Государственная и правовая деятельность Марка Порция Катона Старшего
Глава 2
Вологодский государственный педагогический университет.
Вологда «Русь» 2004.
Публикуется по электронному варианту, предоставленному автором.
§ 3. Судебные процессы 80-х гг. II в. до н. э.
В 196 г. до н. э. Катон сложил консульский империй, отпраздновав триумф (Liv. 34. 46. 1). После этого он покидает Рим, присоединившись в качестве легата к войскам консула 194 г. до н. э. Тиберия Семпрония Лонга (Plut. Cat. Mai. 12). Выбор Катона, стремившегося попасть в Цизальпийскую Галлию, явно не был случаен. В 195 г. до н. э. Галлия была провинцией Луция Валерия Флакка, который и после окончания должностного срока оставался в ней, получив проконсульские полномочия (Liv. 33. 43. 4—
Следующее известие о Катоне приходится на 191 г. до н. э., когда он и Луций Валерий Флакк (вместе с Тиберием Семпронием Лонгом, Титом Квинкцием Фламинином и Луцием Корнелием Сципионом) находятся при штабе консула Мания Ацилия Глабриона. Источники по-разному определяют статус Катона. Цицерон, Плутарх и Фронтин пишут о том, что Катон был военным трибуном, тогда как Ливий называет его и Валерия consulares legati76. Как заметил Т. Моммзен, большого противоречия между этими сообщениями нет, так как оба термина обозначали офицерские должности77. В войне с Антиохом Катон упрочил свою военную славу битвой при Фермопилах, сразу же после которой он покинул армию, чтобы донести в Рим весть о победе.
Вернувшись в Рим, Катон развивает бурную деятельность. Его активное участие в событиях 190—
с.59 В том же 190 г. до н. э. из Лигурии и Этолии возвращаются принадлежавшие к кругу Сципиона проконсулы Квинт Минуций Терм и Маний Ацилий Глабрион (Liv. 37. 46. 1)78. После того, как они потребовали у сената триумф, Катон выступил в курии с несколькими речами против Минуция, обвиняя его в кровавом произволе по отношению к союзникам и фальшивых отчетах о военных победах (MF 58—
Выступления Катона обозначили начало широкой политической кампании против группировки Сципиона и той политики, олицетворением которой являлись братья Сципионы. Как кажется, первым, кто указал на то, что между событиями, разбросанными между борьбой за цензуру 189 г. до н. э., сципионовскими процессами и цензурой 184 г. до н. э. существует прямая связь, был Д. Кинаст. В своем исследовании он показал, что внешне мало связанные друг с другом события
Важное место в указанных событиях занимает борьба за цензуру 189 г. до н. э. На необычный характер выборов указывает Ливий, отметивший, что «само по себе соискательство этой должности как будто и не подавало повода к столь упорному состязанию, но возбудило иную, гораздо более напряженную распрю» (37. 57. 9). Упорство, с каким самые влиятельные римские политики боролись за цензуру 189 и 184 гг. до н. э. указывает на то, что на
Все из перечисленных кандидатов являлись весомыми политическими фигурами и имели значительные шансы на победу. Тит Квинкций Фламинин, благодаря битве при Киноскефалах и своей деятельности в Греции, мог соперничать со славой Сципиона. Публий Корнелий Сципион Назика, двоюродный брат Африкана, был еще в 204 г. до н. э. признан bonorum virum optimus, а в 191 г. до н. э. получил триумф за победу над кельтами. Луция Валерия Флакка и Марка Клавдия Марцелла объединяло то, что они происходили из знатных и богатых фамилий, были консулярами и сыновьями выдающихся деятелей эпохи Ганнибаловой войны. Марк Порций Катон в 194 г. до н. э. получил испанский триумф и в 190 г. до н. э. возвестил римскому народу об одержанной победе при Фермопилах. с.60 В 190 г. до н. э. триумф за войну в Этолии получил Маний Ацилий Глабрион.
Как указывает Ливий, наибольшие шансы на победу имел именно он: «Он пользовался наибольшим расположением народа, ибо, раздав много подарков, он привязал к себе немалую часть горожан» (37. 57. 11). Последнее и послужило поводом к возбуждению против Глабриона обвинения в том, что он утаил часть добычи, захваченной в лагере Антиоха, из которой и производились богатые раздачи в Риме. Привлекли Глабриона к суду плебейские трибуны Публий Семпроний Гракх и Гай Семпроний Рутул. Особый вес обвинению придавали показания военных трибунов и легатов при Ацилии, и, прежде всего, Катона, подтвердившего основательность обвинения81. Ливий сообщает: «Как свидетель он показал, что не заметил во время триумфа тех золотых и серебряных сосудов, которые видел среди добычи после взятия царского лагеря» (37. 57. 14).
Распространено мнение, что за выступлением Катона стояло желание устранить соперника по выборам82. Однако, источники показывают, что свидетельские показания только повредили ему, чем и воспользовался Глабрион, «для разжигания ненависти к Катону обвинивший его в преступном лжесвидетельстве» (Liv. 37. 57. 15). С другой стороны, Ливий упоминает о том, что за плебейскими трибунами стояли некие знатные лица, возмущенные притязаниями homo novus (37. 57. 12). Это сообщение во многом проясняет ситуацию. Против «новичка» Глабриона не мог выступить Луций Валерий Флакк, поскольку он сам шел в связке с «новым» консуляром Катоном. Столь же маловероятно, что это был Сципион Назика, являвшийся представителем сципионовского клана, который покровительствовал Глабриону83. В этом случае обоснованной выглядит звучавшая в литературе мысль о том, что истинными вдохновителями обвинений против Глабриона были Тит Квинкций Фламинин и Марк Клавдий Марцелл84.
В перечне соискателей цензуры легко угадываются возможные пары: Публий Корнелий Сципион Назика — Маний Ацилий Глабрион; Луций Валерий Флакк — Марк Порций Катон; Тит Квинкций Фламинин — Марк Клавдий Марцелл. Напряжение на выборах усиливало то обстоятельство, что наибольшими шансами на победу обладал плебей Маний Ацилий Глабрион, который вполне мог стать единственным кандидатом, набравшим нужное число голосов в центуриях (censor prior), так что выбор второго цензора оставался бы за ним (Liv. 39. 41. 4)85. В этом случае ни у Тита Квинкция Фламинина, ни у Луция Валерия Флакка не оставалось никаких шансов. Только отстранение от выборов Мания Ацилия Глабриона (и, фактически, Марка Порция Катона) предопределило исход голосования, которое принесло победу Фламинину и Марцеллу (Liv. 37. 58. 2).
Следует заметить, что не меньше чем Фламинин в устранении соперника-плебея был заинтересован Марк Клавдий Марцелл. Как сообщает Ливий, после того, как Глабрион отказался от соискания цензуры, дело против него было прекращено (37. 58. 1). Это с.61 сообщение, возможно, проливает свет и на события 190 г. до н. э., когда Катон в сенате выступил с обвинениями против Квинта Минуция Терма. По-видимому, задачей Катона было не только лишить Терма триумфа, но и не дать ему возможности участвовать в предстоящих цензорских выборах, на которых он как победоносный полководец, память о победах которого была свежа, имел бы серьезные шансы на победу. Устранение его, в таком случае, было выгодно не столько Катону, сколько Марцеллу, который избавлялся от соперника-плебея, составлявшего ему серьезную конкуренцию.
Кроме того, следует обратить внимание на слова Ливия о том, что во время процесса показания легатов и военных трибунов были разноречивы, и только Катон дал показания, подтвердившие обвинение (37. 57. 13). Необходимо учитывать, что легатом при Глабрионе был не только Катон, но и два других кандидата — Луций Валерий Флакк и Тит Квинкций Фламинин, которых, видимо, и имел в виду Ливий (либо автор, которого он использует). Возможно, что Катон сознательно подставил себя под удар, чтобы обеспечить победу Марцелла, который был не только его политическим союзником, но и представителем фамилии, покровительствовавшей Катону с первых лет Ганнибаловой войны. Не совсем ясно, сделал ли это Катон добровольно, или он был вынужден отказаться от соискания цензуры под давлением, которое на него оказывали его политические союзники. На наш взгляд, вероятнее второе, однако, более подробно на этом мы остановимся при описании событий, связанных с борьбой за цензуру 184 г. до н. э.
В литературе неоднократно высказывалось утверждение, что дав показания против Глабриона, своего непосредственного начальника, Катон нарушил не только субординацию, но и те квазипатронатные отношения, находившиеся на стыке права и морали, что связывали полководца и офицера так же тесно, «как отца с сыном», по образному выражению Цицерона (Cic. De orat. 2. 197—
Что касается моральной стороны дела, то источники не дают ясного ответа на вопрос о взаимоотношениях с.62 Катона и Глабриона до 189 г. до н. э. Мнения исследователей здесь расходятся. Если
Важно отметить, что хотя Ливий и Плутарх приводят разные маршруты движения Катона, они оба сообщают о том, что путь из Греции в Рим занял у него чуть более четырех дней. Ливий уточняет при этом, что Катон спешил попасть в Рим (36. 21. 6). Понять причину такой спешки можно, лишь уяснив себе роль Луция Сципиона в этой истории. Известно, что он был отправлен Глабрионом в Рим на несколько дней раньше Катона (Liv. 36. 21. 7). Возникает вопрос — зачем консулу понадобилось посылать двух вестников?
Скорее всего, консул отправил Катона не сразу же после битвы, как утверждает Плутарх, а спустя какое-то время, о чем сообщает Ливий. Эти несколько дней потребовались Глабриону для того, чтобы первым отправить в Рим Луция Сципиона, поскольку отказать в почетной миссии Катону, которому принадлежала главная заслуга в победе, он не мог. Как отмечает сама
В 190—
Исследователи неоднократно предпринимали попытки более точно определить время, когда была написана речь, опираясь на оставленные Катоном указания. Г. Скаллард предположил, что речь была произнесена Катоном при слушании его дела перед цензорами 189 г. до н. э.94 Такое объяснение, однако, выглядит надуманным, поскольку магистраты отчитывались перед сенатом или в суде, но не перед цензорами95. П. Фраккаро отнес
То, что ни Катон и его союзники, ни их соперники не смогли довести до конца судебные процессы (ни один из них не закончился вынесением обвинительного приговора) показывает, что к началу
Из сообщения Плутарха можно понять, что Фламинин сделал это для того, чтобы отомстить Катону, с которым он находился в неприязненных отношениях (Flam. 18). Однако, в качестве мотива его действий Плутарх называет исключение Катоном из состава сената брата Тита Луция Квинкция Фламинина. Событие это относится не к 189 г. до н. э., а ко времени цензуры Катона, о чем далее и сообщает сам Плутарх. Он пишет: «Тит был настолько задет несчастьем брата, что примкнул к тем, кто издавна ненавидел Катона, и, склонив сенат на свою сторону, расторг и отменил все заключенные Катоном арендные договоры и сделки по откупам» (Flam. 19). Речь явно идет о 184 г. до н. э., причем прямо указывается на то, что Фламинин присоединился к противникам Катона только во время цензорства последнего. Следует также отметить, что, согласно Ливию, сенат расторг сделки, заключенные Катоном, по настоянию публиканов, а имя Тита им вообще не упоминается (39. 44. 8). Таким образом, Плутарх проецирует отношения, сложившиеся между Катоном и Фламинином в 184 г. до н. э., на период начала
Кроме того, следует учитывать, что Сципион в это время отсутствовал в Риме, занятый войной с Антиохом. Действия цензоров, скорее всего, определялись политической целесообразностью. Как сам Тит Квинкций Фламинин, являвшийся фигурой компромисса, так и мягкий снисходительный характер цензуры 189 г. до н. э. отражают период начала
с.65 Братья Сципионы прибыли в Рим ранней весной 188 г. до н. э. Луций Сципион, отчитавшись перед сенатом и народным собранием о своих действиях, потребовал предоставления ему почетного прозвища — агномена Азиатский (Asiaticus), и, видимо, триумфа (Liv. 37. 58. 6, 59. 1). Однако, как пишет Ливий, «нашлись такие, кто утверждал, будто эта война больше наделала шуму, чем потребовала трудов, — ведь она решилась одним сражением, и цветок славы за эту победу был уже сорван при Фермопилах» (37. 58. 7). Указание на Фермопилы показывает, что оппонентом Луция Сципиона был либо сам Катон, либо его сторонники. Луций, тем не менее, получил триумф, который он провел с большой роскошью, хотя, как замечает
Сципионовские процессы представляют собой одну из самых темных страниц античной истории. «Эпизод этот был изрядно запутан древними историками и еще больше — попытками историков нового времени дать ему четкую и однозначную социально-политическую и — или — идеологическую интерпретацию», — пишет
При обращении к традиции, изложенной Валерием Анциатом и переработанной Ливием, обращает на себя внимание ее принадлежность к младшей анналистике. Это во многом объясняет, почему Анциат обошел молчанием многие детали, о которых упоминают другие античные авторы (к примеру, в тени оказалась сюжетная линия, связанная с Луцием Сципионом и другими второстепенными участниками процессов), сосредоточив основное внимание на фигуре Сципиона Африканского. Рассматривая события
Поводом к началу сципионовских процессов, по Ливию, послужило выступление в сенате плебейских трибунов Квинтов Петилиев, потребовавших привлечения к суду Публия Сципиона (38. 50. 5). Начало первого процесса, таким образом, несомненно относится к 187 г. до н. э., на который приходится трибунат Петилиев. Интересно, что действует два Петилия с одинаковым личным именем. Р. Хейвуд высказал в этой связи предположение, что в действительности был только один трибун Квинт Петилий, поскольку в документах античного периода довольно часто отбрасывалось конечное -us, что могло ввести в заблуждение древних авторов110.
Эта мысль подтверждается данными источников. Полибий пишет об одном обвинителе, хотя и не называет его по имени (23. 14. 7—
Вызывают сомнение и другие детали сообщения Ливия. Бросается в глаза, что он довольно туманно пишет о мотиве обвинения Публия Сципиона Африканского, никак не конкретизируя его (38. 51. 1—
П. Фраккаро объясняет молчание Валерия Анциата тем, что тот сознательно опустил данный эпизод, поскольку он мешал общей конструкции рассказа анналиста. Анциат в художественных целях изменил весь ход сципионовских процессов, завершающую их часть (суд над Публием) поместив в начало. В результате Луций Сципион практически полностью выпал из его повествования, что еще более запутало истинную картину произошедшего114. Кроме того, основанием для версии Анциата могло послужить то, что и Полибий, и анналист, которого использует Геллий, писали о том, что Петилии требовали отчета у Публия, а не у Луция Сципиона (Polyb. 23. 14. 7; Gell. 4. 18. 7—
Отдельную проблему представляет обвинение, предъявленное Луцию Сципиону. Если отбросить версию Анциата — Ливия, не сообщающих, в чем конкретно оно состояло, остается информация Полибия, одного из самых достоверных античных авторов. Описывая заседание сената, он приводит следующие слова Сципиона: «Публий… спросил, почему они так доискиваются отчета о том, каким образом и как израсходованы три тысячи талантов, и между тем не спрашивают, каким образом и через кого поступили к ним пятнадцать тысяч талантов, которые получены им от царя Антиоха…» (23. 14. 8—
Для того чтобы ответить на него, следует обратить внимание на то, что две тысячи пятьсот талантов прошли через руки сменившего в Азии Луция Сципиона Гнея Манлия Вольсона (Liv. 38. 38. 13, 39. 5). Речь, следовательно, должна идти о том, что когда в 187 г. до н. э. Петилии (или Петилий) потребовали в сенате отчет о трех тысячах талантах Антиоха, к ответу был призван не только Луций Сципион, через которого прошла лишь одна шестая часть контрибуции, но и Гней Манлий Вольсон, который нес ответственность за остальные пять шестых военной добычи. При этом формально главная тяжесть обвинения ложилась не на Сципиона, а на Манлия.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что незадолго до начала процесса Манлий прибыл в Рим с огромной добычей из Азии, однако, как только он потребовал триумф, в сенате разразился скандал: легаты полководца выступили против него с многочисленными обвинениями. В литературе отмечалось, что во время процесса 187 г. до н. э. Манлий еще не получил триумф, и положение его не было настолько прочным, чтобы обвинение в расхищении денег не повредило бы ему, даже если счета его и были в полном порядке116. Ливий определенно указывает на связь дела Манлия со сципионовскими процессами. Рассказ о суде над Сципионами он предваряет замечанием, что только процесс против великого полководца прервал расследование деятельности Манлия в Азии (38. 50. 4). Таким образом, сведения традиции позволяют восстановить следующий порядок событий 187 г. до н. э.: (1) обвинение Гнея Манлия Вольсона в сенате — (2) обвинение Луция Сципиона в сенате — (3) вмешательство в расследование Публия Сципиона.
В результате последовавших после обвинения Манлия событий его дело оказалось заслонено сципионовскими процессами, а анналистическая историография окончательно развела два этих дела, сфокусировав основное внимание на фигуре Публия Сципиона Африканского. Предположив, что Валерий Анциат создал искусственную, «драматизированную» версию событий 187 г. до н. э., мы будем исходить из того, что те сведения, которые отклоняются от его версии, с большой долей вероятности указывают на истинный порядок тех событий. Ливий, по крайней мере, несколько раз упоминает о присутствии фигуры Манлия в сципионовских процессах. В
Таким образом, почва для сципионовских процессов была создана, когда в конце апреля или начале мая 187 г. до н. э. в Рим прибыл Гней Манлий Вольсон, потребовавший триумф в связи с его победами в Азии. Этому воспротивилось «большинство из состоявших при нем легатов, и особенно Луций Фурий Пурпуреон и Луций Эмилий Павел» (Liv. 38. 44. 9). Участие Луция Эмилия Павла в этих событиях выглядит загадочным, поскольку традиционно считается, что он был тесно связан со Сципипонами. При этом в качестве главного аргумента выступают семейные связи Эмилиев и Корнелиев: сестра Луция была женой Публия, а позднее сын Павла был усыновлен фамилией Сципиона Африканского. Однако, для того, чтобы с уверенностью говорить о политическом союзе Сципиона и Павла, необходимо, чтобы их семейные связи были подкреплены общими политическими интересами. Реальные свидетельства последнего отсутствуют, что делает весьма уязвимым предположение о близости Павла к группе Сципиона.
Сами по себе семейные связи могут быть интерпретированы по-разному, в зависимости от позиции, занятой исследователем. Так, другой сын Павла был отдан в фамилию Квинта Фабия Максима, а дочь Луция вышла замуж за старшего сына Марка Порция Катона. Одним из наставников Публия Корнелия Сципиона Эмилиана также был Катон, видимо, оказавший большое влияние на формирование его взглядов118. Стоит вспомнить, что, согласно традиции, тот же Сципион Африканский выдал дочь замуж за своего политического противника Тиберия Семпрония Гракха. С другой стороны, имеются свидетельства сотрудничества представителей различных ветвей рода Эмилиев с Фабиями и Клавдиями в годы Ганнибаловой войны119.
Более определенно можно говорить о Луции Фурии Пурпуреоне, с.70 принадлежавшем к кругу Марцеллов120. Ливий однозначно говорит о вражде Фурия и Манлия (38. 54. 6). В связи с этим правдоподобным выглядит предположение Д. Кинаста о том, что именно Луций Фурий Пурпуреон, после того, как не удалось сорвать триумф Гнея Манлия Вольсона, побудил трибунов Петилиев потребовать в сенате отчет о деньгах Антиоха, подставляя таким образом под удар Манлия121. На выводах немецкого ученого, однако, сказалась его установка на отсутствие у Катона четких политических целей. Отрицая наличие последовательной систематической борьбы Катона со Сципионами, Д. Кинаст видит в участии Катона в событиях 187 г. до н. э. лишь попытку удалить возможных конкурентов на цензорских выборах 184 г. до н. э.122 Отстаивая такую точку зрения, исследователь был вынужден проигнорировать целый пласт античной традиции, определенно указывающей на то, что за спиной Петилиев стоял Катон. Ливий пишет: «Предполагают, что по его [Катона] наущению Петилии… взялись за дело» (38. 54. 2). Авл Геллий сообщает: «Некие Петилии, плебейские трибуны, подосланные и подученные, как говорят, Марком Катоном, врагом Сципиона…» (4. 18. 7). Плутарх говорит о том, что Катон «и сам не раз выступал с обвинениями в суде и поддерживал других обвинителей, а иных и подстрекал к таким выступлениям, как, например, Петилия, обвинявшего Сципиона» (Cat. Mai. 15). Впрочем, и сам Д. Кинаст признает, что Пурпуреон действовал с ведома и при поддержке Катона123.
Следует заметить, что фигура Гнея Манлия Вольсона должна была вызывать у Катона не меньшее отторжение, чем братья Сципионы. Причиной его могла быть не только личная неприязнь, но и то, что Манлий воплощал в своей деятельности худшее из того, что принес с собой в римскую политику Сципион. Ливий сообщает, что «к Манлию судьи были бы настроены еще враждебнее, чем к Сципиону, ибо тот держал войско в строгой дисциплине, а про этого говорили, что, став преемником Сципиона, он превратил его армию в распущенный сброд. Слухи о распущенности солдат Манлия в далекой провинции с очевидностью поддерживались их поведением на глазах сограждан» (39. 6. 5—
Примечательно и то, каким образом Ливий описывает триумф Гнея Манлия Вольсона. Он пишет: «Именно это азиатское воинство познакомило Город с чужеземной роскошью. Тогда впервые были привезены в Рим отделанные бронзой пиршественные ложа, дорогие накидки и покрывала, ковры и салфетки, столовое серебро с.71 чеканной работы, столики из драгоценных пород дерева, великолепные по тем временам. Именно тогда повелось приглашать на обеды арфисток и кифаристок, устраивать для пирующих и другие увеселения, да и сами обеды стали готовить с большими затратами и стараниями. Именно тогда стали платить большие деньги за поваров, которые до этого считались самыми бесполезными и дешевыми рабами, и поварской труд из обычной услуги возвели в настоящее искусство» (39. 6. 7—
Попытавшись оспорить обязанность полководца отчитываться о захваченной на войне добыче, Сципион, скорее всего, не нашел понимания у большинства сенаторов, на что указывает демонстративное уничтожение им счетной книги. После этого инцидента плебейский трибун Гай Минуций Авгурин привлекает Луция Сципиона к суду. В этой связи обоснованной выглядит точка зрения, согласно которой в 187 г. до н. э. было два «дела» Луция Сципиона: в сенате, где у него потребовали отчитаться о полученных от Селевкидов деньгах, и в суде, когда он был привлечен к суду народа125. Хотя формально обвинителем Сципиона являлся плебейский трибун, истинным инициатором возобновления судебного преследования Луция Сципиона был Катон, который поддержал обвинение речью «О деньгах царя Антиоха» (De pecunia regis Antiochi)126.
Ливий, однако, в своем труде передает версию Анциата, согласно которой Луций Сципион был привлечен к суду по Петилиеву закону, гласившему: «Желаете ли, повелеваете ли вы, квириты, чтобы дело о деньгах, захваченных, увезенных, взысканных с царя Антиоха, а также с подвластных ему, и о том, какая часть этих денег не была сдана в государственную казну, предоставлено было сенату городским претором Сервием Сульпицием, чтобы он сделал запрос, кому из нынешних преторов желает сенат поручить расследование этого дела» (38. 54. 3—
После того, как Муммии сняли свои возражения, все трибуны проголосовали за предложенный законопроект. Этот эпизод объясняет, для чего понадобилось вмешательство Петилиев: через специальное постановление изменялась процедура судебного разбирательства. Кроме того, смысл предложения Петилиев заключался в том, чтобы городской претор Сервий Сульпиций Гальба передал сенату право назначения лица, ответственного за проведение следствия. Дело было передано другому претору — Квинту Теренцию Куллеону (Liv. 38. 55. 1). На данное обстоятельство обратил внимание Р. Хейвуд, который высказал предположение, что сенат, пытаясь спасти авторитет Сципионов, отобрал дело у Гальбы и передал его Куллеону. При этом ученый опирается на упоминание Ливия о том, что Куллеон считался другом семейства Корнелиев, с которым его к тому же связывали клиентские отношения (38. 55. 2). Поэтому Куллеон сознательно затянул ведение расследования до окончания года, в связи с чем дело было возобновлено только в 185—
Такая версия событий 187 г. до н. э. вызвала обоснованную критику130. Не вызывает сомнений то, что расследование дела Сципиона было передано Квинту Теренцию Куллеону умышленно, поскольку он был перегринским претором и дела такого рода входили в компетенцию городского претора, т. е. Сервия Сульпиция Гальбы. Последний, однако, с куда большими основаниями может быть отнесен к сторонникам Сципиона, нежели Куллеон. Сам Ливий упоминает, что по некоторым сведениям Теренций был «таким недругом Сципиона, что за свою нескрываемую враждебность он и был их противниками выбран вести это следствие» (38. 55. 3). Политическая деятельность Марка Теренция Куллеона подтверждает справедливость этого суждения. В 195 г. до н. э. он был участником посольства в Карфаген (вместе с Марком Клавдием Марцеллом), против которого безуспешно выступал Публий Сципион Африканский. Плутарх сообщает, что Марк Теренций Куллеон «всячески стремился унизить знать» (Flam. 18).
Оценивая реконструкцию дела Сципионов Хейвуда, следует признать, что в действительности, видимо, все обстояло с точностью до наоборот. Слова Ливия позволяют с одинаковой степенью вероятия сделать два предположения: либо Гальба добровольно пошел на самоотвод, либо это он затягивал расследование, и поэтому дело передали Куллеону, «после чего Луций Сципион немедленно сделался подсудимым» (38. 55. 1—
с.73 Как только Луций Сципион был привлечен Куллеоном к суду, под следствием оказались его легаты Авл и Луций Гостилии Катоны, квестор Гай Фурий Акулеон, два писца и служитель, чьи имена не называются, обвиненные в расхищении средств из государственной казны (Liv. 38. 55. 5). По окончании судебного разбирательства Луций Гостилий, писцы и служитель были оправданы, а остальные подсудимые были приговорены к крупному денежному штрафу. Авл Гостилий Катон и Гай Фурий Акулеон в тот же день предоставили городским квесторам поручителей, однако Луций Сципион отказался это сделать. В ответ, как сообщает Ливий, Теренций заявил, что «если не будет внесена в казну сумма, означенная в приговоре, то ему, претору, ничего больше не остается, как приказать схватить осужденного и отвести его в тюрьму» (38. 60. 2). Ливий передает довольно большую речь Публия Корнелия Сципиона Назики, «который воззвал к плебейским трибунам, прося их воспрепятствовать исполнению приговора» (38. 58. 3).
Скорее всего, однако, Валерий Анциат, чьи сведения использовал Ливий, перепутал Публия Назику с Публием Африканским, который, по его версии, находился в это время в Этрурии. Плебейские трибуны, удалившись на совещание, приняли решение, оглашенное Гаем Фаннием, не препятствовать действиям претора. На то, что речь идет о provocatio именно Сципиона Африканского, указывает Авл Геллий, который передает полный текст декрета трибунов: «Поскольку Публий Сципион Африканский просит за брата Луция Сципиона Азиатского, так как вопреки законам и обычаям предков плебейский трибун, собрав людей насильно, не совершив птицегаданий, вынес о нем решение и беспримерным образом наложил на него штраф, и вынуждает его представить поручителей, а если он не даст, то прикажет взять его в оковы, — чтобы его защитили от произвола коллеги. И так как коллега, напротив, просит, чтобы мы не препятствовали ему, тем не менее, воспользоваться властью, то решение всех нас по этому делу таково: если Луций Корнелий Сципион Азиатский по желанию коллеги даст поручителей, мы воспрепятствуем ему вести его в тюрьму; если же, согласно его решению, тот поручителей не даст, то мы не будем препятствовать, чтобы коллега употребил свою власть» (6. 19. 5). Решение трибунов фактически фиксировало status quo, обязывая Сципиона представить поручителей. Тем самым оно играло в пользу противников Сципиона, поскольку уплата штрафа означало, пусть даже формальное, признание Луцием своей вины. Видимо, именно поэтому он сначала отказывался от уплаты денег, а затем с помощью Публия попытался опротестовать судебное решение.
В сообщении Авла Геллия обращает на себя внимание, что в качестве обвинителя Луция Сципиона фигурирует некий плебейский трибун, возможно, Гай Минуций Авгурин. Это в какой-то мере совпадает со сведениями Валерия Анциата о том, что Сципион был привлечен к суду по Петилиеву закону, т. е. при участии трибунов Петилиев. Плутарх, упоминающий о враждебном отношении Квинта Теренция Куллеона к нобилям, называет его плебейским трибуном с.74 (его трибунат он относит к 189—
Однако, возможно и другое объяснение. Сравнение текста сочинений Ливия и Геллия показывает значительное их сходство в описании судебного процесса. За исключением имени обвинителя и других незначительных деталей друг другу они не противоречат. Это говорит о том, что Ливий или был знаком с традицией, представленной Геллием, или же оба автора писали о событиях, действительно имевших место в 187 г. до н. э. При этом следует обратить внимание на то, что Авл Геллий ничего не сообщает о привлечении к суду легатов Сципиона, тогда как Ливий достаточно подробно описывает этот процесс, так же как и суд над Луцием Сципионом. Возможно, это является указанием на то, что в 187 г. до н. э. все же было несколько процессов: после суда над Луцием Сципионом, который провел Гай Минуций Авгурин, сенат с подачи Катона назначил расследование обстоятельств хищения государственных денег подчиненными Сципиона, которое вел Квинт Теренций Куллеон. Отсюда и сходство двух этих процессов, которые Валерий Анциат слил в один, добиваясь сжатия действия. В пользу версии Анциата говорит одинаковый приговор — штраф, вынесенный Сципиону и его легатам. В этой связи становится понятным и то, зачем Анциату потребовалось заменить Публия Африканского (находившегося в Этрурии после суда над Луцием) Сципионом Назикой, хотя еще Геллий пользовался сведениями древних декретов, однозначно называющих имя Публия.
В результате предпринятой Валерием попытки синхронизации процессов и возникли неувязки как с именем обвинителя (Квинт Теренций Куллеон — Гай Минуций Авгурин), так и с лицом, апеллировавшим к трибунам (Публий Корнелий Сципион Африканский — Публий Корнелий Сципион Назика). Если принять такое объяснение, то порядок действий, последовавших после суда над Луцием Сципионом должен был быть следующим: после того, как Гай Минуций Авгурин с.75 наложил штраф на Луция, Публий Сципион Африканский обратился к плебейским трибунам, прося их воспрепятствовать действиям их коллеги. Решение, принятое трибунами, фактически признало правомочность действий Авгурина, принуждая Луция Сципиона к уплате штрафа. После того, как он вторично отказался предоставить поручителей, возможности для дальнейшего затягивания исполнения приговора были исчерпаны. Сципион должен был быть арестован, однако, плебейский трибун Тиберий Семпроний Гракх посредством интерцессии сорвал исполнение решения коллегии трибунов (Liv. 38. 60. 4—
Распространенным является мнение, основанное на античной традиции, согласно которому Сципион и Гракх находились во враждебных отношениях, и последний спас Сципиона от тюрьмы только из патриотических побуждений, не желая, чтобы победоносный триумфатор был заключен в темницу, в которую он сам помещал побежденных им чужеземных полководцев134. Пример Квинта Теренция Куллеона, однако, показывает, сколь противоречивы бывают сведения античных авторов в части дружбы или вражды римских политиков. Возможно, вражда между Гракхом и Сципионом была преувеличена впоследствии анналистами. Исследователи обратили внимание на такой известный факт, как брак сына Гракха с младшей дочерью Сципиона Африканского, последовавший после интерцессии135. Судя по всему, Сципион хорошо знал Тиберия Гракха-младшего и до 187 г. до н. э., поскольку еще в 190 г. до н. э. он посылал его с важной миссией к Филиппу V (Liv. 37. 7. 11). Это делает весьма вероятным предположение о том, что помолвка (sponsalia) была заключена еще до событий 187 г. до н. э., что по мысли П. Фраккаро и определило поведение Гракха-старшего во время процессов136.
В любом случае, руководствовался ли Гракх личными мотивами или же патриотическими побуждениями, усиленными комплексом аристократической солидарности, Сципион избежал позора ареста. Однако он должен был уплатить значительная штраф, для чего необходимая сумма была собрана родственниками, друзьями и клиентами Корнелиев (Liv. 38. 60. 9). В этой связи интерес представляет встречающееся только у Ливия сообщение о легации Публия Сципиона. Ливий пишет, что «когда Луций Сципион был обвинен и осужден за полученные от царя деньги, Публий Африканский находился в Этрурии в звании легата» (38. 56. 8). Сообщение это было признано рядом историков фальшивым, созданным уже в эпоху Принципата137. Возможно, однако, Ливий или его информатор неправильно поняли первоисточник, приняв за легацию деятельность Сципиона Африканского по собиранию денег для уплаты штрафа с клиентел в Этрурии. Как известно, со стороны матери Публий и Луций Сципионы были связаны с родом Помпониев, имевших этрусские корни. Сообщение Ливия об описи имущества Луция Сципиона, в котором зачастую видят доказательство его невиновности и сфабрикованности процесса138, возможно, указывает на то, что квесторами с Луция были взысканы с.76 также издержки, связанные с исполнением судебного решения139. После того, как Луций Сципион был осужден, трибуны (трибун?) Петилии внесли предложение о привлечении к суду окружения Сципиона, поскольку вина последнего была доказана фактом вынесения обвинительного приговора. Расследование дела было поручено претору Квинту Теренцию Куллеону и подробности этого разбирательства и сообщаются Валерием Анциатом (Liv. 38. 55. 4—
Для объективной оценки сципионовских процессов крайне важно разобраться в правовой основе судебных дел 187 г. до н. э. В отечественной историографии наиболее распространенным является мнение, что подоплека сципионовских процессов является исключительно политической. Так,
Система доказательств, обычно используемая для того, чтобы снять вину со Сципионов, сводятся к следующему: римский полководец имел полное право распоряжаться захваченной на войне добычей, поскольку ему на законных основаниях следовал определенный процент из нее. Деньгами, которые должны были поступить в государственную казну, распоряжался не военачальник, а находившийся при нем квестор, в связи с чем Сципион и выражал свое недоумение по поводу предъявленных обвинений. Однако фигурирующие в деле три тысячи талантов были контрибуцией, которую Антиох выплачивал римскому народу, а не полководцам. Ливий прямо указывает, что деньги Антиоха предназначались «для возмещения военных расходов (impensis… in bellum factis) римского государства» (37. 45. 14). Речь, следовательно, идет о деньгах эрария, а не о военной добыче.
Источники позволяют определить конкретный повод к обвинению Луция Сципиона. Полибий пишет, что у Сципиона потребовали отчета «в употреблении денег, которые он получил от Антиоха перед заключением мира на уплату жалованья войску» (23. 14. 7). Ливий уточняет, что во время войны и после триумфа Луций Сципион выплатил двойное с.77 жалованье (stipendium duplex) своему войску (27. 59. 6). Сообщение это вызывает доверие, поскольку в целом оно соответствует модели взаимоотношений Сципионов и армии — Катон, еще будучи квестором, протестовал против щедрых раздач денег солдатам. Сам факт того, что Луций Сципион неоднократно выплачивал двойное жалованье из денег Антиоха, как справедливо было отмечено, не был в достаточной степени осознан учеными143.
Суть проблемы заключается в том, что вознаграждение воинам выплачивалось полководцем не из своей доли военной добычи, а из денег, принадлежавших государству. Поэтому, если даже Луций Сципион и рассматривал эти пятьсот талантов как свою законную добычу, и на этом основании выдавал солдатам двойное жалованье, то с правовой точки зрения его действия представляли собой явный произвол, так как не имели никакой легитимной базы. Более того, действия Сципиона играли роль опасного прецедента. Если до сих пор армия снабжалась из казны римского народа (aerarium populi Romani), то теперь полководец присвоил себе право распоряжаться всей захваченной на войне добычей, по своему усмотрению выдавая из нее солдатское и офицерское жалованье. Иначе говоря, Луций Сципион присвоил себе полномочия, которыми мог обладать только римский народ
Античные авторы особо отмечают, что Сципион Африканский третировал квесторов, которые как раз являлись полномочными представителями квиритской общины в финансовой сфере. Полибий пишет в связи с процессами, что «однажды потребовались деньги на неотложные нужды, а квестор, ссылаясь на какой-то закон, отказался открыть в тот день государственную казну. Тогда Публий в сенате объявил, что сам возьмет ключи и откроет казну, ибо государство обязано ему тем, что казна заперта» (23. 14. 5—
Выяснение правовой стороны дела во многом объясняет поведение Сципиона Африканского в сенате. В его демонстративном уничтожении счетной книги проглядывает не только и не столько задетая гордость и высокое личное мужество146, но и попытка скрыть финансовые злоупотребления, допущенные им самим и братом147. «Красивый» жест Сципиона (который можно расценивать и как жест отчаяния) часто уводит исследователя от понимания того, что с политической точки зрения поведение Публия было крайне нерациональным, поскольку значительная часть сенаторов могла воспринять его действия, как вызов, брошенный им. На это указывают и дальнейшие события, развивавшиеся в направлении, неблагоприятном для Сципионов. Если первоначально присутствовавшие на заседании сената, видимо, были поражены этим поступком настолько, что промолчали даже трибуны Петилии, и Сципион покинул курию как победитель, то в дальнейшем сенат явно склоняется на сторону его противников (Polyb. 23. 14. 7—
Более того, в самом поступке Сципиона, который рвал перед сенаторами счетную книгу и бросал ее клочья им под ноги, сквозит высокомерие и пренебрежение не только победоносного, овеянного славой полководца, но и нобиля. Исследование
Вместе с тем, главной своей задачи — устранения Сципионов с политический арены Рима — Катон в 187 г. до н. э. решить не смог. В связи с этим следующие полтора-два года (186—
Триумф Манлия был выгоден и Публию Сципиону Африканскому, так как в Риме было прекрасно известно о тесной связи Вольсона с братьями Сципионами. В 186 г. до н. э. по случаю победы над Антиохом устроил игры Луций Сципион. Кроме того, Валерий Анциат сообщает о поездке Луция послом в Азию для улаживания конфликта между Антиохом и Евменом уже после его осуждения (Liv. 39. 22. 9). Поездка эта должна была состояться до проведения игр, так как, по сообщению Анциата, во время этого посольства для Луция царями и городскими общинами Азии были собраны деньги на проведение игр, а на сами игры были привезены актеры из Азии (Liv. 39. 22. 8, 10). Казалось бы, это сообщение заставляет сделать вывод о том, что процессы 187 г. до н. э. мало повлияли на положение Луция Сципиона, коль скоро ему была доверена столь важная дипломатическая миссия153. Однако, Плиний, который также сообщает об этих играх, упоминает о том, что деньги Луцию предоставил римский народ, и, следовательно, они имеют римское, а не азиатское происхождение154. Сообщение Плиния либо основывается на другой традиции, либо он, в отличие от Анциата, не был заинтересован в ее литературно-риторической обработке. В целом его версия признается более достоверной155. Данное обстоятельство имеет важное значение, поскольку информация Плиния ставит под сомнение реальности дипломатической миссии Сципиона. У Валерия Анциата она увязана с играми, которые, видимо, действительно, имели место в 186 г. до н. э., поскольку оба автора придерживаются этой даты. У Ливия (неясно, основывается ли он в данном случае на Анциате или использует какой-то другой источник), однако, содержится указание на то, что Луций Сципион дал обет устроить игры еще во время войны с Антиохом (39. 22. 8). Это сообщение разрушает причинно-логическую связь между поездкой на Восток (источник денег на проведение игр) и самими играми, которую выстраивает Анциат. Кроме того, с.80 если Ливий прав, то в проведении игр нельзя усмотреть знак общественного внимания по отношению к Луцию Сципиону — скорее, это повод привлечь к себе внимание сограждан, использованный Сципионами. Даже если, как пишет Плиний, римские граждане действительно приносили Сципиону деньги в большом количестве, это свидетельствует о том, что после 187 г. до н. э. политическая атмосфера Рима существенно меняется, если Корнелии Сципионы не раздают согражданам деньги, а принимают их от народа. С другой стороны, то, что обет был дан еще во время войны с Антиохом, объясняет приезд в Рим актеров из Азии156. По мнению П. Фраккаро, их появление в городе и послужило толчком к рассказу Валерия Анциата о дипломатической поездке Луция Сципиона в Азию157.
Цель проведения игр в 186 г. до н. э. очевидна — снизить в глазах римских граждан эффект, произведенный судебными процессами 187 г. до н. э. Отчасти, видимо, это удалось сделать, поскольку Луций Сципион решается принять участие в выборах цензоров на 184 г. до н. э. (Liv. 39. 40. 2). Кроме того, формально безупречной оставалась репутация Публия Африканского, который не был привлечен к судебному разбирательству. Приближение даты выборов цензоров должно было вызвать активизацию и Катона, явно желавшего занять единственную магистратуру, остававшеюся недоступной для него. Не устранив окончательно Сципионов, Катон вряд ли мог рассчитывать на легкую победу. Таким образом, чем ближе подходил срок цензорских выборов, тем острее Катона должен был ощущать необходимость окончательной дискредитации Сципионов. В этих условиях возобновление борьбы было неизбежным. Видимо, сыграло свою роль и то, что к 184 г. до н. э. сложились благоприятные для Катона условия в самом Риме: на выборах получили консулат Публий Клавдий Пульхр, брат Аппия, и Луций Порций Лицин (Liv. 39. 32. 13). Поскольку Катон не мог больше привлечь к суду Луция Сципиона по обвинению в растрате денег эрария, он обратил обвинение на Публия Африканского.
Имя конкретного обвинителя Сципиона называет Авл Геллий, который пишет: «М. Невий обвинил его перед народом и заявил, что Сципион получил взятку от царя Антиоха за то, что мир между ним и римским народом был заключен на снисходительных условиях и предъявил некоторые другие обвинения» (4. 18. 1—
Помимо взяточничества, с.81 Сципиону Африканскому были поставлены в вину слишком мягкие условия перемирия с Антиохом, якобы вызванные выдачей последним без выкупа находившегося в плену сына Публия (Liv. 38. 51. 2; Polyb. 23. 14. 2). Таким образом, судя по данным источников, Сципион Африканский был обвинен в государственной измене (proditio)160. В том, что Марк Невий привлек Сципиона Африканского к суду народа, исследователи видят свидетельство уверенности Катона в том, что общественное мнение находится на его стороне161. Источники дают понять, что обвинения, предъявленные Сципиону, не были основательными, конкретными и подкрепленными доказательствами, безусловно подтверждавшими его вину.
Однако точность и конкретность обвинений явно не играли решающей роли в данном процессе. По-видимому, верным является мнение, согласно которому в 184 г. до н. э. Сципион Африканский рассчитывал, прежде всего, силой своей личности и общественного авторитета убедить народ в абсурдности обвинений162. Одной из особенностей римского судопроизводства, как отмечает
Готовясь к процессу, Сципион Африканский, находившийся как обвиняемый в менее выгодном положении, должен был тщательно рассчитать линию поведения, которая позволила бы ему склонить на свою сторону общественное мнение. Данные источников позволяют в общих чертах восстановить тактику действий Сципиона, полностью соответствовавшую его личностным качествам. Во-первых, слушание дела Сципиона было назначено на день пятнадцатилетней годовщины битвы при Заме (Liv. 38. 51. 7; Gell. 4. 18. 3)166. Хотя некоторые ученые склонны расценивать это совпадение как случайное167, вряд ли это так, поскольку помимо подозрительности столь выгодного для Публия совпадения дат, следует учитывать, что в 184 г. до н. э. обязанности с.82 городского и перегринского претора совмещал Публий Корнелий Цетег, входивший в семейный круг Сципионов (Liv. 39. 39. 15)168. Во-вторых, Сципион нарушил традицию, предписывавшую обвиняемым придерживаться определенной манеры поведения, внешнего вида, цвета и покроя одежды. Сохранилось описание поведения Сервия Сульпиция Гальбы на процессе 149 г. до н. э.: «Гальба ничего не возражал на обвинения, только умолял римский народ о снисхождении и со слезами на глазах вручал его заботе своих детей, а также сына Гая Галла; присутствие этого сироты и его слезы вызвали необыкновенное сочувствие» (Br. 89—
Поведение Сципиона представляет собой полную противоположность указанной традиции. Ливий пишет, что Сципион Африканский «вызванный в суд, с большой толпой друзей и клиентов прошел посреди собрания и подошел к рострам» (38. 51. 6). Валерий Максим сообщает, что Сципион «поднялся на ростры и возложил на голову венок триумфатора» (3. 7. 1). О том, что Сципион увенчал себя в день суда, упоминает также Плутарх (Reg. et imper. apophegm. Scip. Mai. 10). Аппиан пишет о том, что Публий «явился в суд в торжественном одеянии вместо жалкого, вызывающего сострадание, какое надевали подсудимые» (Syr. 39—
Видимо, с ростр Сципион произносит свою речь, которая является самостоятельным элементом его судебной тактики. Относительно содержания этой речи мнения античных авторов расходятся. Как пишет Полибий, «Публий вовсе не защищался, и отвечал только, что народу римскому не подобает слушать чьи бы то ни было наговоры на Публия Корнелия Сципиона, ибо что осмелятся говорить обвинители, ему обязанные тем, что могут говорить» (23. 14. 2—
Обращает на себя внимание, что в передаче Ливия акценты смягчены (так, исчезает упоминание о «бездельнике» — обвинителе), в связи с чем становятся менее заметны надменность и грубость Сципиона, отчетливо проступающие у Полибия и Геллия. Версия Ливия явно откорректирована в выгодном для Сципиона свете. В действительности, как показывает более аутентичная традиция, представленная Полибием и Геллием, Сципиону был присущ комплекс аристократического превосходства, который был характерен не только для Корнелиев. Согласно Светонию, представители патрицианской ветви Клавдиев «в отношении к народу были так непримиримы и надменны, что даже под уголовным обвинением никто из них не унижался до того, чтобы облечься в траур и просить граждан о снисхождении; некоторые в перебранках и распрях наносили побои даже плебейским трибунам» (Tib. 2. 4). Вне зависимости от того, какая из приведенных версий находится ближе к истине, все они сходятся в одном: Сципион отказался говорить по существу обвинения, о чем ясно пишет Полибий (23. 14. 2). Вместо этого он предпочел обратиться к перечислению собственных заслуг перед Римом, что, по справедливому замечанию Д. Кинаста указывает на его претензии на особое, исключительное место в общине170. Общей логике действий Сципиона подчинен и его следующий шаг, когда Публий в сопровождении толпы отправился на Капитолий, а затем обошел все храмы на территории города, сорвав таким образом судебное заседание (Polyb. 23. 14. 4; Liv. 38. 51. 12—
Итоги процесса 184 г. до н. э. показывают, что Сципион Африканский, будучи великим полководцем, показал себя слабым и недальновидным политиком171. Хотя античные авторы пишут о поддержке действий Сципиона римским народом, трудно объяснить в этой связи, почему сразу же после судебного заседания Публий покидает Рим, не дожидаясь исхода процесса. Видимо, в этом следует видеть не только фактические признание им своего поражения, но и свидетельство того, что реакция народного собрания на его действия могла с.84 быть совершенно иной, нежели та, о которой сообщает традиция. Д. Кинаст в этой связи пишет: «Было ли заслугой только Сципиона то, что Ганнибал был изгнан из Италии? Не боролись ли столь же успешно с карфагенянами Фабий, Фульвий, Марцелл? Разве не отдали свою жизнь за Рим бесчисленные римские солдаты? Примерно такой должна была быть реакция народного собрания на слова Сципиона, поскольку только так можно объяснить, почему вскоре после этого он покинул Рим…»172. Видимо, опасаясь повторного возбуждения дела, Сципион удалился в свое кампанское имение, расположенное вблизи основанной им колонии Литерн (Liv. 38. 53. 8; Plin. NH. 16. 234—
Смерть Сципиона Африканского подвела черту под периодом судебных процессов 187—
Внимательное изучение обозначенного периода показывает, что сципионовские процессы были лишь частью широкой политической кампании против группировки, сложившейся вокруг братьев Сципионов. В самом общем виде могут быть выделены следующие ее этапы: (1) обвинение Квинта Минуция Терма — (2) выборы цензоров 189 г. до н. э. — (3) процесс против Мания Ацилия Глабриона — (4) обвинение Гнея Манлия Вольсона — (5) выступление плебейских трибунов Петилиев (Петилия?) — (6) судебные процессы против Луция Корнелия Сципиона и его легатов 187 г. до н. э. — (7) судебный процесс против Публия Корнелия Сципиона 184 г. до н. э. — (8) цензура 184 г. до н. э. На то, что данные акции имеют системный характер, а не являются отражением борьбы отдельных магистратов или кланов за власть и влияние в Риме, указывает ряд с.85 обстоятельств. Во-первых, в качестве объекта судебного преследования в период 190—
Видимо, под непосредственным руководством Катона и была разработана и проведена политическая кампания 190—
Исследователи неоднократно отмечали парадокс античной демократии, когда общество, порождая сильные и независимые личности, одновременно подавляло тех, чьи способности или устремления выходили за рамки «честолюбивой посредственности». При этом наиболее энергичные и одаренные граждане более плодотворно могли проявить себя за пределами досягаемости своих сограждан. Оценивая личность Сципиона Африканского,
Признавая справедливость этих суждений, все же заметим, что, как показала античная история, общество стремилось подавить, прежде всего, тот тип личности, чьи таланты и энергия были посвящены не деятельности во благо коллектива, а направлены на достижение личных интересов и удовлетворение персональных потребностей, часто идущих вразрез с потребностями общества. В ходе сципионовских процессов произошло столкновение двух выдающихся личностей, одна из которых сознательно с.86 подчинила себя служению общине, свои интересы соизмеряя и разделяя с общественными интересами, тогда как другая столь же осознанно поставила себя над коллективом. Победа Катона закономерно накладывается на эпоху расцвета гражданского общества, лишь в условиях которого и было возможно формирование подобного типа общественного деятеля. Являясь прямым порождением эпохи расцвета гражданской общины (неслучайно, противостояние Катона и Сципиона включает оппозицию нобиль — «новый человек»), Катон одновременно своей деятельностью способствовал укреплению ее устоев.
ПРИМЕЧАНИЯ