Предисловие
с. ix Цезарь — это исторический деятель, перед обаянием которого невозможно устоять, а разрушение республиканской системы правления в Риме — это тема, которая не перестает вызывать интерес. Очень многие историки, как профессиональные ученые, так и любители-энтузиасты, писали хотя бы на одну из этих тем, создав по ним огромную библиографию. Поскольку я пишу не только для своих коллег, исследующих Древний Рим, но для более широкой публики, в этой книге я отказался от научного обычая вести в примечаниях бесконечные споры с предшественниками. Вместо этого я использую примечания как путеводитель по античным источникам, на которых основаны наши знания о Цезаре и поздней Римской Республике. В конце находится список литературы, где перечислены самые интересные и (или) важные (по моему мнению) книги и статьи по этим двум взаимосвязанным темам, и заинтересованный читатель может продолжить знакомство с любым из вопросов, поднятых в книге, с помощью названных там работ. Исследования из списка (или большинство из них) так или иначе повлияли на мои представления об этих вопросах. В предисловии я хотел бы предложить читателю краткий обзор наиболее важных античных авторов и текстов, на которых основаны наши знания, а также современных исторических работ, которые, на мой взгляд, внесли самый важный вклад в понимание Цезаря и краха традиционной системы правления в Риме и в наши представления об этом; конечно, это те самые работы, которые больше всего повлияли на мое понимание и представления.
Общепризнанно, что наиболее важны источники, современные или приблизительно современные рассматриваемым событиям, в основном с 100 г. по 44 г. до н. э. Общепризнанно, что важнейшим из этих современных источников является Цицерон. Марк Туллий Цицерон был главным писателем и интеллектуалом своего времени, а возможно, и всей римской истории, и одним из самых влиятельных политических лидеров своих дней. Сохранилось огромное собрание его частных и публичных писем, адресованных его близкому другу Аттику, брату Квинту Цицерону и массе других друзей и приятелей, которое дает уникальную возможность увидеть почти любую часть римской политики и общества и, несомненно, является нашим важнейшим источником. Кроме этого, сохранилось множество публичных речей Цицерона, в которых он рассматривает или упоминает массу с. x политических и общественных вопросов. Затем, сохранились специальные трактаты Цицерона по теории и практике ораторского искусства и всем философским вопросам. Обычно на сочинения Цицерона ссылаются по латинским названиям, непонятным для большинства читателей-неспециалистов или даже по сокращениям этих названий, которые еще менее понятны. Я везде ссылался на них, и на другие античные сочинения, по английским названиям. Перечень работ Цицерона приведен в конце книги, включая два малых сочинения, состоящих в «корпусе» Цицерона, одно из которых написал его брат, второе — неизвестный автор.
Следующим после Цицерона по важности источником о жизни Цезаря являются сочинения самого Цезаря: его комментарии о войнах в Галлии (Франция) и о гражданской войне, которую он вел против своих противников. Эти комментарии входят в число величайших исторических произведений на латинском языке. Из-за нехватки времени и множества дел он не закончил ни одну серию комментариев: «Галльскую войну» закончил его друг Авл Гирций, и Гирций или другие союзники Цезаря написали также рассказы о его гражданских войнах в Александрии, Африке и Испании в середине 40-х годов до н. э. От младшего современника Цезаря и Цицерона, Квинта Саллюстия Криспа[1] — которого в англоязычной литературе обычно называют Sallust — сохранилось два исторических очерка о войне Рима с Югуртой Нумидийским (113—105 гг. до н. э.) и о так называемом заговоре Катилины (66—63 гг. до н. э.). Его крупнейшая работа, «Истории», почти вся утрачена, но от нее сохранились крупные фрагменты, в частности, несколько речей, произнесенных крупными историческими деятелями. Существует также два письма к Цезарю с политическими советами, написанные, вероятно, около 50 г. до н. э., которые приписываются Саллюстию — на мой взгляд, справедливо. Наконец, говоря о современных источниках, стоит упомянуть стихотворения знаменитого Катулла, которые представляют жизнь и культуру высшего римского общества конца 60-х и 50-х гг. до н. э. в захватывающем и порой скандальном свете.
Из более поздних источников важнейшим является Ливий, который написал грандиозную работу по истории Рима от основания города вплоть до своего времени (правление Августа), которая объединила и вывела из употребления почти все исторические сочинения прежних авторов, таких как так называемые «анналисты» Луций Пизон, Гней Геллий, Клавдий Квадригарий, Валерий Анциат и другие. К сожалению, части труда Ливия, содержавшие рассказы о II и I вв. до н. э., утрачены, но сохранился ряд кратких конспектов с содержанием каждой «книги» истории, которые часто очень содержательны. Поколением позже Ливия некий Асконий написал серию комментариев к речам Цицерона: Асконий был весьма осведомленным человеком и его сохранившиеся комментарии, которые обычно цитируются по изданию Кларка, полны ценной информации. При императоре Тиберии краткую историю Рима написал Веллей Патеркул. Спустя примерно два поколения (чуть позже 100 г. н. э.) Гай Светоний Транквилл написал биографии «двенадцати Цезарей», начиная с самого Цезаря, которого он называет Божественный Юлий. Поскольку Светоний занимал высокую должность в римской императорской бюрократии, он имел доступ к различным официальным записям и документам, благодаря чему его работа порой содержит уникальную и ценную информацию.
с. xi Однако самым полезным после Цицерона автором был не римлянин, а грек — Плутарх, написавший в конце I — начале II вв. множество биографий греческих и римских деятелей. Сохранились его сочинения о братьях Гракхах, Марии, Сулле, Сертории, Крассе, Лукулле, Помпее, Цицероне, Цезаре, Катоне Младшем, Марке Антонии и Марке Бруте. В совокупности они очень много рассказывают нам об этих выдающихся деятелях позднереспубликанского Рима. Плутарху были доступны многие сочинения, ныне утраченные, и он использовал их: воспоминания Суллы, Рутилия Руфа и Лукулла, исторические труды таких авторов, как Азиний Поллион, Ампий Бальб, Танузий Гемин, которые жили одновременно или почти одновременно с Цезарем. В конце II — начале III вв. еще два грека написали исторические работы, содержащие много сведений о нашем периоде. Аппиан описал различные римские войны, и сохранившиеся рассказы о гражданских войнах, со 130-х гг. до смерти Цезаря и далее, и о Митридатовых войнах (между 90-ми гг. и 63 г. до н. э.) очень ценны. Дион Кассий написал общую историю Рима в стиле Ливия и, вероятно, используя Ливия: наш период охватывают книги 36—44.
Наконец, во времена Поздней Империи несколько авторов сочинили краткие истории Рима, основанные на Ливии, в которых порой, несмотря на краткость, содержатся полезные сведения: Граний Лициниан, Флор, Орозий и Евтропий. Много ценной информации имеется у различных авторов не совсем исторических произведений: эрудит Плиний и его «Естественная история», коллекционеры «военных хитростей» вроде Фронтина и Полиэна, собиратели интересных анекдотов, такие как Авл Геллий и Валерий Максим, антиквар-лексикограф Фест и так далее. Такие источники дают лишь небольшие дополнительные обрывки информации и детали, однако главные наши сведения происходят из произведений, перечисленных выше. Стоит упомянуть и еще один источник сведений: документы того времени, сохраненные в надписях на камне; почти все они содержатся в великом «Corpus Inscriptionum Latinarum» (Собрание латинских надписей).
Как упоминалось выше, Цезарь привлек внимание многих биографов и историков, моих предшественников, которые создали много разных образов Цезаря. Для Теодора Моммзена, возможно, величайшего из современных исследователей Рима, в первом томе его «Истории Рима» (1894) Цезарь — это идеал, средоточие всех римских талантов и доблестей. В следующем после Моммзена поколении Эдуард Мейер в книге «Монархия Цезаря и принципат Помпея» изобразил Цезаря как деятеля, одержимого неутолимой жаждой царской власти. Однако самым важным и авторитетным исследованием Цезаря стала работа Матиаса Гельцера «Цезарь: политик и государственный деятель» (впервые опубликована в 1921 г., немного переработанный английский перевод вышел в 1968 г.). Гельцер собрал все доступные свидетельства о Цезаре, тщательно их проанализировал и создал надежную структуру и хронологию жизни и карьеры Цезаря. Одно из его достоинств в том, что он не навязывает никакого заранее принятого представления о том, к чему стремился Цезарь. Хотя из-за этого написанная им биография выглядит немного бесцветной, читателю, знакомому с работой Гельцера, по моей книге должно быть очевидно, насколько я обязан ему; однако наши трактовки часто не совпадают. В частности, первые 40 лет с. xii жизни Цезаря Гельцер описывает на 70 страницах, а последние 16 лет — более, чем на 230 страницах. Читатель увидит, что я совершенно иначе оцениваю значение окружения Цезаря, его жизни и опыта до 59 г. до н. э. После Гельцера Гельмут Штрасбургер в работе «Вхождение Цезаря в историю» (1938) существенно пересмотрел традиционное мнение, будто Цезарь с ранних лет стремился к высшей власти. А. Кан исследовал «Образование Юлия Цезаря» (1986). Генерал Дж. Ф. Ч. Фуллер в книге «Юлий Цезарь: человек, солдат и тиран» (1965) рассматривал Цезаря как ущербного полководца и потенциального тирана. В работе Кристиана Мейера «Цезарь: биография» (1982), возможно, лучшей из новых биографий, Цезарь изображен как чужак, который обречен на непонимание и недооценку современников и которому суждено сломать систему, куда он так до конца и не вписался.
Недавно вышли две очень хорошие биографии Цезаря: «Цезарь: жизнь колосса» Адриана Голдсуорси (2006) и «Юлий Цезарь: народный диктатор» Луиджи Канфоры (1999). Однако на мой взгляд, самую интересную работу написал Майкл Паренти, не профессиональный ученый и академик, даже не специалист по римской истории. Его книга «Убийство Цезаря» (2003), хоть и содержит ошибки и неверные представления, дает много пищи для размышлений, потому что Паренти умеет мыслить нестандартно и предлагать действительно новую интерпретацию событий и характеров. Она оказалась для меня весьма полезной. Также следует упомянуть недавнюю серию лекций Джеффри Тэйтума, изданную под названием «Я всегда Цезарь» (2008), в которой предложено множество интригующих догадок, но сделан упрощающий и потому неубедительный вывод, что в конечном итоге Цезарь и его противник Помпей были всего лишь «сварливыми стариками», которые прожили необычайно долго для своего сословия и времени и, отказываясь дать дорогу следующему поколению римских деятелей, вывели систему из строя. В наше время «великие вожди» обычно вызывают скепсис, но это, определенно, уже слишком. Этот вывод о том, как и почему рухнула римская система управления, представляется мне опасно близким к доведению до абсурда. Разумеется, дело к этому не сводилось!
Два исследования отдельных проблем, связанных с Цезарем, очень авторитетны и заслуживают упоминания здесь. В работе «Юлий Цезарь и его публичный образ» (1983) Цви Явец исследовал, как Цезарь представлял себя и воспринимался в свое время и позднее; а в книге Штефана Вайнштока «Божественный Юлий» (1971) исчерпывающе описано обожествление Цезаря, отчасти в последние годы его жизни, но в основном после смерти. Далее, в большинстве биографий Цезаря либо в целом игнорируется, либо лишь мимоходом рассматривается то обстоятельство, что Цезарь был не только великим политическим лидером-реформатором и великим полководцем-завоевателем, он был также одним из ведущих литераторов своего времени и остается одним из величайших римских историков. Для англоязычного читателя отправной точкой для изучения Цезаря как писателя должно стать короткое эссе Р. М. Огилви «Цезарь» в «Кембриджской истории классической литературы: поздняя Республика» (1982), превосходное, несмотря на краткость. До недавнего времени серьезные книги, посвященные этой стороне деятельности Цезаря, были редкостью, но сегодня есть два с. xiii выдающихся и ценных исследования. К. Уэлч и А. Пауэлл издали серию эссе под заголовком «Юлий Цезарь как искусный репортер» (1998), а Э. М. Риггсби изучил исторические и литературные методы и приемы Цезаря в замечательной работе «Цезарь в Галлии и Риме: война на словах» (2006).
Однако моя книга — это не просто биография Цезаря; она рассказывает историю и объясняет процесс крушения римской республиканской системы управления. На мой взгляд, социальные и экономические обстоятельства, на фоне которых в республиканском Риме последнего столетия происходили глубокие изменения и конфликты, лучше всего рассмотрены в шедевре Арнольда Тойнби «Наследие Ганнибала» (1965), который не оценен по достоинству. Второй том этого великого исследования, в котором рассмотрены Рим и Италия II в. до н. э. и изменения, произошедшие после войн с Ганнибалом, до сих пор можно читать (и перечитывать) с огромной пользой для себя, и с ней должен ознакомиться каждый студент, изучающий республиканский Рим. Для рассмотрения политических изменений между 60-ми и 30-ми годами до н. э., когда республиканскую систему управления сменила автократия Августа, основополагающей является замечательная книга сэра Рональда Сайма «Римская революция» (1939). Созданный Саймом образ Цезаря как традиционного знатного политика, который стремился к политическому первенству в рамках традиционной системы, но был трагически не понят членами своего сословия, оказался очень влиятельным. В работе Лили Росс Тэйлор «Партийная политика в эпоху Цезаря» (1949) предлагается рассказ о римской политической жизни; порой автор слишком схематично использует «партийную модель», но все же лучше понимает природу римской политики (по моему мнению), чем более новые исследователи, которые слишком радикально отбрасывают идею о политических группах любого рода; несомненно, представление Тэйлор больше соответствует античным свидетельствам об оптиматах и популярах. Книга Кристиана Мейера «Res Publica Amissa» (1966), написанная под впечатлением от последствий Второй мировой войны — политического пессимизма и беспорядка, в которой автор размышляет о том, что римляне стали не готовы и не способны придерживаться традиций, неизменно наводит на размышления.
Но среди всех моих предшественников для меня, пожалуй, самое авторитетное исследование — это именно то, с которым мне приходится больше всего спорить: книга Эриха Грюэна «Последнее поколение римской Республики» (1974, второе издание, отчасти переработанное в 1994 г.). Грюэн обладает энциклопедическими знаниями о Риме I в. до н. э., и особенно о политической жизни этого времени, а его анализ, неизменно исчерпывающий и хорошо обоснованный, невозможно с легкостью отвергнуть. Читая эту книгу, я очень много узнал и всегда узнаю еще больше каждый раз, как ее перечитываю. Но в конечном счете, представленное Грюэном описание общества, которое не имело никаких непоправимых изъянов и просто по неосторожности набрело на гражданскую войну и разрушение, и Цезаря, который всего лишь хотел, чтобы аристократы его сословия приняли его как первого среди равных, не кажется убедительным. Во многих отношениях данная книга — это ответ на книгу Грюэна, попытка снова превратить «падение» в «падение Республики» и рассмотреть Цезаря как радикального политика-реформатора, которого видели в нем современники и либо восхищались им, либо ненавидели. После выхода книг Мейера и Грюэна много было написано о римской политике и обществе; с. xiv некоторые из наиболее интересных новых сочинений перечислены в библиографии, но, на мой взгляд, ни одна из них так не выделяется и не требует ответа, как эти работы. Данная книга — это мой ответ; надеюсь, что читатель по крайней мере найдет его занимательным и наводящим на размышления.