А. Валлон

История рабства в античном мире

Том I
Рабство в Греции


Глава четвертая

ИСТОЧНИКИ РАБСТВА В ГРЕЦИИ

Валлон А. История рабства в античном мире. ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, М., 1941 г.
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.

1 2

с.66

2

Вой­на попол­ня­ла ряды рабов, но с извест­ны­ми пере­ры­ва­ми, мор­ской раз­бой содей­ст­во­вал это­му более посто­ян­но и непре­рыв­но. Этот обы­чай, кото­рый в Гре­ции пред­ше­ст­во­вал тор­гов­ле и сопут­ст­во­вал пер­вым попыт­кам море­пла­ва­ния, не пре­кра­тил­ся даже тогда, когда сно­ше­ния меж­ду наро­да­ми ста­ли более регу­ляр­ны­ми и циви­ли­за­ция более широ­ко рас­про­стра­нен­ной; нуж­да в рабах, став­шая более рас­про­стра­нен­ной, сти­му­ли­ро­ва­ла актив­ность пира­тов при­ман­кой более высо­кой при­бы­ли. Какую лег­кость для это­го пред­став­ля­ли и край, окру­жен­ный морем, и бере­га, почти всюду доступ­ные, и ост­ро­ва, рас­се­ян­ные по все­му морю! Тот ужас, кото­рый севе­ро­аф­ри­кан­ские вар­ва­рий­цы не так дав­но рас­про­стра­ня­ли по бере­гам Сре­ди­зем­но­го моря бла­го­да­ря сво­им быст­рым и непред­виден­ным высад­кам, царил повсе­днев­но и повсе­мест­но в Гре­ции1. Одна над­пись из Амор­га, доволь­но ста­рая (конец III или нача­ло II в. до н. э.), рас­ска­зы­ва­ет об одном из этих инци­ден­тов, столь обыч­ных в жиз­ни древ­них наро­дов, слиш­ком обыч­ных, чтобы исто­рия их ста­ра­тель­но соби­ра­ла: «Пира­ты ночью навод­ни­ли стра­ну и взя­ли в плен моло­дых деву­шек, жен­щин и дру­гих, чис­лом более трид­ца­ти. Геге­сипп и Анти­папп, кото­рые сами нахо­ди­лись сре­ди плен­ных, убеди­ли началь­ни­ка пира­тов вер­нуть сво­бод­ных людей и неко­то­рых из воль­ноот­пу­щен­ни­ков и рабов, пред­ла­гая себя как гаран­тию (испол­не­ния дан­ных обе­ща­ний) и про­яв­ляя край­нее рве­ние, чтобы поме­шать тому, чтобы кто-либо из граж­дан и граж­да­нок был рас­пре­де­лен как часть добы­чи, или про­дан, или испы­тал что-либо недо­стой­ное их поло­же­ния»2.

Им был назна­чен в награ­ду венок. Над­пись явля­ет­ся декре­том наро­да в их честь.

Раб или сво­бод­ный — все годи­лось для пира­та. Но сво­бод­ный был более жела­те­лен. Не столь­ко при­ни­ма­лось во вни­ма­ние, каким досто­ин­ст­вом или какой силой он обла­дал, сколь­ко было важ­но, какая цена может быть пред­ло­же­на за его сво­бо­ду из его лич­ных средств. Мор­ской раз­бой, хотя и постав­лен­ный вне зако­на, имел свой закон­ный спо­соб дей­ст­вия: сво­бод­ный граж­да­нин, будучи про­дан, ста­но­вил­ся рабом того, кому он дол­жен был воз­ме­стить запла­чен­ную за свой выкуп сум­му. Таким обра­зом, Нико­ст­рат, кото­рый вышел в море, чтобы пой­мать трех сво­их бег­лых рабов, попал в руки пира­тов, был достав­лен в Эги­ну и про­дан. Его выкуп сто­ил ему не мень­ше 26 мин, и он дол­жен был бы сде­лать­ся рабом, если бы не нашел сред­ства вер­нуть то, что ему ссуди­ли, чтобы запла­тить этот выкуп3. Это был пора­зи­тель­ный закон, кото­рый, борясь с мор­ски­ми раз­бой­ни­ка­ми, в то же вре­мя покро­ви­тель­ст­во­вал их тор­гов­ле под при­кры­ти­ем под­став­но­го лица или укры­ва­те­ля. В кон­це кон­цов пира­ты ста­но­ви­лись так­же и с.67 кор­са­ра­ми, и государ­ства дава­ли им капер­ские свиде­тель­ства на пра­во похи­ще­ния людей враж­деб­но­го пле­ме­ни, если государ­ства сами не посы­ла­ли свои кораб­ли для подоб­но­го рода раз­бой­ни­чьих набе­гов4.

Мор­ской раз­бой про­яв­лял­ся не толь­ко в этих фор­мах и под этим при­кры­ти­ем воен­ных дей­ст­вий: он дей­ст­во­вал в нед­рах самых горо­дов при помо­щи хит­ро­сти и тай­ных средств. Люди, кото­рым дали имя анд­ра­по­ди­стов («дела­те­лей рабов»)5, а так­же жен­щи­ны зани­ма­лись этим гнус­ным ремеслом, похи­щая детей во вре­мя игр или на празд­не­ствах, если бед­ность не отда­ва­ла детей в их руки, выстав­ляя их по боль­шим доро­гам6. Одна из пьес Анти­фа­на выво­ди­ла на сце­ну неко­е­го сирий­ца с отвра­ти­тель­ным харак­те­ром, при­вез­ше­го в Афи­ны маль­чи­ка и его сест­ру, кото­рых он похи­тил у их роди­те­лей7 (явле­ние очень частое в жиз­ни и нашед­шее отра­же­ние на сцене). Зло это было тем боль­ше, что враг оста­вал­ся как бы невиди­мым. Государ­ства при­ни­ма­ли ино­гда меры, чтобы добрать­ся до похи­ти­те­лей и их задер­жать. Три­бу­нал «один­на­дца­ти» в Афи­нах имел в сво­ем веде­нии меж­ду про­чим и заботу отыс­ки­вать таких похи­ти­те­лей и нака­зы­вать их пре­ступ­ле­ния8; для того чтобы воз­мож­но ско­рее пред­у­предить послед­ст­вия тако­го похи­ще­ния, было раз­ре­ше­но вме­ши­вать­ся в поль­зу лиц, кото­рых уво­дят в раб­ство, чтобы обес­пе­чить им пред­ва­ри­тель­ную сво­бо­ду9.

Тор­гов­ля была дру­гим источ­ни­ком раб­ства, источ­ни­ком про­из­вод­ным, к кото­ро­му в сущ­но­сти при­во­ди­ли все дру­гие пути. Она пита­лась, глав­ным обра­зом, поступ­ле­ни­я­ми из стран вне­гре­че­ских, где внут­рен­ние вой­ны, победа, зло­употреб­ле­ние отцов­ской вла­стью или про­из­вол царей пора­жа­ли мест­ных жите­лей тяже­стью это­го отвра­ти­тель­но­го нало­га. Все побе­ре­жья, где цве­ли гре­че­ские коло­нии, были дан­ни­ка­ми этой тор­гов­ли. Сирия и обла­сти Малой Азии, Понт, Фри­гия, Лидия посы­ла­ли целы­ми тол­па­ми рабов на их рын­ки10. Фра­кия в неко­то­ром роде ста­ла стра­ной рабов, как Фес­са­лия — стра­ной куп­цов11: фра­кий­цы, по сло­вам Геро­до­та, про­да­ва­ли ино­стран­ным куп­цам сво­их соб­ст­вен­ных детей. Еги­пет точ­но так же достав­лял в Гре­цию сво­их жите­лей в каче­стве рабов для чер­ной работы12 и сво­их чер­но­ко­жих — как рабов для рос­ко­ши13. Под­во­дя ито­ги, мы видим, что Запад достав­лял доволь­но мало рабов; в дель­фий­ских над­пи­сях, кото­рые в сущ­но­сти все отно­сят­ся ко II или III в. до н. э., мы нахо­дим толь­ко одно­го ита­лий­ца, одно­го сам­ни­та, одно­го лука­на, двух жен­щин из Меса­лии и из Бру­ци­у­ма и даже одну рим­лян­ку14. Наобо­рот, Север и Восток оспа­ри­ва­ли друг у дру­га пер­вен­ство. Но чело­век с Севе­ра был груб и необ­ра­зо­ван; ино­гда он любил свою сво­бо­ду с какой-то дикой стра­стью; так, плен­ные жен­щи­ны из Дар­да­ны бро­са­ли в море сво­их детей, чтобы изба­вить их от раб­ства15; ски­фы, фра­кий­цы, рав­но как гал­лы и ибе­ры, муж­чи­ны и жен­щи­ны, ино­гда уби­ва­ли себя или сво­их детей, чтобы изба­вить их от вла­сти вра­гов16; точ­но так же и Македо­ния была той стра­ной, из кото­рой нель­зя было полу­чить хоро­ше­го раба, — упрек, кото­рый Демо­сфен бро­са­ет Филип­пу, кото­рый, впро­чем, пред­по­чи­тал с.68 сохра­нять сво­их под­дан­ных для дру­гой роли17. Таки­ми людь­ми доро­жи­ли мало, их часто посы­ла­ли на такие работы, где их раз­ви­тия было доста­точ­но и где их строп­ти­вость мог­ла быть усми­ре­на; но очень цени­ли рабов из Азии — народ, при­учен­ный к пови­но­ве­нию при­выч­кой к дес­по­ти­че­ско­му управ­ле­нию18 и под­готов­лен­ный для слу­же­ния искус­ствам или потреб­но­стям рос­ко­ши бла­го­да­ря вли­я­нию восточ­ных циви­ли­за­ций или, может быть, бла­го­да­ря вли­я­нию Гре­ции, рас­про­стра­няв­ше­му­ся на наи­бо­лее близ­кие к ней стра­ны Восто­ка. Име­на рабов у коми­ков ука­зы­ва­ют на их раз­лич­ное про­ис­хож­де­ние, и в свя­зи с тем, насколь­ко часто употреб­ля­ют­ся те или дру­гие име­на, мож­но уста­но­вить отно­си­тель­ную про­пор­цию каж­дой стра­ны в достав­ке рабов. Это назва­ние той самой стра­ны, откуда они про­ис­хо­дят: Фрак­ка19 — жен­щи­на из Фра­кии; Лид, Фриг, Сир­вот — наи­бо­лее обыч­ные име­на; немно­го реже — Кили­ке, Миз, Дори­ас; име­на Гета и Дав (чело­век из Дакии) очень употре­би­тель­ны в более позд­нюю эпо­ху; име­ют­ся име­на дей­ст­ви­тель­но нацио­наль­ные: тако­вы Манес, ука­зы­ваю­щий на лидий­ца, Мидас — на фри­гий­ца, Тибий — на пафла­гон­ца, Кари­он — на карий­ца20.

С этой точ­ки зре­ния дель­фий­ские над­пи­си, прав­да, для огра­ни­чен­ной обла­сти и для опре­де­лен­но­го отрез­ка вре­ме­ни (II и III вв. до н. э.), дают нам воз­мож­ность пря­мо­го кон­тро­ля. При­бли­зи­тель­но на 300 над­пи­сей, где отме­че­но про­ис­хож­де­ние раба, мы нахо­дим 18 фра­кий­цев — 7 муж­чин и 11 жен­щин; 15 сирий­цев, из кото­рых 10 жен­щин; фри­гий­цы и лидий­цы менее мно­го­чис­лен­ны: по одно­му муж­чине и жен­щине из каж­дой стра­ны; 7 гала­тов — все муж­чи­ны; 3 кап­па­до­кий­ца; 3 армя­ни­на и 1 армян­ка; 1 илли­ри­ец и 3 илли­ри­ян­ки;1 муж­чи­на и 2 жен­щи­ны из обла­сти сар­ма­тов, 1 жен­щи­на из бастар­нов, 2 ара­ба, 1 еврей и 1 еврей­ка. Мизия, Вифи­ния, стра­на тиба­ре­нов, Мео­ти­да, Сидон, Кипр, Еги­пет — каж­дая область фигу­ри­ру­ет в лице одно­го раба. И здесь, как и в комедии, мы най­дем, что имя стра­ны ста­но­вит­ся соб­ст­вен­ным име­нем, явля­ет­ся обыч­но как бы зна­ком про­ис­хож­де­ния: Мид или Мида, Лид, Армен, Кари­он, Эолис, Ион, Роди­он. Одна­ко не сле­ду­ет думать, что ино­зем­ные рабы носят толь­ко имя их стра­ны или эти вар­вар­ские име­на. Мы чита­ем имя Битис, дан­ное фра­кий­цу, и имя Роди­он, дан­ное моло­дой девуш­ке, рож­ден­ной в доме. Мно­гие из них — фра­кий­цы, бастар­ны, армяне, гала­ты, ара­бы, сирий­цы — носят име­на чисто гре­че­ские. Хозя­е­ва дава­ли им имя по сво­ей фан­та­зии, и неко­то­рые из них, меняя гос­по­ди­на, меня­ли в то же вре­мя и имя21.

Восточ­ные рабы были наи­бо­лее цени­мы­ми сре­ди осталь­ных вар­ва­ров, но они в свою оче­редь усту­па­ли пер­вое место дру­гим — рабам гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. Сре­ди дель­фий­ских над­пи­сей, о кото­рых я толь­ко что гово­рил, мы нахо­дим доволь­но боль­шое чис­ло рабов мест­но­го, гре­че­ско­го, про­ис­хож­де­ния или выход­цев из гре­че­ских коло­ний. Македо­ния (это Македо­ния после Филип­па и Алек­сандра!), Пэо­ния, Эпир, стра­на перре­бов и афа­ман­тов, Бео­тия и осо­бен­но Эла­тея и один из горо­дов Оро­па (Маке­та), с.69 Фокида, Лок­рида (Амфис­са и Опунт), Эвбей­ская Хал­кида, Мега­ра, Лако­ния, Герак­лея Пон­тий­ская, Алек­сан­дрия, Апа­мея и т. д. — все они зна­чат­ся в над­пи­сях на сте­нах свя­ти­ли­ща Апол­ло­на как роди­на рабов (даже Лако­ния дает 6 муж­чин и 3 жен­щин!). Это не ино­зем­ные рабы, при­ве­зен­ные из этих стран, а мест­ные жите­ли, обра­щен­ные в раб­ство, как мож­но заклю­чить из общей фор­му­ли­ров­ки над­пи­сей и как это спе­ци­аль­но ука­зы­ва­ет­ся в несколь­ких слу­ча­ях22. Но этим не огра­ни­чи­ва­лось уча­стие Гре­ции в ужа­сах раб­ства. Гре­ки, сде­лав­шие восточ­ные наро­ды сво­и­ми дан­ни­ка­ми, сами в свою оче­редь пла­ти­ли им ту же позор­ную дань сво­и­ми детьми23: имен­но к ним ази­ат­ские сла­сто­люб­цы и малень­кие царь­ки посы­ла­ли при­об­ре­тать себе рабов для сво­их удо­воль­ст­вий и празд­неств. Пело­пон­нес давал гетер, Иония — музы­кантш, вся Гре­ция в общем дава­ла тех моло­дых деву­шек, кото­рые в каче­стве тан­цов­щиц или флей­ти­сток пре­тер­пе­ва­ли общую участь24. Наряду с гре­ка­ми из этой позор­ной тор­гов­ли извле­ка­ли выго­ду сирий­ские куп­цы и дру­гие ино­стран­цы. Вслед за победи­те­ля­ми они вхо­ди­ли в заня­тые горо­да, они при­хо­ди­ли и в мир­ное вре­мя в рас­че­те на силу нище­ты и золота25, ста­ра­ясь под­сте­речь и обма­нуть бед­ня­ка, чтобы вырвать у него его детей. Сре­ди мно­го­чис­лен­ных слу­ча­ев, кото­рые закон или игно­ри­ро­вал или на кото­рые он не мог нало­жить сво­ей руки, мы нахо­дим (в речи про­тив Неэры) воль­ноот­пу­щен­ни­цу Нике­ра­ту, умев­шую очень хоро­шо раз­би­рать­ся в том, кто из малень­ких дево­чек само­го юно­го воз­рас­та будет отли­чать­ся кра­сотой. Она поку­па­ла их, чтобы пере­про­да­вать с бары­шом, тор­гуя ими, когда они были еще совсем юны­ми26. Но это­го мало; нуж­но ли еще гово­рить о тех отвра­ти­тель­ных при­е­мах, кото­рые при­ме­ня­ли даже к детям, для того чтобы заста­вить их слу­жить раз­врат­ни­кам и жен­щи­нам27; или о моло­дых девуш­ках, кото­рые под­вер­га­лись тако­му обхож­де­нию, име­ни кото­ро­му нет на чело­ве­че­ском язы­ке, для того чтобы доль­ше сохра­нить у них цвет кра­соты и юно­сти за счет обре­ме­ня­ю­щей пло­до­ви­то­сти!28

Афи­ны, кото­рые высле­жи­ва­ли похи­ти­те­лей сво­бод­ных людей (ἀνδρα­ποδισ­ταί), покро­ви­тель­ст­во­ва­ли тор­гов­цам раба­ми (ἀνδρα­ποδο­κάπη­λοι)29 вся­кий раз, когда они не мог­ли выявить в их лице ука­зан­ных выше похи­ти­те­лей. Было запре­ще­но оби­жать их под стра­хом исклю­че­ния из граж­дан30. При­чи­на это­го спе­ци­аль­но­го покро­ви­тель­ства заклю­ча­лась в тех выго­дах, кото­рые отсюда извле­ка­ло государ­ство: тор­гов­ля раба­ми была обло­же­на круп­ным нало­гом, а Афи­ны явля­лись одним из глав­ных мест этой тор­гов­ли. Афи­ны нахо­ди­ли себе сопер­ни­ков в тор­гов­ле подоб­но­го рода толь­ко на извест­ных рын­ках Азии, более близ­ких к обыч­ным источ­ни­кам раб­ства, — на Кип­ре, Само­се, в Эфе­се и, глав­ным обра­зом, на Хио­се, где, по Фео­пом­пу, впер­вые нача­ли если не поль­зо­вать­ся покуп­ны­ми раба­ми, то по край­ней мере ими тор­го­вать31. Луки­ан в сво­ем «Аук­ци­оне душ» и Пла­нуда, опи­сы­вая жизнь Эзопа, рису­ют мно­го при­ме­ров из прак­ти­ки такой тор­гов­ли, кото­рую они, веро­ят­но, под­ме­ти­ли в обы­ча­ях Рима и кото­рая тем не с.70 менее была в ходу и в Гре­ции. Дей­ст­ви­тель­но, во все вре­ме­на купец отли­чал­ся спо­соб­но­стью выстав­лять осо­бен­но ярко наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные каче­ства сво­их рабов или скры­вать их недо­стат­ки: урод­ли­вый раб, напри­мер Эзоп, лов­ко поме­щен­ный в груп­пе дру­гих рабов, кон­тра­стом сво­ей урод­ли­во­сти давал воз­мож­ность под­черк­нуть кра­си­вую фигу­ру сво­их сото­ва­ри­щей; или, напри­мер, вни­ма­ние пуб­ли­ки при­вле­ка­ла бле­стя­щая одеж­да рабов32. Со сво­ей сто­ро­ны и поку­па­тель при­ни­мал меры пре­до­сто­рож­но­сти про­тив слиш­ком хоро­шо извест­ных при­е­мов обма­на и не давал себя про­ве­сти внеш­ним блес­ком: он застав­лял рабов разде­вать­ся, рас­смат­ри­вал и оце­ни­вал их, застав­лял их ходить, пры­гать, бегать совер­шен­но так же, как при покуп­ке лоша­дей33; у них тоже были поро­ки, кото­рые дава­ли пра­во на рас­тор­же­ние сдел­ки34.

Все это про­ис­хо­ди­ло на народ­ной пло­ща­ди в Афи­нах. Посе­редине, гово­рит Геси­хий, было ого­ро­жен­ное про­стран­ство (κύκ­λος, πε­ρίβο­λος), где про­да­ва­ли домаш­нюю утварь и живые тела (σκευὴ καὶ σώ­ματα)35: так назы­ва­лись люди. Дошли даже до того, что у раба отри­ца­ли суще­ст­во­ва­ние души. Как у пре­ступ­ни­ков, кото­рых лиша­ли чело­ве­че­ско­го досто­ин­ства, преж­де чем поста­вить их к позор­но­му стол­бу, так, по-види­мо­му, и у рабов хоте­ли уни­что­жить все чело­ве­че­ские чер­ты, чтобы упо­до­бить их на этих позор­ных рын­ках обык­но­вен­ным живот­ным. Это лише­ние раба чело­ве­че­ско­го досто­ин­ства явля­ет­ся самым ярким обви­не­ни­ем про­тив раб­ства. Если чело­ве­ка нель­зя под­верг­нуть это­му воз­му­ти­тель­но­му обра­ще­нию, не извра­щая его при­ро­ды, то зна­чит сама при­ро­да отвер­га­ет раб­ство. И обы­чаи Афин и всей древ­но­сти, кото­рая при­ня­ла их и прак­ти­ко­ва­ла без зазре­ния сове­сти, ничуть не оправ­ды­ва­ют его. Кто не зна­ет, насколь­ко выго­да и инте­рес застав­ля­ют быть изо­бре­та­тель­ны­ми, для того чтобы скры­вать­ся под мас­кой спра­вед­ли­во­сти, уме­ло под­ме­няя полез­ность поня­ти­ем спра­вед­ли­во­сти? Кто не зна­ет, как лич­ный инте­рес может под­ме­нять одни поня­тия дру­ги­ми, как бы ни было вели­ко рас­сто­я­ние меж­ду ними? И как удив­лять­ся, что грек, столь гор­дый сво­им умст­вен­ным раз­ви­ти­ем, столь рев­ни­во отно­сив­ший­ся к сво­ей сво­бо­де от труда, под­дер­жи­вал под эти­ми пред­ло­га­ми раб­ство по край­ней мере для ино­зем­ных наро­дов, если во вре­ме­на хри­сти­ан­ства, про­по­ве­дую­ще­го уче­ние об обра­зе и подо­бии всех наро­дов Ада­му, о равен­стве всех людей во Хри­сте, мог­ло вос­ста­но­вить­ся раб­ство со все­ми теми послед­ст­ви­я­ми бес­че­стия, кото­рые неиз­беж­но свя­за­ны с его при­ро­дой? Нет, совре­мен­ность ни в чем не может упре­кать древ­ний мир. Если Афи­ны под­дер­жи­ва­ли тор­гов­цев раба­ми, при всем сво­ем пре­зре­нии к ним, то хри­сти­ан­ские государ­ства сами ста­ли тор­гов­ца­ми, потре­бо­вав для себя моно­по­лии этой тор­гов­ли, от кото­рой потом они отка­зы­ва­лись в чью-либо поль­зу в знак мило­сти или про­да­ва­ли за день­ги. И в пре­де­лах одной толь­ко Фран­ции все эти государ­ст­вен­ные гра­моты, кото­ры­ми королев­ская власть уза­ко­ни­ва­ла обще­ства для тор­гов­ли раба­ми, эти почти королев­ские гер­бы, кото­ры­ми они укра­ше­ны; эти наслед­ст­вен­ные титу­лы, обе­щан­ные тем, кто будет с успе­хом с.71 вести такую тор­гов­лю; все эти при­ви­ле­гии с обя­за­тель­ст­вом вво­зить еже­год­но опре­де­лен­ное чис­ло негров в коло­нии; эти пре­мии, назна­чен­ные за ввоз рабов; все эти нало­ги, взи­мае­мые с каж­дой голо­вы при про­да­же в роз­ни­цу, в пери­од сво­бо­ды тор­гов­ли, — не явля­ют­ся ли они в такой же сте­пе­ни акта­ми соуча­стия бла­го­да­ря поощ­ри­тель­ным пре­ми­ям и покро­ви­тель­ству?36 Как и рабы в древ­но­сти, негры ста­но­вят­ся объ­ек­том тор­гов­ли; за них пла­тят тамо­жен­ные пошли­ны, менее льгот­ные, чем за золо­той песок; во мно­гих местах их поме­ча­ют в тор­го­вых кни­гах как товар, их клей­мят рас­ка­лен­ным желе­зом — древ­ние поль­зо­ва­лись для это­го мелом. Где боль­ше бес­че­ло­веч­но­сти: сре­ди древ­них или сре­ди наших хри­сти­ан­ских наро­дов, кото­рые в лице сво­их пра­ви­тельств, отре­ка­ясь от про­шло­го, тор­же­ст­вен­но осуж­да­ли все это как пре­ступ­ле­ние? Нуж­но ли рас­ска­зы­вать все эти обыч­ные эпи­зо­ды тор­га раба­ми, под­твер­жден­ные слиш­ком мно­ги­ми свиде­те­ля­ми, чтобы не быть истин­ны­ми? Стра­да­ния при достав­ке на берег, слу­чаи голод­ной смер­ти, уста­нов­лен­ная смерт­ность в коли­че­стве 50 %, выбра­сы­ва­ние рабов в море, когда при пре­сле­до­ва­ни­ях была неиз­беж­на поте­ря «това­ра», — вот чего не зна­ла древ­ность и что дал нам XIX век, кото­рый пока­зал нам эти ужа­сы в тем боль­шей сте­пе­ни, чем силь­нее пре­сле­до­ва­лась эта тор­гов­ля как тако­вая, не уни­что­жая само­го основ­но­го прин­ци­па, т. е. раб­ства. После все­го это­го мож­но себе пред­ста­вить, намно­го ли луч­ше рын­ки Бра­зи­лии и Гава­ны, чем пло­щадь Афин. Но даже в тех коло­ни­ях, где тор­гов­ля раба­ми не суще­ст­во­ва­ла, тем не менее раб был объ­ек­том тор­гов­ли. Негры были все­гда про­даж­ны­ми веща­ми наряду с живот­ны­ми и дру­гим дви­жи­мым иму­ще­ст­вом; при мол­ча­ли­вом попу­сти­тель­стве зако­нов все гаран­тии пре­до­став­ля­лись поку­па­те­лю про­тив про­дав­ца, все спо­со­бы иссле­до­ва­ния были доз­во­ле­ны; если к ним при­бе­га­ли мень­ше, то это дела­лось из ува­же­ния лич­но к себе, а не к рабу. Напрас­но будет раб носить на сво­ем лбу печать хри­сти­ан­ско­го обра­ще­ния — все рав­но это вещь, сто­я­щая ров­но столь­ко, сколь­ко за нее запла­ти­ли как за вещь; как вещь он всту­па­ет в дом сво­его гос­по­ди­на, где его и при­ме­ня­ют как вещь.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Ахе­яне, зиги и генио­хи — малень­кие народ­цы на бере­гу Чер­но­го моря — обыч­но зани­ма­лись мор­ским раз­бо­ем подоб­но­го рода (Стра­бон, XI, стр. 495—496).
  • 2Бёк (Boeckh), Cor­pus Inscrip­tio­num, Suppl. № 2265c. Сре­ди победи­те­лей на олим­пий­ских играх был некий Нико­ст­рат, чело­век не низ­ко­го про­ис­хож­де­ния. Похи­щен­ный пира­та­ми в При­мне­сте во Фри­гии, он был про­дан како­му-то жите­лю Эгий (Пав­са­ний, V, 21, 11). Пар­фе­ний рас­ска­зы­ва­ет подоб­ное так­же о фес­са­лий­ских жен­щи­нах, даже очень знат­но­го про­ис­хож­де­ния, кото­рые были похи­ще­ны фра­кий­ски­ми пира­та­ми («Эро­ти­ка», 19).
  • 3«Ведь ты зна­ешь, что и зако­ны велят выкуп­лен­но­му из вра­же­ских рук быть во вла­сти выку­пив­ше­го, пока он не отдаст сум­мы выку­па» (Демо­сфен, Про­тив Нико­ст­ра­та, стр. 1248—1250).
  • 4Пти, Атти­че­ские зако­ны, VII, 1, 7.
  • 5Свида, Лек­си­кон, под этим сло­вом. Луки­ан («Раз­го­во­ры богов», IV, 1) дает это имя Зев­су, похи­ти­те­лю Гани­меда.
  • 6Как и отно­си­тель­но под­киды­ва­ния детей, мы име­ем пра­во отне­сти к Гре­ции раз­лич­ные тек­сты латин­ской комедии по пово­ду этих похи­ще­ний: Плавт, Плен­ни­ки, про­лог, 8; V, 2, 908; Лар­чик, 125; Про­дел­ки пара­зи­та, 651; Близ­не­цы, про­лог, 33; Пену­лус, про­лог, 67 и 84, и дру­гих похи­ще­ний пира­та­ми: «Хваст­ли­вый воин», 118 и т. д.
  • 7Анти­фон у Афи­нея, III, стр. 108.
  • 8Пол­лукс, Сло­варь, VIII, 102.
  • 9Эсхин, Про­тив Тимар­ха, стр. 85 и 89 (изд. Reis­ke) и вся речь Лисия про­тив Пан­клео­на. Если заяв­ле­ние было не обос­но­ва­но, то в каз­на­чей­ство пла­ти­ли поло­ви­ну сто­и­мо­сти спор­но­го пред­ме­та (Демо­сфен, Про­тив Тео­кри­на, стр. 1328).
  • 10Фило­страт, Жизнь Апол­ло­ния из Тиа­ны, VIII, 3, стр. 400.
  • 11Геро­дот, V, 6. «Они про­да­ют сво­их детей для выво­за». Для Фра­кии см. при­мер у Анти­фон­та, Об убий­стве Геро­да, § 20 (изд. Блас­са); для Фес­са­лии см. Ари­сто­фан, Богат­ство, 520:


    За нажи­вой гоня­ясь, при­ска­чет
    Из Фес­са­лии даль­ней сква­лы­га, тор­гаш, без­образ­ней­ший душе­про­да­вец.
  • 12Ари­сто­фан, Пти­цы, 1129, и Лягуш­ки, 1428.
  • 13Тео­фраст, Харак­те­ры, XXI.
  • 14Вешер и Фукар, Дель­фий­ские над­пи­си, Париж 1863 г., № 1, 35, 320, 335, 377, 378, 380.
  • 15Филон, стр. 882d.
  • 16Стра­бон, т. III, стр. 164.
  • 17Демо­сфен, Филип­пи­ки, III, стр. 119: «…македон­ская язва, откуда и преж­де нель­зя было купить даже порядоч­но­го раба».
  • 18См. Ари­сто­фан, Пти­цы, 1235:


    …иль дума­ешь меня ты устра­шить,
    Как буд­то бы раба из Фри­гии иль Лидии?
  • с.230
  • 19Ари­сто­фан, Осы, Мир, Жен­щи­ны на празд­ни­ке Фесмофо­рий.
  • 20У Ари­сто­фа­на повсюду; у Филе­мо­на по Сто­бею; у Мне­си­ма­ха по Афи­нею, IX, стр. 402; у Терен­ция во мно­гих местах. См. Стра­бон, VII, стр. 304; Фотий, Биб­лио­те­ка, стр. 1587 и сл. Рав­ным обра­зом Демо­сфен, желая обо­зна­чить раба вооб­ще, гово­рит: «Это ведь не Сир или Манес, это Фор­ми­он». (Про­тив Сте­фа­на, стр. 1127, 25). На осно­ва­нии фраг­мен­тов Нико­лая из Дамас­ка мож­но про­чи­тать сле­дую­щие сти­хи Писанд­ра из Родо­са, где он ука­зы­ва­ет на имя Бабес, как на обыч­ное имя раба:


    Мужу назва­ние было Гип­пе­мон, «коней укро­ти­тель»;
    Лошадь Подар­гом зовут, «быст­рой все­гда на бегу»;
    Имя ж рабу, как все­гда, «родом с Восто­ка Бабес».
    (Нико­лай из Дамас­ка, фраг­мент 147, изд. Di­dot.
    Сравн. «Пала­тин­ская анто­ло­гия», VII, 304).
  • 21Вешер и Фукар, указ. работа, № 179 и 396.
  • 22Там же, № 403.
  • 23Терен­ций, Бра­тья, II, 3, 230:


    Мно­го жен­щин куп­ле­но и сверх того
    Отсюда кое-что еще везу на Кипр.
  • 24«И он посы­лал отыс­ки­вать себе мно­гих гетер из Пело­пон­не­са, мно­гих музы­кантш из Ионии и дру­гих моло­дых деву­шек со всей Элла­ды, отча­сти певиц, отча­сти тан­цов­щиц; обыч­но с дру­зья­ми он устра­и­вал их состя­за­ния, и с ними он про­во­дил все вре­мя» (Фео­помп у Афи­нея, XII, стр. 531, и Эли­ан, Раз­лич­ные исто­рии, VII, 2, где вновь вос­про­из­во­дит­ся та же фра­за). Тут идет дело о Стра­тоне, царе сидо­нян, кото­рый жил во вре­ме­на Алек­сандра.
  • 25Ари­сто­фан, Богат­ство, 147:


    Ну, да! Вот этак, из-за мел­кой денеж­ки,
    Рабом я стал. Богат­ства не хва­та­ло мне.
  • 26Демо­сфен, Про­тив Неэры, стр. 1351.
  • 27Геро­дот, VIII, 105.
  • 28Афи­ней, XII, стр. 515: «чтобы все­гда ими поль­зо­вать­ся, остаю­щи­ми­ся юны­ми».
  • 29Геси­хий, Лек­си­кон, под эти­ми сло­ва­ми, и Пол­лукс, Сло­варь, III, 77 и 78.
  • 30Терен­ций, Бра­тья, II, 1, 161:


    «Свод­ник я». — «Извест­но». — «Но из самых доб­ро­со­вест­ных.
    После изви­нять­ся ста­нешь: оби­жать, мол, не хотел я —
    Ни во что я не постав­лю оправ­да­ний, так и знай!
    Отстою свои пра­ва я! Сло­вом не иску­пит­ся
    Сде­лан­ное делом».
  • 31Нико­лай и Посидо­ний у Афи­нея, VI, стр. 266.
  • 32Пла­нуда, Жизнь Эзопа, цити­ро­ва­но по рабо­те Жюг­лер, Об аук­ци­о­нах рабов, гл. 3.
  • 33Луки­ан, Аук­ци­он душ, I и сл.
  • 34Пла­тон, Зако­ны, XI, стр. 916а.
  • 35Геси­хий под сло­вом κύκ­λος — «круг». Πρα­τηρ λί­θος («камень, на кото­ром рабы выстав­ля­лись для про­да­жи») назы­ва­лось место, с кото­ро­го гла­ша­тай объ­яв­лял об аук­ци­оне («камень гла­ша­тая»). См. Пол­лукс, III, 78, и Жюг­лер, цит. работа.
  • 36Все отно­ся­щи­е­ся сюда доку­мен­ты собра­ны в Lettres pa­ten­tes, в королев­ских Or­don­nan­ces и в Co­de noir (стр. 332).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1335253318 1335108366 1303320677 1336854079 1336854266 1336854465