Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ДОМ АВГУСТОВ (Do­mus Augus­tia­na) (CIL. VI. 8640, 8648—8649; XV. 1860; ILS 1630, 1775), назы­вав­ший­ся так­же Do­mus Augus­ta­na (CIL. VI. 2271, 8651; XV. 7246; ILS 4270, 8694) (Рис. 27, с.115 28, 63. 6 и 7). Назва­ния «дом Фла­ви­ев» (Do­mus Fla­via) и «дом Севе­ров» (Do­mus Se­ve­ria­na) — это совре­мен­ные назва­ния отдель­ных частей все­го ком­плек­са, отне­сён­ных к раз­ным пери­о­дам. Весь он цели­ком назы­вал­ся так­же «Пала­тин­ский дом» (Do­mus Pa­la­ti­na) и «Пала­ций» (Pa­la­tium). От дома Авгу­стов, види­мо, все­гда обособ­ля­лись сле­дую­щие части импе­ра­тор­ско­го ком­плек­са на Пала­тине: дом Тибе­рия, дом Гер­ма­ни­ка, Про­ход­ной дом и Золо­той дом.

Импе­ра­тор­ский дво­рец, кото­рый мы видим сего­дня, почти цели­ком явля­ет­ся тво­ре­ни­ем Доми­ци­а­на и его архи­тек­то­ра Раби­рия. В нём мож­но обна­ру­жить моди­фи­ка­ции и камен­ную клад­ку, отно­ся­щи­е­ся к дру­гим пери­о­дам, но это были лишь ремонт­ные и офор­ми­тель­ские работы, а не пере­пла­ни­ров­ка и не пере­строй­ка. Суще­ст­вен­ные допол­не­ния сде­лал толь­ко Сеп­ти­мий Север (см. № 4 ниже). Стро­и­тель­ство двор­ца Доми­ци­а­на, кото­рое мог­ло начать­ся уже в прав­ле­ние Вес­па­си­а­на, но более веро­ят­но — в нача­ле прав­ле­ния само­го Доми­ци­а­на (ср. CIL. VI. 31496a), потре­бо­ва­ло огром­ных работ по терра­си­ро­ва­нию для созда­ния доста­точ­но широ­кой плат­фор­мы для воз­веде­ния глав­ных государ­ст­вен­ных апар­та­мен­тов, и закон­чи­лось лишь око­ло 92 г. н. э. (Mart. VII. 56). Мар­ци­ал (VIII. 36) опи­сы­ва­ет этот дво­рец как зда­ние, пре­вос­хо­дя­щее пира­миды и дости­гаю­щее небес. Об обна­ру­же­нии стро­е­ний, погре­бён­ных в ходе терра­си­ро­ва­ния и воз­веде­ния фун­да­мен­та см. Дом гри­фо­нов (Ca­sa dei Gri­fi), Зал Иси­ды (Aula Isia­ca) и Про­ход­ной дом (Do­mus Tran­si­to­ria).


Рис. 27. Дом Авгу­стов. Верх­ний уро­вень, план.

Глав­ный этаж состо­ит из четы­рёх основ­ных бло­ков:

1) Севе­ро-запад­ный блок вклю­ча­ет основ­ные при­ём­ные залы и колон­на­ду вдоль север­но­го и, по край­ней мере, части запад­но­го фаса­да. Север­ный фасад выхо­дил на откры­тое про­стран­ство, воз­мож­но, на Пала­тин­скую пло­щадь (Area Pa­la­ti­na), и здесь линию колон­на­ды раз­ры­ва­ют высту­паю­щие плат­фор­мы, слу­жив­шие, веро­ят­но бал­ко­на­ми, откуда импе­ра­то­ры пока­зы­ва­лись пуб­ли­ке. Позд­нее запад­ная колон­на­да была укреп­ле­на пер­пен­ди­ку­ляр­ны­ми сте­на­ми, соеди­няв­ши­ми колон­ны с зад­ней сте­ной, а рядом с фаса­дом были устро­е­ны под­зем­ные поме­ще­ния. Сра­зу за колон­на­дой рас­по­ла­га­лись три боль­ших зала: севе­ро-запад­ный имел архи­тек­тур­ную фор­му бази­ли­ки с боко­вы­ми коринф­ски­ми колон­на­да­ми, кото­рые вели в обшир­ную полу­круг­лую апсиду, отде­лён­ную от зала мра­мор­ной балю­ст­ра­дой. Свод­ча­тая (?) кры­ша, види­мо, пере­гру­жа­ла несу­щие сте­ны, и в пере­д­них углах при­шлось воз­ве­сти мас­сив­ные стол­бы, а апсиду — укре­пить. В цен­тре нахо­дил­ся самый про­стор­ный и вели­ко­леп­ный зал, так назы­вае­мый Цар­ский зал (Aula Re­gia) — почти квад­рат­ный; в его сте­нах были устро­е­ны неглу­бо­кие ниши, отде­лён­ные кан­не­ли­ро­ван­ны­ми колон­на­ми из паво­на­цет­то. В нишах сто­я­ли колос­саль­ные ста­туи божеств из зеле­но­ва­то­го еги­пет­ско­го базо­ни­та (гра­у­в­ак­ка), две из кото­рых, Вакх и Гер­ку­лес, сего­дня хра­нят­ся в Пар­ме. Третья ком­на­та, так назы­вае­мый Лара­рий, — самая малень­кая, пря­мо­уголь­ная с широ­ким вхо­дом, име­ет по три пря­мо­уголь­ные ниши в каж­дой боко­вой стене и про­стую зад­нюю сте­ну с малень­ки­ми две­ря­ми в двух кон­цах, веду­щи­ми в даль­ние, более част­ные поме­ще­ния. Здесь име­лась лест­ни­ца, кото­рая под­ни­ма­лась наверх, к ком­на­там и, веро­ят­но, бал­ко­нам сле­дую­ще­го эта­жа. За этим рядом ком­нат нахо­дил­ся пери­стиль с колон­на­ми из мра­мо­ра пор­та­сан­та и с.116 вось­ми­уголь­ным лаби­рин­том вокруг цен­траль­но­го бас­сей­на. Воз­мож­но, это был очень изыс­кан­ный фон­тан. К запа­ду от это­го пери­сти­ля мы видим ряд малень­ких ком­нат очень бароч­ной пла­ни­ров­ки и неяс­но­го назна­че­ния, рас­по­ло­жен­ных сим­мет­рич­но цен­траль­ной оси, а к восто­ку — блок пря­мо­уголь­ных ком­нат, через кото­рые мож­но было попасть во вто­рой пери­стиль. В юго-запад­ной части пер­во­го бло­ка нахо­дил­ся огром­ный пир­ше­ст­вен­ный зал, урав­но­ве­ши­ваю­щий Цар­ский зал: обшир­ный пря­мо­уголь­ник с узкой осе­вой апсидой и пятью окна­ми в каж­дой боко­вой стене, через кото­рые откры­вал­ся вид на изыс­кан­ные оваль­ные фон­та­ны, обрам­лён­ные с трёх сто­рон колон­на­да­ми. Воз­мож­но, образ­цом для этих фон­та­нов в какой-то мере послу­жи­ла Поте­ю­щая мета (Me­ta Su­dans). Пол пир­ше­ст­вен­но­го зала был покрыт штуч­ной моза­и­кой (opus sec­ti­le) и поко­ил­ся на свод­ча­том пере­кры­тии, так что мог подо­гре­вать­ся. Види­мо, имен­но этот пир­ше­ст­вен­ный зал вос­пе­ли Мар­ци­ал (VIII. 39) и Ста­ций (Silv. IV. 2) как обеден­ный зал Юпи­те­ра (Ce­na­tio Iovis).

2) Блок, рас­по­ло­жен­ный непо­сред­ст­вен­но к юго-восто­ку от пер­во­го, рас­по­ла­гал­ся вокруг двух смеж­ных и сооб­щаю­щих­ся пери­сти­лей. Внеш­ний, севе­ро-восточ­ный пери­стиль, очень про­стор­ный и широ­кий, веро­ят­но, слу­жил парад­ным дво­ром для вхо­да и пред­ва­рял­ся полу­круг­лым высту­пом — либо вести­бу­лом необыч­ной пла­ни­ров­ки, либо импе­ра­тор­ской ложей. Откры­тая терри­то­рия, види­мо, была разде­ле­на на три поло­сы при­мер­но рав­ной шири­ны, чтобы устро­ить про­ме­над, веду­щий из это­го вести­бу­ла во вто­рой, зад­ний пери­стиль. Этот вто­рой пери­стиль был почти квад­рат­ным, в его цен­тре рас­по­ла­гал­ся широ­кий и мел­кий водо­ём, в сте­нах были устро­е­ны ниши, а пере­д­ние углы закруг­ле­ны. В этом водо­ё­ме нахо­дит­ся ост­ров, чуть сме­щён­ный по отно­ше­нию к оси; мост из семи арок соеди­нял его с севе­ро-восточ­ным бере­гом, а на самом ост­ро­ве сохра­ни­лись остат­ки малень­ко­го хра­ма, четы­рёх­ко­лон­но­го про­сти­ля с почти квад­рат­ной цел­лой. Этот храм был воз­ведён очень позд­но и дати­ру­ет­ся прав­ле­ни­ем Мак­сен­ция. Ком­на­ты к севе­ро-запа­ду от это­го пери­сти­ля уже упо­ми­на­лись в опи­са­нии пер­во­го бло­ка. Ком­на­ты к юго-восто­ку тоже сим­мет­рич­ны: цен­траль­ное поме­ще­ние име­ет любо­пыт­ную фор­му: это квад­рат, обра­зо­ван­ный колон­на­да­ми, с наруж­ны­ми закруг­лён­ны­ми апсида­ми по обе­им сто­ро­нам, и с видом на юго-восток — на сад-иппо­дром.

Глав­ные жилые ком­на­ты нахо­ди­лись к юго-запа­ду от это­го пери­сти­ля и на ниж­нем эта­же. На верх­нем эта­же соблюде­на стро­гая сим­мет­рия, и сле­ду­ет пред­по­ло­жить суще­ст­во­ва­ние све­то­вых колод­цев. В про­стор­ных ком­на­тах непре­мен­но име­ют­ся ниши, закруг­лён­ные или пря­мо­уголь­ные, что пред­по­ла­га­ет нали­чие ста­туй; колон­ны бли­ста­ют сво­им отсут­ст­ви­ем и боль­шин­ство ком­нат спла­ни­ро­ва­но так, чтобы вме­щать лишь неболь­шие ком­па­нии. Ком­на­ты не обра­зу­ют анфи­лад или цепо­чек; пере­хо­ды меж­ду ними обес­пе­чи­ва­ет мно­же­ство корот­ких коридо­ров, а важ­ные ком­на­ты, как пра­ви­ло, обра­ще­ны задом друг к дру­гу и не сооб­ща­ют­ся.


Рис. 28. Дом Авгу­стов. Ниж­ний уро­вень, план.

Ниж­ний уро­вень рас­по­ло­жен при­мер­но в 11 м под верх­ним и соеди­нён с ним длин­ной пря­мой лест­ни­цей в севе­ро-восточ­ном углу, так что два эта­жа функ­ци­о­ни­ро­ва­ли неза­ви­си­мо друг от дру­га; ниж­ние ком­на­ты сгруп­пи­ро­ва­ны вокруг квад­рат­но­го дво­ра. Со всех сто­рон он был окру­жён колон­на­да­ми или арка­да­ми, а откры­тую терри­то­рию зани­мал широ­кий и мел­кий водо­ём с четырь­мя щито­вид­ны­ми ост­ро­ва­ми, на кото­рых сто­я­ли базы и рас­те­ния в горш­ках. К квад­рат­ной цен­траль­ной эксед­ре на севе­ро-восто­ке с двух сто­рон при­мы­ка­ют боль­шие вось­ми­уголь­ные ком­на­ты, в сте­нах кото­рых выре­за­ны глу­бо­кие ниши раз­но­об­раз­ной фор­мы. Все эти ком­на­ты, веро­ят­но, име­ли сек­ци­он­ные сво­ды, соот­вет­ст­во­вав­шие их архи­тек­ту­ре, хотя пото­лок цен­траль­ной эксед­ры вызы­ва­ет неко­то­рые сомне­ния. Назна­че­ние ряда малень­ких ком­нат, рас­по­ло­жен­ных за ними, неиз­вест­но. К севе­ро-запа­ду от пери­сти­ля нахо­дит­ся ком­плекс из вось­ми тес­но свя­зан­ных ком­нат пря­мо­уголь­но­го пла­на, опять-таки сим­мет­рич­ных, кото­рые могут быть част­ны­ми поко­я­ми импе­ра­то­ра. Свет и воздух посту­па­ли туда через све­то­вые колод­цы в боль­ших ним­фе­ях бароч­ной фор­мы, рас­по­ло­жен­ных с обе­их сто­рон от ком­плек­са. С юго-восточ­ной сто­ро­ны дво­ра, напро­тив это­го ком­плек­са, архео­ло­ги­че­ские следы запу­та­ны, но пла­ни­ров­ка явно отли­ча­лась, а ком­на­ты име­ли изыс­кан­ную закруг­лён­ную фор­му. С этой же сто­ро­ны рас­по­ла­га­лась лест­ни­ца, веду­щая в сад-иппо­дром.

На юго-запа­де ниж­ний двор откры­вал­ся на Боль­шой цирк, и это­му фаса­ду была при­да­на фор­ма длин­ной и мяг­кой кри­вой, фоку­сом кото­рой слу­жил мону­мен­таль­ный цен­траль­ный выход из двор­ца. Вдоль все­го это­го фаса­да про­хо­ди­ла колон­на­да, а за цен­траль­ной две­рью нахо­ди­лась про­стор­ная и про­стая ком­на­та. Но неяс­но, исполь­зо­вал ли её прин­цепс, чтобы выхо­дить на цир­ко­вые игры. Этот фасад двор­ца смот­рел на юго-запад, и здесь было при­ят­но про­гу­ли­вать­ся зим­ни­ми вече­ра­ми; воз­мож­но, имен­но для это­го он и пред­на­зна­чал­ся, так как рим­ляне люби­ли про­ме­на­ды. За про­гу­лоч­ной зоной с обе­их сто­рон рас­по­ла­га­лось несколь­ко малень­ких ком­нат, тес­нив­ших­ся в почти тре­уголь­ных про­стран­ствах меж­ду изо­гну­той гра­ни­цей про­гу­лоч­ной зоны и пря­мы­ми сте­на­ми осталь­но­го двор­ца. Блок ком­нат за про­гу­лоч­ной зоной почти пол­но­стью исчез, но его верх­ний этаж частич­но изве­стен, так как был изо­бра­жён на ныне утра­чен­ном, но ско­пи­ро­ван­ном фраг­мен­те Мра­мор­но­го пла­на (Ca­ret­to­ni G., Co­li­ni A. M., Coz­za L., Gat­ti G. La plan­ta mar­mo­rea di Ro­ma an­ti­ca (For­ma Ur­bis Ro­mae). Ro­ma, 1960. Pl. 3, 22; Rod­ri­guez Al­mei­da E. For­ma ur­bis mar­mo­rea: Ag­gior­na­men­to ge­ne­ra­le 1980. Ro­ma, 1981. Pl. 14). Их пла­ни­ров­ка, види­мо, была очень сме­лой: пара вытя­ну­тых кры­льев или, ско­рее, пави­льо­нов при­чуд­ли­вой фор­мы, рас­хо­дя­щих­ся от полу­круг­ло­го све­то­во­го коло­д­ца, обрам­лён­но­го колон­на­дой. Назна­че­ние этих ком­нат оста­ёт­ся загад­кой, но их план, види­мо, повто­рял­ся в про­ти­во­по­лож­ном кры­ле.

3) Тре­тий блок двор­ца — это сад в фор­ме иппо­дро­ма на ниж­нем уровне, дли­ной 160 м и шири­ной 50 м. Он име­ет мяг­ко изо­гну­тый юго-запад­ный конец, пря­мые сто­ро­ны и пря­мой севе­ро-восточ­ный конец, где ряд ком­нат напо­ми­на­ет стар­то­вые заго­род­ки. Вдоль дру­гих сто­рон тянут­ся арка­ды с пиляст­ра­ми этрус­ско­го орде­ра, обли­цо­ван­ны­ми мра­мо­ром пор­та­сан­та. с.117 Над арка­да­ми рас­по­ло­же­на колон­на­да сме­шан­но­го орде­ра. С обо­их кон­цов сада нахо­дят­ся полу­круг­лые водо­ё­мы, а попе­рёк сада, севе­ро-восточ­нее импе­ра­тор­ской эксед­ры, про­хо­ди­ла колон­на­да для про­гу­лок, дати­ру­е­мая более позд­ним вре­ме­нем. Более позд­ним соору­же­ни­ем явля­ет­ся и оваль­ное ограж­де­ние, зани­маю­щее бо́льшую часть откры­то­го про­стран­ства в юго-запад­ном кон­це сада; для него пред­ла­га­лись раз­лич­ные объ­яс­не­ния, ни одно из кото­рых не явля­ет­ся вполне удо­вле­тво­ри­тель­ным. В середине юго-восточ­ной сто­ро­ны нахо­дит­ся широ­кая полу­круг­лая эксед­ра. На ниж­нем уровне она дели­лась на три парал­лель­ные свод­ча­тые ком­на­ты, под­дер­жи­вав­шие верх­ний этаж, где коринф­ская колон­на­да про­хо­ди­ла вдоль ряда пере­ме­жаю­щих­ся закруг­лён­ных и пря­мо­уголь­ных ниш, и всё это вен­чал полу­ку­пол. Обыч­но это место назы­ва­ют импе­ра­тор­ской ложей (po­dium, pul­vi­nar), откуда импе­ра­тор со сво­и­ми при­бли­жён­ны­ми буд­то бы смот­рел пред­став­ле­ния, кото­рые дава­лись на арене вни­зу. Но более веро­ят­но, что оно исполь­зо­ва­лось про­сто как садо­вый пави­льон. За эксед­рой про­хо­дит изо­гну­тый коридор с кес­сон­ным потол­ком, под кото­рым, види­мо, рас­по­ло­жен такой же коридор вни­зу. С обо­их кон­цов «иппо­дро­ма» име­ют­ся ряды ком­нат. Поме­ще­ния в изо­гну­том кон­це не пред­став­ля­ют осо­бо­го инте­ре­са: они рас­по­ло­же­ны в два ряда, за исклю­че­ни­ем боль­шой цен­траль­ной ком­на­ты. Поме­ще­ния на севе­ро-восто­ке гораздо обшир­нее, и их цен­тром, види­мо, слу­жил полу­круг­лый ним­фей, откуда мож­но было вый­ти по длин­но­му про­хо­ду вдоль оси: что-то вро­де хра­ма Сера­пи­са на вил­ле Адри­а­на, но в более скром­ных мас­шта­бах. Неяс­но, как этот ком­плекс был инте­гри­ро­ван с «иппо­дро­мом» — если вооб­ще был. Но вся эта часть, види­мо, была постро­е­на при Доми­ци­ане, как и двух- и трёх­этаж­ный ароч­ный мост, кото­рый в изоби­лии снаб­жал дво­рец водой из Клав­ди­е­ва акве­ду­ка, достав­ляя её через доли­ну меж­ду Цели­ем и Пала­ти­ном.

4) Сеп­ти­мий Север при­стро­ил к дому Авгу­стов кры­ло, протя­нув­ше­е­ся от «иппо­дро­ма» на юго-восток к Сеп­ти­зо­дию (Sep­ti­zo­dium). Отча­сти это, види­мо, была рекон­струк­ция соору­же­ний Доми­ци­а­на, но в сущ­но­сти Север постро­ил совер­шен­но новый ком­плекс, мож­но ска­зать, — новый дво­рец. Над виа деи Чер­ки, вдоль Боль­шо­го цир­ка, на высо­ком бетон­ном фун­да­мен­те, обли­цо­ван­ном кир­пи­чом, было воз­веде­но два эта­жа аркад с решёт­кой стол­бов через пра­виль­ные интер­ва­лы. Сего­дня они обна­же­ны и лише­ны обли­цов­ки, но всё рав­но оста­ют­ся одной из самых впе­чат­ля­ю­щих досто­при­ме­ча­тель­но­стей Пала­ти­на. Над ними рас­по­ла­га­лись апар­та­мен­ты, где цари­ло при­ят­ное уеди­не­ние и откры­ва­лись пре­крас­ные виды, и имен­но там, види­мо, нахо­ди­лись ком­на­ты Мам­меи (Diae­tae Mam­maeae). Веро­ят­но, эта часть двор­ца спус­ка­лась вниз до виа деи Чер­ки, но основ­ная его часть рас­по­ла­га­лась на уров­нях, под­ни­мав­ших­ся вверх по хол­му, и план над­зем­ных соору­же­ний пол­но­стью утра­чен. Самые впе­чат­ля­ю­щие руи­ны нахо­дят­ся к югу от пуль­ви­на­ра «иппо­дро­ма», дати­ру­ют­ся прав­ле­ни­ем не Севе­ра, а Мак­сен­ция и отно­сят­ся к огром­но­му бан­но­му ком­плек­су, ком­на­ты кото­ро­го изоби­лу­ют апсида­ми и окна­ми. Эти посе­ще­ния тре­бо­ва­ли сол­неч­но­го све­та и были тща­тель­но ори­ен­ти­ро­ва­ны на юго-запад, так что двор­цо­вые стро­е­ния к юго-запа­ду от бань, види­мо, были не слиш­ком высо­ки и не зате­ня­ли их. Одна­ко сооб­ще­ние о том, что Сеп­ти­мий Север желал устро­ить глав­ный вход во дво­рец с Аппи­е­вой доро­ги, а Алек­сандр Север наме­ре­вал­ся выпол­нить этот план, веро­ят­но, сле­ду­ет вос­при­ни­мать всерь­ёз, и, соот­вет­ст­вен­но, допол­не­ния, кото­рые Север сде­лал в доме Авгу­стов, долж­ны были отли­чать­ся вели­ко­ле­пи­ем (SHA. Sept. Sev. 24. 3—5).

Если обшир­ную плат­фор­му, на кото­рой сто­ят церк­ви Сан-Себастья­но и Сан-Бона­вен­ту­ра, сле­ду­ет исклю­чить из соста­ва дома Авгу­стов, ибо сего­дня извест­но, что она отно­сит­ся к како­му-то хра­му, то соору­же­ние на середине Пала­тин­ско­го скло­на под севе­ро-запад­ным кон­цом ниж­не­го эта­жа, веро­ят­но, было частью двор­ца. Это ряд парал­лель­ных ком­нат с цен­траль­ной полу­круг­лой эксед­рой, перед кото­рой рас­по­ло­жен ряд колонн. Мно­же­ство над­пи­сей, наца­ра­пан­ных на сте­нах, ука­зы­ва­ет на то, что здесь нахо­ди­лись поме­ще­ния хра­ни­те­лей импе­ра­тор­ско­го гар­де­роба. Дру­гие над­пи­си свиде­тель­ст­ву­ют о том, что это место назы­ва­лось Педа­го­ги­ем (Pae­da­go­gium), и сего­дня его име­ну­ют так же. Отсюда про­ис­хо­дит зна­ме­ни­тое граф­фи­то с кари­ка­ту­рой на рас­пя­тие (Lug­li G. Ro­ma an­ti­ca: Il centro mo­nu­men­ta­le. Ro­ma, 1946. P. 522 ill. 165).

Весь этот ком­плекс мно­го­крат­но обыс­ки­вал­ся в поис­ках сокро­вищ, осо­бен­но актив­но — с кон­ца XVIII в., и мно­же­ство раз­но­об­раз­ных мате­ри­а­лов, извле­чён­ных отсюда, укра­си­ло дру­гие зда­ния и кол­лек­ции. Боль­шин­ство из них сего­дня уже невоз­мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать, и даже остат­ки «иппо­дро­ма» и построй­ки Севе­ра, к сожа­ле­нию, пока недо­ста­точ­но изу­че­ны.


Рис. 63. Пала­тин­ский холм. Гене­раль­ный план извест­ных древ­них остат­ков.
6 — Дом Фла­ви­ев и Дом Авгу­стов. 7 — Дом Севе­ров.

Lug­li G. Ro­ma an­ti­ca: Il centro mo­nu­men­ta­le. Ro­ma, 1946. P. 486—523;
Fin­sen H. Do­mus Fla­via sur le Pa­la­tin: Aula Re­gia — Ba­si­li­ca. Co­pen­ha­gen, 1962;
Mac­Do­nald W. L. The Ar­chi­tec­tu­re of the Ro­man Em­pi­re. Vol. 1, An Intro­duc­to­ry Stu­dy. New Ha­ven; Lon­don, 1965. P. 47—74;
Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me / Ed. 2. Vol. 1. Lon­don, 1968. P. 316—338;
Fin­sen H. La rési­den­ce de Do­mi­tien sur le Pa­la­tin. Co­pen­ha­gen, 1969;
Ca­ret­to­ni G. Ro­ma (Pa­la­ti­no) // NSA. 1971. P. 300—318;
Idem. Ter­me di Set­ti­mio Se­ve­ro e ter­me di Mas­sen­zio «in Pa­la­tio» // Ar­cheo­lo­gia Clas­si­ca. Vol. 24. 1972. P. 96—104;
Herrmann J. J. Ob­ser­va­tions on the Baths of Ma­xen­tius in the Pa­la­ce // MDAIR. Bd. 83. 1976. P. 403—424;
Un­ga­ro L. No­te sul­le strut­tu­re tar­de del pa­laz­zo im­pe­ria­le sul Pa­la­ti­no // Ri­vis­ta di Ar­cheo­lo­gia. Vol. 3. 1979. P. 106—116;
D’Elia L., Le Pe­ra Bu­ra­nel­li S. Re­lie­vo del pe­ris­ti­lio in­fe­rio­re del­la Do­mus Fla­via // Ro­ma, ar­cheo­lo­gia nel centro. Vol. 1. 1985. P. 176—178;
Borghi M. G. et al. Re­gio­ne 10. Le pen­di­ci sud oc­ci­den­ta­li del Pa­la­ti­no e via dei Cer­chi // BCAR. Vol. 91. 2. 1986. P. 481—498, 526—534, 540—542.

См. также:
Дворец Домициана, Дом Флавиев и Дом Императоров (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Дом Августов (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 114—117.
© 2018 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Вид на храм Аполлона, Дом Августов и Дом Флавиев на Палатине. Макет.

Рим, Музей Римской культуры.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов. Верхний перистиль.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов. Верхний уровень.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов. Верхний уровень.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов. Комнаты нижнего уровня.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА