Crawford, 453/1a
47 г. до н. э.
Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
В 146 г. римский полководец Л. Муммий захватил Коринф. Город был стерт с лица земли, а его скульптуры и картины император приказал отправить в Рим. «Новый человек», добившийся почестей не учебой, а военными подвигами, Муммий отдал такой приказ тем, кому было поручена переправа награбленного в Рим: «Если эти скульптуры и картины погибнут при кораблекрушении, вы будете обязаны сделать такие же!»…
Двумя поколениями позже римляне уже хорошо разбирались в греческом искусстве и его ценности. За шедеврами эллинских скульпторов и художников началась настоящая охота. О том, как происходило очищение провинций от сокровищ греческой культуры, рассказал на примере Гая Верреса М. Туллий Цицерон: «…во всей Сицилии, столь богатой, столь древней провинции, в которой так много городов, так много таких богатых домов, не было ни одной серебряной, ни одной коринфской или делосской вазы, ни одного драгоценного камня или жемчужины, ни одного предмета из золота или из слоновой кости, ни одного изображения из бронзы, из мрамора или из слоновой кости, не было ни одной писанной красками или тканой картины, которых бы он не разыскал, не рассмотрел и, если они ему понравились, не забрал себе».
Веррес был хотя и самым одиозным, но отнюдь не единственным «ценителем прекрасного» среди римлян. Сотни и тысячи статуй, ваз, картин перекочевали из греческого мира в Рим, чтобы послужить делу украшения новой столицы мира. Вновь обратимся к Цицерону: «Если испытывать страсть к статуям и картинам, — писал оратор в 45 г., — то не правда ли, даже мелкий люд может удовлетворить ее лучше, чем те, кто обладает большим числом этих предметов. В нашей столице общественные места очень богаты произведениями искусства на все вкусы…»
Большую роль в разграблении Эллады сыграл Л. Корнелий Сулла. После изгнания с Балкан войск Митридата и заключения Дарданского мира Сулла изъял из храмов и общественных зданий множество произведений искусства. Ограблению подверглась и культурная столица Эллады — Афины. Лучшие экземпляры Сулла, бывший большим ценителем греческого искусства, оставлял для себя.
Не отставали от полководца и его соратники. В греческой кампании против Митридата отличился легат Суллы Л. Мунаций Планк. Во время осады римлянами Афин Мунаций смог предотвратить прорыв в осажденный город армии, которую возглавлял родственник и стратег понтийского царя Неоптолем. В дальнейшем он служил на административных должностях и удостоился от римских и греческих торговцев почетной статуи на агоре Делоса.
Отличился Л. Мунаций и в грабеже. Среди прочих ценностей, в его римский дом попала картина выдающегося греческого художника Никомаха из Фив, изображающая богиню победы Нику, взметающую ввысь четверку лошадей.
После смерти Мунация картина перешла по наследству его сыну, с которым был очень дружен Цицерон, также большой ценитель искусства. Мунаций-младший имел троих сыновей, между которыми разделил свое имущество. Картина Никомаха досталась младшему — Гаю, вошедшему по усыновлению в род Плавтиев и принявшему имя Л. Плавтий Планк.
В 48 г. Л. Плавтий принял участие в фарсальской кампании и был ранен на реке Апс. Годом позже он стал монетарием и запечатлел дедовский трофей на денариях. На реверсах отчеканенных им монет греческая Ника превратилась в римскую Викторию, но, сменив имя, по-прежнему мчала в небеса квадригу. Подобно реверсу, аверс монеты возвращает нас к временам деда монетария и полководца Суллы. Изображение Медузы Горгоны на денариях повторяло лик Медузы с триумфального рельефа Суллы, найденного в Виа дель Маре.
После африканской кампании Планк получил назначение в Бутрот на эпирском берегу Адриатики, где ему была поручена организация колонии для ветеранов легионов Цезаря. Перед планируемым отбытием в Сирию на войну против парфян Цезарь распределил магистратуры между своими сторонниками на ближайшие несколько лет. Л. Плавтий Планк был назначен претором на 43 г. и вступил в должность, так как, несмотря на убийство диктатора, его распоряжения были утверждены сенатом.
Осенью 43 г. Октавиан, Лепид и Антоний встретились в Бононии и заключили союз, после чего направили объединенные войска на Рим. Были вывешены проскрипционные списки, в которые кроме политических противников вошли и личные враги и даже родственники триумвиров. Так, Октавиан включил в списки своего опекуна Г. Торания, Антоний — дядю Луция Цезаря, Лепид — брата Луция Эмилия Павла. От лидеров не отставали и их сторонники. Г. Азиний Поллион настоял на включение в проскрипционные списки своего тестя Квинктия, а Л. Мунаций Планк — брата Плавтия Планка.
Л. Плавтий Планк попытался спастись. Он добрался до Салерна и вместе с несколькими преданными рабами спрятался в пещере на берегу моря. Однако отряд охотников за головами обнаружил место, в котором он скрывался. Пещера была сильно разветвленная и преследователи могли долго плутать, но они нашли верный путь по запаху, который доносился из обжитого закоулка подземелья. Чтобы спасти Плавтия, его рабы предались в руки преследователей, уверяя, что они прятались в пещере одни, без хозяина. Даже долгая и жестокая пытка не могла заставить их выдать хозяина. Однако, увидев мучения, которым подвергались из-за него рабы, Плавтий вышел из убежища и сдался палачам, потребовав лишь, чтобы были освобождены страдавшие за него.
Добившись казни брата, Луций Мунаций Планк унаследовал его имущество, в том числе и картину Никомаха. Однако, он не решился оставить ее себе. 29 декабря 43 г., через несколько дней после смерти брата, Планк вступил в Рим с триумфом, который он вытребовал у триумвиров за придуманные им победы над галлами. Двумя днями позже с не более оправданным триумфом (только над Испанией) вошел в Рим коллега Планка по консульству 42 г. М. Эмилий Лепид. Чтобы привлечь римлян к участию в праздновании триумфа, Планк и Лепид выступили с эдиктами: «В добрый час! Приказываю всем мужчинам и женщинам приносить жертву и праздновать настоящий день. Кто будет уличен в невыполнении настоящего приказания, будет считаться в числе проскрибированных».
Во время триумфа Мунаций Планк посвятил картину, изъятую из дома убитого им брата, в храм Капитолия, будто военную добычу. Недаром по Риму в те дни ходили сатирические стишки: «Над германцами, не над галлами триумф двух консулов». Вся горькая сатира станет понятна, если учесть, что «германцами» (germani) римляне называли не только народы из-за Рейна, но и братьев…