С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ДОМ АВГУСТОВ (Do­mus Augus­tia­na, CIL. VI. 8640, 8647—8649; XV. 1860, или Augus­ta­na, CIL. VI. 2271, 8651; XV. 7246).

Это назва­ние обо­зна­ча­ло всю импе­ра­тор­скую рези­ден­цию (за исклю­че­ни­ем дома Тибе­рия) в любой задан­ный пери­од вре­ме­ни. «Дом Фла­ви­ев» (Do­mus Fla­via, не Do­mus Com­mo­dia­na, q. v.), «дом Севе­ров» (do­mus Se­ve­ria­na) — это совре­мен­ные тер­ми­ны для обо­зна­че­ния частей дан­ной рези­ден­ции, постро­ен­ных эти­ми импе­ра­то­ра­ми. Пред­став­ля­ет­ся, что это наи­бо­лее точ­ное опре­де­ле­ние. Для всей этой груп­пы зда­ний употреб­ля­лось так­же назва­ние «Пала­тин­ский дом», Do­mus Pa­la­ti­na (q. v.).

О пер­во­на­чаль­ном доме Авгу­ста см. Do­mus Augus­ti, а об остат­ках Про­ход­но­го дома и Золо­то­го дома см. ста­тьи Do­mus Tran­si­to­ria и Do­mus Aurea.

Иссле­до­ва­ние этих соору­же­ний ясно пока­зы­ва­ет, что почти все руи­ны, воз­вы­шаю­щи­е­ся сего­дня над зем­лёй, вос­хо­дят к рестав­ра­ции архи­тек­то­ра импе­ра­то­ра Доми­ци­а­на с.159 Раби­рия, завер­шён­ной лишь в 92 г. н. э. (Mart. VII. 56. 2: (Ra­bi­ri) Parrha­siam mi­ra qui struis ar­te do­mum[1]; ср. X. 71, сти­хотво­ре­ние на смерть его роди­те­лей). На кар­ни­зах име­ют­ся два коль­ца меж­ду зуб­ца­ми, харак­тер­ные для стро­е­ний Доми­ци­а­на(1).

Два фраг­мен­та мра­мор­но­го архит­ра­ва с над­пи­сью, бук­вы кото­рой неко­гда были запол­не­ны брон­зой, лежа­щие сего­дня у глав­но­го вхо­да во дво­рец и, несо­мнен­но, най­ден­ные здесь же, дати­ро­ва­ны прав­ле­ни­ем Вес­па­си­а­на (CIL. VI. 31496a), но, воз­мож­но, их луч­ше отне­сти к нача­лу прав­ле­ния Доми­ци­а­на (81—83 гг. н. э.). В этой над­пи­си мог­ло гово­рить­ся о стро­и­тель­стве пор­ти­ка. В 93 г. н. э. Мар­ци­ал опи­сы­вал этот дом как очень высо­кое зда­ние (VIII. 36); в эпи­грам­ме VIII. 39 он наме­ка­ет на стро­и­тель­ство три­кли­ния, о кото­ром гово­рит и Ста­ций (Silv. IV. 2), в сво­ём сти­хотво­ре­нии возда­вая ему без­мер­ную хва­лу; ср. так­же Mart. I. 70; VIII. 60; IX. 13, 79; XII. 15.

Све­то­ний (Dom. 14) сооб­ща­ет, что Доми­ци­ан при­ка­зал отде­лать сте­ны пор­ти­ков, в кото­рых обыч­но про­гу­ли­вал­ся, селе­ни­том (phen­gi­tes la­pis), чтобы видеть, кто идёт за ним; но в осталь­ном у нас очень мало кон­крет­ных сведе­ний об этом зда­нии, и прак­ти­че­ски ниче­го не извест­но о его судь­бе после прав­ле­ния Доми­ци­а­на.

Все дошед­шие до нас рас­ска­зы слиш­ком туман­ны, чтобы отне­сти их к это­му кон­крет­но­му двор­цу (см. Pa­la­ti­nus Mons), и мно­гие из них (в «Жиз­не­опи­са­ни­ях авгу­стов») поста­вил под сомне­ние фон Дома­шев­ски; см.: La­vac­rum Plau­tia­ni, Templum Ela­ga­ba­li, Diae­tae Mam­maeae, Si­ci­lia, Sta­bu­lum и т. д.

В хри­сти­ан­скую эпо­ху под­но­жие хол­ма заня­ли церк­ви, но его цен­траль­ная часть, види­мо, оста­лась нетро­ну­той (воз­мож­но, из-за раз­ру­ше­ний, вызван­ных зем­ле­тря­се­ни­ем при Льве IV). И Айн­зидельн­ский ано­ним, и авто­ры «Мира­би­лий» почти не упо­ми­на­ют об этом зда­нии, и о его сред­не­ве­ко­вой исто­рии извест­но очень мало, хотя «дво­рец боже­ст­вен­но­го Авгу­ста» (pal­la­cium di­vi Augus­ti), опи­сан­ный Маги­ст­ром Гри­го­ри­ем в XII в.(2), веро­ят­но, — тот самый дво­рец1 (сле­ду­ет отме­тить, что Гри­го­рий свя­зы­ва­ет с ним акве­дук и гово­рит, что его глав­ный канал ещё работа­ет, хотя рас­пре­де­ли­тель­ные тру­бы — уже нет); а над­пись, кото­рую он видел сре­ди руин, do­mus di­vi Augus­ti cle­men­tis­si­mi[2], может отно­сить­ся как к рестав­ра­ции Доми­ци­а­на, так и к после­дую­щим работам.

Мож­но ска­зать, что дво­рец Доми­ци­а­на зани­мал всю юго-восточ­ную часть хол­ма — Пала­ций. Он делит­ся на несколь­ко частей:

a) Пер­вая состо­ит из груп­пы офи­ци­аль­ных апар­та­мен­тов с вхо­дом с юго-запа­да.

с.160 Высо­кий фасад изна­чаль­но был укра­шен фрон­таль­ной колон­на­дой; но Раби­рий недо­ста­точ­но тща­тель­но засы­пал преды­ду­щие зда­ния, рас­по­ло­жен­ные ниже, поэто­му Адри­а­ну при­шлось его укре­пить сте­на­ми, высту­паю­щи­ми под пря­мым углом (илл. 15)(3), в кото­рые были заму­ро­ва­ны мно­гие колон­ны (та же про­цеду­ра потре­бо­ва­лась и для так назы­вае­мо­го хра­ма Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста (templum Di­vi Augus­ti)). Рядом со сте­ной фаса­да были так­же соору­же­ны под­зем­ные ком­на­ты.


Илл. 15. Дом Авгу­стов. Укреп­лен­ные сте­ны фаса­да. Фото: T. Ashby.

Офи­ци­аль­ные апар­та­мен­ты рас­по­ло­же­ны вокруг огром­но­го пери­сти­ля с колон­на­ми из нуми­дий­ско­го мра­мо­ра(4) и изыс­кан­ным антаб­ле­мен­том; в цен­тре нахо­дит­ся широ­кий и мел­кий откры­тый водо­ём2. Севе­ро-восточ­ную часть это­го дво­ра зани­ма­ла вер­ши­на хол­ма, о чём свиде­тель­ст­ву­ет тот факт, что «Пре­ис­под­няя» (Mun­dus, если это дей­ст­ви­тель­но он) была выре­за­на в при­род­ной ска­ле; оттуда зем­ля спус­ка­лась к фору­му и Боль­шо­му цир­ку, что объ­яс­ня­ет при­сут­ст­вие более ран­них зда­ний (см. выше) под зала­ми к севе­ро-восто­ку и юго-запа­ду от пери­сти­ля. Доми­ци­ан отка­зал­ся от исполь­зо­ва­ния это­го ниж­не­го уров­ня, и все офи­ци­аль­ные апар­та­мен­ты рас­по­ло­же­ны на уровне пери­сти­ля, в кото­рый попа­да­ли через вести­бюли (где мож­но раз­ли­чить и убор­ную) с севе­ро-запа­да, где нахо­дил­ся глав­ный вход во дво­рец.

Что каса­ет­ся этих апар­та­мен­тов, то зал в север­ном углу име­ет фор­му бази­ли­ки, хотя в нём опре­де­лён­но не было верх­не­го ряда окон. Поэто­му здесь не было насто­я­щих боко­вых нефов, и заграж­де­ние, пере­се­каю­щее апсиду по хор­де, веро­ят­но — про­из­воль­ная совре­мен­ная рестав­ра­ция(5). Зал был слиш­ком высок, чтобы выдер­жи­вать вес кры­ши, поэто­му апсида была утол­ще­на, а в про­ти­во­по­лож­ном кон­це в углах постав­ле­ны стол­бы. Рядом с бази­ли­кой выхо­дит на поверх­ность, в пери­стиль, ответв­ле­ние крип­то­пор­ти­ка дома Тибе­рия (Do­mus Ti­be­ria­na, q. v.).

Сле­дую­щий зал, почти квад­рат­ный, име­ет сто­ро­ну дли­ной око­ло 30 мет­ров, а в сте­нах — ниши для ста­туй(6). Тре­тий зал, так назы­вае­мый лара­рий, намно­го мень­ше. Из при­мы­каю­щих к нему поме­ще­ний сохра­ни­лись следы толь­ко от лест­ни­цы, веду­щей на вто­рой этаж. К югу от пери­сти­ля нахо­дит­ся три­кли­ний, кото­рый, как сооб­ща­ет Ста­ций, был огром­ной ком­на­той, укра­шен­ной раз­но­об­раз­ным цвет­ным мра­мо­ром. Неяс­но, имел ли он свод­ча­тую или плос­кую кры­шу. До сих пор мож­но видеть огром­ные колон­ны из серо­го гра­ни­та, сто­яв­шие воз­ле выхо­да в пери­стиль (как и вокруг все­го три­кли­ния), и вен­чав­ший их антаб­ле­мент, а так­же части мра­мор­но­го наполь­но­го покры­тия — то, что в апсиде, поло­же­но позд­нее осталь­но­го(7). С обе­их сто­рон к три­кли­нию при­мы­ка­ли ним­феи, в кото­рые пер­во­на­чаль­но откры­ва­лись оттуда широ­кие окна, но, судя по дошед­шим до нас руи­нам, эти окна зало­жи­ли, преж­де чем сте­ны три­кли­ния были в послед­ний раз обли­цо­ва­ны мра­мо­ром.

Под бази­ли­кой нахо­дят­ся остат­ки дома, дати­ру­е­мо­го самым нача­лом Импе­рии, с.161 кото­рый вре­за­ет­ся в ещё более ран­ние стро­е­ния. Впер­вые он был рас­ко­пан в 1724 г., и тогда же были зари­со­ва­ны его настен­ные фрес­ки(8). Он, в свою оче­редь, был раз­ру­шен при стро­и­тель­стве цистер­ны для воды с пятью отде­ле­ни­я­ми, к кото­рой Бони(9) оши­боч­но отно­сит утвер­жде­ние Све­то­ния (Ne­ro 31): «Све­то­ний сооб­ща­ет нам, что Нерон при­ка­зал про­ве­сти мор­скую воду на Пала­тин», кото­рое на самом деле отно­сит­ся к Золо­то­му дому. Нако­нец, Доми­ци­ан про­ре­зал всю эту груп­пу зда­ний фун­да­мен­том соб­ст­вен­ных постро­ек, когда под­нял общий уро­вень этой части импе­ра­тор­ско­го двор­ца(10).

Под «лара­ри­ем» Бони обна­ру­жил остат­ки дома I в. до н. э., кото­рый он оши­боч­но при­пи­сал Кати­лине, а ниже — терра­ко­ту из двух ещё более ран­них домов (III и V вв. до н. э.). Этот дом отно­сит­ся к пер­во­му пери­о­ду вто­ро­го сти­ля(11). Ниж­ний этаж, куда мож­но было попасть по лест­ни­це, изна­чаль­но осве­щал­ся в основ­ном с севе­ро-восто­ка (там, под осно­ва­ни­ем плат­фор­мы двор­ца, до сих пор мож­но видеть дру­гие руи­ны) и состо­ит из ряда малень­ких ком­нат с фрес­ка­ми пере­ход­но­го пери­о­да меж­ду Пер­вым и Вто­рым пом­пей­ски­ми сти­ля­ми, когда впер­вые в живо­пи­си появ­ля­ют­ся колон­ны и начи­на­ют­ся попыт­ки пере­дать пер­спек­ти­ву. Наполь­ным покры­ти­ем слу­жит про­стая моза­и­ка. В одной из ком­нат име­ет­ся так­же пре­крас­ный тим­пан с дву­мя леп­ны­ми гри­фо­на­ми в высо­ком релье­фе. Скуд­ные остат­ки наполь­но­го покры­тия верх­не­го эта­жа мож­но видеть при­мер­но в двух мет­рах под уров­нем пола «лара­рия»; ино­гда поверх него поло­жен мра­мор(12).

Одна сек­ция это­го участ­ка, юго-запад­нее три­кли­ния, обособ­ле­на от основ­ной груп­пы. На верх­нем уровне бок о бок рас­по­ло­же­ны два апсидаль­ных зала, так­же дати­ру­е­мых прав­ле­ни­ем Доми­ци­а­на; неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют их вос­со­зда­ни­ем гре­че­ской и латин­ской биб­лио­тек хра­ма Апол­ло­на, ори­ен­та­ции кото­рых они сле­ду­ют(13).

Напро­тив этих стро­е­ний, на середине спус­ка с хол­ма, нахо­дит­ся груп­па ком­нат того же пери­о­да с полу­круг­лой эксед­рой в цен­тре, перед кото­рой сто­ит ряд колонн. Ниже линии колонн рас­коп­ки ещё не завер­ши­лись, поэто­му план постро­ек неясен; о ком­на­те, рас­по­ло­жен­ной на ниж­нем эта­же, см. у А. Строн­га(14). Един­ст­вен­ные сведе­ния, кото­ры­ми мы рас­по­ла­га­ем, полу­че­ны из мно­го­чис­лен­ных над­пи­сей, наца­ра­пан­ных на сте­нах. Судя по тому, что в одной из более про­стор­ных ком­нат най­ден спи­сок цен­ных пред­ме­тов одеж­ды, это зда­ние, веро­ят­но, зани­ма­ли хра­ни­те­ли импе­ра­тор­ских оде­я­ний. Одна­ко в двух мень­ших и более и тём­ных ком­на­тах несколь­ко раз встре­ча­ет­ся фра­за «выход из педа­го­гия» (exit de pae­da­go­gio). Сло­во pae­da­go­gium вполне мог­ло употреб­лять­ся как эвфе­мизм для тюрь­мы(15). с.162 Ещё ниже по хол­му нахо­дит­ся част­ный дом, ори­ен­ти­ро­ван­ный ина­че и дати­ру­е­мый прав­ле­ни­ем Севе­ров или чуть более позд­ним вре­ме­нем; в нём нахо­дит­ся несколь­ко инте­рес­ных фре­сок(16). Его не сле­ду­ет иден­ти­фи­ци­ро­вать с Гело­то­вым домом (см. Do­mus Ge­lo­tia­na).

b) Вто­рая часть двор­ца рас­по­ло­же­на к юго-восто­ку от пер­вой, и здесь, види­мо, нахо­ди­лись жилые апар­та­мен­ты. Слег­ка изо­гну­тая эксед­ра перед внут­рен­ним дво­ром под садом вил­лы Мил­л­за, со сто­ро­ны Боль­шо­го цир­ка, может быть деко­ра­тив­ным фаса­дом, кото­рый, воз­мож­но, доба­вил Тра­ян, когда рас­ши­рил зри­тель­ские ряды вплоть до это­го места(17). Севе­ро-запад­ный фасад государ­ст­вен­ных апар­та­мен­тов, с низ­ким пор­ти­ком перед внеш­ни­ми сте­на­ми, напо­ми­на­ет фаса­ды ран­не­хри­сти­ан­ских бази­лик; воз­мож­но, часть тако­го же фаса­да, при­над­ле­жав­ше­го дому Фав­сты, хра­ни­лась в Лате­ране до XVII в.(18) С изо­гну­той терра­сы на юго-запа­де широ­кий ароч­ный про­ход (илл. 18) (сего­дня он закрыт, но его мож­но видеть на рисун­ках XVI в.(19)) ведёт во внут­рен­ний двор, окру­жён­ный колон­на­дой, за кото­рой рас­по­ло­же­ны ком­на­ты изыс­кан­ной пла­ни­ров­ки.


Илл. 18. Дом Авгу­стов. Фасад со сто­ро­ны Боль­шо­го цир­ка. Фото: Ali­na­ri.

Они были рас­ко­па­ны и раз­граб­ле­ны в кон­це XVIII в.(20), а затем сно­ва засы­па­ны. Три ком­на­ты с севе­ро-восточ­ной сто­ро­ны пери­сти­ля доступ­ны: цен­траль­ная име­ет при­ме­ча­тель­ный цилин­дри­че­ский свод (не купол со сфе­ри­че­ски­ми пару­са­ми, как счи­та­ет Ривой­ра(21)), а боко­вые поме­ще­ния — вось­ми­уголь­ные и име­ют купо­ла. Это стро­е­ние тоже отно­сит­ся к прав­ле­нию Доми­ци­а­на, хотя клей­ма на кир­пи­чах свиде­тель­ст­ву­ют о после­дую­щей рестав­ра­ции(22). Из севе­ро-запад­ной части пери­сти­ля коридо­ры ведут к боль­шой лест­ни­це с широ­ким све­то­вым колод­цем в цен­тре (отсюда свет посту­пал в окру­жаю­щие ком­на­ты через ароч­ные про­хо­ды), обо­зна­чен­ной на плане Гуат­та­ни, а она, — на уро­вень три­кли­ния. На юго-восто­ке нет ника­ких сле­дов сим­мет­рич­ной лест­ни­цы, и в этой части план Гуат­та­ни явно оши­бо­чен, во вся­ком слу­чае, на ниж­нем уровне. Ибо отсюда лест­ни­ца совсем иной фор­мы вела вверх, на вто­рой ярус «Иппо­дро­ма» или «Ста­ди­о­на», пол­но­стью бло­ки­ро­вав­ший про­ход, кото­рый исполь­зу­ет­ся посе­ти­те­ля­ми сего­дня, но не суще­ст­во­вал в антич­но­сти. Вил­ла Мил­л­за тоже сто­ит на цель­ной скаль­ной поро­де, и под ней нет ниж­не­го эта­жа. Она встро­е­на в сте­ны этой сек­ции двор­ца, план кото­рой доволь­но труд­но соста­вить. Рас­коп­ки, про­ведён­ные в саду в 1869 г.(23) и недав­но, а так­же свиде­тель­ства Мра­мор­но­го пла­на — доста­точ­но убеди­тель­но свиде­тель­ст­ву­ют, что она зани­ма­ла весь сад и храм Апол­ло­на не мог здесь нахо­дить­ся.

c) Третья сек­ция двор­ца — это Пала­тин­ский иппо­дром, как он назван в Дея­ни­ях Св. Себастья­на (Ac­ta SS. 20 Ian. II. 278): Dioc­le­tia­nus ius­sit eum in hip­pod­ro­mo Pa­la­tii du­ci et tam­diu fus­ti­ga­ri quam­diu spi­ri­tum ex­ha­la­ret[3]. Уже во вре­ме­на Пли­ния Млад­ше­го (ср. Ep. V. 6. 19, 40) было мод­но име­но­вать иппо­дро­мом (hip­pod­ro­mus) сад в с.163 фор­ме (цир­ка или) ста­ди­о­на, как обыч­но назы­ва­лось такое зда­ние, и там сохра­ни­лись следы бело­мра­мор­ных бор­дю­ров вдоль доро­жек, а за арка­да­ми — водо­сточ­ный жёлоб из того же мате­ри­а­ла.

Это длин­ная и узкая терри­то­рия, дли­ной 160 м, шири­ной 50 м; её севе­ро-восточ­ный конец пря­мой (над ним рас­по­ло­жен фон­тан, а не биб­лио­те­ка, как счи­та­лось ранее), а юго-запад­ный — закруг­лён­ный. Ком­на­ты на севе­ро-восто­ке под­дер­жи­ва­ют бал­кон. Они име­ют кес­сон­ные потол­ки, но через какое-то вре­мя были почти пол­но­стью закры­ты. Ком­на­ты на юго-запа­де мог­ли сооб­щать­ся с ложей импе­ра­то­ра, откуда он смот­рел пред­став­ле­ния в Боль­шом цир­ке.

В цен­тре нахо­ди­лось откры­тое про­стран­ство с полу­круг­лы­ми фон­та­на­ми в про­ти­во­по­лож­ных кон­цах. Его окру­жа­ли арка­ды с высту­паю­щи­ми кир­пич­ны­ми полу­ко­лон­на­ми, обли­цо­ван­ны­ми мра­мо­ром пор­та­сан­та (базы и капи­те­ли, как обыч­но, — из бело­го мра­мо­ра), кото­рые отно­сят­ся к изна­чаль­ной построй­ке Доми­ци­а­на. Над арка­да­ми, воз­мож­но, нахо­ди­лась колон­на­да(25) (неко­то­рые авто­ры, напри­мер, Пас­каль, тоже не вклю­ча­ют в рекон­струк­ции колон­на­ду, и вполне воз­мож­но, что гра­нит­ные колон­ны3, до сих пор лежа­щие на «ста­ди­оне», отно­сят­ся к церк­ви, о кото­рой будет ска­за­но ниже). Арка­ды обру­ши­лись и были вос­ста­нов­ле­ны Сеп­ти­ми­ем Севе­ром, кото­рый постро­ил вдоль всей внеш­ней сте­ны контр­пи­ляст­ры, чтобы укре­пить сво­ды. Во вся­ком слу­чае, после его рестав­ра­ции с севе­ро-запа­да нель­зя было попасть в сад — толь­ко на верх­ний этаж аркад.

С юго-восточ­ной сто­ро­ны нахо­дит­ся огром­ная полу­круг­лая эксед­ра с полу­ку­по­лом; обыч­но её стро­и­тель­ство при­пи­сы­ва­ют Адри­а­ну на осно­ва­нии свиде­тельств кир­пич­ных клейм(26); но если раз­ли­чие меж­ду работа­ми Доми­ци­а­на и Сеп­ти­мия Севе­ра лег­ко про­следить (хотя слу­ча­ют­ся и труд­но­сти, напри­мер, если Сеп­ти­мий Север сде­лал новую обли­цов­ку сте­ны, постро­ен­ной Доми­ци­а­ном(27), от про­ме­жу­точ­но­го пери­о­да, как пред­став­ля­ет­ся, не оста­лось ника­ких сле­дов4. Север мно­гое изме­нил в ниж­ней части эксед­ры, но в целом она не была его построй­кой(28).

Эле­гант­ный круг­лый фриз, най­ден­ный на «ста­ди­оне», с вет­вя­ми оли­вы меж­ду лира­ми и мас­ка­ми, про­ис­хо­дит из како­го-то малень­ко­го круг­ло­го зда­ния, уве­рен­но иден­ти­фи­ци­ро­вать кото­рое не уда­ёт­ся(29); о милан­ском фраг­мен­те5 см. у Р. Лан­ча­ни(30). Здесь были най­де­ны две ста­туи нимф или муз; одна до сих пор нахо­дит­ся на преж­нем месте(31). Кир­пич­ные клей­ма с.164 свиде­тель­ст­ву­ют о рестав­ра­ци­ях, про­из­ведён­ных Тео­до­ри­хом и Ата­ла­ри­хом (CIL. XV. 1665a; I. 1672), и в этот пери­од мог­ли быть сде­ла­ны суще­ст­вен­ные изме­не­ния. Ещё один пор­тик был постро­ен попе­рёк «иппо­дро­ма» и начи­нал­ся в север­ной око­неч­но­сти эксед­ры, а парал­лель­но этом пор­ти­ку воз­ве­ли сте­ну, начи­нав­шу­ю­ся в южной око­неч­но­сти эксед­ры, так что всё про­стран­ство было разде­ле­но на три части. В южной части было воз­веде­но ограж­де­ние эллип­ти­че­ской фор­мы, так что попе­ре­ч­ная сте­на и колон­на­да шли по каса­тель­ной к его сте­нам. Камен­ная клад­ка это­го ограж­де­ния дати­ру­ет­ся более позд­ним вре­ме­нем, и хотя высота сохра­нив­ших­ся руин состав­ля­ет метр, сте­ны не име­ют проч­но­го фун­да­мен­та и сто­ят на стро­и­тель­ном мусо­ре. В неко­то­рых местах эту эллип­ти­че­скую сте­ну укреп­ля­ли попе­ре­ч­ные сте­ны, дохо­див­шие до колон­на­ды. Един­ст­вен­ный вход в ограж­де­ние нахо­дил­ся в южной части, где в двер­ной про­ём было встро­е­но два пьеде­ста­ла из дома веста­лок. В самой стене через пра­виль­ные интер­ва­лы были про­де­ла­ны отвер­стия, и в одном из них нахо­дил­ся бас­сейн или жёлоб с дву­мя отде­ле­ни­я­ми. Веро­ят­но, это ограж­де­ние было сво­его рода част­ным зве­рин­цем (vi­va­rium) импе­ра­то­ров, где содер­жа­лись дикие зве­ри.

Недав­но Хюль­зен уста­но­вил, что в середине XII — нача­ле XV вв. в цен­тре «ста­ди­о­на» нахо­ди­лась цер­ковь Сан-Чеза­рио-ин-Пала­тио, а с VII в. при­мер­но по середи­ну XI в. этим име­нем назы­ва­лась часов­ня в Лате­ран­ском двор­це. Это не озна­ча­ет, что пала­тин­ская цер­ковь не была более древ­ней; но тогда фрес­ки визан­тий­ско­го пери­о­да в одной из ком­нат под вил­лой Мил­л­за, опи­сан­ные Бар­то­ли(32), сле­ду­ет отне­сти к мона­сты­рю при этой церк­ви(33).

Рас­коп­ки велись, а их резуль­та­ты — пуб­ли­ко­ва­лись в раз­ное вре­мя, начи­ная с 1552 г.(34), что поз­во­ля­ет дать вполне точ­ное опи­са­ние зда­ния(35).

d) К юго-восто­ку от «ста­ди­о­на», на неко­то­ром рас­сто­я­нии, нахо­дит­ся чет­вёр­тая часть двор­ца; фун­да­мен­ты здесь отно­сят­ся к пери­о­ду Доми­ци­а­на(36), а над­зем­ные стро­е­ния (тер­мы) воз­веде­ны в основ­ном при Сеп­ти­мии Севе­ре, кото­рый немно­го позд­нее постро­ил так­же огром­ные арка­ды (илл. 17, 19), до сих пор воз­вы­шаю­щи­е­ся над доли­ной Боль­шо­го цир­ка и неко­гда про­сти­рав­ши­е­ся гораздо даль­ше, пря­мо до края само­го цир­ка. Их кон­струк­тив­ные с.165 осо­бен­но­сти заслу­жи­ва­ют осо­бо­го упо­ми­на­ния(37). Сеп­ти­зо­ний (Sep­ti­zo­nium) был постро­ен, чтобы отго­ро­дить их.


Илл. 17. Дом Авгу­стов. Севе­ров­ские стро­е­ния. Фото: Mi­nistry of Pub­lic Instruc­tion, Ro­me.

Илл. 19. Дом Авгу­стов. Севе­ров­ские стро­е­ния. Фото: T. Ashby.

От над­зем­ных постро­ек, кото­рые, види­мо, име­ли доволь­но при­чуд­ли­вую пла­ни­ров­ку и ком­на­ты непра­виль­ной фор­мы, оста­лось совсем немно­го. Т. н. баш­ня Тео­до­ри­ха — это круг­лая убор­ная. Совер­шен­но неяс­но, где сле­ду­ет искать ложу, из кото­рой импе­ра­тор смот­рел скач­ки в Боль­шом цир­ке (если Север постро­ил новую ложу); одна­ко рас­сказ о том, что Север желал устро­ить вход на Пала­тин с Аппи­е­вой доро­ги и Алек­сандр Север тоже наме­ре­вал­ся это сде­лать, но воз­дер­жал­ся ввиду риту­аль­ных сооб­ра­же­ний (Hist. Aug. Sev. 24. 3—5), вызы­ва­ет сомне­ния.

e) Пятая сек­ция импе­ра­тор­ско­го двор­ца — это огром­ная пря­мо­уголь­ная плат­фор­ма, под­дер­жи­вае­мая террас­ны­ми сте­на­ми и зани­мав­шая восточ­ный угол Пала­ти­на (илл. 20). Её иден­ти­фи­ка­ция с Адо­не­ями (Ado­naea) вызы­ва­ет сомне­ния, но фор­ма всей этой терри­то­рии (Вино­град­ник Бар­бе­ри­ни, в цен­тре кото­ро­го воз­вы­ша­ет­ся цер­ковь Сан-Себастья­но-ин-Пал­ла­ра), види­мо, напо­ми­на­ет сад; и он, веро­ят­но, был устро­ен по при­ка­зу Доми­ци­а­на, хотя здесь най­де­ны кир­пи­чи с клей­ма­ми Адри­а­на(38). Дру­гие иссле­до­ва­те­ли поме­ща­ют здесь храм Юпи­те­ра Мсти­те­ля (templum Iovis Ul­to­ris, q. v.) или храм Апол­ло­на (aedes Apol­li­nis). О сред­не­ве­ко­вых укреп­ле­ни­ях здесь см. А. Бар­то­ли(39).


Илл. 20. Дом Авгу­стов и арка Тита. Фото: T. Ashby.

В середине IV в. н. э. на Пала­тине всё ещё хра­нил­ся пал­ла­дий, о чём свиде­тель­ст­ву­ет над­пись кон­су­ля­ра Кам­па­нии, сде­лан­ная в это вре­мя и най­ден­ная в При­верне (совр. Пипер­но), где упо­ми­на­ет­ся «началь­ник Пала­тин­ско­го пал­ла­дия» (prae­po­si­tus Pal­la­dii Pa­la­ti­ni, CIL. X. 6441)(40). Источ­ни­ки XI—XIII вв. отли­ча­ют «рай­он Пал­ла­дия» (re­gio Pal­la­dii)6 или Пал­ла­рию (Pal­la­ria) от «боль­шо­го Пала­ти­на» (Pa­la­tium mai­us), а цер­ковь Сан­та-Мария (или Сан-Себастья­но, как она сего­дня назы­ва­ет­ся) де-Пал­ла­дио или ин-Пал­ла­рия, с фрес­ка­ми 970 г., до сих пор сто­ит посреди вино­град­ни­ка Бар­бе­ри­ни, где Хюль­зен поме­ща­ет храм Апол­ло­на, в кото­ром, по его мне­нию, хра­нил­ся пал­ла­дий(41).

К юго-запа­ду от вино­град­ни­ка Бар­бе­ри­ни нахо­дит­ся цер­ковь Сан-Бона­вен­ту­ра, постро­ен­ная над боль­шим резер­ву­а­ром, куда пода­ва­лась вода по ответв­ле­нию Клав­ди­е­ва акве­ду­ка (Aqua Clau­dia; см. так­же Ar­cus Ne­ro­nia­ni), а меж­ду ней и «ста­ди­о­ном» нахо­дил­ся ним­фей. На юго-восточ­ном склоне ниже вер­ши­ны хол­ма нахо­дят­ся руи­ны част­ных домов, отно­ся­щи­е­ся при­мер­но к это­му же пери­о­ду.

Над­пи­си рабов и воль­ноот­пу­щен­ни­ков (вклю­чая жре­ца Мит­ры), свя­зан­ных с двор­цом Авгу­стов, со II в. и далее опуб­ли­ко­ва­ны в CIL. VI. 2271, 8640—8652; ср. XV. 1860, 7246.

Об изо­бра­же­нии двор­ца Авгу­стов (Фла­ви­ев) на Мра­мор­ном плане см. у Хюль­зе­на(42). Труд­но ска­зать, с.166 какие фрес­ки из извле­чён­ных Бар­то­ли и дру­ги­ми архео­ло­га­ми во вре­мя рас­ко­пок Фар­не­зе(43) отно­сят­ся к стро­е­ни­ям эпо­хи Доми­ци­а­на (и отно­сят­ся ли хоть какие-то), ибо сего­дня не вид­но ника­ких сле­дов фре­сок, а сведе­ний о месте их наход­ки совер­шен­но недо­ста­точ­но.


Ср.: Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 157—189;
Jor­dan H. Op. cit. S. 87—111 (Ch. Huel­sen); Cro­na­ca del­le Bel­le Ar­ti. Pa­la­ti­no e Fo­ro Ro­ma­no // Bol­let­ti­no d’Ar­te. An. 8. Fasc. 10. 1914. P. 73;
Lug­li G. La Zo­na Ar­cheo­lo­gi­ca… P. 198—221;
Toe­bel­mann F. Rö­mi­sche Ge­bal­ke. Vol. I (E. Fiech­ter, Ch. Huel­sen). Hei­del­berg, 1923. S. 85, 96—97;
Ri­voi­ra G. T. Op. cit. P. 100—111;
An­der­son W. J., Spiers R. P., Ashby T. The Ar­chi­tec­tu­re of An­cient Ro­me. Lon­don, 1927. P. 134—138;
Huel­sen Ch. The Fo­rum and the Pa­la­ti­ne. P. 66—75.

Офи­ци­аль­ный отчёт о недав­них рас­коп­ках до сих пор не опуб­ли­ко­ван.
О рестав­ра­ци­ях см.: Pas­cal J.-L. Op. cit. P. 119, 120, 122 («иппо­дром»), 121, 123, 124 (общие).
О пер­вой сек­ции двор­ца см.: Bühlmann J. Der Pa­last der Fla­vier auf dem Pa­la­tin in Rom // Zeitschrift für Ge­schich­te der Ar­chi­tek­tur. Bd. 1. H. 5. 1908, 113—134;
хоро­ший план при­во­дит Hough W. J. H. // MAAR. Vol. 2. 1918. Pl. 3.

См. также:
Дворец Домициана, Дом Флавиев и Дом Императоров (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Дом Августов (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Это мне­ние Раш­фор­та. Одна­ко Хюль­зен ука­зы­ва­ет, что Пала­ти­ном дол­жен быть «Дво­рец шести­де­ся­ти импе­ра­то­ров» (Pa­la­tium LX im­pe­ra­to­rum, Rushforth G. Op. cit. P. 36, 53); в спис­ке два­дца­ти аббатств, кото­рые при­во­дят Петр Мал­лий и Иоанн Диа­кон, Сан-Чеза­рио-ин-Пала­тио упо­ми­на­ет­ся как рас­по­ло­жен­ное «во двор­це семи­де­ся­ти царей» (in pa­la­tio LXX re­gum) (Hül­sen Chr. Le Chie­se… P. 232). Более веро­ят­но, что «дво­рец боже­ст­вен­но­го Авгу­ста» (Pal­la­cium di­vi Augus­ti) нахо­дил­ся рядом с Лате­ра­ном, как ука­зы­ва­ет связь акве­ду­ка с Осли­ны­ми ворота­ми (Por­ta Asi­na­ria shows); а над­пись — про­сто под­дел­ка.
  • 2Вось­ми­уголь­ный лаби­ринт в цен­тре был рекон­струи­ро­ван на осно­ва­нии весь­ма недо­ста­точ­ных свиде­тельств.
  • 3Хюль­зен ука­зы­ва­ет, что их все­го восемь и все пол­но­стью уце­ле­ли.
  • 4Деглан при­дер­жи­ва­ет­ся того же мне­ния, см: Deg­la­ne M. H. Le Sta­de… P. 213.
  • 5Hel­big W. Füh­rer durch die öf­fentli­chen Sammlun­gen Roms / 3 Aufl. Hsg. W. Ame­lung). Leip­zig, 1913. № 1263; Strong E. Scul­tu­ra Ro­ma­na da Augus­to a Cos­tan­ti­no. Fi­ren­ze, 1924. Vol. 1. P. 63. По дизай­ну (а может быть, и по сути) он иден­ти­чен, одно­му из фраг­мен­тов, кото­рые в XVI в. зари­со­вал Досио (Uf­fi­zi 2039v); см.: Huel­sen Chr. Un­ter­su­chun­gen… S. 28—37, где они отне­се­ны к двух­этаж­но­му (воз­мож­но) толо­су в пери­сти­ле офи­ци­аль­ных апар­та­мен­тов или рядом с ними. Дру­гие иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что это зда­ние было хра­мом Весты.
  • 6Фор­ма Pal­la­dium встре­ча­ет­ся у Деусдеди­та (XI в.); см.: Bar­to­li A. Il Char­tu­la­rium del Pa­la­ti­no // RAL. Vol. 21. 1912. P. 768—772.
  • ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ:

  • (1)Lug­li G. La vil­la di Do­mi­zia­no sui Col­li Al­ba­ni. 2. Le costru­zio­ni centra­li // BCAR. Vol. 46. 1918. P. 35. [Здесь и далее, для удоб­ства вос­при­я­тия, ссыл­ки на совре­мен­ную лите­ра­ту­ру из основ­но­го тек­ста выне­се­ны в отдель­ные при­ме­ча­ния. — Прим. перев.]
  • (2)Rushforth G. Ma­gis­ter Gre­go­rius de Mi­ra­bi­li­bus Ur­bis Ro­mae: A New Descrip­tion of Ro­me in the Twelfth Cen­tu­ry // JRS. Vol 9. 1919. P. 31, 52.
  • (3)Ср. van De­man E. B. Methods of De­ter­mi­ning the Da­te of Ro­man Concre­te Mo­nu­ments // AJA. Vol. 16. 2. 1912. P. 238, fig. 4.
  • (4)Ср. Vag­lie­ri D. Ro­ma. Nuo­ve sco­per­te nel­la cit­tà e nel sub­ur­bio // NSA. N. S. Vol. 4. 1907. P. 282.
  • (5)Gio­van­ni­ni G. Nou­vi contri­bu­ti al­lo stu­dio del­la ge­ne­si del­la ba­si­li­ca cris­tia­na // Dis­ser­ta­zio­ni dell’ Ac­ca­de­mia Pon­ti­fi­cia. Ser. 2. Vol. 15. 1921. P. 130. [Здесь и далее серым цве­том выде­ле­ны допол­не­ния к ста­тье со с. 604. — Прим. перев.]
  • (6)О фри­зе см.: Dur­ry M. Les tro­phées Far­nè­se // MEF­RA. T. 39. 1921—1922. P. 303—318 (тро­феи с аллю­зи­я­ми на три­ум­фы Доми­ци­а­на над хат­та­ми и дака­ми).
  • (7)Huel­sen Ch. The Fo­rum and the Pa­la­ti­ne / Transl. H. H. Tan­zer. New York, 1928. P. 72.
  • (8)Ср. Wirth F. Der Stil der kam­pa­ni­schen Wandge­mael­de im Ver­haeltnis zur Wandde­ko­ra­tion // MDAIR. Bd. 42. 1927. S. 66, где эти фрес­ки отне­се­ны ко вто­ро­му пери­о­ду Вто­ро­го пом­пей­ско­го сти­ля. См.: Huel­sen Chr. Un­ter­su­chun­gen zur To­pog­ra­fie des Pa­la­tins // MDAIR. Bd. 10. 1895. S. 257—260; Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. I, Tl. 3 (Ch. Huel­sen). Ber­lin, 1906. S. 90, Anm. 117, где утвер­жда­ет­ся, что этот дом мог вхо­дить в состав более ран­не­го дома Авгу­стов; Ashby T. Drawings of An­cient Pain­tings in English Col­lec­tions // PBSR. Vol. 7. 1914. P. 58, Nos. 3, 4; Eg­ger H. Kri­ti­sches Ver­zeich­nis der Sammlung ar­chi­tek­to­ni­scher Handzeich­nun­gen der K. K. Hof­bib­lio­thek zu Wien. Wien, 1903. № 110—113.
  • (9)Bo­ni C. Re­cent Dis­co­ve­ries on the Pa­la­ti­ne Hill, Ro­me // JRS. Vol. 3. 2. 1913. P. 246—247, ср. The Year’s Work in Clas­si­cal Stu­dies, 1912 / Ed. L. Whib­ley. Lon­don, 1912. P. 11.
  • (10)Lug­li G. La Zo­na Ar­cheo­lo­gi­ca di Ro­ma. Ro­ma, 1925. P. 202, 203, 205.
  • (11)Wirth F. Op. cit. S. 66.
  • (12)Bo­ni C. Op. cit. P. 248; Lug­li G. La Zo­na Ar­cheo­lo­gi­ca… P. 204.
  • (13)Rich­mond O. L. The Augus­tan Pa­la­tium // JRS. Vol. 4. 2. 1914. P. 204.
  • (14)Strong A. For­got­ten Frag­ments of An­cient Wall-Pain­tings in Ro­me. II. — The Hou­se in the Via de’ Cer­chi // PBSR. Vol. 8. 4. 1916. P. 91—103.
  • (15)Ср. Gar­ruc­ci R. Graf­fi­tes de Pom­pei: inscrip­tions et gra­vu­res tra­cées au sty­le. Pa­ris, 1856. Pls. 12, 25, 30, 31; Idem. Sto­ria dell’Ar­te Cris­tia­na. Vol. 6. Pra­to, 1880. P. 135—140; de Ros­si G. B. An­ti­chi mu­li­ni in Ro­ma e nel La­zio // An­na­li dell’ Insti­tu­to di Cor­ris­pon­den­za Ar­cheo­lo­gi­ca. Vol. 29. 1857. P. 276; Gat­ti G. Del ca­put Af­ri­cae nel­la se­con­da re­gio­ne di Ro­ma // An­na­li dell’ Insti­tu­to di Cor­ris­pon­den­za Ar­cheo­lo­gi­ca. Vol. 54. 1882. P. 217 ff.; с.162 Vis­con­ti C. L. In­terpre­ta­zio­ne del­le sig­le V. D. N. del graf­fi­ti pa­la­ti­ni у dei mo­nu­men­ti dei Pla­ria­ni os­tien­si // Gior­na­le ar­ca­di­co di scien­ze, let­te­re ed ar­ti. T. 197 (N. s. 52) (sett., ott., 1965). 1867. P. 147—171; Cor­re­ra L. Graf­fi­ti di Ro­ma // BCAR. Vol. 21. 1893. P. 249—260; Vol. 22. 1894. P. 89—94; Huel­sen Ch. Das so­gen­nan­te Pae­da­go­gium auf dem Pa­la­tin // Mé­lan­ges Bois­sier. Pa­ris, 1903. P. 303—306; Jor­dan H. Op. cit. S. 92, Anm. 118a (Ch. Huel­sen); а о зна­ме­ни­том граф­фи­то со сце­ной рас­пя­тия см.: Hel­big W. Fuh­rer durch die of­fentli­chen Sammlun­gen Roms / Aufl. 3. Hsg. W. Ame­lung. Leip­zig, 1913. № 1669; Pa­ri­be­ni R. Le Ter­me di Dioc­le­zia­no e il Mu­seo Na­zio­na­le Ro­ma­no / Ed. 4. Ro­ma, 1922. P. 169.
  • (16)Опи­са­ние и иллю­ст­ра­ции см.: Strong A. Loc. cit.
  • (17)Huel­sen Ch. // Gno­mon. Bd. 3. 10. 1927. S. 593.
  • (18)Loc. cit., ср. Eg­ger H. Rö­mi­sche Ve­du­ten. Wien, 1932. Bd. 1. S. 42, текст к Taf. 86; Idem. Fran­ces­co Bor­ro­mi­nis Um­bau von S. Gio­van­ni in La­te­ra­no // Beit­rä­ge zur Kunstge­schich­te, Franz Wick­hoff gewid­met von einem Krei­se von Freun­den und Schü­lern. Vien­na, 1903. S. 154, 158.
  • (19)Ср. особ. Die rö­mi­sche Skiz­zen­bü­cher Mar­ten van Heemskercks im Kö­nig­li­chen Kup­ferstich­ka­bi­nett zu Ber­lin / Ed. Chr. Huel­sen, H. Eg­ger. Bd. 2. Ber­lin, 1916. S. 92, 93; пано­ра­ма Вин­гар­де вос­про­из­веде­на в MEF­RA. T. 26. 1906. Pls. IV—VII.
  • (20)Guat­ta­ni G. A. Mo­nu­men­ti an­ti­chi ine­di­ti. Ro­ma, 1785 pas­sim; пла­ны не вполне точ­ны.
  • (21)Ri­voi­ra G. T. Ro­man Ar­chi­tec­tu­re / Transl. G. M. N. Rushforth. Ox­ford, 1925. P. 108—109.
  • (22)Gat­ti G. Ro­ma. Nou­ve sco­per­te nel­la cit­tà e nel sub­ur­bio // NSA. 1893. P. 358, 419.
  • (23)Deg­la­ne M. H. Le pa­lais des Cé­sars au Mont Pa­la­tin // Ga­zet­te Ar­chéo­lo­gi­que. Vol. 13. 1888. P. 143, pl. XXI; Col­lec­tion Lam­puée. Res­tau­ra­tions de mo­nu­ments an­ciens, en­vois de Ro­me. Pa­ris, [n. d.]. № 258.
  • (24)Marx F. Das so­ge­nannte Sta­dium auf dem Pa­la­tin // JdI. Bd. 10. 1895. S. 129—143; Ashby T. La vil­la dei Quin­ti­li // Auso­nia. An. 4. 1909. P. 72.
  • (25)Но см. рестав­ра­цию: Haugwitz E. Der Pa­la­tin, sei­ne Ge­schich­te und sei­ne Rui­nen. Rom, 1901. Ill. 10.
  • (26)Jor­dan H. Op. cit. S. 95 (Ch. Huel­sen).
  • (27)Ср. Ba­tes W. N. Ar­chaeo­lo­gi­cal dis­cus­sions // AJA. Vol. 15. 2. 1912. P. 233, fig. I.
  • (28)Иное мне­ние см.: Ri­voi­ra G. T. Op. cit. P. 165, 166, ср. van Bu­ren A. W. // JRS. Vol. 15. 1925. P. 125. О фрес­ках см.: Mau A. Ge­schich­te der de­co­ra­ti­ven Wandma­le­rei in Pom­peji. Ber­lin, 1882. S. 459; Ros­towzew M. Die hel­le­nis­ti­sch-rö­mi­sche Ar­chi­tek­tur­land­schaft // MDAI. Bd. 26. 1911. S. 147; о граф­фи­ти см.: Cor­re­ra L. Graf­fi­ti da Ro­ma // BCAR. Vol. 23. 1895, 195.
  • (29)Jor­dan H. Op. cit. S. 76 Anm. 90 (Ch. Huel­sen); Pa­ri­be­ni R. Op. cit. P. 129.
  • (30)Lan­cia­ni R. Il tem­pio di Apol­li­ne Pa­la­ti­no. Il tem­pio del­la Vit­to­ria // BCAR. Vol. 11. 1883. P. 202.
  • (31)О вто­рой см. Pa­ri­be­ni R. Op. cit. P. 111.
  • (32)Bar­to­li A. Sco­per­ta dell’ora­to­rio e del mo­nas­te­ro di S. Ce­sa­rio sul Pa­la­ti­no // Nuo­vo Bul­let­ti­no di Ar­cheo­lo­gia Cris­tia­na. Vol. 13. 1907. P. 200—204.
  • (33)Hül­sen Chr. Die Kir­chen des heil. Cae­sa­rius in Rom // Mis­cel­la­nea Fran­ces­co Ehrle. Vol. 2. Ro­ma, 1924. S. 377—403; Idem. Le Chie­se di Ro­ma. Fi­ren­ze, 1927. P. 232—233; De­le­haye H. A pro­pos de Saint-Cé­sai­re du Pa­la­tin // RPAA. Vol. 3. 1925. P. 45—48.
  • (34)Lan­cia­ni R. Sto­ria deg­li sca­vi di Ro­ma. Vol. 2. Ro­ma, 1905. P. 44, 45, 83; Vol. 3. Ro­ma, 1907. P. 112; Idem. Il «pa­laz­zo mag­gio­re» nei se­co­li XVI—XVIII // MDAIR. Bd. 9. 1894. S. 6; Huel­sen Chr. Un­ter­su­chun­gen… S. 276—283; Ro­sa P. Sul­le sco­per­te ar­cheo­lo­giche del­la cit­tà e pro­vin­cia di Ro­ma, neg­li an­ni 1871—72: re­la­zio­ne. Ro­ma, 1873. P. 78 ff.; Go­ri F. Gaz­zet­ta Ar­cheo­lo­gi­ca // Ar­chi­vio sto­ri­co ar­tis­ti­co ar­cheo­lo­gi­co e let­te­ra­rio del­la cit­tà e pro­vin­cia di Ro­ma. Vol. 2. 8. 1877. P. 374. Fio­rel­li G. Ro­ma // NSA. 1877. P. 79—80, 109—110, 201—204; 1878, 66, 93, 346; Gat­ti G. Ro­ma. Nuo­ve sco­per­te nel­la cit­tà e nel sub­ur­bio // NSA. 1893. P. 31—32, 70, 162—163, 358—360, 419.
  • (35)Deg­la­ne M. H. Op. cit. P. 216—224; Idem. Le Sta­de du Pa­la­tin // MEF­RA. T. 9. 1889. P. 184—229; Marx F. Op. cit. S. 129—136; Gat­ti G. Nuo­vi sca­vi del­lo Sta­dio Pa­la­ti­no // Mo­nu­men­ti an­ti­chi pubbli­ca­ti per cu­ra del­la R. Ac­ca­de­mia dei Lin­cei. Vol. 5. 1895. P. 16—83; Sturm J. Das kai­ser­li­che Sta­dium auf dem Pa­la­tin. Jor­dan H. Op. cit. S. 94—97 (Ch. Huel­sen); Pas­cal J.-L. Le Pa­la­tin // Mo­nu­ments An­ti­ques / Ed. H. D’Es­pouy. T. 2. Pa­ris, 1906. P. 119—122.
  • (36)О фрес­ке в лара­рии, рас­по­ло­жен­ном в этой части двор­ца, и ещё более ран­них руи­нах эпо­хи Неро­на см.: Deg­la­ne M. H. Le Sta­de… P. 228; Ashby T. Drawings… P. 120—123.
  • (37)Ri­voi­ra G. T. Op. cit. P. 163—167.
  • (38)Nib­by A. Ro­ma An­ti­ca. Vol. 2. Ro­ma, 1818. P. 447, 473; ср. Bar­to­li A. Avan­zi di for­ti­fi­ca­zio­ni me­die­va­li del Pa­la­ti­no // RAL. Ser. 5. Vol. 18. 1909, 527—539; Idem. La Vig­na Bar­be­ri­ni al Pa­la­ti­no // Ras­seg­na con­tem­po­ra­nea. 1911. № 9; Ashby T. The Bod­leian MS. of Pir­ro Li­go­rio // JRS. Vol. 9. 1919. P. 186; Lug­li G. La Zo­na Ar­cheo­lo­gi­ca… P. 219—221.
  • (39)Bar­to­li A. Avan­zi di for­ti­fi­ca­zio­ni…
  • (40)Hen­zen W. Iscri­zio­ne di pe­pe­ri­no // Bul­let­ti­no dell’ Insti­tu­to di Cor­ris­pon­den­za Ar­cheo­lo­gi­ca. 1863. P. 212.
  • (41)Wil­pert J. Die rö­mi­schen Mo­sai­ken und Ma­le­reien der kirchli­chen Bau­ten vom IV. bis XIII. Jahrhun­dert. Frei­burg, 1916. Taf. 224, 225; Hül­sen Chr. Le Chie­se… P. 353—355.
  • (42)Huel­sen Chr. La rappre­sen­ta­zio­ne deg­li edi­fi­zi Pa­la­ti­ni nel­la «For­ma Ur­bis Ro­mae» dei tem­pi Se­ve­ria­ni // Dis­ser­ta­zio­ni dell’ Ac­ca­de­mia Pon­ti­fi­cia. Ser. 2, Vol. 11. 1914. P. 111—120, pl. II, III.
  • (43)Ashby T. Drawings… P. 1—62 и особ. 33 слл.; Idem. Drawings of An­cient Pain­tings in English Col­lec­tions. II. — IV // PBSR. Vol. 8. 2. 1916. P. 35 ff.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1](Раби­рий), Див­ным искус­ст­вом тво­ря нам Парра­сий­ский дво­рец (пер. Ф. А. Пет­ров­ско­го).
  • [2]Дом боже­ст­вен­но­го мило­серд­ней­ше­го Авгу­ста.
  • [3]Дио­кле­ти­ан при­ка­зал отве­сти его на иппо­дром Пала­ция и там сечь пал­ка­ми до тех пор, пока он не испу­стит дух.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Domus Augustiana, с. 158—166, с допол­не­ни­я­ми к ста­тье со с. 604 (выде­ле­ны в пере­во­де серым цве­том).
    © 2018 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Вид на храм Аполлона, Дом Августов и Дом Флавиев на Палатине. Макет.

    Рим, Музей Римской культуры.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Дворец Августов.
    81—96 гг.
    Рим, Палатин.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Дворец Августов.
    81—96 гг.
    Рим, Палатин.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Дворец Августов.
    81—96 гг.
    Рим, Палатин.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Дворец Августов.
    81—96 гг.
    Рим, Палатин.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Дворец Августов.
    81—96 гг.
    Рим, Палатин.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Дворец Августов. Верхний перистиль.
    81—96 гг.
    Рим, Палатин.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Дворец Августов. Верхний уровень.
    81—96 гг.
    Рим, Палатин.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Дворец Августов. Верхний уровень.
    81—96 гг.
    Рим, Палатин.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Дворец Августов. Комнаты нижнего уровня.
    81—96 гг.
    Рим, Палатин.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА