Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.20

4. ДВА ФИЛОСОФСКИХ МИФА ТВОРЕНИЯ

a. Гово­рят, что пер­вой была Тем­нота, а из Тем­ноты воз­ник Хаос. От сою­за Тем­ноты с Хао­сом воз­ник­ли Ночь, День, Эреб и Воздух.

От сою­за Ночи с Эре­бом воз­ник­ли Рок, Ста­рость, Смерть, Убий­ства, Сла­до­стра­стие, Сон, Сно­виде­ния, Ссо­ра, Печаль, Доса­да, Неме­сида, Радость, Друж­ба, Состра­да­ние, мой­ры и гес­пе­риды.

От сою­за Возду­ха и Дня воз­ник­ла Гея-Зем­ля, Небо и Море.

От сою­за Возду­ха и Геи-Зем­ли воз­ник­ли Страх, Труд уто­ми­тель­ный. Ярость, Враж­да, Обман, Клят­вы, Ослеп­ле­нье души, Несдер­жан­ность, Сло­во­пре­ния, Забве­ние, Скор­би, Гор­дость, Бит­вы, а так­же Оке­ан, Мети­да и тита­ны. Тар­тар и три эри­нии, или фурии.

От сою­за Зем­ли и Тар­та­ра воз­ник­ли гиган­ты.

b. От сою­за Моря и его рек воз­ник­ли нере­иды. Одна­ко смерт­ных людей не было до тех пор, пока с поз­во­ле­ния боги­ни Афи­ны Про­ме­тей, сын Иапе­та, не сле­пил их по обра­зу богов. Для этой цели он взял в Пано­пе (Фокида) зем­лю и воду, а Афи­на вдох­ну­ла в них жизнь1.

c. Гово­рят так­же, что бог все­го суще­го — кем бы он ни был, посколь­ку неко­то­рые назы­ва­ют его «При­ро­да», — неожи­дан­но появив­шись из Хао­са, отде­лил зем­лю от небес, воду от зем­ли и верх­ний воздух от ниж­не­го. Он при­вел сти­хии в тот порядок, кото­рый мы видим сей­час. Он поде­лил зем­лю на поя­са: очень жар­кие, очень холод­ные и уме­рен­ные; создал на ней доли­ны и горы и одел их тра­вой и дере­вья­ми. Над зем­лей он уста­но­вил вра­щаю­щу­ю­ся твердь, усы­пал ее звезда­ми и назна­чил оби­те­ли с.21 четы­рем вет­рам. Он так­же насе­лил воды рыбой, зем­лю — зве­ря­ми, а на небо пустил солн­це, луну и пять планет. Нако­нец, он создал чело­ве­ка, кото­рый — один из всех зве­рей — обра­тил свой взор на небе­са и увидел солн­це, луну и звезды, если толь­ко неправ­да то, что Про­ме­тей, сын Иапе­та, сам выле­пил пер­вых людей из зем­ли и воды, а душа в них появи­лась бла­го­да­ря блуж­даю­щим боже­ст­вен­ным сти­хи­ям, сохра­нив­шим­ся со вре­ме­ни пер­вотво­ре­ния2.

* * *

1. В «Тео­го­нии» Геси­о­да, на кото­рой осно­вы­ва­ет­ся пер­вый из этих фило­соф­ских мифов, пере­чень абстрак­ций поче­му-то вдруг содер­жит нере­ид, тита­нов и гиган­тов, кото­рых автор посчи­тал нуж­ным сюда вклю­чить.

2. Вто­рой миф, кото­рый встре­ча­ет­ся толь­ко у Овидия, был заим­ст­во­ван позд­ней­ши­ми гре­ка­ми из вави­лон­ско­го эпо­са о Гиль­га­ме­ше, в ввод­ной части кото­ро­го гово­рит­ся о том, как боги­ня Ару­ру созда­ла пер­во­го чело­ве­ка Заба­ни из кус­ка гли­ны. Одна­ко, хотя Зевс мно­гие века был миро­вым богом, мифо­гра­фы вынуж­де­ны были при­зна­вать, что твор­цом все­го суще­го вполне мог­ло быть суще­ство жен­ско­го рода. Древ­ние евреи, уна­сле­до­вав­шие миф тво­ре­ния от «пеласгов», или хана­а­не­ев, ощу­ща­ли ана­ло­гич­ное недо­уме­ние: в кни­ге Бытия жен­ско­го рода «дух Божий» сидит, как насед­ка, на поверх­но­сти вод, хотя Миро­вое яйцо и не упо­ми­на­ет­ся. Ева, «матерь все­го живу­ще­го», долж­на уда­рить змея по голо­ве, хотя его и не отсы­ла­ют в пре­ис­под­нюю до скон­ча­ния мира.

3. Ана­ло­гич­ным обра­зом в тал­муди­че­ской вер­сии мифа тво­ре­ния архан­гел Миха­ил — ана­лог Про­ме­тея — созда­ет Ада­ма из пра­ха не по рас­по­ря­же­нию мате­ри все­го живу­ще­го, а по рас­по­ря­же­нию Яхве, кото­рый затем вды­ха­ет в чело­ве­ка жизнь и отда­ет его Еве; та, как Пан­до­ра, ста­но­вит­ся при­чи­ной всех несча­стий чело­ве­че­ства (см. 39. j).

4. Гре­че­ские фило­со­фы отли­ча­ли чело­ве­ка, создан­но­го Про­ме­те­ем, от несо­вер­шен­ных зем­ных созда­ний, частич­но уни­что­жен­ных Зев­сом, а частич­но смы­тых дев­ка­ли­о­но­вым пото­пом (см. 38. c). Такое же раз­ли­чие мож­но встре­тить в Биб­лии (Быт. 6, 2—4), где «сыны Божьи» про­ти­во­по­став­ля­ют­ся «доче­рям чело­ве­че­ским», на кото­рых они женят­ся.

5. Таб­лич­ки с эпо­сом о Гиль­га­ме­ше име­ют доволь­но позд­нюю дати­ров­ку и весь­ма неопре­де­лен­ны. В них «Сия­ю­щая мать пустоты» объ­яв­ля­ет­ся созда­тель­ни­цей все­го, при­чем Ару­ру — это все­го лишь один из мно­гих титу­лов боги­ни. Основ­ная тема мифа — это при­вед­шее к заме­ша­тель­ству вос­ста­ние про­тив мат­ри­ар­халь­но­го поряд­ка боги­ни, под­ня­тое бога­ми ново­го пат­ри­ар­халь­но­го поряд­ка. Мар­дук — глав­ный бог горо­да Вави­ло­на — в кон­це кон­цов побеж­да­ет боги­ню, мор­скую гид­ру в обра­зе Тиа­мат, после чего доволь­но наг­ло заяв­ля­ет, что имен­но он, и никто дру­гой, создал тра­вы, зем­ли, реки, зве­рей, птиц и чело­ве­че­ство. Мар­дук, этот божок-выскоч­ка, не был пер­вым, заявив­шим о сво­ей победе над Тиа­мат и сотво­ре­нии мира. До него ана­ло­гич­ное заяв­ле­ние сде­лал бог Бел, имя кото­ро­го пред­став­ля­ет собой фор­му муж­ско­го рода от име­ни Белет-или, шумер­ской мате­ри-боги­ни. Пере­ход от мат­ри­ар­ха­та к пат­ри­ар­ха­ту в Месо­пота­мии, как и в ряде дру­гих мест, веро­ят­но, имел фор­му пере­во­рота, про­из­веден­но­го сопра­ви­те­лем-супру­гом цари­цы, кото­ро­му та пере­да­ла испол­ни­тель­ную власть, раз­ре­шив ему взять ее имя, одеж­ды и свя­щен­ные пред­ме­ты (см. 136. 4).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Геси­од. Тео­го­ния 211—232; Апол­ло­дор I. 7. 1; Луки­ан. Про­ме­тей или Кав­каз 13; Пав­са­ний X. 4. 3.
  • 2Овидий. Мета­мор­фо­зы I. 1—88.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1341658575 1341515196 1356780005 1356780006 1356780007