5. Илоты
Институт спартанской илотии всегда привлекал к себе внимание как исследователей конкретных эллинских реалий, так и ученых, склонных к широким теоретическим обобщениям. Сохранившиеся сведения об особенных, иногда уникальных и часто резко отличных от классического рабства аспектах этого института доставляют пищу и для тех, и для других1. Необходимо отметить, что широко применяемое востоковедами привлечение илотии как типологического примера и как некой обобщающей категории характеризуется примитивизацией как самого института спартанской илотии, так и вообще лакедемонского общества2. Здесь наша задача — определить место этого сословия в социальной структуре лакедемонского общества, рассмотрев его правовой статус, воинские функции, экономическое положение и ряд других аспектов.
Этимология слова Εἵλοτες способна дать первую точку отсчета для определения правового статуса этой социальной категории. Согласно многочисленным сообщениям античных историков и лексикографов данное название произошло от имени города Гелос в южной Лаконике, жители которого были порабощены лакедемонянами (Гелланик, FgrHist 4 F 118; Эфор, FgrHist 70 F 117; Феопомп, FgrHist 115 F 13; Павсаний, III. 2. 7; Гесихий, s. v. εἱλωτεύειν; AB I, 246; Большой Этимологик, s. v. Ἕλος). Данная этимология поддерживается и рядом современных авторов3. Однако многие филологи, отвергая древнее объяснение, предлагают возводить это слово либо к аористу II εἷλον от αἱρέω (К. Мюллер), либо к изначальной форме *e-Felōtes, связывая ее с аористным инфинитивом ἁλῶναι с.92 от ἁλίσκομαι — «быть взятым в плен» (Ф. Сольмсен, Е. Буассак)4. Тем не менее эти варианты не дают окончательного решения проблемы, и ряд исследователей считает этимологию слова неясной5. Как бы то ни было, любой из предложенных вариантов (как древний, так и современные) подтверждают, что исходным фактором при формировании данного сословия было завоевание6. Однако не все исследователи склонны признать справедливость данного тезиса. Так, Эд. Майер выдвинул гипотезу о том, что илоты, этнически тождественные спартиатам, оказались в зависимости от последних в результате более сложных экономических условий, чем завоевание7. Эту точку зрения поддержал целый ряд исследователей, в том числе
Вторую исходную точку (после этимологии) для определения илотского правового статуса дают примеры словоупотребления древних авторов при обозначении этой группы населения. Данная проблема очень детально проанализирована Д. Лотце9. Проследим основные моменты этого анализа, дополнив его собственными наблюдениями.
Илоты как социальная категория определяются древними через различные «рабские» термины: οἰκέται [Ксенофонт, Лакед. полития 7. 5; Исократ, XII. 78; Плутарх, Сравн. Клеомена и Гракха 5. 2; Павсаний, III. 20. 6; ср. свидетельство Мирона, что илоты должны иметь «внешний вид, подобающий рабам» (FgrHist 106 F 2)]; илоты включались в состав ἀνδράποδα (Платон, Алкивиад I 122d); очень часто по отношению к ним употребляется термин δοῦλοι и другие образованные от него слова (Антиох, FgrHist 555 F 13; Критий, фр. 37; Ксенофонт, Греч. история VII. 1. 13; Лакед. полития 12. 4; Эфор, FgrHist 70 F 117; Мирон, FgrHist 106 F 1; поздние авторы: Плутарх, Ликург 2. 1; Павсаний, III. 20. 6; AB I, 246; Гесихий и Большой этимологик, s. ν. εἵλωτες). Страбон, комментируя Эфора, пытается определить илотов как «некий тип государственных рабов» (VIII. 5. 4); Полидевк, также пытаясь дать определение через описание, говорит о положении илотов как о среднем «между свободными и рабами» (3. 83).
с.93 Интересно проследить словоупотребление Аристотеля. Он, основываясь на практике, существовавшей в различных полисах, заявляет, что лучше всего для государства, когда земледельцы являются «рабами-неодноплеменниками с господами» или «варварами периэками». Д. Лотце, исходя из того, что варварами илоты не были, а периэками, по его мнению, Аристотель именует лишь критских несвободных, приходит к выводу, что для автора «Политики» илоты являются δοῦλοι10. Позволим себе не согласиться до конца с этим тезисом. Анализ словоупотребления Стагирита приводит нас к несколько иному выводу. Во-первых, вопреки утверждению Лотце Аристотель называет периэками не одних только критских несвободных, но и аргосских, и гераклеотских зависимых земледельцев; во-вторых, и в главных, во всех случаях, когда Аристотель прибегает к термину «периэки» без отнесения к определенному месту и во всех случаях эпидемического его употребления, он пользуется им именно как синонимом термина «илоты». Это особенно явно в двух случаях: 1269b3 и 1272b18 (ср. другие употребления термина «периэки» — без адреса: 1329a26; 1330a29; Крит: 1269b3; 1271b30; 1272a1; 1272a18; 1272b18; Аргос: 1303a8; Гераклея: 1327b11). К этому следует добавить, что Геродот, 12 раз упоминающий илотов, ни разу не использует для них «рабскую» терминологию.
В целом в отношении рассмотренной терминологии необходимо заметить, что она сама по себе не может зафиксировать какие-то четкие юридические аспекты статуса илотов. Скорее всего, разные слова фиксируют лишь разные аспекты, на которые авторы обращали внимание11. Однако в нашем распоряжении имеются два случая применения к данной категории «рабских» названий в официальных документах. Это цитированные Фукидидом тексты договоров. В одном из них илоты вместе с афинскими рабами объединяются под именем δοῦλοι (IV. 118. 7), во втором вся совокупность илотов названа словом δουλεία (V. 23. 3)12. Таким образом, словоупотребление это носило официальный характер, по крайней мере, в межгосударственной сфере. С нашей точки зрения, терминологическое употребление здесь идет путем поглощения общим более частного. Дело в том, что термин δοῦλοι может означать как с.94 категорию рабов в развитой системе рабства, так и более общую оппозицию состоянию свободы13. Под это второе словоупотребление, без сомнения, подпадает и понятие «илоты». Рассматриваемое греческое слово наиболее широко по сравнению с другими словами использовалось для определения состояния несвободы; поэтому неудивительно, что в таком значении оно могло применяться и в официальном языке. Из этого не стоит делать вывод, что договоры фиксируют идентичный правовой статус для афинских рабов и спартанских илотов. Этот термин не дает нам точных координат в правовой системе, он только сигнализирует, в какой плоскости необходимо искать эти координаты. Эта плоскость — отношения свободы/несвободы, не более того. Попытаемся охарактеризовать юридический статус илотов более конкретно, насколько это позволяют имеющиеся данные.
Отсутствие свободы у илотов связано, в частности, с тем, что они не участвуют в «политии»; илотия, как некоторым образом устроенный организм, противопоставлена гражданскому обществу. В
Несвобода илота как личности проявлялась также и в том, что он имел конкретного хозяина — спартиата, чей клер илот обрабатывал. Эфор называет такого хозяина «владеющим» (ἔχων — FgrHist 70 F 117), Мирон — во множественном числе «господами» (κεκτημένοι — FgrHist 106 F 2). И эти слова сами по себе не могут дать четких юридических координат. Согласно упомянутому сообщению Эфора илоты являлись «рабами на некоторых условиях». В частности, владелец не мог освободить их, как не мог и продать «вне границ» (ἔξω τῶν ὅρων). Что касается первого условия, то оно более или менее понятно. Освобождение находилось в исключительной компетенции государственных органов (см.: Фукидид, IV. 80. 3; Ксенофонт, Греч. история VI. 5. 28). Сложней поддается интерпретации второе условие. Возможно двоякое его объяснение: 1) илот не мог быть продан вне государственных границ; 2) илот не мог быть продан вообще, то есть хозяин клера не имел с.95 возможности по своей инициативе удалить его с клера. При последнем объяснении под границами подразумеваются границы клера. С одной стороны, торжествует императив крепостного состояния, а с другой — явно ограничиваются владельческие права спартиатов, земледелец же получает определенные гарантии возможности оставаться на земле и заниматься своим хозяйством. Именно к такой интерпретации склоняется Д. Мак-Дауэлл14. Мы присоединяемся к этому объяснению.
Запрет на продажу зависимых земледельцев связан с другим ограничением владельческих прав спартиатов и одновременно с определенными гарантиями для илотов — с гарантиями присвоения определенной части произведенного ими продукта: спартиату под угрозой проклятия было запрещено требовать в качестве апофоры бо́льшую долю урожая, чем то было установлено (Плутарх, Моралии 239d —
Рассмотрим административно-территориальный статус илотов. В этом аспекте для них фиксируется крепостное состояние в очень жесткой форме. Эфор пишет, что лакедемоняне (то есть полис) определили им места проживания — катойкии (FgrHist 70 F 117 = Страбон, VIII. 5. 4). У Тита Ливия для илотских поселений находим термин vicus, а их жителей он называет castellani (XXXIV. 27. 9). Как греческое слово катойкия, так и латинские vicus и castellum с.96 полисемантичны. Они могут означать и деревню, и небольшую крепость, и сельское подворье, и ферму, хутор. Мы не можем с уверенностью сказать, жили ли илоты в деревнях или же были рассредоточены по хуторам на спартиатских клерах. Большинство исследователей все же склоняются ко второму варианту18.
С точки зрения П. Картледжа илоты жили сконцентрированно в долинах Еврота и Памиса19. Это, кажется, подтверждает тот факт, что когда в 370/369 г. власти объявили набор илотов в войско с последующим освобождением, тут же записались более 6000 человек (Ксенофонт, Греч. история VI. 5. 28—
Жесткость крепостного состояния заключается не только в том, что изменить местожительство зависимого земледельца не мог даже хозяин клера, но и в том, что представители данного сословия были существенным образом ограничены в праве передвигаться по стране. По крайней мере, одним из оснований для убийства илота участниками криптий была встреча его ночью на дорогах (Аристотель, фр. 611. 10 Rose(3); ср.: Плутарх, Ликург 28. 2 слл.).
Мирон сообщает, что господа, если не воспрепятствуют «расцвету» илотов сверх положенных для рабов рамок, подвергаются наказанию (FgrHist 106 F 2 = Афиней, 657d)20. Такое положение дел весьма отлично от обычного права рабовладельца поступать со своим рабом как с вещью.
Подобные обязанности спартиата находятся, вероятно, в комплексе мероприятий, которые осуществляла спартиатская община как коллектив для контроля над илотами как определенным образом устроенным социальным организмом. Многие из этих мер носили чрезвычайный характер (Фукидид, IV. 80. 3; Диодор, XII. 67). Из них выделяется институт криптий21, описанный Аристотелем и более подробно Плутархом (Аристотель, фр. 611. 10 Rose(3); Плутарх, Ликург 28); возможно, криптии имеет в виду и Исократ, когда говорит, что лакедемоняне обрекли на казнь без суда больше людей, чем было вызвано в суд в Афинах со времени основания города (XII. 66).
с.97 Трудно сказать, существовала ли практика криптий в своих наиболее жестких формах еще и в V в. Некоторые сомнения на этот счет возникают в связи с плюсквамперфектом, употребленным здесь Фукидидом: «Ведь всегда у лакедемонян многое [из мероприятий, имеющих отношение к] бдительности в отношении илотов было установлено (καθειστήκει — плюсквамперфект, фиксирующий состояние, давно возникшее и существовавшее в прошлом. —
Важно подчеркнуть следующий аспект проблемы: в криптии противостоящими субъектами являются спартиаты как коллектив и илотия в целом как социальный организм, некогда подчиненный силой оружия и обязанный осуществлять жизненные функции в условиях, предложенных спартанским полисом. На это, между прочим, указывает и тот факт, что эфоры, вступая в должность, объявляли войну илотам (Аристотель, фр. 538 Rose(3) = Плутарх, Ликург 28. 7). Этим, с одной стороны, юридически санкционировались и криптия, и формы индивидуального контроля, которые обязаны были осуществлять спартиаты, а с другой стороны, полис оставался в мире с богами, ибо объявление войны позволяло проливать кровь, не опасаясь скверны23.
На этом последнем моменте необходимо заострить внимание. Илоты, без сомнения, не могли рассматриваться как вполне полноценные субъекты гражданского права. Тем не менее они являлись субъектами права религиозного. Помимо аристотелевского сообщения об объявлении войны эфорами это подтверждают и другие данные. Спартиат, требовавший в качестве апофоры больше, чем это было установлено, подвергался проклятию (Плутарх, Моралии 239d —
Подведем некоторые итоги в связи с правовым статусом илотов. Начнем с утверждений от обратного.
1. Очевидно, что илоты не являлись частновладельческими рабами в точном юридическом смысле этого слова. Многие элементы их правового статуса показывают, что владельческие права спартиата были весьма ограничены как в отношении личности илота, так и в отношении произведенного им продукта. Илотов невозможно рассматривать в качестве «раба как вещи»25.
2. Очевидно, что илоты не являлись «государственными рабами» (δημόσιοι)26. Д. Лотце справедливо отмечает, что этот термин имел совершенно определенный смысл, и даже Страбон, употребляя его по отношению к илотам, делает оговорку — «в некотором роде» (τρόπον τινά —
3. Не вызывает сомнения, что одним из факторов, определяющих юридический статус илотов, была их крепостная зависимость28.
4. Обращает на себя внимание коллективный характер илотской зависимости. В этом смысле можно было бы согласиться с определением илотии как формы «коллективного рабства» (нем. Kollektivsklaverei)29, однако с необходимыми пояснениями. Прежде всего, их рабство нельзя понимать в специальном, техническом смысле — это было указано выше. Рабами они являлись лишь в том смысле, что не были свободны (в передвижении, в выборе места жительства и форм жизнедеятельности). Но более важен для понимания сути илотии коллективный характер данной формы зависимости. Что мы имеем в виду? Прежде всего, то, что спартиаты осуществляли свое господство над илотами именно как коллектив (δοῦλοι τοῦ κοινοῦ — Фукидид, III. 20. 6); илотия также представляла собой некий социальный организм, самостоятельно осуществлявший свое воспроизводство и осознававший себя как некую общность (в том числе этническую?). Проистекает это, во-первых, из исторических условий, ибо институт илотии возник в результате завоевания местного населения без последующих крупных его перемещений30, а во-вторых, из природно-хозяйственных условий с.99 южного Пелопоннеса, ибо правовой статус, каким обладали илоты, был наиболее эффективен для осуществления хозяйствования с преобладающей ролью пашенного земледелия (об этом см. параграф 5. 3)31.
Спартиаты регулярно привлекали илотов к военной службе. Однако имеющиеся данные оставляют много спорного в таких вопросах, как функциональное военное использование, механизм призыва, численность представителей этого сословия в вооруженных формированиях полиса.
Согласно некоторым неясным сообщениям илоты использовались уже во время II Мессенской войны. Так, Павсаний утверждает, что на место павших спартиатов в отряды были зачислены илоты (IV. 16. 6)32. Эта акция связывается Павсанием с именем Тиртея. Также по инициативе Тиртея было будто бы осуществлено и другое мероприятие: чтобы ошеломить мессенцев, лакедемоняне перед решительным сражением не останавливали перебежчиков-илотов. Перебежчики рассказывали о совершенной лаконской беззаботности, и мессенцы, перепуганные этим, сражались более слабо (Полиен, I. 17). Первые более ясные и надежные свидетельства относятся к началу V в.: известно использование илотов в кампании Клеомена против Аргоса в 494 г. (Геродот, VI. 80), в Фермопильском сражении (Там же, VIII. 25), в Платейской битве (Там же, IX. 10, 29. 2, 30)33. О возможном использовании илотов в войске в
Во время Пелопоннесской войны начинается более широкое использование илотов, которое вскоре станет регулярным, а со второй половины войны происходит постепенное увеличение доли с.100 неодамодов в войске по сравнению с долей неосвобожденных илотов35. Но и позже государство прибегало к помощи данного сословия (самые яркие примеры: во время первого похода Эпаминонда в Лаконику в 370/369 г. — Ксенофонт, Греч. история VI. 5. 28—
Рассмотрим, в каком качестве использовались илоты в войске36. Вероятно, нормальной практикой в войске Спарты, когда оно представляло собой гражданское ополчение в своих традиционных формах (до
1. Спутники, оруженосцы и слуги при каждом спартиате (Геродот, VIII. 25 — Фермопилы).
2. Военные рабочие (Геродот, VI. 80 — Аргосская кампания Клеомена I; IX. 80. 1 — Платейская битва; возможно, строители в войске Клеомброта, стоявшем на Истме в 480 г. и строившем стену — IX. 10; ср. о постройке укреплении в Декелее: Фукидид, VII. 18. 4, 19. 1—
3. Караульные (Геродот, VI. 81; ср.: VI. 75. 2).
4. Возможно, адъютанты при командирах (ὑπηρέται — Ксенофонт, Греч. история III. 1. 27).
5. Возможно, илоты входили в колонну, осуществлявшую подвоз провианта38.
6. Легковооруженные (
7. Матросы и гребцы во флоте (Ксенофонт, Греч. история VII. 1. 12), хотя в этом качестве со времен Пелопоннесской войны чаще, очевидно, использовались наемники (Фукидид, VIII. 45. 2; Ксенофонт, Греч. история II. 1. 12; V. 1. 13)40.
Остается неясным, каков был механизм призыва илотов в спартанское войско, пока оно формировалось традиционным для него с.101 образом; неясным остается и то, как распределялись среди них перечисленные выше воинские функции. Возможно, имелась какая-то категория илотов на непосредственной государственной службе (что-то вроде корпуса афинских «скифов»), но во время сбора в поход каждый спартиат, вероятно, приводил с собой определенное число илотов (что-то вроде института ранней римской клиентелы в аспекте воинских обязанностей клиента по отношению к патрону)41.
Подчеркнем еще раз, что исполнение илотами всех этих функций являлось традиционной практикой в нормальном гражданском войске лакедемонян. Отдельный вопрос представляет собой использование илотов в качестве гоплитов, и связан он с такой крупной проблемой, как закат милиции и начало армии. Поскольку здесь данная проблема обсуждаться не будет, рассмотрим этот вопрос главным образом в связи с возможностью изменения статуса для илота.
Илоты в качестве гоплитов стали применяться, вероятно, в начальный период Пелопоннесской войны. По крайней мере, мы не имеем данных о том, что государство использовало их в этом качестве раньше. Вместе с тем из рассказа Фукидида о таинственном исчезновении
с.102 В последующем илоты вместе с неодамодами регулярно появлялись в вооруженных формированиях Спарты, образуя зачастую отряды, предназначенные именно для дальних походов и, вероятно, хорошо отличаемые самими лакедемонянами от традиционного полисного войска (Фукидид, V. 67. 1; VII. 19. 3, 58. 3 и др.). В этом, а также в развитии наемничества нашла свое выражение возникшая тенденция к созданию вооруженных сил, не тождественных гражданскому коллективу, тенденция, которая в Спарте так до конца и не была воплощена в жизнь.
Позднейшие известные нам факты крупных мобилизаций илотов с последующим их использованием в качестве тяжеловооруженных (
Неординарность гоплитских функций илотов находит отражение и в том, что эти функции были связаны с широко распространившимся в последней четверти V в. и в первой половине IV в. процессом изменения их статуса, получения свободы и перехода в иные социальные категории.
с.103 Проанализировав четыре античных свидетельства (Фукидид, IV. 80. 3—
Обычно считается, что нормальной и наиболее распространенной практикой был переход таких илотов в категорию неодамодов. Это, как будто, подтверждается многочисленными данными лексикографии, называющими неодамодов освобожденными илотами (Схолии к Фукидиду, VII. 58; Свида и Гесихий, s. v. νεοδαμώδεις; Полидевк, 3. 83)44. Однако некоторые свидетельства заставляют думать, что дело обстояло не так просто. Прежде всего, Фукидид с.104 явно отличает неодамодов от других освобожденных илотов (V. 34. 1, 67. 1; VII. 19. 3, 58. 3). Но самое главное — это свидетельство Мирона Приенского о том, что лакедемоняне часто освобождали рабов (ἠλευθέρωσαν δούλους) и одних называли «(вольно)отпущенниками» (ἄφετοι), других «не имеющими хозяина» (ἀδέσποτοι), третьих «эриктерами» (ἐρυκτῆρες — «усмиренные»?), четвертых «деспосионавтами» (δεσποσιοναῦται — «матросами-распорядителями», «боцманами»?), которых направляли во флот, а кого-то из числа илотов — «неодамодами» (νεοδαμώδεις) (Мирон у Афинея, 271f = FgrHist 106 F 1).
Разные исследователи по-разному понимают данный пассаж. Д. Мак-Дауэлл, в частности, полагает, что первые четыре термина были просто разговорными словами, официальным же значением обладал только последний. Более того, исследователь склоняется к мысли, что словосочетание «из числа илотов» относится лишь к последним — неодамодам; остальные де происходили из рабов в собственном смысле этого слова45. Такое понимание возможно, но маловероятно. Словосочетание ὄντες τῶν εἱλώτων наиболее естественно отнести ко всему периоду. Это подчеркивает и указательное местоименное прилагательное ἕτεροι, примененное к неодамодам — «другие из числа илотов». С этой точкой зрения солидаризируются многие ученые46.
Вопреки мнению Д. Мак-Дауэлла нам представляется возможным видеть в приведенных приенским историком названиях определенные указания на различный статус у разных категорий освобожденных. Впрочем, в отношении первых четырех категорий мы не имеем для такого утверждения иных оснований, кроме чисто умозрительных рассуждений. Все наши предположения о статусе этих групп освобожденных илотов — кроме неодамодов — носят сугубо гипотетический характер.
Термин ἄφετης происходит из ἀφίημι и означает, вероятно, собственно «отпущенного (на волю)», «(вольно)отпущенника»47. Представляется возможным связать эту категорию с теми илотами, которые, согласно Фукидиду, получили свободу в 421 г., после халкидской кампании Брасида, с правом «жить где угодно» (V. 31. 1). Они провели несколько лет в заграничном походе и, безусловно, с.105 потеряли связь со своим хозяйством. Возможно, их никто дома особенно не ждал, а они не стремились вернуться в семью. Вполне вероятно, что они относились к младшим сыновьям или к другому избыточному населению и имели слабую перспективу возглавить когда-нибудь илотское хозяйство. Теперь они могли сами выбрать место для жительства, а последующую отправку в Лепрей (вероятно, с наделением землей) должны были расценивать как большую жизненную удачу (Фукидид, V. 31. 1). Фукидид называет их «Брасидовыми воинами» (V. 67. 1), и это рождает ассоциацию с римскими ветеранами. Аналогия усиливается тем, что государство организует вывод колонии, имея в виду, во-первых, наделить брасидян землей, а во-вторых, обеспечить свое политическое преобладание в конкретной области (данные о колонизации Лепрея брасидянами и неодамодами в 421 г.: Фукидид, V. 34. 1; о стремлении Спарты укрепиться в южной Элиде и поддержать дружественный Лепрей: Там же, V. 31. 1—
Относительно второй категории — «не имеющие хозяина» — следует предположить, что такие вольноотпущенники оставались на земле и вели хозяйство, не уплачивая апофору никакому конкретному спартиату. Трудно сказать, была ли связана эта форма освобождения с выморочными спартиатскими клерами.
Ничего определенного нельзя сказать о следующем термине — «эриктеры» («усмиренные»?). Кажется, он встречается только в этом фрагменте Мирона [фрагмент сохранился у Афинея (271 f) и у Евстафия в комментарии к «Илиаде» (III. 272)].
Слово «деспосионавты» также очень редкое и, вероятно, также встречается только в этом месте. Судя по названию и по ремарке, которую Мирон делает по отношению к деспосионавтам, можно сказать, что это были опытные в морском деле люди, жили они, вероятно, на побережье и происходили из тех илотов, которые с.106 занимались морскими промыслами (ср.: Фукидид, IV. 26. 5—
Более определенные выводы можно сделать относительно социальной категории неодамодов50. Уже само название говорит о некотором гражданском качестве данного слоя (ср.: Гесихий, s. v. δαμώδεις — то же, что демоты, или владеющие полными правами у лаконцев)51. Однако возникает вопрос: в чем состоял критерий, в соответствии с которым освобожденный илот становился или не становился неодамодом? Предположение, выдвинутое Д. Мак-Дауэллом, представляется весьма логичным: критерий состоял в приобщенности неодамодов к спартиатскому военному тренингу. Иными словами, неодамодами становились не все освобожденные илоты, а лишь те из них, кто прошел систему агоге в качестве «совоспитанника» сына спартиата. Это утверждение шотландского исследователя связано с его гипотезой, выдвинутой относительно спартанских мофаков52. Суть этой гипотезы состоит в следующем. Мофаки не являлись каким-то особым сословием лакедемонского общества, но представляли собой категорию мальчиков, прошедших через систему агоге, но по происхождению не являвшихся законнорожденными спартиатами. Ребенок попадал в систему агоге, если его приводил какой-либо спартиат в качестве сотоварища, совоспитанника своего законнорожденного сына. На основе сохранившихся сведений можно утверждать, что источники пополнения данной категории были следующие: дети ксенов; незаконнорожденные дети спартиатов53, дети из семей, умаленных в спартиатских правах, подвергшихся атимии (возможно, так называемые гипомейоны); дети илотов. По существу, единственным прямым свидетельством, позволяющим говорить о том, что илоты имели возможность пройти агоге, является определение, которое дает Гесихий слову «мофаки»: «мальчики рабы (δοῦλοι), воспитывающиеся вместе с сыновьями» (s. v. μόθακες)54. Согласно гипотезе Мак-Дауэлла человек, прошедший агоге в качестве мофака, становился неодамодом.
При всей своей привлекательности данная гипотеза оставляет нерешенными многие вопросы, в частности такой: каков был с.107 экономический статус неодамодов и каким образом они осуществляли свое вооружение. Но здесь важно отметить, что статус мофака или неодамода был одним из возможных путей приобретения илотом свободы.
Замечено, что практика привлечения илотов и неодамодов в качестве гоплитов в дальних походах с течением времени заменяется использованием в этом качестве только неодамодов. Для объяснения данного явления
Заняты илоты были, главным образом, в земледелии, причем основу их хозяйственной деятельности составляло производство зерновых. Это не означает, однако, что они не исполняли никаких других хозяйственных функций. Часть илотов, очевидно, занималась скотоводством (Геродот, VI. 68—
Одним из критериев, на основании которых Спарту зачисляют в разряд слаборазвитых государств Античности, служит характер эксплуатации илотов, которую определяют часто как «архаическую форму зависимости» по сравнению с классическим рабством. Так,
Но подобные трактовки помимо того, что они примитивизируют и институт илотии, и само лаконское общество, не учитывают особенностей развития различных экономических регионов. Дело в том, что в полеводстве (а именно оно было хозяйственной основой спартиатского клера) использование рабского труда и других форм непосредственного принуждения оказывается малоэффективным, поскольку специфика полевых сельскохозяйственных работ объективно не дает возможности организации контроля за качеством их выполнения. Наиболее рациональным в полеводстве оказывается другой метод — предоставление производителю определенной хозяйственной самостоятельности и фиксация доли изымаемого продукта, что создает у земледельца заинтересованность в результатах своего труда и тем самым снимает в значительной степени проблему контроля61. Отсутствие на спартиатских клерах рабов в юридическом смысле этого слова еще не означает крайней отсталости спартанской экономики.
Положение илотов в системе отношений собственности определялось тем, что они работали на спартиатских клерах и обладали относительной хозяйственной самостоятельностью. Изымаемая доля производимого ими продукта четко фиксировалась (Мирон, FgrHist 106 F 2: спартиаты, передав илотам землю, «установили долю, которую им будут приносить всегда»; ср.: Эфор, FgrHist 70 F 117).
с.109 На фиксированный характер апофоры указывает уже Тиртей — «половину всего урожая, сколько приносит земля» (фр. 5. 3 Gentili, Prato). На этом Тиртеевом стихе строят свои сообщения Павсаний (IV. 14. 4) и Элиан (Пестрые рассказы VI. 1). Однако это существенно отличается от той системы, которая известна нам для классического периода. Плутарх определяет ее в точных цифрах: клер должен приносить спартиатской семье 82 медимна ячменя и соразмерное количество жидких продуктов (Ликург 8. 7; ср.: 24. 2). Оставшийся продукт присваивался производителем и потреблялся внутри хозяйства для воспроизводства рабочей силы и средств производства62. В «Установлениях лакедемонян» Плутарха имеется чрезвычайно интересное свидетельство: «Илоты же им возделывали землю, [уплачивая] апофору, изначально установленную. Подвергалось же проклятию, если кто-нибудь сдавал в аренду на бо́льших условиях (ἐπάρατον δ’ἦν πλείονός τινα μισθῶσαι), во-первых, чтобы те, имея прибыль, радостно служили, во-вторых, чтобы эти не домогались большего» (Плутарх, Моралии 239c — d).
Для понимания экономического статуса илотов огромное значение имеет их правоспособность на обладание имуществом63. Помимо приведенного выше текста об определенных гарантиях присвоения илотами части произведенного продукта есть и другие данные, подтверждающие это. Полис определял, где илотам жить и работать, так что отдельный спартиат юридически не имел возможности изменить эти условия, поскольку ему было запрещено продавать илотов. В этом условии, вероятно, заключена гарантия возможности для илота заниматься земледелием, самостоятельно ведя хозяйство (см.: Страбон, VIII. 5. 4).
Илоты обладали собственным домом. Об этом свидетельствует рассказ Диодора об убийстве
Относительная хозяйственная самостоятельность создавала для отдельных илотских хозяйств условия для накопления. Это, очевидно, подготовило материальную возможность для возникновения в начале Пелопоннесской воины сословия освобожденных илотов, использовавшихся в войске в качестве гоплитов. с.110 Действительно, они должны были приобретать паноплию за свой счет. Условием этого было наличие массы крепких илотских относительно самостоятельных хозяйств64.
В современной литературе отношение илотов к земле иногда рассматривается как производное владение (нем. Untereigentum)65 или как пекулий. Д. Лотце, используя последнее понятие, все же справедливо замечает, что в строгом юридическом смысле данный термин нельзя употреблять для характеристики отношений собственности, существовавших между спартиатами и илотами66.
Илоты, вероятно, являлись субъектами торгового права. Во всяком случае, лакедемонские власти могли вступать с ними в разного рода имущественные сделки (Фукидид, IV. 26. 5; 7). Для времени Клеомена III (2
Интересным в этом смысле представляется и рассказ Геродота о том, как илоты, которым было поручено собирать после Платейской битвы добычу, охотно приобретали эгинскую монету и украдкой ее продавали (IX. 80). Очевидно, в Лаконике они вполне могли найти применение этой монете — одной из самых надежных эллинских валют.
1. В чем заключаются особенности использования термина «илотия» в современных востоковедческих штудиях?
2. Какие иные формы зависимости, близкие спартанской илотии, вы можете назвать?
3. Какие существуют варианты решения вопроса о происхождении термина Εἵλοτες?
4. Проанализируйте особенности словоупотребления у древних авторов при описании ими положения спартанских илотов.
5. Охарактеризуйте основные элементы правового статуса спартанских илотов.
с.111 6. Что такое криптии? В чем состоял социальный, политический и религиозный смысл данного института?
7. В чем заключались военные функции спартанских илотов? Назовите известные случаи крупных мобилизаций илотов.
8. Какие существовали у илотов возможности официального изменения своего статуса? Какие новые статусы они могли получить?
9. Назовите экономические функции илотов.
10. Какие существуют источники для исследования вопроса об апофоре и вопроса о собственности у илотов и какие варианты решения этого вопроса предлагаются в историографии?
ПРИМЕЧАНИЯ