с.123
Ромул, родоначальник Ромулиев и защитник римской территории по ту сторону Тибра, с течением времени, благодаря этимологическому родству слов Romulus и Roma, сделался родоначальником римлян вообще и основателем их города. Такое значение Ромула во всяком случае не древнее организации самой общины римлян по типу греческих городских πόλεις и развилось окончательно уже только в течение республиканского периода под влиянием греческих воззрений на городских ктистов.
Далее и в сказания о палатинской крепости и о ее борьбе с капитолийской крепостью сабинского царя Т. Тация имя Ромула проникло сравнительно поздно. Сказание о сабинянах, представляющее с.124 собою самую существенную часть всех исторических преданий римского народа о царском периоде до Тарквиниев1, в установившейся анналистической традиции насильственно разбито на две части вставкою Нумы Помпилия2.
Первая часть сказаний о сабинянах приурочена к имени Ромула. Однако в легенде о смерти Т. Тация3 Ромул вообще не играет никакой роли; имя Ромула служит здесь исключительно только хронологическим ярлыком, наподобие того, как, например, Ромулу приписывается обычай употреблять при жертвоприношениях молоко вместо позднейшего вина4. Такое же значение принадлежит имени Ромула и в легенде о похищении сабинянок, представляющей собою мотив, независимый от нашествия сабинян и только случайно принятый в цикл преданий о сабинянах5. Только в битве на форуме Ромулу присвоена активная роль, тесно связанная с ходом самих событий. Однако как раз в этом случае построение сказания ясно показывает, что участие Ромула в этом деле появилось только дополнительным способом, в виде позднейшего наслоения. Соперниками выступают с сабинской стороны Mettius Curtius, а с римской — Hostius Hostilius6. Но появление последнего, в сохранившейся форме рассказа, оказывается совершенно бесцельным, так как Гостилий погибает сейчас же, в самом начале, не совершив ничего и не оставив никакого следа в дальнейшем ходе дела, руководимого от начала до конца Ромулом. с.125 Противопоставление сабинскому Меттию Курцию римского Гостия Гостилия получает надлежащий смысл только в том случае, если, подобно Меттию Курцию, также и Гостий Гостилий принимал участие в этом деле от начала до конца. Поворот битвы в пользу римлян характеризуется опасностью сабинского Меттия Курция в Курциевом болоте (lacus Curtius)7. И вот любопытно, что по соседству с lacus Curtius находилась не только curia Hostilia, но и могила Гостилия, принимавшаяся также за могилу Фаустула8 и даже Ромула9. Подобное колебание между Ромулом и Гостилием замечается также и по отношению к сабинянке Герсилии (Hersilia), которая называется то супругой Ромула, то супругой Гостилия10. Если бы могила и Герсилия искони принадлежали основателю города Ромула, то вытеснение его именем Гостилия было бы загадочно. Напротив, более правдоподобна обратная замена Гостилия Ромулом на том же основании, как и вытеснение первого последним в рассказе о битве на форуме.
Вторая часть преданий о сабинянах, отделенная от первой части вставкой легенды о сакральном царе Нуме Помпилии, навсегда осталась приуроченной к имени Гостилия, превратившегося здесь в самостоятельную личность царя Тулла Гостилия, отличную от сподвижника Ромула, Госта Гостилия. Однако сходство деяний первого и третьего царя столь очевидно, что Тулл Гостилий является в сущности только дубликатом Ромула11. Причина такого сходства и заключается в том, что в тех сказаниях, которые принадлежат к сабинскому циклу, имя Ромула является позднейшею сравнительно заменою имени Гостилия. При таком предположении получается полный параллелизм обеих частей сабинского цикла также и в именах. Туллу Гостилию с Меттием Фуфецием соответствует Гост с.126
Судя по всем данным, главным героем с римской стороны в сказаниях о борьбе с сабинянами являлся Гостилий, называвшийся то Гостом, то Туллом14, в то время как Ромул представлял собою главного героя затибрских сказаний, в том числе и сказаний о борьбе с веентами. Анналистическая традиция о Ромуле основывается на частичной комбинации обоих циклов сказаний.
Оба эти цикла, равно как их соединение, в главных чертах принадлежат еще периоду устной народной словесности. Народный характер цикла сабинских сказаний явствует из того, что наравне с именем Ромула, в состав этих сказаний вошли еще и другие части, не имевшие первоначально, по-видимому, никакого отношения к сабинянам. Таков особенно рассказ о похищении (умыкании) невест; таково, вероятно, и имя Т. Тация, который в сохранившейся форме легенды является не только сабинским царем (впрочем, с очень узким кругом деятельности в собственно сабинских делах), но вместе с тем оказывается прикосновенным и к кровной мести, и к лаврентянам, и, наконец, даже к плебеям15.
Цикл сабинских сказаний, со включением уже имени Ромула, еще около 300 года до Р. Хр. составлял достояние народного творчества16, как видно из хронологической наивности, заключающейся в приобщении к битве на форуме храма Юпитера Статора17, сооруженного только в 293 году18. Напротив, относительно храма с.127 Юпитера Феретрийского народное происхождение рассказа19 весьма сомнительно, насколько дело касается, по крайней мере, Ромула20.
Если же исключить с одной стороны цикл сабинских сказаний, а с другой — затибрские сказания о Ромуле, то остаток биографии первого царя Рима содержит в себе весьма мало эпического материала, ограничиваясь в этом отношении одной только легендой о смерти Ромула, в основании которой лежит несомненно народное сказание. Но только это сказание касалось не Ромула, а какого-то местного индигета Марсова поля. Di indigetes соответствуют греческим ἥρωες, в смысле обоготворенных людей. В отличие от обыкновенных Manes, местожительство которых, по римским религиозным воззрениям, предполагалось под землей в их могилах, индигеты после смерти, напротив, не пребывают в могиле. Их местожительство предполагалось или в реках и озерах21, или в рощах, а по позднейшим греческим воззрениям, на небе в сообществе богов. Причину такого посмертного пребывания индигетов, отличного от состояния простых Manes, римляне находили в том, что такие избранные люди, в момент смерти, внезапно исчезали, каковое исчезновение обозначалось особым выражением, заимствованным, очевидно, из эпической терминологии: non comparuit или nusquam comparuit. (apparuit), что Ливий, по отношению к Ромулу22, перефразирует словами: nec deinde in terris fuit. Другая отличительная черта римских воззрений об индигетах заключалась в том, что собственное имя индигета не произносилось, составляя своего рода сакральную тайну23. Такая безымянность индигетов доставляла позднейшим просвещенным поколениям возможность давать индигетам имена каких угодно героев древности. Подобно отожествлению ардейского индигета с Энеем, также и «неизреченный» индигет Козьего озера (lacus Carpae) на Марсовом поле отожествлен с Ромулом, быть может, только после Энния, у которого конец с.128 Ромула изложен был в форме обыкновенного греческого апофеоза24. Зато отожествление Ромула с Квирином, встречающееся уже у Энния, могло возникнуть еще по почве народного эпического творчества в связи с циклом сабинских сказаний.
Изложение биографии Ромула у Ливия и Дионисия обращает на себя внимание своей схемой, проведенной по определенному плану. В основание классификации материала положены понятия «domi militiaeque»25, а дела «domi», в свою очередь, разделены на res divinae и res humanae26, с подведением под имя Ромула, в качестве хронологического ярлыка, всяких сакральных и светских учреждений и обычаев римской общины, существовавших с незапамятных времен. Но между тем как Ливий дает очень ограниченный подбор, Дионисий, напротив, представляет уже целую энциклопедию римских древностей27. Все это производит такое впечатление, как будто схема биографии Ромула возникла в школах риторов, в качестве темы для риторических упражнений28.
В заглавии предлагаемая здесь работа названа нами историко-литературным исследованием. Непредубежденный читатель, надеемся, признает такую постановку вопроса правильной. Царская легенда, в рассмотренных нами пределах, представляет собою целое, сложившееся из самых разнообразных частей различного происхождения: народно-эпических, литературно-поэтических и научно-археологических, римских и греческих. Меньше всего в с.129 ней следов мифологии в том смысле, как принято употреблять этот термин. Основной характер римской национальной религии, хранителями которой были коллегии понтификов и авгуров, совсем не благоприятствовал развитию мифологии о богах, наподобие греческой. У римлян могли быть только сказания о богатырях, но мифов о богах не было вовсе. Если, например, Паис превращает в богов не только Рею Сильвию, Фаустула и Акку Ларенцию, но даже и Тарквиния29, то это напоминает собою шутку автора пародии «Le mythe solaire d’Oxford» (1870), который, пользуясь приемами мифологической школы Макса Мюллера, доказал, что сам Макс Мюллер не что иное, как солнечное божество, выраженное в мифологическом образе «великого мельника»30.
Легенда о римских близнецах весьма поучительна для надлежащей оценки методологических приемов древних и новых мифологов31.
ПРИМЕЧАНИЯ