В. В. Рязанов

Монеты и монетарии Римской республики

Любезно предоставлено автором, 2011.

Дена­рий М. Воль­тея
Crawford 385/1
78 г. до н. э.
Источ­ник иллю­ст­ра­ции: An­cient Coins Search En­gi­ne.

Род Воль­те­ев не при­над­ле­жал к чис­лу рим­ской ари­сто­кра­тии. До нача­ла I в. до н. э. они жили в неболь­шом латин­ском город­ке Лаби­ке, пока два его пред­ста­ви­те­ля не реши­ли штур­мо­вать рим­ский поли­ти­че­ский Олимп. Союз­ни­че­ская и граж­дан­ская вой­ны, завер­шив­ши­е­ся уста­нов­ле­ни­ем еди­но­вла­стия Сул­лы, изме­ни­ли кон­фи­гу­ра­цию рим­ской поли­ти­че­ской эли­ты, открыв доро­гу к вла­сти мно­гим вер­ным сорат­ни­кам все­силь­но­го дик­та­то­ра. Сре­ди них были и оба Воль­тея.

Впро­чем, ни тот, ни дру­гой выдаю­щей­ся карье­ры не сде­ла­ли, попол­нив мас­су сена­то­ров-«зад­неска­ме­еч­ни­ков». Наи­бо­лее важ­ным постом, какой они зани­ма­ли, был пост три­ум­ви­ра по чекан­ке моне­ты. Л. Воль­тей, види­мо, стар­ший по воз­рас­ту, был моне­та­ри­ем в раз­гар сул­лан­ской дик­та­ту­ры (81 г. до н. э.), его род­ст­вен­ник М. Воль­тей — тре­мя года­ми поз­же, в 78 г. до н. э.

Чекан­ка М. Воль­тея харак­те­ри­зу­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем сюже­тов. На авер­сах его дена­ри­ев мож­но увидеть Вак­ха и Гер­ку­ле­са, Апол­ло­на и Атти­са. Ревер­сы несут на себе мифо­ло­ги­че­ские сюже­ты и изо­бра­же­ния богинь Цере­ры и Кибе­лы. Дан­ный дена­рий несколь­ко выпа­да­ет из это­го ряда, так как обра­ща­ет­ся к леген­дар­ной исто­рии рода моне­та­рия и совре­мен­ным поли­ти­че­ским собы­ти­ям.

Изо­бра­же­ние Юпи­те­ра на авер­се может озна­чать пре­тен­зии Воль­те­ев на боже­ст­вен­ное про­ис­хож­де­ние. Не имея зна­ме­ни­тых пред­ков в рим­ской исто­рии, Воль­теи для удо­вле­тво­ре­ния амби­ций при­вле­ка­ли леген­ды сво­ей «малой Роди­ны». Латин­ский Лабик был соглас­но мифу осно­ван Глав­ком, сыном Мино­са, полу­чив­шим в Ита­лии имя «Лабик» и пере­дав­шим его горо­ду. Минос же, отец осно­ва­те­ля, как зна­ли все про­све­щен­ные рим­ляне, был сыном Юпи­те­ра и Евро­пы. Таким обра­зом, лаби­кан­цы с пол­ным пра­вом мог­ли гор­дить­ся про­ис­хож­де­ни­ем от «отца богов».

Реверс дена­рия посвя­щен совре­мен­ным собы­ти­ям. В пери­од гос­под­ства в Риме мари­ан­цев сго­ре­ла глав­ная свя­ты­ня Горо­да — храм Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го. Одер­жав победу над вра­га­ми, Сул­ла немед­лен­но при­ка­зал при­сту­пить к вос­ста­нов­ле­нию хра­ма, назна­чив кура­то­ром стро­и­тель­ства одно­го из бли­жай­ших сорат­ни­ков — пон­ти­фи­ка Кв. Лута­ция Кату­ла. Катул был кон­су­лом в год монет­ной маги­ст­ра­ту­ры М. Воль­тея, и изо­бра­же­ние вос­ста­нов­лен­но­го хра­ма явля­лось не толь­ко лестью мел­ко­го чинов­ни­ка руко­во­ди­те­лю государ­ства, но и важ­ным эле­мен­том сул­лан­ской про­па­ган­ды. Остав­шись без сво­его лиде­ра, сул­лан­цы про­дол­жа­ли под­чер­ки­вать леги­тим­ность сво­ей вла­сти, ее соот­вет­ст­вие mos maio­rum, кра­е­уголь­ным кам­нем кото­рых было бла­го­че­стие. А что может быть бла­го­че­сти­вее вос­ста­нов­ле­ния хра­ма?

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1263912973 1304093169 1303222561 1309777076 1309778251 1309781868