Антоний и Дионис (из истории религиозной политики триумвира М. Антония)
с.80 Среди разнообразного материала источников, освещающего с той или иной стороны идеологическую борьбу, которая сопровождала переход от республики к единовластию, особое место занимает информация, сводящая вместе два имени — эллинского бога Диониса и римского триумвира Марка Антония. Она представлена разными категориями источников и относится к разным этапам деятельности этого политика, так что создается впечатление, что Антоний находился в особых отношениях к образу этого божества с самого момента своего прибытия на Восток и вплоть до поражения при Акции.
Если обратиться к нарративной традиции, то она содержит следующую информацию:
а) вступление Антония в Эфес в сопровождении дионисического эскорта (Plut. Ant. 24. 3);
с.81 б) встреча Антония и Клеопатры в Тарсе, оформленная как встреча Диониса и Афродиты (Plut. Ant. 26. 3 f.);
в) Сократ Родосский (в передаче Афинея), Дион Кассий и Сенека Старший рассказывают о выступлении Антония в роли Диониса во время его пребывания в Афинах в 39—
г) Плутарх (Ant. 54) и Дион Кассий (XLIX. 41. 1 f.) описывают пышные церемонии, имевшие место в Александрии после возвращения Антония из армянского похода в 34 г. до н. э.; в обобщенном виде, без точной датировки и привязки к определенным событиям, об этом же рассказывает Веллей Патеркул (II. 82. 4);
д) среди знамений, возвещавших падение Антония, Плутарх описывает происшествие с изображениями Диониса, вырванными с места и заброшенными в театр (Ant. 60), а затем — о том, как бог и его свита покидали осажденную Октавианом Александрию (Ant. 75. 4—
К этим источникам можно добавить несколько надписей, в которых имена Антония и Диониса стоят рядом, а также монетную чеканку Антония с дионисической символикой. Уже относительная многочисленность источников, причем источников разных типов, заставляет a priori предполагать, что обращение к культу Диониса не было случайным капризом триумвира и имело для него определенный политический смысл. Однако при этом возникает, по меньшей мере, два принципиально важных вопроса: во-первых, можно ли допустить, что значение культа Диониса в политике Антония оставалось неизменным на протяжении десяти лет, наполненных напряженнейшей политической борьбой,
Итак, в начале 41 г. до н. э., после победы над республиканцами при Филиппах и кратковременного пребывания в Греции, Антоний переправился в Азию. Это событие, безусловно, является поворотным пунктом в его биографии, знаменуя начало того пути, который десять лет спустя завершится катастрофой при Акции. Но именно важность момента побуждает современных исследователей оценивать его ретроспективно, предполагая, что Антоний явился на Восток, сделав сознательный выбор в его пользу и имея вполне определенные личные цели. Однако для адекватного понимания ситуации важно четко установить, в силу каких именно факторов Марк Антоний оказался на Востоке.
с.82 По этому вопросу мнения исследователей долгое время были редкостно единодушными, отличаясь не по сути, а лишь по формулировкам: соглашение при Филиппах рассматривалось как раздел государства (в более смягченном варианте — сфер влияния) между Антонием и Октавианом1; при этом, как правило, констатируется, что Антоний, являвшийся победителем при Филиппах, мог выбирать и сам избрал Восток, более соответствовавший его субъективным качествам, более богатый и
Следует безоговорочно согласиться с
Плутарх в своем описании пребывания Антония в Азии в 41 г. до н. э. дает яркую картину его беспутного поведения: «Когда… Антоний переправился в Азию и впервые ощутил вкус тамошних богатств, когда двери его стали осаждать цари, а царицы наперебой старались снискать его благосклонность богатыми дарами и собственной красотою. Он отдался во власть прежних страстей и вернулся к прежнему образу жизни, наслаждаясь миром и безмятежным покоем, меж тем, как Цезарь в Риме выбивался из сил, измученный гражданскими смутами и войной. Всякие там кифареды Анаксеноры, флейтисты Ксуфы, плясуны Метродоры и целая свора разных азиатских музыкантов… наводнили и заполнили двор Антония. <…> Когда Антоний вступал в Эфес, впереди выступали женщины, одетые вакханками, мужчины и мальчики в обличии панов и сатиров, весь город был в плюще, в тирсах, повсюду звучали псалтерии, свирели, флейты, и граждане величали Антония Дионисом — Подателем радости, Источником милосердия» (Ant. 24. 1—
Отношение к нему в литературе, посвященной истории последнего десятилетия Римской республики, самое разнообразное. Иногда его просто упоминают, не вдаваясь в дальнейшие комментарии8, порой пытаются объяснить субъективными качествами Антония9. Однако современная историография уже давно отказалась с.84 видеть в его поведении только личные причуды и стала искать объяснения политического характера. При этом обычно указывают на то, что Дионис был божеством весьма популярным на эллинистическом Востоке, что через отождествление с ним Антоний вставал в один ряд с другим популярным в греческом мире персонажем — Александром Великим, что еще до отправления на Восток Антоний имел претензии на особые отношения с божеством, выражением чего было его сопоставление с Геркулесом10. Однако вопрос о времени, с которого следует начинать «дионисическую» религиозную политику Антония остается при этом дискуссионным.
Если, к примеру, А. Жанмэр,
Основанием для выдвинутой
Дело в том, что Малые мистерии являлись подготовкой к Элевсинским таинствам, а при праздновании последних выдающаяся роль принадлежала афинскому союзу технитов Диониса18, одному из трех знаменитых союзов профессиональных служителей этого божества19. Таким образом, Антоний, принявший посвящение, оказался связан и с культом Диониса, и с его профессиональными служителями, что во многом определило в дальнейшем его религиозную политику, причем не только в Балканской Греции: союз технитов Диониса давно перерос рамки отдельно взятого полиса и играл важную роль в межэллинских отношениях, не только культурных и религиозных, с.86 но и политических20. Как пишет
Когда Антоний переправился в Азию, он попал в сферу деятельности другого союза — технитов Азии и Геллеспонта. Именно они, судя по всему, играли ведущую роль в организации азиатских торжеств и пышных церемоний в Эфесе и Тарсе. Во всяком случае, Плутарх говорит, что Антония окружал Ἀσιανῶν ἀκροαμάτων θίασος (Plut. Ant. 24. 1). В русском переводе биографии Антония эти слова переведены как «свора азиатских музыкантов», что, как нам кажется, не передает очень важного оттенка смысла, имеющегося в сообщении Плутарха. Слово ὁ θίασος, конечно, могло означать и «шумная толпа», но в своем первом значении это, все-таки «толпа, хор, процессия Вакхантов»22. Таким образом, слова Плутарха указывают не только на шумный характер процессии, но и на ее культовый характер; если учесть, что Эфес издавна был центром упомянутого выше союза технитов, логично предположить, что именно они составляли ядро того тиаса, о котором упоминает Плутарх. Что касается политического смысла событий, то он был обозначен в ходе торжеств совершенно отчетливо: новый властитель должен был стать «Подателем радости и Источником Милосердия» «на благо всей Азии».
Действительность, однако, расставила все по местам: Антоний мог принимать как должное божеские почести, исполнять роль Диониса в эфесской процессии или идти навстречу Афродите-Клеопатре в Тарсе (все это, безусловно, вполне соответствовало его характеру), но никакого политического значения происходящему он не придавал и никакого влияния на его реальную политику эти празднества не оказали. Показательно уже то, что об этих событиях рассказывает только Плутарх, отличавшийся неумеренной склонностью к красочным описаниям и эффектным сценам, остальные авторы о них не упоминают даже вскользь23. Они были лишь незначительным эпизодом в калейдоскопе событий 41 г. до н. э., и сам Антоний вряд ли придавал им большое значение: он не собирался задерживаться надолго на Востоке, а уж тем более — строить свои дальнейшие планы с опорой на Восток. с.87 Скорее, он собирался повторить опыт Помпея и Суллы,
Однако когда возвращение в Италию состоялось, обстановка уже начала меняться не в пользу Антония. Новое соотношение сил было зафиксировано Брундизийским договором25, и оно обозначило для Антония очень неблагоприятные перспективы, тем более что Путеольское соглашение, заключенное триумвирами с Секстом Помпеем под давлением общественных настроений, вывело в ряды фигур первого ранга еще и этого политика, достаточно популярного и амбициозного (Vell. II. 77. 1; App. BC. V. 67 f.; Dio Cass. XLVIII. 36. 2). Таким образом, Антонию противостояли уже два серьезных конкурента в борьбе за власть, а сама эта борьба начала приобретать качественно новые формы. Речь идет об усилении в ней моментов, связанных с религиозной санкцией авторитета и власти26. Приоритет здесь, бесспорно, принадлежал Октавиану, который еще в 44 г. до н. э. воздавал божеские почести своему приемному отцу в связи с появлением кометы (sidus Iulium) (Serv. Ad ecl. 9. 46; Suet. Caes. 88; Plut. Caes. 69; Dio Cass. XLV. 7), а после принятия в январе 42 г. закона, признающего Юлия Цезаря новым римским божеством (Suet. Caes. 88; App. BC. II. 148; Dio Cass. XLVII. 18. 1 f.), Октавиан, естественно, официально становился «сыном Божественного»27.
с.88 Секст Помпей также имел притязания на особые отношения с божеством, объявив себя приемным сыном Нептуна (Hor. Ep. 9. 7; Plin. NH. 9. 55; App. BC. 100; Dio Cass. XLVIII. 19. 2; 31. 5; 48. 5). По мнению П. Цанкера, его пример хорошо иллюстрирует, как после смерти Цезаря даже второразрядные фигуры автоматически объявляли себя находящимися под особым покровительством божества28. Как отмечал
Всему этому Антоний мог противопоставить только происхождение своего рода от Геракла, чего, явно, было недостаточно. Поэтому его возвращение в восточную половину Римской державы сопровождалось активизацией религиозной политики. Поскольку резиденцией Антония вновь, как и в 42 г., стали Афины, вполне естественным было и его обращение к культу, который однажды уже использовался, только на этот раз более масштабное и целенаправленное. В сочинении Афинея до нас дошел фрагмент исторического труда Сократа Родосского, в котором рассказывается, что по приказу Антония в Афинах, на склоне Акрополя выше театра Диониса, было устроено подобие вакхического грота, украшенное культовыми символами Диониса, где триумвир целыми днями пировал в компании своих друзей, а вечером все население Афин приветствовало его как «Нового Диониса»31. Кроме того, в нарративных источниках сохранился рассказ о том, что афиняне, видя его особую расположенность к их городу, удостоили Антония особой почести — помолвки с богиней Афиной, покровительницей города. Разумеется, он принял эту честь, но немедленно начал требовать приданое за божественной невестой — тысячу талантов, согласно Сенеке Старшему (Suas. 1. 6), или миллион драхм (
с.89 Достоверность этой истории оценивается по-разному. Некоторые исследователи считают ее вполне реальной32, однако, уже давно существует и скептическое отношение к ней, основанное на том, что впервые она встречается в риторическом сочинении, а сумма, которую Антоний, якобы, запросил в качестве приданого, слишком велика и непосильна для Афин того времени33. Однако могли ли подобные соображения волновать Антония? Достаточно вспомнить, насколько огромной была сумма, которую он, несмотря на то, что эта провинция уже была основательно разорена в ходе гражданских войн, запросил с Азии в 41 г.34 Как справедливо отмечает
Независимо от того, являются ли приводимые античными авторами истории достоверными, сам факт чествования Антония в Афинах в качестве «Нового Диониса» находит хорошее подтверждение в эпиграфических и нумизматических источниках. В частности, одна надпись именует Великие Панафинеи 38 г. до н. э. «Антониевы Панафинеи бога Антония Нового Диониса» (IG. II. 1043. 22—
Еще интереснее то, что рядом с Антонием в этих чествованиях выступала Октавия, которую чтили как Афину Полиаду. Надпись, изданная в 1946 г. А. Раубичеком, содержит посвящение триумвиру и его жене как «чете богов-благодетелей» (δυῖν θε[ῶν Ε]ὐεργετῶν)37, а на монетах Антония наряду с изображением его самого на аверсе появляется изображение Октавии, обрамленное дионисической символикой, на реверсе. Типичным здесь является цистофор, чеканившийся, вероятно, в Пергаме около 39 г. до н. э. На его аверсе представлен портрет Антония и легенда M. ANTONIUS IMP. COS. DESIG(natus) ITER(um) ET TERT(ium), причем все это окружено венком из виноградных листьев, на реверсе — бюст Октавии на мистической цисте, обрамленный двумя извивающимися змеями с.90 с переплетенными хвостами, и легенда III VIR R(ei) P(ublicae) C(onstituendae)38. Как отмечает М. Кайава, это первый известный случай обожествления римской женщины из сенатского сословия и первый портрет женщины на римских монетах39. Второе утверждение автора не вполне точно: еще во время Перузинской войны на ряде монет, выпускавшихся от имени Марка Антония, был помещен портрет его римской супруги — Фульвии, либо же ее портретные черты были приданы изображению Виктории40. Указанный прецедент достаточно важен: цистофоры Антония чеканились в расчете на восточную половину державы, где в появлении на монетах портрета жены властителя не было ничего необычного, а монеты с портретом Фульвии имели хождение в самой Италии. Таким образом, помещение на монетах портрета Октавии нельзя объяснить только следствием эллинистического влияния на политику Антония, однако сам этот поступок весьма знаменателен с точки зрения его религиозной политики. Он свидетельствует о том, что ориентация на образ Диониса отныне является важной составной частью пропаганды триумвира, причем речь идет не только о личной божественности, как у его конкурентов в борьбе за власть, но и о божественности членов его семьи.
В этой связи возникает вопрос: насколько разумным было такое поведение Антония с точки зрения его политических целей на западе и не было ли его поведение вызовом римским традициям? В отечественной литературе тезис о неприемлемости политики Антония для римлян наиболее подробно развит
Прежде всего, следует рассмотреть, был ли Дионис чужд римской религиозности? Общеизвестно, что культ Диониса в качестве сельскохозяйственного божества имел много общего в обрядности со старинным италийским культом Либера. Сюда относятся не только обряды, связанные с почитанием с.91 универсального символа плодородия — фаллоса, и необузданное веселье, вполне естественное на празднествах, связанных с виноградом и виноделием, но даже такие мелочи, как обычай устраивать качели во время сельских Дионисий в Аттике и Либералий в Италии. Правда, разным было мифологическое обоснование этого обычая42, но гораздо важнее было сходство, поэтому отождествление Диониса и Либера в религиозном сознании римлян произошло без особых эксцессов, и никому в голову не пришло бы выражать недовольство традиционной разнузданностью во время Либералий. Что касается вакханалий, то не следует забывать, что эта мистико-оргиастическая форма культа Диониса была первоначально чужда не только римской, но и греческой религии. Как и в случае с вакханалиями в Риме, в Греции эта форма культа утверждалась вопреки сложившимся традициям и только постепенно была введена в рамки официальной религии43. Поэтому реакция сената на популярность вакханалий среди римских граждан имеет аналогии в отношении к почитателям Диониса таких персонажей греческой мифологии, как Пенфей или Ликург44, и вполне объяснима и с религиозной, и с политической точки зрения. В религиозном отношении главной причиной расправы с вакхантами «был не столько эротизм культа… сколько его самовольность, невписываемость в официальную религиозную систему»45; политически, видимо, большое значение имело беспокойство правящей элиты Рима по поводу возникновения тайных организаций, тайных союзов, потенциально опасных для государства46. Кроме того, в деле о вакханалиях нашла свое выражение реакция сената на эллинизацию части римской аристократии. Э. Грюн завершает свой тщательный и весьма интересный анализ всего дела словами, с которыми трудно не согласиться: «…Этот эпизод давал средство для того, чтобы провозгласить независимость государственной политики от личных склонностей к эллинизму и наложить на них некоторые ограничения… Реальное значение на будущее состояло не в ударе по вакхантам, но в возрастающих трениях между ассимиляцией эллинизма частными лицами (private assimilation of Hellenism) и сохранением публично-правовой дистанции от него»47. В контексте нашей темы представляют важность два момента событий 186 г.: во-первых, сенатконсульт, запрещающий вакханалии, направлен только против одной разновидности культа Диониса-Либера и отнюдь не свидетельствует о чуждости для римлян всех остальных форм почитания этого божества. Во-вторых, этот с.92 законодательный акт регламентировал проведение вакханалий в Риме и Италии, но не ставил никаких преград для участия римских граждан в вакхических культах в провинциях. Следовательно, в поведении Антония было не больше вызывающего и оскорбительного, чем в поведении, например, Помпея, принимавшего на Востоке почести, совершенно немыслимые в Италии.
Собственно говоря, и для самой Италии притязания Антония на особые отношения с Дионисом и отождествление с ним не были чем-то беспрецедентным. Так, Г. Марий после триумфов над Югуртой, кимврами и тевтонами взял за обыкновение пить из канфара, сосуда, являвшегося одним из атрибутов Диониса. Как особо подчеркивает Валерий Максим, он делал это для того, «чтобы во время самого поглощения вина приравнивать его победу к своим победам» (Val. Max. III. 6. 6: ut inter ipsum haustum vini victoriae eius suas victoriae compararet)48. Определенные ассоциации с Либером-Дионисом вызывал и африканский триумф Гнея Помпея, что подчеркивается в рассказе о нем у Плиния Старшего: Romae iuncti primum subire currum Pompei Magni Africani triumpho, quod prius Indica victa triumphante Libero patre memoratur (Plin. NH. 8. 4). Ни Марий, ни Помпей, тем не менее, не осуждались за эти поступки римским общественным мнением. Что касается Антония, то он просто прошел по тому же пути чуть дальше своих предшественников, поэтому его отождествление с Дионисом в Греции осталось в Италии незамеченным, — во всяком случае, в источниках нет ни малейшего намека на возмущение в Риме его поведением.
Более того, ассоциация с Либером-Дионисом могла принести политические дивиденды и в Италии в случае ее умелой и последовательной пропагандистской разработки. Это божество искони чтилось сельским населением Италии49,
У образа Либера был еще один аспект. Уже само имя этого бога наводило на ассоциацию с одной из основных политических ценностей римлянина — res publica libera. Римские писатели выводили имя божества из понятия liber — «свободный». Например, Варрон считал Либера божеством, освобождающим от жидкого семени (ligidis seminibus), властного не только над жидкостями плодов, среди которых на первом месте находится вино, но и над семенем животных (seminibus animalium) (Aug. C. D. VII. 21). Фест, грамматик
Более того, Либер воспринимался римлянами и как божество, связанное с понятием политической свободы. Если вышеприведенные толкования несут на себе следы филологической или философской экзегезы, то обычай облачать достигших совершеннолетия юношей в мужскую тогу 17 марта, в праздник Либералий (Ovid. Fast. III. 771 sq.), имеет за собой многовековую религиозную и политическую традицию. Эта тога символизировала, что «юноша признавался политически самостоятельным, имел право вступать в брак и, как взрослый, вступить в гражданскую жизнь»55, и, наряду с определениями virilis и pura, имела наименование toga libera. Таким образом, независимо от того, когда именно имя Либера стало ассоциироваться со свободой, общая тенденция здесь налицо: с течением времени такая ассоциация укреплялась все более и более56.
с.94 Если теперь обратиться к событиям интересующего нас времени, смысл которых уже античные авторы видели в борьбе за установление единоличной власти в Риме, то окажется, что противоборствующие стороны тщательно маскировали свои реальные цели под республиканской фразеологией57. Что касается Антония, то официально должность называлась triumvir rei publicae constituendae, республиканские лозунги широко использовались Л. Антонием и Фульвией во время Перузинской войны, и даже в 33—
Все приведенные выше соображения, конечно, не означают, что пропаганда Антония на Западе активно разрабатывала эти идеи — скорее всего, Октавиан просто не оставил никаких возможностей для этого. Однако они позволяют с полной уверенностью заявить, что образ Диониса не был столь чуждым римским традициям, как это порой представляют, и сам по себе не мог способствовать созданию отрицательного имиджа Антония в глазах населения Италии.
Тем не менее, в проводимой на Востоке религиозной политике был один аспект, имевший эллинистическое происхождение, действительно чуждый римской религиозности и потому опасный для Антония в пропагандистской войне. Его соперники выступали как дети богов, Юлий Цезарь стал богом только после смерти, и лишь он дерзнул (первым из римлян!) выступить как ипостась уже известного божества. Именно это было совершенно неприемлемо с точки зрения римской религии59, и не случайно Веллей Патеркул, единственный латинский автор, говорящий об Антонии-Либере, из всех его действий, связанных с дионисической политикой, выделяет именно то, что Антоний изображал бога во время александрийских празднеств в 34 г. до н. э.: «…Он приказал именовать себя новым Отцом Либером и проехал по Александрии, подобно Отцу Либеру, обвитый плющом, в золотой короне, держа тирс, обутый в котурны» с.95 (Vell. 2. 82. 4). Здесь Антоний был очень уязвим для пропагандистских атак со стороны Октавиана, но, судя по сохранившимся данным, эта сторона его поведения обходилась молчанием. В современной литературе обычно утверждается обратное и подчеркивается, что поведение Антония в Италии не одобряли, а пропаганда Октавиана старательно разжигала эти настроения. Однако в источниках нет никаких указаний на то, что коллега по триумвирату как-либо реагировал на религиозную политику Антония, и, думается, это закономерно. Дело в том, что вместе с Антонием оказалась бы скомпрометирована и Октавия, которая также взяла на себя роль богини во время пребывания в Афинах, а такой поворот дела не соответствовал планам ее брата. За все время брака с Антонием поведение Октавии выглядело безупречным с точки зрения господствовавшего общественного мнения60, и не следовало бросать на него ни малейшей тени даже косвенно. Поэтому Октавиан, бывший, наверное, величайшим гением пропаганды в древности, был очень осторожен по отношению к теме дионисической политики Антония, и, как нам кажется, на западе Римской державы идентификация Антония и Диониса прошла практически незамеченной. Она не принесла Антонию здесь никаких выгод, но не причинила и никакого ущерба.
В дальнейшем политика Антония подвергалась все большей и большей эллинизации, все более и более ориентировалась на ресурсы восточной половины державы, хотя, вероятно, виноват в этом был не он один61. Поражение в парфянском походе, стоившее огромных потерь и повлекшее за собой необходимость новых колоссальных расходов, привело к дальнейшему усилению зависимости Антония от Клеопатры. Конечно, Антоний не стал тем слепым орудием египетской царицы, каким его стремилась представить октавиановская пропаганда, но не учитывать желаний своей не только сексуальной, но и политической партнерши он теперь не мог. Выражением этой зависимости стали две церемонии, имевшие место в Александрии в 34 г. до н. э. и вызывающие наибольшее количество упреков в адрес Антония у современных историков — так называемый «триумф», отпразднованный им в Александрии, и «александрийские дарения».
Первое из этих событий последовало за пленением армянского царя Артавазда. Согласно Плутарху, «он многочисленными обещаниями и заверениями побудил Артавазда отдаться в его руки, но затем заключил под стражу, в оковах привез в Александрию и провел в триумфальном шествии» (Plut. Ant. 50. 6 / Пер.
Казалось бы, эти сообщения предельно ясны. Уже давно в литературе существует мнение, что Антоний отпраздновал в Александрии триумф над Арменией, нанеся тем самым оскорбление своим согражданам62. Несомненно, при такой интерпретации мероприятие Антония может показаться странным63, противоречащим римскому здравому смыслу и обычаям64. По мнению У. Тарна, празднование Антонием в Александрии триумфа, который принимала сидящая на троне Клеопатра, независимо от реальных намерений триумвира, заставляло окружающих поверить в то, что он в действительности задумал сделать этот город столицей, которая должна была наследовать самому Риму65. Впрочем, еще Р. Сайм отметил одну странность — ни Веллей Патеркул, ни Тит Ливий, у которых не было причин щадить Антония, не разрабатывали тему «александрийского триумфа» глубоко66. Действительно, молчание римских авторов в этом случае очень показательно. Если бы надругательство над римскими традициями было столь очевидным, каким оно представляется современным исследователям, Октавиан не упустил бы случая осыпать своего конкурента обвинениями по этому поводу. Интересно, что Дион Кассий, перечисляя обвинения в адрес Антония, выдвигавшиеся в ходе «пропагандистской войны» 33—
Однако уже давно в литературе существует и другая точка зрения на «александрийский триумф». Она исходит из того, что для церемонии следует искать не римский, а эллинистический прототип, которым могут служить, с.97 например, пышные победные церемонии в Александрии, организацией которых славился Птолемей II67. Если взглянуть на дело с этих позиций, то окажется, что Антоний, празднуя победу над Арменией, и в мыслях не имел воспроизвести или, тем более, спародировать римский триумф, он просто следовал в русле уже существующих птолемеевских традиций, а сами торжества носили дионисический характер68. При всем при том и приверженцы такой интерпретации пользуются в своих работах понятием «триумф». По их мнению, все происшедшее в Александрии было представлено октавиановской пропагандой как попытка отпраздновать там триумф, либо же явилось результатом простого недоразумения. Даже М. Грант, автор лучшей научной биографии Клеопатры, своим исследованием развеявший многие мифы, окружающие имя египетской царицы, отмечает: «Это искажение понятное — но, тем не менее, оно остается искажением, поскольку вовсе не было намерения, чтобы происшедшее являлось римским триумфом»69.
Учитывая молчание об этом факте римских авторов, о чем речь уже шла выше, можно поставить вопрос: а было ли вообще это недоразумение, или, другими словами, является ли понимание сообщений Диона Кассия и Плутарха современными историками абсолютно точным? Обратимся к их текстам.
Анализ употребления понятия τὰ ἐπινίκια в сочинении Диона Кассия показывает, что в значении «триумф» оно употребляется только в определенном сочетании: acc. pl. + глаголы ψηφίζειν (о предоставлении триумфа), πέμπειν, ἄγειν70 (о праздновании) или же производные от них. В ином сочетании у Диона Кассия римский триумф этим словом нигде не описывается. В нашем же случае употреблен dat. pl. — форма, которая употребляется в «Римской истории» двенадцать раз и практически везде — в качестве определения при существительных. К этим формальным данным можно добавить следующее соображение: Дион прекрасно разбирался в римских реалиях, он знал, что такое триумф и отличал собственно триумф от овации71, но в данном случае он прибавил к слову ἐπινίκια неопределенное местоимение. Подобное сочетание с.98 встречается у Диона еще только один раз, при рассказе о почестях, полученных Антонием и Октавианом в 40 г. до н. э.: ἐν δ᾿ οὖν τῷ τότε ἐπί… ἵππων αὐτοὺς ὥσπερ ἐν ἐπινικίοις τισὶν ἐσαγαγόντες (Dio Cass. XLVIII. 31. 3). Здесь оно выражает ситуацию неопределенности, поскольку полководец въезжал в город как во время триумфа (на колеснице), так и во время овации (верхом), и подчеркивает чрезвычайность того обстоятельства, что триумвиры въехали в Рим верхом72. Таким образом, при описании событий в Александрии, как нам кажется, Дион Кассий никоим образом не имел в виду римский триумф, а говорил всего лишь о победном шествии.
Если теперь обратиться к тексту Плутарха, то здесь, на первый взгляд, может показаться, что сомнения в сущности его понимания события неуместны. Он употребляет глагол θριαμβεύω в аористе, связанный по значению с существительным ὁ θρίαμβος, которым передавал римское слово triumphus еще Полибий, причем латинское слово возникло из греческого. Однако для правильного понимания интересующего нас места в биографии Антония необходимо четко представлять, что понимал под словом θρίαμβος сам Плутарх. Материал для размышлений дает его рассуждение о римской овации в биографии Марцелла. Упоминая по ходу дела большой триумф, он объясняет его греческое наименование таким образом: «Греки просто исказили латинское слово, приблизив его к одному из слов своего языка, в убеждении, что победители, между прочим, оказывают почести и Дионису» (Plut. Marc. 22. 7). Итак, встречая у Плутарха слово θρίαμβος, следует учитывать, что мы имеем при этом дело не только с римской концепцией триумфа, но и с представлениями о Дионисе-победителе, который, по мнению греков, имеет свою долю в праздновании победы. Учитывая тот факт, что наличие дионисических черт в римском триумфе не подлежит сомнению73, следует признать, что Плутарх здесь верно отмечает одну из его особенностей как сакрального действия. Другое дело, что религиозный смысл триумфа, как его воспринимали римляне, он, видимо, понимал довольно плохо. В его римских биографиях неоднократно описываются знаменитые триумфы, подробно перечисляется добыча, захваченные в плен вражеские предводители, проведенные в процессии, упоминаются жертвы, принесенные полководцами по ходу дела, но нигде не говорится о том событии, которое являлось кульминацией триумфа, его важнейшей частью с точки зрения римлян — жертвоприношении, совершавшемся полководцем в храме Юпитера Наилучшего Величайшего на Капитолии. Плутарх в своих сочинениях не упоминает и то, что полководец въезжал в Рим с инсигниями Юпитера — в общем, религиозная сторона триумфа волнует его очень мало. Между тем, для римлян важнейшей была именно эта сторона триумфа как праздника в честь Юпитера. Как подчеркивает с.99 современный исследователь, ни в одной римской церемонии бог и человек не соприкасались столь тесно; триумфатор имел статус, возносящий его на время празднества до уровня богов74. Поскольку праздник был посвящен Юпитеру Капитолийскому, он был просто немыслим вне Рима. Церемония и место ее проведения были связаны здесь столь неразрывно, что справить триумф в Александрии было, с точки зрения римлян, столь же немыслимо, как, например, с точки зрения греков, провести Олимпийские игры в Риме.
Здесь следует сделать одну оговорку. Иногда утверждают, что прецедент поведению Антония был — в 104 г. до н. э. пропретор Т. Альбуций отпраздновал триумф вне Рима, на Сардинии, которая была его провинцией75. К сожалению, информацию об этом инциденте содержат только речи Цицерона, поэтому восстанавливать его приходится лишь в общих чертах, но даже в таком виде ясно, что аналогия с Антонием не вполне удачна.
Цицерон упоминает этот случай дважды. Очень кратко он говорит об этом в речи «Против Пизона»: «Альбуций, хотя одержал победу на Сардинии, в Риме был осужден» (Cic. Pis. 92: Albucius, cum in Sardinia triumphasset, Romae damnatus est). В речи «О консульских провинциях» Цицерон, в связи с тем, что сенат отказал в триумфе Авлу Габинию, проконсулу Сирии, излагает дело подробнее: «Друзья его… утешают его тем, что наше сословие отказало в молебствиях также Титу Альбуцию. Во-первых, это разные вещи — действия в Сардинии против жалких разбойников в овчинах, осуществленные пропретором при участии одной когорты вспомогательных войск, и война с крупнейшими народами Сирии и тиранами, завершенная войском и империем консула. Во-вторых, Альбуций сам уже ранее назначил себе в Сардинии то, чего добивался от Сената. Ведь было известно, что этот человек легкомысленный и “греческий” в самой провинции как бы отпраздновал триумф (quasi triumphasse), поэтому Сенат заклеймил это его безрассудство, отказав ему в молебствиях» (Cic. Prov. cons. 15 / Пер.
В этой информации обращают на себя внимание несколько моментов. Во-первых, судя по словам quasi triumphasse, даже для Цицерона речь шла не о триумфе в точном значении слова, а о том, что Альбуций, вопреки обычаю, отпраздновал свою победу не в Риме, а в провинции76, причем нам неизвестно, как именно он это сделал. Далее, из приведенного фрагмента видно, что сам Альбуций надеялся получить триумф в Риме77, так что его действия на Сардинии, с.100 нарушая существующие правила, вовсе не означали намеренного разрыва с традициями «Вечного города» и противостояния им. О мотивах его поведения мы не знаем ничего, но, как кажется, здесь можно предположить действие неумеренного честолюбия, которое побуждало всячески превозносить даже мельчайшие свои деяния, а известное всем в Риме чрезмерное эллинофильство Альбуция78, видимо, содействовало тому, что он не усмотрел ничего зазорного в совершении поступка, идущего вразрез с римскими обычаями. Таким образом, и здесь мы имеем дело не столько с фактом, сколько с не вполне корректной интерпретацией события современными исследователями.
Плутарх, конечно, не учитывал римское понимание триумфа. Он описал дионисическую церемонию, применив привычную для грека терминологию и приняв во внимание лишь внешнюю форму (победное шествие), но не суть происходившего действа. Что касается современных исследователей, то они зачастую просто не учитывают различие между понятием триумф в более позднем смысле слова и триумфом в его конкретно-историческом значении. Действительно, уже к концу Республики глагол triumphare приобрел значение «ликовать, торжествовать, побеждать, одерживать победу» и, соответственно, существительное triumphus — «победа, торжество»79. С отмиранием античных реалий это значение стало господствующим и вошло в новоевропейские языки для обозначения любого торжества или победы80. Таким образом, «александрийский триумф» Антония оказывается не символом его разрыва с римскими традициями и не оскорблением религиозных чувств римлян, а мероприятием совершенно иного рода, оценивать которое необходимо исключительно исходя из египетского контекста, из политических и религиозных традиций птолемеевского Египта. Бывший «Податель Радости и Источник Милосердия» предстает здесь перед нами в своей новой ипостаси, в качестве Победителя и Завоевателя, и эти черты еще ярче проявляются в той сцене, которая разыгралась в александрийском гимнасии спустя несколько дней и получила в науке имя «александрийские дарения».
Плутарх рассказывает: «Наполнивши толпою гимнасий и водрузив на серебряном возвышении два золотых трона, для себя и для Клеопатры, и другие, попроще и пониже, для сыновей, он прежде всего объявил Клеопатру царицею Египта, Кипра, Африки и Келесирии при соправительстве Цезариона…; затем с.101 сыновей, которых Клеопатра родила от него, он провозгласил царями царей и Александру назначил Армению, Мидию и Парфию (как только эта страна будет завоевана), а Птолемею — Финикию, Сирию и Киликию» (Plut. Ant. 54. 6—
Рассказ Диона Кассия об этом же событии несколько подробнее. «После этого Антоний угощал александрийцев, а Клеопатру и ее детей он посадил рядом с собой в собрании народа и, выступив с речью, повелел именовать ее “царицей царей”, а Птолемея, прозванного Цезарионом, — “царем царей”. И им, сделав новое распределение территорий, он отдал Египет и Кипр — ведь Клеопатра была женой прежнего Цезаря, а Птолемей — его сыном, сказал он, ссылаясь на то, что делает так из уважения к нему… Им он выделил это, а своим детям, рожденным от Клеопатры, обещал дать: Птолемею — Сирию и все на этом берегу Евфрата вплоть до Геллеспонта, Клеопатре — Ливию вокруг Кирены, а их брату Александру — Армению и все по ту сторону Евфрата вплоть до Индии (это он давал так, как если бы уже завладел этими землями)» (Dio Cass. XLIX. 41. 1—
Рассказ Диона, как кажется, более достоверен в деталях. Прежде всего, он дает указание на время проведения этой церемонии: она произошла после праздника по поводу победы над Арменией. Кроме того, его сообщение о новой титулатуре Клеопатры, которую Плутарх ошибочно относит к Птолемею и Александру, подтверждается нумизматическими данными81. Более подробен и интересен и рассказ Диона о дальнейших событиях, связанных с дарениями. Согласно Плутарху, Антоний вызвал своими распоряжениями новый взрыв ненависти к себе (Plut. Ant. 54. 6), и эта оценка разделяется современными антиковедами82.
Действительно, и Дион Кассий рассказывает о том, что «дарения» были одним из обвинений, выдвинутых Октавианом в ходе пропагандистской войны 33 г. до н. э.83, однако сам Антоний не считал, что совершил нечто предосудительное. Несколько ранее Дион, забегая вперед и при рассказе о событиях 34 г. сообщая о том, что имело место в 32 г.84, говорит, что Антоний с.102 после церемонии написал в Рим об александрийских событиях и добивался ратификации своих распоряжений сенатом (Dio Cass. XLIX. 41. 4). Судя по дальнейшему тексту, консулы 32 г., сторонники Антония Гн. Домиций Агенобарб и Г. Соссий, не были склонны докладывать о «дарениях», хотя Октавиан настаивал на этом. Зато консулы намеревались сообщить о победе над Арменией, чему воспротивился Октавиан — так как, по словам Диона «он завидовал победным празднествам Антония»85.
Таким образом, сам Антоний не видел в своих действиях ничего экстраординарного. Конечно, его дарения отличались своей масштабностью, но, в общем, соответствовали той практике перераспределения территорий между зависимыми от Рима властителями, которая к тому времени стала уже традиционной86. Что касается передачи в руки Клеопатры и ее детей римских территорий, то и здесь Антоний не был первым. В частности, Кипр, обращенный в римскую провинцию еще в 57 г. до н. э., в 47 г. был передан Цезарем сначала Арсиное, сестре Клеопатры, а затем — ей самой, но это, насколько нам известно, не вызвало в Риме никаких отрицательных эмоций. Можно отметить и еще один немаловажный аспект: в любом случае, церемония «дарений» вовсе не означала немедленного и безусловного перехода всех этих территорий в руки династии Птолемеев. К. Пиллинг справедливо подчеркивает, что это был всего лишь жест87; что касается реальной власти, то в провинциях римского народа она и после 34 г. оставалась в руках римских магистратов88, и неизвестно, чтобы Клеопатра делала какие-либо попытки заменить их своими людьми. Подобный образ действий для нее не характерен — ведь Кипр, переданный ей Цезарем, и Киликия, которую Антоний передал ей, может быть, еще во время своего первого визита в Александрию, были быстро прибраны к рукам, несмотря на перипетии гражданских войн, и в надписи с Кипра, датированной 19 ноября 38 г. до н. э., говорится о птолемеевском «стратеге Кипра и Киликии»89.
Итак, у Антония не было намерения посягать на сложившуюся систему римских владений на Востоке; его реорганизация касалась только системы зависимых царств. Иерархия власти на Востоке должна была выстроиться в пирамиду, основанием которой были зависимые царьки и династы, находящиеся с.103 под контролем царей из династии Птолемеев, вершину же составляли не Клеопатра и Цезарион, а он сам, создавший эту иерархию на основании полномочий триумвира и, следовательно, олицетворявший для этого региона власть римского народа90. В дальнейшем, по-видимому, предполагалось, что такое исключительное положение по отношению к восточным монархам сохранится за его римским наследником — Антиллом, сыном от Фульвии. Во всяком случае, почти одновременно с денарием, на реверсе которого был обозначен новый титул Клеопатры, был выпущен ауреус, на котором были изображены Антоний и Антилл91. Безусловно, об официальном наследовании власти не могло быть и речи92, однако монеты эти наводят на интересные размышления. Доказано, что в этот период золотая монета предназначалась главным образом для армии93, следовательно, пропаганда будущего статуса Антилла была обращена в данном случае к армии Антония. Но этнический состав его легионов претерпел к 34 г. значительные изменения, поскольку потери парфянского похода компенсировались за счет наборов, причем наборов массовых, на Востоке94. По-видимому, именно эти легионеры восточного происхождения, по мысли Антония, должны были стать опорой влияния его сына на Востоке, как ветераны Цезаря были опорой его приемного сына в Италии, или клиенты Помпея в Испании и других провинциях — опорой его сыновей.
Остается выяснить, какой смысл был во включении в «дарения» пока еще не завоеванных территорий. Здесь сразу же следует сделать оговорку: на наш взгляд, широко употребляющееся при описании этих событий понятие «незавоеванные» не вполне точно отображает будущий статус этих территорий. Речь должна идти не об их завоевании, а, скорее, о включении в сферу римской с.104 гегемонии вполне традиционным способом, при помощи возведения на престол зависимого от Рима правителя, в данном случае — Александра Гелиоса95. Чтобы понять, на каком основании Антоний делал такие распоряжения, важно не упускать из вида религиозный характер всей этой церемонии. Не имея оснований в реальной политике, эти притязания прекрасно обосновываются с точки зрения той роли Нового Диониса, которую принял на себя Антоний.
Дионис, самый восточный по своему характеру из эллинских богов, был в сознании эллинов теснейшим образом связан с территориями к востоку от Евфрата. Так, у Кв. Курция Руфа неоднократно упоминается «путь Либера», которым прошли воины Александра Великого96 и вышли за его пределы; опираясь на античную традицию можно примерно определить регионы, которые этот путь охватывал. У Еврипида Дионис в прологе «Вакханок» говорит о посещении Лидии, Фригии, Персии, Бактрии, страны мидян, арабов, всей Азии, «что по прибрежью моря соленого простерлась» (Eur. Bacch. 14—
Конечно, от пышных деклараций до реальной власти достаточно далеко. Однако Антоний предпринял и реальные шаги, которые должны были содействовать осуществлению его планов. Вскоре после «дарений» он заключил союз с царем Мидии Атропатены, скрепленный помолвкой Александра Гелиоса и царской дочери Иотапы98. Это был крупный дипломатический успех, и наступление на Парфию теперь было облегчено, поскольку теперь Армения была под контролем Антония, а Мидия, дальше которой он не смог продвинуться в первом походе, была с ним в союзе. Таким образом, «александрийские дарения» давали религиозную санкцию дипломатическим и военным действиям Антония против Парфии, и в этом смысле были кульминацией его дионисической политики. Отныне имя Диониса должно было служить не только частным целям, но и обосновывать своим авторитетом полную перестройку политических отношений на Востоке и изменение расстановки сил в регионе.
с.105 Была ли эта программа утопичной и каковы были планы Антония на будущее — сказать невозможно. Во всяком случае, вряд ли прав Г. Ферреро, который, как кажется, не принимает действий Антония всерьез, утверждая, что Антоний в случае необходимости (которую он связывает с полной победой Антония над Парфией, что принесло бы ему власть и во всем государстве) мог разрушить свое создание так же легко, как создал99. С другой стороны, кажутся довольно произвольными, хотя иногда и интересными, попытки представить, что было бы в случае победы Антония и Клеопатры100. История отпустила слишком мало времени на то, чтобы проявились хоть какие-то, будь то положительные или отрицательные, результаты политики Антония. Перед лицом назревавшего столкновения с Октавианом Антоний был вынужден вывести из отдаленных районов Востока свои легионы, и все достигнутое им было утрачено.
То, что произошло в дальнейшем, пожалуй, лучше всего характеризуется словами: Антоний был предан своим собственным имиджем101. Действительно, война на Западе требовала «обратного превращения» Нового Диониса в римского магистрата, но это было уже невозможно. Слишком велика была зависимость Антония от ресурсов Востока, и от Клеопатры в особенности102. Поэтому его образ жизни дал основания для многочисленных обвинений в нарушении принятых в Риме норм поведения: он настолько подчинен Клеопатре, что называет ее «царицей» и «госпожой», римские воины являются ее телохранителями, а на их щитах написано ее имя, его вместе с ней изображают на картинах и в статуях как божественную пару — Диониса или Осириса и Селену или Исиду, он отказался от римской одежды и носит восточную и
В этом смысле очень любопытна сообщаемая Плутархом история об уходе из осажденной Александрии Диониса с его свитой (Plut. Ant. 75. 4—
Эвокация должна была окончательно дискредитировать религиозную политику Антония, показав, что его покинул даже бог, «которому он в течение всей жизни подражал и старался уподобиться с особым рвением» (Plut. Ant. 75. 5, пер.
ПРИМЕЧАНИЯ
Греком, Альбуций, скорей, чем римлянином иль сабином, чем земляком достославных мужей и центурионов, Понтий каков и Тритан, знаменитые знаменоносцы, Слыть предпочел ты. |
Lucil. Fr. 88 Marx. Пер. Ф. Петровского. |