М. Е. Сергеенко

Простые люди древней Италии.

Мария Ефимовна Сергеенко. Простые люди древней Италии.
Издательство «Наука». Москва—Ленинград, 1964.
Редактор Е. Г. Дагин.

с.79

Гла­ва вось­мая.
ЦЕНТУРИОН ВРЕМЕН РЕСПУБЛИКИ.

Рим­ские леги­о­не­ры.
(С колон­ны Тра­я­на).
R. Bloch et J. Cou­sin, Ro­me et son des­tin. Pa­ris, 1960, tabl. 17.

Одной из самых кра­соч­ных фигур в сол­дат­ской среде рес­пуб­ли­кан­ско­го Рима был цен­ту­ри­он. К сожа­ле­нию, источ­ни­ки, из кото­рых мож­но узнать о том, что он собой пред­став­лял, како­ва была его роль в леги­оне и как про­те­ка­ла его служ­ба, для это­го пери­о­да отнюдь не обиль­ны. Боль­ше все­го узна­ем мы о цен­ту­ри­о­нах из запи­сок Цеза­ря о галль­ской и о граж­дан­ской вой­нах; неко­то­рые допол­не­ния дают Ливий и Сал­лю­стий. Веге­ций жил в эпо­ху позд­ней импе­рии, но кни­га его, по соб­ст­вен­но­му его при­зна­нию, состав­ле­на по работам ста­рых писа­те­лей, трак­то­вав­ших о воен­ном деле.

Для харак­те­ри­сти­ки цен­ту­ри­о­на вре­мен импе­рии мы рас­по­ла­га­ем бога­тей­шим, хотя и одно­об­раз­ным источ­ни­ком сведе­ний; их дают над­пи­си, на осно­ва­нии кото­рых мож­но, до извест­ной сте­пе­ни, про­следить карье­ру цен­ту­ри­о­на, загля­нуть в его семей­ную жизнь и вос­со­здать, хотя и в малой сте­пе­ни, его облик: рели­ги­оз­ные воз­зре­ния, чув­ства, питае­мые к импе­ра­тор­ско­му дому, вза­и­моот­но­ше­ния с началь­ст­вом, поведе­ние на войне.

Было бы, одна­ко, ошиб­кой поль­зо­вать­ся всем этим мате­ри­а­лом, сти­рая хро­но­ло­ги­че­ские рам­ки, в кото­рые он заклю­чен. Цен­ту­ри­он импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни и цен­ту­ри­он рим­ской рес­пуб­ли­ки — лица очень раз­ные. Дело не толь­ко в раз­ни­це пси­хо­ло­гии, хотя, конеч­но, была и она. Цен­ту­ри­он при импе­рии — фигу­ра доволь­но круп­ная: он может дослу­жить­ся до офи­цер­ских чинов, ему пору­ча­ют управ­ле­ние целы­ми обла­стя­ми, пусть и мало­важ­ны­ми, его отправ­ля­ют послом к ино­стран­ным дво­рам. Цен­ту­ри­он с.80 рим­ской рес­пуб­ли­ки — это «малень­кий чело­век», и его над­ле­жит рас­смат­ри­вать отдель­но, осо­бо от цен­ту­ри­о­нов импе­рии.

Напом­ним здесь неко­то­рые осо­бен­но­сти в устрой­стве рим­ской армии рес­пуб­ли­кан­ско­го вре­ме­ни. Армия эта не была посто­ян­ной: вой­ско наби­ра­лось в слу­чае надоб­но­сти, а мино­ва­ла нуж­да, его рас­пус­ка­ли. Ни о каком пра­виль­ном про­дви­же­нии по слу­жеб­ной лест­ни­це вро­де того, какое мы видим в совре­мен­ной армии, нет и речи. Фак­ти­че­ски посто­ян­ным вой­ско ста­ло у Цеза­ря; как посто­ян­ное оно было офи­ци­аль­но орга­ни­зо­ва­но Авгу­стом. Леги­он рес­пуб­ли­кан­ско­го вре­ме­ни состо­ял из 5—6 тыс. чело­век. Он делил­ся на десять когорт; в когор­те было три мани­пу­лы, а в мани­пу­ле — две цен­ту­рии; непо­сред­ст­вен­ным началь­ни­ком цен­ту­рии и был цен­ту­ри­он. В каж­дой мани­пу­ле име­лось, сле­до­ва­тель­но, два цен­ту­ри­о­на — стар­ший и млад­ший. Цен­ту­рия во вре­ме­на Поли­бия (II в. до н. э.) состо­я­ла из has­ta­ti (моло­дые сол­да­ты), prin­ci­pes (люди зре­ло­го воз­рас­та) и pi­la­ni (или tria­rii: пожи­лые сол­да­ты); уже сто­ле­тие спу­стя раз­ли­чия эти совер­шен­но исчез­ли, и назва­ния pi­lus, prin­ceps и has­ta­tus сохра­ни­лись толь­ко для опре­де­ле­ния «зва­ния» цен­ту­ри­о­на; самым млад­шим из шести­де­ся­ти цен­ту­ри­о­нов леги­о­на был has­ta­tus pos­te­rior: коман­дир шестой цен­ту­рии деся­той когор­ты; самым стар­шим — цен­ту­ри­он пер­вой цен­ту­рии пер­вой когор­ты: pri­mus pi­lus, или pri­mi­pi­lus (в одно сло­во). Чтобы стать при­ми­пи­лом, цен­ту­ри­он дол­жен был пере­дви­гать­ся от шестой цен­ту­рии к пер­вой внут­ри каж­дой когор­ты, пока, нако­нец, не дохо­дил до пер­вой когор­ты и там от has­ta­tus pos­te­rior под­ни­мал­ся до pri­mus pi­lus. В рес­пуб­ли­кан­ской армии «зва­ние», полу­чен­ное цен­ту­ри­о­ном, за ним не закреп­ля­лось; при­зван­ный вновь, он мог быть сра­зу и повы­шен, и пони­жен; цен­ту­ри­о­ны, кото­рых при­зва­ли сверх­сроч­но на вой­ну с Пер­се­ем, про­си­ли имен­но о том, чтобы их «не пони­зи­ли в зва­нии»; Лигу­стин (о нем сей­час будет речь) подал им при­мер воин­ской дис­ци­пли­ны, заявив, что дело воен­ных три­бу­нов при­судить ему «зва­ние», достой­ным кото­ро­го они его сочтут. Про­дви­же­ние шло ино­гда мед­лен­но, ино­гда — стре­ми­тель­но: Цезарь, напри­мер, пере­вел одно­го из сво­их цен­ту­ри­о­нов из вось­мой когор­ты сра­зу в первую и сде­лал его при­ми­пи­лом. Ника­ких мате­ри­аль­ных выгод повы­ше­ние в «зва­нии» не при­но­си­ло: цен­ту­ри­о­ны всех «зва­ний» полу­ча­ли с.81 оди­на­ко­вое жало­ва­ние, но так как вся­кое повы­ше­ние было награ­дой за доб­лесть, то его цени­ли и его доби­ва­лись.

У Ливия име­ет­ся рас­сказ одно­го ста­ро­го цен­ту­ри­о­на о его служ­бе: нет осно­ва­ния сомне­вать­ся в под­лин­но­сти, пусть не слов, но самой сущ­но­сти это­го рас­ска­за. Дело про­ис­хо­дит в 171 г. до н. э. во вре­ме­на вой­ны с Пер­се­ем, Спу­рий Лигу­стин, пяти­де­ся­ти­лет­ний ста­рик, «родом из саби­нян», про­слу­жив­ший 22 года на воен­ной служ­бе и при­зван­ный вновь, повест­ву­ет народ­но­му собра­нию о сво­ей жиз­ни. «Отец оста­вил мне югер зем­ли и малень­кую хижин­ку, в кото­рой я родил­ся и был вос­пи­тан. Как толь­ко я вошел в воз­раст, отец женил меня на двою­род­ной сест­ре, кото­рая при­нес­ла с собой толь­ко зва­ние сво­бод­ной жен­щи­ны, цело­муд­рие и пло­до­ви­тость… У нас роди­лось шесть сыно­вей и две доче­ри… В том вой­ске, кото­рое было отправ­ле­но в Македо­нию, я два года сра­жал­ся про­тив царя Филип­па про­стым сол­да­том; на тре­тий год Т. Фла­ми­нин за мою храб­рость сде­лал меня млад­шим цен­ту­ри­о­ном деся­той когор­ты. Когда Филипп и македо­няне были раз­би­ты, нас вер­ну­ли в Ита­лию и рас­пу­сти­ли, но я тут же отпра­вил­ся доб­ро­воль­цем в Испа­нию с кон­су­лом М. Пор­ци­ем… Он сде­лал меня третьим цен­ту­ри­о­ном пер­вой когор­ты… В тре­тий раз я пошел опять доб­ро­воль­цем в то вой­ско, кото­рое было посла­но про­тив это­лий­цев и царя Антио­ха; Маний Аци­лий сде­лал меня вто­рым цен­ту­ри­о­ном пер­вой когор­ты. Я два­жды потом вое­вал в Испа­нии; четы­ре раза в тече­ние немно­гих лет был при­ми­пи­лом. Трид­цать четы­ре раза награж­да­ли меня пол­ко­вод­цы за храб­рость, и полу­чил я шесть граж­дан­ских вен­ков».

Рас­сказ этот, если даже допу­стить в нем неко­то­рую сти­ли­за­цию, чрез­вы­чай­но инте­ре­сен: он совер­шен­но прав­ди­во рису­ет жиз­нен­ный путь рим­ско­го цен­ту­ри­о­на вре­мен рес­пуб­ли­ки и до неко­то­рой сте­пе­ни дает тип его. Этот цен­ту­ри­он — кре­стья­нин, и кре­стья­нин-бед­няк; он про­во­дит на воен­ной служ­бе чуть не поло­ви­ну жиз­ни и оста­ет­ся толь­ко цен­ту­ри­о­ном. Его доб­лесть при­зна­на таким при­дир­чи­вым началь­ни­ком, как Катон; его голо­ву вен­ча­ет шесть «граж­дан­ских вен­ков», — а сол­да­та награж­да­ли ими за спа­се­ние сограж­дан — трид­цать четы­ре воин­ские награ­ды вру­че­ны ему его пол­ко­во­д­ца­ми, и тем не менее даль­ше стар­ше­го цен­ту­ри­о­на он про­дви­нуть­ся по служ­бе не может; офи­це­ром в рим­ской армии вре­мен рес­пуб­ли­ки с.82 ста­но­вит­ся толь­ко чело­век сена­тор­ско­го или всад­ни­че­ско­го сосло­вия. Мы зна­ем ряд доб­лест­ных цен­ту­ри­о­нов того вре­ме­ни, и ни одно­го, кото­рый дослу­жил­ся бы до воен­но­го три­бу­на или пре­фек­та, т. е. до офи­цер­ско­го зва­ния. Лигу­стин не ухо­дит с воен­ной служ­бы и оста­ет­ся слу­жить доб­ро­воль­цем пото­му, что деся­ти ртам с одно­го юге­ра не про­кор­мить­ся, а с каж­дой победо­нос­ной вой­ны сол­дат, а тем более цен­ту­ри­он, воз­вра­щал­ся обо­га­щен­ным. У Ливия мы най­дем неод­но­крат­ные упо­ми­на­ния о денеж­ных награ­дах, выда­вае­мых по окон­ча­нии кам­па­нии сол­да­там; цен­ту­ри­он полу­чал обыч­но вдвое, а то и втрое боль­ше про­сто­го сол­да­та. К этим офи­ци­аль­ным награ­дам сле­ду­ет при­ба­вить еще добы­чу, кото­рую сол­да­ту уда­ва­лось при­сво­ить при взя­тии непри­я­тель­ских горо­дов, при вся­ких нале­тах и наездах, в кото­рых он участ­во­вал в каче­стве фура­жи­ра или раз­вед­чи­ка, а то и про­сто совер­шал на свой страх и риск в рас­че­те пожи­вить­ся. На вой­ну с Пер­се­ем мно­гие шли доб­ро­воль­ца­ми: «они виде­ли, что те, кто слу­жил в первую Македон­скую вой­ну или вое­вал про­тив Антио­ха в Азии, обо­га­ти­лись». Вой­на ока­зы­ва­лась опас­ным, но выгод­ным пред­при­я­ти­ем. Рефор­ма Мария, открыв­шая доступ в леги­о­ны людям без вся­ко­го состо­я­ния, удо­вле­тво­ря­ла, по-види­мо­му, жела­нию широ­ких масс и была, судя по иму­ще­ст­вен­но­му поло­же­нию Лигу­сти­на, толь­ко офи­ци­аль­ным при­зна­ни­ем уже суще­ст­во­вав­ше­го поряд­ка вещей.

Источ­ни­ки наши дают доволь­но мно­го для харак­те­ри­сти­ки цен­ту­ри­о­на как воен­но­го; цен­ту­ри­о­ном как чело­ве­ком в Риме инте­ре­со­ва­лись весь­ма мало, и при вос­со­зда­нии его обли­ка «по сло­веч­кам, по наме­кам, по мело­чам» на пол­ноту и чет­кость порт­ре­та рас­счи­ты­вать не при­хо­дит­ся.

Мы виде­ли уже, что цен­ту­ри­он рес­пуб­ли­кан­ско­го вре­ме­ни — это бед­няк, кото­рый от воен­ной служ­бы ждет добы­чи и обо­га­ще­ния. Ряд лет жил он бед­но и труд­но; зря денег он не швы­ря­ет и до вся­ко­го при­об­ре­те­ния жаден. Жало­ва­ние цен­ту­ри­о­нам в год пола­га­лось хоро­шее: 240 дина­ри­ев; Цезарь с нача­лом граж­дан­ской вой­ны уве­ли­чил его почти вдвое: его цен­ту­ри­о­ны полу­ча­ли годо­во­го содер­жа­ния 450 дина­ри­ев, но глав­ным источ­ни­ков обо­га­ще­ния была для них сама вой­на — воен­ная добы­ча и награ­ды, выда­вае­мые пол­ко­во­д­ца­ми (Цезарь, напри­мер, ода­рил Сце­ву, одно­го из сво­их цен­ту­ри­о­нов, сра­зу дву­мя с.83 тыся­ча­ми сестер­ций, а в кон­це галль­ской кам­па­нии пообе­щал выдать каж­до­му цен­ту­ри­о­ну по тыся­че сестер­ций). Один вое­на­чаль­ник, обра­ща­ясь к сол­да­там, реко­мен­до­вал им «спе­шить за добы­чей, за сла­вой»; харак­тер­но, что на пер­вом месте постав­ле­на добы­ча. Город, взя­тый у непри­я­те­ля, часто отда­вал­ся сол­да­там на раз­граб­ле­ние. Фабий, цен­ту­ри­он 8-го Цеза­ре­ва леги­о­на, покляв­ший­ся, что никто рань­ше его не вой­дет в Гор­го­вию, полез на ее непри­ступ­ные сте­ны не пото­му толь­ко, что гнал­ся за сла­вой; жир­но пожи­вив­шись в Ава­ри­ке, он рас­счи­ты­вал на такую же пожи­ву в Гор­го­вии. Цен­ту­ри­о­нам уда­ва­лось ско­пить хоро­шую толи­ку. Источ­ни­ки наши пом­нят Лус­ция, цен­ту­ри­о­на Сул­лы, нажив­ше­го мил­ли­он­ное состо­я­ние; зна­ме­ни­тый юрист Атей Капи­тон был вну­ком Сул­ло­ва цен­ту­ри­о­на, кото­рый оста­вил сво­е­му сыну, отцу Атея, сред­ства, поз­во­лив­шие тому вой­ти в сена­тор­ское сосло­вие. Цен­ту­ри­о­ны зна­ли цену день­гам. Когда Цезарь в нача­ле граж­дан­ской вой­ны обра­тил­ся к сво­им цен­ту­ри­о­нам с прось­бой о зай­ме, то сде­лал он это не пото­му толь­ко, что нуж­дал­ся в день­гах, но и в рас­че­те «свя­зать души цен­ту­ри­о­нов» и отре­зать им путь к пере­хо­ду на сто­ро­ну Пом­пея: они не реши­лись бы рас­стать­ся со сво­им доб­ром, кото­рое соби­ра­ли, не жалея ни чужой кро­ви, ни соб­ст­вен­ной.

Жало­сти у этих людей искать вооб­ще не сто­ит. Вой­на не вос­пи­ты­ва­ет мяг­кость нра­вов, а вой­ны тех вре­мен — и подав­но. Абсо­лют­ная власть над побеж­ден­ным дава­ла победи­те­лю пол­ный про­стор для раз­гу­ла самых жесто­ких и самых низ­мен­ных стра­стей. Труд­но назвать рим­ских пол­ко­вод­цев, кото­рые дей­ст­во­ва­ли бы мило­сти­во. Сол­да­ты не отста­ва­ли от сво­их началь­ни­ков, и цен­ту­ри­о­ны не были исклю­че­ни­ем из сол­дат­ской мас­сы. В бес­по­щад­ной бойне, кото­рой закон­чи­лось взя­тие Ава­ри­ка, когда сол­да­ты кро­ши­ли, не раз­би­рая, детей, жен­щин, ста­ри­ков — всех, кто попа­дал­ся на гла­за и под­вер­ты­вал­ся под руку, цен­ту­ри­о­ны, конеч­но, не оста­ва­лись толь­ко зри­те­ля­ми. Звер­ский при­каз Цеза­ря «отру­бить руки всем защит­ни­кам Уксе­ло­ду­на» был, разу­ме­ет­ся, при­веден в испол­не­ние под над­зо­ром цен­ту­ри­о­нов, а может быть, и при их уча­стии. Одним из самых кро­во­жад­ных пала­чей Сул­лы был уже упо­ми­нав­ший­ся нами Лус­ций. К чести бое­вых цен­ту­ри­о­нов Цеза­ря сле­ду­ет заме­тить, что убий­ство не в бою их коро­би­ло. Когда цен­ту­ри­о­ну было пору­че­но во с.84 вре­мя, каза­лось бы, дру­же­ст­вен­но­го свида­ния нане­сти пре­да­тель­ский удар Ком­мию, одно­му из самых упор­ных и уверт­ли­вых вра­гов Цеза­ря, то рука убий­цы дрог­ну­ла, «может быть, пото­му, — заме­ча­ет автор, — что его взвол­но­ва­ло непри­выч­ное для него дело».

Эти жесто­кие и коры­сто­лю­би­вые люди были мелоч­но често­лю­би­вы и завист­ли­вы. Сопер­ни­че­ство Тита Пули­о­на и Луция Воре­на дол­го раз­вле­ка­ло галль­ские леги­о­ны Цеза­ря. Цен­ту­ри­о­ну недо­ста­ва­ло ни обра­зо­ва­ния, ни широты взглядов: его мыс­ли обыч­но не пере­ле­та­ли за тот ров, кото­рым сол­да­ты обво­ди­ли свою сто­ян­ку. Цен­ту­ри­о­ны I в. до н. э., совре­мен­ни­ки Варро­на и Лукре­ция, Катул­ла и Цице­ро­на, ниче­го не зна­ли ни об умст­вен­ных тече­ни­ях сво­его вре­ме­ни, ни о тех куль­тур­ных цен­но­стях, кото­рые это вре­мя созда­ло. Герен­ний, звер­ски убив­ший Цице­ро­на, не имел поня­тия о том, «на что он руку под­ни­мал». В рим­ском обра­зо­ван­ном обще­стве пред­став­ле­ние о цен­ту­ри­оне как о неоте­сан­ном муж­лане было ходо­вым. Цице­рон счи­тал необуздан­ный гнев есте­ствен­ным для цен­ту­ри­о­на; Пер­сий назвал цен­ту­ри­о­нов «коз­ли­ным отро­дьем»; «это отно­сит­ся к их вар­вар­ским нра­вам», — пояс­ня­ет схо­ли­аст. Из даль­ней­ших слов поэта явст­ву­ет, что они пре­зи­ра­ют умст­вен­ную куль­ту­ру, сме­ют­ся над фило­со­фи­ей и вполне удо­вле­тво­ре­ны тем, что они зна­ют и что им понят­но. Они не заду­мы­ва­лись над совре­мен­ны­ми собы­ти­я­ми и не подо­зре­ва­ли, что участ­ву­ют в собы­ти­ях, кото­рые не толь­ко пере­дви­га­ли гра­ни­цы государств, но и меня­ли лицо тогдаш­не­го мира. Цен­ту­ри­он ста­ро­го вре­ме­ни, кото­ро­го рису­ет Поли­бий и кото­рый пред­став­лен у Ливия Лигу­сти­ном, пред­ста­ет перед нами толь­ко как вер­ный сын и защит­ник род­ной зем­ли. Что дума­ет о поли­ти­ке сена­та этот самоот­вер­жен­ный сол­дат? Веро­ят­но, не дума­ет вовсе: его дело сра­жать­ся и не забы­вать во вре­мя вой­ны и соб­ст­вен­ных выгод. Цен­ту­ри­о­ны Цеза­ря и Пом­пея настро­е­ны имен­но так: их вовсе не инте­ре­со­ва­ло то, что дела­ет­ся в сена­те, на фору­ме и за кули­са­ми офи­ци­аль­ной поли­ти­ки. Они не лома­ли себе голо­вы над тем, чего хотят их пол­ко­вод­цы и поче­му они вою­ют друг с дру­гом; у них не было поли­ти­че­ских убеж­де­ний, и они с лег­ко­стью пере­хо­ди­ли от одной сто­ро­ны к дру­гой. Твер­до пом­ни­ли они одно: наград, повы­ше­ний, обес­пе­чен­но­сти на ста­ро­сти лет они долж­ны ждать толь­ко от сво­его вождя, его дер­жа­лись, пока мож­но было на него с.85 наде­ять­ся, а раз эти надеж­ды коле­ба­лись, его покида­ли. Те восемь юге­ров зем­ли, кото­ры­ми один из пол­ко­вод­цев Пом­пея обе­щал награ­дить цен­ту­ри­о­нов, име­ли для этих кре­стьян­ских сер­дец реаль­ное зна­че­ние; рас­суж­де­ния о сво­бо­де, о тира­нии, о луч­шей фор­ме государ­ст­вен­но­го устрой­ства их ни в какой сте­пе­ни не тро­га­ли.

Эти бес­сер­деч­ные, гру­бые, неве­же­ст­вен­ные и бес­прин­цип­ные люди не вызы­ва­ют к себе ника­кой сим­па­тии. Они и не поль­зо­ва­лись ею у сво­их совре­мен­ни­ков, чуж­дых воен­но­му делу. Снис­хо­ди­тель­ное пре­зре­ние слы­шит­ся в сло­вах Цице­ро­на, когда он назы­ва­ет како­го-то при­ми­пи­ла чело­ве­ком «в сво­ем роде порядоч­ным». Чтобы понять, чем был цен­ту­ри­он и чтобы оце­нить его по спра­вед­ли­во­сти, надо видеть его в воен­ной обста­нов­ке, на войне и в леги­оне: там, где было его насто­я­щее место и где он чув­ст­во­вал себя дома.

При­над­леж­ность цен­ту­ри­о­на вре­мен рес­пуб­ли­ки к бед­но­му про­сто­му наро­ду опре­де­ля­ла его поло­же­ние сре­ди сол­дат. Он все­гда выхо­дец из сол­дат­ских рядов, свой брат сол­да­там, их непо­сред­ст­вен­ный началь­ник, кото­рый живет все вре­мя с ними и почти так же, как они; он ведет их в бой, учит воен­но­му делу, при­ди­ра­ет­ся к каж­дой дыр­ке на туни­ке и к каж­дой нена­чи­щен­ной бля­хе на поя­се, не стес­ня­ясь, пус­ка­ет в ход вино­град­ную лозу, сим­вол сво­ей вла­сти, и, не заду­мы­ва­ясь, уми­ра­ет за сво­их сол­дат. Он — посред­ник меж­ду ними и выс­шим началь­ст­вом, кото­рое через цен­ту­ри­о­нов пере­да­ет свои рас­по­ря­же­ния и в труд­ные мину­ты рас­счи­ты­ва­ет преж­де все­го на их помощь. Это костяк рим­ской армии; ста­рые слу­жа­ки, поседев­шие в боях и похо­дах, укра­шен­ные орде­на­ми и руб­ца­ми от ран, они поль­зу­ют­ся вли­я­ни­ем в сол­дат­ской среде и ува­же­ни­ем у выс­ше­го коман­до­ва­ния. Цезарь знал сво­их цен­ту­ри­о­нов по име­нам; это были люди, име­на кото­рых сто­и­ло запом­нить даже Цеза­рю.

Сол­да­ту при­хо­ди­лось обыч­но годы и годы тереть свою сол­дат­скую лям­ку, преж­де чем он полу­чал зва­ние цен­ту­ри­о­на. Оно не дава­лось даром или толь­ко за выслу­гу лет: тре­бо­ва­лись бое­вые подви­ги, хоро­шее зна­ние воен­но­го дела, извест­ная умст­вен­ная ода­рен­ность. Поли­бий, один из умней­ших людей антич­но­сти, в поис­ках отве­та, поче­му рим­ляне мень­ше чем в сто­ле­тие поко­ри­ли чуть не весь мир, вни­ма­тель­но изу­чив­ший воен­ное дело у рим­лян, оста­вил нам иде­ал цен­ту­ри­о­на, кото­рый был выра­ботан с.86 в воен­ных рим­ских кру­гах того вре­ме­ни, конеч­но, на осно­ва­нии дли­тель­но­го воин­ско­го опы­та: «От цен­ту­ри­о­на они тре­бу­ют, чтобы он не кидал­ся, очер­тя голо­ву, туда, где опас­но, но умел бы рас­по­рядить­ся, был бы сто­ек и серь­е­зен, не ввя­зы­вал­ся бы не вовре­мя в бой и не начи­нал бы его несвоевре­мен­но, но умел бы выдер­жи­вать натиск одоле­ваю­ще­го вра­га и уми­рать за род­ную зем­лю». Если цен­ту­ри­о­нов, обра­зы кото­рых мож­но раз­глядеть в ску­пых замет­ках наших источ­ни­ков, мерить этой мер­кой, то ока­жет­ся, что они под нее более или менее под­хо­дят. В одном, слу­ча­лось, иде­ал и дей­ст­ви­тель­ность не сов­па­да­ли. Ино­гда в горяч­ке боя цен­ту­ри­он терял обя­за­тель­ную для него рас­суди­тель­ность и пре­вра­щал­ся из трез­во­го, рас­чет­ли­во­го началь­ни­ка в бес­ша­баш­но­го удаль­ца, кото­рый, не пом­ня себя, шел сам и вел за собой сол­дат на вер­ную гибель. Фабий полез на страш­ные сте­ны Гор­го­вии, уже не сооб­ра­жая, что его ждет несо­мнен­ная и бес­смыс­лен­ная смерть. Цен­ту­ри­он бывал ино­гда без­рас­суд­ным в сво­ей храб­ро­сти; без­упреч­но храб­рым он был почти все­гда. Цезарь, отме­чая поте­ри в сво­их вой­сках, почти все­гда выде­ля­ет осо­бо поте­ри в соста­ве цен­ту­ри­о­нов: они неиз­мен­но очень вели­ки. Под Дирра­хи­ем погиб­ло 960 сол­дат и 32 цен­ту­ри­о­на; под Фар­са­лом — 290 сол­дат и 30 цен­ту­ри­о­нов, т. е. из чис­ла цен­ту­ри­о­нов, поло­жен­ных на леги­он, выбы­ла поло­ви­на, если не боль­ше, а сол­дат — 125 часть. Ста­рый цен­ту­ри­он Кра­стин, про­стив­ший­ся с Цеза­рем перед Фар­саль­ской бит­вой сло­ва­ми «живо­го или мерт­во­го, но сего­дня ты побла­го­да­ришь меня, импе­ра­тор», знал, на что он идет, и шел бес­тре­пет­но. После сра­же­ния при Дирра­хии Цеза­рю пока­за­ли щит цен­ту­ри­о­на Сце­вы: он был про­бит в ста два­дца­ти местах. Слу­чай, когда цен­ту­ри­он укло­нил­ся от уча­стия в бою под пред­ло­гом охра­ны лаге­ря, проч­но засел в памя­ти рим­ско­го наро­да как нечто из ряда вон выхо­дя­щее.

Лич­ной храб­ро­сти, одна­ко, по рим­ским пред­став­ле­ни­ям, для цен­ту­ри­о­на мало. Лихо рубить­ся мог и про­стой сол­дат, а цен­ту­ри­он не был про­стым сол­да­том; он началь­ник: от него тре­бу­ют, чтобы он «умел рас­по­рядить­ся», умно и трез­во рас­чел, как нане­сти вра­гу поболь­ше ущер­ба, а сво­им потер­петь при этом помень­ше уро­на. Он дол­жен отда­вать себе ясный отчет в бое­вой обста­нов­ке, изме­не­ния ее учи­ты­вать тут же, поль­зо­вать­ся про­ма­ха­ми про­тив­ни­ка и немед­лен­но устрем­лять­ся на помощь туда, с.87 где это нуж­но. Он дол­жен быст­ро сооб­ра­жать, все вре­мя быть наче­ку, при­ни­мать реше­ния стре­ми­тель­но и пра­виль­но. Рас­тя­па, креп­кий зад­ним умом, и лег­ко­мыс­лен­ный глу­пец, не сумев­ший ниче­му научить­ся за всю свою воен­ную служ­бу, нико­гда не мог стать цен­ту­ри­о­ном. Цезарь щед­ро награ­дил Сце­ву и сра­зу же дале­ко про­дви­нул его по слу­жеб­ной лест­ни­це не толь­ко за без­удерж­ную сме­лость, о кото­рой свиде­тель­ст­во­вал его изре­ше­чен­ный щит: Сце­ва сумел пове­сти обо­ро­ну пору­чен­но­го ему укреп­ле­ния так, что сол­да­ты Пом­пея не смог­ли им овла­деть. Кра­стин в бит­ве при Фар­са­ле «ока­зал вели­чай­шую услу­гу Цеза­рю» не толь­ко тем, что «сра­жал­ся очень муже­ст­вен­но» и увлек за собой «отбор­ных вои­нов сво­ей цен­ту­рии», но и тем, что уме­ло эти­ми вои­на­ми коман­до­вал. Когда гал­лы в Нови­о­дуне неожи­дан­но кину­лись на малень­кий рим­ский отряд, застряв­ший в горо­де, цен­ту­ри­о­ны стре­ми­тель­но орга­ни­зо­ва­ли защи­ту и «собра­ли всех сво­их невреди­мы­ми». Цезарь, очень осмот­ри­тель­ный во всем, что каса­лось веде­ния вой­ны, настоль­ко дове­рял опы­ту и воин­ской смет­ке сво­их цен­ту­ри­о­нов, что, не заду­мы­ва­ясь, пору­чил им в одну из самых гроз­ных минут галль­ской вой­ны, перед бит­вой с бел­га­ми, выбор места для лаге­ря: зада­ча ответ­ст­вен­ная, от удач­но­го выпол­не­ния кото­рой зави­сел и успех сра­же­ния, и самая жизнь сол­дат. Цен­ту­ри­он в какой-то мере был так­ти­ком и стра­те­гом.

Мы виде­ли, что в рим­ском обще­стве цен­ту­ри­он счи­тал­ся невеж­дой. Мне­ние это было совер­шен­но оши­боч­ным. При­над­леж­ность цен­ту­ри­о­на к бед­ным сло­ям насе­ле­ния обу­слов­ли­ва­ла скудость его школь­но­го обра­зо­ва­ния: оно огра­ни­чи­ва­лось толь­ко уме­ни­ем читать, писать и счи­тать; но, кро­ме школь­ных зна­ний, у цен­ту­ри­о­на были и дру­гие, кото­рым выучи­ла его жизнь, и надо при­знать, что уро­ки она дава­ла ему самые раз­но­об­раз­ные.

Почти непре­рыв­ные вой­ны, кото­рые Рим вел в тече­ние II—I вв. до н. э., позна­ко­ми­ли рим­ских сол­дат чуть ли не со всем тогдаш­ним миром. Лигу­стин Ливия побы­вал в Македо­нии, Гре­ции, Азии и Испа­нии; цен­ту­ри­о­ны Цеза­ря исхо­ди­ли всю Гал­лию, побы­ва­ли за Рей­ном, повида­ли Бри­та­нию, были в Испа­нии, в Афри­ке, на Бал­кан­ском полу­ост­ро­ве. Если все эти стра­ны и не укла­ды­ва­лись для них в чет­кую гео­гра­фи­че­скую сет­ку и в их гео­гра­фи­че­ской осве­дом­лен­но­сти не было такой ясно­сти, как у Цеза­ря, то все же соот­но­ше­ние меж­ду эти­ми стра­на­ми с.88 рисо­ва­лось для них доволь­но отчет­ли­во: кар­ту тогдаш­не­го мира они себе пред­став­ля­ли. Вхо­ди­ли они в сопри­кос­но­ве­ние с целым рядом пле­мен и наро­дов; бились с ними как с вра­га­ми, води­ли зна­ком­ство, а может, и друж­бу как с союз­ни­ка­ми и това­ри­ща­ми по ору­жию. Мож­но не сомне­вать­ся, что их, людей воен­ных, инте­ре­со­ва­ло и воору­же­ние чужо­го наро­да, и его при­е­мы вой­ны, и его так­ти­ка боя. Цен­ту­ри­о­ну при­хо­ди­лось вме­сте с сол­да­та­ми отправ­лять­ся на фура­жи­ров­ку и ходить в раз­вед­ку; мож­но пред­ста­вить себе, во что пре­вра­ща­лись такие экс­пе­ди­ции во вра­же­ской стране, в Гал­лии напри­мер, когда вся область биту­ри­гов пре­вра­ти­лась слов­но в гигант­скую рас­ка­лен­ную печь1 и нуж­но было в поис­ках еды людям и лоша­дям про­би­рать­ся сре­ди пылаю­щих горо­дов и уса­деб, памя­туя, что за каж­дым хол­мом, за каж­дой купой дере­вьев может сидеть заса­да. При­хо­ди­лось идти без вся­ких дорог, пет­лять, плу­тать — и надо было все-таки вер­нуть­ся к сво­им. Цен­ту­ри­он обя­зан ори­ен­ти­ро­вать­ся в мест­но­сти, куда зача­стую он попа­да­ет впер­вые, дол­жен уметь най­ти доро­гу по солн­цу, по звездам, по ряду при­мет, в кото­рых сле­ду­ет ему раз­би­рать­ся не хуже любо­го лесо­ви­ка и селя­ни­на. Он дол­жен рас­по­ла­гать неко­то­рым запа­сом аст­ро­но­ми­че­ских и метео­ро­ло­ги­че­ских наблюде­ний и сведе­ний. А так как раз­бив­кой лаге­ря и фор­ти­фи­ка­ци­он­ны­ми работа­ми ведал он, то ему над­ле­жа­ло знать толк и в зем­ле­ме­рии, а сле­до­ва­тель­но, и в гео­мет­рии, и в инже­нер­ном деле.

Как эти зна­ния, так и зна­ком­ство с выс­шей воен­ной нау­кой цен­ту­ри­он при­об­ре­тал на прак­ти­ке. Марий у Сал­лю­стия с насмеш­кой гово­рит о вое­на­чаль­ни­ках, кото­рые, полу­чив коман­до­ва­ние, начи­на­ют по гре­че­ским кни­гам изу­чать воен­ное дело. Цен­ту­ри­о­ны, веро­ят­но, тоже вти­хо­мол­ку посме­и­ва­лись над неопыт­ны­ми офи­це­ра­ми, кото­рые у гре­че­ских авто­ров учи­лись тому, как вое­вать. Их самих учи­ла суро­вая прак­ти­ка воен­ной жиз­ни. Уча­стие во мно­гих похо­дах, служ­ба под началь­ст­вом раз­ных коман­ди­ров, вере­ни­цы боев, схва­ток и при­клю­че­ний — все это изощ­ря­ло и буди­ло мысль, обо­га­ща­ло опы­том, учи­ло и настав­ля­ло. Рядо­вой сол­дат, разум­ный и вни­ма­тель­ный, полю­бив­ший воен­ное дело, думав­ший над при­чи­на­ми побед и пора­же­ний, сво­их и вра­же­ских, посте­пен­но пре­вра­щал­ся в с.89 хоро­ше­го воен­но­го спе­ци­а­ли­ста. Стар­шие цен­ту­ри­о­ны, полу­чав­шие свое зва­ние после дол­гих лет служ­бы, все­гда при­ни­ма­ли уча­стие в воен­ном сове­те, и офи­це­рам, чле­нам сове­та, при­слу­шать­ся к мне­ни­ям этих ста­рых сол­дат сто­и­ло, и было чему у них поучить­ся. С изу­ми­тель­ной про­ни­ца­тель­но­стью оце­ни­ва­ли они создав­ше­е­ся поло­же­ние и уме­ли най­ти выход, обна­ру­жи­вая и сме­лость, и гиб­кость мыс­ли. Галь­ба, легат Цеза­ря, кото­ро­го Цезарь оста­вил зимо­вать в Аль­пах и кото­ро­му гро­зи­ла опас­ность ока­зать­ся во вра­же­ском окру­же­нии, спас сво­их сол­дат пото­му, что вовре­мя послу­шал­ся сво­его стар­ше­го цен­ту­ри­о­на, кото­рый наста­и­вал на том, чтобы, не слу­ша­ясь Цеза­ре­ва при­ка­за, оста­вить лагерь и про­бить­ся сквозь непри­я­тель­ские отряды. Сабин, дру­гой вое­на­чаль­ник Цеза­ря, погу­бил свой леги­он пото­му, что пошел напе­ре­кор сво­им цен­ту­ри­о­нам, кото­рые уго­ва­ри­ва­ли его не покидать лаге­ря и в нем отси­жи­вать­ся.

Иску­шен­ный в вопро­сах высо­кой воен­ной нау­ки, цен­ту­ри­он был обя­за­тель­но зна­то­ком и той части воен­но­го дела, знать кото­рую над­ле­жа­ло каж­до­му сол­да­ту и обу­чить кото­рой свою сот­ню над­ле­жа­ло цен­ту­ри­о­ну.

Рим­ский ново­бра­нец про­хо­дил доволь­но слож­ный и раз­но­об­раз­ный курс обу­че­ния. Его преж­де все­го учи­ли ходить в строю «воен­ным» и «пол­ным шагом» (6 и почти 7 км в час), бегать, пере­пры­ги­вать рвы и раз­ные пре­пят­ст­вия, пла­вать и ездить вер­хом. Леги­о­нер сра­жал­ся пешим, но с лоша­дью обра­щал­ся запро­сто: Цезарь перед встре­чей с Арио­ви­стом не заду­мал­ся поса­дить свой 10-й леги­он на коней. Моло­до­го сол­да­та упраж­ня­ли в том, чтобы он с силой и без про­ма­ха метал копье, лов­ко отра­жал щитом уда­ры и уме­ло им закры­вал­ся, хоро­шо рубил­ся и мет­ко нано­сил раны. Он дол­жен был хоро­шо вла­деть лопа­той и кир­кой, топо­ром и пилой: в похо­де рим­ские сол­да­ты каж­дый вечер обво­ди­ли место сво­ей ночев­ки солид­ным укреп­ле­ни­ем, состо­я­щим из рва, вала и пали­са­да; рим­ское вой­ско «слов­но носи­ло с собой повсюду обведен­ный сте­на­ми город». О том, во что пре­вра­щал­ся рим­ский лагерь, если гро­зи­ла опас­ность вра­же­ско­го напа­де­ния, мож­но судить по лаге­рю Цеза­ря под Але­зи­ей. Оса­да вра­же­ско­го горо­да тре­бо­ва­ла слож­ных соору­же­ний, где сапер­ные и плот­ни­чьи работы соче­та­лись вме­сте: доста­точ­но вспом­нить вал Цеза­ря под Ава­ри­ком. Моло­до­го леги­о­не­ра тре­бо­ва­лось вве­сти во все хит­ро­сти с.90 тогдаш­не­го сапер­но­го дела. Это­го мало: Цеза­ря в его похо­дах сопро­вож­дал целый «артил­ле­рий­ский парк»; сол­дат дол­жен был озна­ко­мить­ся со все­ми изо­бре­те­ни­я­ми гре­че­ской осад­ной нау­ки и уметь обра­щать­ся с доволь­но слож­ны­ми и раз­но­об­раз­ны­ми осад­ны­ми маши­на­ми. Всей этой мно­го­об­раз­ной тех­ни­ке тогдаш­не­го воен­но­го дела и обу­чал цен­ту­ри­он сво­их сол­дат. Мастер сво­его дела, тер­пе­ни­ем и снис­хо­ди­тель­но­стью он обыч­но не отли­чал­ся и учил не толь­ко сло­вом и пока­зом, но и лозой. Одно­го из луч­ших цен­ту­ри­о­нов Цеза­ря про­зва­ли «пал­кой»; Юве­нал, поми­ная сол­дат­скую жизнь Мария, сра­зу же пред­ста­вил себе, как цен­ту­ри­он обла­мы­вал о его голо­ву свою узло­ва­тую лозу.

Как бы то ни было, но сво­ей вели­ко­леп­ной воин­ской выуч­кой рим­ское вой­ско обя­за­но было цен­ту­ри­о­нам; оно было обя­за­но им еще боль­шим: сво­им вос­пи­та­ни­ем. Учи­тель все­гда накла­ды­ва­ет свою печать на уче­ни­ка. Если, судя по сло­вам Поли­бия, от цен­ту­ри­о­на тре­бо­ва­лись рас­суди­тель­ность, отва­га, созна­ние дол­га и пре­зре­ние к смер­ти и если в рим­ском сол­да­те мы видим те же каче­ства: муже­ство, уме­ние без­ро­пот­но пере­но­сить вся­че­ские тяготы, упор­ство в дости­же­нии цели, рев­ни­вую охра­ну воин­ской чести, то мож­но сме­ло утвер­ждать, что эти воин­ские доб­ро­де­те­ли были вос­пи­та­ны в сол­да­тах цен­ту­ри­о­на­ми. От цен­ту­ри­о­на сол­да­ты полу­ча­ли при­ка­за­ния, он был их пря­мым, непо­сред­ст­вен­ным началь­ни­ком; по нему рав­ня­лись в лагер­ной жиз­ни и в бою, он слу­жил при­ме­ром и образ­цом. Цезарь знал, что делал, когда, оста­вив все по-ста­ро­му в тех леги­о­нах, кото­рые пере­шли к нему от Пом­пея, он толь­ко сме­нил несколь­ких цен­ту­ри­о­нов. Одно­го при­сут­ст­вия цен­ту­ри­о­на было доста­точ­но, чтобы «сол­да­ты дер­жа­лись сво­их обя­зан­но­стей». Ска­зать, что цен­ту­ри­он был верен сво­е­му дол­гу и чести вои­на, — зна­чит ска­зать мало: это чув­ство было той жиз­нен­ной силой, кото­рая вела цен­ту­ри­о­на неиз­мен­но и неот­ступ­но, все­гда и везде и перед кото­рой отсту­па­ла сама смерть. У Цеза­ря есть потря­саю­щий рас­сказ — и дей­ст­ву­ет он осо­бен­но силь­но пото­му, что собы­тия, как обыч­но для Цеза­ря, изло­же­ны в сло­вах ску­пых и сухо­ва­тых, — о том, как уми­раю­щий цен­ту­ри­он спас лагерь и вой­ско от вер­ной и страш­ной гибе­ли. Узнав от плен­ных, что Цезарь дале­ко и что зна­чи­тель­ное чис­ло сол­дат ушло на фура­жи­ров­ку, гер­ман­цы пошли при­сту­пом на лагерь, где, меж­ду про­чим, с.91 нахо­ди­лось мно­го боль­ных и в том чис­ле при­ми­пил Секс­тий Бакул. Изму­чен­ный болез­нью и рана­ми, пятый день ниче­го не евший, уже отча­яв­шись и в сво­ем выздо­ров­ле­нии, и в спа­се­нии лаге­ря, он выполз из палат­ки глот­нуть све­же­го возду­ха. На лагерь при­сту­пом идут сигам­бры, сол­да­ты мечут­ся в бес­по­ряд­ке — и обес­си­лен­ный, почти уми­раю­щий чело­век сра­зу ста­но­вит­ся тем, чем он обя­зан быть по сво­е­му дол­гу цен­ту­ри­о­на: он обя­зан спа­сти этих рас­те­ряв­ших­ся людей, и, выхва­тив меч и щит у пер­во­го под­вер­нув­ше­го­ся сол­да­та, он кида­ет­ся к воротам, куда рвут­ся вра­ги, кри­ча, бра­нясь, обо­д­ряя сво­их. Это­го было доволь­но: полу­мерт­вый цен­ту­ри­он напом­нил сол­да­там, что они долж­ны делать. Они кину­лись за ним; бес­по­рядоч­ная тол­па сра­зу пре­вра­ти­лась в воин­ский отряд, сле­дую­щий за сво­им цен­ту­ри­о­ном, кото­ро­го при­выч­но слу­шать­ся и на кото­ро­го при­выч­но наде­ять­ся. Он впе­ре­ди, как и поло­же­но, и пер­вые раны, как и поло­же­но, при­ни­ма­ет на себя; силы остав­ля­ют его, его выно­сят на руках, он без созна­ния и, веро­ят­но, через несколь­ко часов уми­ра­ет. Такое напря­же­ние и такая тра­та сил не мог­ли прой­ти даром для тяж­ко боль­но­го, но дело свое Тит Секс­тий Бакул[1] выпол­нил: лагерь и сол­да­ты были спа­се­ны. Слу­чай этот не един­ст­вен­ный. Цен­ту­ри­он ост­ро чув­ст­во­вал ответ­ст­вен­ность за сво­их людей. В труд­ные мгно­ве­ния гла­за сол­дат с надеж­дой обра­ща­лись на эти суро­вые лица, и надеж­да их не оста­ва­лась обма­ну­той: в самые без­вы­ход­ные мину­ты, перед лицом горь­кой и неиз­беж­ной гибе­ли цен­ту­ри­о­ну не при­хо­ди­ло в голо­ву поду­мать о сво­ем спа­се­нии. «Отбра­сы­вая сво­ей доб­ле­стью вра­га», они сто­я­ли живой сте­ной, под при­кры­ти­ем кото­рой сол­да­там уда­ва­лось ускольз­нуть и спа­стись. «Я не могу уце­леть вме­сте с вами, — кри­чит това­ри­щам Марк Пет­ро­ний, один из цен­ту­ри­о­нов Цеза­ря, — но о вас я поза­бо­чусь: вот вам воз­мож­ность спа­се­ния» — он кида­ет­ся в гущу гал­лов, уби­ва­ет дво­их, отго­ня­ет осталь­ных от ворот и реши­тель­но отвер­га­ет вся­кую помощь: «Я все рав­но исте­каю кро­вью; ухо­ди­те, пока воз­мож­но, и воз­вра­щай­тесь к ваше­му леги­о­ну». «Он вско­ре пал, сра­жа­ясь, — заклю­ча­ет Цезарь свой рас­сказ, — и этой смер­тью спас това­ри­щей». Эти люди защи­ща­ли сво­их сол­дат с той же спо­кой­ной и дело­ви­той непре­клон­но­стью, с кото­рой они рас­по­ря­жа­лись раз­бив­кой лаге­ря или учи­ли ново­бран­цев. Это было их дело; они долж­ны были выпол­нить его до кон­ца. И когда с.92 иско­лотые, изруб­лен­ные, обес­си­лен­ные они опус­ка­лись, нако­нец, в лужу соб­ст­вен­ной кро­ви, то эта смерть — послед­ний и неопро­вер­жи­мый урок воин­ской доб­ле­сти — име­ла след­ст­вия, о кото­рых не подо­зре­ва­ли ни пав­шие в бою, ни их уцелев­шие сорат­ни­ки. Геро­изм не пре­по­да­ет­ся с голо­са — ему учат при­ме­ром. Какой при­мер был силь­нее такой смер­ти? Ново­бран­цы, при­шед­шие в леги­он, слу­ша­ли рас­ска­зы ста­рых сол­дат об этих людях, умев­ших пре­зи­рать смерть и забы­вать себя ради сво­их това­ри­щей. Име­на их проч­но вхо­ди­ли в непи­са­ную исто­рию леги­о­на, жив­шую в памя­ти и в серд­цах сол­дат. Одно поко­ле­ние при­хо­ди­ло на сме­ну дру­го­му; ухо­див­шие остав­ля­ли при­шед­шим эти вос­по­ми­на­ния и рас­ска­зы — сокро­вищ­ни­цу, где сбе­ре­га­лись вос­по­ми­на­ния о том, что было сла­вой и гор­до­стью леги­о­на. На этих рас­ска­зах вос­пи­ты­ва­лись, до их геро­ев меч­та­ли дорас­ти. Так скла­ды­ва­лись воен­ные тра­ди­ции, сде­лав­шие рим­ское вой­ско самым гроз­ным вой­ском древ­но­сти; в созда­нии этих тра­ди­ций цен­ту­ри­о­ну рим­ской рес­пуб­ли­ки при­над­ле­жит почет­ное место.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1По при­ка­зу галль­ско­го вое­на­чаль­ни­ка Вер­цин­ге­то­рик­са, под­няв­ше­го вос­ста­ние про­тив рим­лян, гал­лы жгли горо­да, дерев­ни, про­до­воль­ст­вие.
  • [1]Пра­виль­но: Пуб­лий Секс­тий Бакул (ср. Caes. BG. VI. 38). — Прим. ред. сай­та.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1291163989 1291163807 1291154476 1292534243 1292535500 1292595019