С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

ДВОРЕЦ ДОМИЦИАНА, ДОМ ФЛАВИЕВ И ДОМ ИМПЕРАТОРОВ


В 81 г. н. э. Доми­ци­ан пору­чил архи­тек­то­ру Раби­рию постро­ить на вер­шине Пала­ти­на боль­шой дво­рец. В 92 г. построй­ка была завер­ше­на и пред­став­ля­ла собой соору­же­ние из необо­жжен­но­го кир­пи­ча со слож­ной архи­тек­ту­рой, потре­бо­вав­шей недю­жин­но­го тех­ни­че­ско­го мастер­ства. Такое же высо­кое мастер­ство про­яви­лось в отдел­ке и в потря­саю­щем раз­но­об­ра­зии пла­ни­ров­ки.

Мож­но выде­лить три состав­ные части двор­ца: обще­ст­вен­ные поме­ще­ния, или Дом Фла­ви­ев; лич­ные покои, или так назы­вае­мый Дом Импе­ра­то­ров; и ста­ди­он. В Дом Фла­ви­ев мож­но было попасть с севе­ра через пор­тик с колон­на­дой, кото­рый сто­ял на высо­ком поди­у­ме. За пор­ти­ком нахо­ди­лись три поме­ще­ния, где про­во­ди­лись офи­ци­аль­ные цере­мо­нии. Сле­ва нахо­дил­ся так назы­вае­мый Лара­рий, кото­рый мог слу­жить лич­ным молель­ным поме­ще­ни­ем импе­ра­то­ра или штаб-квар­ти­рой пре­то­ри­ан­цев, охра­няв­ших вхо­ды во дво­рец. Сред­няя ком­на­та была самой боль­шой и назы­ва­лась Цар­ским залом. Она была бога­то укра­ше­на, вдоль боко­вых стен воз­вы­ша­лись колон­ны из радуж­но­го мра­мо­ра, а в нишах сто­я­ли ста­туи; в зад­ней стене нахо­ди­лась апсида для тро­на. Здесь импе­ра­тор — «царь и бог», — отде­лен­ный от тол­пы, давал ауди­ен­ции, при­ни­мал послов и вел собра­ния. В пра­вой ком­на­те, или бази­ли­ке, Доми­ци­ан, воз­мож­но, про­во­дил сове­ты. Она была разде­ле­на дву­мя ряда­ми колонн на три цен­траль­ных и боко­вой неф; в зад­ней части нахо­ди­лась апсида. Дви­га­ясь на юг, мы попа­да­ем в боль­шой пери­стиль, кото­рый пер­во­на­чаль­но был окру­жен гале­ре­ей, сте­ны кото­рой были обли­цо­ва­ны пли­та­ми кап­па­до­кий­ско­го мра­мо­ра. Эти поли­ро­ван­ные до зер­каль­но­го блес­ка пли­ты поз­во­ля­ли импе­ра­то­ру видеть все, что про­ис­хо­ди­ло у него за спи­ной, и не боять­ся напа­де­ния. В цен­тре пери­сти­ля сохра­ни­лись остат­ки вось­ми­уголь­но­го фон­та­на. Даль­ше к югу нахо­ди­лась парад­ная сто­ло­вая (три­кли­ний), полу­чив­шая извест­ность бла­го­да­ря пыш­ным пирам, про­ис­хо­див­шим здесь. Невы­со­кий стол Доми­ци­а­на рас­по­ла­гал­ся в цен­тре зала. Отсюда, наслаж­да­ясь изыс­кан­ны­ми яст­ва­ми, гости мог­ли радо­вать свой взор зре­ли­щем рос­кош­ных садов, фон­та­нов и ним­фе­ев. За три­кли­ни­ем нахо­ди­лось окру­жен­ное гале­ре­ей про­стран­ство, назван­ное Ака­де­ми­ей; от него к югу рас­по­ла­га­лись две ком­на­ты, кото­рые, воз­мож­но, слу­жи­ли биб­лио­те­кой.

Восточ­ная часть ком­плек­са, или Дом Импе­ра­то­ров, пред­на­зна­ча­лась исклю­чи­тель­но для семьи импе­ра­то­ра. Он рас­по­ла­гал­ся на двух эта­жах и состо­ял в основ­ном из неболь­ших поме­ще­ний. Ряд ком­нат верх­ней терра­сы выхо­дил в пери­стиль с колон­на­ми и бас­сей­ном с водой, в цен­тре кото­ро­го нахо­дил­ся малень­кий храм, воз­мож­но, посвя­щен­ный Минер­ве. Попасть в храм мож­но было по пеше­ход­но­му мости­ку. Поза­ди пери­сти­ля раз­ме­ща­лись спаль­ня, ван­ные и дру­гие ком­на­ты.

Дру­гой этаж нахо­дил­ся на 12 м ниже. Здесь ком­на­ты так­же рас­по­ло­же­ны вокруг пери­сти­ля, обрам­лен­но­го гале­ре­я­ми, нахо­дя­щи­ми­ся на двух уров­нях. В середине пери­сти­ля поме­щал­ся вну­ши­тель­ный фон­тан, укра­шен­ный подо­би­ем щитов ама­зо­нок. Отсюда мож­но было, минуя гости­ные и ним­феи, попасть к мону­мен­таль­но­му фаса­ду, выхо­дя­ще­му к Боль­шо­му цир­ку. Фасад пред­став­лял собой полу­круг­лую эксед­ру с колон­на­ми, за кото­рой до сих пор сохра­ни­лись руи­ны поме­ще­ний со стран­ной архи­тек­ту­рой; воз­мож­но, они исполь­зо­ва­лись для отды­ха. Боль­ших раз­ме­ров ста­ди­он, постро­ен­ный с восточ­ной сто­ро­ны в кон­це прав­ле­ния Доми­ци­а­на, сохра­нил­ся до наших дней. Он пред­став­ля­ет собой обшир­ное про­стран­ство (160 × 48 м) с корот­ки­ми закруг­ле­ни­я­ми, обрам­лен­ное двух­уров­не­вы­ми арка­да­ми. К восто­ку от ста­ди­о­на нахо­ди­лась плат­фор­ма импе­ра­то­ра, окру­жен­ная двух­этаж­ным коридо­ром со свод­ча­ты­ми потол­ка­ми. К севе­ру обна­ру­же­ны остат­ки ряда соору­же­ний, кото­рые мог­ли выпол­нять роль скла­дов и гар­де­роб­ных. Ста­ди­он не исполь­зо­вал­ся для игр и зре­лищ; на боль­шом его про­стран­стве пола­га­лось, как на иппо­дро­мах при­го­род­ных вилл, про­гу­ли­вать­ся или ска­кать на лоша­дях. Для пуще­го вели­ко­ле­пия ком­плекс был укра­шен мно­го­чис­лен­ны­ми про­из­веде­ни­я­ми искус­ства.


A. Дом Фла­ви­ев
1. Вход
2. Цар­ский дво­рец
3. Бази­ли­ка
4. Лара­рий
5. Пери­стиль
6. Сто­ло­вая Юпи­те­ра
7. Ним­фей
8. Ака­де­мия
9. Биб­лио­те­ки
B. Дом Импе­ра­то­ров
10. Пери­стиль на верх­ней терра­се
11. Фон­тан и храм
12. Спаль­ня и слу­жеб­ные поме­ще­ния
13. Пери­стиль на ниж­ней терра­се
14. Фон­тан
15. Свя­ти­ли­ще
16. Боль­шая эксед­ра
17. Ста­ди­он

См. также:
Дом Августов (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Дом Августов (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
София Пес­ка­рин. Рим. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 88—91.
Пере­вод с итал. А. В. Дуб­ров­ско­го, А. П. Рома­но­ва. Спец­редак­тор В. Н. Ток­ма­ков.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов. Нижний перистиль и центральный фонтан.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Вид на храм Аполлона, Дом Августов и Дом Флавиев на Палатине. Макет.

Рим, Музей Римской культуры.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов. Верхний перистиль.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дворец Августов. Верхний уровень.
81—96 гг.
Рим, Палатин.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА