С. Л. Утченко

ДРЕВНИЙ РИМ
События. Люди. Идеи.

Текст приводится по изданию: Утченко С. Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. Москва. Изд-во «Наука», 1969.

с.216

РИМ И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Широ­ко рас­про­стра­нен­ное убеж­де­ние отно­си­тель­но тес­но­го род­ства, даже един­ства гре­ко-рим­ско­го мира ни в чем не нахо­дит, пожа­луй, столь ярко­го под­твер­жде­ния, как в фак­те бли­зо­сти и вза­и­мо­вли­я­ния куль­тур. Но что обыч­но име­ет­ся в виду, когда гово­рят о «вза­и­мо­вли­я­нии»? Каков харак­тер это­го про­цес­са?

Обыч­но счи­та­ет­ся, что гре­че­ская (или, шире, элли­ни­сти­че­ская) куль­ту­ра, как куль­ту­ра более «высо­кая», опло­до­тво­ри­ла рим­скую, при­чем послед­няя тем самым уже при­зна­ет­ся и неса­мо­сто­я­тель­ной, и эклек­тич­ной. Не менее часто — и, на наш взгляд, столь же непра­во­мер­но — про­ник­но­ве­ние элли­ни­сти­че­ских вли­я­ний в Рим изо­бра­жа­ет­ся как «заво­е­ва­ние побеж­ден­ной Гре­ци­ей сво­его суро­во­го заво­е­ва­те­ля», заво­е­ва­ние мир­ное, «бес­кров­ное», не встре­тив­шее в рим­ском обще­стве види­мо­го про­ти­во­дей­ст­вия. Так ли это на самом деле? Такой ли это был мир­ный и без­бо­лез­нен­ный про­цесс? Попы­та­ем­ся, хотя бы в общих чер­тах, рас­смот­реть его ход и раз­ви­тие.

Об отдель­ных фак­тах, дока­зы­ваю­щих про­ник­но­ве­ние гре­че­ской куль­ту­ры в Рим, мож­но гово­рить при­ме­ни­тель­но еще к так назы­вае­мо­му «цар­ско­му пери­о­ду» и к пери­о­ду ран­ней рес­пуб­ли­ки. Если верить Ливию, то в середине V в. до н. э. в Афи­ны была направ­ле­на из Рима с.217 спе­ци­аль­ная деле­га­ция, дабы «спи­сать зако­ны Соло­на и узнать учреж­де­ния, нра­вы и пра­ва дру­гих гре­че­ских государств»1. Но все же в те вре­ме­на речь мог­ла идти лишь о раз­роз­нен­ных и еди­нич­ных при­ме­рах — о систе­ма­ти­че­ском же и все воз­рас­таю­щем вли­я­нии элли­ни­сти­че­ской куль­ту­ры и идео­ло­гии мож­но гово­рить, имея в виду уже ту эпо­ху, когда рим­ляне, после победы над Пирром, под­чи­ни­ли себе гре­че­ские горо­да Южной Ита­лии (так назы­вае­мую «Вели­кую Гре­цию»).

В III в. до н. э., осо­бен­но во вто­рой его поло­вине, в выс­ших сло­ях рим­ско­го обще­ства рас­про­стра­ня­ет­ся гре­че­ский язык, зна­ние кото­ро­го в ско­ром вре­ме­ни ста­но­вит­ся как бы при­зна­ком «хоро­ше­го тона». Об этом свиде­тель­ст­ву­ют мно­го­чис­лен­ные при­ме­ры. Еще в нача­ле III в. Квинт Огуль­ний, гла­ва посоль­ства в Эпидавр, овла­де­ва­ет гре­че­ским язы­ком. Во вто­рой поло­вине III в. ран­ние рим­ские анна­ли­сты Фабий Пик­тор и Цин­ций Али­мент — о них еще будет речь впе­ре­ди — пишут свои труды по-гре­че­ски. Во II в. боль­шин­ство сена­то­ров вла­де­ет гре­че­ским язы­ком. Луций Эми­лий Павел был уже насто­я­щим фил­эл­ли­ном, в част­но­сти, он стре­мил­ся дать сво­им детям гре­че­ское обра­зо­ва­ние. Сци­пи­он Эми­ли­ан и, види­мо, все чле­ны его круж­ка, это­го свое­об­раз­но­го клу­ба рим­ской «интел­ли­ген­ции», бег­ло гово­ри­ли по-гре­че­ски. Пуб­лий Красс изу­чал даже гре­че­ские диа­лек­ты. В I в., когда, напри­мер, Молон, гла­ва родос­ско­го посоль­ства, дер­жал речь перед сена­том на сво­ем род­ном язы­ке, сена­то­рам не тре­бо­вал­ся пере­вод­чик. Цице­рон, как извест­но, сво­бод­но вла­дел гре­че­ским язы­ком; не менее хоро­шо зна­ли его Пом­пей, Цезарь, Марк Анто­ний, Окта­виан Август2.

Вме­сте с язы­ком в Рим про­ни­ка­ет и эллин­ская обра­зо­ван­ность. Вели­ких гре­че­ских писа­те­лей зна­ли пре­вос­ход­но. Напри­мер, извест­но, что Сци­пи­он реа­ги­ро­вал на изве­стие о гибе­ли Тибе­рия Грак­ха сти­ха­ми Гоме­ра. Уже упо­ми­на­лось, что послед­ней фра­зой Пом­пея, обра­щен­ной им за несколь­ко минут до тра­ги­че­ской гибе­ли к жене и сыну, была цита­та из Софок­ла. Сре­ди моло­дых рим­лян из ари­сто­кра­ти­че­ских семей все боль­ше с.218 рас­про­стра­ня­ет­ся обы­чай обра­зо­ва­тель­ных путе­ше­ст­вий, глав­ным обра­зом в Афи­ны или на Родос, с целью изу­че­ния фило­со­фии, рито­ри­ки, фило­ло­гии, в общем все­го того, что вхо­ди­ло в рим­ские пред­став­ле­ния о «выс­шем обра­зо­ва­нии». Воз­рас­та­ет чис­ло рим­лян, серь­ез­но инте­ре­су­ю­щих­ся фило­со­фи­ей и при­мы­каю­щих к той или иной фило­соф­ской шко­ле: тако­вы, ска­жем, Лукре­ций — после­до­ва­тель эпи­ку­ре­из­ма, Катон Млад­ший — при­вер­же­нец не толь­ко в тео­рии, но и на прак­ти­ке стои­че­ско­го уче­ния, Нигидий Фигул — пред­ста­ви­тель нарож­дав­ше­го­ся в то вре­мя неопи­фа­го­рей­ства, и, нако­нец, Цице­рон — эклек­тик, скло­няв­ший­ся, одна­ко, в наи­боль­шей мере к ака­де­ми­че­ской шко­ле.

С дру­гой сто­ро­ны, в самом Риме непре­рыв­но рас­тет чис­ло гре­че­ских рито­ров и фило­со­фов. Целый ряд «интел­ли­гент­ных» про­фес­сий был как бы моно­по­ли­зи­ро­ван гре­ка­ми. При­чем сле­ду­ет отме­тить, что сре­ди пред­ста­ви­те­лей этих про­фес­сий неред­ко попа­да­лись рабы. Это были, как пра­ви­ло, акте­ры, педа­го­ги, грам­ма­ти­ки, рито­ры, вра­чи. Слой раб­ской интел­ли­ген­ции в Риме, осо­бен­но в послед­ние годы суще­ст­во­ва­ния рес­пуб­ли­ки, был мно­го­чис­лен, а вклад, вне­сен­ный ею в созда­ние рим­ской куль­ту­ры, весь­ма ощу­тим3.

Тако­вы неко­то­рые фак­ты и при­ме­ры про­ник­но­ве­ния в Рим эллин­ских вли­я­ний. Одна­ко было бы совер­шен­но непра­виль­но изо­бра­жать эти вли­я­ния как «чисто гре­че­ские». Исто­ри­че­ский пери­од, кото­рый мы име­ем в виду, был эпо­хой элли­низ­ма, сле­до­ва­тель­но, «клас­си­че­ская» гре­че­ская куль­ту­ра пре­тер­пе­ла серь­ез­ные внут­рен­ние изме­не­ния и была в зна­чи­тель­ной мере ори­ен­та­ли­зи­ро­ва­на. Поэто­му в Рим — сна­ча­ла все же при посред­стве гре­ков, а затем, после утвер­жде­ния рим­лян в Малой Азии, более пря­мым путем — начи­на­ют про­ни­кать куль­тур­ные вли­я­ния Восто­ка.

Если гре­че­ский язык, зна­ние гре­че­ской лите­ра­ту­ры и фило­со­фии рас­про­стра­ня­ют­ся сре­ди выс­ших сло­ев рим­ско­го обще­ства, то неко­то­рые восточ­ные куль­ты, а так­же иду­щие с Восто­ка эсха­то­ло­ги­че­ские и соте­рио­ло­ги­че­ские идеи полу­ча­ют рас­про­стра­не­ние преж­де все­го сре­ди широ­ких сло­ев насе­ле­ния. Офи­ци­аль­ное при­зна­ние с.219 соте­рио­ло­ги­че­ских сим­во­лов про­ис­хо­дит во вре­ме­на Сул­лы4. Дви­же­ние Мит­ри­да­та содей­ст­ву­ет широ­ко­му рас­про­стра­не­нию в Малой Азии уче­ний о близ­ком наступ­ле­нии золо­то­го века, а раз­гром это­го дви­же­ния рим­ля­на­ми воз­рож­да­ет пес­си­ми­сти­че­ские настро­е­ния. Подоб­но­го рода идеи про­ни­ка­ют в Рим, где они сли­ва­ют­ся с этрус­ской эсха­то­ло­ги­ей, име­ю­щей, воз­мож­но, так­же восточ­ное про­ис­хож­де­ние. Эти идеи и настро­е­ния при­об­ре­та­ют осо­бен­но акту­аль­ное зву­ча­ние в годы круп­ных соци­аль­ных потря­се­ний (дик­та­ту­ра Сул­лы, граж­дан­ские вой­ны до и после смер­ти Цеза­ря). Все это свиде­тель­ст­ву­ет о том, что эсха­то­ло­ги­че­ские и мес­си­а­ни­сти­че­ские моти­вы не исчер­пы­ва­лись рели­ги­оз­ным содер­жа­ни­ем, но вклю­ча­ли в себя и неко­то­рые соци­аль­но-поли­ти­че­ские момен­ты.

В антич­ной куль­ту­ре и идео­ло­гии име­ет­ся ряд явле­ний, кото­рые ока­зы­ва­ют­ся как бы свя­зу­ю­щим зве­ном, про­ме­жу­точ­ной сре­дой меж­ду «чистой антич­но­стью» и «чистым Восто­ком». Тако­вы орфизм, неопи­фа­го­рей­ство, в более позд­нее вре­мя — нео­пла­то­низм. Отра­жая в какой-то мере чая­ния широ­ких сло­ев насе­ле­ния, в осо­бен­но­сти поли­ти­че­ски бес­прав­ных масс неграж­дан, навод­няв­ших в те вре­ме­на Рим (и быв­ших очень часто выхо­д­ца­ми с того же Восто­ка), подоб­ные настро­е­ния и вея­ния на более «высо­ком уровне» выли­ва­лись в такие исто­ри­че­ские фак­ты, как, напри­мер, дея­тель­ность уже упо­ми­нав­ше­го­ся выше Нигидия Фигу­ла, дру­га Цице­ро­на, кото­ро­го мож­но счи­тать одним из наи­бо­лее ран­них в Риме пред­ста­ви­те­лей неопи­фа­го­рей­ства, с его вполне опре­де­лен­ной восточ­ной окрас­кой. Не менее хоро­шо извест­но, как были силь­ны восточ­ные моти­вы в твор­че­стве Вер­ги­лия. Не гово­ря уже о зна­ме­ни­той чет­вер­той экло­ге, мож­но отме­тить нали­чие весь­ма зна­чи­тель­ных восточ­ных эле­мен­тов и в дру­гих про­из­веде­ни­ях Вер­ги­лия, а так­же у Гора­ция и ряда дру­гих поэтов «золо­то­го века»5.

Из все­го ска­зан­но­го выше, из при­веден­ных при­ме­ров и фак­тов, дей­ст­ви­тель­но, может сло­жить­ся впе­чат­ле­ние о «мир­ном заво­е­ва­нии» рим­ско­го обще­ства чуже­зем­ны­ми, элли­ни­сти­че­ски­ми вли­я­ни­я­ми. Пора, оче­вид­но, с.220 обра­тить вни­ма­ние на дру­гую сто­ро­ну это­го же про­цес­са — на реак­цию самих рим­лян, рим­ско­го обще­ст­вен­но­го мне­ния.

Если иметь в виду пери­од ран­ней рес­пуб­ли­ки, то идей­ная среда, окру­жав­шая рим­ля­ни­на в семье, роде, общине, была, несо­мнен­но, сре­дой, про­ти­во­дей­ст­ву­ю­щей подоб­ным вли­я­ни­ям. Само собой разу­ме­ет­ся, что точ­ное и деталь­ное опре­де­ле­ние идей­ных цен­но­стей столь отда­лен­ной эпо­хи едва ли воз­мож­но. Быть может, толь­ко ана­лиз неко­то­рых руди­мен­тов древ­ней полис­ной мора­ли спо­со­бен дать при­бли­зи­тель­ное и, конеч­но, дале­ко не пол­ное пред­став­ле­ние об этой идей­ной среде.

Цице­рон гово­рил: пред­ки наши в мир­ное вре­мя все­гда сле­до­ва­ли тра­ди­ци­ям, а на войне — поль­зе6. Это пре­кло­не­ние перед тра­ди­ци­ей, выска­зы­вае­мое обыч­но в фор­ме без­ого­во­роч­но­го при­зна­ния и вос­хва­ле­ния «нра­вов пред­ков» (mos maio­rum), опре­де­ля­ло одну из наи­бо­лее харак­тер­ных черт рим­ской идео­ло­гии: кон­сер­ва­тизм, враж­деб­ность ко вся­ким нов­ше­ствам.

Рим­ляне тре­бо­ва­ли от каж­до­го граж­да­ни­на бес­ко­неч­но­го чис­ла доб­ро­де­те­лей (vir­tu­tes), кото­рые, кста­ти ска­зать, неред­ко высту­па­ют пара­ми и неволь­но натал­ки­ва­ют на ана­ло­гию с рим­ской рели­ги­ей и ее огром­ным коли­че­ст­вом богов. Не будем в дан­ном слу­чае ни пере­чис­лять, ни опре­де­лять эти vir­tu­tes; ска­жем лишь, что от рим­ско­го граж­да­ни­на тре­бо­ва­лось отнюдь не то, чтобы он обла­дал той или иной доб­ле­стью (напри­мер, муже­ст­вом или досто­ин­ст­вом, или стой­ко­стью и т. п.), но обя­за­тель­но «набо­ром» всех доб­ро­де­те­лей, и толь­ко их сум­ма, их сово­куп­ность и есть рим­ская vir­tus в общем смыс­ле сло­ва — все­объ­ем­лю­щее выра­же­ние долж­но­го и достой­но­го поведе­ния каж­до­го граж­да­ни­на в рам­ках рим­ской граж­дан­ской общи­ны7.

Иерар­хия нрав­ст­вен­ных обя­зан­но­стей в древ­нем Риме извест­на, при­чем, пожа­луй с боль­шей опре­де­лен­но­стью, чем любые дру­гие вза­и­моот­но­ше­ния. Крат­кое и точ­ное опре­де­ле­ние этой иерар­хии дает нам созда­тель лите­ра­тур­но­го жан­ра сати­ры Гай Луци­лий, когда он в сво­их сти­хах ста­вит на пер­вое место дея­ния по отно­ше­нию к отчизне, затем — по отно­ше­нию к род­ным и толь­ко на послед­нем месте заботу о соб­ст­вен­ном бла­ге8.

с.221 Несколь­ко поз­же и в несколь­ко иной фор­ме, но по суще­ству ту же самую мысль раз­ви­ва­ет Цице­рон. Он гово­рит: мно­го есть сте­пе­ней общ­но­сти людей, напри­мер общ­ность язы­ка или про­ис­хож­де­ния. Но самой тес­ной, самой близ­кой и доро­гой ока­зы­ва­ет­ся та связь, кото­рая воз­ни­ка­ет в силу при­над­леж­но­сти к одной и той же граж­дан­ской общине (ci­vi­tas). Роди­на, и толь­ко она, вме­ща­ет в себя общие при­вя­зан­но­сти9.

И дей­ст­ви­тель­но, выс­шая цен­ность, кото­рую зна­ет рим­ля­нин, — это его род­ной город, его оте­че­ство (pat­ria). Рим — веч­ная и бес­смерт­ная вели­чи­на, кото­рая без­услов­но пере­жи­вет каж­дую отдель­ную лич­ность. Пото­му инте­ре­сы этой отдель­ной лич­но­сти все­гда отсту­па­ют на вто­рой план перед инте­ре­са­ми общи­ны в целом. С дру­гой сто­ро­ны, толь­ко общи­на явля­ет­ся един­ст­вен­ной и выс­шей инстан­ци­ей для апро­ба­ции vir­tus того или ино­го опре­де­лен­но­го граж­да­ни­на, толь­ко общи­на и может даро­вать сво­е­му сочле­ну честь, сла­ву, отли­чие. Поэто­му vir­tus не может суще­ст­во­вать в отры­ве от рим­ской обще­ст­вен­ной жиз­ни или быть неза­ви­си­мой от при­го­во­ра сограж­дан. Содер­жа­ние древ­ней­ших (из дошед­ших до нас) над­пи­сей Луция Кор­не­лия Сци­пи­о­на (кон­су­ла 259 г. до н. э.) пре­крас­но иллю­ст­ри­ру­ет это поло­же­ние (пере­чис­ле­ние vir­tu­tes и дея­ний во имя res pub­li­ca, под­креп­лен­ное мне­ни­ем чле­нов общи­ны).

Пока были живы нор­мы и мак­си­мы древ­не­рим­ской полис­ной мора­ли, про­ник­но­ве­ние чуже­зем­ных вли­я­ний в Рим шло вовсе не лег­ко и не без­бо­лез­нен­но. Наобо­рот, мы име­ем дело со слож­ным, про­ти­во­ре­чи­вым, а вре­ме­на­ми и мучи­тель­ным про­цес­сом. Во вся­ком слу­чае, это была не столь­ко готов­ность к при­ня­тию элли­ни­сти­че­ской, а тем более восточ­ной куль­ту­ры, сколь­ко борь­ба за ее осво­е­ние, вер­нее даже, пре­одо­ле­ние.

Доста­точ­но вспом­нить зна­ме­ни­тый про­цесс и поста­нов­ле­ние сена­та о вак­ха­на­ли­ях (186 г.), по кото­ро­му чле­ны общин поклон­ни­ков Вак­ха (культ, про­ник­ший в Рим с элли­ни­сти­че­ско­го Восто­ка) под­верг­лись суро­вым карам и пре­сле­до­ва­нию. Не менее харак­тер­на дея­тель­ность Като­на Стар­ше­го, поли­ти­че­ская про­грам­ма кото­ро­го осно­вы­ва­лась на борь­бе про­тив «новых гнус­но­стей» (no­va fla­gi­tia) и на вос­ста­нов­ле­нии древ­них нра­вов. с.222 Избра­ние его цен­зо­ром на 184 г. свиде­тель­ст­ву­ет о том, что эта про­грам­ма поль­зо­ва­лась под­держ­кой опре­де­лен­ных и, види­мо, доста­точ­но широ­ких сло­ев рим­ско­го обще­ства.

Под no­va fla­gi­tia под­ра­зу­ме­вал­ся целый «набор» поро­ков (не менее мно­го­чис­лен­ный и раз­но­об­раз­ный, чем в свое вре­мя пере­чень доб­ро­де­те­лей), но на пер­вом месте сто­я­ли, несо­мнен­но, такие, зане­сен­ные яко­бы с чуж­би­ны в Рим поро­ки, как коры­сто­лю­бие и алч­ность (ava­ri­tia), стрем­ле­ние к рос­ко­ши (lu­xu­ria), тще­сла­вие (am­bi­tus). Про­ник­но­ве­ние хотя бы толь­ко этих поро­ков в рим­ское обще­ство было, по мне­нию Като­на, глав­ной при­чи­ной упад­ка нра­вов, а сле­до­ва­тель­но, и могу­ще­ства Рима. Кста­ти ска­зать, если бес­чис­лен­ное мно­же­ство доб­ро­де­те­лей объ­еди­ня­лось как бы общим и еди­ным стерж­нем, а имен­но инте­ре­са­ми, бла­гом государ­ства, то и все fla­gi­tia, про­тив кото­рых борол­ся Катон, могут быть сведе­ны к лежа­ще­му в их осно­ве еди­но­му стрем­ле­нию — стрем­ле­нию убла­готво­рить сугу­бо лич­ные инте­ре­сы, кото­рые берут верх над инте­ре­са­ми граж­дан­ски­ми, обще­ст­вен­ны­ми. В этом про­ти­во­ре­чии уже ска­зы­ва­ют­ся пер­вые (но доста­точ­но убеди­тель­ные) при­зна­ки рас­ша­ты­ва­ния древ­них нрав­ст­вен­ных усто­ев. Таким обра­зом, Като­на мож­но счи­тать родо­на­чаль­ни­ком тео­рии упад­ка нра­вов в ее явно выра­жен­ной поли­ти­че­ской интер­пре­та­ции. Мы еще вер­нем­ся к этой тео­рии.

В ходе борь­бы про­тив тех ино­зем­ных вли­я­ний, кото­рые в Риме по тем или иным при­чи­нам при­зна­ва­лись вред­ны­ми, ино­гда при­ме­ня­лись даже меры адми­ни­ст­ра­тив­но­го харак­те­ра. Напри­мер, в 161 г. из Рима высла­ли груп­пу фило­со­фов и рито­ров; в 155 г. тот же Катон пред­ла­гал уда­лить фило­со­фов Дио­ге­на и Кар­не­ада, вхо­див­ших в состав афин­ско­го посоль­ства, и даже в 90-х годах упо­ми­на­лось о недоб­ро­же­ла­тель­ном отно­ше­нии в Риме к рито­рам10.

Что каса­ет­ся более позд­не­го вре­ме­ни, для кото­ро­го мы уже кон­ста­ти­ро­ва­ли широ­кое рас­про­стра­не­ние элли­ни­сти­че­ских вли­я­ний, то и в этом слу­чае при­хо­дит­ся, на наш взгляд, гово­рить о «защит­ной реак­ции» рим­ско­го обще­ства. С нею нель­зя было не счи­тать­ся. Неко­то­рые гре­че­ские фило­со­фы, напри­мер Пане­тий, учи­ты­вая с.223 запро­сы и вку­сы рим­ско­го обще­ства, шли на смяг­че­ние риго­риз­ма ста­рых школ. Цице­рон, как извест­но, был вынуж­ден дока­зы­вать свое пра­во на заня­тия фило­со­фи­ей, да и то оправ­ды­вая их вынуж­ден­ной (не по его вине!) поли­ти­че­ской без­де­я­тель­но­стью. Гора­ций в тече­ние всей сво­ей жиз­ни борол­ся за при­зна­ние поэ­зии серь­ез­ным заня­ти­ем. С тех пор как в Гре­ции воз­ник­ла дра­ма, акте­ра­ми там были сво­бод­ные и ува­жае­мые люди, в Риме же это были рабы, кото­рых бьют, если они пло­хо игра­ют; счи­та­лось бес­че­сти­ем и доста­точ­ным осно­ва­ни­ем для пори­ца­ния цен­зо­ров, если сво­бод­но­рож­ден­ный высту­пал на сцене. Даже такая про­фес­сия, как вра­чеб­ная, дол­гое вре­мя (вплоть до I в. н. э.) была пред­став­ле­на ино­стран­ца­ми и едва ли счи­та­лась почет­ной.

Все это свиде­тель­ст­ву­ет о том, что на про­тя­же­нии мно­гих лет в рим­ском обще­стве шла дол­гая и упор­ная борь­ба про­тив ино­зем­ных вли­я­ний и «нов­шеств», при­чем она при­ни­ма­ла самые раз­лич­ные фор­мы: то это была борь­ба идео­ло­ги­че­ская (тео­рия упад­ка нра­вов), то поли­ти­че­ские и адми­ни­ст­ра­тив­ные меры (se­na­tus­con­sul­tum о вак­ха­на­ли­ях, высыл­ка фило­со­фов из Рима). Но как бы то ни было, фак­ты гово­рят о «защит­ной реак­ции», воз­ни­кав­шей ино­гда в среде само­го рим­ско­го ноби­ли­те­та (где элли­ни­сти­че­ские вли­я­ния име­ли, конеч­но, наи­боль­ший успех и рас­про­стра­не­ние), а ино­гда и в более широ­ких сло­ях насе­ле­ния.

В чем заклю­чал­ся внут­рен­ний смысл этой «защит­ной реак­ции», это­го сопро­тив­ле­ния?

Он может быть понят лишь в том слу­чае, если мы при­зна­ем, что про­цесс про­ник­но­ве­ния элли­ни­сти­че­ских вли­я­ний в Рим — отнюдь не сле­пое, под­ра­жа­тель­ное их при­ня­тие, не эпи­гон­ство, а, наобо­рот, про­цесс осво­е­ния, пере­ра­бот­ки, сплав­ле­ния, вза­им­ных усту­пок. Пока элли­ни­сти­че­ские вли­я­ния были толь­ко чуже­зем­ным про­дук­том, они натал­ки­ва­лись и не мог­ли не натал­ки­вать­ся на стой­кое, ино­гда даже отча­ян­ное сопро­тив­ле­ние. Элли­ни­сти­че­ская куль­ту­ра, соб­ст­вен­но гово­ря, лишь тогда и ока­за­лась при­ня­той обще­ст­вом, когда она, нако­нец, была пре­одо­ле­на как нечто чуж­дое, когда она всту­пи­ла в пло­до­твор­ный кон­такт с рим­ски­ми само­быт­ны­ми сила­ми. Но если это так, то тем самым пол­но­стью опро­вер­га­ет­ся и дол­жен быть снят тезис о неса­мо­сто­я­тель­но­сти, эпи­гон­стве и твор­че­ском бес­си­лии рим­лян. Ито­гом с.224 все­го это­го дли­тель­но­го и отнюдь не мир­но­го про­цес­са — по суще­ству про­цес­са вза­и­мо­про­ник­но­ве­ния двух интен­сив­ных сфер: ста­ро­рим­ской и элли­ни­сти­че­ской — сле­ду­ет счи­тать обра­зо­ва­ние «зре­лой» рим­ской куль­ту­ры (эпо­ха кри­зи­са и паде­ния рес­пуб­ли­ки, пер­вые деся­ти­ле­тия прин­ци­па­та).

Было бы, на наш взгляд, небезын­те­рес­но, а быть может, и поучи­тель­но, про­следить неко­то­рые эта­пы ука­зан­но­го про­цес­са на при­ме­ре раз­ви­тия какой-нибудь отдель­ной обла­сти или участ­ка рим­ской куль­ту­ры. Оста­но­вим­ся в дан­ном слу­чае на рим­ской исто­рио­гра­фии. Конеч­но, речь может идти лишь о самом бег­лом обзо­ре, отме­чаю­щем неко­то­рые основ­ные тен­ден­ции.

Рим­ская исто­рио­гра­фия, в отли­чие от гре­че­ской, раз­ви­ва­лась из лето­пи­си. Соглас­но пре­да­нию, чуть ли не с середи­ны V в. до н. э. в Риме суще­ст­во­ва­ли так назы­вае­мые «таб­ли­цы пон­ти­фи­ков». Вер­хов­ный жрец (pon­ti­fex ma­xi­mus) имел обы­чай выстав­лять у сво­его дома белую дос­ку, на кото­рую зано­сил для все­об­ще­го сведе­ния важ­ней­шие собы­тия послед­них лет. Это были, как пра­ви­ло, сооб­ще­ния о неуро­жае, эпиде­ми­ях, вой­нах, пред­зна­ме­но­ва­ни­ях, посвя­ще­ни­ях хра­мов и т. п.

Како­ва была цель выстав­ле­ния подоб­ных таб­лиц? Мож­но пред­по­ло­жить, что они выстав­ля­лись — во вся­ком слу­чае, пер­во­на­чаль­но — для удо­вле­тво­ре­ния вовсе не исто­ри­че­ских, а чисто прак­ти­че­ских инте­ре­сов. Запи­си в этих таб­ли­цах име­ли кален­дар­ный харак­тер. Вме­сте с тем извест­но, что одной из обя­зан­но­стей пон­ти­фи­ков была забота о пра­виль­но­сти кален­да­ря. В тех усло­ви­ях эта обя­зан­ность мог­ла счи­тать­ся доволь­но слож­ной: у рим­лян отсут­ст­во­вал стро­го фик­си­ро­ван­ный кален­дарь, и пото­му при­хо­ди­лось согла­со­вы­вать сол­неч­ный год с лун­ным, следить за пере­движ­ны­ми празд­ни­ка­ми, опре­де­лять «бла­го­при­ят­ные» и «небла­го­при­ят­ные» дни и т. п. Таким обра­зом, вполне прав­до­по­доб­ным пред­став­ля­ет­ся пред­по­ло­же­ние, что веде­ние таб­лиц преж­де все­го было свя­за­но с обя­зан­но­стью пон­ти­фи­ков регу­ли­ро­вать кален­дарь и наблюдать за ним.

С дру­гой сто­ро­ны, есть осно­ва­ния счи­тать таб­ли­цы пон­ти­фи­ков как бы неким осто­вом древ­ней­шей рим­ской исто­рио­гра­фии. Погод­ное веде­ние таб­лиц дава­ло воз­мож­ность состав­лять спи­сок или пере­чень лиц, по име­ни кото­рых в древ­нем Риме обо­зна­чал­ся год. Таки­ми с.225 лица­ми были выс­шие маги­ст­ра­ты, т. е. кон­су­лы (эпо­ним­ные маги­ст­ра­ты). Пер­вые спис­ки (кон­суль­ские фасты) появи­лись пред­по­ло­жи­тель­но в кон­це IV в. до н. э. При­мер­но тогда же воз­ник­ла и пер­вая обра­бот­ка таб­лиц, т. е. пер­вая рим­ская хро­ни­ка.

Харак­тер таб­лиц и осно­ван­ных на них хро­ник с тече­ни­ем вре­ме­ни посте­пен­но менял­ся. Чис­ло руб­рик в таб­ли­цах уве­ли­чи­ва­лось, поми­мо войн и сти­хий­ных бед­ст­вий в них появ­ля­ют­ся сведе­ния о внут­ри­по­ли­ти­че­ских собы­ти­ях, дея­тель­но­сти сена­та и народ­но­го собра­ния, об ито­гах выбо­ров и т. д. Мож­но пред­по­ло­жить, что в эту эпо­ху (III—II вв. до н. э.) в рим­ском обще­стве проснул­ся исто­ри­че­ский инте­рес, в част­но­сти инте­рес знат­ных родов и семей к их «слав­но­му про­шло­му». Во II в. до н. э. по рас­по­ря­же­нию вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка Пуб­лия Муция Сце­во­лы была опуб­ли­ко­ва­на обра­ботан­ная свод­ка всех погод­ных запи­сей, начи­ная с осно­ва­ния Рима (в 80 кни­гах), под назва­ни­ем «Вели­кая лето­пись» (An­na­les ma­xi­mi).

Что каса­ет­ся лите­ра­тур­ной обра­бот­ки исто­рии Рима, т. е. исто­рио­гра­фии в точ­ном смыс­ле сло­ва, то ее воз­ник­но­ве­ние отно­сит­ся к III в. до н. э. и сто­ит в бес­спор­ной свя­зи с про­ник­но­ве­ни­ем элли­ни­сти­че­ских куль­тур­ных вли­я­ний в рим­ское обще­ство. Не слу­чай­но пер­вые исто­ри­че­ские труды, создан­ные рим­ля­на­ми, напи­са­ны на гре­че­ском язы­ке. Посколь­ку ран­ние рим­ские исто­ри­ки лите­ра­тур­но обра­ба­ты­ва­ли мате­ри­ал офи­ци­аль­ных лето­пи­сей (и семей­ных хро­ник), то их при­ня­то назы­вать анна­ли­ста­ми. Анна­ли­стов делят обыч­но на стар­ших и млад­ших.

Совре­мен­ная исто­ри­че­ская кри­ти­ка дав­но не при­зна­ет рим­скую анна­ли­сти­ку исто­ри­че­ски цен­ным мате­ри­а­лом, т. е. мате­ри­а­лом, даю­щим досто­вер­ное пред­став­ле­ние об ото­б­ра­жен­ных в нем собы­ти­ях. Но цен­ность ран­ней рим­ской исто­рио­гра­фии состо­ит отнюдь не в этом. Изу­че­ние неко­то­рых ее харак­тер­ных черт и тен­ден­ций может дать опре­де­лен­ное пред­став­ле­ние об идей­ной жиз­ни рим­ско­го обще­ства, при­чем о таких сто­ро­нах этой жиз­ни, кото­рые недо­ста­точ­но или вовсе не осве­ща­лись дру­ги­ми источ­ни­ка­ми.

Родо­на­чаль­ни­ком лите­ра­тур­ной обра­бот­ки рим­ских хро­ник, как извест­но, счи­та­ет­ся Квинт Фабий Пик­тор (III в.), пред­ста­ви­тель одно­го из наи­бо­лее знат­ных и ста­рин­ных родов, сена­тор, совре­мен­ник вто­рой с.226 Пуни­че­ской вой­ны. Он напи­сал (на гре­че­ском язы­ке!) исто­рию рим­лян от при­бы­тия Энея в Ита­лию и вплоть до совре­мен­ных ему собы­тий. От труда сохра­ни­лись жал­кие отрыв­ки, да и то в фор­ме пере­ска­за. Инте­рес­но, что, хотя Фабий и писал по-гре­че­ски, его пат­рио­ти­че­ские сим­па­тии настоль­ко ясны и опре­де­лен­ны, что Поли­бий два­жды обви­ня­ет его в при­страст­ном отно­ше­нии к сооте­че­ст­вен­ни­кам.

Про­дол­жа­те­ля­ми Квин­та Фабия счи­та­ют­ся его млад­ший совре­мен­ник и участ­ник вто­рой Пуни­че­ской вой­ны Луций Цин­ций Али­мент, напи­сав­ший исто­рию Рима «От осно­ва­ния горо­да» (Ab ur­be con­di­ta), и Гай Аци­лий, автор ана­ло­гич­но­го труда. Оба про­из­веде­ния были напи­са­ны так­же по-гре­че­ски, но труд Аци­лия в даль­ней­шем пере­веден на латин­ский язык.

Пер­вым исто­ри­че­ским трудом, кото­рый самим авто­ром писал­ся на род­ном язы­ке, были «Нача­ла» (Ori­gi­nes) Като­на. В этом сочи­не­нии — оно до нас не дошло, и мы судим о нем на осно­ва­нии неболь­ших фраг­мен­тов и свиде­тельств дру­гих авто­ров — мате­ри­ал изла­гал­ся не в лето­пис­ной фор­ме, а ско­рее в фор­ме иссле­до­ва­ния древ­ней­ших судеб пле­мен и горо­дов Ита­лии. Таким обра­зом, труд Като­на касал­ся уже не толь­ко Рима. Кро­ме того, он отли­чал­ся от про­из­веде­ний дру­гих анна­ли­стов тем, что имел опре­де­лен­ную пре­тен­зию на «науч­ность»: Катон, види­мо, тща­тель­но отби­рал и про­ве­рял мате­ри­ал, опи­рал­ся на фак­ты, лето­пи­си отдель­ных общин, лич­ный осмотр мест­но­сти и т. д. Все это вме­сте взя­тое дела­ло Като­на свое­об­раз­ной и оди­но­ко сто­я­щей фигу­рой в ран­ней рим­ской исто­рио­гра­фии.

Обыч­но к стар­шей анна­ли­сти­ке отно­сят еще совре­мен­ни­ка третьей Пуни­че­ской вой­ны Луция Кас­сия Геми­ну и кон­су­ла 133 г. Луция Каль­пур­ния Пизо­на Фру­ги. Оба они писа­ли уже по-латы­ни, но кон­струк­тив­но труды их вос­хо­дят к образ­цам ран­ней анна­ли­сти­ки. Для труда Кас­сия Геми­ны более или менее точ­но засвиде­тель­ст­во­ва­но не без умыс­ла взя­тое назва­ние An­na­les, самый труд повто­ря­ет тра­ди­ци­он­ную схе­му таб­лиц пон­ти­фи­ков — собы­тия изла­га­ют­ся от осно­ва­ния Рима, при нача­ле каж­до­го года все­гда ука­зы­ва­ют­ся эпо­ним­ные кон­су­лы.

Ничтож­ные фраг­мен­ты, да и то сохра­нив­ши­е­ся, как пра­ви­ло, в пере­ска­зе более позд­них авто­ров, не дают с.227 воз­мож­но­сти оха­рак­те­ри­зо­вать мане­ру и свое­об­раз­ные чер­ты твор­че­ства стар­ших анна­ли­стов по отдель­но­сти, но зато мож­но доволь­но чет­ко опре­де­лить общее направ­ле­ние стар­шей анна­ли­сти­ки как исто­ри­ко-лите­ра­тур­но­го жан­ра, глав­ным обра­зом, в плане его рас­хож­де­ний, его отли­чий, от анна­ли­сти­ки млад­шей.

Труды стар­ших анна­ли­стов пред­став­ля­ли собой (быть может, за исклю­че­ни­ем лишь Ori­gi­nes Като­на) хро­ни­ки, под­верг­ши­е­ся неко­то­рой лите­ра­тур­ной обра­бот­ке. В них срав­ни­тель­но доб­ро­со­вест­но, в чисто внеш­ней после­до­ва­тель­но­сти изла­га­лись собы­тия, пере­да­ва­лась тра­ди­ция, прав­да, без кри­ти­че­ской ее оцен­ки, но и без созна­тель­но вво­ди­мых «допол­не­ний» и «улуч­ше­ний». Общие чер­ты и «уста­нов­ки» стар­ших анна­ли­стов: рома­но­цен­тризм, куль­ти­ви­ро­ва­ние пат­рио­ти­че­ских настро­е­ний, изло­же­ние исто­рии как в лето­пи­сях — «с само­го нача­ла», т. е. ab ur­be con­di­ta. Имен­но эти общие чер­ты и харак­те­ри­зу­ют стар­шую анна­ли­сти­ку в целом как опре­де­лен­ное идей­ное явле­ние и как опре­де­лен­ный исто­ри­ко-лите­ра­тур­ный жанр.

Что каса­ет­ся так назы­вае­мой млад­шей анна­ли­сти­ки, то этот по суще­ству новый жанр или новое направ­ле­ние в рим­ской исто­рио­гра­фии воз­ни­ка­ет при­мер­но в эпо­ху Грак­хов. Про­из­веде­ния млад­ших анна­ли­стов до нас так­же не дошли, поэто­му о каж­дом из них мож­но ска­зать весь­ма немно­гое, но какие-то общие осо­бен­но­сти могут быть наме­че­ны и в дан­ном слу­чае.

Одним из пер­вых пред­ста­ви­те­лей млад­шей анна­ли­сти­ки счи­та­ют обыч­но Луция Целия Анти­па­тра. Его труд, види­мо, уже отли­чал­ся харак­тер­ны­ми для ново­го жан­ра осо­бен­но­стя­ми. Он был постро­ен не в фор­ме лето­пи­си, а ско­рее исто­ри­че­ской моно­гра­фии; в част­но­сти, изло­же­ние собы­тий начи­на­лось не ab ur­be con­di­ta, но с опи­са­ния вто­рой Пуни­че­ской вой­ны. Кро­ме того, автор отда­вал весь­ма замет­ную дань увле­че­нию рито­ри­кой, счи­тая, что в исто­ри­че­ском повест­во­ва­нии глав­ное зна­че­ние име­ет сила воздей­ст­вия, эффект, про­из­во­ди­мый на чита­те­ля.

Таки­ми же осо­бен­но­стя­ми отли­ча­лось твор­че­ство дру­го­го анна­ли­ста, жив­ше­го во вре­ме­на Грак­хов, — Сем­п­ро­ния Азел­ли­о­на. Его труд изве­стен нам по неболь­шим извле­че­ни­ям у Авла Гел­лия (II в. н. э.). Инте­рес­но, что Сем­п­ро­ний Азел­ли­он созна­тель­но с.228 отка­зы­вал­ся от лето­пис­но­го спо­со­ба изло­же­ния. Он гово­рил: «Лето­пись не в состо­я­нии побудить к более горя­чей защи­те оте­че­ства или оста­но­вить людей от дур­ных поступ­ков». Рас­сказ о слу­чив­шем­ся так­же еще не есть исто­рия, и не столь суще­ст­вен­но рас­ска­зать о том, при каких кон­су­лах нача­лась (или окон­чи­лась) та или иная вой­на, кто полу­чил три­умф, сколь важ­но объ­яс­нить, по какой при­чине и с какой целью про­изо­шло опи­сы­вае­мое собы­тие. В этой уста­нов­ке авто­ра нетруд­но вскрыть доволь­но чет­ко выра­жен­ный праг­ма­ти­че­ский под­ход, что дела­ет Азел­ли­о­на веро­ят­ным после­до­ва­те­лем его стар­ше­го совре­мен­ни­ка — выдаю­ще­го­ся гре­че­ско­го исто­ри­ка Поли­бия.

Наи­бо­лее извест­ные пред­ста­ви­те­ли млад­шей анна­ли­сти­ки — Клав­дий Квад­ри­га­рий, Вале­рий Анци­ат, Лици­ний Макр, Кор­не­лий Сизен­на — жили во вре­ме­на Сул­лы. У неко­то­рых из них наблюда­ют­ся попыт­ки воз­рож­де­ния лето­пис­но­го жан­ра, но в осталь­ном их труды отме­че­ны все­ми харак­тер­ны­ми чер­та­ми млад­шей анна­ли­сти­ки (боль­шие рито­ри­че­ские отступ­ле­ния, созна­тель­ное при­укра­ши­ва­ние собы­тий, а ино­гда и пря­мое их иска­же­ние, вычур­ность язы­ка и т. п.). Харак­тер­ной чер­той всей млад­шей анна­ли­сти­ки мож­но счи­тать про­еци­ро­ва­ние совре­мен­ной авто­рам поли­ти­че­ской борь­бы в дале­кое про­шлое и осве­ще­ние это­го про­шло­го под углом зре­ния поли­ти­че­ских вза­и­моот­но­ше­ний совре­мен­но­сти.

Для млад­ших анна­ли­стов исто­рия пре­вра­ща­ет­ся в раздел рито­ри­ки и в орудие поли­ти­че­ской борь­бы. Они — и в этом их отли­чие от пред­ста­ви­те­лей стар­шей анна­ли­сти­ки — не отка­зы­ва­ют­ся в инте­ре­сах той или иной поли­ти­че­ской груп­пи­ров­ки от пря­мой фаль­си­фи­ка­ции исто­ри­че­ско­го мате­ри­а­ла (удво­е­ние собы­тий, пере­не­се­ние позд­ней­ших собы­тий в более ран­нюю эпо­ху, заим­ст­во­ва­ние фак­тов и подроб­но­стей из гре­че­ской исто­рии и т. п.). Млад­шая анна­ли­сти­ка — на вид доволь­но строй­ное, завер­шен­ное постро­е­ние, без про­бе­лов и про­ти­во­ре­чий, а на самом деле — постро­е­ние насквозь искус­ст­вен­ное, где исто­ри­че­ские фак­ты тес­но пере­пле­та­ют­ся с леген­да­ми и вымыс­лом, где рас­сказ о собы­ти­ях изла­га­ет­ся с точ­ки зре­ния более позд­них поли­ти­че­ских груп­пи­ро­вок и при­укра­шен мно­го­чис­лен­ны­ми рито­ри­че­ски­ми эффек­та­ми.

с.229 Явле­ни­ем млад­шей анна­ли­сти­ки завер­ша­ет­ся ран­ний пери­од раз­ви­тия рим­ской исто­рио­гра­фии. Мож­но ли гово­рить о каких-то общих чер­тах стар­шей и млад­шей анна­ли­сти­ки, о каких-то осо­бен­но­стях или спе­ци­фи­че­ских при­зна­ках ран­ней рим­ской исто­рио­гра­фии в целом?

Оче­вид­но, это воз­мож­но. Более того, как мы убедим­ся ниже, мно­гие харак­тер­ные чер­ты ран­ней рим­ской исто­рио­гра­фии сохра­ня­ют­ся и в более позд­нее вре­мя, в пери­од ее зре­ло­сти и рас­цве­та. Не стре­мясь к исчер­пы­ваю­ще­му пере­чис­ле­нию, оста­но­вим­ся лишь на тех из них, кото­рые мож­но счи­тать наи­бо­лее общи­ми и наи­бо­лее бес­спор­ны­ми.

Преж­де все­го, нетруд­но убедить­ся, что рим­ские анна­ли­сты — и ран­ние и позд­ние — пишут все­гда ради опре­де­лен­ной прак­ти­че­ской цели: актив­но­го содей­ст­вия бла­гу обще­ства, бла­гу государ­ства. Как таб­ли­цы пон­ти­фи­ков слу­жи­ли прак­ти­че­ским и повсе­днев­ным инте­ре­сам общи­ны, так и рим­ские анна­ли­сты писа­ли в инте­ре­сах res pub­li­ca, разу­ме­ет­ся, в меру сво­его пони­ма­ния этих инте­ре­сов.

Дру­гая не менее харак­тер­ная чер­та ран­ней рим­ской исто­рио­гра­фии в целом — ее рома­но­цен­трист­ская и пат­рио­ти­че­ская уста­нов­ка. Рим был все­гда не толь­ко в цен­тре изло­же­ния, но, соб­ст­вен­но гово­ря, все изло­же­ние огра­ни­чи­ва­лось рам­ка­ми Рима (опять-таки за исклю­че­ни­ем Ori­gi­nes Като­на). В этом смыс­ле рим­ская исто­рио­гра­фия дела­ла шаг назад по срав­не­нию с исто­рио­гра­фи­ей элли­ни­сти­че­ской, ибо для послед­ней — в лице ее наи­бо­лее вид­ных пред­ста­ви­те­лей, в част­но­сти Поли­бия, — уже мож­но кон­ста­ти­ро­вать стрем­ле­ние к созда­нию уни­вер­саль­ной, все­мир­ной исто­рии. Что каса­ет­ся откры­то выра­жае­мой, а часто и под­чер­ки­вае­мой пат­рио­ти­че­ской уста­нов­ки рим­ских анна­ли­стов, то она зако­но­мер­но выте­ка­ла из отме­чен­ной выше прак­ти­че­ской цели, сто­яв­шей перед каж­дым авто­ром, — поста­вить свой труд на служ­бу инте­ре­сов res pub­li­ca.

Нако­нец, сле­ду­ет отме­тить, что рим­ские анна­ли­сты в зна­чи­тель­ной мере при­над­ле­жа­ли к выс­ше­му, т. е. сена­тор­ско­му, сосло­вию. Этим и опре­де­ля­лись их поли­ти­че­ские пози­ции и сим­па­тии, а так­же наблюдае­мое нами един­ство, или, точ­нее гово­ря, «одно­на­прав­лен­ность» сим­па­тий (кро­ме, оче­вид­но, Лици­ния Мак­ра, кото­рый пытал­ся, насколь­ко мы можем об этом судить, вне­сти в с.230 рим­скую исто­рио­гра­фию демо­кра­ти­че­скую струю). Что каса­ет­ся объ­ек­тив­но­сти изло­же­ния исто­ри­че­ско­го мате­ри­а­ла, то дав­но уже отме­че­но, что често­лю­би­вая кон­ку­рен­ция отдель­ных знат­ных фами­лий и была одной из основ­ных при­чин извра­ще­ния фак­тов.

Тако­вы неко­то­рые общие чер­ты и осо­бен­но­сти ран­ней рим­ской исто­рио­гра­фии. На при­ме­ре сме­ны анна­ли­сти­че­ских жан­ров мож­но видеть, как про­ни­кав­шие в Рим чуже­зем­ные (элли­ни­сти­че­ские) вли­я­ния были на неко­то­рое вре­мя подав­ле­ны актив­ным выступ­ле­ни­ем Като­на, и толь­ко через несколь­ко лет после его цен­зу­ры это про­ник­но­ве­ние сно­ва уси­ли­ва­ет­ся, но теперь оно при­ни­ма­ет уже совсем иные фор­мы. Начи­на­ет­ся пери­од твор­че­ско­го осво­е­ния и пере­ра­бот­ки куль­тур­ных вли­я­ний. Раз­ви­тие рим­ской анна­ли­сти­ки, сме­на анна­ли­сти­че­ских жан­ров ока­зы­ва­ют­ся свое­об­раз­ным (и опо­сред­ст­во­ван­ным) отра­же­ни­ем имен­но этих про­цес­сов.

Хоте­лось бы под­черк­нуть еще один суще­ст­вен­ный момент. В поли­ти­че­ских тен­ден­ци­ях, зало­жен­ных в стар­шей анна­ли­сти­ке, уже ска­зы­ва­ет­ся некое опре­де­лен­ное направ­ле­ние поли­ти­че­ской идео­ло­гии рим­ско­го обще­ства, кото­рое сво­им основ­ным лозун­гом дела­ет лозунг борь­бы за обще­граж­дан­ские, обще­па­трио­ти­че­ские инте­ре­сы. Пусть в чрез­вы­чай­но сла­бом, зача­точ­ном состо­я­нии, но этот лозунг уже встре­ча­ет­ся в ран­ней рим­ской анна­ли­сти­ке, в ее «пат­рио­ти­че­ски-рим­ских» уста­нов­ках. Наи­бо­лее ярко он зву­чит в лите­ра­тур­ной (и обще­ст­вен­но-поли­ти­че­ской) дея­тель­но­сти Като­на.

С дру­гой сто­ро­ны, в поли­ти­че­ских тен­ден­ци­ях, зало­жен­ных в млад­шей анна­ли­сти­ке, про­яв­ля­ет­ся иное, враж­деб­ное пер­во­му направ­ле­ние раз­ви­тия поли­ти­че­ских идей, кото­рое в каче­стве сво­его основ­но­го лозун­га про­воз­гла­ша­ет лозунг борь­бы за «пар­тий­ные» инте­ре­сы опре­де­лен­ных кру­гов рим­ско­го обще­ства. Этот лозунг — пусть тоже еще в зача­точ­ном состо­я­нии — выра­жа­ет­ся в млад­шей рим­ской анна­ли­сти­ке (неда­ром она воз­ни­ка­ет в эпо­ху Грак­хов) в осо­бен­но­стях ее жан­ра, в ее «пар­тий­ном духе» и, что весь­ма харак­тер­но, в ее зави­си­мо­сти от элли­ни­сти­че­ских куль­тур­ных вли­я­ний, при­чем они, несо­мнен­но, были более глу­бо­ки, чем те, под воздей­ст­ви­ем кото­рых нахо­ди­лись стар­шие анна­ли­сты. Если послед­ние заим­ст­во­ва­ли у элли­ни­сти­че­ской исто­рио­гра­фии толь­ко язык и фор­му, то на млад­ших анна­ли­стов с.231 ока­за­ли зна­чи­тель­ное вли­я­ние и элли­ни­сти­че­ская рито­ри­ка, и элли­ни­сти­че­ские поли­ти­че­ские тео­рии.

Несо­мнен­но, что обе эти уста­нов­ки свиде­тель­ст­во­ва­ли об отра­же­нии в сфе­ре идео­ло­гии каких-то про­цес­сов, имев­ших место в прак­ти­ке поли­ти­че­ской борь­бы. «Пар­тий­ный лозунг» вполне воз­мож­но поста­вить в связь с той лини­ей поли­ти­че­ской борь­бы, кото­рая в исто­рии Рима была пред­став­ле­на преж­де все­го Грак­ха­ми, а затем их раз­лич­ны­ми после­до­ва­те­ля­ми. Что каса­ет­ся «обще­па­трио­ти­че­ско­го лозун­га», то он в такой же мере может быть постав­лен в связь с кон­сер­ва­тив­но-тра­ди­ци­он­ной лини­ей поли­ти­че­ской борь­бы, раз­ви­тие кото­рой mu­ta­tis mu­tan­dis мож­но про­следить от Като­на и вплоть до опре­де­лен­но­го пери­о­да в дея­тель­но­сти Окта­ви­а­на Авгу­ста.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Liv., III, 31.
  • 2Обо всем этом более подроб­но см. W. Kroll. Die Kul­tur der Ci­ce­ro­ni­schen Zeit, I, 1933, S. 117—134.
  • 3W. Kroll. Op. cit., S. 117—134.
  • 4Н. А. Маш­кин. Эсха­то­ло­гия и мес­си­а­низм в послед­ний пери­од Рим­ской рес­пуб­ли­ки. — «Изве­стия АН СССР, серия исто­рии и фило­со­фии», III, № 6, 1946, стр. 447.
  • 5Там же, стр. 451—453.
  • 6Cic., Pro le­ge Man., 60.
  • 7R. Hein­ze. Vom Geist des Rö­mer­tums. Leip­zig, 1938, S. 7 ff.
  • 8Luc., fr. 1337 etc.
  • 9Cic., De off., I, 17, 53—57.
  • 10A. Gell., NA, XV, 11; ср. Cic., De orat., III, 93.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1303312492 1303322046 1405384012 1405384013 1405384014