Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.
Сверено с изданием Р. Грейвса 2005 г. (Екатеринбург, У-Фактория).

с.180

71. КОБЫЛИЦЫ ГЛАВКА

a. Главк был сыном Сиси­фа и Меро­пы и отцом Бел­ле­ро­фон­та. Жил он в Пот­ни­ях око­ло Фив, где, в насмеш­ку над силой Афро­ди­ты, он запре­тил покры­вать сво­их кобы­лиц. Он наде­ял­ся, что таким обра­зом его кобы­ли­цы ста­нут более рез­вы­ми и он победит на сорев­но­ва­ни­ях колес­ниц, кото­рые были для него глав­ным инте­ре­сом в жиз­ни. Одна­ко Афро­ди­та обиде­лась и пожа­ло­ва­лась Зев­су на то, что Главк яко­бы зашел так дале­ко, что кор­мит лоша­дей чело­ве­че­ским мясом. Когда Зевс раз­ре­шил ей сде­лать с Глав­ком все, что она захо­чет, она выве­ла ночью его кобы­лиц, дала им напить­ся из сво­его свя­щен­но­го коло­д­ца и пусти­ла пощи­пать тра­вы под назва­ни­ем гип­по­ман[1], кото­рая рос­ла непо­да­ле­ку. Афро­ди­та про­де­ла­ла это как раз нака­нуне объ­яв­лен­ных Ясо­ном погре­баль­ных игр в честь Пелия, кото­рые долж­ны были состо­ять­ся на мор­ском бере­гу у Иол­ка. Толь­ко запряг Главк сво­их кобы­лиц в колес­ни­цу, как они понес­ли, пере­вер­ну­ли колес­ни­цу, про­та­щи­ли его, запу­тав­ше­го­ся в упря­жи, через весь ста­ди­он, а потом съе­ли живьем1. Неко­то­рые, прав­да, утвер­жда­ют, что это слу­чи­лось в Пот­ни­ях, а не в Иол­ке. Дру­гие гово­рят, что Главк бро­сил­ся в море, скор­бя по Мели­кер­ту и Афа­ман­ту, третьи счи­та­ют, что Глав­ком его назва­ли после смер­ти Мели­кер­та2.

с.181 b. Дух Глав­ка по име­ни Тара­к­сипп, то есть пугаю­щий лоша­дей, до сих пор еще бро­дит по коринф­ско­му Ист­му (где его отец Сисиф впер­вые учил его искус­ству воз­ни­че­го) и раз­вле­ка­ет­ся тем, что пуга­ет лоша­дей во вре­мя Ист­мий­ских игр, став тем самым при­чи­ной мно­гих смер­тей. Кро­ме Глав­ка, лоша­дей пуга­ет еще и дух Мир­ти­ла, уби­то­го Пело­пом. Он бро­дит по ста­ди­о­ну Олим­пии, где воз­ни­чие при­но­сят ему жерт­вы в надеж­де избе­жать смер­ти3.

* * *

1. Мифы о Ликур­ге (см. 27. e) и Дио­меде (см. 130. b) гово­рят о том, что в доэл­лин­скую эпо­ху жен­щи­ны, обря­жен­ные кобы­ли­ца­ми, раз­ры­ва­ли на кус­ки царя-жре­ца в кон­це его цар­ст­во­ва­ния. В эллин­ские вре­ме­на риту­ал изме­нил­ся и царя умерщ­вля­ли, воло­ча его по зем­ле за квад­ри­гой, как в мифе об Иппо­ли­те (см. 101. g), Лае (см. 105. d), Эно­мае (см. 109. j), Абде­ре (см. 130. 1), Гек­то­ре (см. 163. 4) и др. Во вре­мя вави­лон­ских ново­год­них празд­неств, когда сол­неч­ный бог Мар­дук, кото­ро­го оли­це­тво­рял царь, сра­жал­ся, как счи­та­лось, в пре­ис­под­ней с мор­ским чудо­ви­щем Тиа­мат (см. 73. 5), колес­ни­цу, запря­жен­ную четырь­мя неуправ­ля­е­мы­ми лошадь­ми, пус­ка­ли по ули­цам горо­да, что долж­но было сим­во­ли­зи­ро­вать хаос, охва­тив­ший мир, когда коро­на пере­да­ва­лась от одно­го царя дру­го­му. Вполне воз­мож­но, что чуче­ло воз­ни­че­го при этом запу­ты­ва­лось в упря­жи. Если вави­лон­ский и гре­че­ский риту­а­лы име­ют общее про­ис­хож­де­ние, то цар­ский трон и ложе на один день насле­до­вал маль­чик-интеррекс, а на рас­све­те сле­дую­ще­го дня его при­вя­зы­ва­ли к колес­ни­це и он уми­рал, как в мифе о Фаэ­тоне (см. 42. 2) и Иппо­ли­те (см. 101. g), царь же сно­ва воз­во­дил­ся на трон.

2. Миф о Глав­ке необы­чен: он — не толь­ко жерт­ва пере­вер­нув­шей­ся колес­ни­цы, но и разъ­ярен­ных лоша­дей, сожрав­ших его. То, что Главк, пре­зи­рая Афро­ди­ту, не раз­ре­шал покры­вать сво­их кобы­лиц, гово­рит о пат­ри­ар­халь­ных попыт­ках иско­ре­нить фиван­ские эро­ти­че­ские празд­не­ства в честь Пот­ний («вла­ды­чиц»), т. е. лун­ной три­а­ды богинь.

3. Тара­к­сипп, веро­ят­но, пред­став­лял собой арха­и­че­скую цар­скую ста­тую, отме­чав­шую пер­вый пово­рот кру­га на иппо­дро­ме. Лоша­ди-нович­ки отвле­ка­лись на нее, когда воз­ни­чий пытал­ся сре­зать путь и перей­ти на внут­рен­нюю дорож­ку. Кро­ме того, в этом месте устра­и­ва­лись кру­ше­ния колес­ни­цы ста­ро­го царя или интеррек­са, для чего из коле­са выни­ма­лась чека (см. 109. j).

4. Главк («серо-зеле­ный»), веро­ят­но, с одной сто­ро­ны, был миной­ским послан­ни­ком, кото­рый при­бы­вал в Истм (см. 90. 6) с еже­год­ны­ми рас­по­ря­же­ни­я­ми, а с дру­гой — Мели­кер­том (Мель­карт, «хра­ни­тель горо­да»). Этот фини­кий­ский титул носил царь Корин­фа, кото­рый тео­ре­ти­че­ски еже­год­но воз­рож­дал­ся и являл­ся вер­хом на дель­фине из моря (см. 70. 5 и 87. 2), а в кон­це сво­его цар­ст­во­ва­ния его вновь швы­ря­ли в море (см. 96. 3).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Гомер. Или­а­да VI. 154; Апол­ло­дор II. 3. 1; Пав­са­ний VI. 20. 9; Гигин. Мифы 250 и 273; Овидий. Ибис 557; Схо­лии к «Оре­сту» 318 и «Фини­ки­ян­кам» 1124 Еври­пида; Эли­ан. Про­ис­хож­де­ние живот­ных XV. 25.
  • 2Стра­бон IX. 2. 24; Ате­ней VII. c. 296—297.
  • 3Пав­са­ний VI. 20. 8.


  • РЕДАКЦИОННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ (И. И. Махань­ко­ва):

    с.557

  • [1]Гип­по­ман (от греч. hip­pos — лошадь и mai­no­mai — бес­но­вать­ся) — рас­те­ние, насы­лав­шее безу­мие на лоша­дей. Более рас­про­стра­не­на вос­хо­дя­щая к Ари­сто­те­лю тра­ди­ция, соглас­но кото­рой гип­по­ман — это выде­ле­ния кобыл в пери­од теч­ки.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303322046 1341658575 1356780069 1356780072 1356780073 1356780074