Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.22

5. ПЯТЬ ВЕКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

a. Неко­то­рые отри­ца­ют, что Про­ме­тей создал людей или что люди вырос­ли из зубов дра­ко­на. Они гово­рят, что зем­ля роди­ла людей как луч­шие из ее пло­дов имен­но в Атти­ке1 и что пер­вым чело­ве­ком был Алал­ко­ме­ней, кото­рый вырос у Копа­ид­ско­го озе­ра в Бео­тии еще до того, как появи­лась луна. Он давал сове­ты Зев­су, когда тот ссо­рил­ся с Герой, и вос­пи­ты­вал Афи­ну, когда та была еще совсем девоч­кой2.

b. Эти люди зва­лись Золотым поко­ле­ни­ем и покло­ня­лись Кро­ну. Жили они без забот и трудов, пита­ясь желудя­ми, дики­ми фрук­та­ми и медом, кото­рый капал пря­мо с дере­вьев, пили ове­чье и козье моло­ко, нико­гда не ста­ре­ли, тан­це­ва­ли и мно­го сме­я­лись. Смерть для них была не более страш­на, чем сон. Из них уже нико­го не оста­лось, но их духи еще суще­ст­ву­ют: они ста­ли бла­гост­ны­ми демо­на­ми, дари­те­ля­ми уда­чи и защит­ни­ка­ми спра­вед­ли­во­сти.

c. Затем были люди Сереб­ря­но­го века, кото­рые пита­лись хле­бом, тоже име­ю­щим боже­ст­вен­ное про­ис­хож­де­ние. Эти люди во всем под­чи­ня­лись сво­им мате­рям и не сме­ли ослу­шать­ся их, хотя и жили до ста лет. Они были свар­ли­вы и неве­же­ст­вен­ны и нико­гда не при­но­си­ли жерт­вы богам, но хоро­ши уже тем, что не вое­ва­ли друг с дру­гом. Зевс уни­что­жил их всех.

d. Затем при­шли люди Мед­но­го века, ни в чем не схо­жие с преж­ни­ми; все они были воору­же­ны мед­ным ору­жи­ем. Ели мясо и хлеб, люби­ли вое­вать, были гру­бы и жесто­ки. Чер­ная смерть взя­ла их всех.

e. Чет­вер­ты­ми людь­ми были тоже люди меди, но от сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков они отли­ча­лись бла­го­род­ст­вом и доб­ротой, посколь­ку явля­лись детьми богов и смерт­ных мате­рей. Они покры­ли себя сла­вой при оса­де Фив, во вре­мя путе­ше­ст­вия арго­нав­тов и во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны. Ста­ли они геро­я­ми, и «ост­ро­ва насе­ля­ют Бла­жен­ных».

f. Пяты­ми ста­ли нынеш­ние желез­ные люди, недо­стой­ные потом­ки чет­вер­то­го поко­ле­ния. Они оже­сто­чи­лись, ста­ли неспра­вед­ли­вы­ми, злоб­ны­ми, нече­сти­вы­ми к роди­те­лям и лжи­вы­ми3.

* * *

1. Хотя миф о Золо­том веке вос­хо­дит в резуль­та­те к тра­ди­ции пле­мен­но­го покло­не­ния пче­ло-богине, дикость это­го пери­о­да, пред­ше­ст­во­вав­ше­го воз­ник­но­ве­нию сель­ско­го хозяй­ства, ко вре­ме­ни Геси­о­да была уже забы­та, оста­лась лишь одна иде­а­ли­сти­че­ская убеж­ден­ность, что когда-то люди жили в согла­сии, как пче­лы (см. 2. 2). Геси­од был кре­стья­ни­ном и имел неболь­шой надел, а труд­ная жизнь сде­ла­ла его мрач­ным и пес­си­ми­стич­ным. Миф о Сереб­ря­ном веке несет на себе следы мат­ри­ар­ха­та, напо­до­бие тех, кото­рые еще в клас­си­че­скую эпо­ху суще­ст­во­ва­ли сре­ди пик­тов и чер­но­мор­ских мос­си­ни­ков (см. 151. e), а так­же сре­ди отдель­ных пле­мен на Бале­ар­ских ост­ро­вах и на побе­ре­жье зали­ва Сирт. Муж­чи­ны все еще счи­та­лись пре­зрен­ным полом, одна­ко сель­ское хозяй­ство уже появи­лось и вой­ны велись неча­сто. Третьим с.23 наро­дом были древ­ней­шие элли­ны: пас­ту­хи брон­зо­во­го века, кото­рые отправ­ля­ли культ боги­ни и ее сына Посей­до­на, при­чем их куль­то­вым дере­вом был ясень (см. 6. 4 и 57. 1). Чет­вер­ты­ми людь­ми были вои­ны-цари эпо­хи Микен. Пяты­ми людь­ми были дорий­цы XII в. до н. э., кото­рые поль­зо­ва­лись желез­ны­ми оруди­я­ми и уни­что­жи­ли микен­скую циви­ли­за­цию.

Алал­ко­ме­ней — фик­тив­ный пер­со­наж, чье имя явля­ет­ся фор­мой муж­ско­го рода от Алал­ко­ме­на — эпи­те­та Афи­ны («Или­а­да» IV. 8) как покро­ви­тель­ни­цы Бео­тии. Он насаж­дал пат­ри­ар­халь­ную дог­му, буд­то ни одна жен­щи­на, даже боги­ня, не спо­соб­на на разум­ные дей­ст­вия без муж­ских сове­тов.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Пла­тон. Менек­сен 237d—238a.
  • 2Иппо­лит. Опро­вер­же­ние всех ере­сей V. 6. 3; Евсе­вий. Об Еван­гель­ском пред­у­готов­ле­нии III. 1. 3.
  • 3Геси­од. Работы и дни 109—201 и схо­лии.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1303312492 1341515196 1356780006 1356780007 1356780008