М. Е. Сергеенко

Простые люди древней Италии.

Мария Ефимовна Сергеенко. Простые люди древней Италии.
Издательство «Наука». Москва—Ленинград, 1964.
Редактор Е. Г. Дагин.

с.14

Гла­ва вто­рая.
ВИЛИК.

В рабо­вла­дель­че­ской усадь­бе древ­ней Ита­лии глав­ным лицом, по суще­ству, был вилик. Хозя­ин, как пра­ви­ло, не жил в сво­ем име­нии, а толь­ко наез­жал туда, и чем реже быва­ли его посе­ще­ния, чем мень­ше он сам пони­мал в хозяй­стве (слу­чай, если верить Колу­мел­ле, для его совре­мен­ни­ков обыч­ный), тем боль­шее зна­че­ние при­об­ре­тал вилик, заме­сти­тель хозя­и­на и его пра­вая рука. Даже и в те вре­ме­на, когда сель­ское хозяй­ство счи­та­лось делом важ­ней­шим и когда вла­де­лец име­ния был, как пра­ви­ло, све­ду­щим и опыт­ным хозя­и­ном, вилик оста­вал­ся тем орга­ни­зу­ю­щим и при­во­дя­щим в дей­ст­вие всю хозяй­ст­вен­ную маши­ну нача­лом, при отсут­ст­вии кото­ро­го все оста­нав­ли­ва­лось и раз­ва­ли­ва­лось. Регул обос­но­вы­вал перед сена­том свою прось­бу о раз­ре­ше­нии ему вер­нуть­ся из Афри­ки (глав­но­ко­ман­дую­ще­му во вре­мя воен­ных дей­ст­вий!) тем, что его вилик сбе­жал. Понят­но, что такой чело­век, как Катон, пони­мав­ший толк в хозяй­стве и его орга­ни­за­ции, с осо­бен­ным вни­ма­ни­ем оста­но­вил­ся на фигу­ре вили­ка и из всех работ­ни­ков сель­ско­го хозяй­ства толь­ко ему посвя­тил обсто­я­тель­ную и обду­ман­ную харак­те­ри­сти­ку.

Кто-то ска­зал, что деви­зы на ста­рых фамиль­ных гер­бах сплошь и рядом выра­жа­ют меч­ту выбрав­ше­го их о тех каче­ствах, кото­рые ему наи­бо­лее жела­тель­ны и кото­рые как раз у него отсут­ст­ву­ют. Вилик в изо­бра­же­нии Като­на — это созда­ние хозяй­ской меч­ты, некое иде­аль­ное суще­ство, кото­рое хозя­ин хотел бы иметь у себя управ­ля­ю­щим. Будет ли ошиб­кой думать, что в этом обра­зе каж­дый штрих, кото­рый накла­ды­ва­ет рука опыт­но­го и про­ни­ца­тель­но­го с.15 чело­ве­ка, под­ска­зан вздо­хом без­на­деж­но­го сожа­ле­ния о том, что в дей­ст­ви­тель­но­сти не суще­ст­ву­ет и не может суще­ст­во­вать того иде­аль­но­го вили­ка, кото­рый рису­ет­ся умст­вен­но­му взо­ру раз­меч­тав­ше­го­ся хозя­и­на? Не слу­чай­но почти вся харак­те­ри­сти­ка вили­ка у Като­на выдер­жа­на в отри­ца­тель­ных пред­пи­са­ни­ях: вилик не дол­жен быть тем-то, не дол­жен делать того-то. Оче­вид­но, насто­я­щий, не вымыш­лен­ный вилик и вел себя так и про­яв­лял такие каче­ства, кото­рые дела­ли его весь­ма дале­ким от его иде­аль­но­го обли­ка. Попро­бу­ем же пред­ста­вить себе, каким обыч­но был и как вел себя под­лин­ный, реаль­но суще­ст­во­вав­ший вилик. Наши глав­ные источ­ни­ки — хозя­е­ва и писа­те­ли, зани­мав­ши­е­ся вопро­са­ми сель­ско­го хозяй­ства: Катон (II в. до н. э.), Варрон (I в. до н. э.) и Колу­мел­ла (I в. н. э.) — поз­во­ля­ют нам доволь­но явст­вен­но раз­глядеть три обли­ка вили­ка: вилик-тиран, вилик-гуля­ка и вилик-стя­жа­тель. Оста­но­вим­ся несколь­ко подроб­нее на каж­дом из этих типов.

Мож­но доволь­но ясно пред­ста­вить себе, каким обра­зом выра­ба­ты­вал­ся тип вили­ка-тира­на: пред­по­сыл­ки для его созда­ния были зало­же­ны и в преды­ду­щей его жиз­ни, и в основ­ных осо­бен­но­стях его при­ро­ды. «Вче­раш­ний раб», суще­ство без голо­са и без прав, игруш­ка хозяй­ских при­хо­тей, уни­жав­ших и озлоб­ляв­ших, он вдруг полу­чал почти хозяй­ские пра­ва над рядом таких же без­глас­ных и бес­прав­ных существ, каким толь­ко что был сам. Немуд­ре­но, если он хме­лел от созна­ния сво­ей вла­сти и начи­нал щед­ро уго­щать вве­рен­ную ему раб­скую семью тем горь­ким вином раб­ско­го суще­ст­во­ва­ния, кото­ро­го сам он в свое вре­мя хлеб­нул нема­ло. В его обя­зан­но­сти вхо­ди­ло под­дер­жи­вать «доб­рый порядок» сре­ди сво­их под­чи­нен­ных, и хозя­ин обле­кал его пра­вом «как сле­ду­ет нака­зать про­ви­нив­ше­го­ся». Вилик-тиран поль­зо­вал­ся этим пра­вом во весь раз­мах сво­ей жесто­кой и оже­сто­чен­ной души. Катон ничуть не заду­мы­вал­ся над тем, каки­ми мера­ми этот «доб­рый порядок» будет под­дер­жан, но уже Варрон пред­у­преж­дал хозя­ев, что «нель­зя поз­во­лить рас­по­ря­жать­ся пре­иму­ще­ст­вен­но путем побо­ев, а не слов». Колу­мел­ла писал в то вре­мя, когда хозя­ин-рабо­вла­де­лец ясно увидел, что бла­го­ден­ст­вие и пре­успе­я­ние его хозяй­ства в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни зави­сят от того, заин­те­ре­со­ва­ны ли в этом люди, работаю­щие на его зем­ле, и рас­по­ло­же­ны ли они и к нему, и к его заме­сти­те­лю. В длин­ной, подроб­но раз­ра­ботан­ной с.16 харак­те­ри­сти­ке вили­ка он изо­бра­жа­ет его как чело­ве­ка, испол­нен­но­го самой теп­лой заботы о рабах, кото­рый «по при­ме­ру само­го хоро­ше­го пас­ту­ха» печет­ся о здо­ро­вье и хоро­шем укла­де жиз­ни сво­их под­опеч­ных. «Вилик не дол­жен быть жесток» — это по суще­ству лейт­мо­тив дан­ной харак­те­ри­сти­ки. Мало даже не быть жесто­ким: «пусть вилик будет снис­хо­ди­те­лен и к пло­хим рабам», он вооб­ще дол­жен вести себя так, чтобы его «поба­и­ва­лись за стро­гость, а не нена­виде­ли за жесто­кость».

Эти неод­но­крат­ные уве­ща­ния дают пра­во думать, что «вилик-тиран» был явле­ни­ем весь­ма частым. «Нет злее битой соба­ки», гла­сит ста­рая латыш­ская пого­вор­ка, и хозя­е­вам при­хо­ди­лось обузды­вать сво­их став­лен­ни­ков, дорвав­ших­ся до воз­мож­но­сти выме­стить на сво­их това­ри­щах по раб­ству те уни­же­ния и побои, кото­рые им самим дове­лось когда-то пере­жить.

Надо при­знать, что подоб­ное упо­е­ние вла­стью обхо­ди­лось само­му вили­ку доволь­но доро­го. Дело было не толь­ко в том, что рабы, выведен­ные из тер­пе­ния этим раз­гу­лом жесто­ко­сти, конеч­но, дава­ли порой сда­чи зазнав­ше­му­ся началь­ству. Вилик-тиран сво­ей жесто­ко­стью лишал себя ряда воз­мож­но­стей, кото­ры­ми широ­ко поль­зо­ва­лись его собра­тья: гуля­ка и стя­жа­тель. Оби­жен­ные рабы дер­жа­ли сво­его мучи­те­ля в креп­ких тене­тах неза­мет­но­го и поэто­му наи­бо­лее страш­но­го согляда­тай­ства. От этих мно­го­чис­лен­ных, обост­рен­ных нена­ви­стью глаз, от этих все­гда насто­ро­жен­ных ушей нель­зя было скрыть ни весе­лой попой­ки с при­я­те­ля­ми, ни удач­но обде­лан­но­го в свою поль­зу дель­ца с под­ряд­чи­ком или поку­па­те­лем. И если хозя­ин был чело­ве­ком осто­рож­ным, разум­ным и не пола­гал­ся сле­по на сво­его вили­ка, то уме­лый донос, под­креп­лен­ный сло­ва­ми ряда свиде­те­лей, мог ока­зать­ся для вили­ка роко­вым. Живя в атмо­сфе­ре нена­ви­сти, кото­рая от его поведе­ния раз­го­ра­лась, как пла­мя на вет­ру, он дол­жен был следить за каж­дым сво­им шагом и не поз­во­лять себе ниче­го, что шло бы враз­рез с пред­пи­са­ни­я­ми и волей гос­по­ди­на. Силой вещей жесто­кий вилик пре­вра­щал­ся в наи­бо­лее испол­ни­тель­но­го и вер­но­го слу­гу сво­его хозя­и­на. И если тем не менее разум­ные хозя­е­ва настой­чи­во запре­ща­ют вили­ку жесто­ко­серд­ст­во­вать, то это непре­лож­но свиде­тель­ст­ву­ет о боль­ших сдви­гах в созна­нии рабо­вла­дель­ца, кото­рый вынуж­ден при­знать, что систе­ма хозяй­ства, постро­ен­ная на вза­им­ной нена­ви­сти и вза­им­ном шпи­о­на­же, доб­рых с.17 пло­дов не при­но­сит. Колу­мел­ла заме­тил, что от само­го опыт­но­го и све­ду­ще­го вили­ка не будет ника­кой поль­зы, если у него нет рас­по­ло­же­ния и бла­го­же­ла­тель­но­сти к хозя­и­ну, и что сви­ре­пость вили­ка губит хозяй­ство. Любо­пыт­но, что эти сооб­ра­же­ния в столь опре­де­лен­ной фор­ме выска­за­ны им в одной из позд­ней­ших книг.

Дру­гим типом вили­ка, совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ным толь­ко что рас­смот­рен­но­му, был вилик «мяг­кий», кото­рый «рас­по­ря­жал­ся без доста­точ­ной стро­го­сти» и попу­сти­тель­ст­во­вал рабам. Этот чело­век тоже упи­вал­ся сво­ей вла­стью, но упо­е­ние это было совер­шен­но иным. Пото­му ли, что его преж­няя жизнь не успе­ла оже­сто­чить его, пото­му ли, что его нату­ре, доб­ро­душ­ной и незло­би­вой, не нуж­но было кро­ви и сто­нов, но толь­ко, очу­тив­шись заме­сти­те­лем хозя­и­на, он отнюдь не обна­ру­жи­вал рев­ност­но­го жела­ния наво­дить поряд­ки и вну­шать тре­пет сво­им под­чи­нен­ным, а живо учел те вос­хи­ти­тель­ные воз­мож­но­сти, кото­рые новое поло­же­ние ему откры­ва­ло, и поспе­шил ими вос­поль­зо­вать­ся. Вче­ра еще у него не было мину­ты, кото­рая бы ему при­над­ле­жа­ла, сего­дня он ока­зы­вал­ся пол­ным хозя­и­ном сво­их дней и ночей; вче­ра он был попы­ха­чем и слу­гой, сего­дня он мог тре­бо­вать услуг себе; вче­ра несколь­ко сестер­ций состав­ля­ли все его иму­ще­ство, сего­дня в его рас­по­ря­же­нии ока­зы­ва­лось целое име­ние со все­ми его ста­тья­ми: вино, хлеб, скот­ный двор, сад, птич­ник — он мог рас­по­ря­жать­ся всем, а что в этих рас­по­ря­же­ни­ях при­дет­ся отда­вать отчет, об этом мож­но было на сего­дня и забыть. Фило­со­фия одно­го из гостей Три­маль­хи­о­на «что съел и выпил, то толь­ко и твое» была ему кров­но близ­ка и понят­на, как вооб­ще всем людям невы­со­ко­го нрав­ст­вен­но­го поле­та, кото­рым не часто дово­ди­лось в жиз­ни видеть жир­ный и слад­кий кусок. Хож­де­ние по гостям («вилик не дол­жен шатать­ся без дела», «пусть он никуда не ходит на обед»), доб­рая выпив­ка с дру­зья­ми и в оди­ноч­ку («дол­жен быть все­гда трезв»), увле­ка­тель­ная трав­ля зве­ря, в кото­рой при­ни­ма­ли уча­стие и мно­гие рабы из име­ния («нель­зя, чтобы у вили­ка была страсть к охо­те или к лов­ле птиц; он отвле­чет мно­го рук от работы на эти заня­тия»), хоро­ший обед дома, при­прав­лен­ный лестью и шут­ка­ми Пара­си­та («Пара­си­та пусть не дер­жит»), слад­кий и дли­тель­ный сон («пусть пер­вым вста­ет и послед­ним ложит­ся») — вот из чего скла­ды­ва­лась в основ­ном жизнь это­го «гуля­ки празд­но­го», кото­ро­го в его эпи­ку­ре­из­ме с.18 под­дер­жи­ва­ло еще созна­ние отно­си­тель­ной без­на­ка­зан­но­сти. Что было делать, если куры не нес­лись, а пре­крас­ных гусей, совсем уже откорм­лен­ных для гос­под­ско­го сто­ла, задра­ла лиси­ца? Если годо­ва­лый поро­се­нок вне­зап­но издох от какой-то непо­нят­ной болез­ни? В чело­ве­че­ской ли вла­сти было совла­дать со страш­ной бурей, кото­рая сби­ла поло­ви­ну фрук­тов в саду и зна­чи­тель­но умень­ши­ла уро­жай в мас­лин­ни­ке? Изо­бре­та­тель­но­му уму раба, пона­то­рев­ше­му во вся­ко­го рода уверт­ках и обхо­дах, нетруд­но было подо­брать объ­яс­не­ния, про­тив кото­рых воз­ра­жать было нече­го. Что вилик любил услаж­дать себя дара­ми Цере­ры и Вак­ха, об этом мож­но заклю­чить из слов Колу­мел­лы, иде­аль­ный вилик кото­ро­го обеда­ет вме­сте с раба­ми, ест то же, что они, слу­жит им при­ме­ром воз­дер­жан­но­сти и толь­ко по празд­нич­ным дням поз­во­ля­ет себе воз­лечь за сто­лом: в осталь­ные дни он так же, как и все рабы, обеда­ет сидя.

Заня­тый орга­ни­за­ци­ей наи­бо­лее при­ят­но­го для себя обра­за жиз­ни, наш «гуля­ка» не нале­гал на под­власт­ных ему людей, «рас­по­ря­жал­ся без стро­го­сти» и мир­во­лил рабам. Те, конеч­но, и на рабо­те не уби­ва­лись, и охул­ки на руку не кла­ли — и хозяй­ство неуклон­но пада­ло и раз­ва­ли­ва­лось. Мар­ци­ал гово­рит о вили­ке, рас­тра­тив­шем хозяй­ское доб­ро, как о явле­нии обыч­ном. Упа­док хозяй­ства был, одна­ко, бедой не для одно­го хозя­и­на: беда гро­зи­ла и вили­ку, когда хозя­ин, явив­шись нако­нец в име­ние, тре­бо­вал его к отче­ту.

У Като­на есть вос­хи­ти­тель­ная сцен­ка, разыг­ры­ваю­ща­я­ся меж­ду стро­гим допрос­чи­ком хозя­и­ном и вили­ком сти­ля гуля­ки. В ответ на тре­бо­ва­ние хозя­и­на объ­яс­нить, поче­му не выпол­не­ны такие-то и такие-то работы, он уве­ря­ет в сво­ей рев­но­сти к хозяй­ству и при­во­дит ряд при­чин, в силу кото­рых он при всем сво­ем жела­нии не мог упра­вить­ся с рядом дел: сто­я­ла пло­хая пого­да, рабы боле­ли, кое-кто сбе­жал, от сво­их работ люди были отвле­че­ны обще­ст­вен­ны­ми повин­но­стя­ми и т. д. и т. д. «Когда он при­ведет эти при­чи­ны, — пишет Катон, — и еще мно­же­ство дру­гих, вер­ни его к рас­че­ту уро­ков и дней». Этот диа­лог, свиде­тель­ст­ву­ю­щий о том, сколь­ко юмо­ра было у суро­во­го ста­ри­ка, был бы очень эффек­тен на сцене, и зри­те­ли мог­ли вдо­воль поте­шить­ся над заврав­шим­ся и запу­тав­шим­ся в сво­ей лжи плу­том. В дей­ст­ви­тель­но­сти дело сплошь и рядом обо­ра­чи­ва­лось по-ино­му. Толь­ко чело­век сти­ля юве­на­ло­вой мат­ро­ны («как хочу, так и велю») или с.19 совер­шен­ный невеж­да в сель­ском хозяй­стве мог отри­цать вес­кость хотя бы неко­то­рых при­чин, при­веден­ных вили­ком. В дожд­ли­вую пого­ду мож­но было, конеч­но, «наво­дить чистоту в усадь­бе», но нель­зя было работать ни в поле, ни в саду; тщет­но было бы тре­бо­вать работы от боль­но­го чело­ве­ка. Конеч­но, слиш­ком частые и неуроч­ные лив­ни и посто­ян­ные болез­ни рабов долж­ны были, нако­нец, пока­зать­ся подо­зри­тель­ны­ми, и выведен­ный из себя хозя­ин про­го­нял вили­ка с его теп­ло­го места, но лег­ко­мыс­лен­ный гуля­ка уте­шал­ся, види­мо, созна­ни­ем крат­ко­веч­но­сти все­го суще­го — «хоть час, да мой!».

Третьим типом вили­ка был вилик-стя­жа­тель. Для это­го чело­ве­ка весе­лой гулян­ки с при­я­те­ля­ми, сыт­ной еды и доб­рой выпив­ки было слиш­ком мало, он хотел от жиз­ни боль­ше­го. Вилик-стя­жа­тель при­над­ле­жал к рабам того зака­ла, кото­рый давал таких людей, как пом­пей­ский бан­кир Цеци­лий Секунд или рим­ский хлеб­ник Эври­сак. Они сто­я­ли навер­ху той лест­ни­цы, на ниж­нюю сту­пень­ку кото­рой ста­вил ногу наш раб, ста­но­вясь вили­ком: труд­но, дей­ст­ви­тель­но, най­ти сре­ди раб­ских долж­но­стей такую, кото­рая дава­ла бы лов­ко­му, пред­при­им­чи­во­му и про­ныр­ли­во­му чело­ве­ку боль­ше воз­мож­но­стей обо­га­тить­ся. Катон гово­рит: «Пусть вилик ниче­го не поку­па­ет без ведо­ма хозя­и­на». «Вилик не дол­жен вкла­ды­вать хозяй­ские день­ги в скот или дру­гие покуп­ки, — вто­рит ста­ро­му цен­зо­ру два века спу­стя Колу­мел­ла, — такие заня­тия отвле­ка­ют вили­ка и дела­ют его ско­рее тор­гов­цем, чем зем­ледель­цем». Тор­го­вые сдел­ки вили­ка были, по-види­мо­му, делом обыч­ным и по есте­ствен­но­сти сво­ей неис­тре­би­мым. Они пред­став­ля­ли для вили­ка-стя­жа­те­ля соблазн вели­чай­ший. В руках вили­ка все­гда нахо­ди­лись и неиз­беж­но долж­ны были нахо­дить­ся хозяй­ские день­ги. Хозя­ин дале­ко не все­гда мог сам про­из­во­дить такие круп­ные хозяй­ст­вен­ные опе­ра­ции, как напри­мер сда­чу под­ряда на сбор мас­лин или на какие-нибудь построй­ки. День­ги с аук­ци­о­на, на кото­ром про­ис­хо­ди­ла рас­про­да­жа ненуж­ных в хозяй­стве пред­ме­тов, попа­да­ли неред­ко пря­мо в руки вили­ка. Ему над­ле­жа­ло, по мыс­ли хозя­и­на, немед­лен­но поло­жить их в хозяй­ский сун­дук, дабы в любую мину­ту хозя­ин мог рас­по­рядить­ся ими по сво­е­му жела­нию. До этой мину­ты, одна­ко, поче­му бы им не при­не­сти дохо­да вили­ку? Он мог пустить их в обо­рот не хуже хозя­и­на. Путей для это­го было, веро­ят­но, несколь­ко: Колу­мел­ла гово­рит о покуп­ке скота и с.20 дру­гих пред­ме­тов, но их не пере­чис­ля­ет; самым обыч­ным, види­мо, и наи­бо­лее без­опас­ным спо­со­бом исполь­зо­вать хозяй­ские день­ги было барыш­ни­ча­нье скотом. При­об­ре­сти две-три голо­вы для хоро­ше­го хозяй­ства нико­гда не лиш­нее, и «когда дело дохо­дит до отче­та, — пишет Колу­мел­ла, рисо­вав­ший, види­мо, с нату­ры, — хозя­и­ну вме­сто денег пока­зы­ва­ют то, что куп­ле­но». Пока­зы­вать при­хо­ди­лось, разу­ме­ет­ся, толь­ко в край­нем слу­чае, когда не было ника­кой воз­мож­но­сти объ­яс­нить, куда делись день­ги. Если хозя­ин не появ­лял­ся вдруг и неожи­дан­но, то все шло по-ино­му (неда­ром же Катон тре­бо­вал от вили­ка, чтобы он ниче­го не ута­и­вал от хозя­и­на) — вилик поку­пал, пере­про­да­вал, клал к себе в кошель раз­ни­цу и водво­рял на место хозяй­ский капи­тал еще до при­езда хозя­и­на, кото­рый выслу­ши­вал отчет, полу­чал свои день­ги, до асса схо­див­ши­е­ся со все­ми запи­ся­ми, и не подо­зре­вал, сколь­ко нажил на этих день­гах его управ­ля­ю­щий. Тор­го­вые обо­роты вили­ка и сто­яв­шая в свя­зи, меж­ду про­чим, с эти­ми обо­рота­ми под­дел­ка сче­тов заста­ви­ли Кор­не­лия Цель­за пред­по­чи­тать в каче­стве вили­ка чело­ве­ка негра­мот­но­го.

Кро­ме тор­гов­ли и барыш­ни­че­ства, был у вили­ка еще один источ­ник дохо­да: он мог давать в долг. Вряд ли одал­жи­вал он день­ги, это было слиш­ком рис­ко­ван­но, и наши источ­ни­ки вовсе не упо­ми­на­ют подоб­ных опе­ра­ций, но давать такие вещи в долг, как зер­но, мас­ло, вино, раз­ре­шал сам Катон, тре­бо­вав­ший, одна­ко, чтобы вилик знал­ся толь­ко с дву­мя-тре­мя хуто­ра­ми, «где он может попро­сить, что надоб­но, и кому сам может давать в долг». Это стрем­ле­ние огра­ни­чить круг зна­комств вили­ка и его сно­ше­ний с внеш­ним миром име­ло осно­ва­ни­ем сво­им, как вооб­ще все сове­ты Като­на, боль­шой житей­ский опыт. Хозя­ин не толь­ко обузды­вал склон­ность вили­ка к дли­тель­ным про­гул­кам, но и полу­чал воз­мож­ность сра­зу же про­ве­рить, вер­ны ли пока­за­ния его управ­ля­ю­ще­го отно­си­тель­но отдан­ных в долг семян или вина. Раз­дви­нуть, одна­ко, гра­ни­цы, очер­чен­ные гос­по­ди­ном, было не так уже труд­но даже при таком стро­гом хозя­ине, как Катон: как было отка­зать и чет­вер­то­му, и пято­му хуто­ру, вла­дель­цы кото­рых были людь­ми вли­я­тель­ны­ми и нуж­ны­ми: прак­тич­ный хозя­ин сам ведь пре­крас­но пони­мал всю выго­ду доб­ро­го рас­по­ло­же­ния к себе всей окру­ги и сам реко­мен­до­вал посту­пать так, «чтобы соседям при­ят­но было тебя видеть». Для вили­ка же эта уза­ко­нен­ная разда­ча в долг мог­ла ино­гда с.21 стать весь­ма доход­ной ста­тьей. Пред­ста­вим себе такой слу­чай, веро­ят­но дале­ко не ред­кий, когда в усадь­бе, сосед­ней с той, где хозяй­ни­ча­ет наш вилик-стя­жа­тель, коли­че­ство мас­ла или вина в погре­бе ката­стро­фи­че­ски не соот­вет­ст­ву­ет и запи­сям, и хозяй­ским рас­че­там. Бед­ня­ге-вили­ку, чтобы извер­нуть­ся и оправ­дать­ся перед неожи­дан­но нагря­нув­шим хозя­и­ном, толь­ко и оста­ва­лось, что кинуть­ся с прось­бой «одол­жи» на наш хутор. Стя­жа­тель не отка­зы­вал в услу­ге, но за услу­гу обыч­но пла­ти­ли: обе дого­ва­ри­ваю­щи­е­ся сто­ро­ны это пре­крас­но зна­ли, и наше­му вили­ку некая толи­ка пере­па­да­ла. Он не пре­не­бре­гал самы­ми мел­ки­ми дохо­да­ми.

«Пусть вилик не обкра­ды­ва­ет ниву» (т. е. не кла­дет при посе­ве семян мень­ше, чем тре­бу­ет­ся), пред­пи­сы­ва­ет Катон. На югер бра­ли обыч­но пять моди­ев пше­ни­цы; вилик отпус­кал четы­ре и выга­ды­вал таким обра­зом для себя каких-то три сестер­ции. Если, одна­ко, в хозяй­стве засе­ва­ли 25—30 юге­ров хле­ба, то сбе­ре­же­ния вили­ка по одной этой ста­тье начи­на­ли при­бли­жать­ся к сотне. А раз­ве нель­зя было сго­во­рить­ся с под­ряд­чи­ком, заклю­чив­шим дого­вор на съем­ку мас­лин в хозяй­ском мас­лин­ни­ке или на выдел­ку олив­ко­во­го мас­ла? Катон пони­мал, что дела­ет, когда при­став­лял следить за под­ряд­чи­ком не вили­ка, а осо­бо­го над­зи­ра­те­ля — «стра­жа». Не все­гда, одна­ко, мера эта обес­пе­чи­ва­ла жела­тель­ный резуль­тат: коли­че­ство стро­жай­ших пред­пи­са­ний, кото­ры­ми хозя­ин опу­ты­вал сво­его под­ряд­чи­ка, застав­ля­ет думать, что и этот послед­ний, и чле­ны его арте­ли были дале­ко не прочь при­ба­вить к сво­им закон­ным дохо­дам еще и неза­кон­ные. Путей здесь име­лось два: мож­но было исхит­рить­ся и дей­ст­во­вать тай­ком от «стра­жа» и вили­ка, но гораздо удоб­нее и спо­кой­нее было сго­во­рить­ся с обо­и­ми к обо­юд­но­му удо­воль­ст­вию одной и дру­гой сто­ро­ны. От вили­ка тре­бо­ва­лось толь­ко, чтобы он смот­рел в дру­гую сто­ро­ну, — уси­лие ничтож­ное, а меж­ду тем при­но­сив­шее свои пло­ды. Вилик был тем более впра­ве его сде­лать, что пря­мой над­зор за съем­щи­ком был пору­чен не ему, а в обход его — «стра­жу».

Надо при­знать, что вилик-стя­жа­тель при­над­ле­жал в раб­ской среде к чис­лу избран­ных. Он убе­рег в себе чело­ве­че­ское досто­ин­ство настоль­ко, чтобы не наслаж­дать­ся бес­смыс­лен­ной жесто­ко­стью, и не испы­ты­вал зудя­щей стра­сти лечить свои раны стра­да­ни­я­ми дру­гих; он оста­вал­ся глух к при­зы­вам гру­бой чув­ст­вен­но­сти; он сумел с.22 закрыть гла­за на все мел­кие соблаз­ны повсе­днев­ной жиз­ни и знать одну-един­ст­вен­ную достой­ную цель: сбро­сить с себя раб­ское иго. Все опе­ра­ции его, кото­рые он про­де­лы­вал за спи­ной хозя­и­на и вопре­ки его воле, тре­бо­ва­ли неза­у­ряд­ных качеств: тут нуж­ны были и ум, и смет­ли­вость, и наход­чи­вость, и пред­при­им­чи­вость. Из всех вили­ков он, надо думать, вел хозяй­ство наи­луч­шим обра­зом: в его выго­дах было угож­дать хозя­и­ну и ладить с раба­ми. Дипло­ма­ти­че­ски­ми спо­соб­но­стя­ми он не был оби­жен и в боль­шой сте­пе­ни обла­дал «уме­ньем рас­по­ря­жать­ся», кото­рое так высо­ко ценил Колу­мел­ла. У него было доста­точ­но вес­ких при­чин, чтобы доро­жить сво­им местом, и совер­шен­но отсут­ст­во­ва­ло лег­ко­мыс­лие гуля­ки, весе­ло про­да­вав­ше­го бога­тые пер­спек­ти­вы сво­его поло­же­ния за корот­кий про­ме­жу­ток лег­кой жиз­ни. Ему выгод­но было не раз­дра­жать рабов и забо­тить­ся о них, но нуж­но было и заста­вить их работать, и он умел это делать, не вызы­вая в них недо­воль­ства и раз­дра­же­ния. Хозя­и­ну вилик-стя­жа­тель умел пока­зать товар лицом и, обкра­ды­вая его, не зары­вал­ся и не терял чув­ства меры. Хозяй­ство при нем не раз­ва­ли­ва­лось, рабы не жало­ва­лись и не раз­бе­га­лись, и не толь­ко бес­печ­ный и ниче­го не пони­мав­ший в дере­вен­ском деле вла­де­лец, но и опыт­ный, зор­кий хозя­ин, вынуж­ден­ный силой жиз­нен­ных обсто­я­тельств боль­шую часть вре­ме­ни про­во­дить где-то вда­ли от сво­его име­ния, тер­пел сво­его плу­то­ва­то­го вили­ка: най­ди-ка луч­ше его! А стя­жа­тель тем вре­ме­нем ско­ла­чи­вал день­гу и начи­нал поду­мы­вать о том, чтобы выку­пить­ся на сво­бо­ду.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1291166072 1291165691 1291163989 1292507633 1292509310 1292510082