Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.18

2. ГОМЕРОВСКИЙ И ОРФИЧЕСКИЙ МИФЫ ТВОРЕНИЯ

a. Гово­рят, что все боги и все живые суще­ства воз­ник­ли в пото­ке Оке­а­на, омы­ваю­ще­го весь мир, и что мате­рью всех его детей была Тефида1.

b. Одна­ко орфи­ки утвер­жда­ют, что чер­но­кры­лая Ночь, боги­ня, перед кото­рой тре­пе­тал даже Зевс2, отве­ти­ла на уха­жи­ва­ния Вет­ра и снес­ла в чре­во Тем­ноты сереб­ря­ное яйцо; и что Эрос, кото­ро­го ино­гда назы­ва­ют Фане­том, был выси­жен из это­го яйца и при­вел Все­лен­ную в дви­же­ние. Эрос был дву­по­лым, за спи­ной его были золотые кры­лья, а из четы­рех голов ино­гда разда­ва­лись бычий рев или льви­ное рыча­ние, шипе­ние змеи или бле­я­ние бара­на. Ночь, кото­рая назва­ла его Эри­ке­па­ем и Фаэ­то­ном-Прото­го­ном3, посе­ли­лась с ним в пеще­ре, про­яв­ля­ясь в виде три­а­ды: Ночь, Порядок и Спра­вед­ли­вость. Перед пеще­рой неот­вра­ти­мо вос­седа­ла мать Рея и била в брон­зо­вый бубен, при­ко­вы­вая вни­ма­ние людей к ора­ку­лам боги­ни. Фанет создал зем­лю, небо, солн­це и луну, но Все­лен­ной про­дол­жа­ла пра­вить три­а­да богинь, пока их ски­петр не пере­шел к Ура­ну4.

* * *

1. Гоме­ров­ский миф явля­ет­ся вари­ан­том мифа тво­ре­ния пеласгов (см. 1. 2), посколь­ку Тефида воз­нес­лась над морем, как Эври­но­ма, а Оке­ан обвил все­лен­ную, как Офи­он.

2. Орфи­че­ский миф пред­став­ля­ет собой дру­гую вер­сию, на кото­рой ска­за­лось вли­я­ние более позд­не­го мисти­че­ско­го уче­ния о люб­ви (Эрос) и тео­рий, касаю­щих­ся дей­ст­ви­тель­ных отно­ше­ний меж­ду пола­ми. Сереб­ря­ное яйцо ночи — это луна, посколь­ку сереб­ро счи­та­лось лун­ным метал­лом. Как и Эри­ке­пай, бог люб­ви Фанет — это гром­ко жуж­жа­щая небес­ная пче­ла, сын Вели­кой боги­ни (см. 18. 4). Улей счи­тал­ся иде­аль­ной рес­пуб­ли­кой; он же под­твер­ждал миф о Золо­том веке, когда мед капал пря­мо с дере­вьев (см. 5, b). Рея била в брон­зо­вый бубен, чтобы поме­шать рое­нию пчел в непо­ло­жен­ном месте и отпуг­нуть злые силы. В мисте­ри­ях отпу­ги­ва­нию злых сил слу­жи­ла ими­та­ция рева быка. Подоб­но Фаэ­то­ну-Прото­го­ну («пер­во­род­ный сия­ю­щий»), Фанет был солн­цем, кото­рое орфи­ки сде­ла­ли сим­во­лом све­та (см. 28. d), а его четы­ре голо­вы соот­вет­ст­во­ва­ли суще­ствам, сим­во­ли­зи­ро­вав­шим четы­ре вре­ме­ни года. Соглас­но Мак­ро­бию, коло­фон­ский ора­кул иден­ти­фи­ци­ро­вал Фане­та с транс­цен­дент­ным богом Яо: Зевс (овен) — Вес­на; Гелиос (лев) — Лето; Гадес (змея) — Зима; Дио­нис (бык) — Новый год.

С уста­нов­ле­ни­ем пат­ри­ар­ха­та ски­петр Ночи пере­шел к Ура­ну.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Гомер, Или­а­да XIV. 201.
  • 2Там же, XIV. 261.
  • 3Орфи­че­ские фраг­мен­ты 60, 61 и 70.
  • 4Там же, 86.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1303242327 1303322046 1356780003 1356780004 1356780005