Л. Г. Печатнова

Кризис спартанского полиса
(конец V — начало IV вв. до н. э.)


Часть I. Глава 1

СПАРТАНСКИЙ ПОЛИС НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДВИГИ

Печатнова Л. Г. Кризис спартанского полиса. СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999.
Публикуется по электронной версии, предоставленной Центром антиковедения СПбГУ, 2000 г.

2. НЕОДАМОДЫ

Нео­да­мо­ды как осо­бая соци­аль­ная груп­па спар­тан­ско­го обще­ства сфор­ми­ро­ва­лась, по-види­мо­му, в нача­ле Пело­пон­нес­ской вой­ны. Выде­лив­шись из все­го кор­пу­са ило­тов, она вме­сте со сво­им новым ста­ту­сом полу­чи­ла и новое сло­вес­ное оформ­ле­ние. Хотя тер­мин «нео­да­мод» кажет­ся совер­шен­но про­зрач­ным, впро­чем как и мно­гие дру­гие сло­ва, отно­ся­щи­е­ся к спар­тан­ской соци­аль­ной тер­ми­но­ло­гии, одна­ко при пере­во­де и тол­ко­ва­нии его могут воз­ник­нуть неко­то­рые затруд­не­ния. Этот тер­мин мож­но пере­во­дить и как «новые граж­дане» и как «люди, вновь при­со­еди­нен­ные к наро­ду».

Извест­ное несоот­вет­ст­вие меж­ду реаль­ным ста­ту­сом нео­да­мо­дов и сло­вес­ным оформ­ле­ни­ем этой груп­пы спар­тан­ско­го насе­ле­ния было заме­че­но дав­но. И в зави­си­мо­сти от раз­лич­но­го тол­ко­ва­ния как само­го тер­ми­на, так и все­го ком­плек­са источ­ни­ков, отно­ся­щих­ся к нео­да­мо­дам, решал­ся и вопрос о воз­мож­ном их граж­дан­стве. К сожа­ле­нию, состо­я­ние источ­ни­ков тако­во, что с боль­шой долей веро­ят­но­сти мож­но толь­ко пред­по­ла­гать, что нео­да­мо­ды, подоб­но афин­ским мете­кам, были лич­но сво­бод­ны, но гораздо труд­нее решить вопрос о сте­пе­ни вклю­че­ния их в граж­дан­ский кол­лек­тив Спар­ты. Ксе­но­фонт в рас­ска­зе о заго­во­ре Кина­до­на поме­ща­ет нео­да­мо­дов меж­ду илота­ми и гипо­мей­о­на­ми, т. е. бес­спор­но отно­сит их к непол­но­прав­ным груп­пам насе­ле­ния. Но како­ва была сте­пень их непол­но­прав­но­сти, на этот вопрос одно­знач­но­го отве­та в наших источ­ни­ках нет, хотя какие-то пред­по­ло­же­ния обще­го поряд­ка и мож­но выска­зать.

Конеч­но, в таком касто­вом государ­стве, каким была Спар­та, нео­да­мо­ды не мог­ли быст­ро и без­бо­лез­нен­но сме­шать­ся со спар­ти­а­та­ми, и в этом смыс­ле их граж­дан­ские пра­ва бес­спор­но были «вто­ро­го сор­та». Они ско­рее все­го не были орга­ни­зо­ва­ны, подоб­но спар­ти­а­там, в сис­си­тии и не вла­де­ли наслед­ст­вен­ны­ми кле­ра­ми. Их готов­ность участ­во­вать в заго­во­ре Кина­до­на ясно ука­зы­ва­ет на то, что свое поло­же­ние в обще­стве они счи­та­ли не совсем удо­вле­тво­ри­тель­ным, впро­чем, как и гипо­мей­о­ны, в граж­дан­стве кото­рых вряд ли мож­но сомне­вать­ся. Касто­во-ари­сто­кра­ти­че­ский харак­тер спар­тан­ско­го государ­ства во мно­гом и опре­де­лял­ся нали­чи­ем внут­ри граж­дан­ско­го кол­лек­ти­ва несколь­ких сту­пе­ней граж­дан­ства. Таким обра­зом, общи­на «рав­ных», как себя декла­ри­ро­ва­ла Спар­та, была весь­ма дале­ка от под­лин­но­го эко­но­ми­че­ско­го и соци­аль­но­го равен­ства сво­их чле­нов. Отсюда рас­кол граж­дан­ско­го кол­лек­ти­ва и готов­ность спар­тан­ско­го демо­са (куда, без сомне­ния, мож­но отне­сти и нео­да­мо­дов) доби­вать­ся соци­аль­но зна­чи­мых пере­мен даже насиль­ст­вен­ным путем.

Воз­вра­ща­ясь к вопро­су о граж­дан­стве нео­да­мо­дов, хочет­ся заме­тить, что наша тра­ди­ция сохра­ни­ла при­ме­ры, свиде­тель­ст­ву­ю­щие о вклю­че­нии в граж­дан­ский кол­лек­тив боль­ших групп ранее несво­бод­но­го насе­ле­ния типа спар­тан­ских ило­тов. Так слу­чи­лось, напри­мер, в 491 г. с сира­куз­ски­ми кил­ли­ри­я­ми. Им даро­ва­ны были граж­дан­ские пра­ва за актив­ное уча­стие в демо­кра­ти­че­ском пере­во­ро­те (Герод., VII, 155; Дион. Гал., VI, 62). Подоб­ная прак­ти­ка — апел­ля­ция государ­ства или отдель­ной пар­тии в экс­тре­маль­ных усло­ви­ях к непол­но­прав­ным груп­пам насе­ле­ния и наде­ле­ние послед­них в слу­чае успе­ха граж­дан­ски­ми пра­ва­ми — была вполне обыч­ной для гре­че­ских поли­сов. Так кил­ли­рии ста­ли сира­куз­ски­ми граж­да­на­ми, ока­зав дей­ст­вен­ную помощь демо­кра­ти­че­ско­му бло­ку Сира­куз, а нео­да­мо­ды мог­ли быть при­об­ще­ны к граж­дан­ско­му сосло­вию за свою воен­ную служ­бу в тяже­лый для Спар­ты пери­од Пело­пон­нес­ской вой­ны.

Пер­вое упо­ми­на­ние о нео­да­мо­дах отно­сит­ся к 421 г. (Фук., V, 34, 1). Из кон­тек­ста Фукидида ясно, что к это­му вре­ме­ни нео­да­мо­ды уже выде­ли­лись в осо­бую кате­го­рию лиц, отлич­ную как от ило­тов, так и от дру­гих групп спар­тан­ских воль­ноот­пу­щен­ни­ков. О суще­ст­во­ва­нии каких-то дру­гих кате­го­рий осво­бож­ден­ных ило­тов кро­ме нео­да­мо­дов нам извест­но толь­ко из отрыв­ка Миро­на, сохра­нен­но­го у Афи­нея (Мирон у Афи­нея, 271f). Кро­ме нео­да­мо­дов Мирон назы­ва­ет еще четы­ре груп­пы осво­бож­ден­ных рабов, кото­рых боль­шин­ство уче­ных счи­та­ет имен­но илота­ми, а не раба­ми в обыч­ном зна­че­нии это­го сло­ва. Свиде­тель­ство Миро­на, конеч­но, явля­ет­ся цен­ным дока­за­тель­ст­вом суще­ст­во­ва­ния несколь­ких кате­го­рий ило­тов-воль­ноот­пу­щен­ни­ков, сре­ди кото­рых самой зна­чи­тель­ной груп­пой были нео­да­мо­ды. По-види­мо­му, в клас­си­че­ской и элли­ни­сти­че­ской Спар­те ману­мис­сия ило­тов не была ред­ким явле­ни­ем.

Если пер­вое сооб­ще­ние о нео­да­мо­дах поме­ще­но Фукидидом сре­ди собы­тий 421 г. (V, 34, 1), то в послед­ний раз нео­да­мо­ды дей­ст­ву­ют в гре­че­ской исто­рии в 370/369 г. (Ксен. Гр. ист., VI, 5, 24). Таким обра­зом, вре­мен­ной диа­па­зон их надеж­но зафик­си­ро­ван­но­го суще­ст­во­ва­ния состав­ля­ет 50 лет, с 421 по 370 г. В даль­ней­шем о нео­да­мо­дах гово­рит­ся или в свя­зи с этим осо­бым пери­о­дом спар­тан­ской исто­рии (Пело­пон­нес­ская вой­на и геге­мо­ния Спар­ты), или в общих лек­си­ко­нах (напри­мер, у Гези­хия и Свиды). Пол­ное отсут­ст­вие упо­ми­на­ний о дея­тель­но­сти нео­да­мо­дов после 370 г., веро­ят­но, объ­яс­ня­ет­ся как спе­ци­фи­кой наших источ­ни­ков (ведь рас­сказ Ксе­но­фон­та вско­ре после это­го вре­ме­ни пре­ры­ва­ет­ся), так и фак­ти­че­ским умень­ше­ни­ем соци­аль­ной зна­чи­мо­сти нео­да­мо­дов, в кото­рых Спар­та после кру­ше­ния сво­ей геге­мо­нии уже не испы­ты­ва­ла ост­рой нуж­ды.

Думать, что после 370 г. нео­да­мо­ды раз и навсе­гда исчез­ли в Спар­те, по-види­мо­му, нет осно­ва­ний. Они вполне мог­ли суще­ст­во­вать здесь в тече­ние все­го клас­си­че­ско­го и элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­дов. Отсут­ст­вие же упо­ми­на­ний о них в источ­ни­ках объ­яс­ня­ет­ся тем, что более позд­ние авто­ры, начи­ная уже с Ари­сто­те­ля, не пони­ма­ли раз­ни­цы меж­ду илота­ми и нео­да­мо­да­ми и пото­му посто­ян­но объ­еди­ня­ли из общим родо­вым поня­ти­ем — илоты.

Рас­смот­рим теперь те места у Фукидида и Ксе­но­фон­та, где фигу­ри­ру­ют илоты или нео­да­мо­ды в каче­стве гопли­тов. Пер­вый раз илоты в таком каче­стве были исполь­зо­ва­ны в Хал­кидик­ской кам­па­нии 424 г. (Фук., IV, 80, 5), хотя сама идея, по-види­мо­му, появи­лась несколь­ко рань­ше. Так, Фукидид рас­ска­зы­ва­ет об изби­е­нии двух тысяч ило­тов, кото­рым спар­тан­цы обе­ща­ли сво­бо­ду (IV, 80, 4). Судя по все­му, мас­со­вая рез­ня этих ило­тов про­изо­шла уже после офи­ци­аль­но­го акта их осво­бож­де­ния, воз­мож­но, где-нибудь в воен­ном лаге­ре, куда их уда­ли­ли для обу­че­ния и эки­пи­ров­ки. Это собы­тие, веро­ят­но, свя­за­но с окку­па­ци­ей афи­ня­на­ми Пило­са и мас­со­вым бег­ст­вом туда ило­тов (Фук., IV, 41, 3). По-види­мо­му, испуг спар­тан­цев был столь велик, что они, под­дав­шись пани­ке, пере­смот­ре­ли свое преж­нее реше­ние и сочли за бла­го изба­вить­ся от ими же создан­ной илот­ской армии. Через год (воз­мож­но, по ини­ци­а­ти­ве Бра­сида) спар­тан­цы вновь вер­ну­лись к этой идее и отпра­ви­ли с Бра­сидом во Фра­кию кор­пус, состо­я­щий из 700 ило­тов и неиз­вест­но­го чис­ла наем­ни­ков (Фук., IV, 80, 5). Это была пер­вая спар­тан­ская армия, в чис­ло кото­рой не вхо­ди­ло ни одно­го спар­ти­а­та, за исклю­че­ни­ем раз­ве что само­го Бра­сида. Осво­бож­де­ны илоты Бра­сида были уже после воз­вра­ще­ния из Фра­кий­ско­го похо­да, по-види­мо­му, осе­нью 421 г. Во вся­ком слу­чае, имен­но такой вывод мож­но сде­лать на осно­ва­нии сооб­ще­ния Фукидида о сов­мест­ном посе­ле­нии быв­ших ило­тов Бра­сида и нео­да­мо­дов в Леп­рее: «Тем же летом вер­ну­лось из Фра­кии вой­ско, отправ­лен­ное туда во гла­ве с Бра­сидом… Лакеде­мо­няне реши­ли даро­вать сво­бо­ду илотам, сра­жав­шим­ся под началь­ст­вом Бра­сида, с пра­вом жить где угод­но» (V, 34, 1). Поста­нов­ле­ние это ско­рее все­го было выне­се­но спар­тан­ской апел­лой в знак при­зна­тель­но­сти за отлич­ную служ­бу ило­тов. Кро­ме сво­бо­ды им было даро­ва­но так­же почет­ное пра­во «жить где угод­но». Это очень важ­ное заме­ча­ние, кото­рое может озна­чать, что экс-илотам доз­во­ля­лось покидать терри­то­рию Спар­ты.

Про­ци­ти­ро­ван­ное выше место явля­ет­ся пер­вым упо­ми­на­ни­ем о нео­да­мо­дах у Фукидида. Из кон­тек­ста ясно, что нео­да­мо­ды уже какое-то вре­мя суще­ст­во­ва­ли как вполне сло­жив­ша­я­ся груп­па. Одна­ко в 424 г. перед Фра­кий­ским похо­дом их в рас­по­ря­же­нии Бра­сида еще не было. На осно­ва­нии это­го сооб­ще­ния Фукидида мож­но пред­по­ло­жить, что нео­да­мо­ды ско­рее все­го появи­лись имен­но в этот про­ме­жу­ток меж­ду 424 и 421 гг.

Нео­да­мо­ды упо­ми­на­ют­ся в источ­ни­ках чаще все­го имен­но в свя­зи с их набо­ром в армию. В эту эпо­ху (421—370 гг.) их уси­лен­но исполь­зо­ва­ли во вся­ко­го рода воен­ных опе­ра­ци­ях Спар­ты, глав­ным обра­зом загра­нич­но­го харак­те­ра. Пере­чис­лим все извест­ные нам слу­чаи уча­стия нео­да­мо­дов в воен­ных кам­па­ни­ях Спар­ты. Так, в 418 г. они участ­во­ва­ли в бит­ве при Ман­ти­нее вме­сте с «сол­да­та­ми Бра­сида» (Фук., V, 67, 1). В 413 г. на помощь Сира­ку­зам под руко­вод­ст­вом спар­тан­ца Эккри­та было посла­но око­ло 600 «самых луч­ших ило­тов и нео­да­мо­дов» (Фук., VII, 19, 3), а позд­нее с Гилип­пом отправ­лен еще один отряд, так­же состо­я­щий из ило­тов и нео­да­мо­дов (Фук., VII, 58, 3). В после­дую­щие годы илоты в каче­стве гопли­тов боль­ше не фигу­ри­ру­ют, их пол­но­стью заме­ня­ют нео­да­мо­ды. В 412 г. отряд из 300 нео­да­мо­дов во гла­ве двух спар­ти­а­тов был послан на Эвбею (Фук., VIII, 5, 1). В 409 г. неболь­шой отряд нео­да­мо­дов нахо­дил­ся у Кле­ар­ха в Визан­тии (Ксен. Гр. ист., I, 3, 15). Далее упо­ми­на­ний о нео­да­мо­дах в источ­ни­ках нет вплоть до 400 г., когда вме­сте с Фиб­ро­ном в Малую Азию отпра­ви­лась пяти­ты­сяч­ная армия, состо­я­щая из одной тыся­чи нео­да­мо­дов и четы­рех тысяч союз­ни­ков из Пело­пон­не­са (Ксен. Гр. ист., III, 1, 4; Диод., XIV, 36, 1). В 396 г. Аге­си­лай взял с собой в Малую Азию кро­ме шести тысяч союз­ни­ков две тыся­чи нео­да­мо­дов. Спар­ти­а­ты в его армии, как и у Фиб­ро­на, состав­ля­ли уже толь­ко офи­цер­ский кор­пус (Ксен. Гр. ист., III, 4, 2; Агес., I, 7; Плут. Агес., 6, 4). По свиде­тель­ству Ксе­но­фон­та, один из 30 спар­тан­ских офи­це­ров, при­быв­ших с Аге­си­ла­ем, воз­глав­лял отряд нео­да­мо­дов в его армии (Гр. ист., III, 4, 20). По-види­мо­му, этот же отряд вме­сте с наем­ни­ка­ми участ­во­вал в 394 г. в бит­ве при Коро­нее (Ксен. Гр. ист., IV, 3, 15). В 382 г. в чис­ло спар­тан­ских войск, послан­ных про­тив хал­кидян, вхо­дил так­же неболь­шой отряд нео­да­мо­дов (Гр. ист., V, 2, 24).

В 70-е годы IV в. нео­да­мо­ды в каче­стве гопли­тов в источ­ни­ках появ­ля­ют­ся два­жды. Пер­вый раз — в 374 г., когда спар­тан­цы пред­по­ла­га­ли послать отряд нео­да­мо­дов в Фес­са­лию для борь­бы с фер­ским тира­ном Ясо­ном, одна­ко посоль­ство из Фар­са­ла наот­рез отка­за­лось от их помо­щи как совер­шен­но неудо­вле­тво­ри­тель­ной (Ксен. Гр. ист., VI, 1, 14). Нако­нец, в послед­ний раз нео­да­мо­ды появ­ля­ют­ся в 370 г. Во вре­мя похо­да Эпа­ми­нон­да в Пело­пон­нес арка­дя­на­ми был взят спар­тан­ский погра­нич­ный пост в Ойе, где нахо­дил­ся отряд, состо­я­щий из нео­да­мо­дов и 400 тегей­ских изгнан­ни­ков (VI, 5, 24—26). Весь отряд был пере­бит.

Пере­чень всех этих мест у Фукидида и Ксе­но­фон­та, где упо­ми­на­ют­ся нео­да­мо­ды, дает воз­мож­ность сде­лать неко­то­рые выво­ды как о пер­во­на­чаль­ной чис­лен­но­сти нео­да­мо­дов, так и о дина­ми­ке их роста. По-види­мо­му, в тече­ние Пело­пон­нес­ской вой­ны общее их коли­че­ство не пре­вы­ша­ло 2 тысяч чело­век. Спар­тан­ское пра­ви­тель­ство, конеч­но, тща­тель­но регу­ли­ро­ва­ло их чис­лен­ность и боль­ше не повто­ря­ло, по край­ней мере во вре­мя Пело­пон­нес­ской вой­ны, сво­его неудач­но­го опы­та с одно­вре­мен­ным осво­бож­де­ни­ем сра­зу боль­шо­го коли­че­ства ило­тов (ср. Фук., IV, 80, 4). Страх перед столь зна­чи­тель­ной арми­ей недав­них ило­тов, с одной сто­ро­ны, а так­же финан­со­вые труд­но­сти по их содер­жа­нию — с дру­гой, долж­ны были заста­вить Спар­ту тща­тель­но регу­ли­ро­вать чис­лен­ность нео­да­мо­дов и про­из­во­дить набор их неболь­ши­ми пар­ти­я­ми в несколь­ко сот чело­век. Так, с Бра­сидом в 424 г. было посла­но 700 ило­тов (Фук., IV, 80, 5). В 421 г. эти экс-илоты Бра­сида вме­сте с нео­да­мо­да­ми были посе­ле­ны в Леп­рее. Их общая чис­лен­ность, по-види­мо­му, состав­ля­ла тыся­чу чело­век (ср. Фук., V, 49, 1). В 413 г. спар­тан­цы два­жды отправ­ля­ли неболь­шие отряды нео­да­мо­дов в Сици­лию чис­лен­но­стью в 300—400 чело­век каж­дый (Фук., VII, 19, 3; 58, 3). Год спу­стя отряд в 300 нео­да­мо­дов был отправ­лен на Эвбею (Фук., VIII, 5, 1). Даже если пред­по­ло­жить, что гар­ни­зон в Деке­лее частич­но состо­ял из нео­да­мо­дов, все рав­но их общая чис­лен­ность в ходе Пело­пон­нес­ской вой­ны не долж­на была пре­вы­шать 2 тысяч чело­век.

После Пело­пон­нес­ской вой­ны кон­тин­гент нео­да­мо­дов был уве­ли­чен и соста­вил, по-види­мо­му, 3 тыся­чи чело­век. Во вся­ком слу­чае, в 400 г. с Фиб­ро­ном была посла­на тыся­ча нео­да­мо­дов, а в 396 г. с Аге­си­ла­ем — 2 тыся­чи (Ксен. Гр. ист., III, 1, 4; 4, 2). В даль­ней­шем мы ни разу боль­ше не слы­шим о таких зна­чи­тель­ных арми­ях нео­да­мо­дов. По-види­мо­му, на 90-е годы IV в. при­хо­дит­ся апо­гей их исполь­зо­ва­ния в каче­стве воен­ной силы.

Выше­на­зван­ные свиде­тель­ства пока­зы­ва­ют, что в эту эпо­ху (421—370 гг.) нали­чие нео­да­мо­дов было доста­точ­но частым явле­ни­ем. Их коли­че­ство к кон­цу V в. уже пре­вы­ша­ло общее коли­че­ство спар­ти­а­тов, и для спар­тан­ской армии они ста­ли свое­об­раз­ным «резер­ву­а­ром», из кото­ро­го мож­но было чер­пать по мере надоб­но­сти. Прак­ти­ка вести вой­ну почти пол­но­стью без спар­ти­а­тов, нача­тая Бра­сидом, полу­чи­ла свое пол­ное раз­ви­тие в ходе Пело­пон­нес­ской вой­ны и уси­ле­ния геге­мо­нии Спар­ты. Незна­чи­тель­ные вна­ча­ле отряды нео­да­мо­дов раз­рос­лись до самой силь­ной после союз­ни­ков и наем­ни­ков части вой­ска и заня­ли в спар­тан­ской армии место перие­ков и спар­ти­а­тов.

Сам факт вклю­че­ния нео­да­мо­дов как гопли­тов в спар­тан­скую воен­ную систе­му застав­ля­ет обра­тить­ся к вопро­су их финан­си­ро­ва­ния и воору­же­ния. К сожа­ле­нию, источ­ни­ки хра­нят по это­му пово­ду почти пол­ное мол­ча­ние, пре­до­став­ляя тем самым боль­шое поле для вся­ко­го рода гипо­тез. Ско­рее все­го во вре­мя Пело­пон­нес­ской вой­ны нео­да­мо­ды содер­жа­лись на сред­ства Пело­пон­нес­ской лиги. Поз­же с при­то­ком богатств в Спар­ту и с поступ­ле­ни­ем форо­са от союз­ни­ков уве­ли­чи­лись и финан­со­вые воз­мож­но­сти Спар­ты, что поз­во­ли­ло ей необы­чай­но уси­лить свой резерв из нео­да­мо­дов (Ксен. Гр. ист., III, 1, 4).

По-види­мо­му, гопли­ты из чис­ла нео­да­мо­дов не отли­ча­лись высо­ки­ми про­фес­сио­наль­ны­ми досто­ин­ства­ми и не цени­лись так, как гопли­ты-спар­ти­а­ты. Об этом, в част­но­сти, свиде­тель­ст­ву­ет отказ Полида­ман­та в 374 г. от отряда нео­да­мо­дов (Ксен. Гр. ист., VI, 1, 14: «Если же вы захо­ти­те отде­лать­ся отправ­кой в Фес­са­лию отряда нео­да­мо­дов под коман­дой одно­го из граж­дан, то я сове­тую вам не мешать­ся в это дело»). По-види­мо­му, посоль­ство из Фар­са­ла хоте­ло полу­чить от спар­тан­цев армию, хотя бы часть кото­рой состо­я­ла из спар­ти­а­тов и воз­глав­ля­лась царем.

Низ­кое каче­ство нео­да­мо­дов как гопли­тов, во-пер­вых, объ­яс­ня­ет­ся отсут­ст­ви­ем у них пра­виль­ной и дли­тель­ной воен­ной под­готов­ки. Они, конеч­но, не мог­ли рав­нять­ся со спар­ти­а­та­ми, кото­рые все были про­фес­сио­наль­ны­ми воен­ны­ми очень высо­ко­го клас­са. Дру­гая при­чи­на малой эффек­тив­но­сти армии нео­да­мо­дов кро­ет­ся в самом их мораль­ном духе, в неже­ла­нии этих быв­ших ило­тов сра­жать­ся за Спар­ту и все спар­тан­ское. Дей­ст­ви­тель­но сте­пень нена­ви­сти у непол­но­прав­ных групп насе­ле­ния, к кото­рым Ксе­но­фонт отно­сит и нео­да­мо­дов, к гос­под­ст­ву­ю­щей эли­те была доста­точ­но вели­ка (Гр. ист., III, 3, 6), и ни о какой соци­аль­ной гар­мо­нии тут гово­рить не при­хо­дит­ся. Неда­ром спар­тан­цы все­гда забо­ти­лись о том, чтобы отряды союз­ни­ков в спар­тан­ской армии по край­ней мере в два-три раза пре­вы­ша­ли бы в коли­че­ст­вен­ном отно­ше­нии нео­да­мо­дов: тако­ва была их «тех­ни­ка без­опас­но­сти»! Так что вне­зап­ное исчез­но­ве­ние упо­ми­на­ний о нео­да­мо­дах в наших источ­ни­ках, по-види­мо­му, не слу­чай­но и соот­вет­ст­ву­ет дей­ст­ви­тель­но­му поло­же­нию дел. Спар­тан­цы в бли­жай­шие после 370 годы ско­рее все­го пол­но­стью отка­за­лись от исполь­зо­ва­ния нео­да­мо­дов как гопли­тов. С одной сто­ро­ны, это было свя­за­но с объ­ек­тив­ны­ми при­чи­на­ми — кру­ше­ни­ем спар­тан­ской геге­мо­нии и пре­кра­ще­ни­ем замор­ских экс­пе­ди­ций, а с дру­гой сто­ро­ны, нема­лый вес, как кажет­ся, имел и субъ­ек­тив­ный фак­тор: низ­кое каче­ство гопли­тов из чис­ла нео­да­мо­дов и их поли­ти­че­ская небла­го­на­деж­ность.

Если дей­ст­ви­тель­но после 370 г. отряды нео­да­мо­дов были рас­фор­ми­ро­ва­ны, то куда же дева­лись остав­ши­е­ся не у дел несколь­ко сот или даже тысяч нео­да­мо­дов? Как Спар­та реши­ла про­бле­му с их «трудо­устрой­ст­вом»? Воз­мож­но, когда спар­тан­ской геге­мо­нии в Гре­ции при­шел конец и нео­да­мо­ды поте­ря­ли свой rai­son d’et­re, мно­гие из них оста­лись на мес­сен­ской терри­то­рии и ста­ли граж­да­на­ми мес­сен­ских горо­дов. Воз­мож­но так­же, что часть нео­да­мо­дов попол­ни­ла чис­ло гре­че­ских наем­ни­ков-про­фес­сио­на­лов. Осталь­ные вполне мог­ли осесть в тех местеч­ках, куда их в свое вре­мя в каче­стве гар­ни­зон­ных сол­дат посе­ли­ли спар­тан­цы. На этот счет есть очень важ­ное сооб­ще­ние Фукидида. Ока­зы­ва­ет­ся, в 421 г. спар­тан­цы посе­ли­ли в Леп­рее, город­ке, нахо­дя­щем­ся на гра­ни­це Элиды и Мес­се­нии, отряд, состо­я­щий из нео­да­мо­дов и быв­ших ило­тов Бра­сида. Послед­ние были толь­ко что осво­бож­де­ны по воз­вра­ще­нии из Фра­кии «с пра­вом жить где угод­но» (Фук., V, 34, 1). Выбор Леп­рея, по-види­мо­му, объ­яс­ня­ет­ся нали­чи­ем там сво­бод­ных земель. Дей­ст­ви­тель­но, насколь­ко нам извест­но, Леп­рей, уже с дав­них пор тяго­тев­ший к Спар­те (в 479 г. отряд леп­ре­а­тов сра­жал­ся при Пла­те­ях — Герод., IX, 28, 4), был аван­по­стом спар­тан­ской поли­ти­ки, направ­лен­ной про­тив Элиды. Неза­дол­го до 421 г. спар­тан­цы, вме­шав­шись в спор меж­ду Леп­ре­ем и Элидой, поспе­ши­ли объ­явить Леп­рей авто­ном­ным и тут же посла­ли туда весь­ма вну­ши­тель­ный гар­ни­зон (Фук., V, 31, 1—5; ср. V, 49, 1). Таким обра­зом, Леп­рей был открыт для коло­ни­за­ции, и Спар­та, есте­ствен­но, вос­поль­зо­ва­лась бла­го­при­ят­ным слу­ча­ем наде­лить зем­лей вете­ра­нов Бра­сида. Впо­след­ст­вии по край­ней мере часть это­го гар­ни­зо­на мог­ла осесть в Леп­рее и стать граж­да­на­ми это­го поли­са.

Кро­ме Леп­рея на терри­то­рии Пело­пон­не­са мы зна­ем еще один пункт, где нахо­дил­ся гар­ни­зон нео­да­мо­дов. По свиде­тель­ству Ксе­но­фон­та, такой гар­ни­зон был рас­по­ло­жен в местеч­ке Ойе Ски­рит­ской обла­сти, воз­глав­лял его спар­та­нец Исхо­лай. В 369 г. весь гар­ни­зон вме­сте с Исхо­ла­ем был уни­что­жен арка­дя­на­ми (Ксен. Гр. ист., VI, 5, 24—26; Диод., XV, 64, 3—4).

Веро­ят­но, гар­ни­зо­ны в Леп­рее и Ойе были не един­ст­вен­ны­ми. Спар­тан­цы, воз­мож­но, вся­кий раз, когда нео­да­мо­ды не тре­бо­ва­лись в дей­ст­ву­ю­щей армии, сели­ли их на гра­ни­цах в стра­те­ги­че­ски важ­ных пунк­тах. Не исклю­че­но, что они полу­ча­ли там участ­ки зем­ли в «слу­жеб­ное» поль­зо­ва­ние, т. е. мог­ли вла­деть ими толь­ко про­дол­жая слу­жить в армии. Подоб­но афин­ским кле­ру­хам, спар­тан­ские нео­да­мо­ды в этих воен­но-зем­ледель­че­ских посе­ле­ни­ях были пере­веде­ны на пол­ное само­обес­пе­че­ние — прак­ти­ка, вполне обыч­ная для антич­ных поли­сов с их сла­бой финан­со­вой базой. Место же для подоб­ных коло­ний нео­да­мо­дов Спар­та мог­ла най­ти на терри­то­рии мно­гих общин Пело­пон­не­са, над кото­ры­ми она осу­ществля­ла поли­ти­че­ский патро­нат. Таким обра­зом, мож­но с боль­шой долей веро­ят­но­сти пред­по­ла­гать, что по край­ней мере часть нео­да­мо­дов после 370 г. транс­фор­ми­ро­ва­лась в граж­дан тех пери­ек­ских и союз­ных Спар­те общин, кото­рые по той или иной при­чине были откры­ты для коло­ни­за­ции и обла­да­ли запа­сом «вакант­ной» зем­ли.

Под­во­дя ито­ги, хочет­ся отме­тить, что про­ме­жу­ток с 421 по 370 г. — это как раз пери­од воен­ной экс­пан­сии Спар­ты, пери­од, когда она испы­ты­ва­ла посто­ян­ную нуж­ду в сол­да­тах. Заме­няя спар­ти­а­тов в армии, нео­да­мо­ды по сути дела пред­став­ля­ли эрзац граж­дан­ско­го опол­че­ния. Важ­но отме­тить, что отряды нео­да­мо­дов в отли­чие от отрядов перие­ков нико­гда не сме­ши­ва­лись с граж­дан­ски­ми пол­ка­ми: они не вхо­ди­ли в спар­тан­ские лохи (ср. Фук., V, 67, 1) и моры (Ксен. Гр. ист., IV, 3, 15), а пред­став­ля­ли собой осо­бый кон­тин­гент гопли­тов в спар­тан­ской армии. Нали­чие в кон­це V — нача­ле IV в. доста­точ­но мно­го­чис­лен­но­го кон­тин­ген­та воль­ноот­пу­щен­ни­ков в Спар­те, конеч­но, свиде­тель­ст­ву­ет о каком-то глу­бин­ном не толь­ко воен­ном, но и соци­аль­но-эко­но­ми­че­ском пере­рож­де­нии спар­тан­ско­го обще­ства. Ведь мас­со­вое воль­ноот­пу­щен­ни­че­ство все­гда явля­лось инди­ка­то­ром кри­зис­ных явле­ний в антич­ных государ­ст­вен­ных струк­ту­рах.

С появ­ле­ни­ем нео­да­мо­дов преж­няя схе­ма, ком­по­нен­та­ми кото­рой были, с одной сто­ро­ны, спар­ти­а­ты, а с дру­гой — илоты и пери­е­ки, поте­ря­ла свой про­стой и одно­знач­ный харак­тер. Услож­ни­лись соци­аль­ные свя­зи меж­ду все­ми чле­на­ми обще­ства, посколь­ку воз­ник­ли новые про­ме­жу­точ­ные зве­нья меж­ду клас­са­ми гос­под и рабов.

Нео­да­мо­ды, выде­лив­шись из все­го кор­пу­са ило­тов, вме­сте со сво­бо­дой, по-види­мо­му, при­об­ре­ли и неко­то­рые пра­ва граж­дан­ства. Одна­ко, подоб­но рим­ским либер­ти­нам, они счи­та­лись ниже спар­ти­а­тов. Если в Риме либер­ти­нов запи­сы­ва­ли в менее почет­ные город­ские три­бы, то в Спар­те для нео­да­мо­дов или вооб­ще был закрыт доступ в сис­си­тии, или для них были орга­ни­зо­ва­ны соб­ст­вен­ные обеден­ные клу­бы. И либер­ти­ны и нео­да­мо­ды отбы­ва­ли воин­скую повин­ность отдель­но от граж­дан­ско­го опол­че­ния: либер­ти­ны глав­ным обра­зом во фло­те, нео­да­мо­ды — в отдель­ных под­разде­ле­ни­ях гоплит­ской армии. Хотя нео­да­мо­ды вполне мог­ли быть допу­ще­ны в спар­тан­скую апел­лу, одна­ко не исклю­че­но, что с ростом чис­ла нео­да­мо­дов спар­тан­цы толь­ко для гоме­ев созда­ли так назы­вае­мую малую эккле­сию, нали­чие кото­рой в Спар­те зафик­си­ро­ва­но, но не объ­яс­не­но Ксе­но­фон­том (Гр. ист., III, 3, 8).

В заклю­че­ние хочет­ся еще раз заме­тить, что путем выде­ле­ния нео­да­мо­дов из чис­ла ило­тов сам инсти­тут ило­тии к нача­лу IV в. поте­рял свою одно­род­ность. Государ­ство, лишив­шись тем или иным путем боль­шей части сво­их граж­дан, пыта­лось вос­пол­нить их убыль кооп­ти­ро­ва­ни­ем из чис­ла ило­тов яко­бы новых граж­дан — нео­да­мо­дов. Послед­ние долж­ны были заме­нить спар­ти­а­тов в армии. Одна­ко это пал­ли­а­тив­ное реше­ние слож­ной соци­аль­ной про­бле­мы не при­ве­ло к ожи­дае­мым резуль­та­там. Нео­да­мо­ды ока­за­лись пло­хи­ми сол­да­та­ми и опас­ны­ми соседя­ми. На про­тя­же­нии 50 лет сво­его суще­ст­во­ва­ния они так и оста­лись «непе­ре­ва­рен­ным кус­ком» в теле Спар­ты.

Все меры спар­тан­ско­го государ­ства по спа­се­нию сво­его граж­дан­ства носи­ли чисто искус­ст­вен­ный, поло­вин­ча­тый и пото­му мало­эф­фек­тив­ный харак­тер. Долж­но было прой­ти еще пол­то­ра века, Спар­та долж­на была лишить­ся почти всех сво­их граж­дан преж­де, чем государ­ство нако­нец уни­что­жи­ло ту арха­и­че­скую цен­зо­вую систе­му при опре­де­ле­нии граж­дан­ских прав, кото­рая в Афи­нах, напри­мер, была отме­не­на еще на рубе­же клас­си­ки и арха­и­ки.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1387643698 1303242327 1303312492 1406845004 1406845005 1406845006