Изд-во Академии Наук СССР, Москва—Ленинград, 1949.
ДВИЖЕНИЕ КЛОДИЯ
Народным трибуном 58 г. был Публий Клодий Пульхр, перешедший в 59 г. из патрициев в плебеи, для того чтобы быть избранным народным трибуном. Несмотря на свою молодость, он сделал уже значительную политическую карьеру, неоднократно меняя ориентацию. В бытность свою в восточной армии он поднимал восстание против Лукулла; в Риме он сначала выступал обвинителем Катилины, а потом как будто сочувствовал ему. В 62 г., в день, посвященный Доброй Богине, в праздновании которого, происходившем в доме великого понтифика, принимали участие только женщины, Клодий проник в дом Юлия Цезаря, находившегося тогда в Испании, на свидание к жене его Помпее; присутствие Клодия было обнаружено, и он был изгнан из цезарева дома. Консервативная часть сената постаралась придать поступку Клодия характер религиозного преступления. Клодий был предан суду. Обвинителем его выступил Цицерон, давший к тому же показания, опорочивающие Клодия, но Клодий был оправдан подкупленными судьями50; с тех пор Клодий не переставал враждовать с Цицероном.
В 59 г. Цезарь как великий понтифик содействовал Клодию при переходе из патрициев в плебеи, а затем он оказал поддержку Клодию при выборах его в народные трибуны51.
Трибунат Клодия излагается обычно как эпизод из истории возвышения Юлия Цезаря или в связи с биографией Цицерона. с.29 Нет сомнения, что Клодий был связан с Юлием Цезарем, что законы его должны были укрепить позицию Цезаря, но в своих мероприятиях Клодий затрагивал глубокие вопросы римской политической и социальной жизни, а методы проведения законов и борьбы с противниками были далеко не обычными. Схема, по которой Клодий изображается агентом-провокатором Цезаря, сеющим анархию в Риме и пользующимся этой анархией, нуждается в коррективах. Беспринципность Клодия, его корыстолюбие — все это подтверждено источниками, но задача исследователя не может ограничиться систематизацией фактов, относящихся к биографии Клодия, Цицерона или Цезаря. Важно исследовать деятельность Клодия как эпизод социальной истории, как определенный симптом социального и политического кризиса, который переживала Римская республика.
Клодий вступил в свою должность 10 декабря 59 г., а уже 3 января 58 г. в народном собрании голосовались per saturam четыре его закона (leges Clodiae). По первому закону52 впредь отменялась плата за хлеб, выдававшийся государством беднейшему населению; по второму закону отменялся lex Aelia Fufia, и высшим магистратам запрещалось в дни комиций наблюдать за небесными знамениями; третий закон отменял сенатское распоряжение, запрещавшее квартальные коллегии; и, наконец, по четвертому закону цензоры могли выводить кого-либо из состава сената только в том случае, если имеется официальное обвинение, которое признается обоими консулами. Второй закон гарантировал законодателя от попыток оптиматов препятствовать на основании религиозных запретов проведению демократических законов. Четвертый закон имел в виду аристократов, находившихся по тем или иным причинам в оппозиции к сенаторскому большинству, которым угрожало исключение из сенатских списков по произвольному решению цензоров-оптиматов.
Первый и третий законы проведены были в интересах городского плебса. О бытовых условиях последнего у нас очень мало данных. Нет сомнений, что и популярные в 63 г. требования кассации долгов, и закон Клодия 58 г. о бесплатной раздаче хлеба, и чрезвычайные полномочия Помпея по делам, касающимся продовольствия, какими он был наделен в следующем (57) году, — все это свидетельствует о прогрессирующей пауперизации низших слоев римского населения, вызванной изменениями общих условий всего италийского хозяйства и с.30 римского государства в целом. К сожалению, в нашем распоряжении нет никакого статистического материала, мы не в состоянии изучить движение цен, особенно на предметы первой необходимости, а также изменение платы за помещение. С достоверностью мы можем утверждать лишь, что жизненный уровень римского пролетариата был необычайно низок53, а приток ценностей влек за собой ухудшение положения низших слоев населения. Бесплатная раздача хлеба имела для плебса существенное значение. В комментариях к речи против Пизона Асконий характеризует этот закон как демократический summa popularis.
Государство брало на себя большой расход, и, если верить Цицерону, отмена платы за хлеб стоила республике около 20 % всех поступлений от косвенных налогов54. Вскоре после вступления в должность Клодия Катон Младший был отправлен на Кипр, чтобы присоединить его к владениям римского народа. Принято считать, что эта почетная командировка должна была избавить Цезаря и Клодия от беспокойного и непримиримого оптимата — Катона, но самый факт аннексии Кипра стоит в несомненной связи с lex frumentaria Клодия: оккупация Кипра должна была возместить расходы по бесплатным раздачам хлеба55.
Третий закон, касавшийся квартальных коллегий, стимулировал повышение политической активности плебса. Восстановлены были не только старые коллегии, но и открыты новые. О составе их пренебрежительно отзывается Цицерон, утверждающий, что в них собрались городские подонки и даже рабы («collegia, non ea solum, quae senatus sustulerat, restituta, sed innumerabilia quaedam noua ex omni faece urbis ac seruitio concitata»)56.
Квартальные коллегии были своего рода политическими клубами, в которых обсуждались текущие политические вопросы; готовились политические выступления и демонстрации. В коллегиях принимали участие не только свободные, но и рабы.
Законы Клодия содействовали его популярности, которая позволила ему предложить новый закон, направленный специально против Цицерона; на комициях он поставлен был в общей форме: «Кто (без суда) убил римского гражданина, лишается воды и огня» («qui ciuem Romanum intermissit, ei aqua et igni с.31 interdiceretur»)57. В прениях по законопроекту, в которых принял участие и Цезарь (комиссии были созваны на Марсовом поле extra pomerium, чтобы он мог принять участие, не слагая проконсульских полномочий), были затронуты основные вопросы, касавшиеся неприкосновенности римских граждан. Закон Клодия как бы развивал и дополнял leges de prouocatione, самый ранний из которых приписывался легендарному Валерию Попликоле, а последний — одному из наиболее последовательных популяров — Гаю Гракху. Закон этот в принципе направлен был против senatusconsulta ultima. Право сената выносить эти решения, подрывающие в основе своей ius prouocationis, никогда не признавалось партией популяров (хотя однажды им воспользовался Марий!). В прениях по другому закону Клодия казнь катилинариев признана была незаконной.
Цицерону не удалось найти заступников и покровителей, и он вынужден был уйти в изгнание. Тотчас же после его удаления Клодий провел второй закон, по которому Цицерону запрещалось появляться где-либо в районе на расстоянии 500 миль от Рима, а имущество его подлежало конфискации. Под наблюдением Клодия виллы Цицерона были разрушены, дом на Палатине был сожжен, и одна часть того места, на котором он стоял, была продана с торгов, а на другой был основан храм Свободы58. Плутарх говорит, что Клодий нагнал страх на оптиматов и увлек за собой «разнуздавшийся народ на путь крайних дерзких бесчинств»59. Аппиан же утверждает, что Клодий «сравнивал себя уже с Помпеем, имевшим величайшую силу в государстве»60.
Настроение городского плебса не было постоянным, и еще во II в. комиции, собранные в разное время, могли выносить решения, исключающие друг друга. Инициаторы законопроектов и тогда заботились о составе народных собраний, а в I в. нередки были случаи насилий. В 59 г., как было указано, на собраниях появлялись ветераны Помпея, а иногда на комиции приводили тех, кто не имел права участвовать в голосовании. Клодий пошел дальше: им созданы были отряды, опираясь на которые он мог проводить свои мероприятия и угрожать своим противникам. Данные, касающиеся отрядов Клодия, не систематичны и далеко не полны. Цицерон называет их manus61 и даже exercitus62. Отрядами этими руководили, видимо, лица, с.32 состоящие в клиентеле Клодия63; патронатно-клиентские связи лежали, таким образом, и в основе этих новых политических объединений. Отряды были вооружены и в определенных случаях пускали в ход мечи и камни. Цицерон говорит о «кинжальщиках» (sicarii)64, «вооруженных людях» (armates homines)65. Входящие в отряды получали какое-то вознаграждение, Цицерон называет их наемниками (mercenarii)66. В отрядах были самые различные элементы из числа той категории населения, которую Цицерон называет «подонками» (faex) римского общества: есть косвенное указание, что это были ремесленники67, в числе которых были вольноотпущенники68. Немало, видимо, входило в них люмпен-пролетариев, не имевших определенных занятий, и, может быть, они-то и были наемниками. Наконец, в отрядах были рабы, среди которых сражались иногда и гладиаторы69.
Цицерон, личный враг и политический противник Клодия, и в частных письмах и в речах особенно нападает на Клодия за то, что, привлекая к себе рабов, Клодий обещал им свободу (semis operte spem libertatis ostendere)70 и возбуждал их (seruitio denique concitato)71 и против своих господ и против государства. Государству, по его словам, угрожала опасность оказаться в руках преступных кинжальщиков и рабов (…rem publicam a facinorosissimis sicariis et a semis esse opressam…)72. Рабы могли вытеснить свободных (seruitutem depulit ciuitate)73. В речи за Милона, появившейся уже после смерти Клодия, Цицерон таким образом рисует ту опасность, которая ожидала бы государство, если бы Клодий сделался претором: он составил бы войско из рабов, при помощи которого завладел бы государством и частным имуществом (seniorum exercitus ilium in urbe conscripturum fuisse, per quos totam rem publicam resque privatas omnium possideret)74.
Обращение к рабам и призывы их к участию в политической борьбе не новы. Рабов призывали в последний момент своей борьбы Гай Гракх и Фульвий Флакк, но особенно широко пользовались освобожденными рабами во время борьбы Марий и с.33 Сулла. Новым было то, что рабы принимали участие в жизни квартальных коллегий и зачислялись в вооруженные отряды. Роль рабов в отрядах Клодия, может быть, и преувеличена Цицероном. Это преувеличение должно было повлиять на его слушателей и адресатов. Следует, однако, сказать, что участию рабов в событиях последних десятилетий республики не уделялось в историографии должного внимания. О положении массы городских рабов этого времени мы знаем очень мало. Нет сомнений, что агитация Клодия находила благоприятную для восприятия ее почву, но рабы ничего не могли выиграть от этой борьбы. Они были «пешками в руках господствующих классов»75; участие рабов в движении свободных обостряло лишь отношения между борющимися рабовладельческими группами.
Деятельность Клодия по-разному оценивается в историографии. Моммзен76 и Лакур-Гайе77 считают Клодия анархистом. К такому же взгляду примыкает и Хитон (Heaton)78. Клодий опирается, по мнению Хитона, на чернь, на «бандитский элемент» римского населения, и политика его ввергает государство в анархию. Кэри говорит, что «Клодий “политическое хулиганство” обратил в систему»79. Покок80 и Каркопино81 видят в Клодии лишь «агента-провокатора» Цезаря; Эд. Мейер считает, что Клодий преследовал собственные цели, проводил свою политику, цель и направление которой Эд. Мейер все же отчетливо не определяет, ограничиваясь замечаниями, что действия Клодия были революционными82.
Все эти положения нуждаются в пересмотре. Клодий достиг власти трибуна, опираясь на Юлия Цезаря, с его одобрения проводились, видимо, четыре закона, с согласия Цезаря изгнан был Цицерон, но после того, как Цезарь уехал из Италии, Клодий не зависел от него и проводил свою политику. Нет нигде указаний, что вражда Клодия с Помпеем встречала в то время одобрение Цезаря, а в конце своего трибуната Клодий выступил даже против Цезаря, угрожая объявить с.34 недействительными его законы под тем предлогом, что они были приняты вопреки интерцессии Бибула, ссылавшегося на религиозные запреты83.
В своей борьбе против оптиматов Клодий должен был опираться на плебейские слои города Рима, но привлечь их на свою сторону можно было радикальными мероприятиями. Брожению среди плебса способствовали законы Цезаря, его демагогическая агитация; этим брожением воспользовался Клодий, стремившийся, видимо, опираясь на низшие слои римского населения, занять руководящее положение в государстве. Libertas (свобода), которой Клодий посвятил храм, воздвигнутый на месте дома Цицерона, была главным его политическим лозунгом. Квалификация движения Клодия как анархического ничего не дает для выяснения его сущности. Клодий не отрицал ни роли государства, ни суверенитета народного собрания; насильственные методы борьбы с оптиматами, хотя и парализовали действие органов политической власти, приводили к политическим беспорядкам, но это не было ни целью, ни средством борьбы, а ее результатом. Еще меньше дают нам такие далеко не научные и далеко не академические определения, как «политическое гангстерство» или «политическое хулиганство», какие мы встречаем у буржуазных английских и американских исследователей. Нельзя вместе с тем считать движение Клодия революционным, как полагает это Эд. Мейер, ибо по своим целям оно далеко было от коренных социально-политических преобразований, характерных для революции. Клодий обращался к рабам, может быть, смелее, чем предшественники его, вовлекал их в политическую борьбу, но это было лишь средством, средством, может быть, действительно крайним (extremum auxilium), как говорит Цезарь о подобном методе борьбы84.
Клодий по своему усмотрению распоряжался государственными делами. Он освободил из темницы Тиграна, сына Тиграна Великого, плененного Помпеем85. Он предоставил святилище Пессинунтской богини Брогитару Галатскому86, вмешался в дела Византия87, оказывал влияние на разрешение египетского вопроса. Клодий открыто враждовал с Помпеем; был пойман вооруженный мечом раб Клодия, пробиравшийся через Форум, чтобы убить Помпея. После этого случая Помпей заперся у себя в доме, который был осажден клодианским отрядом во главе с вольноотпущенником Клодия Дамионом88.
с.35 Отмечая радикальный характер лозунгов Клодия, мы не можем утверждать, что движение, которым он руководил, носило освободительно-демократический характер. Скорее всего оно было движением люмпен-пролетарских слоев городского римского населения в условиях кризиса римского государства; цель его — добиться улучшения материальных условий за счет государства и поставить во главе его лиц, защищающих интересы низших слоев населения. Но в сущности ни Клодий не считал себя преданным массе руководителем, ни плебс не надеялся на его последовательность. Масса плебса ему сочувствовала, но не была надежна. Пришлось ввести в систему наемные отряды, которые пополнены были даже рабами. Организация этих отрядов, террор — все это выражение политического кризиса.
Клодий был беспринципным политиком. Возьмем хотя бы отношение его к религиозным запретам. По его инициативе был отменен старый закон Элия Фуфия о наблюдениях над небом в день комиций, но сам Клодий угрожал отменить законы Цезаря под предлогом интерцессии Бибула; в 57 г. сторонники Клодия хотели ссылками на неблагоприятные знамения воспрепятствовать возвращению Цицерона89. Таким образом, борьба против религиозных запретов была лишь средством, а не выражением определенных политических принципов.
Как и беспринципность, характерной чертой кризиса является коррупция политических деятелей. В ней обвинялся и Клодий, которого упрекали в получении крупных сумм от иностранных династов90, в захвате силой чужих земельных владений и вымогательстве денег91. Но в коррупции были повинны и другие. Плутарх пишет, что Цезарь посылал в Рим золото, серебро, драгоценности и другую добычу, стараясь подкупить подарками эдилов, преторов, консулов и их жен92. Из неподкупных и честных политических деятелей можно назвать лишь Катона Младшего, но он составлял в этом отношении исключение.
ПРИМЕЧАНИЯ