ДОМ АВГУСТОВ (Domus Augustiana, CIL. VI. 8640, 8647—
Это название обозначало всю императорскую резиденцию (за исключением дома Тиберия) в любой заданный период времени. «Дом Флавиев» (Domus Flavia, не Domus Commodiana, q. v.), «дом Северов» (domus Severiana) — это современные термины для обозначения частей данной резиденции, построенных этими императорами. Представляется, что это наиболее точное определение. Для всей этой группы зданий употреблялось также название «Палатинский дом», Domus Palatina (q. v.).
О первоначальном доме Августа см. Domus Augusti, а об остатках Проходного дома и Золотого дома см. статьи Domus Transitoria и Domus Aurea.
Исследование этих сооружений ясно показывает, что почти все руины, возвышающиеся сегодня над землёй, восходят к реставрации архитектора императора Домициана с.159 Рабирия, завершённой лишь в 92 г. н. э. (Mart. VII. 56. 2: (Rabiri) Parrhasiam mira qui struis arte domum[1]; ср. X. 71, стихотворение на смерть его родителей). На карнизах имеются два кольца между зубцами, характерные для строений Домициана(1).
Два фрагмента мраморного архитрава с надписью, буквы которой некогда были заполнены бронзой, лежащие сегодня у главного входа во дворец и, несомненно, найденные здесь же, датированы правлением Веспасиана (CIL. VI. 31496a), но, возможно, их лучше отнести к началу правления Домициана (81—
Светоний (Dom. 14) сообщает, что Домициан приказал отделать стены портиков, в которых обычно прогуливался, селенитом (phengites lapis), чтобы видеть, кто идёт за ним; но в остальном у нас очень мало конкретных сведений об этом здании, и практически ничего не известно о его судьбе после правления Домициана.
Все дошедшие до нас рассказы слишком туманны, чтобы отнести их к этому конкретному дворцу (см. Palatinus Mons), и многие из них (в «Жизнеописаниях августов») поставил под сомнение фон Домашевски; см.: Lavacrum Plautiani, Templum Elagabali, Diaetae Mammaeae, Sicilia, Stabulum и т. д.
В христианскую эпоху подножие холма заняли церкви, но его центральная часть, видимо, осталась нетронутой (возможно, из-за разрушений, вызванных землетрясением при Льве IV). И Айнзидельнский аноним, и авторы «Мирабилий» почти не упоминают об этом здании, и о его средневековой истории известно очень мало, хотя «дворец божественного Августа» (pallacium divi Augusti), описанный Магистром Григорием в XII в.(2), вероятно, — тот самый дворец1 (следует отметить, что Григорий связывает с ним акведук и говорит, что его главный канал ещё работает, хотя распределительные трубы — уже нет); а надпись, которую он видел среди руин, domus divi Augusti clementissimi[2], может относиться как к реставрации Домициана, так и к последующим работам.
Можно сказать, что дворец Домициана занимал всю юго-восточную часть холма — Палаций. Он делится на несколько частей:
a) Первая состоит из группы официальных апартаментов с входом с юго-запада.
с.160 Высокий фасад изначально был украшен фронтальной колоннадой; но Рабирий недостаточно тщательно засыпал предыдущие здания, расположенные ниже, поэтому Адриану пришлось его укрепить стенами, выступающими под прямым углом (илл. 15)(3), в которые были замурованы многие колонны (та же процедура потребовалась и для так называемого храма Божественного Августа (templum Divi Augusti)). Рядом со стеной фасада были также сооружены подземные комнаты.
Илл. 15. Дом Августов. Укрепленные стены фасада. Фото: T. Ashby. |
Официальные апартаменты расположены вокруг огромного перистиля с колоннами из нумидийского мрамора(4) и изысканным антаблементом; в центре находится широкий и мелкий открытый водоём2. Северо-восточную часть этого двора занимала вершина холма, о чём свидетельствует тот факт, что «Преисподняя» (Mundus, если это действительно он) была вырезана в природной скале; оттуда земля спускалась к форуму и Большому цирку, что объясняет присутствие более ранних зданий (см. выше) под залами к северо-востоку и юго-западу от перистиля. Домициан отказался от использования этого нижнего уровня, и все официальные апартаменты расположены на уровне перистиля, в который попадали через вестибюли (где можно различить и уборную) с северо-запада, где находился главный вход во дворец.
Что касается этих апартаментов, то зал в северном углу имеет форму базилики, хотя в нём определённо не было верхнего ряда окон. Поэтому здесь не было настоящих боковых нефов, и заграждение, пересекающее апсиду по хорде, вероятно — произвольная современная реставрация(5). Зал был слишком высок, чтобы выдерживать вес крыши, поэтому апсида была утолщена, а в противоположном конце в углах поставлены столбы. Рядом с базиликой выходит на поверхность, в перистиль, ответвление криптопортика дома Тиберия (Domus Tiberiana, q. v.).
Следующий зал, почти квадратный, имеет сторону длиной около 30 метров, а в стенах — ниши для статуй(6). Третий зал, так называемый ларарий, намного меньше. Из примыкающих к нему помещений сохранились следы только от лестницы, ведущей на второй этаж. К югу от перистиля находится триклиний, который, как сообщает Стаций, был огромной комнатой, украшенной разнообразным цветным мрамором. Неясно, имел ли он сводчатую или плоскую крышу. До сих пор можно видеть огромные колонны из серого гранита, стоявшие возле выхода в перистиль (как и вокруг всего триклиния), и венчавший их антаблемент, а также части мраморного напольного покрытия — то, что в апсиде, положено позднее остального(7). С обеих сторон к триклинию примыкали нимфеи, в которые первоначально открывались оттуда широкие окна, но, судя по дошедшим до нас руинам, эти окна заложили, прежде чем стены триклиния были в последний раз облицованы мрамором.
Под базиликой находятся остатки дома, датируемого самым началом Империи, с.161 который врезается в ещё более ранние строения. Впервые он был раскопан в 1724 г., и тогда же были зарисованы его настенные фрески(8). Он, в свою очередь, был разрушен при строительстве цистерны для воды с пятью отделениями, к которой Бони(9) ошибочно относит утверждение Светония (Nero 31): «Светоний сообщает нам, что Нерон приказал провести морскую воду на Палатин», которое на самом деле относится к Золотому дому. Наконец, Домициан прорезал всю эту группу зданий фундаментом собственных построек, когда поднял общий уровень этой части императорского дворца(10).
Под «ларарием» Бони обнаружил остатки дома I в. до н. э., который он ошибочно приписал Катилине, а ниже — терракоту из двух ещё более ранних домов (III и V вв. до н. э.). Этот дом относится к первому периоду второго стиля(11). Нижний этаж, куда можно было попасть по лестнице, изначально освещался в основном с северо-востока (там, под основанием платформы дворца, до сих пор можно видеть другие руины) и состоит из ряда маленьких комнат с фресками переходного периода между Первым и Вторым помпейскими стилями, когда впервые в живописи появляются колонны и начинаются попытки передать перспективу. Напольным покрытием служит простая мозаика. В одной из комнат имеется также прекрасный тимпан с двумя лепными грифонами в высоком рельефе. Скудные остатки напольного покрытия верхнего этажа можно видеть примерно в двух метрах под уровнем пола «ларария»; иногда поверх него положен мрамор(12).
Одна секция этого участка, юго-западнее триклиния, обособлена от основной группы. На верхнем уровне бок о бок расположены два апсидальных зала, также датируемых правлением Домициана; некоторые исследователи считают их воссозданием греческой и латинской библиотек храма Аполлона, ориентации которых они следуют(13).
Напротив этих строений, на середине спуска с холма, находится группа комнат того же периода с полукруглой экседрой в центре, перед которой стоит ряд колонн. Ниже линии колонн раскопки ещё не завершились, поэтому план построек неясен; о комнате, расположенной на нижнем этаже, см. у А. Стронга(14). Единственные сведения, которыми мы располагаем, получены из многочисленных надписей, нацарапанных на стенах. Судя по тому, что в одной из более просторных комнат найден список ценных предметов одежды, это здание, вероятно, занимали хранители императорских одеяний. Однако в двух меньших и более и тёмных комнатах несколько раз встречается фраза «выход из педагогия» (exit de paedagogio). Слово paedagogium вполне могло употребляться как эвфемизм для тюрьмы(15). с.162 Ещё ниже по холму находится частный дом, ориентированный иначе и датируемый правлением Северов или чуть более поздним временем; в нём находится несколько интересных фресок(16). Его не следует идентифицировать с Гелотовым домом (см. Domus Gelotiana).
b) Вторая часть дворца расположена к юго-востоку от первой, и здесь, видимо, находились жилые апартаменты. Слегка изогнутая экседра перед внутренним двором под садом виллы Миллза, со стороны Большого цирка, может быть декоративным фасадом, который, возможно, добавил Траян, когда расширил зрительские ряды вплоть до этого места(17). Северо-западный фасад государственных апартаментов, с низким портиком перед внешними стенами, напоминает фасады раннехристианских базилик; возможно, часть такого же фасада, принадлежавшего дому Фавсты, хранилась в Латеране до XVII в.(18) С изогнутой террасы на юго-западе широкий арочный проход (илл. 18) (сегодня он закрыт, но его можно видеть на рисунках XVI в.(19)) ведёт во внутренний двор, окружённый колоннадой, за которой расположены комнаты изысканной планировки.
Илл. 18. Дом Августов. Фасад со стороны Большого цирка. Фото: Alinari. |
Они были раскопаны и разграблены в конце XVIII в.(20), а затем снова засыпаны. Три комнаты с северо-восточной стороны перистиля доступны: центральная имеет примечательный цилиндрический свод (не купол со сферическими парусами, как считает Ривойра(21)), а боковые помещения — восьмиугольные и имеют купола. Это строение тоже относится к правлению Домициана, хотя клейма на кирпичах свидетельствуют о последующей реставрации(22). Из северо-западной части перистиля коридоры ведут к большой лестнице с широким световым колодцем в центре (отсюда свет поступал в окружающие комнаты через арочные проходы), обозначенной на плане Гуаттани, а она, — на уровень триклиния. На юго-востоке нет никаких следов симметричной лестницы, и в этой части план Гуаттани явно ошибочен, во всяком случае, на нижнем уровне. Ибо отсюда лестница совсем иной формы вела вверх, на второй ярус «Ипподрома» или «Стадиона», полностью блокировавший проход, который используется посетителями сегодня, но не существовал в античности. Вилла Миллза тоже стоит на цельной скальной породе, и под ней нет нижнего этажа. Она встроена в стены этой секции дворца, план которой довольно трудно составить. Раскопки, проведённые в саду в 1869 г.(23) и недавно, а также свидетельства Мраморного плана — достаточно убедительно свидетельствуют, что она занимала весь сад и храм Аполлона не мог здесь находиться.
c) Третья секция дворца — это Палатинский ипподром, как он назван в Деяниях Св. Себастьяна (Acta SS. 20 Ian. II. 278): Diocletianus iussit eum in hippodromo Palatii duci et tamdiu fustigari quamdiu spiritum exhalaret[3]. Уже во времена Плиния Младшего (ср. Ep. V. 6. 19, 40) было модно именовать ипподромом (hippodromus) сад в с.163 форме (цирка или) стадиона, как обычно называлось такое здание, и там сохранились следы беломраморных бордюров вдоль дорожек, а за аркадами — водосточный жёлоб из того же материала.
Это длинная и узкая территория, длиной 160 м, шириной 50 м; её северо-восточный конец прямой (над ним расположен фонтан, а не библиотека, как считалось ранее), а юго-западный — закруглённый. Комнаты на северо-востоке поддерживают балкон. Они имеют кессонные потолки, но через какое-то время были почти полностью закрыты. Комнаты на юго-западе могли сообщаться с ложей императора, откуда он смотрел представления в Большом цирке.
В центре находилось открытое пространство с полукруглыми фонтанами в противоположных концах. Его окружали аркады с выступающими кирпичными полуколоннами, облицованными мрамором портасанта (базы и капители, как обычно, — из белого мрамора), которые относятся к изначальной постройке Домициана. Над аркадами, возможно, находилась колоннада(25) (некоторые авторы, например, Паскаль, тоже не включают в реконструкции колоннаду, и вполне возможно, что гранитные колонны3, до сих пор лежащие на «стадионе», относятся к церкви, о которой будет сказано ниже). Аркады обрушились и были восстановлены Септимием Севером, который построил вдоль всей внешней стены контрпилястры, чтобы укрепить своды. Во всяком случае, после его реставрации с северо-запада нельзя было попасть в сад — только на верхний этаж аркад.
С юго-восточной стороны находится огромная полукруглая экседра с полукуполом; обычно её строительство приписывают Адриану на основании свидетельств кирпичных клейм(26); но если различие между работами Домициана и Септимия Севера легко проследить (хотя случаются и трудности, например, если Септимий Север сделал новую облицовку стены, построенной Домицианом(27), от промежуточного периода, как представляется, не осталось никаких следов4. Север многое изменил в нижней части экседры, но в целом она не была его постройкой(28).
Элегантный круглый фриз, найденный на «стадионе», с ветвями оливы между лирами и масками, происходит из какого-то маленького круглого здания, уверенно идентифицировать которое не удаётся(29); о миланском фрагменте5 см. у Р. Ланчани(30). Здесь были найдены две статуи нимф или муз; одна до сих пор находится на прежнем месте(31). Кирпичные клейма с.164 свидетельствуют о реставрациях, произведённых Теодорихом и Аталарихом (CIL. XV. 1665a; I. 1672), и в этот период могли быть сделаны существенные изменения. Ещё один портик был построен поперёк «ипподрома» и начинался в северной оконечности экседры, а параллельно этом портику возвели стену, начинавшуюся в южной оконечности экседры, так что всё пространство было разделено на три части. В южной части было возведено ограждение эллиптической формы, так что поперечная стена и колоннада шли по касательной к его стенам. Каменная кладка этого ограждения датируется более поздним временем, и хотя высота сохранившихся руин составляет метр, стены не имеют прочного фундамента и стоят на строительном мусоре. В некоторых местах эту эллиптическую стену укрепляли поперечные стены, доходившие до колоннады. Единственный вход в ограждение находился в южной части, где в дверной проём было встроено два пьедестала из дома весталок. В самой стене через правильные интервалы были проделаны отверстия, и в одном из них находился бассейн или жёлоб с двумя отделениями. Вероятно, это ограждение было своего рода частным зверинцем (vivarium) императоров, где содержались дикие звери.
Недавно Хюльзен установил, что в середине XII — начале XV вв. в центре «стадиона» находилась церковь Сан-Чезарио-ин-Палатио, а с VII в. примерно по середину XI в. этим именем называлась часовня в Латеранском дворце. Это не означает, что палатинская церковь не была более древней; но тогда фрески византийского периода в одной из комнат под виллой Миллза, описанные Бартоли(32), следует отнести к монастырю при этой церкви(33).
Раскопки велись, а их результаты — публиковались в разное время, начиная с 1552 г.(34), что позволяет дать вполне точное описание здания(35).
d) К юго-востоку от «стадиона», на некотором расстоянии, находится четвёртая часть дворца; фундаменты здесь относятся к периоду Домициана(36), а надземные строения (термы) возведены в основном при Септимии Севере, который немного позднее построил также огромные аркады (илл. 17, 19), до сих пор возвышающиеся над долиной Большого цирка и некогда простиравшиеся гораздо дальше, прямо до края самого цирка. Их конструктивные с.165 особенности заслуживают особого упоминания(37). Септизоний (Septizonium) был построен, чтобы отгородить их.
Илл. 17. Дом Августов. Северовские строения. Фото: Ministry of Public Instruction, Rome. |
Илл. 19. Дом Августов. Северовские строения. Фото: T. Ashby. |
От надземных построек, которые, видимо, имели довольно причудливую планировку и комнаты неправильной формы, осталось совсем немного. Т. н. башня Теодориха — это круглая уборная. Совершенно неясно, где следует искать ложу, из которой император смотрел скачки в Большом цирке (если Север построил новую ложу); однако рассказ о том, что Север желал устроить вход на Палатин с Аппиевой дороги и Александр Север тоже намеревался это сделать, но воздержался ввиду ритуальных соображений (Hist. Aug. Sev. 24. 3—
e) Пятая секция императорского дворца — это огромная прямоугольная платформа, поддерживаемая террасными стенами и занимавшая восточный угол Палатина (илл. 20). Её идентификация с Адонеями (Adonaea) вызывает сомнения, но форма всей этой территории (Виноградник Барберини, в центре которого возвышается церковь Сан-Себастьяно-ин-Паллара), видимо, напоминает сад; и он, вероятно, был устроен по приказу Домициана, хотя здесь найдены кирпичи с клеймами Адриана(38). Другие исследователи помещают здесь храм Юпитера Мстителя (templum Iovis Ultoris, q. v.) или храм Аполлона (aedes Apollinis). О средневековых укреплениях здесь см. А. Бартоли(39).
Илл. 20. Дом Августов и арка Тита. Фото: T. Ashby. |
В середине IV в. н. э. на Палатине всё ещё хранился палладий, о чём свидетельствует надпись консуляра Кампании, сделанная в это время и найденная в Приверне (совр. Пиперно), где упоминается «начальник Палатинского палладия» (praepositus Palladii Palatini, CIL. X. 6441)(40). Источники XI—
К юго-западу от виноградника Барберини находится церковь Сан-Бонавентура, построенная над большим резервуаром, куда подавалась вода по ответвлению Клавдиева акведука (Aqua Claudia; см. также Arcus Neroniani), а между ней и «стадионом» находился нимфей. На юго-восточном склоне ниже вершины холма находятся руины частных домов, относящиеся примерно к этому же периоду.
Надписи рабов и вольноотпущенников (включая жреца Митры), связанных с дворцом Августов, со II в. и далее опубликованы в CIL. VI. 2271, 8640—
Об изображении дворца Августов (Флавиев) на Мраморном плане см. у Хюльзена(42). Трудно сказать, с.166 какие фрески из извлечённых Бартоли и другими археологами во время раскопок Фарнезе(43) относятся к строениям эпохи Домициана (и относятся ли хоть какие-то), ибо сегодня не видно никаких следов фресок, а сведений о месте их находки совершенно недостаточно.
Ср.: Lanciani R. The Ruins and Excavations of Ancient Rome. London; New York, 1898. P. 157—
Jordan H. Op. cit. S. 87—
Lugli G. La Zona Archeologica… P. 198—
Toebelmann F. Römische Gebalke. Vol. I (E. Fiechter, Ch. Huelsen). Heidelberg, 1923. S. 85, 96—
Rivoira G. T. Op. cit. P. 100—
Anderson W. J., Spiers R. P., Ashby T. The Architecture of Ancient Rome. London, 1927. P. 134—
Huelsen Ch. The Forum and the Palatine. P. 66—
Официальный отчёт о недавних раскопках до сих пор не опубликован.
О реставрациях см.: Pascal
О первой секции дворца см.: Bühlmann J. Der Palast der Flavier auf dem Palatin in Rom // Zeitschrift für Geschichte der Architektur. Bd. 1. H. 5. 1908, 113—
хороший план приводит Hough W. J. H. // MAAR. Vol. 2. 1918. Pl. 3.
ПРИМЕЧАНИЯ