Перевод с последнего французского издания Н. И. Лихаревой
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)
с.206
Труд и богатство.
1. Мнение греков о труде.
Грек гомеровской эпохи не испытывал по отношению к физическому труду и к людям, посвящавшим этому труду свою жизнь, того презрения, какое появилось в более позднюю эпоху. Наиболее прославленные герои древности охотно занимались физическим трудом. Парис строит свой дом с помощью самых умелых троянских мастеров. Одиссей на острове Калипсо рубит деревья, обрезывает на них ветви, обтесывает их и выравнивает по шнурку; потом он просверливает в них отверстия, с помощью гвоздей и болтов прилаживает их друг к другу и делает из них корабль; он выкраивает паруса для своего корабля и с.207 приготовляет все снасти; он же совершенно самостоятельно делает кровать для своей брачной комнаты.
В ту эпоху ремесленники по специальности, как оружейники, кожевники, плотники, золотых дел мастера, носили почетное наименование: они были δημιουργοί, т. е. трудящиеся для общества, как и врачи, прорицатели, музыканты и герольды. Почему же их стали бы презирать? Каждый глава семьи в то время, как женщины занимались тканьем, обрабатывал поля и изготовлял со своими слугами все предметы домашнего обихода, оружие, домашнюю утварь или земледельческие орудия, не нуждавшиеся в особом искусстве. К ремесленникам обращались только в том случае, когда работа требовала специальных навыков.
Гезиод1 советовал всем трудиться. «Человек праздный внушает отвращение и богам и людям; он подобен тому насекомому без жала, тому жадному трутню, который откармливается работою пчел, сам ничего не делая… Человек работающий видит, как увеличиваются его стада и растет его благосостояние. Своим трудом ты станешь любезен богам и людям, потому что они не выносят праздности. Работать не стыдно; постыдна только лень»…
С течением времени нравы высшего класса изменились. Крупные землевладельцы захватили в свои руки управление государством и образовали землевладельческую аристократию. Доходы с их поместий, обрабатываемых фермерами или колонами, позволяли им посвятить себя исключительно интересам государства и ношению оружия и сложить все житейские заботы на плечи рабов или бедных рабочих. Эти богатые собственники, уже относившиеся свысока к мелким землевладельцам, глубоко презирали тех, чьими услугами они пользовались. Рабочий, говорили они, должен только повиноваться; он не способен распоряжаться, пока необходимость добывать себе пропитание трудом своих рук ставит его с.208 в зависимость от тех, кто им пользуется. Аристотель был верным истолкователем подобных чувств, когда писал следующие строки: «Ремесленники — почти рабы; никогда ни одно благоустроенное государство не допустит их в разряд граждан, а если и допустит, то не даст им гражданских прав во всем их объеме; эти права должны быть предоставлены тем, кто не имеет надобности зарабатывать себе пропитание». Поэтому в истинно-аристократических республиках ремесленник не мог быть гражданином, а если и пользовался гражданскими правами, то не мог занять общественную должность.
В тех государствах, где власть принадлежала богатым, положение труда было несколько лучше; там, чтобы получить доступ к общественным должностям, достаточно было приобрести богатство. Так, например, в Афинах Солон не выказывал нерасположения к ремесленникам. Приписываемые ему законы служат доказательством, что он не имел предубеждения даже против ручного труда. Согласно его законам сын не обязан содержать своего отца, если последний не обучил его какому-нибудь ремеслу. Человек, не обладавший собственными средствами и ничего не делавший, привлекался судом к ответственности. Если иностранцы переселялись в Афины, чтобы заниматься там ремеслом, им давалось право гражданства. Бедные ремесленники не могли занимать общественных должностей, но они имели доступ в народное собрание и даже на трибуну. Было запрещено попрекать кого бы то ни было его профессией, как бы низменна она ни была.
В демократиях люди, занимающееся физическим трудом, были по закону приравнены к другим гражданами «У нас, — говорил Перикл (Фукидид, II, 40), — не стыдно признаться в бедности; стыдно только ничего не предпринимать, чтобы выйти из нее. В Афинах одни и те же люди заботятся о своих собственных нуждах и об интересах государства, и простые ремесленники там достаточно сведущи в политических вопросах».
с.209 В одном сочинении Ксенофонта есть целая глава, где от лица Сократа свободным людям с недостаточными средствами дается совет увеличивать свое благосостояние физическим трудом; Сократ доказывает, что они, поступая так, принесут пользу и себе и своим согражданам.
Фемистокл2, чтобы побудить граждан заниматься ремеслом, советует освободить ремесленников от всяких налогов. Наконец Перикл3 ставит себе в заслугу то, что он предпринял крупные общественные работы и, направив таким путем деятельность афинян к искусствам и промышленности, способствовал обогащению города, а вместе с тем и его украшению.
Но общественное мнение в этом отношении не легко поддавалось внушениям Фемистокла и Перикла. Геродот, рассказав, что в Египте воины живут в праздности, прибавляет: «Не знаю, заимствовали ли греки эти обычаи у египтян, так как я вижу, что и фракийцы, и скифы, и персы, и лидийцы, и почти все варвары относятся к гражданам, занимающимся механическими искусствами, и к их потомкам, как к людям, не заслуживающим особого уважения, и считают более благородными людей, которые освободились от ручного труда, особенно тех, кто посвящает себя военному делу. Эти же понятия разделяются всеми греками, особенно лакедемонянами; коринфяне менее других презирают ремесленников» (II, 167).
Подобный предрассудок поддерживали самые знаменитые философы, которые в этом отношении только развивали взгляды высших классов. «Ремесла, — говорит Ксенофонт (О домоводстве. IV, 2), — по справедливости пользуются дурной славой, потому что они истощают тело тех, кто ими занимается; такой труд заставляет поневоле вести сидячий образ жизни, оставаться в темноте, а иногда проводить все время близ огня; а когда тела ослаблены, души скоро утрачивают всю свою с.210 энергию». «Ремесла, — говорит Аристотель, — не оставляют времени думать о делах государства; они не дают умственным способностям возможности свободно развиваться и возвышаться». Поэтому философ запрещает молодым людям «занятия ремесленников». По его мнению, между свободным рабочим и рабом существует лишь незначительная разница. «Работать на отдельного человека — значит быть рабом, работать для публики — значит быть рабочим и наемником».
(Caillemer. Dict. des antiq. I, стр. 441—
2. Похвала земледелию.
Сократ: «Земледелие является источником и удовольствия, и домашнего благосостояния, и физических упражнений, благодаря которым тело делается способным выполнять все обязанности свободного человека. Земля дает обрабатывающему ее все необходимое для жизни, прибавляя еще и то, что услаждает существование. Наконец, она же производит приятные по запаху и восхитительные по виду украшения для алтарей и статуй, а также для самих людей. К этому надо добавить множество видов пищи, которые она доставляет или развитию которых она способствует; так, скотоводство тесно связано с земледелием; благодаря этому мы получаем возможность приносить жертвы для угождения богам и удовлетворения наших собственных потребностей.
Кроме того, доставляя нам все в изобилии, земледелие не поощряет лености; оно учит нас переносить зимний холод и летнюю жару. Физические упражнения, необходимые для тех, кто собственными руками обрабатывает землю, дают им силу; тех же, кто руководит работами, земледелие закаляет, заставляя их рано вставать и много ходить…
Земля побуждает земледельцев защищать их страну с оружием в руках, потому что ее плоды предоставлены в распоряжение всех желающих и делаются добычей наиболее сильных. Существует ли, затем, с.211 такое искусство, которое так успешно учило бы людей бегать, метать в цель, прыгать, которое так щедро вознаграждало бы тех, кто им занимается, которое, наконец, доставляло бы больше наслаждений?… Я был бы очень удивлен, если бы свободный человек нашел какое-нибудь состояние более привлекательным или какое-нибудь занятие более приятным и полезным для жизни. Но это не все; земля учит быть справедливым того, кто умеет пользоваться уроками, потому что блага, даруемые ею, находятся в зависимости от забот, прилагаемых к ней.
Пахари. |
Земледелие научает нас также оказывать друг другу помощь. Для выступления против врагов нужны совместные действия людей, то же самое и при обработке земли. Человек, желающий быть хорошим земледельцем, должен подготовить для себя деятельных и послушных работников; точно так же и человек, идущий против врагов, должен уметь вознаграждать людей деятельных и наказывать нарушающих долг с.212 повиновения. Земледелец должен ободрять своих работников не реже, чем предводитель войска — своих солдат. Надежда для рабов не менее необходима, чем для людей свободных, даже больше, потому что она привязывает их к господину.
Истинно сказано, что земледелие есть мать и кормилица всех других искусств. Если процветает земледелие, процветают и остальные искусства; там же, где оно не развивается, увядают и прочие искусства».
(Ксенофонт. О домоводстве, гл. V).
3. Крепостное право.
Земля в Греции обрабатывалась то крепостными (сервами или колонами), то свободными фермерами, то непосредственно самими землевладельцами.
Крепостные или колоны существовали во всех аристократических государствах, т. е. там, где закон и нравы запрещали гражданину физический труд. В демократических же государствах, особенно в Афинах, крепостничество исчезло довольно рано.
В Лаконии крепостные носили наименование илотов. Владельцем их в известном отношении было государство, потому что освобождение их могло иметь место только по предложению или с согласия государственной власти; в этом смысле Страбон4 и называет их «общественными рабами». Но это не препятствовало каждому из илотов иметь и своего особого господина.
Было запрещено продавать илота, как обыкновенного раба, за границу; обычно илоты были прикреплены к определенному участку земли, с которого они никогда не сходили и который переходил к их детям. Илот должен был выплачивать ежегодный налог; величина его изменялась, по-видимому, в зависимости от того, жил ли крепостной в Мессении или в Лаконии. В первом случае господин получал половину всего урожая; во с.213 втором — часть эта была несколько меньше; она устанавливалась раз навсегда с самого начала, и владелец, который пытался увеличить ее, подвергался религиозному проклятию. Это, по словам Плутарха, делалось с целью заинтересовать илота в земледелии, так как только на его долю падала выгода от все возраставшей с течением времени цены на земледельческие продукты. По-видимому, оброк не был особенно тяжел, потому что он давал возможность многим из илотов прикапливать кой-какие деньги. В середине III века до Р. Х. царь Клеомен предложил всем желающим из илотов выкупиться на свободу за пять мин (около 185 руб.) с человека; шесть тысяч человек приняли это предложение.
Илоты должны были нести также и другую повинность: они служили в войске, и не случайно, а несли регулярную воинскую повинность. Правда, в случае доблестного поведения их иногда в награду за храбрость отпускали на волю. Различные писатели сообщают, что с ними обращались с преднамеренной суровостью, но это утверждение, по-видимому, крайне преувеличено. На деле спартиаты боялись их по той причине, что знали их многочисленность и склонность к восстаниям. Поэтому они учредили за илотами очень тщательный надзор и путем многочисленных полицейских мероприятий стремились помешать их тайным собраниям и предотвратить их заговоры; если же вспыхивало восстание, спартиаты проявляли при подавлении его полную беспощадность, за исключением тех случаев, когда были не в состоянии усмирить бунт силой и когда благоразумнее было пойти на уступки.
Положение пенестов в Фессалии, мариандинов в Гераклее Понтийской, кларотов на острове Крите было почти такое же. Закон Гортины5 рисует нам несколько новых подробностей относительно кларотов. Крепостной о. Крита мог вступать в брак и разводиться, не испрашивая на это ничьего разрешения. Жена его должна с.214 была принадлежать к тому же сословию, но он мог выбирать ее не только среди крепостных женщин своего господина. Как отец, он не пользовался всеми родительскими правами. Ребенок, рожденный от брака крепостных, принадлежал господину мужа, а в случае его отказа — владельцу жены. Крепостной пользовался правом приобретать и владеть, по крайней мере, движимым имуществом и скотом. Но мы не знаем, были ли указанные черты свойственны крепостным всех других греческих государств.
4. Арендный договор.
Многие владельцы сдавали свою землю в аренду. Приводимый ниже договор может дать понятие об обычных условиях аренды; в этом договоре речь идет об имуществе, принадлежащем одной аттической деме6. Когда землевладельцем был частный человек, срок аренды назначался довольно короткий; но в этом отношении не существовало никаких правил.
«Вот на каких условиях айксонская дема сдает землю Феллеиду из Автоклы и его сыну Автею. Земля отдается на 40 лет за 152 драхмы (около 56 руб.) в год с условием, что арендаторы будут обрабатывать ее, но могут делать это каким угодно способом.
Арендная плата вносится в месяце Гекатомбеоне7; если же это не будет выполнено, айксонцы имеют право завладеть урожаем арендуемого участка земли и всяким другим имуществом, принадлежащим арендаторам.
До истечения 40 лет айксонцы не имеют права ни продавать, ни сдавать в аренду свою землю.
Если неприятель помешает обработке земли или произведет разорение, айксонцы получат вместо арендной платы половину всего урожая.
По истечении 40 лет арендаторы должны передать половину земли незасеянной, с тем же количеством с.215 деревьев, что и в настоящее время. В последние пять лет айксонцы могут воспользоваться правом посылать на эту землю своего виноградаря.
Арендный срок для хлеба начинается с архонтства Эвбула (345—
Казначеи демы должны высечь договор на каменных столбах и поставить один из них внутри храма Гебы, другой на портике. Они должны также поставить на земле межевые столбы, по два с каждой стороны, не менее как в три фута вышиной.
Если государство обложит землю каким-нибудь налогом (εἰσφορά), то платить его будут айксонцы; если же его внесут арендаторы, он будет включен в арендную плату.
Запрещается перевозить срытую землю в какое бы то ни было место за пределами данного участка.
Если кто-нибудь предложит произвести изменение в этом договоре до истечения сорокалетнего срока и проведет это изменение, арендаторы имеют право вчинить этому лицу иск об убытках».
(Corpus inscriptionum Atticarum. т. II, 1055).
5. Мелкие землевладельцы.
Плуг. |
В Греции существовал целый класс мелких собственников, которые обрабатывали свою землю сами с помощью своей семьи и нескольких рабов. Гезиод дал нам точную картину их положения, нравов и понятий. Описываемый им землевладелец имеет два плуга, из которых один запасной, пару быков и штат прислуги. Он не довольствуется отдачей приказаний и надзором над своими с.216 работниками; он сам работает среди них, принимая участие в их труде: он сеет, жнет и сам изготовляет рабочие орудия. Он особенно ярко проявляет ту жажду наживы, тот эгоизм, дух порядка и экономии, которые обыкновенно свойственны крестьянину.
«Тот, кто имеет честного соседа, может считаться баловнем судьбы… Не бери в долг у своего соседа слишком много и при отдаче возвращай ему столько же; если можешь, отдавай даже больше, чтобы обеспечить себе помощь в день нужды». «Если малое постоянно прибавлять к малому, то скоро получится много. Если будешь прибавлять к тому, что у тебя уже имеется, можешь наверно избежать голода. То, что хранится у тебя в доме, не причиняет забот. Надежнее хранить свое добро у себя, чем где-нибудь в другом месте. Приятно брать из того, что у тебя есть; тяжело не иметь, откуда взять… Большое имущество требует больших забот, но оно дает и большие выгоды». «Снабжай всегда свое жилище земледельческими орудиями; никогда не занимай их у других: если тебе откажут в них, ты потеряешь удобный момент, благоприятное время для работы. Не откладывай дела до завтра и до послезавтра. Кто боится труда, кто медлит его выполнить, тот никогда не наполнит своей житницы. Работа идет вперед только благодаря прилежанию, а ленивый всегда борется с нуждой».
У многих комических поэтов являлась мысль вывести на сцену афинского деревенского жителя, и нам известно, по крайней мере по названию, множество пьес с подобным содержанием; это служит доказательством, что класс мелких землевладельцев пользовался известным значением в Аттике. К нему принадлежат: Дерсет в пьесе Аристофана «Ахарняне», который жалуется, что беотийцы отняли у него пару быков; Хремил в «Плутосе», который питается тем же диким луком, что и его рабы; Хрем, несомненно заимствованный Теренцием у Менандра, который постоянно возится с какой-нибудь работой, точно у него совсем с.217 нет работников. К ним можно присоединить Клитона и Геронакса в «Антологии»8, которые говорят такими словами: «Эта маленькая ферма — собственность Клитона; ему же принадлежат эти несколько борозд, которые надо засеять, этот лежащий близ них маленький виноградник и этот маленький лесок, где можно нарубить несколько охапок дров. И в этом маленьком именьице Клитон прожил 80 лет».
Крестьянин, едущий на рынок. |
Разливка вина. |
«Деметре, покровительнице веяльщиков, богиням-покровительницам посевов земледелец Геронакс посвящает из своей скудной жатвы эту охапку колосьев и различных овощей. Он возлагает на этот каменный треножник этот скромный дар, уделенный из его скудного урожая; он владеет только самым ничтожным наследием на этом печальном холме».
6. Крупные землевладельцы.
Ксенофонт в своем сочинении «Домоводство» изображает нам тип богатого землевладельца, который хотя и ведет самостоятельное хозяйство на своих землях, но ограничивается только руководством всеми работами, не принимая в них непосредственного участия. Местожительство Исхомаха — Афины, но он ежедневно посещает свое имение, расположенное недалеко от города. Все работы выполняются там рабами или вольноотпущенниками. Он покупает еще плохо обученных рабов и с.218 сам старается приучить их к делу. Он знает свое хозяйство в совершенстве; ни одна отрасль земледелия не остается неизученной им. Он отличается не только духовными качествами хорошего агронома, а обладает и всеми техническими знаниями. Убежденный в том, что хозяйский глаз незаменим, он — всегда среди своих работников: то сделает замечание, то похвалит; вместе с тем он сам служит для всех образцовым примером прилежания и усердия; со всеми он обходится по заслугам и владеет, наконец, высшим даром толково распоряжаться.
Не все афиняне обладали такой внимательностью и такой опытностью. Некоторые не питали к земле любви и стремились освободиться от нее. Иные посещали свои хозяйства только через большие промежутки времени, например, в период посева или — жатвы, и возлагали заведывание именьем на управляющего из рабов.
Но наряду с землевладельцами, которых отвлекали от деревни политические интересы, торговые или промышленные дела, или, наконец, их собственные вкусы, не было недостатка в таких, которые находили в сельской жизни много прелести или большую выгоду и принимали горячо к сердцу свое хозяйство. Стрепсиад в комедии Аристофана, человек, который, несмотря на брак с женщиной из хорошего общества, продолжает жить в предместье и от которого по-прежнему пахнет виноградником, сыром и шерстью, — не выдуманное лицо. Ораторы дают указания и относительно других землевладельцев, жизнь которых складывалась более или менее так же. Многие богатые люди, хотя и имели дом в городе, делали местом своего постоянного жительства деревню. В начале Пелопоннесской войны9, когда поселяне должны были бежать перед неприятелем и укрыться в Афинах, переселение в город приняло широкие размеры. Фукидид, очевидец этого зрелища, заявляет, с.219 что большинство старинных фамилий обыкновенно всегда жили в течение целого года на своих землях; переезд оттуда казался для них настоящим изгнанием.
Феокрит10 своим описанием поместий Авгия дает понятие о земельном строе в Сицилии. В отсутствие хозяина обязанности управляющего выполняет доверенный раб, которому помогает многочисленный штат служащих. Но Авгий входит, насколько возможно, сам в дела своего поместья, думая таким путем извлечь побольше дохода, и рассказ начинается как раз с момента, когда Авгий наблюдает за работами. Ксенофонт изображает нам аристократов Мантинеи; они живут среди своих владений и занимаются сами обработкой их. Филопемену принадлежит прекрасная ферма в окрестностях Мегалополиса; он ездит туда, как только у него находится свободное от общественных дел время; ему доставляет истинное удовольствие видеть своих пастухов и виноделов за работой. Один историк хвалит земледельческое хозяйство на Корцире, красоту деревенских домов, прекрасное состояние сельских построек, многочисленность стад и рабов; все это свидетельствует, что речь здесь идет скорее о системе непосредственной обработки земли владельцем ее, чем о сдаче ее в аренду.
Земледелие. |
Сельскохозяйственные работы чаще всего выполнялись рабами; во главе их стоял управитель, который сам был или рабом или вольноотпущенным. Но иногда пользовались для работ и свободными рабочими (μισθωτοί).
(По Guiraud. La propriété en Grèce, кн. III, гл. IV).
с.220
7. Земледельческие продукты.
Хлебные растения. — Единственными хлебными растениями, известными в Греции, были пшеница и ячмень. На основании текстов легко установить, что их возделывали повсюду. Тем не менее не везде сеяли в одинаковой пропорции одни и те же сорта хлеба. В Аттике в течение IV века ячменя производилось в десять раз больше, чем пшеницы, за исключением тех местностей, которые примыкали к Беотии; там это отношение равнялось двум к одному. На о. Скиросе и в Мирине на о. Лесбосе отношение это было три к одному; в Гефестии — пять к одному; в Имбросе — один к двум; на Саламине сеяли только ячмень. В Танагре и Анфедоне было мало хлебных растений; то же самое происходило, очевидно, и в странах с обширными пастбищами, как, например, Аркадия, Фессалия, Этолия, Акарнания, или с крупными виноградниками, как большинство островов.
Сбор олив. |
Вино. — Вино еще с гомеровских времен было в Греции обыкновенным напитком; им пользовались также при жертвоприношениях и погребальных обрядах. Поэтому виноградники были очень распространены. Поместье считалось хорошо поставленным только в том случае, если в нем были виноградники. Вино было различных качеств. Гомер восхваляет вино из Прамны, близ с.221 Смирны, и из Маронеи на Фракийском берегу; это последнее можно было разбавлять в двадцать раз большим количеством воды. Во времена Аристофана вино было одним из главных продуктов производства Аттики. Тогда умели различать достоинства и недостатки каждого вина. «Давайте вашим друзьям в праздники вино, называемое „саприас”, а вашим врагам — пепаретское вино», говорит один комический писатель. Наиболее славилось хиосское вино, особенно из ариузской области.
Азиатское побережье и большинство соседних островов, за исключением Самоса, производили такие же вина; они очень ценились знатоками и прекрасно действовали на больных; согласно Страбону подобными же винами были эфесские, метрополисские, месогисские, тмольские, катакекавменские, книдские и смирнские. Тот же автор хвалит мессинское вино. Некоторые сорта вин содержали такое количество алкоголя, что могли сохраняться многие годы.
Плоды и овощи. — Наиболее распространенным плодовым деревом было оливковое. Греки иногда употребляли в пищу самые плоды этого дерева, главным образом в соленом виде; но по преимуществу из них делали масло.
В саду Алкиноя и в огороде Лаэрта, описанных в «Одиссее», уже росли оливки. Их было множество в Аттике, где существовал даже закон, воспрещавший вырывать их с корнями. Возделывание их приносило, несомненно, большие выгоды, потому что некоторые частновладельческие земли были совершенно покрыты ими.
Диодор11 сообщает, что эти деревья занимали значительную часть территории Агригента и доставляли большую выгоду землевладельцам. Ксенофонт выражает удивление, что их нет в одной прибрежной стране у Понта Эвксинского. Их действительно можно было встретить повсюду в Греции, в Эпидамне, в Сикионе, с.222 в Малой Азии, на Цикладских островах, на о. Самосе, на о. Крите и в Италии.
Не менее богата была страна и фиговыми деревьями. Известно, что фиги были одним из самых любимых яств греков, так что вывоз их был даже запрещен. Они произрастали также в Лаконии и на островах: Цитере, Родосе, Хиосе, Наксосе, Паросе и Итаке; самые крупные фиги шли с Олинфа.
Греки возделывали и многие другие плодовые деревья, в частности яблоню, грушу, айву, гранат, миндаль, каштан, орех, сливу.
У них было также множество овощей; достаточно указать на бобы, чечевицу, овечий горох, лупин, капусту, репу, редиску, артишоки, салат, лук, чеснок, порей, огурцы, тыквы, дыни или арбузы, морковь.
Прядильные растения. — Из прядильных растений греческие авторы упоминают об известном сорте льна, который сеяли на о. Аморге и из которого ткали материи, очень ценившиеся для женской одежды. Из Элиды вывозился подобный же материал, носивший наименование «биссос», который служил для производства очень легких тканей. Тем не менее греки предпочитали приобретать лен за пределами своей страны, в особенности в Египте и Колхиде. Плиний12 хвалит коноплю из Алабанды и из Миласы в Азии, но он не говорит, что это растение привозилось только оттуда.
Леса. — В древности Эллада была очень лесиста. По-видимому, лес на горах сохранился до времен довольно близких к V веку. Но развитие кораблестроения и расчистка почвы под пашню мало-помалу уничтожили строевой лес, за исключением Аркадии, Эвбеи и областей Олимпа и Парнаса. Повсюду в других местах остались только небольшие лески, дававшие в лучшем случае дерево для дров и углей. Что же касается строевого леса, то его приходилось вывозить из Македонии, Фракии или с берегов Черного моря.
(По Guiraud. La propriété en Grèce, кн. III, гл. VI).
с.223
8. Скотоводство.
Пастбища в эллинском мире не были редкостью. Эврипид13 называет Мессению страной, которая «во всех направлениях изборождена ручьями и очень удобна для разведения быков и овец». Дикеарх14 говорит, что долина Фив очень благоприятствовала разведению лошадей. Страбон восхваляет в этом отношении Аркадию, Этолию, Акарнанию и Фессалию. В Херсонесе Фракийском, по указанию Ксенофонта, встречались прекрасные пастбища. О долинах Малой Азии, как, например, Магнезии и Колофона, можно сказать то же самое. В конце концов даже в областях с самой суровой и бесплодной природой была возможность прокармливать овец и коз.
Греки занимались скотоводством всюду, где это было только возможно по условиям почвы. В Орхомене, в Беотии, общественные пастбища отличались такой величиной, что каждый человек имел право выгонять туда по 220 голов крупного скота и по 1000 мелкого. В Фессалии всегда было изобилие лошадей, а в Аркадии — овец.
Лошадьми мало пользовались при полевых работах, но употребляли их для верховой езды и для упряжи. Аристократический класс отчасти из чувства гражданского долга, отчасти по собственной склонности охотно участвовал в состязаниях на общественных играх, а известно, что бега лошадей и колесниц были главной приманкой этих празднеств. Надо было, наконец, считаться с потребностями войска. Главными центрами разведения лошадей были: Этолия, Фессалия, Акарнания, Эпир, Эвбея, Беотия, Сикион, Эпидавр, Аркадия, Элида, Сицилия, Киренаика и некоторые местности Малой Азии.
Осел упоминается у Гомера только один раз, а у Гезиода — ни разу; поэтому можно думать, что в древности им мало пользовались; впоследствии же его начали ценить гораздо больше, в качестве вьючного и верхового с.224 животного; стали даже употреблять в пищу его мясо. Лучшими ослами считались аркадские, но и киренские, фессалийские и эпирские также пользовались некоторой известностью.
Мул в стране с такой неровной поверхностью был в высшей степени ценным животным; он работал, таскал тяжести; его запрягали в повозки и другие упряжки; наконец, он участвовал и на Олимпийских играх.
Бык был по преимуществу животным рабочим. В гомеровскую эпоху в пищу употребляли много коровьего мяса. С течением времени вкусы изменились, и, не отказываясь от коровьего мяса вполне, мало-помалу перешли к другому способу питания. В городах, где господствовало законодательство Пифагора, было запрещено посылать на бойню рабочих волов. В Аттике избегали приносить этих животных в жертву богам, когда это могло повредить земледельческим работам. Впрочем, повсюду можно было откармливать на убой состарившегося и обессиленного быка. Лучшей породой быков была эпирская. На о. Эвбее, в Киренаике, Мессении, Понте, Беотии были свои породы.
Из коровьего молока делали сыр; впрочем, этот продукт начал широко потребляться только в два последние века до Р. Х.
Как сообщает историк Филохор15, было время, когда афинские законы запрещали есть ягнят; а другой писатель, Андротион16, доходит до утверждения, что нельзя было убивать овцы, которая не была ни разу острижена и не имела ягнят. Но если это правило и существовало, то оно скоро перестало соблюдаться. Тем не менее греки разводили овец больше для молока и шерсти, чем для мяса. Из всех овечьих сыров самым знаменитым был китносский. Его превосходное качество объяснялось особым сортом травы, росшей на острове Китносе. Ее стали сеять потом и на других Цикладских с.225 островах, а затем и в остальной Греции; производство сыра благодаря этому много выиграло. Лучшие сорта шерсти шли из Эпира, Беотии, Аркадии, Сицилии, Мегары, Ахайи, Эвбеи и островов Эгейского моря.
Козы представляли ту выгоду, что их очень легко было прокормить; поэтому их разводили в гористых и бесплодных местностях. Коз было много на островах, а именно на Аргинусских, на Скиросе, Икарии и Наксосе. Они были также очень многочисленны и в Аттике. Их молоко давало возможность изготовлять большое количество сыру.
Из одного места сочинений Платона следует, что свинопасы составляли значительную часть населения государства-города. Действительно, в Греции очень любили свиное мясо. В аттических деревнях почти не встречалось таких даже маленьких хозяйств, которые не имели бы своей свиньи. Если это животное откармливали, оно приносило большие барыши. Особенно много свиней разводили в Мегаре, Беотии, Аркадии, Этолии, Акарнании, Сицилии.
Ко всем этим продуктам хозяйства надо прибавить еще домашнюю птицу, как, например, павлинов, цесарок, фазанов, кур, голубей, гусей и уток.
(По Guiraud, вышеуказанный труд, кн. III, гл. VI).
9. Промышленность в Греции.
В гомеровскую эпоху в Греции уже существовала промышленность, но она была еще в зачаточном состоянии, и производство ограничивалось самыми обыкновенными и общераспространенными вещами. Все предметы роскоши вывозились из-за границы. До половины VII века «богатые семьи одевались в египетские и финикийские ткани, полы в своих жилищах покрывали коврами из Сард, пили и ели из металлической посуды, сделанной в Тире или Сидоне». (Rayet. Histoire de la céramique grecque, стр. 41).
Однако, с течением времени греческая промышленность развилась; сначала она находилась под сильным с.226 влиянием восточных произведений, потом начала проявлять и собственную изобретательность. Греки привлекли к себе иностранных мастеров, раздобыли из-за границы образцы и модели; когда же их собственный вкус развился, они начали делать все самостоятельно, а кончили тем, что перестали ввозить продукты чужой промышленности, свои же принялись вывозить во всех направлениях. Мы не будем изучать истории этого развития; кроме того, в различных государствах оно проявлялось различно: все зависело от более или менее благоприятных обстоятельств, в которых находилось каждое из этих государств, от его местоположения, естественных богатств почвы, иногда же и от его правительства.
Женщина за ткацким станком. |
Раньше всего промышленность развилась в Коринфе; уже с VIII века разрисованные коринфские вазы проникли даже в Этрурию. В Афинах она появилась позднее, но, вступив на этот путь, афиняне затмили вскоре всех своих соперников.
«Под влиянием законов Солона и просвещенной власти Пизистрата, город, сначала маленький и убогий, к половине V века достиг высокой степени благосостояния. Благодаря разработке серебряной руды в Лаврионе, в с.227 руках афинян оказалось большое количество серебра, и это новое богатство дало сильный толчок развитию промышленности и торговли. Свободное население стремилось найти в промышленности и мореплавании те средства, которых ему не давала скудная почва и которые оно не желало добывать тяжелым трудом в рудниках. Повсюду стали основываться фабрики мебели, оружия, материй, а в особенности — ваз. Афины с тех пор сделались городом мануфактурной промышленности, и завоевание Саламина, победоносная война против Эгины дали им возможность выпустить без страха в Эгейское море свои корабли, которые должны были развозить в дальние местности произведения их мастерских». (Там же, стр. 97).
В области промышленности греки проявили те же качества, как и во всех других отношениях: они обладали необычайной ловкостью рук, живой изобретательностью, особой способностью угадывать вкусы своих потребителей и, наконец, поразительным уменьем отыскивать все новые пути для сбыта товаров.
10. Разделение промышленного труда.
В маленьких городах одни и те же люди делают кровати, двери, плуги, столы и строят даже дома; они счастливы, если их мастерство дает им возможность прокормиться, потому что невозможно, чтобы человек, занимающейся столькими ремеслами, знал их все хорошо. Наоборот, в больших городах, где множество людей нуждается в одних и тех же вещах, одно ремесло прокармливает человека, занимающегося им; иногда достаточно знать даже только одну отрасль какого-нибудь ремесла: так, один изготовляет мужскую, другой — женскую обувь; один только шьет сандалии, другой кроит их из кожи; один выкраивает хитоны, другой только сметывает их части. Разумеется, когда человек ограничен в своей работе узкой областью, он должен делать ее хорошо.
(Ксенофонт. Киропедия, VIII, 2—
с.228
11. Организация промышленного труда.
В Афинах было два разряда рабочих: рабы и люди свободные.
Рабы в свою очередь подразделялись на две категории: одни работали за счет своего господина, другие — за свой собственный счет. В первом случае они занимались работой в мастерских. В Греции были и фабрики, но они отличались гораздо меньшими размерами, чем наши современные, потому что там не существовало машин и все делалось руками. В мастерской собиралось по 20, 30, 40, 100, 120 рабов — не больше; во всяком случае нам неизвестны цифры выше 120. Господин кормил этих людей и давал им кров и одежду, ему же шел весь доход с их труда.
Применяли также и другую систему. Чтобы не подвергать себя никакому риску и избавиться от хлопот по надзору, господин часто разрешал своим рабам наниматься на работу к посторонним лицам, но при этом взыскивал в свою пользу определенную часть их заработной платы. Так, один грек отдавал в наем арендаторам рудников 1000 рабов, что приносило ему около 600 рублей чистого дохода в день. Иногда господин разрешал также рабам работать за их собственный счет с тем, чтобы они вносили ему определенный оброк с души за день. Так, например, некто Тимарх имел десяток рабов-кожевников, которые составляли своего рода кооперативное общество, управляемое одним из них; каждый уплачивал Тимарху 2 обола в день (около 12 коп.), а их старшина — 3 обола (около 18 коп.).
Такие доходы были довольно высоки, если их сравнить с обычной стоимостью раба. Господа получали от работы раба на рудниках —
с.229 Крупные рабовладельцы, промышлявшие рабским трудом, были то граждане, то иностранцы, поселившиеся на постоянное жительство в греческих государствах. Документы знакомят нас с довольно большим числом таких людей: Навсикид — мукомол, Кирен — булочник, «ведший широкий образ жизни»; Демеад — владелец мастерской хламид, Клеон и Анит — кожевники, отец Демосфена — оружейник и мебельщик, банкир Пасион — фабрикант щитов, Гипербол — фабрикант ламп, отец Исократа — фабрикант музыкальных инструментов, Клеофон — фабрикант лир; Леократ, «который имеет мастерскую рабочих-кузнецов»; Кефал, отец оратора Лизия — фабрикант щитов.
Кроме того, и в Афинах и в других местах были мелкие предприниматели. Так, на агоре можно было видеть множество парикмахерских, москательных и сапожных лавок и лавок с другими произведениями ремесла. Народное собрание, по словам Ксенофонта, состояло в большинстве из шерстобитов, сапожников, каменщиков, котельщиков, земледельцев, торговцев и старьевщиков. Эти люди, обладающие очень скромными средствами, обзаводились необходимыми принадлежностями и работали непосредственно на заказчиков. Им помогали в работе то их дети, то один свободный рабочий, то собственный или наемный раб. Профессии ремесленников были обыкновенно наследственными. Эта наследственность занятий являлась обычной чертой обществ, имеющих простое устройство, каким и было эллинское общество; кроме того, так как по закону каждый бедный или малосостоятельный гражданин был обязан обучить своего сына какому-нибудь ремеслу, то, естественно, он обучал его тому, которым занимался сам.
Некоторые указания наводят на мысль, что конкуренция рабского труда была причиной постепенного упадка класса ремесленников и что после несчастной Пелопоннесской войны многие мелкие хозяева мастерских опустились до положения наемных рабочих. Благодаря этому число таких наемных работников в IV веке было больше, с.230 чем в V, и они не всегда находили применение своим силам.
В Греции отличали поденную работу и сдельную. У нас есть одна надпись, в которой указывается, что одни рабочие получают плату сдельно, тогда как другие работают поденно. На о. Паросе особый полицейский чиновник, называвшийся агораномом, надзирал за тем, «чтобы поденщики и их хозяева не причиняли друг другу никаких обид: первые должны были выполнять свои обязательства, вторые — платить им жалованье, не доводя дело до судебного разбирательства. (Rangabé. Antiquités helléniques,
Греческий сапожник. |
Платон высказывает пожелание, чтобы тяжбы этого рода разбирались полицейскими чиновниками (астиномами), если сумма иска не превосходит 50 драхм (около 18 р. 50 к.); если же она больше, то дело должно перейти в суд. (Законы, VIII). Мы не знаем, является ли это воспроизведением афинского закона.
Заработная плата была, разумеется, очень различна. с.231 Вот несколько цифр, которые встречаются в документах. Носильщик зарабатывал в день 4 обола (около 24 коп.); каменщик-чернорабочий — 3 обола (около 18 коп.); пильщики камней, работающие при постройке храма Эрехтейона17, получали по драхме (около 37 коп.); то же самое платили рабочим на постройке другого общественного здания, может быть, Парфенона18 или Пропилей. Ночные работы оплачивались дороже; в документе говорится о двух молодых людях, занятых ночью на мельнице и получающих каждый по 2 драхмы (около 75 коп.).
Греческий кузнец. |
При окраске карниза Парфенона за каждый фут платили по 5 оболов (около 30 коп.); за выдалбливание ложбинок на колоннах давали от 18 до 20 драхм (около 6 р. 65 к. — 7 р. 40 к.); плата за отделку верхней части небольших статуй равнялась 60 драхмам (около 22 руб.); за то, чтобы свалять сукно для гиматиона, брали не более
с.232 Отметим в заключение, что женский труд применялся в промышленном производстве главным образом при тканье материй.
(По Büchsenschütz. Besitz und Erwerb im griechischen Alterthume, стр. 336 и сл.; Brants. De la condition du travailleur libre dans l’industrie athénienne, стр. 6 и сл.; Caillemer. Dict. des antiq. т. I, стр. 321 и 445).
12. Рудники.
В Греции добывали главным образом три металла: медь, золото и серебро. Медь находилась по преимуществу на о. Кипре и о. Эвбее; золото на о. Сифне, на о. Фазосе, во Фракии, в Македонии, в некоторых местностях Фессалии и Эпире; серебро — на о. Сифне, в Македонии, в Эпире и в Аттике. Самой знаменитой из всех рудоносных местностей был Лаврион, в южной Аттике, где существовали богатые месторождения серебра.
«Залежи металлов, — говорит один писатель
«Афинское законодательство, касающееся рудников, коренилось на следующих основаниях. Государство уступало рудники частным лицам за определенную цену. Человек, получивший рудоносную землю, обязывался разрабатывать ее и выплачивать государству ежегодный налог, равный одной двадцать четвертой части добываемого материала. Неисполнение этого обязательства могло повести за собой потерю прав на разработку руды. Объявления относительно отдачи для разработки этих земель публиковались в афишах. При раздаче участков руководились планом, на котором были указаны их границы». (Dareste. Plaidoyers civils de Démosthène, т. I, стр. 272).
с.233 Владельцем рудника был то один человек, то группа акционеров. Гиперид19 сообщает об одном руднике, «в котором большая часть богатых граждан имели свои доли».
Применение машин было неизвестно, и вся работа выполнялась рабами. Существовало два способа разработки рудников. В одном владелец рудника мог сдавать его с рабами или без них в аренду то одному, то нескольким лицам; эти арендаторы выдавали владельцу заранее определенную плату, а сами пользовались тем, что оставалось. Пример этого находится в речи Демосфена «Против Пантенета». В других случаях владелец сам занимался разработкой рудника, приобретая необходимое количество рабов путем покупки их или найма; эта система применялась чаще всего.
Афиняне, вследствие несовершенства их металлургических приемов, не извлекали из руд всего заключавшегося в них серебра, так что и до сих пор еще заводы Лавриона лишь перерабатывают оставшиеся от древних греков шлаки. Тем не менее разработка рудников давала большие выгоды. Автор «Доходов Афин»20 свидетельствует, что это обогатило многих частных лиц. Нам, кроме того, известно, что раб, отданный внаймы хозяину рудников, давал своему господину доход, равнявшийся в среднем
13. Торговля в Греции.
Уже в гомеровские времена в Греции существовала известная торговая деятельность. Но ее развитию мешали пираты, которые были очень многочисленны в то время, и мы видим, что внешняя торговля велась главным образом через посредство иностранцев. Однако, мало-помалу греки освоились с морем. Города азиатского побережья подали пример в этом отношении, а за ними последовали и города собственно греческие. Сильное с.234 колонизационное движение, начавшееся в VIII веке, еще более способствовало развитию склонности греков к торговле, в то же время было ярко выраженным признаком этой последней. Вскоре греки сделались самыми главными торговцами восточной части Средиземного моря.
Их корабли отыскивали продукты питания и сырые материалы и развозили предметы национальной промышленности повсюду, начиная с отдаленных берегов Азовского моря и до современной Тосканы. Эгина, Коринф, города о. Эвбеи, о. Делос, Милет, о. Самос, Фокея, о. Родос, Эфес и большая часть городов Малой Азии были в течение нескольких веков крупными торговыми пунктами. Но, начиная с
14. Рынки в греческих городах.
В греческих городах рынок, или агора, не был местом, предназначенным только для торговли. В Афинах на этой площади находились и важнейшие здания: с.235 высшее правительственное учреждение, суды, храмы; там были устроены превосходные аллеи платанов и тополей, насаженных по распоряжению Кимона21; там же возвышались статуи героев-эпонимов22, на пьедесталах которых вывешивались официальные объявления, и трибуна, откуда глашатай объявлял о различных распоряжениях и судебных приговорах. Среди всех этих зданий и вокруг них располагались торговцы.
Крестьянин, идущий на рынок. |
Для каждого отдельного вида продуктов было отведено особое место, которое и носило наименование продукта, продававшегося здесь; так, существовали части — «сырная», «рыбная», «горшечная», «винная» и т. п. Торговцы размещались: одни — на открытом воздухе, другие — в скромных палатках из материи, третьи — в небольших переносных лавочках, сделанных из сплетенных ветвей или из камыша. У некоторых были и настоящие магазины. С агорой сливались устраиваемые прежде по соседству с.236 с нею различные мастерские. На самой площади располагались, сидя перед своими конторами (τράπεζαι), банкиры или трапезиты. На некотором расстоянии можно было видеть группы свободных людей или рабов, предлагавших в наем свой труд.
В некоторых городах для рынков воздвигались специальные здания. В Афинах со времен Перикла был построен такой рынок для мучной торговли, в Мегаре — для торговли благовониями. В иных городах, в особенности в Малой Азии, строили настоящие базары, отдельные здания которых разграничивались узкими улочками.
Богатая или состоятельная женщина никогда не ходила на рынок; она не посылала туда даже своих прислужниц, потому что покупкой провизии и отправкой ее домой с посыльным заведовал муж. Он выполнял эту обязанность лично или возлагал ее на своего раба. Нередко можно было видеть воина в полном вооружении, торгующегося из-за сардинок или фиг, или действительно встретить, как это описано в одной комедии Аристофана, офицеров конницы, важно несущих в своих касках вареные овощи.
Феофраст и Поллукс23 упоминают, правда, о женском рынке, но это, конечно, был или рынок, где продавались различные вещи женского обихода или где продавщицами были женщины.
За выполнением полицейских постановлений на агоре следили агораномы. Так, рыбный рынок мог начинать торговлю только после сигнала, подаваемого колоколом. Комические поэты упоминают также о различных подробностях, например, запрещении торговцам рыбой опрыскивать водой несвежую рыбу, продавцам вообще сбавлять с цены, которую они спросили сначала. Но эти подробности, особенно во втором случае, внушают подозрение.
(Caillemer. Dict. des antiq., т. I, стр. 15).
с.237
15. Приемы торговцев.
Вот одно место из сочинений Платона, где автор намекает на приемы, к которым прибегали торговцы.
«Каждый человек должен считать равносильным подмен товаров, ложь и обман и признать отвратительным распространенное в народной среде правило, будто бы проступки подобного рода законны, если они совершены при удобном случае.
Пусть никто не будет виновным ни на словах, ни на деле во лжи, обмане, подмене товаров, в особенности, когда боги призываются во свидетели, что обмана нет. Пусть тот, кто продает на рынке, никогда не назначает за товар две цены; если торговец не найдет покупателя на товар за объявленную цену, он должен унести его и вынести на продажу в другой раз, а в один и тот же день он не должен ни повышать, ни понижать объявленной цены. Пусть также продавец воздержится от сопровождаемых клятвами восхвалений своего товара».
(Платон. Законы, XI).
16. Ярмарки.
Ярмарки в Греции происходили около всех крупных святилищ, которые, как известно, привлекали множество богомольцев и любопытных. Мы получаем понятие о полицейских правилах, действовавших там, по следующим строкам одной пелопоннесской надписи:
«Место, где будет происходить торговля, назначат гиерои. Городской агораном должен следить, чтобы торговцы продавали без обмана и чтобы те меры и весы, которыми они пользуются, согласовались с государственными мерами и весами. Агораном не должен назначать ни цен, ни времени торговли. Он не должен взыскивать с продавцов никаких поборов за место. Торговцы, которые не будут выполнять этих предписаний, с.238 подвергнутся наказанию кнутом, если они рабы, и штрафу, если они люди свободные».
(Dittenberger. Sylloge inscript. graec. 388, строки 99 и след.).
17. Торговое законодательство.
Ввоз товаров в Аттику и вывоз из нее оплачивался пошлиной, равняющейся
Но в некоторых случаях закон предписывал в высшей степени суровые запретительные меры. Так, был запрещен вывоз хлеба, леса и других земледельческих продуктов. Была запрещена на некоторое время всякая торговля с Мегарой.
В Афинах не было ни монополий, ни привилегированных торговых компаний, и всякий человек, будь он гражданин или метэк24, вел торговлю по своему усмотрению. Однако, это правило нарушалось, если были затронуты общественные интересы. Например, некоторым лицам запрещалось плавание по Геллеспонту или в Ионию; может быть, это вызывалось тем, что они совершили раньше какие-нибудь проступки, вредящие доброму имени Афин. Было запрещено давать деньги под залог корабля или его груза, если судохозяин не брал на себя обязательства привезти в Пирей зерновой хлеб или другие продукты. Чтобы противодействовать барышничеству с хлебом, закон определял то количество его, какое имело право приобрести каждое частное лицо.
Купцам предоставлялись особые льготы. Обыкновенно они освобождались от воинской повинности. В одном с.239 тексте есть указание на то, что их освобождали и от налога на капитал, но это едва ли вероятно. Нигде с иноземными купцами не обходились так хорошо, как в Афинах. Один закон, приводимый Демосфеном, гласил, «что купцы и капитаны кораблей могли жаловаться фесмофетам25, если им причинена какая-нибудь обида на торговой площади; виновные при этом подвергались заключению в тюрьме до полной выплаты штрафа, наложенного на них».
Тот же автор приводит другой закон, направленный против тех, кто пытался подвести под суд владельцев кораблей и купцов: воспрещалось привлекать к какому бы то ни было судебному процессу подобных лиц, «в случае если доносчик не выказал полной уверенности, что может представить доказательства своих обвинений». В Афинах знали, что время — деньги. Поэтому судебные процессы в IV веке разбирались там в течение месяца, следовавшего за подачей жалобы, и преимущественно зимой, когда навигация прекращалась.
18. Афинская политика и хлебная торговля.
Афины получали из-за границы большую часть потребляемого ими хлеба; поэтому для них имело большое значение пользоваться доступом в страны, наиболее изобилующие хлебом, а именно в ту область Босфора Киммерийского, которая соответствует южной России. По этой причине Перикл и позаботился поставить там в нескольких укрепленных пунктах афинские гарнизоны. После пелопоннесской войны такие отдаленные посты были уничтожены, но с тех пор в афинской политике можно видеть постоянное стремление поддерживать самые дружелюбные отношения с властителями этой страны. У нас есть целый ряд декретов, постановленных в честь босфорских царей: это доказывает, какое значение придавали союзу с ними в Афинах.
с.240 Кроме того, надо было позаботиться, чтобы сообщение с портами хлебородных земель было всегда свободно. Никогда англичане не охраняли путь в Индию так бдительно, как афиняне путь в Босфор. Существовала дорога, которая особенно нуждалась в охране: это были два пролива, которые соединяли Архипелаг с Черным морем. В эпоху своего морского могущества (V в.) афиняне поспешили подчинить своей власти город Византию (Константинополь); кроме того, они послали в Геллеспонт (Дарданеллы) военачальников, конечно, с войском и с эскадрой для несения службы по охране; наконец, Херсонес Фракийский (полуостров Галлиполи) был настоящей афинской колонией, которая поддерживала постоянные сношения с метрополией. Окончательная победа Спарты положила предел такому порядку вещей. Но, как только афиняне оправились от поражения, они снова устремили свои взоры на проливы, и одним из первых городов, который они подчинили своему восстановленному влиянию, была Византия. Пропонтида (Мраморное море) являлась для афинян таким уязвимым местом, что Филипп Македонский26 пустил в ход все свои военные силы и все усилия своей дипломатии, чтобы вытеснить их оттуда, и Демосфен, как нам известно, спешно предпринял путешествие в Византию, чтобы завоевать дружбу непостоянных византийцев.
(Guiraud. Études économiques sur l’antiquité, стр. 9).
19. Денежные операции.
Афиняне, как и современные народы, были знакомы с искусством пользоваться денежными капиталами. Они различали «мертвый» капитал и деньги «работающие». Они отдавали себе отчет даже в том, что кредит — душа торговли. «Не тот, кто берет в долг, а тот, кто дает, способствует благосостоянию всех морских предприятий».
с.241 Иногда при совершении денежных займов условия заключались только устно. Но чаще всего составлялся при свидетелях письменный акт, который хранился у третьего лица.
Обыкновенно кредитор требовал обеспечения: то он брал закладную на недвижимое имущество своего должника, то получал от него в залог какую-нибудь вещь; наконец, почти всегда одно или несколько лиц поручались за состоятельность берущего в долг.
В договорах относительно долговых обязательств отмечаются две главнейшие статьи: одна обусловливала возвращение капитала в определенный срок, другая гласила об уплате процентов.
Невозвращение капитала в срок влекло за собой различные последствия в зависимости от того, была ли выдана закладная на недвижимое или какое-либо другое имущество, или закладной не было; в первом случае заимодавец делался собственником части заложенного имущества, равной сумме долга; во втором — сумма долга удваивалась.
Что касается процентов, то закон не устанавливал высоты их; она зависела от соглашения сторон и изменялась смотря по обстоятельствам, особенно в зависимости от риска, которому подвергался капитал. Есть примеры, когда процент равнялся
Среди частных лиц многие отдавали свои деньги взаймы. В описях наследств можно нередко встретить упоминание о долговых обязательствах. Но был, кроме того, целый разряд людей, которые специально занимались денежными сделками. Это были банкиры, называемые трапезитами, потому что их конторки носили наименование трапез (столов). Все известные нам банкиры были иностранцами или вольноотпущенниками. Их главные операции состояли в следующем:
1. Они оказывали своим клиентам помощь в составлена договоров и принимали эти акты на хранение.
с.242 2. Они брали на себя различные денежные уплаты то из денег, переданных им должником, то из своих собственных средств, которые они выдавали в виде аванса. Например: «Ликон из Гераклеи, уезжая в Африку, привел в порядок свои дела через своего банкира и дал ему распоряжение уплатить оставленные у него 16 мин и 40 драхм (около 610 руб.) Кефисиаду». (Демосфен. Против Каллиппа, 3). Тимофей собирается покинуть Афины; но, ожидая прибытия леса из Македонии, он условился со своим банкиром, чтобы тот, когда получится этот груз, уплатил расходы по перевозке (1750 драхм — около 648 руб.); банкир уплатил и «записал Тимофея в число своих должников». (Его же. Против Тимофея, 29—
3. Банкиры открывали своим клиентам текущий счет. Например: один молодой иностранец приехал в Афины; он вверяет банкиру Пасиону привезенные им с собой деньги и берет из этого капитала по мере надобности (Исократ27. Трапезитика, 4).
4. Банкиры устраивали денежные переводы. Один афинянин поехал в Милет и, не желая брать с собой капиталов из страха потерять их, внес известную сумму банкиру, а тот написал в Милет своему поверенному, чтобы он перечислил эту сумму на текущий счет путешественника.
5. Банкиры давали в долг деньги и частным лицам и — хотя реже — городам.
Банкир производил различные операции и со своими собственными капиталами и с капиталами своих клиентов. Чтобы внушить к себе доверие публики, он вводил в свое дело как бы соучастников, снабжавших его деньгами и бравших на себя поручительство за него; они имели право на часть доходов и, взамен этого, несли личную ответственность перед кредиторами. Нередко такие предприятия оказывались несостоятельными, и тогда происходила ликвидация дела или банкротство. с.243 В виду этого осторожные люди помещали свои капиталы у нескольких различных банкиров; таким образом они подвергались меньшему риску потери. Так, отец оратора Демосфена имел «2400 драхм (около 890 руб.) в банке Пасиона, 600 (около 220 р.) в банке Пилада и 1600 (около 590 руб.) в банке Демомела».
20. Банкир Пасион.
В конце Пелопоннесской войны в Пирее был банкирский дом, принадлежавший двум совладельцам, Архистрату и Антисфену. У первого был раб Пасион, который с раннего возраста отличался большим умом. Архистрат, в конце концов, отпустил его на волю и, с согласия своего компаньона, передал ему свое предприятие. Против этого Пасиона оратор Исократ написал в 394 г. до Р. Х. свою речь под заглавием «Трапезитика». Он составил ее для сына некоего Сопэя, одного из тех греческих авантюристов, которые составляли себе состояния при дворах полуварварских царей Босфора Киммерийского и Фракии. У Сопэя был сын, стремившийся побывать в Афинах. Отец предоставил в его распоряжение крупную сумму денег и отправил его в Пирей с большим грузом хлеба и других припасов. Выскочке хотелось, чтобы наследник его состояния сделался видной персоной в Афинах; но, пользуясь удовольствиями большого города, молодой человек не должен был пренебрегать делами; отец желал, чтобы сын заботился о его товарах, поддерживал его связи, взыскивал деньги с должников и наблюдал за употреблением его капиталов.
Все шло сначала превосходно. Сопэй направил молодого человека к Пасиону, который оказал ему самый теплый и почтительный прием. И Пасион и его компаньоны предоставили себя к услугам путешественника. Они подыскали ему друзей и позаботились о его удовольствиях. Деньги, полученные от продажи товаров, были взяты в банк, и иностранцу пообещали участие в банковых с.244 предприятиях. Таким образом, сын министра полуварварского государя беззаботно предался наслаждениям этой долгожданной жизни, находя, что в Афинах даже банкиры отличались большой любезностью.
По прошествии нескольких недель распространился слух, что в Понте произошел дворцовый переворот. Сопэй, действительно, потерял расположение царя и попал в тюрьму; его имущество было конфисковано, и царь Сатир послал в Афины уполномоченных, которые должны были разыскать все капиталы, принадлежавшие его бывшему министру, и конфисковать их. Может быть, царь желал также выдачи сына опального сановника. Афины в такой мере нуждались для своей хлебной торговли в хороших отношениях с этими босфорскими царями, что не стали бы рисковать ссорой с Сатиром из-за такого пустяка.
Иностранец, ошеломленный случившимся, бросился к своему доброму другу Пасиону и рассказал ему обо всем. Хитрец Пасион сделал вид, будто принимает большое участие в его горе. Для банка было важно, прежде всего, не лишиться сумм, которые были у него в деле. Поэтому Пасион посоветовал молодому человеку отдать без возражений уполномоченным Сатира товары и небольшую сумму денег, бывшую у него на руках; что же касается капиталов, положенных в банк, то, следуя совету Пасиона, он должен был отрицать их существование и утверждать, что у него не только нет ничего, но что он еще должен банку и многим гражданам.
Иностранец был в восторге от этой мысли, не подозревая, что Пасион готовился обмануть его. Но вскоре он убедился в этом. Опасаясь тех действий, какие афиняне могли предпринять против него, он решил уехать в Византию, в надежде собрать в этом городе какие-нибудь суммы от должников его отца; во всяком случае, ему казалось, что там будут в безопасности его свобода и жизнь. Византия получала хлеб из Фракии, а потому не имела нужды в с.245 босфорском хлебе и не боялась мелких понтийских царьков. Но перед отъездом молодой человек пожелал взять от Пасиона принадлежащие ему деньги. Пасион принял его очень вежливо, хотя имел смущенный вид; он не отрицал своего долга, но признался, что в интересах вкладчика пустил деньги в оборот, и нужно было некоторое время, чтобы вернуть их обратно. Вкладчик согласился подождать; но так как при повторных просьбах о выдаче денег банкир ссылался все на те же причины, то у молодого человека явились подозрения. Он послал к Пасиону двух своих друзей. Тогда Пасион изменил тон: он-де не понимает, чего от него хотят: он ничего не получил и не имеет никаких долгов; напротив, ему должны 300 драхм (около 110 руб.).
Сомненья не было: Пасион решил завладеть состоянием несчастного. Жаловаться было невозможно. Письменных документов не существовало, и свидетелем вклада был только один раб, состоящий при кассе банка. Но разве ограбленный молодой человек не твердил повсюду, что у него ничего нет и что он живет в долг? Пасион был, таким образом, уверен в своей безнаказанности.
Вдруг пришло новое известие, что Сопэй снова вошел в милость у царя, который решил даже обручить своего сына с его дочерью. Это совершенно меняло положение клиента Пасиона; поэтому последний и поспешил принять свои меры. Прежде всего необходимо было удалить кассира Китта, единственного свидетеля вклада иностранца. Пасион отправляет его тайно за границу и затем, думая взять наглостью, обвиняет двух друзей истца, одного из которых звали Менексеном, в подкупе его служащего, похищении из банка при посредничестве этого раба шести талантов (около
К счастью, друг его Менексен был человек сметливый. Не думая отказываться от борьбы, он бросился на розыски Китта. Ему удалось поймать раба и привезти в Афины. Там он обратился к Пасиону с просьбой разрешить подвергнуть беглеца пытке. Чтобы помешать возможности вынудить у раба признания, Пасион придумал следующее. Он стал утверждать, что Китт — свободный человек, а потому с ним нельзя обращаться, как с рабом. Менексен, понимая, что Пасион только хочет выиграть время, воспротивился предварительному освобождению Китта, если только Пасион не внесет залог в сумме, равной той, какую банк был должен иностранцу. Пасион согласился и внес 7 талантов (около
Непоследовательность поступков Пасиона была очевидна. Попавшись в собственные сети, Пасион видимо противоречил сам себе. Он почувствовал, что ему будет трудно объяснить все свои поступки и что он попал в тупик. Тогда он сделал попытку обратиться вспять. Он заявил своим противникам, что они могут допрашивать Китта сколько им угодно. Те согласились и условились встретиться с Пасионом, его рабом и лицами, которые должны были заставить его говорить, в одном храме. Но в назначенный день банкир формально воспротивился применению пытки.
Это упорство произвело дурное впечатление, и Пасион понял, что было благоразумнее пойти на мировую. Он добился тайного свиданья с сыном Сопэя. Тут, вдали от нескромных глаз и ушей, Пасион вел себя иначе. Прикрывая лицо полой своего плаща, как человек, устыдившийся своего поведения, он плакал и говорил, что решился отрицать существование вклада иностранца благодаря серьезным денежным затруднениям; он с.247 давал обязательство вернуть капитал молодому человеку, прося только, чтобы около дела не подымали шума и не губили совершенно его репутации.
Иностранец поверил искренности раскаяния; он обещал Пасиону молчать и согласился дать ему отсрочку. Через три дня при новых переговорах было условлено, что Пасион отправится со своим клиентом в Босфор и там возвратит ему деньги: таким образом, в Афинах никто ни о чем не узнает. Если же Пасион не уплатит долга, то посредником между ним и иноземцем будет царь Сатир, причем, в случае неблагоприятного для банкира приговора, банк должен будет, кроме основного долга, отдать еще половину требуемой с него суммы. Статьи договора были закреплены письменно и документ вручен капитану корабля, по имени Пирону, из Фер в Фессалии. Но Пасион сейчас же подкупил одного из рабов капитана; он достал через него текст договора, подделал его и через своего сообщника положил на прежнее место.
Тогда Пасион снова поднимает голову и начинает действовать с обычным бесстыдством. При первых же требованиях своего клиента ехать с ним, он заявил, что отказывается сделать это. Сын Сопэя стал настаивать и потребовал предъявления договора. Развертывают договор, но вместо первоначальных условий находят расписку в получении денег, данную иностранцем своему банкиру. Ограбленному оставалось только одно: доказать, что Пасион подделал чужую подпись.
Однако дело еще затянулось. Иностранец в сопровождении Китта отправился в Босфор. Молодой человек и раб изложили дело Сатиру. Но царь объявил, что он не сведущ в таких делах. Тем не менее он выразил сыну своего любимца расположение: собрал афинских купцов, находившихся в это время в гавани, и обратил их внимание на дело своего подданного; кроме того, он написал афинскому народу письмо и просил для молодого человека покровительства властей и присяжных. Таким образом, пользуясь заступничеством с.248 своего государя и его нравственной поддержкой, клиент Пасиона по своем возвращении в Афины подал жалобу в суд. Защитительную речь для него написал оратор Исократ; но мы не знаем, выиграл ли иностранец это дело.
Общественное мнение в Афинах, по-видимому, не относилось сурово к плутовским проделкам, подобным описанной. Они могли влечь за собой приговор об уплате убытков, но не уголовное наказание, а потому это и не казалось бесчестием. Кроме того, греки никогда не проявляли особенной строгости в вопросах нравственности. Впрочем, нет никаких доказательств, что Пасион был виновен. Мы знаем дело с точки зрения обвинения, но не знаем его со стороны защиты. Возможно, что молодой человек был искателем приключений, который трезвонил повсюду о влиянии его отца на Сатира, друга афинян, надеялся запугать Пасиона угрозой скандального процесса и вынудить у него деньги.
Главным мотивом, удерживающим нас высказать суждение по этому делу, является рост богатства Пасиона, что могло быть только результатом доверия, которое он сумел внушить множеству своих клиентов-афинян и иноземцев. Демосфен, вспоминая сорок лет спустя рост этого вначале очень скромного состояния, говорит: «Пасион пользовался доверием, а для людей, живущих на бирже и занимающихся биржевыми делами, репутация человека трудолюбивого и честного имеет необычайно сильное влияние».
Предположим даже, что в первые годы своей карьеры Пасион когда-нибудь и поддался искушению, но зато он сумел впоследствии воспользоваться уроком. Обладая большим умом, банкир скоро понял, что для него выгоднее быть честным. Его бывший хозяин Архистрат завещал свой капитал банку; под руководством Пасиона этот банкирский дом сделался первым в Афинах; самые богатые и высокопоставленные люди, как Агиррий28, с.249 Демосфен-отец29, Тимофей30, отдавали ему свои капиталы и брали у него деньги в долг. Ему не раз приходилось оказывать государству денежные услуги, а потому он легко добился звания гражданина.
В 372 г. он еще стоял во главе фирмы, а умер в 370 г. после долгой и мучительной болезни. В этот промежуток времени он, чувствуя себя старым и больным, привел в порядок свои дела и сделал такие распоряжения относительно будущего, что они делают честь его уму. Его доверенным был тогда Формион, раб иноземного происхождения, как и Китт, который имел в то время свое собственное предприятие. Формион был отпущен на волю, а затем, по мере того, как хозяин старел, он получал в банке все большее и большее значение, и в конце концов Пасион поручил ему ведение всего дела целиком.
Можно было бы предполагать, что Пасион передаст банкирский дом своему сыну Аполлодору. Но Аполлодор был полон других планов. Отец воспитал его баловнем, дал ему хорошее образование, разрешил посещать школы риторов, заводить связи среди честолюбивой и богатой молодежи. Аполлодор мечтал о политике, почестях, власти; быть может, он сгорел бы со стыда, если бы ему пришлось сидеть за отцовской конторкой. Но возможно, что и Пасион не был особенно хорошего мнения о сыне, а потому не хотел сделать его своим наследником. Во всяком случае он остановил свой выбор на Формионе. Он сдал ему в аренду сразу и банк и свою фабрику щитов. Аренда фабрики подразумевала и аренду всех ее орудий производства и рабов, обслуживающих ее; что касается банка, то там аренда распространялась на его клиентов и на право пользования вложенными капиталами.
Кроме того, Пасион гарантировал Формиону уплату 11 талантов (около
Арендная плата за фабрику равнялась одному таланту (2220 руб.), и, по-видимому, эта сумма не ложилась тяжело на ее дела, но ежегодная уплата за банк определялась в 100 мин (около 3700 руб.), и она была, вероятно, слишком высока; по крайней мере, когда по истечении 8 лет Формион вышел из дела, наследники Пасиона не могли сдать банк в аренду за более высокую цену, хотя он находился в прекрасном состоянии.
Незадолго до смерти Пасион сделал последние распоряжения. Состояние его равнялось значительной сумме: он имел на 20 талантов (около
Так как у Пасиона было два сына, из которых один еще не достиг совершеннолетия, то он выбрал Формиона опекуном; при этом ответственность последнего должны были разделять несколько друзей и родственников Пасиона, привлеченных к участию в опеке; но, чтобы еще более быть уверенным в Формионе, Пасион взял с него слово жениться на своей вдове Архиппее; она получала приданое в два таланта (4440 руб.), помещенные в Аттике и на о. Пепаретосе, кроме того, жилой дом ценностью в 100 мин (около 3700 руб.), обстановку этого дома, служанок, драгоценные вещи и все, что нужно было для поддержания привычного ей образа жизни. Мы знаем с.251 со слов Демосфена, что многие афинские, эгинские и другие трапезиты поступали так же, как Пасион.
(По Исократу. Трапезитика; Демосфен. Речь в защиту Формиона; Perrot. Mémoires d’archéologie, d’épigraphie et d’histoire, стр. 379—
21. Богатый город Великой Греции31.
В городе Сибарисе насчитывалось кроме рабов
Благодаря большим земельным работам сырая почва, на которой стоял город, была осушена. Хорошо устроенная система каналов отводила в море воды низкой части равнины, в настоящее время снова превратившейся в болото. Каналы были судоходны, и сибариты пользовались ими для перевозки на лодках в город или в порт вина, которое в изобилии производилось на окружающих эту низменную область возвышенностях и очень ценилось в то время.
Почва Сибариса отличалась изумительным плодородием. Варрон32 утверждает, что пшеница родилась там сам-сот; однако, по словам Атенея33, местного хлеба едва хватало для потребления города. Кроме вин, с.252 служивших предметом широко распространенной торговли, много продуктов для вывоза доставляло Сибарису и земледелие. Окружавшие город деревни занимались производством масла. Сибарис поставлял на рынок кожи от стад, питавшихся его роскошными лугами; шерсть овец, пасшихся на окрестных горах; лес, который рос на его горах, особенно на Силе, и очень ценился для постройки судов; смолу, добывавшуюся в тех же горах и считавшуюся лучшей во всем бассейне Средиземного моря; воск от разводимых в большом количестве пчел. Город владел также серебряными рудниками; этим объясняется большое количество сибаритских монет.
Наконец, сибариты, имея гавань в Лаосе на Тирренском море и будучи союзниками с одной стороны — милетцев, с другой — этрусков, являлись торговыми посредниками между этими народами. Милетские корабли привозили свои товары в самый Сибарис; этруски отправляли свои в Лаос; между этими пунктами сухопутной перевозкой товаров занимались сибариты. Организовать это дело было нетрудно, потому что и расстояние не было велико, и существовало даже горное ущелье, облегчавшее путь. Этот город в такой степени стремился удержать за собой положение международного рынка, что освобождал от всякой таможенной пошлины наиболее ценимые продукты Малой Азии и Этрурии.
(F. Lenormant. La Grande-Grèce, II, стр. 260—
22. Богатство в Афинах.
В V и в
Афинянин Тимократ владел 10 талантами (
В первом ряду самых богатых фамилий стояло семейство Никия. Имущество этого человека оценивалось в 100 талантов (около
В общем, хотя в Афинах и бывали крупные состояния, но встречались они редко, а кроме того, не сохранялись долго. Преобладающим явлением были средняя и мелкая собственность. Бедняки были в высшей степени многочисленны, если правда, что в 322 г. только 9000 граждан из
(По Böckh. Économie politique des Athéniens, IV, III).
23. Подробности относительно имуществ некоторых афинян.
1. Имущество Стратокла (Исей37. О наследстве Гагния, 42—
Земля стоимостью в 2½ таланта (около 5550 руб.), сдающаяся в аренду за 12 мин (около 445 руб.).
Дом в Мелите, стоимостью в 30 мин (около 1110 руб.), и дом в Елевзине, ценою в 5 мин (около 185 руб.), сдающиеся внаем оба за 3 мины (110 руб.).
4000 драхм (около 1480 руб.), помещенные из18 % .
Движимость, стада, съестные припасы, стоимостью все в 4900 драхм (около 1725 руб.).
Девять мин серебра в кассе (243 руб.).
1000 драхм (370 руб.), отданные взаймы друзьям.
Всего около11000 руб.
с.255 2. Имущество Эвктемона (Исей. О наследстве Филоктемона, 33—
Земля стоимостью в 75 мин (2765 руб.).
Бани — 3000 драхм (1110 руб.).
Городской дом — 44 мины (около 1630 руб.).
Стадо коз и пастух — 13 мин (около 480 руб.).
Две упряжки мулов — 1350 драхм (около 500 руб.).
Рабы.
Итого более 3 талантов (около 6660 руб.).
3. Имущество отца Тимарха (Эсхин. Против Тимарха, 97—
Городской дом — 20 мин (740 руб.).
Земля в Сфете — стоимость неизвестна.
Земля в Алопеке — 2000 драхм (740 руб.).
10 рабов-кожевников, доставляющие ежедневно 21 обол (около 1 р. 25 коп.).
Ткачиха.
Ткач.
Векселя.
Движимость.
4. Имущество отца Демосфена (Демосфен. Против Афоба, I, 9—
Две мастерских, дающие 42 мины (около 1550 руб.) чистого дохода.
Сырые продукты — 150 мин (около 555 руб.).
Дом — 3000 драхм (1110 руб.).
Движимость —10000 драхм (3700 руб.).
Капитал — около11800 руб.
Всего 14 талантов (около31100 руб.).
24. Социализм.
В Греции существовали социалистические теории, но они появлялись только в виде философских учений и, по-видимому, не имели большого влияния. Сам Платон в своем сочинении «Республика»38 высказывается за общность имуществ, но в другом сочинении, «Законы», т. е. в с.256 труде, в котором он стремился определить учреждения действительно-существующего государства, твердо устанавливает частную собственность.
Однако греки прилагали меньше забот, чем современные народы, для ограждения прав частной собственности. Они не допускали мысли, чтобы общественный интерес мог когда-нибудь отступить на второй план перед интересом частным; таким образом, всякое покушение на право частной собственности казалось им законным, если общество могло извлечь из него какую-нибудь выгоду. Во-вторых, гражданские права были неприкосновенны в их глазах только до тех пор, пока сам гражданин выполнял свои обязанности по отношению к государству; если же какой-нибудь человек был или казался дурным гражданином, то закон переставал оказывать ему покровительство.
Отсюда следует, что в древней Греции богатство было гораздо менее прочно, чем в настоящее время. Такой человек, как Демосфен, который, разумеется, не был революционером, желая добиться конфискации имущества своего противника Мидия, основывался на следующем доводе: богатство делает Мидия надменным по отношению к простому народу. «А так как оно дает ему средства причинять нам оскорбления», говорит он, «то было бы неосторожно оставлять это средство в его руках». Отнять у него богатство значит лишить его «орудия его преступлений». Сверх того, прибавляет оратор, «нет основания особенно жалеть Мидия, если его состояние будет равняться состоянию большинства из вас, которых он теперь оскорбляет и с которыми обращается, как с нищими; нечего жалеть его, когда он лишится тех богатств, избыток которых внушает ему преступную гордость». В Афинах организация налогов и правосудия была такова, что государство могло, не нарушая законности, завладеть частью — и в иных случаях значительной — имущества частного лица и затем обратить его в какой-либо форме в пользу толпы. Во многих с.257 других государствах-городах прибегали откровенно к насилию.
Хотя жить в Греции было гораздо легче, чем в современных государствах, однако каждый бедный гражданин был скрытым социалистом. Эти люди с простыми и практическими умами не прикрывали своих побуждений никакими теоретическими основаниями; они не придумывали для разрешения подобных важных задач никаких возвышенных систем, изобретенных новейшими народами. Их единственной мыслью было ограбить богатых и занять их место. Для этого они пытались устраивать революции; если революция была успешной, то совершались убийства, побежденные изгонялись, их имущества конфисковались и распределялись среди приверженцев партии победителей. Все в конце концов сводилось к перемене лиц.
История эллинских государств-городов полна событий такого рода. В IV веке Спарта одна могла похвалиться, что избегла этого бича, а Аристотель заявляет, что причиной всех раздоров являются вопросы, связанные с собственностью. К концу царствования Александра Македонского (т. е. в двадцатых годах IV века) на востоке образовалась блуждающая масса людей без роду, без племени, единственным средством существования которых была война. Это были не искатели приключений и не воины по профессии; почти все они являлись изгнанниками, оторванными от своей родины и ввергнутыми в нищету благодаря случайностям революций; их было около
Зло особенно возросло в III и во II веках. Полибий40 в нескольких словах дает нам объяснение этого явления: «Подобные факты», говорит он, «происходят и в с.258 городах и в отдельных семействах, когда они испытывают нужду». Греция в то время очень обеднела, и естественно, что неимущие классы сделались еще жаднее, чем раньше. Спор теперь велся не о власти; настоящим предметом борьбы партий было богатство и особенно — земельное, а властью стремились завладеть только для того, чтобы наложить руку на чужое имущество. «Каждый государственный переворот», говорили тогда, «ознаменовывался конфискацией или насильственным возвращением награбленного раньше».
Жестокости и насилия были постоянными спутниками этих конфискаций. Арат41 вызвал удивление своих современников, когда после падения сикионского тиранна удовлетворил собственников, которые должны были уступить место изгнанникам. Обыкновенно в таких случаях не стеснялись ничем, и происходил настоящий разгул грабежа. Многие демагоги подражали некоему Мольпагору Киосскому, который убивал или изгонял состоятельных людей, а их имущество раздавал народу. Многие города, как, например, Кинефа в Аркадии, в течение долгого времени переживали постоянные потрясения благодаря убийствам, преследованиям и грабежам.
Простонародье постоянно жаждало овладеть имуществом богатых и осуществляло это желание при малейшем поводе. Аристократы, со своей стороны, охотно давали друг другу клятву «всегда быть врагами народа и насколько возможно причинять ему вред». Короче говоря, богатство было причиной глубокой ненависти и постоянных волнений и в тех случаях, когда хотели охранить его и когда стремились завладеть им.
Агора в Афинах. (Проект восстановления). |
ПРИМЕЧАНИЯ