Н. А. Машкин

Принципат Августа

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ
Машкин Н. А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность.
Изд-во Академии Наук СССР, Москва—Ленинград, 1949.

с.58

ИСТОРИОГРАФИЯ XIX—XX вв. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЗАРЯ

Путь Юлия Цеза­ря от вождя демо­кра­ти­че­ской пар­тии до обо­жест­влен­но­го монар­ха пред­став­ля­ет инте­рес как один из послед­них эта­пов Рим­ской рес­пуб­ли­ки. Исто­рию Юлия Цеза­ря в свя­зи с паде­ни­ем рес­пуб­ли­ки изу­ча­ли и изла­га­ли еще в древ­но­сти. Антич­ные авто­ры импе­ра­тор­ской эпо­хи оста­ви­ли нам доволь­но подроб­ное изло­же­ние фак­ти­че­ско­го мате­ри­а­ла и гос­под­ст­во­вав­ших тогда воз­зре­ний на дея­тель­ность Цеза­ря. В поэ­ме Лука­на «Фар­са­лия» вопрос этот занял цен­траль­ное место. Не забыт был Цезарь и в сред­ние века, но в ту эпо­ху инте­ре­со­ва­ло боль­ше все­го имя Цеза­ря, кото­рое ста­ло титу­лом, ука­зы­ваю­щим на выс­шую власть. Из гума­ни­стов одним из пер­вых «открыл» Цеза­ря как лич­ность и как поли­ти­че­ско­го дея­те­ля Пет­рар­ка. В после­дую­щую эпо­ху Цеза­рю уде­ля­ли вни­ма­ние не толь­ко исто­ри­ки, но и фило­со­фы (Бэкон, Мон­тень) и писа­те­ли (Шекс­пир). В даль­ней­шем на общую оцен­ку дея­тель­но­сти Цеза­ря и на осве­ще­ние тех или иных ее сто­рон ока­за­ли несо­мнен­ное вли­я­ние клас­со­вые и поли­ти­че­ские сим­па­тии исто­ри­ков. Так, напри­мер, если в про­из­веде­ни­ях идео­ло­гов «про­све­щен­но­го абсо­лю­тиз­ма» Цезарь полу­чил поло­жи­тель­ную оцен­ку, то уже мыс­ли­те­ля­ми и дея­те­ля­ми фран­цуз­ской бур­жу­аз­ной рево­лю­ции он рас­смат­ри­ва­ет­ся как тиран и пора­бо­ти­тель. Дале­ко не все напи­сан­ное о Цеза­ре име­ет науч­ную цен­ность. Реак­ци­он­ные моти­вы в его изо­бра­же­нии и оцен­ке его дея­тель­но­сти игра­ли и игра­ют боль­шую роль и долж­ны учи­ты­вать­ся иссле­до­ва­те­лем.

Из мно­го­чис­лен­ных работ середи­ны про­шло­го века до сих пор сохра­ня­ет свое зна­че­ние III том «Исто­рии Рима» Момм­зе­на, в кото­ром исто­рия Юлия Цеза­ря зани­ма­ет цен­траль­ное место. Момм­зен харак­те­ри­зу­ет Цеза­ря как гени­аль­но­го государ­ст­вен­но­го дея­те­ля и пол­ко­во­д­ца, поста­вив­ше­го сво­ей целью воз­рож­де­ние «рим­ской и глу­бо­ко упав­шей эллин­ской нации». с.59 Зна­че­ние работы Момм­зе­на заклю­ча­ет­ся в том, что он стре­мил­ся пока­зать неиз­беж­ность пре­вра­ще­ния Рима из рес­пуб­ли­ки в монар­хию. Но суще­ст­вен­ный недо­ста­ток труда Момм­зе­на заклю­ча­ет­ся в при­страст­ной иде­а­ли­за­ции Цеза­ря. XI гла­ва III тома — это не харак­те­ри­сти­ка, это — апо­ло­гия Цеза­ря, при­чем даже недо­стат­ки послед­не­го воз­во­дят­ся в иде­ал. Цезарь, по Момм­зе­ну, про­во­дит над­клас­со­вую, над­со­слов­ную поли­ти­ку, кото­рая долж­на спа­сти государ­ство. Он — пер­вый и един­ст­вен­ный насто­я­щий монарх чуть ли не всей миро­вой исто­рии.

Образ Цеза­ря создан под вли­я­ни­ем поли­ти­че­ских сим­па­тий Момм­зе­на, меч­тав­ше­го, как и дру­гие либе­раль­ные дея­те­ли 50-х годов XIX в., о вос­со­еди­не­нии Гер­ма­нии под вла­стью демо­кра­ти­че­ско­го монар­ха186.

Пред­ше­ст­вен­ни­ком Момм­зе­на был Дру­ман, высо­ко оце­ни­вав­ший Цеза­ря и тре­ти­ро­вав­ший Цице­ро­на. Дру­ман счи­тал, что Цезарь с само­го нача­ла сво­ей дея­тель­но­сти стре­мил­ся к абсо­лют­ной монар­хии и все­ми сред­ства­ми доби­вал­ся осу­щест­вле­ния этой цели187.

На трак­тов­ку исто­рии Юлия Цеза­ря несо­мнен­ное вли­я­ние ока­за­ли фран­цуз­ские авто­ры, посвя­тив­шие это­му вопро­су зна­чи­тель­ное коли­че­ство работ. Исто­ри­ей Цеза­ря зани­ма­лись авто­ры роя­лист­ско­го и бона­пар­тист­ско­го направ­ле­ний. Граф Шам­па­ньи, напри­мер, издав­ший в 40-х годах попу­ляр­ную исто­рию Цеза­рей, рас­смат­ри­вал Цеза­ря как орудие про­виде­ния188.

В том же духе писал и Напо­ле­он III. Таких людей, как Цезарь, Карл, Напо­ле­он, про­виде­ние посы­ла­ет на зем­лю, чтобы ука­зать людям путь спа­се­ния.

Момм­зен отка­зал­ся от рели­ги­оз­ной фра­зео­ло­гии, столь часто употреб­ля­е­мой в бона­пар­тист­ской исто­ри­че­ской лите­ра­ту­ре, но сохра­нил мысль об осо­бен­ной, если угод­но, про­виден­ци­аль­ной роли Цеза­ря. После­дую­щая бур­жу­аз­ная исто­рио­гра­фия нахо­ди­лась под вли­я­ни­ем Момм­зе­на. Оспа­ри­вал­ся его тезис, гла­ся­щий, что Цезарь стре­мил­ся воз­ро­дить рим­ское государ­ство, гово­ри­лось, что он был ско­рее злым гени­ем Рим­ской рес­пуб­ли­ки; воз­ра­жа­ли про­тив теле­о­ло­гиз­ма, кото­рый свой­ст­вен постро­е­нию Момм­зе­на, но эти спо­ры шли лишь вокруг оцен­ки лич­но­сти Цеза­ря.

Под несо­мнен­ным воздей­ст­ви­ем фран­цуз­ской исто­рио­гра­фии напи­са­на «Исто­рия Рим­ской импе­рии» Мери­ва­ля, где так­же дает­ся поло­жи­тель­ная харак­те­ри­сти­ка дея­тель­но­сти Юлия с.60 Цеза­ря. Из рус­ских исто­ри­ков XIX в. поло­жи­тель­ную оцен­ку дея­тель­но­сти Юлия Цеза­ря давал Т. Н. Гра­нов­ский189.

Теле­о­ло­ги­че­ская тео­рия Момм­зе­на, ста­вя­щая Цеза­ря в центр рим­ской исто­рии, явля­лась в тече­ние мно­гих лет гос­под­ст­ву­ю­щей. Про­тив нее воз­ра­жал Нич, при­пи­сы­вав­ший Цеза­рю не созида­тель­ную, а раз­ру­ши­тель­ную роль190. В каче­стве одно­го из реши­тель­ных про­тив­ни­ков Момм­зе­на высту­пил и Г. Ферре­ро. Для него дея­тель­ность Цеза­ря отнюдь не под­чи­не­на како­му-нибудь пла­ну, а зави­се­ла от слу­чай­но­стей. Цезарь для него не государ­ст­вен­ный дея­тель, а гени­аль­ный аван­тю­рист, к тому же неудач­ник. В пла­нах его не было ниче­го посто­ян­но­го или опре­де­лен­но­го. Дол­ги при­нуж­да­ли его быть в сою­зе с Крас­сом, а поли­ти­че­ская друж­ба соеди­ня­ла его с Пом­пе­ем. В свое кон­суль­ство он хотел создать уме­рен­ную демо­кра­тию по типу демо­кра­тии Перик­ла. Похо­ды его в Гал­лию озна­ме­но­ва­ны неуда­ча­ми, а победы — резуль­тат слу­чая. По Ферре­ро, его пла­ны внут­рен­них пре­об­ра­зо­ва­ний пол­ны про­ти­во­ре­чий, фан­та­стич­ны и невы­пол­ни­мы. Неудач­ная поли­ти­ка при­ве­ла Цеза­ря к тра­ги­че­ско­му кон­цу191.

Кри­ти­ка теле­о­ло­ги­че­ско­го взгляда на Юлия Цеза­ря дана была в «Очер­ках по исто­рии Рим­ской импе­рии» Р. Ю. Вип­пе­ра, вышед­ших в 1908 г. Р. Ю. Вип­пер один из пер­вых отме­тил, что боль­шин­ство постро­е­ний исто­рии Юлия Цеза­ря в осно­ве сво­ей пороч­но, посколь­ку лич­ность Цеза­ря ими рас­смат­ри­ва­лась изо­ли­ро­ван­но от соци­аль­ной исто­рии. Сам Р. Ю. Вип­пер рас­смат­ри­ва­ет воз­вы­ше­ние Юлия Цеза­ря в свя­зи с ростом рим­ской дер­жа­вы, в свя­зи с внут­рен­ней борь­бой, про­ис­хо­див­шей в Риме, но не учи­ты­ва­ет долж­ным обра­зом рабо­вла­дель­че­ско­го харак­те­ра Рим­ской дер­жа­вы и соци­аль­ных дви­же­ний рабов.

В 1918 г. вышла моно­гра­фия Эд. Мей­е­ра192, в осно­ве кото­рой лежит про­ти­во­по­став­ле­ние прин­ци­па­та Пом­пея и монар­хии Цеза­ря. По мне­нию Мей­е­ра, прин­ци­пат как поли­ти­че­ская систе­ма, при кото­рой наде­лен­ный выс­шей вла­стью чело­век защи­ща­ет ари­сто­кра­тию, созда­ва­лась при Пом­пее (см. выше). Цезарь же пред­вос­хи­тил на мно­го веков раз­ви­тие Рима. Его идеи и пла­ны мог­ли осу­ще­ст­вить­ся толь­ко лишь во вре­ме­на позд­ней импе­рии при Кон­стан­тине. Давая систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние собы­тий с 66 г. до 44 г., Эд. Мей­ер уде­ля­ет извест­ное вни­ма­ние соци­аль­ной исто­рии, но поли­ти­ка Цеза­ря берет­ся им изо­ли­ро­ван­но от соци­аль­ных дви­же­ний того вре­ме­ни. И для Эд. Мей­е­ра, как и для Момм­зе­на, теле­о­ло­гизм кото­ро­го он с.61 ста­ра­ет­ся раз­ру­шить, Юлий Цезарь — носи­тель выс­шей государ­ст­вен­ной идеи, про­вод­ник над­клас­со­вой поли­ти­ки.

После Эд. Мей­е­ра с поло­же­ни­я­ми, близ­ки­ми ко взглядам Момм­зе­на, высту­пил Кар­ко­пи­но193. По его мне­нию, в Риме неиз­беж­но долж­на была утвер­дить­ся монар­хия. Цезарь инту­и­тив­но и на осно­ва­нии опы­та осо­знал необ­хо­ди­мость это­го пере­хо­да. Пат­рио­тизм Цеза­ря соче­тал­ся с его демо­кра­тиз­мом. Со всей сво­ей гени­аль­но­стью он опре­де­лил истин­ные зада­чи рим­ской демо­кра­тии того вре­ме­ни, забо­тил­ся о при­ми­ре­нии тре­бо­ва­ний плеб­са и нужд про­вин­ций. Цезарь высту­па­ет убеж­ден­ным сто­рон­ни­ком монар­хии еще в юно­сти. Опи­ра­ясь на демо­кра­тию и вой­ско, он добил­ся неогра­ни­чен­ной вла­сти. Утвер­жде­нию монар­хии спо­соб­ст­во­ва­ли элли­ни­сти­че­ские рели­ги­оз­ные пред­став­ле­ния, кото­рые рас­про­стра­ня­лись по все­му миру и раз­но­си­ли убеж­де­ние в сверхъ­есте­ствен­ной при­ро­де монар­хи­че­ской вла­сти. Цезарь стал над сосло­ви­я­ми и клас­са­ми. Победа долж­на была озна­чать пре­кра­ще­ние клас­со­вой борь­бы, уни­что­же­ние поли­ти­че­ских пар­тий.

Несколь­ко иное отно­ше­ние к Цеза­рю в совре­мен­ной англий­ской лите­ра­ту­ре. Эдкок, автор ста­тей о Цеза­ре, в «Кем­бридж­ской древ­ней исто­рии»194 отри­ца­ет стрем­ле­ние Цеза­ря к цар­ской вла­сти и счи­та­ет, что он доволь­ст­во­вал­ся теми пол­но­мо­чи­я­ми, какие у него были. Эдкок раз­би­ра­ет раз­лич­ные рефор­мы Цеза­ря, но почти пол­но­стью игно­ри­ру­ет его соци­аль­ную поли­ти­ку.

В рабо­те Сай­ма, вышед­шей в 1939 г., под­чер­ки­ва­ет­ся кон­сер­ва­тизм Цеза­ря. Пла­ны осно­ва­ния элли­ни­сти­че­ской монар­хии Сайм счи­та­ет фан­та­зи­ей исто­ри­ков. Цезарь созна­вал, что власть ноби­ли­те­та явля­ет­ся ана­хро­низ­мом, так же как и при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние рим­ско­го плеб­са, когда насе­ле­ние Ита­лии полу­чи­ло граж­дан­ство. Его авто­кра­тизм был вынуж­ден­ным, он ста­вил сво­ей целью преж­де все­го лик­вида­цию послед­ст­вий граж­дан­ской вой­ны. Сайм умал­чи­ва­ет о том, что Цезарь осу­ществлял внут­рен­нюю и внеш­нюю поли­ти­ку в инте­ре­сах рим­ских рабо­вла­дель­цев.

Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ли Цеза­рю реак­ци­он­ные бур­жу­аз­ные пуб­ли­ци­сты. В 1924 г. в Гер­ма­нии вышла кни­га Гун­доль­фа «Цезарь. Исто­рия его сла­вы»195. Для авто­ра твор­ца­ми исто­рии явля­ют­ся вели­кие лич­но­сти. Гун­дольф стре­мит­ся воз­ро­дить культ геро­ев; таким геро­ем-спа­си­те­лем, «насто­я­щим чело­ве­ком» («der rich­ti­ge Mensch») был для него и Цезарь. Ни соци­аль­ная с.62 борь­ба, ни поли­ти­че­ские собы­тия не объ­яс­ня­ют зна­че­ния Цеза­ря. Все дело заклю­ча­лось в силь­ной лич­но­сти Цеза­ря, кото­ро­го не поня­ли ни совре­мен­ни­ки, ни после­дую­щие поко­ле­ния.

Гун­дольф при­хо­дит к заклю­че­нию, что лишь Ниц­ше, при­зы­вав­ший раз­будить дух геро­и­че­ских лич­но­стей про­шло­го, по досто­ин­ству оце­нил Цеза­ря. Исто­ри­че­ские рас­суж­де­ния реак­ци­о­не­ра Гун­доль­фа под­чи­не­ны опре­де­лен­ной поли­ти­че­ской зада­че: он меч­тал о том, чтобы и в Гер­ма­нии в его дни появил­ся «герой-осво­бо­ди­тель», яко­бы подоб­ный Цеза­рю. Гун­дольф — пред­ше­ст­вен­ник фашиз­ма, и его поло­же­ния ока­за­ли несо­мнен­ное вли­я­ние на фашист­ских фаль­си­фи­ка­то­ров исто­рии, стре­мив­ших­ся дока­зать, что успе­хи Цеза­ря объ­яс­ня­ют­ся тем, что… он был истин­ным арий­цем.

Игно­ри­ро­ва­ние соци­аль­ной обу­слов­лен­но­сти исто­рии Юлия Цеза­ря харак­тер­но не толь­ко для Гер­ма­нии. В 1925 г. дат­ский лите­ра­тур­ный кри­тик Георг Бран­дес выпу­стил двух­том­ное сочи­не­ние о Цеза­ре196, в кото­ром гово­рит­ся, что дея­тель­ность Цеза­ря зна­ме­ну­ет собой вели­чай­ший про­гресс, како­го мог­ло достиг­нуть чело­ве­че­ство по ини­ци­а­ти­ве отдель­но­го лица. Борь­ба Цеза­ря рас­смат­ри­ва­ет­ся Бран­де­сом в плане его лич­ных столк­но­ве­ний со сво­и­ми поли­ти­че­ски­ми про­тив­ни­ка­ми. Пом­пей, Цице­рон, Брут, Кас­сий и дру­гие награж­да­ют­ся Бран­де­сом таки­ми эпи­те­та­ми, как «бан­ди­ты», «пре­да­те­ли», «глуп­цы» и т. п.

Отказ от уста­нов­ле­ния соци­аль­ной обу­слов­лен­но­сти в исто­рии Юлия Цеза­ря мож­но счи­тать харак­тер­ным для всех бур­жу­аз­ных исто­ри­ков (если не счи­тать отдель­ных попы­ток). Отказ этот при­во­дит в конеч­ном сче­те к тем реак­ци­он­ным постро­е­ни­ям, кото­рые были созда­ны немец­ки­ми и италь­ян­ски­ми исто­ри­ка­ми фашист­ско­го направ­ле­ния и ока­за­ли вли­я­ние на англий­ских и аме­ри­кан­ских иссле­до­ва­те­лей.

В этом отно­ше­нии харак­тер­на кни­га Бюча­на «Цезарь»197, вышед­шая в серии крат­ких био­гра­фий вели­ких людей.

Бючан дает крат­кое изло­же­ние собы­тий поло­ви­ны I в. до н. э., объ­яс­няя успе­хи Цеза­ря осо­бым его при­зва­ни­ем, лич­ны­ми каче­ства­ми198. У Бюча­на про­мельк­ну­ло даже заме­ча­ние о том, что Цезарь победил… как чело­век Севе­ра! В ком­пи­ля­тив­ной кни­ге Бюча­на наряду с кни­гой Эд. Мей­е­ра исполь­зо­ва­на, несо­мнен­но, и кни­га Гун­доль­фа, на кото­рую автор хотя и не сослал­ся, но от кото­рой он зави­сел в сво­ем суж­де­нии о какой-то «нади­сто­ри­че­ской» роли Цеза­ря.

с.63 Для италь­ян­ской исто­рио­гра­фии пери­о­да фашиз­ма харак­тер­ной явля­ет­ся попыт­ка пред­ста­вить Цеза­ря как «вели­ко­го италь­ян­ца», созда­те­ля импе­рии, воз­ро­дить кото­рую хоте­ли фаши­сты. Лишен­ная исто­ри­че­ских черт апо­ло­ге­ти­ка дохо­ди­ла ино­гда до како­го-то мисти­че­ско­го мараз­ма, стран­но­го для XX в. Вот, напри­мер, что писал Джо­ван­нет­ти в сво­ей кни­ге «Рели­гия Цеза­ря»199. «Цезарь заклю­ча­ет пеласги­че­ский цикл, один из мат­ри­ар­халь­ных цик­лов, кото­рые исто­ри­че­ская про­ти­во­по­лож­ность Восток-Запад обра­зу­ет в пре­де­лах сре­ди­зем­но­мор­ских циви­ли­за­ций. Цикл пред­ше­ст­ву­ю­щий идет от Вол­чи­цы Питаю­щей до Весты Град­ской; теперь послед­нюю сме­ня­ет Веста Цеза­ря». Труд­но понять эти домыс­лы авто­ра.

Нуж­но заме­тить, что тра­ди­ции «вели­ких италь­ян­цев» не остав­ле­ны в Ита­лии и после вто­рой миро­вой вой­ны. В 1945 г. вышла кни­га Ферра­би­но «Цезарь»200. Для Ферра­би­но Цезарь — истин­ный осно­ва­тель импе­рии. Поли­ти­ка Цеза­ря и Авгу­ста неот­де­ли­мы, послед­ний лишь про­во­дил то, что наме­че­но было пер­вым. Идея рим­ско­го мира при­над­ле­жит Цеза­рю, но этот мир Цезарь хотел утвер­дить при помо­щи войн. Cle­men­tia — «вели­ко­ду­шие», «милость» — явля­ет­ся одной из глав­ных черт поли­ти­ки Цеза­ря. Cle­men­tia озна­ча­ла при­ми­ре­ние со сво­и­ми про­тив­ни­ка­ми, про­ще­ние их, забве­ние преж­них поли­ти­че­ских рас­хож­де­ний; Цезарь делал это не из филан­тро­пи­че­ских побуж­де­ний, как реко­мен­до­вал впо­след­ст­вии Сене­ка, а в инте­ре­сах обще­го­судар­ст­вен­но­го един­ства. Мир, согла­сие, без­опас­ность, богат­ство, сли­я­ние всех наций в еди­ную рим­скую так­же были целя­ми «истин­но­го италь­ян­ца» Цеза­ря, осу­щест­влен­ны­ми в эпо­ху импе­рии.

Ни с одним из этих поло­же­ний Ферра­би­но согла­сить­ся, конеч­но, нель­зя. Кни­га его, состо­я­щая из исто­ри­ко-поли­ти­че­ских рас­суж­де­ний, пока­зы­ва­ет, что италь­ян­ская исто­рио­гра­фия дале­ко не пре­одо­ле­ла тех поло­же­ний, какие про­па­ган­ди­ро­ва­лись в 20-х и 30-х годах.

Этот крат­кий обзор исто­ри­че­ской лите­ра­ту­ры ука­зы­ва­ет на то, что осве­ще­ние дея­тель­но­сти Юлия Цеза­ря в бур­жу­аз­ной исто­рио­гра­фии все­гда име­ло опре­де­лен­ную поли­ти­че­скую направ­лен­ность, отли­ча­лось модер­низ­мом, а неред­ко и реак­ци­он­но­стью.

Вопро­сы соци­аль­ной поли­ти­ки Цеза­ря под­ня­ты были в рус­ской исто­рио­гра­фии Р. Ю. Вип­пе­ром. Совет­ски­ми исто­ри­ка­ми дея­тель­ность Цеза­ря была постав­ле­на в связь с вос­ста­ни­я­ми рабов и дви­же­ни­ем сво­бод­ной бед­но­ты. Это под­чер­ки­ва­ет­ся А. В. Мишу­ли­ным в его рабо­те «Спар­та­ков­ское вос­ста­ние» с.64 и в трудах С. И. Ковале­ва. В «Очер­ках по исто­рии древ­не­го Рима» В. С. Сер­ге­ев дал харак­те­ри­сти­ку пла­нов и соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской поли­ти­ки Цеза­ря. Осо­бое зна­че­ние при­да­ет­ся В. С. Сер­ге­е­вым армии, быв­шей глав­ной опо­рой Цеза­ря, прав­ле­ние кото­ро­го мож­но счи­тать воен­ной монар­хи­ей, какую впо­след­ст­вии уста­но­вят в Риме Севе­ры. Из наше­го обзо­ра лите­ра­ту­ры о Цеза­ре выте­ка­ет важ­ность ана­ли­за вопро­сов, отно­ся­щих­ся к соци­аль­но-поли­ти­че­ской про­грам­ме Цеза­ря, и тех меро­при­я­тий, кото­рые ему уда­лось про­ве­сти.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 186Ed. Meyer, Caes. Mon., S. 326.
  • 187Dru­mann, Ge­schich­te Roms in sei­nem Über­gan­ge von der re­pub­li­ka­ni­schen zur mo­nar­chi­schen Ver­fas­sung, I, Aufl. 1834—1844; 3 Ausg. Dru­mann-Grö­be, I—VI, 1899—1929.
  • 188F. Cham­pag­ny de, Les Cé­sars, Pa­ris 1853, p. 145, русск. перев. Шам­па­ньи, Цеза­ри, I, изд. 2-е, СПб., 1882.
  • 189Т. Н. Гра­нов­ский, Соч., т. II.
  • 190К. Нич, Исто­рия Рим­ской рес­пуб­ли­ки, русск. перев., М. 1908, стр. 444 сл.
  • 191Г. Ферре­ро, Вели­чие и паде­ние Рима, т. II.
  • 192Ed. Meyer, Caes. Mon. 3 Aufl., Stuttg.—Ber­lin, 1922.
  • 193Пер­во­на­чаль­но в заклю­чи­тель­ной гла­ве работы J. Car­co­pi­no, Points de vue sur l’im­pè­ria­lis­me Ro­mai­ne, II ed., Pa­ris, 1934, а затем в томе из «Все­об­щей исто­рии» Глот­ца — Glotz G. His­toi­re gé­né­ra­le, his­toi­re an­cien­ne, his­toi­re Ro­mai­ne, II, p. II, Pa­ris, 1936.
  • 194CAH, IX, Cambr. 1932, ch. XV, XVI, XVIII, p. 614—738.
  • 195F. Gun­dolf, Cae­sar. Ge­schich­te sei­nes Ruhms, Ber­lin 1924.
  • 196P. C. Bran­des, Juli­us Cae­sar, I—II, Ber­lin 1925.
  • 197Bu­chan, Cae­sar, 1945.
  • 198Ibid.
  • 199Gio­van­net­ti, La re­li­gio­ne di Ce­sa­re, 1937.
  • 200Fer­ra­bi­no, Ce­sa­re, Fio­ren­za, 1945.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1387643698 1303242327 1303312492 1405475011 1405475012 1405475013