Священная дорога (Sacra via) — самая древняя и знаменитая улица в Риме. Она и Новая дорога (Nova via) были единственными улицами в городе, называвшимися «дорогами» (viae) до императорского периода, когда упоминаются Сводчатая дорога (Via Fornicata), Крытая дорога (Via Tecta) и Новая дорога (Via Nova) (qq. v.). Форма Sacra via (ἡ ἱερὰ ὁδός) была правильным и почти универсальным названием, а обратный порядок слов, via Sacra, встречается, не считая поэзии (напр., Hor. Sat. I. 9. 1), очень редко (Plin. NH. XIX. 23; Not. Reg. IV; Suet. Vit. 17; Ascon. Mil. 141; CIL. VI. 9239, 9418, 9549). Ещё одно свидетельство этому — слово sacravienses («жители Священной дороги», Fest. 178) и протесты грамматиков против распространённого обычая произносить это название как одно слово (Fest. 290: nec . . . appellari debere ait Verrius sed disiuncte, ut caeteras vias Flaminiam Appiam Latinam, ut ne Novamviam quidem, sed Novam viam[1]).
Священная дорога в узком смысле слова начиналась на вершине Велии, где она называлась «верхний конец Священной дороги» (summa Sacra via), рядом с храмом Ларов (RGDA. 19. 2), домом царя священнодействий (rex sacrorum) (Fest. 290), храмом Юпитера Статора (Plut. Cic. 16: ἱδρυμένον ἐν ἀρχῇ τῆς ἱερᾶς ὁδοῦ πρὸς τὸ Παλάτιον ἀνιόντων[2]) и, позднее, аркой Тита (см. рельеф Гатериев, Monumenti Antichi Inediti, pubblicati dall’ Istituto di Corrispondenza Archeologica. Roma, 1849—1853. Vol. 5. Tav. 7: arcus in sacra via summa[3]), и спускалась вниз в восточный конец форума, в пункт, который в разных источниках локализован возле Регии, храма Весты или арки Фабия (Fest. 290; Mart. I. 70. 3—4; Cic. Planc. 17: si quando iactor in turba, non illum accuso qui est in summa sacra via cum ego ad Fabium fornicem impellor[4]; Varr. RR. I. 2). Трижды в поэзии (Hor. Carm. IV. 2. 35; Mart. I. 70. 5; IV. 78. 7) эта часть дороги, видимо, названа «Священным спуском» (см. Clivus Sacer), а о том, кто прошёл от верхнего конца до нижнего, говорили «спуститься по Священной дороге» (sacra via descendere, Cic. Att. IV. 3. 3; Asc. Scaur. 27; Hor. Epod. 7. 7), или «свести по Священной дороге» (deducere, Sall. Hist. II. fr. 45). Эта улица, от вершины Велии до входа на форум, является Священной дорогой во всех источниках, литературных и эпиграфических, до конца Империи, с двумя исключениями: Варрон (LL. V. 47: † Carinae postea Cerionia, quod hinc oritur caput sacrae viae ab Streniae sacello quae pertinet in arcem, qua sacra quotquot mensibus feruntur in arcem et per quam augures ex arce profecti solent inaugurare. Huius sacrae viae pars haec sola volgo nota quae est a foro eunti primore clivo[5]), и Фест (290: с.457 Sacram viam quidam appellatam esse existimant quod in ea foedus ictum sit inter Romulum ac Tatium: quidam quod eo itinere utantur sacerdotes idulium sacrorum conficiendorum causa. Itaque ne eatenus quidem, ut vulgus opinatur, sacra appellanda est a regia ad domum regis sacrificuli, sed etiam a regis domo ad sacellum Streniae, et rusus a regia usque in arcem[6]). Очевидно, Варрон — и, следуя его авторитету, Фест — считали, что Священная дорога получила своё название потому, что служила маршрутом религиозных процессий, и полагали, что эта улица начиналась у храма Стрении (Strenia, q. v.), больше нигде не упомянутом, но расположенном недалеко от Колизея, поднималась по склону Велии, и, спустившись к Регии, пересекала форум и шла к Капитолию. Однако это утверждение опровергается тем, что сам Варрон добавляет об общепринятом употреблении названия. Поэтому нет оснований считать, что Священной дорогой когда-либо называлось нечто большее, чем улица от Велии до Регии (ср. Plin. NH. XIX. 23: mox Caesar dictator totum forum Romanum intexit viamque sacram ab domo sua et clivum usque in Capitolium[7]; Plut. Cic. 22: καὶ πρῶτον ἐκ Παλατίου παραλαβὼν τὸν Λέντλον ἦγε διὰ τῆς ἱερᾶς ὁδοῦ καὶ τῆς ἀγορᾶς μέσης[8]), хотя сегодня этот термин часто используется расширительно, включая отрезок пути от Колизея до форума, а иногда и на самом форуме тоже. Объяснения Варрона и Феста (ср. также Serv. Aen. VIII. 641) неудовлетворительны, и улица, вероятно, называлась Священной, потому что на ней стояли самые чтимые храмы Рима: храмы Весты и Ларов, а также жилища весталок, верховного понтифика и царя священнодействий (ср. Ovid. Trist. III. 1. 28; Binder J. Die Plebs: Studien zur Römischen Rechtsgeschichte. Leipzig, 1909. S. 62—64), хотя вполне возможно, что эта улица и сама по себе считалась священной ввиду своего местоположения и традиционного значения (Schneider A. Aus Roms Fruehzeit // MDAIR. Bd. 10. 1895. P. 162).
В разное время маршрут и уровень (Van Deman E. B. The Neronian Sacra Via // AJA. Vol. 27. 1923. P. 390 ff.) Священной дороги несколько различались. Поскольку это был главный путь сообщения между Палатином и форумом (Plut. Cic. 22; Tac. Hist. III. 68; Cass. Dio LXIV. 20; LXXVII. 4), он, вероятно, начинался на вершине Велии, у Мугониевых ворот и храма Юпитера Статора, и шёл практически по прямой линии к Регии и храму Весты, но где именно он подходил к ним, неясно. После строительства Фабиевой арки (fornix Fabianus) в 121 г. до н. э. улица проходила под ней.
От Священной дороги эпохи Суллы остались лишь скудные следы. Под храмом Юлия Цезаря и аркой Августа была найдена улица (вероятно, переулок Весты, vicus Vestae), отходившая от Священной дороги в районе Фабиевой арки; её мостовая лежит на высоте 11,9 м над уровнем моря (Van Deman E. B. The Sullan Forum // JRS. Vol. 12. 1922. P. 12—14); сохранилось несколько блоков её мостовой под лестницей в северо-восточном углу храма Юлия на высоте 12,5 м над уровнем моря. Возле «храма Ромула» она расположена на уровне 14 м, а на развилке с Палатинским спуском — около 27 м над уровнем моря (Van Deman E. B. The Neronian Sacra Via. P. 397—398). Об остатках строений, датируемых этим с.458 (и более ранним) периодом вдоль данного её участка, в основном лавок и колодцев см.: Frank T. Roman Buildings of the Republic. Rome, 1924. P. 87, 88.
Илл. 10. Базилика Константина и вход со Священной дороги: мостовая эпохи Августа. Фото: T. Ashby. |
После того, как в 36 г. до н. э. была перестроена Регия, а спустя несколько лет возведён храм Божественного Юлия, Священная дорога проходила к северу от этих зданий, а затем изгибалась влево, к храму Кастора (Mart. I. 70. 3—4: vicinum Castora canae transibis Vestae virgineamque domum[9]). Для эпохи Ранней империи маршрут Священной дороги надёжно установлен благодаря обнаружению мостовой эпохи Августа (илл. 10, 45, 46), шириной 5 м, на значительном протяжении этого участка; она свидетельствует, что чуть восточнее высшей точки Велии улица изгибалась к северу и проходила мимо неё совсем рядом с нынешней аркой Тита. С уровня 28,3 м над уровнем моря в 7 м к востоку от арки Тита она спускалась до уровня 12,6 м над уровнем моря возле северо-восточного угла храма Юлия. Часть этой мостовой была найдена под лестницей храма Венеры и Ромы (Van Deman E. B. The Neronian Sacra Via. P. 399 f. — там же см. об изложенных ниже фактах).
|
|
Илл. 45. Священная дорога в сторону Велии. Фото: T. Ashby. |
Илл. 46. Священная дорога в сторону Капитолия. Фото: T. Ashby. |
Напротив середины базилики Константина эту мостовую эпохи Августа пересекают массивные бетонные основания ряда аркад эпохи Нерона (Van Deman E. B. The Neronian Sacra Via. P. 403 f.). Эти основания тянутся параллельными линиями, сперва на юго-восток, а затем, повернув под прямым углом, на юго-запад. Это означает, что Нерон изменил линию Священной дороги в связи со строительством Золотого дома (Domus Aurea, q. v.) и проложил её между этим портиком и вторым, противоположным, до вестибула, а затем, в крутом повороте, вокруг северо-западного угла этого здания. К северу от мостовой эпохи Августа находятся фундаменты и стены частных домов и строений более позднего времени, разрушенных при строительстве аркад с этой стороны дороги. Уровень Священной дороги в восточном конце форума остался прежним. Возле храма Ромула он составлял около 16,7 м над уровнем моря, перед базиликой Константина — от 22,5 до 23,1 м, а на развилке с Палатинским спуском — около 27,6 м. Когда Адриан построил храм Венеры и Ромы, наверняка потребовалось ещё как-то изменить проходившую перед ней улицу, и впоследствии Священная дорога от Велии до Регии внизу, видимо, представляла собой проспект шириной около 30 м, обрамлённый с обеих сторон портиками и лавками; позднее строения на северной стороне были снесены при строительстве базилики Константина. Именно к этому проспекту относилась мостовая шириной 23 м (включая тротуары), разобранная в 1899 г.2 (Lanciani R. The Ruins and Excavations of Ancient Rome. London; New York, 1898. P. 190; Idem. Le escavazioni del Foro // BCAR. Vol. 28. 1900. P. 11; Boni G. Foro Romano // Atti del Congresso di Scienze Storiche (1903). Vol. 5. Roma, 1904. P. 516; Van Deman E. G., Clay A. G. The Sacra Via of Nero // MAAR. Vol. 5. 1925. P. 115—126; см. илл. 7).
Илл. 7. Атрий Весты и Священная дорога эпохи Константина. Фотография до 1898 г. |
После возведения арки Тита улица проходила сквозь нее и продолжалась на восток по прямой линии до Потеющей меты (Meta Sudans), между храмом Венеры и Ромы и храмом Юпитера Статора и зданиями на склоне Палатина. Новая дорога соединялась с.459 со Священной дорогой возле арки Тита, и примерно в этом же месте к югу ответвлялся так называемый Палатинский спуск, поднимавшийся на Палатин возле Мугониевых ворот.
В царскую и республиканскую эпоху Священная дорога была жилым кварталом (Gilbert O. Geschichte und Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. 3. Leipzig, 1890. S. 360), и его обитатели назывались sacravienses (Fest. 178). Согласно преданию, Нума, Анк Марций и Тарквиний Гордый проживали здесь (Solin. I. 21—23; Plin. NH. XXXIV. 29), а Тулл Гостилий — на Велии (Cic. Rep. II. 53). На вершине Велии (in summa Velia) стояли дома Валериев (Valerii, q. v.; Liv. II. 7) и Гнея Домиция Кальвина (Fest. 154), а на самой Священной дороге — дома Публия Сципиона Назики (Pomp. Dig. I. 2. 2. 37), Теттия Дамиона (Cic. Att. IV. 3. 3), Октавиев (Sall. Hist. fr. II. 45) и Домициев (CIL. VI. 2041, 25; 2042 d, 32352). Найдено немало руин этих домов республиканского периода (Huelsen Ch. Jahresbericht über neue Funde und Forschungen zur Topographie der Stadt Rom. Neue Reiche. I. Die Ausgrabungen auf dem Forum Romanum // MDAIR. Bd. 17. 1902. S. 94—95; Bd. 20. 1905. S. 118) на южной стороне улицы перед атрием Весты и далее на восток, особенно в углу между Новой улицей и Палатинским спуском. Некоторые из этих руин датируются уже эпохой Августа (Brunswick F. Die Ausgrabungen am Clivus Palatinus unter Leitung des Com. Giacomo Boni // Berliner Philologische Wochenschrift. Jg. 25. № 14. 1905. S. 428).
Как и все главные улицы великих городов, Священная дорога со временем стала торговой улицей (Ovid. Ars Am. II. 265—266; Amor. I. 8. 100; Prop. II. 24. 14—15; Richter O. Topographie der Stadt Rom. Aufl. 2. München, 1901. S. 163—164). В эпоху Ранней империи лавки, вероятно, стояли по обеим сторонам дороги, от входа на форум до Велии, но вследствие больших перемен, связанных со строительством форума Мира, храма Священного Города и храма Фаустины, лавки, видимо, остались только с южной стороны улицы, между атрием Весты и аркой Тита. Найдено много надписей, связанных с торговцами со Священной дороги, особенно со всевозможными ювелирами (CIL. VI. 9207, 9221, 9239, 9418, 9419, 9545—9549), а также продавцами цветов, фруктов и предметов роскоши (CIL. VI. 9283, 9795, 9935).
Если двигаться по Священной дороге на восток от её выхода с территории форума между храмом Божественного Юлия и портиком Гая и Луция (Van Deman E. B. The Porticus of Gaius and Lucius // AJA. 1913. Vol. 17. 1. P, 14—28), улица проходит к северу от храма Фаустины (141 г. н. э.), архаического некрополя, руин частных домов (Hülsen Ch. The Roman Forum / Transl. J. B. Carter. Ed. 2. Rome, 1909. P. 230—231; Idem. Jahresbericht über neue Funde… Bd. 17. S. 94; Bd. 20. S. 16; Boni G. Op. cit. P. 570—574), героона Ромула и базилики Константина; с южной стороны расположены Регия, остатки домов и лавок между улицей и атрием Весты и большой портик (см. выше).
Jordan H. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. 1. Abt. 2. Berlin, 1885. S. 274—286, 415—416; Bd. 1. Abt. 3 (Ch. Hülsen). Berlin, 1906. S. 14—15; Gilbert O. Geschichte und Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. 1. Leipzig, 1883. S. 214—220, 236—238, 300—335; Rosenberg A. Sacra via // RE. R. 2. Hbd. 2. 1920. Sp. 1674—1677; Thédenat H. Le Forum Romain. Ed. 4. Paris, 1908. P. 167—173, 353—356; Huelsen Ch. The Roman Forum / Transl. J. B. Carter. Ed. 2. Rome, 1909. P. 218—252 pass.; de Ruggiero E. Il Foro Romano. Roma, 1913. P. 498—506; Piganiol A. Les origines du Forum // MEFRA. T. 28. 1908. P. 233—253 (об ошибочной теории о том, что Священная дорога служила декуманом города); о последних раскопках см.: Boni G. Roma. Nouve scoperte nella città e nel suburbio // NSA. 1899. P. 265—266; Lanciani R. A. Le escavazioni del Foro // BCAR. Vol. 28. 1900. P. 10—11; Vaglieri D. Nuove scoperte nel Foro Romano // BCAR. Bd. 30. 1902. P. 34; Idem. Gli scavi recenti nel Foro Romano // BCAR. Bd. 31. 1903. P. 19—23; Huelsen Ch. Die neuen Ausgrabungen auf dem Forum Romanum // Archäologischer Anzeiger. 1900. S. 9; Ashby T. Recent Excavations in Rome // CR. Vol. 13. 1899. P. 322, 467; Vol. 14. 1900, 239; Vol. 16. 1902, 96, 286; (Huelsen Ch. Jahresbericht über neue Funde und Forschungen zur Topographie der Stadt Rom. Neue Reiche. I. Die Ausgrabungen auf dem Forum Romanum // MDAIR. Bd. 17. 1902, 97. О реконструкции см.: D’Espouy H. Monuments Antiques. T. 3. Paris, 1906. P. 84—89.