Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

Свя­щен­ная доро­га (Sac­ra via) — самая древ­няя и зна­ме­ни­тая ули­ца в Риме; до импе­ра­тор­ско­го пери­о­да из всех город­ских улиц толь­ко она и Новая доро­га (q. v.) назы­ва­лись «доро­га­ми» (viae). При­ла­га­тель­ное почти все­гда сто­ит на пер­вом месте, за исклю­че­ни­ем поэ­зии (дру­гие исклю­че­ния см.: Plin. HN. XIX. 23; Suet. Vi­tel. 17; As­con. Mi­lon. 42 [Stangl 41]; CIL. VI. 9239, 9418, 9549; ILS. 7700; ката­ло­ги рай­о­нов, рай­он IV). Эти два сло­ва неред­ко даже про­из­но­си­ли слит­но, как одно сло­во (Fest. 372 L). Во все эпо­хи часто встре­ча­ют­ся упо­ми­на­ния о Свя­щен­ной доро­ге, но они не слиш­ком инфор­ма­тив­ны. Она назва­на в ката­ло­гах рай­о­нов в соста­ве IV рай­о­на.

Обыч­но счи­та­лось, что Свя­щен­ная доро­га тянет­ся от сво­его верх­не­го кон­ца, где сто­я­ли храм Ларов (RGDA. 19), дом царя свя­щен­но­дей­ст­вий (Fest. 372 L) и храм Юпи­те­ра Ста­то­ра (Plut. Cic. 16. 3), до Регии (Fest. 372 L) и Фаби­е­вой арки (Cic. Planc. 17). Три­жды она назва­на Свя­щен­ным спус­ком (Hor. Carm. IV. 2. 35; Mart. I. 70. 5, IV. 78. 7), но толь­ко в поэ­зии, и прой­ти с верх­не­го кон­ца Свя­щен­ной доро­ги на форум озна­ча­ло «спу­стить­ся по Свя­щен­ной доро­ге» (Cic. Att. IV. 3. 3; Hor. Epod. 7. 7). Но Варрон (LL. V. 47) и Фест (372 L) пря­мо утвер­жда­ют, что на самом деле Свя­щен­ная доро­га начи­на­ет­ся у свя­ти­ли­ща Стре­нии в Кари­нах и про­дол­жа­ет­ся от Регии до кре­по­сти (in ar­cem). Варрон объ­яс­ня­ет это тем, что из свя­ти­ли­ща (sa­cel­lum) в кре­пость (arx) каж­дый месяц про­но­си­ли свя­ты­ни (sac­ra) и авгу­ры, выхо­див­шие из кре­по­сти (arx), обыч­но совер­ша­ли ауспи­ции (inau­gu­ra­re) воз­ле Свя­щен­ной доро­ги. Это долж­но озна­чать, что в Позд­ней рес­пуб­ли­ке и Ран­ней импе­рии в иды, посвя­щён­ные Юпи­те­ру, жре­цы, несу­щие свя­ты­ни из свя­ти­ли­ща Стре­нии, дела­ли рез­кий пово­рот в верх­нем кон­це Свя­щен­ной доро­ги (ср. с направ­ле­ни­ем Новой доро­ги) и, веро­ят­но, под­ни­ма­лись на Капи­то­лий по лест­ни­це, извест­ной как лест­ни­ца Моне­ты (Gra­dus Mo­ne­tae), позд­нее заме­нён­ной лест­ни­цей Рыда­ний (Sca­lae Ge­mo­niae), ибо с.339 един­ст­вен­ной доро­гой на Капи­то­лий с этой сто­ро­ны хол­ма был Капи­то­лий­ский спуск. Если этот спуск не счи­тал­ся частью Свя­щен­ной доро­ги, на что не ука­зы­ва­ет ни один источ­ник (ср., напр., Plin. HN. XIX. 23), жре­цы, види­мо, под­ни­ма­лись по лест­ни­це. На самом деле, это не созда­ёт ника­ких затруд­не­ний, кро­ме того, что лест­ни­ца Рыда­ний ста­ла ассо­ции­ро­вать­ся с позо­ром и наси­ли­ем. Но свя­ты­ни (sac­ra), о кото­рых идёт речь, — это «свя­ты­ни ид» (idu­lia sac­ra) (Fest. 372 L), вклю­чав­шие «бара­на ид» (idu­lis ovis) (Paul. ex Fest. 93 L; Mac­rob. Sat. I. 15. 16). Этот баран был холо­щё­ным (al­ba… gran­dior ag­na) (Ovid. Fast. I. 55—56, 587—588)[1], и фла­мин Юпи­те­ра при­но­сил его в жерт­ву и сжи­гал его внут­рен­но­сти в хра­ме Юпи­те­ра Наи­луч­ше­го Вели­чай­ше­го (Ovid. Fast. I. 55—56, 587—588). Мож­но задать­ся вопро­сом, зачем его сна­ча­ла вели на дру­гую вер­ши­ну Капи­то­лия. Воз­мож­но, дело в том, что на более высо­кой вер­шине суще­ст­во­вал более древ­ний культ Юпи­те­ра.

Курс и уро­вень Свя­щен­ной доро­ги в антич­но­сти силь­но меня­лись, что хоро­шо вид­но воз­ле арки Тита, где осно­ва­ние арки сто­ит намно­го выше мосто­вой эпо­хи Авгу­ста, кото­рая теперь откры­та почти на всём про­тя­же­нии Свя­щен­ной доро­ги меж­ду её верх­ним кон­цом и Реги­ей. Посколь­ку это все­гда был глав­ный марш­рут с Пала­ти­на на Рим­ский форум (Plut. Cic. 22. 1; Tac. Hist. III. 68; Cass. Dio LXIV. 20. 3, LXXVIII. 4. 3), в эпо­ху Рес­пуб­ли­ки Свя­щен­ная доро­га, веро­ят­но, шла почти по пря­мой от сво­его верх­не­го кон­ца до Регии. В эпо­ху Импе­рии вслед­ст­вие мас­штаб­ных стро­и­тель­ных про­грамм — Про­ход­ной дом и Золо­той дом Неро­на, стро­и­тель­ство Мак­сен­ция, когда круп­ный пожар осво­бо­дил обшир­ную терри­то­рию для рекон­струк­ции, — Свя­щен­ная доро­га, воз­мож­но, откло­ни­лась от пря­мо­го кур­са. Когда была воз­веде­на арка Тита, она, види­мо, ста­ла конеч­ным пунк­том Свя­щен­ной доро­ги в её верх­нем кон­це, а Фаби­е­ва арка — воз­ле Регии (тер­мин «ниж­ний конец Свя­щен­ной доро­ги», Ima Sac­ra Via, нигде не исполь­зу­ет­ся). По мне­нию неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей, свиде­тель­ство Геро­ди­а­на (II. 9. 5 и VII. 6. 9) ука­зы­ва­ет, что в его дни какой-то отре­зок пути назы­вал­ся «середи­на Свя­щен­ной доро­ги», но их аргу­мен­ты не убеди­тель­ны.

Рас­коп­ки Бра­у­на в Регии и вокруг неё при­ве­ли его к выво­ду, что во вре­ме­на царей и Ран­ней рес­пуб­ли­ки Свя­щен­ная доро­га «опи­сы­вая длин­ную кри­вую, спус­ка­лась вниз с вер­ши­ны Пала­ти­на к его севе­ро-восточ­но­му под­но­жию, а затем меж­ду хра­мом Весты и Реги­ей шла вдоль хра­ма Касто­ра и Пол­лук­са и далее пере­се­ка­ла форум, про­хо­дя мимо места под назва­ни­ем Бочон­ки (Do­lio­la) к Коми­цию» (Brown F. E. Rev. on Il Fo­ro Ro­ma­no. Pe­rio­do Ar­cai­co by Fi­lip­po Coa­rel­li // Gno­mon Bd. 56. 1984. P. 381—382), и толь­ко после того, как в 179 г. до н. э. форум был замо­щён, Свя­щен­ная доро­га ста­ла про­хо­дить вдоль его север­ной сто­ро­ны. Труд­но согла­сить­ся с Бра­у­ном в этом вопро­се. Ручей, кото­рый сего­дня про­те­ка­ет под Свя­щен­ной доро­гой на Велии, дол­жен был все­гда опре­де­лять марш­рут про­хо­да, и вдоль него шли спер­ва тро­па, затем доро­га, обес­пе­чи­вав­шие сооб­ще­ние с фору­мом. Если чуть выше Регии ручей разде­лял­ся, то доро­га не откло­ни­лась бы от пря­мой линии, чтобы после­до­вать за ним на севе­ро-запад, а пере­сек­ла бы его по мосту. Если вдоль рука­ва ручья была про­ло­же­на ещё одна тро­па, и вход на форум пред­став­лял собой раз­вил­ку, то более пря­мым путём всё рав­но оста­лась бы насто­я­щая Свя­щен­ная доро­га, и труд­но счесть лест­ни­цу Моне­ты чем-либо иным, кро­ме арха­и­че­ско­го пути на севе­ро-восточ­ную вер­ши­ну Капи­то­лия, соору­же­ние кото­ро­го было про­дик­то­ва­но рели­ги­оз­ны­ми и риту­аль­ны­ми потреб­но­стя­ми: этот подъ­ём на Капи­то­лий был пря­мым и кру­тым. Новый марш­рут, пред­ло­жен­ный Бра­у­ном, мог быть толь­ко вспо­мо­га­тель­ным. Ибо Плавт (Curc. 470—475) дока­зы­ва­ет, что мож­но было про­гу­лять­ся вдоль севе­ро-восточ­ной сто­ро­ны фору­ма от Коми­ция до Ниж­не­го фору­ма (Fo­rum In­fi­mum) в то вре­мя, когда Кло­ака ещё была откры­той кана­вой посреди фору­ма.

До эпо­хи Авгу­ста наши свиде­тель­ства о Свя­щен­ной доро­ге скуд­ны и фраг­мен­тар­ны. В позд­не­рес­пуб­ли­кан­ский пери­од вдоль неё, види­мо, рас­по­ла­га­лись лав­ки перед дома­ми, сто­яв­шие на всём её про­тя­же­нии от Регии до верх­не­го кон­ца. Пере­строй­ка Регии в 36 г. до н. э. и стро­и­тель­ство хра­ма Боже­ст­вен­но­го Юлия спу­стя несколь­ко лет мало что изме­ни­ли. Марий уже постро­ил свой храм Чести и Доб­ле­сти через доро­гу от Регии, а так­же имел там дом (см. Do­mus, C. Ma­rius), и Гора­ций свиде­тель­ст­ву­ет, что в его дни это все ещё была глав­ная тор­го­вая ули­ца Рима. Сего­дня мосто­вая эпо­хи Авгу­ста откры­та, почти по всей длине этой части её шири­на состав­ля­ет 5 м; она под­ни­ма­ет­ся с уров­ня 12,6 м над уров­нем моря воз­ле севе­ро-восточ­но­го угла хра­ма Боже­ст­вен­но­го Юлия до 28,3 м над уров­нем моря в верх­ней части к восто­ку от арки Тита. Часть её мосто­вой была обна­ру­же­на под лест­ни­цей хра­ма Вене­ры и Ромы, постро­ен­но­го Адри­а­ном. Неяс­но, сколь боль­шие изме­не­ния повлек­ло за собой стро­и­тель­ство Про­ход­но­го дома, но после пожа­ра в 64 г. н. э. наблюда­ет­ся зна­чи­тель­ное повы­ше­ние уров­ня ули­цы и стро­и­тель­ство пре­крас­ных аркад по обе­им её сто­ро­нам, слу­жив­ших фаса­да­ми для боль­ших стро­е­ний, похо­жих на Мину­ци­ев зер­но­вой пор­тик (Por­ti­cus Mi­nu­cia Fru­men­ta­ria, q. v.), кото­рые, веро­ят­но, слу­жи­ли кон­то­ра­ми для неко­то­рых под­разде­ле­ний бюро­кра­тии, управ­ляв­шей импе­ри­ей. Эти пор­ти­ки вели к боль­шо­му парад­но­му дво­ру с колон­на­ми на вер­шине Велии, цен­тром и фоку­сом кото­ро­го слу­жил Колосс Неро­на. Позд­нее Доми­ци­ан пре­вра­тил по край­ней мере часть зда­ний с арка­да­ми, сто­яв­ших вдоль Свя­щен­ной доро­ги, в Скла­ды пря­но­стей (Hor­rea Pi­pe­ra­ta­ria, q. v.), не меняя курс Свя­щен­ной доро­ги. Пере­ме­ны насту­пи­ли, когда Адри­ан постро­ил храм Вене­ры и Ромы (см. Ve­nus et Ro­ma, Templum) вме­сто окру­жён­но­го колон­на­да­ми дво­ра Неро­на: после это­го Свя­щен­ная доро­га ста­ла широ­ким про­спек­том, вдоль кото­ро­го тяну­лись пор­ти­ки и лав­ки; с север­ной сто­ро­ны их позд­нее заме­ни­ла бази­ли­ка Кон­стан­ти­на (Ba­si­li­ca Con­stan­ti­ni, q. v.). К сожа­ле­нию, в 1899 г. этот про­спект был разо­бран, так как счи­тал­ся сред­не­ве­ко­вым, и откры­та мосто­вая эпо­хи Авгу­ста. с.340 Поэто­му сего­дня кажет­ся, что все импе­ра­тор­ские зда­ния парят на сво­их фун­да­мен­тах. Нет свиде­тельств того, что про­дол­же­ние Свя­щен­ной доро­ги за аркой Тита в направ­ле­нии Поте­ю­щей меты (Me­ta Su­dans) когда-либо назы­ва­лось или счи­та­лось частью Свя­щен­ной доро­ги.

В рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху Свя­щен­ная доро­га и Велия были жилым квар­та­лом; веро­ят­но, на ули­цу все­гда выхо­дил ряд лавок, а дома пря­та­лись за ними, так же, как и в Пом­пе­ях. Сооб­ща­ет­ся, что здесь нахо­ди­лись дома Нумы Пом­пи­лия и Анка Мар­ция (So­lin. I. 21—23), Тул­ла Гости­лия (на Велии) (So­lin. I. 22; Cic. Rep. II. 53), Пуб­лия Вале­рия (Cic. Rep. II. 53; Liv. II. 7. 12), Гнея Доми­ция Каль­ви­на (Fest. 142 L), Пуб­лия Сци­пи­о­на Нази­ки, пода­рен­ный государ­ст­вом (Dig. I. 2. 2. 37 [Pom­po­nius]), веро­ят­но, Мария (Richardson L. Ho­nos et Vir­tus and the Sac­ra Via // AJA. Vol. 82. 2. 1978. P. 245), Тет­тия Дами­о­на (Cic. Att. IV. 3. 3), Окта­ви­ев (Sall. Hist. II. 45), и, в эпо­ху Ран­ней импе­рии, — Доми­ция Аге­но­бар­ба (CIL. VI. 2041. 25 = ILS. 229, 2042 d, 32352). В этих лав­ках, види­мо, тор­го­ва­ли преж­де все­го пред­ме­та­ми рос­ко­ши (Ovid. Ars Am. II. 265—266, Am. I. 8. 100; Pro­pert. II. 24. 13—14). Сохра­ни­лось мно­же­ство над­гроб­ных над­пи­сей, осо­бен­но золотых дел масте­ров и юве­ли­ров (CIL. VI. 9207 = ILS. 7685; CIL. VI. 9221= ILS. 7694; CIL. VI. 9239; CIL. VI. 9418 = ILS. 7700; CIL. VI. 9419; CIL. VI. 9545 = ILS. 7602; CIL. VI. 9546—9549), но так­же и дру­гих тор­гов­цев со Свя­щен­ной доро­ги (CIL VI. 9283 = ILS 7617; CIL. VI. 9795; CIL. VI. 9935 = ILS 7645); Овидий (Ars Am. II. 265—266) гово­рит, что здесь мож­но было купить хоро­шие фрук­ты.

В октябрь­ские иды, после при­не­се­ния в жерт­ву октябрь­ско­го коня на алта­ре Мар­са на Мар­со­вом поле голо­ву коня отреза́ли, укра­ша­ли хле­бом, и жите­ли Свя­щен­ной доро­ги и Субу­ры (Sac­ra­vien­ses и Sub­ura­nen­ses) сра­жа­лись за обла­да­ние ею. Если побеж­да­ли жите­ли Свя­щен­ной доро­ги, то они при­би­ва­ли кон­скую голо­ву к стене Регии. Не вполне ясно, кто состав­лял эти две пар­тии и как они стро­и­лись. Борь­ба за кон­скую голо­ву, веро­ят­но, про­ис­хо­ди­ла на Рим­ском фору­ме (Fest. 190 L, 246 L; Plut. Quaest. Rom. 97).

Тот, кто под­ни­ма­ет­ся по Свя­щен­ной доро­ге с фору­ма, мино­вав бази­ли­ку Пав­ла, по левую руку остав­ля­ет храм Анто­ни­на и Фау­сти­ны, арха­и­че­ский нек­ро­поль, остат­ки рес­пуб­ли­кан­ских домов, так назы­вае­мый храм Боже­ст­вен­но­го Рому­ла, сред­не­ве­ко­вую гале­рею и бази­ли­ку Кон­стан­ти­на. Спра­ва нахо­дят­ся Регия, остат­ки домов и лавок меж­ду доро­гой и атри­ем Весты, сред­не­ве­ко­вое полу­круг­лое зда­ние напро­тив гале­реи и огром­ный лес стол­бов, обли­цо­ван­ных кир­пи­чом, кото­рый обыч­но назы­ва­ет­ся Жем­чуж­ным пор­ти­ком (Por­ti­cus Mar­ga­ri­ta­ria, q. v.). Все эти зда­ния, в сущ­но­сти, были государ­ст­вен­ны­ми или кон­тро­ли­ро­ва­лись государ­ст­вом, что свиде­тель­ст­ву­ет об огром­ном зна­че­нии Свя­щен­ной доро­ги во все вре­ме­на.


Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom im Al­ter­thum. Bd. 1. Abt. 2. Ro­ma, 1970. S. 274—286;
Lug­li G. Ro­ma an­ti­ca: Il centro mo­nu­men­ta­le. Ro­ma, 1946. P. 216—233;
Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. 2d ed. Vol. 2. Lon­don, 1968. P. 284—290;
Richardson L. Ho­nos et Vir­tus and the Sac­ra Via // AJA. Vol. 82. 2. 1978. P. 240—241;
Coa­rel­li F. Il fo­ro ro­ma­no: Pe­rio­do ar­cai­co. Ro­ma, 1983. P. 11—118;
Cas­sa­tel­la A. Il trat­to orien­ta­le del­la via Sac­ra // Ro­ma, ar­cheo­lo­gia nel centro. Vol. 1. 1985. P. 99—105;
Le Pe­ra Bu­ra­nel­li S., D’Elia L. Sac­ra Via. No­te to­pog­ra­fiche // BCAR. An. 91. 1986. P. 241—262;
Pa­lom­bi D. Contri­bu­to al­la to­pog­ra­fia del­la Via Sac­ra dag­li ap­pun­ti ine­di­ti di Gia­co­mo Bo­ni // QI­TA. Vol. 10. 1988. P. 77—97;
Cas­tag­no­li F. Ibam for­te Via Sac­ra // QI­TA. Vol. 10. 1988. P. 99—114;
Ziol­kow­ski A. The Sac­ra Via and the Temple of Iup­pi­ter Sta­tor // Opus­cu­la Ro­ma­na. Vol. 17. 1989. P. 229—235.

См. также:
Священная дорога (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)

  • ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИЦЫ

  • [1]В Fast. I. 55—56 Овидий пишет: Idi­bus al­ba Iovi gran­dior ag­na ca­dit — «В иды Юпи­те­ру доста­ёт­ся белая круп­ная ярка», в Fast. I. 587—588: Idi­bus in mag­ni cas­tus Iovis aede sa­cer­dos / se­mi­ma­ris flam­mis vis­ce­ra li­bat ovis — «В иды в хра­ме вели­ко­го Юпи­те­ра чистый жрец на огне при­но­сит в жерт­ву внут­рен­но­сти холо­щё­но­го бара­на».

  • © 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 338—340.
    © 2018 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    Дезинфицирующий раствор для инструментов обработка инструментов www.deznet.ru.
    См. по теме: Театр Бальба • Арка Тита • Ростры Августа • Ростры Августа •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Римский Форум. Реконструкция XIX в.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
    Художник Бекетти. 1893 г.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    План части Римского форума.
    Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности.
    План-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
    Рим, Римский Форум.
    3. МОЗАИКА. Рим.
    Академия Платона.
    Мозаика из Помпей (Вилла Т. Симиния Стефана).
    II стиль. Начало I в. до н. э.
    Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LIX.
    4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Римский форум в IV веке.
    Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
    Акварель (до 1906 г.).
    Рим, Римский Форум.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Ютурны (?)
    240—230 гг. до н. э.
    Рим, Марсово поле, Священная площадь (Area Sacra).
    6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
    Геракл, начинающий церемонию Элевсинских мистерий.
    Неоаттический рельеф.
    Лунский мрамор.
    Конец I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
    Неаполь, Национальный археологический музей.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф из гробницы Гатериев. Деталь.
    Правление Домициана.
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
    Деметра, Персефона и Триптолем.
    Фрагмент Великих Элевсинских мистерий.
    В слепок с оригинального рельефа из Национального музея в Афинах вставлены десять мраморных фрагментов римской копии.
    Мрамор, гипс.
    Ок. 27 до н. э. — 14 н. э.
    Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф, изображающий оглашение авгурий и принесение священных обетов.
    Серый мрамор.
    1-я четверть II в. н. э.
    Париж, Лувр.
    10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Ясон и Пелий.
    Фреска из Помпей (Дом Роковой Любви, IX, 5, 18).
    I в. н. э.
    Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА