С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

Свя­щен­ная доро­га (Sac­ra via) — самая древ­няя и зна­ме­ни­тая ули­ца в Риме. Она и Новая доро­га (No­va via) были един­ст­вен­ны­ми ули­ца­ми в горо­де, назы­вав­ши­ми­ся «доро­га­ми» (viae) до импе­ра­тор­ско­го пери­о­да, когда упо­ми­на­ют­ся Свод­ча­тая доро­га (Via For­ni­ca­ta), Кры­тая доро­га (Via Tec­ta) и Новая доро­га (Via No­va) (qq. v.). Фор­ма Sac­ra via (ἡ ἱερὰ ὁδός) была пра­виль­ным и почти уни­вер­саль­ным назва­ни­ем, а обрат­ный порядок слов, via Sac­ra, встре­ча­ет­ся, не счи­тая поэ­зии (напр., Hor. Sat. I. 9. 1), очень ред­ко (Plin. NH. XIX. 23; Not. Reg. IV; Suet. Vit. 17; As­con. Mil. 141; CIL. VI. 9239, 9418, 9549). Ещё одно свиде­тель­ство это­му — сло­во sac­ra­vien­ses («жите­ли Свя­щен­ной доро­ги», Fest. 178) и про­те­сты грам­ма­ти­ков про­тив рас­про­стра­нён­но­го обы­чая про­из­но­сить это назва­ние как одно сло­во (Fest. 290: nec . . . ap­pel­la­ri de­be­re ait Ver­rius sed di­siuncte, ut cae­te­ras vias Fla­mi­niam Ap­piam La­ti­nam, ut ne No­vam­viam qui­dem, sed No­vam viam[1]).

Свя­щен­ная доро­га в узком смыс­ле сло­ва начи­на­лась на вер­шине Велии, где она назы­ва­лась «верх­ний конец Свя­щен­ной доро­ги» (sum­ma Sac­ra via), рядом с хра­мом Ларов (RGDA. 19. 2), домом царя свя­щен­но­дей­ст­вий (rex sac­ro­rum) (Fest. 290), хра­мом Юпи­те­ра Ста­то­ра (Plut. Cic. 16: ἱδρυ­μένον ἐν ἀρχῇ τῆς ἱερᾶς ὁδοῦ πρὸς τὸ Πα­λάτιον ἀνιόν­των[2]) и, позд­нее, аркой Тита (см. рельеф Гате­ри­ев, Mo­nu­men­ti An­ti­chi Ine­di­ti, pubbli­ca­ti dall’ Is­ti­tu­to di Cor­ris­pon­den­za Ar­cheo­lo­gi­ca. Ro­ma, 1849—1853. Vol. 5. Tav. 7: ar­cus in sac­ra via sum­ma[3]), и спус­ка­лась вниз в восточ­ный конец фору­ма, в пункт, кото­рый в раз­ных источ­ни­ках лока­ли­зо­ван воз­ле Регии, хра­ма Весты или арки Фабия (Fest. 290; Mart. I. 70. 3—4; Cic. Planc. 17: si quan­do iac­tor in tur­ba, non il­lum ac­cu­so qui est in sum­ma sac­ra via cum ego ad Fa­bium for­ni­cem im­pel­lor[4]; Varr. RR. I. 2). Три­жды в поэ­зии (Hor. Carm. IV. 2. 35; Mart. I. 70. 5; IV. 78. 7) эта часть доро­ги, види­мо, назва­на «Свя­щен­ным спус­ком» (см. Cli­vus Sa­cer), а о том, кто про­шёл от верх­не­го кон­ца до ниж­не­го, гово­ри­ли «спу­стить­ся по Свя­щен­ной доро­ге» (sac­ra via des­cen­de­re, Cic. Att. IV. 3. 3; Asc. Scaur. 27; Hor. Epod. 7. 7), или «све­сти по Свя­щен­ной доро­ге» (de­du­ce­re, Sall. Hist. II. fr. 45). Эта ули­ца, от вер­ши­ны Велии до вхо­да на форум, явля­ет­ся Свя­щен­ной доро­гой во всех источ­ни­ках, лите­ра­тур­ных и эпи­гра­фи­че­ских, до кон­ца Импе­рии, с дву­мя исклю­че­ни­я­ми: Варрон (LL. V. 47: † Ca­ri­nae pos­tea Ce­rio­nia, quod hinc ori­tur ca­put sac­rae viae ab Stre­niae sa­cel­lo quae per­ti­net in ar­cem, qua sac­ra quot­quot men­si­bus fe­run­tur in ar­cem et per quam augu­res ex ar­ce pro­fec­ti so­lent inau­gu­ra­re. Hui­us sac­rae viae pars haec so­la vol­go no­ta quae est a fo­ro eun­ti pri­mo­re cli­vo[5]), и Фест (290: с.457 Sac­ram viam qui­dam ap­pel­la­tam es­se exis­ti­mant quod in ea foe­dus ic­tum sit in­ter Ro­mu­lum ac Ta­tium: qui­dam quod eo iti­ne­re utan­tur sa­cer­do­tes idu­lium sac­ro­rum con­fi­cien­do­rum cau­sa. Ita­que ne eate­nus qui­dem, ut vul­gus opi­na­tur, sac­ra ap­pel­lan­da est a re­gia ad do­mum re­gis sac­ri­fi­cu­li, sed etiam a re­gis do­mo ad sa­cel­lum Stre­niae, et ru­sus a re­gia us­que in ar­cem[6]). Оче­вид­но, Варрон — и, сле­дуя его авто­ри­те­ту, Фест — счи­та­ли, что Свя­щен­ная доро­га полу­чи­ла своё назва­ние пото­му, что слу­жи­ла марш­ру­том рели­ги­оз­ных про­цес­сий, и пола­га­ли, что эта ули­ца начи­на­лась у хра­ма Стре­нии (Stre­nia, q. v.), боль­ше нигде не упо­мя­ну­том, но рас­по­ло­жен­ном неда­ле­ко от Коли­зея, под­ни­ма­лась по скло­ну Велии, и, спу­стив­шись к Регии, пере­се­ка­ла форум и шла к Капи­то­лию. Одна­ко это утвер­жде­ние опро­вер­га­ет­ся тем, что сам Варрон добав­ля­ет об обще­при­ня­том употреб­ле­нии назва­ния. Поэто­му нет осно­ва­ний счи­тать, что Свя­щен­ной доро­гой когда-либо назы­ва­лось нечто боль­шее, чем ули­ца от Велии до Регии (ср. Plin. NH. XIX. 23: mox Cae­sar dic­ta­tor to­tum fo­rum Ro­ma­num in­te­xit viam­que sac­ram ab do­mo sua et cli­vum us­que in Ca­pi­to­lium[7]; Plut. Cic. 22: καὶ πρῶ­τον ἐκ Πα­λατίου πα­ραλα­βὼν τὸν Λέντλον ἦγε διὰ τῆς ἱερᾶς ὁδοῦ καὶ τῆς ἀγο­ρᾶς μέ­σης[8]), хотя сего­дня этот тер­мин часто исполь­зу­ет­ся рас­ши­ри­тель­но, вклю­чая отре­зок пути от Коли­зея до фору­ма, а ино­гда и на самом фору­ме тоже. Объ­яс­не­ния Варро­на и Феста (ср. так­же Serv. Aen. VIII. 641) неудо­вле­тво­ри­тель­ны, и ули­ца, веро­ят­но, назы­ва­лась Свя­щен­ной, пото­му что на ней сто­я­ли самые чти­мые хра­мы Рима: хра­мы Весты и Ларов, а так­же жили­ща веста­лок, вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка и царя свя­щен­но­дей­ст­вий (ср. Ovid. Trist. III. 1. 28; Bin­der J. Die Plebs: Stu­dien zur Rö­mi­schen Rechtsge­schich­te. Leip­zig, 1909. S. 62—64), хотя вполне воз­мож­но, что эта ули­ца и сама по себе счи­та­лась свя­щен­ной ввиду сво­его место­по­ло­же­ния и тра­ди­ци­он­но­го зна­че­ния (Schnei­der A. Aus Roms Frueh­zeit // MDAIR. Bd. 10. 1895. P. 162).

В раз­ное вре­мя марш­рут и уро­вень (Van De­man E. B. The Ne­ro­nian Sac­ra Via // AJA. Vol. 27. 1923. P. 390 ff.) Свя­щен­ной доро­ги несколь­ко раз­ли­ча­лись. Посколь­ку это был глав­ный путь сооб­ще­ния меж­ду Пала­ти­ном и фору­мом (Plut. Cic. 22; Tac. Hist. III. 68; Cass. Dio LXIV. 20; LXXVII. 4), он, веро­ят­но, начи­нал­ся на вер­шине Велии, у Муго­ни­е­вых ворот и хра­ма Юпи­те­ра Ста­то­ра, и шёл прак­ти­че­ски по пря­мой линии к Регии и хра­му Весты, но где имен­но он под­хо­дил к ним, неяс­но. После стро­и­тель­ства Фаби­е­вой арки (for­nix Fa­bia­nus) в 121 г. до н. э. ули­ца про­хо­ди­ла под ней.

От Свя­щен­ной доро­ги эпо­хи Сул­лы оста­лись лишь скуд­ные следы. Под хра­мом Юлия Цеза­ря и аркой Авгу­ста была най­де­на ули­ца (веро­ят­но, пере­улок Весты, vi­cus Ves­tae), отхо­див­шая от Свя­щен­ной доро­ги в рай­оне Фаби­е­вой арки; её мосто­вая лежит на высо­те 11,9 м над уров­нем моря (Van De­man E. B. The Sul­lan Fo­rum // JRS. Vol. 12. 1922. P. 12—14); сохра­ни­лось несколь­ко бло­ков её мосто­вой под лест­ни­цей в севе­ро-восточ­ном углу хра­ма Юлия на высо­те 12,5 м над уров­нем моря. Воз­ле «хра­ма Рому­ла» она рас­по­ло­же­на на уровне 14 м, а на раз­вил­ке с Пала­тин­ским спус­ком — око­ло 27 м над уров­нем моря (Van De­man E. B. The Ne­ro­nian Sac­ra Via. P. 397—398). Об остат­ках стро­е­ний, дати­ру­е­мых этим с.458 (и более ран­ним) пери­о­дом вдоль дан­но­го её участ­ка, в основ­ном лавок и колод­цев см.: Frank T. Ro­man Buil­dings of the Re­pub­lic. Ro­me, 1924. P. 87, 88.


Илл. 10. Бази­ли­ка Кон­стан­ти­на и вход со Свя­щен­ной доро­ги: мосто­вая эпо­хи Авгу­ста. Фото: T. Ashby.

После того, как в 36 г. до н. э. была пере­стро­е­на Регия, а спу­стя несколь­ко лет воз­ведён храм Боже­ст­вен­но­го Юлия, Свя­щен­ная доро­га про­хо­ди­ла к севе­ру от этих зда­ний, а затем изги­ба­лась вле­во, к хра­му Касто­ра (Mart. I. 70. 3—4: vi­ci­num Cas­to­ra ca­nae tran­si­bis Ves­tae vir­gi­neam­que do­mum[9]). Для эпо­хи Ран­ней импе­рии марш­рут Свя­щен­ной доро­ги надёж­но уста­нов­лен бла­го­да­ря обна­ру­же­нию мосто­вой эпо­хи Авгу­ста (илл. 10, 45, 46), шири­ной 5 м, на зна­чи­тель­ном про­тя­же­нии это­го участ­ка; она свиде­тель­ст­ву­ет, что чуть восточ­нее выс­шей точ­ки Велии ули­ца изги­ба­лась к севе­ру и про­хо­ди­ла мимо неё совсем рядом с нынеш­ней аркой Тита. С уров­ня 28,3 м над уров­нем моря в 7 м к восто­ку от арки Тита она спус­ка­лась до уров­ня 12,6 м над уров­нем моря воз­ле севе­ро-восточ­но­го угла хра­ма Юлия. Часть этой мосто­вой была най­де­на под лест­ни­цей хра­ма Вене­ры и Ромы (Van De­man E. B. The Ne­ro­nian Sac­ra Via. P. 399 f. — там же см. об изло­жен­ных ниже фак­тах).


Илл. 45. Свя­щен­ная доро­га в сто­ро­ну Велии. Фото: T. Ashby.
Илл. 46. Свя­щен­ная доро­га в сто­ро­ну Капи­то­лия. Фото: T. Ashby.

Напро­тив середи­ны бази­ли­ки Кон­стан­ти­на эту мосто­вую эпо­хи Авгу­ста пере­се­ка­ют мас­сив­ные бетон­ные осно­ва­ния ряда аркад эпо­хи Неро­на (Van De­man E. B. The Ne­ro­nian Sac­ra Via. P. 403 f.). Эти осно­ва­ния тянут­ся парал­лель­ны­ми лини­я­ми, спер­ва на юго-восток, а затем, повер­нув под пря­мым углом, на юго-запад. Это озна­ча­ет, что Нерон изме­нил линию Свя­щен­ной доро­ги в свя­зи со стро­и­тель­ст­вом Золо­то­го дома (Do­mus Aurea, q. v.) и про­ло­жил её меж­ду этим пор­ти­ком и вто­рым, про­ти­во­по­лож­ным, до вести­бу­ла, а затем, в кру­том пово­ро­те, вокруг севе­ро-запад­но­го угла это­го зда­ния. К севе­ру от мосто­вой эпо­хи Авгу­ста нахо­дят­ся фун­да­мен­ты и сте­ны част­ных домов и стро­е­ний более позд­не­го вре­ме­ни, раз­ру­шен­ных при стро­и­тель­стве аркад с этой сто­ро­ны доро­ги. Уро­вень Свя­щен­ной доро­ги в восточ­ном кон­це фору­ма остал­ся преж­ним. Воз­ле хра­ма Рому­ла он состав­лял око­ло 16,7 м над уров­нем моря, перед бази­ли­кой Кон­стан­ти­на — от 22,5 до 23,1 м, а на раз­вил­ке с Пала­тин­ским спус­ком — око­ло 27,6 м. Когда Адри­ан постро­ил храм Вене­ры и Ромы, навер­ня­ка потре­бо­ва­лось ещё как-то изме­нить про­хо­див­шую перед ней ули­цу, и впо­след­ст­вии Свя­щен­ная доро­га от Велии до Регии вни­зу, види­мо, пред­став­ля­ла собой про­спект шири­ной око­ло 30 м, обрам­лён­ный с обе­их сто­рон пор­ти­ка­ми и лав­ка­ми; позд­нее стро­е­ния на север­ной сто­роне были сне­се­ны при стро­и­тель­стве бази­ли­ки Кон­стан­ти­на. Имен­но к это­му про­спек­ту отно­си­лась мосто­вая шири­ной 23 м (вклю­чая тро­туа­ры), разо­бран­ная в 1899 г.2 (Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 190; Idem. Le es­ca­va­zio­ni del Fo­ro // BCAR. Vol. 28. 1900. P. 11; Bo­ni G. Fo­ro Ro­ma­no // At­ti del Congres­so di Scien­ze Sto­riche (1903). Vol. 5. Ro­ma, 1904. P. 516; Van De­man E. G., Clay A. G. The Sac­ra Via of Ne­ro // MAAR. Vol. 5. 1925. P. 115—126; см. илл. 7).


Илл. 7. Атрий Весты и Свя­щен­ная доро­га эпо­хи Кон­стан­ти­на. Фото­гра­фия до 1898 г.

После воз­веде­ния арки Тита ули­ца про­хо­ди­ла сквозь нее и про­дол­жа­лась на восток по пря­мой линии до Поте­ю­щей меты (Me­ta Su­dans), меж­ду хра­мом Вене­ры и Ромы и хра­мом Юпи­те­ра Ста­то­ра и зда­ни­я­ми на склоне Пала­ти­на. Новая доро­га соеди­ня­лась с.459 со Свя­щен­ной доро­гой воз­ле арки Тита, и при­мер­но в этом же месте к югу ответв­лял­ся так назы­вае­мый Пала­тин­ский спуск, под­ни­мав­ший­ся на Пала­тин воз­ле Муго­ни­е­вых ворот.

В цар­скую и рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху Свя­щен­ная доро­га была жилым квар­та­лом (Gil­bert O. Ge­schich­te und To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 3. Leip­zig, 1890. S. 360), и его оби­та­те­ли назы­ва­лись sac­ra­vien­ses (Fest. 178). Соглас­но пре­да­нию, Нума, Анк Мар­ций и Тарк­ви­ний Гор­дый про­жи­ва­ли здесь (So­lin. I. 21—23; Plin. NH. XXXIV. 29), а Тулл Гости­лий — на Велии (Cic. Rep. II. 53). На вер­шине Велии (in sum­ma Ve­lia) сто­я­ли дома Вале­ри­ев (Va­le­rii, q. v.; Liv. II. 7) и Гнея Доми­ция Каль­ви­на (Fest. 154), а на самой Свя­щен­ной доро­ге — дома Пуб­лия Сци­пи­о­на Нази­ки (Pomp. Dig. I. 2. 2. 37), Тет­тия Дами­о­на (Cic. Att. IV. 3. 3), Окта­ви­ев (Sall. Hist. fr. II. 45) и Доми­ци­ев (CIL. VI. 2041, 25; 2042 d, 32352). Най­де­но нема­ло руин этих домов рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да (Huel­sen Ch. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom. Neue Rei­che. I. Die Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num // MDAIR. Bd. 17. 1902. S. 94—95; Bd. 20. 1905. S. 118) на южной сто­роне ули­цы перед атри­ем Весты и далее на восток, осо­бен­но в углу меж­ду Новой ули­цей и Пала­тин­ским спус­ком. Неко­то­рые из этих руин дати­ру­ют­ся уже эпо­хой Авгу­ста (Brunswick F. Die Ausgra­bun­gen am Cli­vus Pa­la­ti­nus un­ter Lei­tung des Com. Gia­co­mo Bo­ni // Ber­li­ner Phi­lo­lo­gi­sche Wochenschrift. Jg. 25. № 14. 1905. S. 428).

Как и все глав­ные ули­цы вели­ких горо­дов, Свя­щен­ная доро­га со вре­ме­нем ста­ла тор­го­вой ули­цей (Ovid. Ars Am. II. 265—266; Amor. I. 8. 100; Prop. II. 24. 14—15; Rich­ter O. To­po­gra­phie der Stadt Rom. Aufl. 2. Mün­chen, 1901. S. 163—164). В эпо­ху Ран­ней импе­рии лав­ки, веро­ят­но, сто­я­ли по обе­им сто­ро­нам доро­ги, от вхо­да на форум до Велии, но вслед­ст­вие боль­ших пере­мен, свя­зан­ных со стро­и­тель­ст­вом фору­ма Мира, хра­ма Свя­щен­но­го Горо­да и хра­ма Фау­сти­ны, лав­ки, види­мо, оста­лись толь­ко с южной сто­ро­ны ули­цы, меж­ду атри­ем Весты и аркой Тита. Най­де­но мно­го над­пи­сей, свя­зан­ных с тор­гов­ца­ми со Свя­щен­ной доро­ги, осо­бен­но со все­воз­мож­ны­ми юве­ли­ра­ми (CIL. VI. 9207, 9221, 9239, 9418, 9419, 9545—9549), а так­же про­дав­ца­ми цве­тов, фрук­тов и пред­ме­тов рос­ко­ши (CIL. VI. 9283, 9795, 9935).

Если дви­гать­ся по Свя­щен­ной доро­ге на восток от её выхо­да с терри­то­рии фору­ма меж­ду хра­мом Боже­ст­вен­но­го Юлия и пор­ти­ком Гая и Луция (Van De­man E. B. The Por­ti­cus of Gai­us and Lu­cius // AJA. 1913. Vol. 17. 1. P, 14—28), ули­ца про­хо­дит к севе­ру от хра­ма Фау­сти­ны (141 г. н. э.), арха­и­че­ско­го нек­ро­по­ля, руин част­ных домов (Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum / Transl. J. B. Car­ter. Ed. 2. Ro­me, 1909. P. 230—231; Idem. Jah­res­be­richt über neue Fun­de… Bd. 17. S. 94; Bd. 20. S. 16; Bo­ni G. Op. cit. P. 570—574), геро­о­на Рому­ла и бази­ли­ки Кон­стан­ти­на; с южной сто­ро­ны рас­по­ло­же­ны Регия, остат­ки домов и лавок меж­ду ули­цей и атри­ем Весты и боль­шой пор­тик (см. выше).


Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. Abt. 2. Ber­lin, 1885. S. 274—286, 415—416; Bd. 1. Abt. 3 (Ch. Hül­sen). Ber­lin, 1906. S. 14—15; Gil­bert O. Ge­schich­te und To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. Leip­zig, 1883. S. 214—220, 236—238, 300—335; Ro­sen­berg A. Sac­ra via // RE. R. 2. Hbd. 2. 1920. Sp. 1674—1677; Thé­de­nat H. Le Fo­rum Ro­main. Ed. 4. Pa­ris, 1908. P. 167—173, 353—356; Huel­sen Ch. The Ro­man Fo­rum / Transl. J. B. Car­ter. Ed. 2. Ro­me, 1909. P. 218—252 pass.; de Rug­gie­ro E. Il Fo­ro Ro­ma­no. Ro­ma, 1913. P. 498—506; Pi­ga­niol A. Les ori­gi­nes du Fo­rum // MEF­RA. T. 28. 1908. P. 233—253 (об оши­боч­ной тео­рии о том, что Свя­щен­ная доро­га слу­жи­ла деку­ма­ном горо­да); о послед­них рас­коп­ках см.: Bo­ni G. Ro­ma. Nou­ve sco­per­te nel­la cit­tà e nel sub­ur­bio // NSA. 1899. P. 265—266; Lan­cia­ni R. A. Le es­ca­va­zio­ni del Fo­ro // BCAR. Vol. 28. 1900. P. 10—11; Vag­lie­ri D. Nuo­ve sco­per­te nel Fo­ro Ro­ma­no // BCAR. Bd. 30. 1902. P. 34; Idem. Gli sca­vi re­cen­ti nel Fo­ro Ro­ma­no // BCAR. Bd. 31. 1903. P. 19—23; Huel­sen Ch. Die neuen Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num // Ar­chäo­lo­gi­scher An­zei­ger. 1900. S. 9; Ashby T. Re­cent Ex­ca­va­tions in Ro­me // CR. Vol. 13. 1899. P. 322, 467; Vol. 14. 1900, 239; Vol. 16. 1902, 96, 286; (Huel­sen Ch. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom. Neue Rei­che. I. Die Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num // MDAIR. Bd. 17. 1902, 97. О рекон­струк­ции см.: D’Es­pouy H. Mo­nu­ments An­ti­ques. T. 3. Pa­ris, 1906. P. 84—89.

См. также:
Священная дорога (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Q. As­co­nii Pe­dia­ni ora­tio­num Ci­ce­ro­nis quin­que enar­ra­tio / Rec. A. Kiessling, R. Schoell Be­ro­li­ni, 1875. P. 23, § 45.
  • 2Хотя мож­но дока­зать, что сами кам­ни мосто­вой Адри­а­на были уло­же­ны в Сред­ние века, это, конеч­но, не опро­вер­га­ет того, что доро­га вос­хо­дит к антич­но­сти: но толь­ко бла­го­да­ря их уда­ле­нию ста­ли воз­мож­ны рас­коп­ки мосто­вой эпо­хи Авгу­ста. Разо­бран­ная доро­га про­хо­ди­ла по мень­шей мере на 2 м выше уров­ня Свя­щен­ной доро­ги Неро­на.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]Веррий гово­рит, что про­из­но­сить­ся долж­но не […], но раздель­но, как про­чие — Фла­ми­ни­е­ва, Аппи­е­ва, Латин­ская доро­ги, как «Новая доро­га», ведь не «Новаядо­ро­га».
  • [2]Этот храм воз­двиг­нут в нача­ле Свя­щен­ной ули­цы, у подъ­ёма на Пала­тин (пер. С. П. Мар­ки­ша).
  • [3]Арка в верх­нем кон­це Свя­щен­ной доро­ги.
  • [4]Когда в тол­пе меня бро­са­ет [из сто­ро­ны в сто­ро­ну], я обви­няю не того, кто нахо­дит­ся в верх­нем кон­це Свя­щен­ной доро­ги, если меня само­го оттес­ня­ют к арке Фабия.
  • [5]Кари­ны, затем Цери­о­ния, — пото­му что отсюда начи­на­ет­ся Свя­щен­ная доро­га, кото­рая тянет­ся от свя­ти­ли­ща Стре­нии до Кре­по­сти, по кото­рой каж­дый месяц свя­ты­ни достав­ля­ют­ся в Кре­пость и по кото­рой авгу­ры обыч­но про­хо­дят из Кре­по­сти для совер­ше­ния ауспи­ций. Все­на­род­но извест­на толь­ко та часть Свя­щен­ной доро­ги, кото­рая слу­жит пер­вым подъ­ёмом иду­ще­му с фору­ма.
  • [6]Неко­то­рые счи­та­ют, что доро­га назы­ва­ет­ся Свя­щен­ной, пото­му что на ней был заклю­чён союз меж­ду Рому­лом и Таци­ем: неко­то­рые — пото­му что этим путём поль­зу­ют­ся жре­цы для совер­ше­ния свя­щен­но­дей­ст­вий в иды. Поэто­му Свя­щен­ной сле­ду­ет назы­вать не толь­ко [доро­гу] от Регии до дома царя свя­щен­но­дей­ст­вий, как счи­та­ет про­сто­на­ро­дье, но так­же от дома царя до свя­ти­ли­ща Стре­нии и обрат­но от Регии до Кре­по­сти.
  • [7]Вско­ре дик­та­тор Цезарь покрыл кры­шей весь Рим­ский форум и Свя­щен­ную доро­гу от сво­его дома и спуск вплоть до Капи­то­лия.
  • [8]Пер­вым делом он забрал с Пала­ти­на Лен­ту­ла и повёл его Свя­щен­ною ули­цей, а затем через форум (пер. С. П. Мар­ки­ша).
  • [9]
    Мино­вав храм Касто­ра под­ле
    Весты седой, ты прой­дёшь жриц её дев­ст­вен­ных дом.
    (пер. Ф. А. Пет­ров­ско­го)

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Sacra Via, с. 456—459.
    © 2018 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    План части Римского форума.
    Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности.
    План-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
    Рим, Римский Форум.
    2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Римский форум в IV веке.
    Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
    Акварель (до 1906 г.).
    Рим, Римский Форум.
    3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Римский Форум. Реконструкция XIX в.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
    Художник Бекетти. 1893 г.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Сатурна.
    Вид со Священной дороги.
    Рим, Римский Форум.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Феронии.
    310—290 гг. до н. э.
    Рим, Марсово поле, Священная площадь (Area Sacra).
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Ютурны (?)
    240—230 гг. до н. э.
    Рим, Марсово поле, Священная площадь (Area Sacra).
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Фортуны Сегодняшнего дня.
    100—87 гг. до н. э.
    Рим, Марсово поле, Священная площадь (Area Sacra).
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера с раскопками вокруг Черного камня.
    Последние раскопки 1900 г., проведенные Джакомо Бони.
    Рим, Римский Форум.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Участок Священной дороги (Via Sacra) перед входом в церковь святых Космы и Дамиана (античного храма Юпитера Статора/Божественного Ромула).
    Кристофер Вильгельм Экерсберг (1783—1853).
    Ок. 1814—1815 г.
    Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
    10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Фреска с религиозной процессией со статуей Кибелы на носилках и ниша-эдикула с гермой Диониса.
    Фасад Дома Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
    I в. н. э.
    Помпеи, Археологический парк, Дом Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА