BCAR. Vol. 28. 1900. P. 11; Bo­ni G. Fo­ro Ro­ma­no // At­ti del Congres­so di Scien­ze Sto­riche (1903). Vol. 5. Ro­ma, 1904. P. 516; Van De­man E. G., Clay A. G. The Sac­ra Via of Ne­ro // MAAR. Vol. 5. 1925. P. 115—126; см. илл. 7).


Илл. 7. Атрий Весты и Свя­щен­ная доро­га эпо­хи Кон­стан­ти­на. Фото­гра­фия до 1898 г.

После воз­веде­ния арки Тита ули­ца про­хо­ди­ла сквозь нее и про­дол­жа­лась на восток по пря­мой линии до Поте­ю­щей меты (Me­ta Su­dans), меж­ду хра­мом Вене­ры и Ромы и хра­мом Юпи­те­ра Ста­то­ра и зда­ни­я­ми на склоне Пала­ти­на. Новая доро­га соеди­ня­лась с.459 со Свя­щен­ной доро­гой воз­ле арки Тита, и при­мер­но в этом же месте к югу ответв­лял­ся так назы­вае­мый Пала­тин­ский спуск, под­ни­мав­ший­ся на Пала­тин воз­ле Муго­ни­е­вых ворот.

В цар­скую и рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху Свя­щен­ная доро­га была жилым квар­та­лом (Gil­bert O. Ge­schich­te und To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 3. Leip­zig, 1890. S. 360), и его оби­та­те­ли назы­ва­лись sac­ra­vien­ses (Fest. 178). Соглас­но пре­да­нию, Нума, Анк Мар­ций и Тарк­ви­ний Гор­дый про­жи­ва­ли здесь (So­lin. I. 21—23; Plin. NH. XXXIV. 29), а Тулл Гости­лий — на Велии (Cic. Rep. II. 53). На вер­шине Велии (in sum­ma Ve­lia) сто­я­ли дома Вале­ри­ев (Va­le­rii, q. v.; Liv. II. 7) и Гнея Доми­ция Каль­ви­на (Fest. 154), а на самой Свя­щен­ной доро­ге — дома Пуб­лия Сци­пи­о­на Нази­ки (Pomp. Dig. I. 2. 2. 37), Тет­тия Дами­о­на (Cic. Att. IV. 3. 3), Окта­ви­ев (Sall. Hist. fr. II. 45) и Доми­ци­ев (CIL. VI. 2041, 25; 2042 d, 32352). Най­де­но нема­ло руин этих домов рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да (Huel­sen Ch. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom. Neue Rei­che. I. Die Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num // MDAIR. Bd. 17. 1902. S. 94—95; Bd. 20. 1905. S. 118) на южной сто­роне ули­цы перед атри­ем Весты и далее на восток, осо­бен­но в углу меж­ду Новой ули­цей и Пала­тин­ским спус­ком. Неко­то­рые из этих руин дати­ру­ют­ся уже эпо­хой Авгу­ста (Brunswick F. Die Ausgra­bun­gen am Cli­vus Pa­la­ti­nus un­ter Lei­tung des Com. Gia­co­mo Bo­ni // Ber­li­ner Phi­lo­lo­gi­sche Wochenschrift. Jg. 25. № 14. 1905. S. 428).

Как и все глав­ные ули­цы вели­ких горо­дов, Свя­щен­ная доро­га со вре­ме­нем ста­ла тор­го­вой ули­цей (Ovid. Ars Am. II. 265—266; Amor. I. 8. 100; Prop. II. 24. 14—15; Rich­ter O. To­po­gra­phie der Stadt Rom. Aufl. 2. Mün­chen, 1901. S. 163—164). В эпо­ху Ран­ней импе­рии лав­ки, веро­ят­но, сто­я­ли по обе­им сто­ро­нам доро­ги, от вхо­да на форум до Велии, но вслед­ст­вие боль­ших пере­мен, свя­зан­ных со стро­и­тель­ст­вом фору­ма Мира, хра­ма Свя­щен­но­го Горо­да и хра­ма Фау­сти­ны, лав­ки, види­мо, оста­лись толь­ко с южной сто­ро­ны ули­цы, меж­ду атри­ем Весты и аркой Тита. Най­де­но мно­го над­пи­сей, свя­зан­ных с тор­гов­ца­ми со Свя­щен­ной доро­ги, осо­бен­но со все­воз­мож­ны­ми юве­ли­ра­ми (CIL. VI. 9207, 9221, 9239, 9418, 9419, 9545—9549), а так­же про­дав­ца­ми цве­тов, фрук­тов и пред­ме­тов рос­ко­ши (CIL. VI. 9283, 9795, 9935).

Если дви­гать­ся по Свя­щен­ной доро­ге на восток от её выхо­да с терри­то­рии фору­ма меж­ду хра­мом Боже­ст­вен­но­го Юлия и пор­ти­ком Гая и Луция (Van De­man E. B. The Por­ti­cus of Gai­us and Lu­cius // AJA. 1913. Vol. 17. 1. P, 14—28), ули­ца про­хо­дит к севе­ру от хра­ма Фау­сти­ны (141 г. н. э.), арха­и­че­ско­го нек­ро­по­ля, руин част­ных домов (Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum / Transl. J. B. Car­ter. Ed. 2. Ro­me, 1909. P. 230—231; Idem. Jah­res­be­richt über neue Fun­de… Bd. 17. S. 94; Bd. 20. S. 16; Bo­ni G. Op. cit. P. 570—574), геро­о­на Рому­ла и бази­ли­ки Кон­стан­ти­на; с южной сто­ро­ны рас­по­ло­же­ны Регия, остат­ки домов и лавок меж­ду ули­цей и атри­ем Весты и боль­шой пор­тик (см. выше).


Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. Abt. 2. Ber­lin, 1885. S. 274—286, 415—416; Bd. 1. Abt. 3 (Ch. Hül­sen). Ber­lin, 1906. S. 14—15; Gil­bert O. Ge­schich­te und To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. Leip­zig, 1883. S. 214—220, 236—238, 300—335; Ro­sen­berg A. Sac­ra via // RE. R. 2. Hbd. 2. 1920. Sp. 1674—1677; Thé­de­nat H. Le Fo­rum Ro­main. Ed. 4. Pa­ris, 1908. P. 167—173, 353—356; Huel­sen Ch. The Ro­man Fo­rum / Transl. J. B. Car­ter. Ed. 2. Ro­me, 1909. P. 218—252 pass.; de Rug­gie­ro E. Il Fo­ro Ro­ma­no. Ro­ma, 1913. P. 498—506; Pi­ga­niol A. Les ori­gi­nes du Fo­rum // MEF­RA. T. 28. 1908. P. 233—253 (об оши­боч­ной тео­рии о том, что Свя­щен­ная доро­га слу­жи­ла деку­ма­ном горо­да); о послед­них рас­коп­ках см.: Bo­ni G. Ro­ma. Nou­ve sco­per­te nel­la cit­tà e nel sub­ur­bio // NSA. 1899. P. 265—266; Lan­cia­ni R. A. Le es­ca­va­zio­ni del Fo­ro // BCAR. Vol. 28. 1900. P. 10—11; Vag­lie­ri D. Nuo­ve sco­per­te nel Fo­ro Ro­ma­no // BCAR. Bd. 30. 1902. P. 34; Idem. Gli sca­vi re­cen­ti nel Fo­ro Ro­ma­no // BCAR. Bd. 31. 1903. P. 19—23; Huel­sen Ch. Die neuen Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num // Ar­chäo­lo­gi­scher An­zei­ger. 1900. S. 9; Ashby T. Re­cent Ex­ca­va­tions in Ro­me // CR. Vol. 13. 1899. P. 322, 467; Vol. 14. 1900, 239; Vol. 16. 1902, 96, 286; (Huel­sen Ch. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom. Neue Rei­che. I. Die Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num // MDAIR. Bd. 17. 1902, 97. О рекон­струк­ции см.: D’Es­pouy H. Mo­nu­ments An­ti­ques. T. 3. Pa­ris, 1906. P. 84—89.

См. также:
Священная дорога (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Q. As­co­nii Pe­dia­ni ora­tio­num Ci­ce­ro­nis quin­que enar­ra­tio / Rec. A. Kiessling, R. Schoell Be­ro­li­ni, 1875. P. 23, § 45.
  • 2Хотя мож­но дока­зать, что сами кам­ни мосто­вой Адри­а­на были уло­же­ны в Сред­ние века, это, конеч­но, не опро­вер­га­ет того, что доро­га вос­хо­дит к антич­но­сти: но толь­ко бла­го­да­ря их уда­ле­нию ста­ли воз­мож­ны рас­коп­ки мосто­вой эпо­хи Авгу­ста. Разо­бран­ная доро­га про­хо­ди­ла по мень­шей мере на 2 м выше уров­ня Свя­щен­ной доро­ги Неро­на.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]Веррий гово­рит, что про­из­но­сить­ся долж­но не […], но раздель­но, как про­чие — Фла­ми­ни­е­ва, Аппи­е­ва, Латин­ская доро­ги, как «Новая доро­га», ведь не «Новаядо­ро­га».
  • [2]Этот храм воз­двиг­нут в нача­ле Свя­щен­ной ули­цы, у подъ­ёма на Пала­тин (пер. С. П. Мар­ки­ша).
  • [3]Арка в верх­нем кон­це Свя­щен­ной доро­ги.
  • [4]Когда в тол­пе меня бро­са­ет [из сто­ро­ны в сто­ро­ну], я обви­няю не того, кто нахо­дит­ся в верх­нем кон­це Свя­щен­ной доро­ги, если меня само­го оттес­ня­ют к арке Фабия.
  • [5]Кари­ны, затем Цери­о­ния, — пото­му что отсюда начи­на­ет­ся Свя­щен­ная доро­га, кото­рая тянет­ся от свя­ти­ли­ща Стре­нии до Кре­по­сти, по кото­рой каж­дый месяц свя­ты­ни достав­ля­ют­ся в Кре­пость и по кото­рой авгу­ры обыч­но про­хо­дят из Кре­по­сти для совер­ше­ния ауспи­ций. Все­на­род­но извест­на толь­ко та часть Свя­щен­ной доро­ги, кото­рая слу­жит пер­вым подъ­ёмом иду­ще­му с фору­ма.
  • [6]Неко­то­рые счи­та­ют, что доро­га назы­ва­ет­ся Свя­щен­ной, пото­му что на ней был заклю­чён союз меж­ду Рому­лом и Таци­ем: неко­то­рые — пото­му что этим путём поль­зу­ют­ся жре­цы для совер­ше­ния свя­щен­но­дей­ст­вий в иды. Поэто­му Свя­щен­ной сле­ду­ет назы­вать не толь­ко [доро­гу] от Регии до дома царя свя­щен­но­дей­ст­вий, как счи­та­ет про­сто­на­ро­дье, но так­же от дома царя до свя­ти­ли­ща Стре­нии и обрат­но от Регии до Кре­по­сти.
  • [7]Вско­ре дик­та­тор Цезарь покрыл кры­шей весь Рим­ский форум и Свя­щен­ную доро­гу от сво­его дома и спуск вплоть до Капи­то­лия.
  • [8]Пер­вым делом он забрал с Пала­ти­на Лен­ту­ла и повёл его Свя­щен­ною ули­цей, а затем через форум (пер. С. П. Мар­ки­ша).
  • [9]
    Мино­вав храм Касто­ра под­ле
    Весты седой, ты прой­дёшь жриц её дев­ст­вен­ных дом.
    (пер. Ф. А. Пет­ров­ско­го)

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Sacra Via, с. 456—459.
    © 2018 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Храм Юпитера Защитника • КИНОСАРГ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    План части Римского форума.
    Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности.
    План-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
    Рим, Римский Форум.
    2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Римский Форум. Реконструкция XIX в.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
    Художник Бекетти. 1893 г.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Вид акрополя в Кумах. Основание храма Аполлона и Священная дорога (via Sacra).
    4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Сакрально-идиллический пейзаж.
    Фреска фриза Большого колумбария виллы Дориа Памфили в Риме.
    Конец I в. до н. э. — конец I в. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Жертвенное гадание (экстиспиций). Левая панель рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
    Графика Пьера Жака (1576 г.).
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера с раскопками вокруг Черного камня.
    Последние раскопки 1900 г., проведенные Джакомо Бони.
    Рим, Римский Форум.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Участок Священной дороги (Via Sacra) перед входом в церковь святых Космы и Дамиана (античного храма Юпитера Статора/Божественного Ромула).
    Кристофер Вильгельм Экерсберг (1783—1853).
    Ок. 1814—1815 г.
    Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
    8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Фреска с религиозной процессией со статуей Кибелы на носилках и ниша-эдикула с гермой Диониса.
    Фасад Дома Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
    I в. н. э.
    Помпеи, Археологический парк, Дом Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
    9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Фреска с религиозной процессией со статуей Кибелы на носилках и ниша-эдикула с гермой Диониса.
    Фасад Дома Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
    I в. н. э.
    Помпеи, Археологический парк, Дом Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
    10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Ясон и Пелий.
    Фреска из Помпей (Дом Роковой Любви, IX, 5, 18).
    I в. н. э.
    Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА