ДОМ АВГУСТОВ (Domus Augustiana) (CIL. VI. 8640, 8648—
Императорский дворец, который мы видим сегодня, почти целиком является творением Домициана и его архитектора Рабирия. В нём можно обнаружить модификации и каменную кладку, относящиеся к другим периодам, но это были лишь ремонтные и оформительские работы, а не перепланировка и не перестройка. Существенные дополнения сделал только Септимий Север (см. № 4 ниже). Строительство дворца Домициана, которое могло начаться уже в правление Веспасиана, но более вероятно — в начале правления самого Домициана (ср. CIL. VI. 31496a), потребовало огромных работ по террасированию для создания достаточно широкой платформы для возведения главных государственных апартаментов, и закончилось лишь около 92 г. н. э. (Mart. VII. 56). Марциал (VIII. 36) описывает этот дворец как здание, превосходящее пирамиды и достигающее небес. Об обнаружении строений, погребённых в ходе террасирования и возведения фундамента см. Дом грифонов (Casa dei Grifi), Зал Исиды (Aula Isiaca) и Проходной дом (Domus Transitoria).
Рис. 27. Дом Августов. Верхний уровень, план. |
Главный этаж состоит из четырёх основных блоков:
1) Северо-западный блок включает основные приёмные залы и колоннаду вдоль северного и, по крайней мере, части западного фасада. Северный фасад выходил на открытое пространство, возможно, на Палатинскую площадь (Area Palatina), и здесь линию колоннады разрывают выступающие платформы, служившие, вероятно балконами, откуда императоры показывались публике. Позднее западная колоннада была укреплена перпендикулярными стенами, соединявшими колонны с задней стеной, а рядом с фасадом были устроены подземные помещения. Сразу за колоннадой располагались три больших зала: северо-западный имел архитектурную форму базилики с боковыми коринфскими колоннадами, которые вели в обширную полукруглую апсиду, отделённую от зала мраморной балюстрадой. Сводчатая (?) крыша, видимо, перегружала несущие стены, и в передних углах пришлось возвести массивные столбы, а апсиду — укрепить. В центре находился самый просторный и великолепный зал, так называемый Царский зал (Aula Regia) — почти квадратный; в его стенах были устроены неглубокие ниши, отделённые каннелированными колоннами из павонацетто. В нишах стояли колоссальные статуи божеств из зеленоватого египетского базонита (граувакка), две из которых, Вакх и Геркулес, сегодня хранятся в Парме. Третья комната, так называемый Ларарий, — самая маленькая, прямоугольная с широким входом, имеет по три прямоугольные ниши в каждой боковой стене и простую заднюю стену с маленькими дверями в двух концах, ведущими в дальние, более частные помещения. Здесь имелась лестница, которая поднималась наверх, к комнатам и, вероятно, балконам следующего этажа. За этим рядом комнат находился перистиль с колоннами из мрамора портасанта и с.116 восьмиугольным лабиринтом вокруг центрального бассейна. Возможно, это был очень изысканный фонтан. К западу от этого перистиля мы видим ряд маленьких комнат очень барочной планировки и неясного назначения, расположенных симметрично центральной оси, а к востоку — блок прямоугольных комнат, через которые можно было попасть во второй перистиль. В юго-западной части первого блока находился огромный пиршественный зал, уравновешивающий Царский зал: обширный прямоугольник с узкой осевой апсидой и пятью окнами в каждой боковой стене, через которые открывался вид на изысканные овальные фонтаны, обрамлённые с трёх сторон колоннадами. Возможно, образцом для этих фонтанов в какой-то мере послужила Потеющая мета (Meta Sudans). Пол пиршественного зала был покрыт штучной мозаикой (opus sectile) и покоился на сводчатом перекрытии, так что мог подогреваться. Видимо, именно этот пиршественный зал воспели Марциал (VIII. 39) и Стаций (Silv. IV. 2) как обеденный зал Юпитера (Cenatio Iovis).
2) Блок, расположенный непосредственно к юго-востоку от первого, располагался вокруг двух смежных и сообщающихся перистилей. Внешний, северо-восточный перистиль, очень просторный и широкий, вероятно, служил парадным двором для входа и предварялся полукруглым выступом — либо вестибулом необычной планировки, либо императорской ложей. Открытая территория, видимо, была разделена на три полосы примерно равной ширины, чтобы устроить променад, ведущий из этого вестибула во второй, задний перистиль. Этот второй перистиль был почти квадратным, в его центре располагался широкий и мелкий водоём, в стенах были устроены ниши, а передние углы закруглены. В этом водоёме находится остров, чуть смещённый по отношению к оси; мост из семи арок соединял его с северо-восточным берегом, а на самом острове сохранились остатки маленького храма, четырёхколонного простиля с почти квадратной целлой. Этот храм был возведён очень поздно и датируется правлением Максенция. Комнаты к северо-западу от этого перистиля уже упоминались в описании первого блока. Комнаты к юго-востоку тоже симметричны: центральное помещение имеет любопытную форму: это квадрат, образованный колоннадами, с наружными закруглёнными апсидами по обеим сторонам, и с видом на юго-восток — на сад-ипподром.
Главные жилые комнаты находились к юго-западу от этого перистиля и на нижнем этаже. На верхнем этаже соблюдена строгая симметрия, и следует предположить существование световых колодцев. В просторных комнатах непременно имеются ниши, закруглённые или прямоугольные, что предполагает наличие статуй; колонны блистают своим отсутствием и большинство комнат спланировано так, чтобы вмещать лишь небольшие компании. Комнаты не образуют анфилад или цепочек; переходы между ними обеспечивает множество коротких коридоров, а важные комнаты, как правило, обращены задом друг к другу и не сообщаются.
Рис. 28. Дом Августов. Нижний уровень, план. |
Нижний уровень расположен примерно в 11 м под верхним и соединён с ним длинной прямой лестницей в северо-восточном углу, так что два этажа функционировали независимо друг от друга; нижние комнаты сгруппированы вокруг квадратного двора. Со всех сторон он был окружён колоннадами или аркадами, а открытую территорию занимал широкий и мелкий водоём с четырьмя щитовидными островами, на которых стояли базы и растения в горшках. К квадратной центральной экседре на северо-востоке с двух сторон примыкают большие восьмиугольные комнаты, в стенах которых вырезаны глубокие ниши разнообразной формы. Все эти комнаты, вероятно, имели секционные своды, соответствовавшие их архитектуре, хотя потолок центральной экседры вызывает некоторые сомнения. Назначение ряда маленьких комнат, расположенных за ними, неизвестно. К северо-западу от перистиля находится комплекс из восьми тесно связанных комнат прямоугольного плана, опять-таки симметричных, которые могут быть частными покоями императора. Свет и воздух поступали туда через световые колодцы в больших нимфеях барочной формы, расположенных с обеих сторон от комплекса. С юго-восточной стороны двора, напротив этого комплекса, археологические следы запутаны, но планировка явно отличалась, а комнаты имели изысканную закруглённую форму. С этой же стороны располагалась лестница, ведущая в сад-ипподром.
На юго-западе нижний двор открывался на Большой цирк, и этому фасаду была придана форма длинной и мягкой кривой, фокусом которой служил монументальный центральный выход из дворца. Вдоль всего этого фасада проходила колоннада, а за центральной дверью находилась просторная и простая комната. Но неясно, использовал ли её принцепс, чтобы выходить на цирковые игры. Этот фасад дворца смотрел на юго-запад, и здесь было приятно прогуливаться зимними вечерами; возможно, именно для этого он и предназначался, так как римляне любили променады. За прогулочной зоной с обеих сторон располагалось несколько маленьких комнат, теснившихся в почти треугольных пространствах между изогнутой границей прогулочной зоны и прямыми стенами остального дворца. Блок комнат за прогулочной зоной почти полностью исчез, но его верхний этаж частично известен, так как был изображён на ныне утраченном, но скопированном фрагменте Мраморного плана (Carettoni G., Colini
3) Третий блок дворца — это сад в форме ипподрома на нижнем уровне, длиной 160 м и шириной 50 м. Он имеет мягко изогнутый юго-западный конец, прямые стороны и прямой северо-восточный конец, где ряд комнат напоминает стартовые загородки. Вдоль других сторон тянутся аркады с пилястрами этрусского ордера, облицованными мрамором портасанта. с.117 Над аркадами расположена колоннада смешанного ордера. С обоих концов сада находятся полукруглые водоёмы, а поперёк сада, северо-восточнее императорской экседры, проходила колоннада для прогулок, датируемая более поздним временем. Более поздним сооружением является и овальное ограждение, занимающее бо́льшую часть открытого пространства в юго-западном конце сада; для него предлагались различные объяснения, ни одно из которых не является вполне удовлетворительным. В середине юго-восточной стороны находится широкая полукруглая экседра. На нижнем уровне она делилась на три параллельные сводчатые комнаты, поддерживавшие верхний этаж, где коринфская колоннада проходила вдоль ряда перемежающихся закруглённых и прямоугольных ниш, и всё это венчал полукупол. Обычно это место называют императорской ложей (podium, pulvinar), откуда император со своими приближёнными будто бы смотрел представления, которые давались на арене внизу. Но более вероятно, что оно использовалось просто как садовый павильон. За экседрой проходит изогнутый коридор с кессонным потолком, под которым, видимо, расположен такой же коридор внизу. С обоих концов «ипподрома» имеются ряды комнат. Помещения в изогнутом конце не представляют особого интереса: они расположены в два ряда, за исключением большой центральной комнаты. Помещения на северо-востоке гораздо обширнее, и их центром, видимо, служил полукруглый нимфей, откуда можно было выйти по длинному проходу вдоль оси: что-то вроде храма Сераписа на вилле Адриана, но в более скромных масштабах. Неясно, как этот комплекс был интегрирован с «ипподромом» — если вообще был. Но вся эта часть, видимо, была построена при Домициане, как и двух- и трёхэтажный арочный мост, который в изобилии снабжал дворец водой из Клавдиева акведука, доставляя её через долину между Целием и Палатином.
4) Септимий Север пристроил к дому Августов крыло, протянувшееся от «ипподрома» на юго-восток к Септизодию (Septizodium). Отчасти это, видимо, была реконструкция сооружений Домициана, но в сущности Север построил совершенно новый комплекс, можно сказать, — новый дворец. Над виа деи Черки, вдоль Большого цирка, на высоком бетонном фундаменте, облицованном кирпичом, было возведено два этажа аркад с решёткой столбов через правильные интервалы. Сегодня они обнажены и лишены облицовки, но всё равно остаются одной из самых впечатляющих достопримечательностей Палатина. Над ними располагались апартаменты, где царило приятное уединение и открывались прекрасные виды, и именно там, видимо, находились комнаты Маммеи (Diaetae Mammaeae). Вероятно, эта часть дворца спускалась вниз до виа деи Черки, но основная его часть располагалась на уровнях, поднимавшихся вверх по холму, и план надземных сооружений полностью утрачен. Самые впечатляющие руины находятся к югу от пульвинара «ипподрома», датируются правлением не Севера, а Максенция и относятся к огромному банному комплексу, комнаты которого изобилуют апсидами и окнами. Эти посещения требовали солнечного света и были тщательно ориентированы на юго-запад, так что дворцовые строения к юго-западу от бань, видимо, были не слишком высоки и не затеняли их. Однако сообщение о том, что Септимий Север желал устроить главный вход во дворец с Аппиевой дороги, а Александр Север намеревался выполнить этот план, вероятно, следует воспринимать всерьёз, и, соответственно, дополнения, которые Север сделал в доме Августов, должны были отличаться великолепием (SHA. Sept. Sev. 24. 3—
Если обширную платформу, на которой стоят церкви Сан-Себастьяно и Сан-Бонавентура, следует исключить из состава дома Августов, ибо сегодня известно, что она относится к какому-то храму, то сооружение на середине Палатинского склона под северо-западным концом нижнего этажа, вероятно, было частью дворца. Это ряд параллельных комнат с центральной полукруглой экседрой, перед которой расположен ряд колонн. Множество надписей, нацарапанных на стенах, указывает на то, что здесь находились помещения хранителей императорского гардероба. Другие надписи свидетельствуют о том, что это место называлось Педагогием (Paedagogium), и сегодня его именуют так же. Отсюда происходит знаменитое граффито с карикатурой на распятие (Lugli G. Roma antica: Il centro monumentale. Roma, 1946. P. 522 ill. 165).
Весь этот комплекс многократно обыскивался в поисках сокровищ, особенно активно — с конца XVIII в., и множество разнообразных материалов, извлечённых отсюда, украсило другие здания и коллекции. Большинство из них сегодня уже невозможно идентифицировать, и даже остатки «ипподрома» и постройки Севера, к сожалению, пока недостаточно изучены.
Рис. 63. Палатинский холм. Генеральный план известных древних остатков. 6 — Дом Флавиев и Дом Августов. 7 — Дом Северов. |
Lugli G. Roma antica: Il centro monumentale. Roma, 1946. P. 486—
Finsen H. Domus Flavia sur le Palatin: Aula Regia — Basilica. Copenhagen, 1962;
MacDonald W. L. The Architecture of the Roman Empire. Vol. 1, An Introductory Study. New Haven; London, 1965. P. 47—
Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome / Ed. 2. Vol. 1. London, 1968. P. 316—
Finsen H. La résidence de Domitien sur le Palatin. Copenhagen, 1969;
Carettoni G. Roma (Palatino) // NSA. 1971. P. 300—
Idem. Terme di Settimio Severo e terme di Massenzio «in Palatio» // Archeologia Classica. Vol. 24. 1972. P. 96—
Herrmann J. J. Observations on the Baths of Maxentius in the Palace // MDAIR. Bd. 83. 1976. P. 403—
Ungaro L. Note sulle strutture tarde del palazzo imperiale sul Palatino // Rivista di Archeologia. Vol. 3. 1979. P. 106—
D’Elia L., Le Pera Buranelli S. Relievo del peristilio inferiore della Domus Flavia // Roma, archeologia nel centro. Vol. 1. 1985. P. 176—
Borghi M. G. et al. Regione 10. Le pendici sud occidentali del Palatino e via dei Cerchi // BCAR. Vol. 91. 2. 1986. P. 481—