Священная дорога (Sacra via) — самая древняя и знаменитая улица в Риме; до императорского периода из всех городских улиц только она и Новая дорога (q. v.) назывались «дорогами» (viae). Прилагательное почти всегда стоит на первом месте, за исключением поэзии (другие исключения см.: Plin. HN. XIX. 23; Suet. Vitel. 17; Ascon. Milon. 42 [Stangl 41]; CIL. VI. 9239, 9418, 9549; ILS. 7700; каталоги районов, район IV). Эти два слова нередко даже произносили слитно, как одно слово (Fest. 372 L). Во все эпохи часто встречаются упоминания о Священной дороге, но они не слишком информативны. Она названа в каталогах районов в составе IV района.
Обычно считалось, что Священная дорога тянется от своего верхнего конца, где стояли храм Ларов (RGDA. 19), дом царя священнодействий (Fest. 372 L) и храм Юпитера Статора (Plut. Cic. 16. 3), до Регии (Fest. 372 L) и Фабиевой арки (Cic. Planc. 17). Трижды она названа Священным спуском (Hor. Carm. IV. 2. 35; Mart. I. 70. 5, IV. 78. 7), но только в поэзии, и пройти с верхнего конца Священной дороги на форум означало «спуститься по Священной дороге» (Cic. Att. IV. 3. 3; Hor. Epod. 7. 7). Но Варрон (LL. V. 47) и Фест (372 L) прямо утверждают, что на самом деле Священная дорога начинается у святилища Стрении в Каринах и продолжается от Регии до крепости (in arcem). Варрон объясняет это тем, что из святилища (sacellum) в крепость (arx) каждый месяц проносили святыни (sacra) и авгуры, выходившие из крепости (arx), обычно совершали ауспиции (inaugurare) возле Священной дороги. Это должно означать, что в Поздней республике и Ранней империи в иды, посвящённые Юпитеру, жрецы, несущие святыни из святилища Стрении, делали резкий поворот в верхнем конце Священной дороги (ср. с направлением Новой дороги) и, вероятно, поднимались на Капитолий по лестнице, известной как лестница Монеты (Gradus Monetae), позднее заменённой лестницей Рыданий (Scalae Gemoniae), ибо с.339 единственной дорогой на Капитолий с этой стороны холма был Капитолийский спуск. Если этот спуск не считался частью Священной дороги, на что не указывает ни один источник (ср., напр., Plin. HN. XIX. 23), жрецы, видимо, поднимались по лестнице. На самом деле, это не создаёт никаких затруднений, кроме того, что лестница Рыданий стала ассоциироваться с позором и насилием. Но святыни (sacra), о которых идёт речь, — это «святыни ид» (idulia sacra) (Fest. 372 L), включавшие «барана ид» (idulis ovis) (Paul. ex Fest. 93 L; Macrob. Sat. I. 15. 16). Этот баран был холощёным (alba… grandior agna) (Ovid. Fast. I. 55—
Курс и уровень Священной дороги в античности сильно менялись, что хорошо видно возле арки Тита, где основание арки стоит намного выше мостовой эпохи Августа, которая теперь открыта почти на всём протяжении Священной дороги между её верхним концом и Регией. Поскольку это всегда был главный маршрут с Палатина на Римский форум (Plut. Cic. 22. 1; Tac. Hist. III. 68; Cass. Dio LXIV. 20. 3, LXXVIII. 4. 3), в эпоху Республики Священная дорога, вероятно, шла почти по прямой от своего верхнего конца до Регии. В эпоху Империи вследствие масштабных строительных программ — Проходной дом и Золотой дом Нерона, строительство Максенция, когда крупный пожар освободил обширную территорию для реконструкции, — Священная дорога, возможно, отклонилась от прямого курса. Когда была возведена арка Тита, она, видимо, стала конечным пунктом Священной дороги в её верхнем конце, а Фабиева арка — возле Регии (термин «нижний конец Священной дороги», Ima Sacra Via, нигде не используется). По мнению некоторых исследователей, свидетельство Геродиана (II. 9. 5 и VII. 6. 9) указывает, что в его дни какой-то отрезок пути назывался «середина Священной дороги», но их аргументы не убедительны.
Раскопки Брауна в Регии и вокруг неё привели его к выводу, что во времена царей и Ранней республики Священная дорога «описывая длинную кривую, спускалась вниз с вершины Палатина к его северо-восточному подножию, а затем между храмом Весты и Регией шла вдоль храма Кастора и Поллукса и далее пересекала форум, проходя мимо места под названием Бочонки (Doliola) к Комицию» (Brown F. E. Rev. on Il Foro Romano. Periodo Arcaico by Filippo Coarelli // Gnomon Bd. 56. 1984. P. 381—
До эпохи Августа наши свидетельства о Священной дороге скудны и фрагментарны. В позднереспубликанский период вдоль неё, видимо, располагались лавки перед домами, стоявшие на всём её протяжении от Регии до верхнего конца. Перестройка Регии в 36 г. до н. э. и строительство храма Божественного Юлия спустя несколько лет мало что изменили. Марий уже построил свой храм Чести и Доблести через дорогу от Регии, а также имел там дом (см. Domus, C. Marius), и Гораций свидетельствует, что в его дни это все ещё была главная торговая улица Рима. Сегодня мостовая эпохи Августа открыта, почти по всей длине этой части её ширина составляет 5 м; она поднимается с уровня 12,6 м над уровнем моря возле северо-восточного угла храма Божественного Юлия до 28,3 м над уровнем моря в верхней части к востоку от арки Тита. Часть её мостовой была обнаружена под лестницей храма Венеры и Ромы, построенного Адрианом. Неясно, сколь большие изменения повлекло за собой строительство Проходного дома, но после пожара в 64 г. н. э. наблюдается значительное повышение уровня улицы и строительство прекрасных аркад по обеим её сторонам, служивших фасадами для больших строений, похожих на Минуциев зерновой портик (Porticus Minucia Frumentaria, q. v.), которые, вероятно, служили конторами для некоторых подразделений бюрократии, управлявшей империей. Эти портики вели к большому парадному двору с колоннами на вершине Велии, центром и фокусом которого служил Колосс Нерона. Позднее Домициан превратил по крайней мере часть зданий с аркадами, стоявших вдоль Священной дороги, в Склады пряностей (Horrea Piperataria, q. v.), не меняя курс Священной дороги. Перемены наступили, когда Адриан построил храм Венеры и Ромы (см. Venus et Roma, Templum) вместо окружённого колоннадами двора Нерона: после этого Священная дорога стала широким проспектом, вдоль которого тянулись портики и лавки; с северной стороны их позднее заменила базилика Константина (Basilica Constantini, q. v.). К сожалению, в 1899 г. этот проспект был разобран, так как считался средневековым, и открыта мостовая эпохи Августа. с.340 Поэтому сегодня кажется, что все императорские здания парят на своих фундаментах. Нет свидетельств того, что продолжение Священной дороги за аркой Тита в направлении Потеющей меты (Meta Sudans) когда-либо называлось или считалось частью Священной дороги.
В республиканскую эпоху Священная дорога и Велия были жилым кварталом; вероятно, на улицу всегда выходил ряд лавок, а дома прятались за ними, так же, как и в Помпеях. Сообщается, что здесь находились дома Нумы Помпилия и Анка Марция (Solin. I. 21—
В октябрьские иды, после принесения в жертву октябрьского коня на алтаре Марса на Марсовом поле голову коня отреза́ли, украшали хлебом, и жители Священной дороги и Субуры (Sacravienses и Suburanenses) сражались за обладание ею. Если побеждали жители Священной дороги, то они прибивали конскую голову к стене Регии. Не вполне ясно, кто составлял эти две партии и как они строились. Борьба за конскую голову, вероятно, происходила на Римском форуме (Fest. 190 L, 246 L; Plut. Quaest. Rom. 97).
Тот, кто поднимается по Священной дороге с форума, миновав базилику Павла, по левую руку оставляет храм Антонина и Фаустины, архаический некрополь, остатки республиканских домов, так называемый храм Божественного Ромула, средневековую галерею и базилику Константина. Справа находятся Регия, остатки домов и лавок между дорогой и атрием Весты, средневековое полукруглое здание напротив галереи и огромный лес столбов, облицованных кирпичом, который обычно называется Жемчужным портиком (Porticus Margaritaria, q. v.). Все эти здания, в сущности, были государственными или контролировались государством, что свидетельствует об огромном значении Священной дороги во все времена.
Jordan H. Topographie der Stadt Rom im Alterthum. Bd. 1. Abt. 2. Roma, 1970. S. 274—
Lugli G. Roma antica: Il centro monumentale. Roma, 1946. P. 216—
Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. 2d ed. Vol. 2. London, 1968. P. 284—
Richardson L. Honos et Virtus and the Sacra Via // AJA. Vol. 82. 2. 1978. P. 240—
Coarelli F. Il foro romano: Periodo arcaico. Roma, 1983. P. 11—
Cassatella A. Il tratto orientale della via Sacra // Roma, archeologia nel centro. Vol. 1. 1985. P. 99—
Le Pera Buranelli S., D’Elia L. Sacra Via. Note topografiche // BCAR. An. 91. 1986. P. 241—
Palombi D. Contributo alla topografia della Via Sacra dagli appunti inediti di Giacomo Boni // QITA. Vol. 10. 1988. P. 77—
Castagnoli F. Ibam forte Via Sacra // QITA. Vol. 10. 1988. P. 99—
Ziolkowski A. The Sacra Via and the Temple of Iuppiter Stator // Opuscula Romana. Vol. 17. 1989. P. 229—