Crawford, 474/1a
45 г. до н. э.
Источник иллюстрации: SIXBID.COM |
Сюжеты, изображенные на римских республиканских денариях, почти всегда многослойны, содержат сразу несколько уровней информации. В них мы можем найти и воспоминания о древней истории семьи монетария, и отголоски современных событий, исторических деятелей и мифических персонажей.
Ацискул происходил из древнего патрицианского рода Валериев, вышедшего из сабинской земли. В стародавние времена Валерии жили в сабинском городе Фалерии, с которым связана легенда о чуде, ниспосланном богами через представительницу их рода.
«Когда в Фалериях свирепствовала чума, неся за собой повальную смерть, — писал в подражание Плутарху в «Малых параллельных жизнеописаниях» его неизвестный современник, — было дано предсказание, что бедствие прекратится, если ежегодно приносить в жертву Юноне девушку. Так как людьми владел все время суеверный страх, то, согласно жребию, привели девушку по имени Валерия Луперка для совершения обряда. Но орел, спустившийся с высоты, выхватил меч и бросил в жертвенный огонь палку, на конце которой был надет молоточек. Меч же поразил телку, которая паслась возле храма. Заметив это, девушка принесла в жертву быка и, подняв молоточек, прошла по домам и подняла на ноги больных, нанося легкие удары этим молоточком и при этом каждому желая здравствовать. Поэтому и по сей день совершается такое священнодействие».
Л. Валерий Ацискул изобразил на своих денариях Луперку и бога Аполлона, пославшего излечение больным. Изображению бога сопутствует и ритуальный молоток, о котором идет речь в легенде — acisculus. Очевидно, Л. Валерий обратился к старинной и малоизвестной местечковой легенде, чтобы обыграть свой когномен и подчеркнуть расположение, которым бог Аполлон наделил его семью.
Отметим, однако, что изображение реверса не полностью соответствует старинной легенде. В мифе про Валерию Луперку говорится о телке, тогда как монеты показывают женщину, едущую на быке. Как кажется, римские мастера монетного двора, не знакомые с фалерийскими мифами, реализовали замысел монетария в традиционной манере. Валерия Луперка на телке превратилась под их резцами в Европу, похищаемую Зевсом-Юпитером. Однако, между денариями Валерия Ацискула и отчеканенными на 35 лет ранее денариями Л. Волумния Страбона, действительно изображающими миф о похищении Европы, есть большие отличия. Изображение реверса — девушка на быке — сопровождается символом Зевса-Юпитера, молнией, а сам верховный бог помещен на аверсе. Кроме того, бык с денариев Волумния бешено мчится влево, а левая сторона традиционно ассоциировалась у людей античности с западом. Напомним, что Европа была похищена в Финикии и доставлена в Грецию, то есть ее путь проходил в западном направлении.
Денарии Валерия Ацискула при общей схожести имеют и значительные отличия. Во-первых, на них изображен не Юпитер, а Аполлон, бог-целитель. Сцену на реверсе не сопровождают молнии Юпитера, а сама девушка едет (а не мчится) вправо, то есть, географически, на Восток.
Таким образом, по нашему мнению, сюжет монеты связан не с общеантичным мифом о похищении Европы, а с местной легендой рода Валериев и города Фалерии. Тем более, что на многих штемпелях мы видим не быка, а телку.
Монетарий не сделал выдающейся карьеры. Единственное упоминание о Валерии Ацискуле относится к периоду, когда он занимал должность народного трибуна. Однако, прославился он в этой должности не своими политическими свершениями, а банальным адюльтером. Он был любовником «распутной» Катии, о которой писал Гораций:
«Кроме лица, ничего у матроны никак не увидишь: Если не Катия — все ниспадающим платьем закрыто»… |