Легенда о близнецах Ромуле и Реме.
Историко-литературное исследование.
с.117
В своем месте1 мы указали, что греческая пара имен Ῥῶμρς καὶ Ῥωμύλος составилась путем дополнительного присоединения римского Ромула к первоначально единоличному Рому греков, не с.118 имевшему ничего общего с римским Ремом, а, напротив, заменявшему собою римского Ромула. Возникновение же такой греческой пары Ῥῶμρς καὶ Ῥωμύλος обусловливалось существованием подобной же пары и у самих римлян, хотя и в другом виде и порядке: Romulus et Remus. Внешнее и внутреннее различие обеих пар доказывает, что греческие писатели, принимавшие «Рома и Ромула» (вместо прежнего единоличного Рома), руководствовались только приблизительным созвучием римской пары имен: «Ромул и Рем», не сообразуясь с легендой о них и, может быть, даже и не зная ее содержания.
Легенда о соперничестве Ромула и Рема сохранилась в двух вариантах2, характеристические черты которых заключаются в авспициях в одном случае и в прыжке через стены в другом. В обоих случаях Рем погибает, но в то время как по первому варианту он падает в общем рукопашном бою, во втором варианте он получает смертельный удар от руки брата. В первом случае спор обоих братьев решается при содействии богов, как бы в качестве третейского суда, но так, что все-таки спор оказывается неулаженным; во втором же случае дело решается непосредственно личною удалью. При таких обстоятельствах не может быть сомнения относительно того, который из обоих вариантов древнее. Сказочный прыжок через стену города3 составляет один из самых драгоценных остатков истинно народных былин о богатырях римской старины. Отсутствие этого прыжка в параллельной версии придает последней более утонченный и, так сказать, более цивилизованный колорит. Бо́льшая степень грубости в одном варианте и бо́льшая щепетильность в другом — сказываются также и в обстоятельствах смерти Рема. По одному варианту, Рема убивает брат Ромул; напротив, в другом варианте братоубийство маскируется глухим указанием на то, что он был убит в общей свалке, а иногда называется прямо другое имя убийцы (Celer)4. К этому присоединяется еще то, что с.119 Ливий5, называя вариант с прыжком через стену более распространенным рассказом, употребляет выражение «vulgatior fama», в чем можно усматривать намек на народный характер этого варианта в отличие от более литературной версии без богатырского прыжка и без братоубийства.
В варианте с авспициями обращают на себя внимание числа 6 и 12: хотя Рем первый увидал желанное знамение, но оно состояло только из 6 коршунов, в то время как Ромулу знамение досталось позже, но зато коршунов было 12. Эти числа, соответствуя количеству преторских и консульских ликторов, явно приноровлены к понятию о maius imperium. А так как присвоение провинциальным преторам 6 ликторов (вместо прежних двух, что навсегда сохранилось в городе) состоялось, вероятно, одновременно с учреждением особых провинциальных претур для Сицилии и Сардинии (ок. 227 года до Р. Хр.), то можно полагать, что версия с авспициями появилась не раньше 2 пунической войны или, точнее, только уже в период существования латинский литературы. В частности автором этого варианта можно считать поэта Энния, у которого он и появляется впервые6. Вариант с авспициями, по крайней мере в данной форме, не может принадлежать коренному римлянину уже в виду тех своеобразностей, которые допущены автором этого варианта против правил авгурской дисциплины7.
Кроме того, у Энния авспиции явно составляют еще только дополнительную вставку, так как в его «Анналах» была речь и об издевательстве Рема8 и о том, что Рем был убит рукою Ромула9. Таким образом, устранение братоубийства10 принадлежит уже времени после Энния.
Наконец, и приурочение авспиций Ромула к Палацию, а авспиций с.120 Рема к Авентину, как это читается у Ливия, Дионисия и Плутарха, также установилось только впоследствии. У Энния на Авентине помещается не Рем, а сам Ромул11, в то время как относительно второго брата сохранилось только слово «in monte» без указания имени12. Гора Авентин выбрана автором для придуманных им авспиций, согласно его собственным словам, только по практическим соображениям, вследствие значительной высоты этой горы (in alto Aventino), дававшей возможность делать наблюдения на возможно обширном пространстве. Местом авспиций Рема Авентин сделался только уже в век Цицерона. По крайней мере, авгур Мессалла, бывший консулом в 53 году до Р. Хр., является для нас древнейшим свидетелем об этом13.
В первоначальной редакции легенды о соперничестве братьев Ромула и Рема дело касалось не авспиций, а также не вопроса, как назвать основываемый на Палации город, а, напротив, в каком месте основать город, в том ли, которое рекомендовал Рем, или в том, которое избрал Ромул, т. е. быть ли городу Рема (Remoria) или же городу Ромула (Roma). Вследствие приурочения к Авентину авспиций Рема, на этой же горе начали искать и место Ремовой Ремории14; но это появляется не раньше императорской эпохи15. Дионисий сохранил чрезвычайно любопытное известие о том, что в его время (νῦν) под словом Remoria (Ῥεμορια) разумелось не место на Авентине, а какой-то холм на расстоянии 3000 шагов от города, но недалеко от Тибра16. Это известие Дионисия17 подтверждается и Фестом, который с.121 различает 1) ager Remurinus, как место, где Рем предполагал построить свой город и 2) Remoria на Авентине, месте авспиций Рема18. Эти столь определенные сведения, долженствующие служить основанием для всякого исследования соприкосновенных к этим делам вопросов, оставались в пренебрежении вследствие того значения, которое приписывалось легенде о близнецах, как старинному, национальному сказанию римского народа. Только влиянием этого взгляда можно объяснить, что Авентин, вопреки всем данным, считался издревле присущим легенде о Реме19. Выделение легенды о близнецах из состава древнеримских преданий дает возможность отнестись более объективно и к известиям древних авторов о соперничестве Ромула и Рема.
Дионисий сообщает, что Ремория находилась за городом, недалеко от Тибра, на расстоянии 3000 шагов от городских стен. Фест, называя эту местность ager Remurinus, также свидетельствует о том, что она не находилась в черте города. Название же «ager Remurinus» получилось, конечно, от Remoria, как главного топографического пункта этой местности20. В какой стороне надо искать это место, нигде не указано. Но форма Romulus, в с.122 качестве имени одного из обоих соперников, указывает на затибрскую область.
Находившаяся на этрусском берегу реки Тибра полоса древнейшей территории римской республики, состоявшей из основных 15 сельских триб, входила в состав той трибы, которой присвоено было название tribus Romulia (Romilia). Принадлежность затибрской области к этой трибе прямо засвидетельствована Фестом21 и подтверждается косвенно также словами Варрона22. Так как древнейшие сельские трибы, все без исключения, получили свои названия от фамилий знатных патрицианских gentes23, из этого следует, что в затибрской области, в период наименования этой местности «Ромулиевой» трибой, среди местных патрицианских землевладельцев наиболее выдающееся положение занимал род Ромулиев или, по позднейшей фонетике, Ромилиев. И действительно, единственный известный представитель этого рода, прекратившегося еще в первые столетия республики, консул 455 года до Р. Хр.24, T. Romilius Rocus, имел прозвище Vaticanus, что́ и подтверждает принадлежность рода Ромулиев затибрской области, часть которой, а именно самая близкая к Риму, насупротив Марсова поля, называлась ager Vaticanus. А так как название Romulius (Romilius) происходит от Romulus (ср. например Aemilius =
Таким образом, Реморию, городище Рема, следует искать по соседству с родиной его соперника Ромула, т. е. по соседству с Яникульской горой, также принадлежавшей к составу ager с.123 Vaticanus. Если это так, то реморийская область (ager Remurinus) с городищем (λόφος), называвшимся Remoria (ἡ Ῥεμορία), находилась в направлении Аврелиевой дороги, в тех местах, где расположена была и роща арвальской богини Dea Dia. Эта затибрская Ремория считалась не только местом города Рема, но и местом его могилы27.
Если же легенда о соперничестве Рема и Ромула сложилась в затибрской области в приурочении к городищу и могиле Рема, неподалеку от рощи арвальских братьев, то этим проливается новый свет и на легенду о происхождении арвальской коллегии28. Также и здесь Ромул, принятый Аккой Ларенцией на место одного из ее 12 сыновей, является прежде всего только родоначальником затибрских Ромулиев. Внесение в плебейскую легенду имени родоначальника местной патрицианской знати может быть объяснено обычным у покоренных автохтонов стремлением облагородить и возвысить свое политическое прошлое путем мифологического родства со своими повелителями. К этому же источнику может быть отнесено и признание обоих соперников братьями, оказавшееся тем более уместным, что сюжет о двух враждебных братьях повторяется во многочисленных вариациях и сказках всех народов. Близнецами же они сделались уже только благодаря фабуле Диокла.
ПРИМЕЧАНИЯ