Ф. Шипли

Строительные мероприятия Агриппы в Риме

Shipley F. W. Agrippa’s Building Activities in Rome. Eugene. Wipf and Stock Publishers. 2008.
Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой.

Груп­па IV
Скла­ды Агрип­пы (рай­он VIII); Гид­ра на озе­ре Сер­ви­лия (рай­он VIII); укра­ше­ния цир­ка (рай­он IX)

Скла­ды Агрип­пы.

с.81 Ряд скла­дов, рас­по­ло­жен­ных у под­но­жия Пала­тин­ско­го хол­ма вдоль его севе­ро-запад­но­го края меж­ду спус­ком Вик­то­рии и Тус­ской ули­цей, кото­рые были рас­ко­па­ны Бони в 1904 г. и вновь в 1912 г., веро­ят­но1 были постро­е­ны Агрип­пой и вме­сте с кана­ли­за­ци­я­ми и акве­ду­ка­ми явля­ют­ся свиде­тель­ст­вом его склон­но­сти к воз­веде­нию соору­же­ний име­ю­щих полу­об­ще­ст­вен­ное и прак­ти­че­ское зна­че­ние. Бар­то­ли пола­га­ет, что они были свя­за­ны с адми­ни­ст­ри­ро­ва­ни­ем Анно­ны2.

Назва­ние Hor­rea Ag­rip­pia­na име­ет­ся на трех над­пи­сях3, одна из кото­рых была обна­ру­же­на во вре­мя рас­ко­пок, а воз­мож­но, есть и чет­вер­тая над­пись4. Оно так­же ука­за­но в Cu­rio­sum5 в рай­оне VIII.

с.82 Они пред­став­ле­ны, хотя и не назва­ны по име­ни, на фраг­мен­тах Мра­мор­но­го пла­на Сеп­ти­мия Севе­ра6, в виде трех зда­ний, постро­ен­ных вокруг трех внут­рен­них дво­ров, лежа­щих меж­ду спус­ком Вик­то­рии и Тус­ской ули­цей, кото­рые назва­ны на плане. Эти внут­рен­ние дво­ры тра­пе­цие­вид­ные по фор­ме, чтобы адап­ти­ро­вать­ся к посте­пен­но­му сбли­же­нию в одну точ­ку этих двух улиц. Самое боль­шое и самое север­ное из этих зда­ний, рас­по­ло­жен­ное меж­ду цер­ко­вью Св. Тео­до­ра и так назы­вае­мым хра­мом Авгу­ста, было рас­ко­па­но и иден­ти­фи­ци­ро­ва­но, как по пла­ну, так и по над­пи­си с его назва­ни­ем7.

Тра­пе­цие­вид­ный двор рас­ко­пан­ной части изна­чаль­но был откры­тым про­стран­ст­вом, вымо­щен­ным тра­вер­ти­но­вы­ми пли­та­ми. Эта откры­тая терри­то­рия была окру­же­на пор­ти­ком, состо­я­щим из двух или более яру­сов, за кото­рым рас­по­ла­га­лись пря­мо­уголь­ные поме­ще­ния, сте­ны кото­рых, по мень­шей мере, на пер­вом эта­же, были постро­е­ны из туфа (opus quad­ra­tum)8. Рас­сто­я­ние меж­ду пиляст­ра­ми пор­ти­ка было рав­но поло­вине от шири­ны всей цел­лы. Зад­няя сте­на в север­ной части изна­чаль­но была из opus quad­ra­tum, но была пере­стро­е­на в кир­пич­ную Доми­ци­а­ном, когда он стро­ил или пере­стра­и­вал так назы­вае­мый храм Авгу­ста. Эта терри­то­рия затем была запол­не­на построй­ка­ми раз­ных пери­о­дов9. Кир­пич­ные колон­ны изна­чаль­но были постро­е­ны для под­держ­ки наве­са. При­строй­ка, в кото­рой сто­я­ла ста­туя Гению Скла­дов Агрип­пы была постро­е­на во II или III в., о чем свиде­тель­ст­ву­ет стиль моза­ич­но­го пола. Еще позд­нее с.83 после IV в., о чем свиде­тель­ст­ву­ет покры­тый над­пи­ся­ми камень, исполь­зо­ван­ный как стро­и­тель­ный мате­ри­ал, внут­рен­ний двор был пол­но­стью застро­ен сред­не­ве­ко­вы­ми соору­же­ни­я­ми, кото­рые, одна­ко, сопро­вож­да­лись упо­ми­на­ни­ем колонн и пор­ти­ка. Этот факт заста­вил Бар­то­ли10 пред­по­ло­жить, что они все еще исполь­зо­ва­лись визан­тий­ским и готи­че­ским пра­ви­тель­ства­ми и даже Цер­ко­вью после стро­и­тель­ства церк­ви Св. Тео­до­ра в цен­тре трех внут­рен­них дво­ров для управ­ле­ния Анно­ной11.

Гид­ра на озе­ре Сер­ви­лия

Стра­бон12 в сво­ем зна­ме­ни­том опи­са­нии совре­мен­но­го ему Рима, упо­ми­на­ет бога­тые фон­та­ны (κρου­νοὺθς ἀφθό­νους) о кото­рых, добав­ля­ет он, осо­бен­но забо­тил­ся сам Агрип­па, хотя он и укра­сил город мно­же­ст­вом дру­гих постро­ек. Пли­ний13 сооб­ща­ет, что в тече­ние одно­го года (33 г. до н. э.) Агрип­па постро­ил 700 la­cus[1], 500 sa­lien­tes[2] и 300 cas­tel­la[3] (для акве­ду­ков) и эти работы он укра­сил 300 ста­туй из мра­мо­ра или брон­зы и 400 мра­мор­ных колонн. Из этих мно­го­чис­лен­ных фон­та­нов, осо­бое упо­ми­на­ние есть лишь об одном14. Мы обя­за­ны Фесту (290) сооб­ще­ни­ем15, что Агрип­па укра­сил Озе­ро Сер­ви­лия, нахо­дя­ще­е­ся на вер­шине спус­ка Юга­рия воз­ле бази­ли­ки Юлия, уста­но­вив на нем фигу­ру гид­ры, веро­ят­но пото­му, что гид­ра, име­ю­щая мно­же­ство голов, хоро­шо под­хо­ди­ла для мно­го­струй­но­го фон­та­на. Озе­ро Сер­ви­лия суще­ст­во­ва­ло уже во вре­ме­на Сул­лы, как с.84 извест­но из его упо­ми­на­ний у Цице­ро­на16 и Сене­ки17 при рас­ска­зе о про­скрип­ци­ях. Пола­га­ют18, хотя и без уве­рен­но­сти, что остат­ки рес­пуб­ли­кан­ско­го озе­ра Сер­ви­лия были най­де­ны под импе­ра­тор­ским покры­ти­ем спус­ка Юга­рия. Эти руи­ны из корич­не­во­го кам­ня из Анио и раз­ме­ром 5 на 11 мет­ров19. Если эта иден­ти­фи­ка­ция коррект­на и, как ска­за­но у Плат­не­ра — Эшби20, оно было уни­что­же­но во вре­мя рестав­ра­ции21 хра­ма Сатур­на План­ком (око­ло 42 г. до н. э.), оно долж­но было быть пере­дви­ну­то на сосед­нюю терри­то­рию либо в то вре­мя, либо Агрип­пой.

Дель­фи­ны и яйца на спине Цир­ка

Дион Кас­сий22 в рас­ска­зе о меро­при­я­ти­ях Агрип­пы во вре­мя его эди­ли­те­та в 33 г. до н. э. сооб­ща­ет, что тот уста­но­вил в цир­ке дель­фи­нов и яйце­об­раз­ные устрой­ства, чтобы отме­чать кру­ги на скач­ках. Это работа кажет­ся непо­сле­до­ва­тель­ной сре­ди более зна­чи­тель­ных постро­ек Агрип­пы. Воз­мож­но, Дион Кас­сий выпи­сал сооб­ще­ние об этом из более про­стран­но­го рас­ска­за о том, что сде­лал Агрип­па в свя­зи с цир­ко­вы­ми игра­ми. Веро­ят­но, Агрип­пе были инте­рес­ны скач­ки. На Сто­лет­них играх в 17 г. до н. э. имен­но он руко­во­дил гон­ка­ми на квад­ри­гах23. Име­на его воль­ноот­пу­щен­ни­ков24 появ­ля­ют­ся в спис­ке жоке­ев в над­пи­си fa­mi­lia quad­ri­ga­ria[4] Тита Атея Капи­то­на, свиде­тель­ст­вуя о том, что когда-то в жиз­ни Агрип­па, веро­ят­но, вла­дел конюш­ней для ска­чек. Есть сооб­ще­ние Дио­на25, что его сест­ра так­же укра­ша­ла трас­сы для ска­чек. с.85 Дель­фи­ны, несо­мнен­но, напо­ми­на­ли зри­те­лям о мор­ских победах Агрип­пы над Секс­том Пом­пе­ем при Милах и Нав­ло­хе. Что каса­ет­ся яиц, то Ливий сооб­ща­ет26, что впер­вые они были уста­нов­ле­ны в 174 г. до н. э.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Нет осо­бых свиде­тельств, свя­зы­ваю­щих их с име­нем Агрип­пы, как в слу­чае его более пре­тен­ци­оз­ных зда­ний. Но в све­те над­пи­сей, про­ци­ти­ро­ван­ных в прим. 3 и ана­ли­за Бар­то­ли (см. прим. 2) почти не оста­ет­ся сомне­ний, что эти скла­ды были либо постро­е­ны Агрип­пой, либо назва­ны в его честь.
  • 2Mon. An­tich., 27, 1921 г., с. 398. Он дела­ет вывод, осно­вы­ва­ясь на том, что в над­пи­си­на мра­мор­ной базе, обна­ру­жен­ной при рас­коп­ках (см. прим. 3) запи­са­но, что трое посвя­щаю­щих назы­ва­ют себя im­mu­nes[5]. Эта im­mu­ni­tas[6] была при­ви­ле­ги­ей ne­go­tia­to­res qui an­no­nam ur­bis adiu­vant[7] (Dig., L, 6, 3). Той же точ­ки зре­ния при­дер­жи­ва­ет­ся Шнай­дер-Гра­ци­о­си, Bull. Com., 1914 г., с. 25—33.
  • 3CIL, VI, 9972; 10026, веро­ят­но, дати­ру­е­мые I в. — это погре­баль­ные над­пи­си людей, назы­вае­мых ves­tia­rii de hor­reis Ag­rip­pia­nis[8]. В третьей над­пи­си, обна­ру­жен­ной при рас­коп­ках на базе ста­туи Гению скла­дам Агрип­пы (Ср. Bar­to­li, указ. соч., с. 379) ска­за­но сле­дую­щее: (Pro) sa­lut • Ge­nium • hor­reor / (A) grip­pia­no­rum • ne­go­tan­tib / L • Ar­rius • Her­mes / С • Va­rius • Po­ly­car­pus / С • Pa­co­nius • Chry­san­thus / im­mu­nes s • p • d • d. На дру­гой сто­роне этой же базы име­ют­ся сло­ва: po­sit • de­dic • V • Idus • Iun / Cn • Cos­su­tio • Eustro­pho / L • Man­lio • Phi­la­del­pho и спра­ва от этих имен: Cur • ann • III.
  • 4CIL, XIV, 3958, погре­баль­ная над­пись, обна­ру­жен­ная в Номен­те неко­е­го ves­ta­rius de hor­reis Ag­rip­pi­nia­nis. Тот факт, что в слу­чае пер­вых двух над­пи­сей, про­ци­ти­ро­ван­ных в преды­ду­щем при­ме­ча­нии, речь идет о ves­ta­rius, дает осно­ва­ния пред­по­ло­жить, что Ag­rip­pi­nia­nis может быть про­сто ошиб­кой рез­чи­ка по кам­ню. Но так­же воз­мож­но и то, что Hor­rea, о кото­рых нам ниче­го не извест­но, мог­ли быть постро­е­ны одной из Агрип­пин.
  • 5В No­ti­tia ука­за­но Hor­rea Ger­ma­ni­cia­na et Ag­rip­pia­na[9]. Бар­то­ли, указ. соч., с. 382 (см. прим. 311) про­де­мон­стри­ро­вал, про­ци­ти­ро­вав 82 при­ме­ра из Cu­rio­sum и No­ti­tia, что име­лась тен­ден­ция груп­пи­ро­вать раз­ные стро­е­ния одно­го типа под одним име­нем и что, воз­мож­но, в No­ti­tia сгруп­пи­ро­ва­ны вме­сте раз­ные скла­ды, рас­по­ло­жен­ные в рай­оне VIII и ука­зы­ва­ет на тот факт, что в над­пи­сях гово­рит­ся про­сто Hor­rea Ag­rip­pia­na. Хель­сен, Fo­rum Ro­ma­num, с. 169 исполь­зу­ет двой­ное назва­ние: Ger­ma­ni­cia­na et Ag­rip­pia­na. В кни­ге Fo­rum und Pa­la­tin, с. 51 и в англий­ском изда­нии он назы­ва­ет стро­е­ние про­сто Hor­rea Ger­ma­ni­cia­na. В обо­их слу­ча­ях он, по-види­мо­му, допу­стил стран­ную ошиб­ку. Гово­ря о над­пи­си с мра­мор­ной базы, обна­ру­жен­ной на том месте, он пишет: «In einer die­ser Hoe­fe… ist eine Mar­mor­ba­sis ge­fun­den, wel­che den Na­men des Ge­bau­des Hor­rea Ger­ma­ni­cia­na nennt: er weisst auf ih­re Grun­dung durch Ger­ma­ni­cus in der Zeit des Augus­tus oder Ti­be­rius». В над­пи­си, кото­рая была про­ци­ти­ро­ва­на в прим. 3 отчет­ли­во ука­за­но: Ge­nium • hor­reor (A) grip­pia­no­rum.
  • 6Фраг­мен­ты 37 и 86. Лан­ча­ни, Bull. Com., 1885 г., с. 157—160 пер­вым иден­ти­фи­ци­ро­вал изо­бра­жен­ное там стро­е­ние как склад Агрип­пы.
  • 7Про­ци­ти­ро­ва­но в прим. 3.
  • 8Об эскиз­ном плане см. Mon. An­tick, 27, 1921 г., с. 274—402, так­же вкл. I и II.
  • 9Plat­ner-Ashby, с. 260.
  • 10Указ. соч., с. 398—402.
  • 11О дру­гих работах, в кото­рых рас­смат­ри­ва­ют­ся Hor­rea Ag­rip­pia­na, не упо­мя­ну­тых в при­ме­ча­ни­ях см. Huel­sen-Car­ter, The Fo­rum and Pa­la­ti­ne, c. 192; Bull. Com., 1911 г., 158 —172; Mitt., 1905 г., 84; 1925, 213—214; Year’s Work, 1915 г., 1—2; Paul­ly-Wis­sowa, VIII, 2461.
  • 12V, 3, 8. См. При­ло­же­ние, с. 90.
  • 13N. H, XXXVI, 121. См. При­ло­же­ние, с. 91. Он может быть неправ, вклю­чая эти стро­е­ния в тече­ние лишь одно­го года. В том же отрыв­ке он точ­но оши­ба­ет­ся, дати­руя стро­и­тель­ство акве­ду­ка Дева эди­ли­те­том Агрип­пы. См. обсуж­де­ние на с. 26.
  • 14Если Мар­ци­ал, IV, 18, 1, Qua vi­ci­na pluit Vip­sa­nis por­ta co­lum­nis[10], име­ет в виду укра­шен­ный фон­тан, а не пор­тик Вип­са­ния, как счи­та­ет­ся обыч­но. См. с. 74, прим. 285.
  • 15Ser­vi­lius la­cus apel­la­ba­tur ab ео qui eum fa­cien­dum cu­ra­ve­rat in prin­ci­pio vi­ci Iuga­ri, con­ti­nens ba­si­li­cae Juliae; in quo lo­co fuit ef­fi­gies hyd­rae po­si­ta a M. Ag­rip­pa[11].
  • 16Pro Rosc. Ame­rin., 32, 89: «Mul­tos cae­sos non ad Tra­su­me­num sed ad Ser­vi­lium la­cum»[12].
  • 17De pro­vid, 3, 7: vi­deant lar­gum in fo­ro san­gui­nem et sup­ra Ser­vi­lia­num la­cum (id enim proscrip­tio­nis Sul­la­nae spo­lia­rium est) se­na­to­rum ca­pi­ta[13].
  • 18Van De­man, Jour. Rom. Stud, 1922 г., с. 22—26.
  • 19Frank, Rom. Build Rep., с. 75—76.
  • 20C. 314.
  • 21Бетон фун­да­мен­та частич­но лежит на нем. Van De­man, указ. соч.
  • 22XLIX, 43, 2: «Видя, что на скач­ках люди оши­ба­ют­ся при под­сче­те завер­шен­ных кру­гов, Агрип­па уста­но­вил дель­фи­нов и яйце­об­раз­ные объ­ек­ты (ᾠοειδῆ δη­μιουρ­γή­ματα), так, что с их помо­щью лег­ко было вид­но сколь­ко раз прой­ден круг». Гре­че­ский текст при­веден в При­ло­же­нии, с. 89.
  • 23Act. Lud. Saec. стро­ка 65: M. Ag­rip­pa quad­ri­gas mi­sit[14].
  • 24CIL, VI, 10046. Это сле­дую­щие име­на: Марк Вип­са­ний Миги­он, Марк Вип­са­ний Калам, Марк Вип­са­ний Дарей, Марк Вип­са­ний Фавст.
  • 25LV, 8, 4. См. При­ло­же­ние, с. 90.
  • 26XLII, 27.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]Озе­ро.
  • [2]Фон­та­ны.
  • [3]Резер­ву­а­ры.
  • [4]Фами­лия квад­ри­га­рия.
  • [5]Непри­кос­но­вен­ные.
  • [6]Непри­кос­но­вен­ность.
  • [7]Тор­гов­цы, кото­рые помо­га­ют снаб­же­нию горо­да.
  • [8]Тор­гов­цы скла­дов Агрип­пы.
  • [9]Скла­ды Гер­ма­ни­ка и Агрип­пы.
  • [10]Где, от Вип­са­нье­вых близ­ко колонн, сочат­ся ворота (пере­вод Ф. А. Пет­ров­ско­го).
  • [11]Озе­ро Сер­ви­лия назва­но в честь того, кто поза­бо­тил­ся его соорудить в нача­ле Ярём­ной ули­цы, вплот­ную к Юли­е­вой бази­ли­ке; в этом месте нахо­ди­лось изо­бра­же­ние гид­ры, постав­лен­ное Мар­ком Агрип­пой.
  • [12]Да, мно­го уби­тых при­шлось нам увидеть, но не у Тра­зи­мен­ских, а у Сер­ви­ли­е­вых вод (пере­вод В. О. Горен­штей­на).
  • [13]Пусть смот­рят на зали­тый кро­вью форум, на голо­вы сена­то­ров над Сер­ви­ли­е­вым озе­ром (там был Сул­лин спо­ли­а­рий (пере­вод В. Сто­ви­ка и В. Стей­на).
  • [14]Марк Агрип­па выпу­стил квад­ри­гу.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1303312492 1303322046 1403376232 1403439442 1403443605