Кризис спартанского полиса
(конец V — начало IV вв. до н. э.)
Часть I. Глава 3
СПАРТАНСКИЙ ПОЛИС НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ.
ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ
Публикуется по электронной версии, предоставленной Центром антиковедения СПбГУ, 2000 г.
2. ЦАРЬ ПАВСАНИЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СПАРТЕ В КОНЦЕ V ВЕКА
В последние годы Пелопоннесской войны первенствующее положение Лисандра было столь безусловным, что, конечно, не могло не вызвать оппозиции в Спарте. Первую серьезную попытку поставить под контроль деятельность Лисандра предпринял царь Павсаний. Воспользовавшись уже сложившимся негативным отношением к Лисандру, особенно в среде эфоров, он сумел добиться от них издания декрета, в силу которого ему поручалось командование спартанской армией в Афинах и окончательное устройство тамошних дел (Ксен. Гр. ист., II, 4, 29).
Ясно, что миссия Павсания — это первый серьезный удар, который нанесло спартанское правительство Лисандру, и здесь, по-видимому, следует искать ключ к пониманию спартанской политики этого периода. Согласно версии Ксенофонта, инициатива в этом деле полностью принадлежала Павсанию. Он сумел заручиться поддержкой трех из пяти эфоров и с помощью этого большинства провел декрет о своей экспедиции в Афины (Гр. ист., II, 4, 29). По-видимому, комитет эфоров 404/403 г. уже с самого начала подозрительно относился к Лисандру. Вполне вероятно, что на такое настроение эфоров частично повлиял инцидент с Гилиппом, который имел место непосредственно перед выборами нового состава эфората.
Что касается мотивов Павсания, то наши источники (вполне в духе античной историографии) причину всех его поступков усматривают в чувстве мести и личной зависти по отношению к Лисандру (Ксен. Гр. ист., II, 4, 29; Диод., XIV, 33, 6). Плутарх добавляет, что чувства Павсания вполне разделял второй царь — Агис (Лис., 21, 3). Таким образом, по крайней мере в этом деле оба царя проявили завидное единодушие. Однако видеть в действиях Павсания только личную антипатию к Лисандру было бы, конечно, необоснованным упрощением. Скорее всего, он был с самого начала принципиальным противником и Лисандра, и его методов, и всей его державной политики. Но только в 403 г. у него появилась реальная возможность оттеснить Лисандра от большой политики и самому вмешаться в афинские дела. Следы именно такой трактовки мотивов Павсания можно найти у Ксенофонта (Гр. ист., II, 4, 29) и Плутарха (Лис., 21, 3).
Среди мотивов Павсания не последнее место занимало также желание успокоить общественное мнение Греции. Уже осенью 404 г. в Греции начала кристаллизовываться оппозиция спартанской политике. Аргос, открытый соперник Спарты, был одним из первых городов, принявших изгнанных из Афин демократов (Диод., XIV, 6, 2). Фивы и Мегары быстро последовали за ним (Ксен. Гр. ист., II, 4, 1; Диод., XIV, 6, 3). Если верить Диодору и Плутарху, Фивы пошли еще дальше, они налагали штраф на каждого фиванца, отказавшего афинскому изгнаннику в гостеприимстве, и были «глухи и слепы» к тем, кто проносил «через Беотию оружие в Афины против тиранов» (Плут. Лис., 27, 3). Эта внушительная оппозиция не могла не повлиять на настроения в самой Спарте. Здесь, по-видимому, уже начали понимать, насколько опасно для Спарты поддерживать тиранию Тридцати и нести коллективную ответственность за все насильственные акции и преступления этого режима. По словам Диодора, среди мотивов, которыми руководствовался Павсаний, кроме зависти к успехам Лисандра, присутствовало и понимание пагубности для Спарты действий Лисандра в Афинах, ибо он «видел, что Спарта приобретает печальную репутацию у греков» (Диод., XIV, 33, 6). Это общее негативное отношение к Спарте сказалось и в том, что наиболее значительные ее союзники, Фивы и Коринф, отказались присоединиться к армии Павсания из-за того, что, по их мнению, Спарта хотела сделать территорию афинян своим собственным владением (Ксен. Гр. ист., II, 4, 30).
Деятельность Павсания в Афинах носила явно антитиранический характер (Павс., III, 5, 2). Оба эфора, сопровождавшие его, полностью поддерживали эту политику, поскольку, по словам Ксенофонта, «они больше склонялись к образу мыслей Павсания, нежели Лисандра» (Гр. ист., II, 4, 36). Объективно действия Павсания в Афинах положили конец влиянию Лисандра и его политике по поддержанию тиранических режимов в подчиненных городах.
Миссии Павсания в Афины предшествовала нелегкая политическая борьба, что доказывает одно место у Плутарха, где говорится о том, что Павсанию даже пришлось прибегнуть к обману для успокоения той части правительства, которое выступало за активную внешнюю политику. Им он заявил, что отправляется «на помощь тиранам, против народа», тем самым выставляя себя чуть ли не продолжателем дела Лисандра (Плут. Лис., 21, 3).
Конечно, антилисандровская направленность политики Павсания бесспорна. Однако был ли Павсаний принципиальным противником всей внешней политики Спарты в том виде, как она сложилась после 407 г., или же его действия определялись только неприятием Лисандра? По-видимому, справедливо и то и другое. Надо думать, что за Павсанием стояло умеренное крыло спартиатов, которое выступало против создания спартанской державы в том виде, как она была задумана и организована Лисандром. Они ратовали за уничтожение системы гармостов и дарование завоеванным полисам автономии. Это по сути дела означало возврат к внешнеполитическому курсу, которого Спарта придерживалась с начала V в. и до Пелопоннесской войны.
Во внутриполитических делах «партия» Павсания должна была выступать на стороне тех, кто уже в 404 г. с большим опасением смотрел на приток денег в Спарту, считая, что отступление от принципов Ликурга в этом пункте может привести к расколу общины. Этим, как их называет Плутарх, «наиболее проницательным из спартиатов», удалось одержать значительную победу над Лисандром: община подтвердила еще раз существовавшее ранее запрещение для ее граждан иметь в частном владении золото и серебро, сделав это право исключительной монополией государства (Плут. Лис., 17). При первом же удобном случае этот закон был обращен против друзей Лисандра. Так, в 403 г. был обвинен в его нарушении и казнен друг и сподвижник Лисандра Форак, занимавший важный пост гармоста на Самосе (Лис., 19). Конечно, такое отношение государства к «новой аристократии», созданной Лисандром, вело к тому, что эти люди предпочитали не возвращаться в Спарту. Надо думать, что таким путем Спарта потеряла многих талантливых военачальников, эмигрировавших из страны и превратившихся в командиров наемных отрядов.
Дискуссия о деньгах в Спарте имела еще один аспект. Она способствовала процессу открытого и окончательного размежевания спартанского общества по крайней мере на два лагеря: сторонников и противников политики Лисандра. Среди последних находились и оба царя, объединенные общей ненавистью к Лисандру. Доказательством их временного альянса можно считать совместное решение о посылке Павсания в Афины (Плут. Лис., 21, 3).
Павсанию отнюдь не легко было добиться одобрения своим планам. Из пяти эфоров только трое разделяли его точку зрения (Ксен. Гр. ист., II, 4, 29). Этот факт — свидетельство того, что Лисандр имел еще достаточное влияние, коль скоро даже совместные усилия обоих царей не обеспечили им абсолютного большинства голосов эфоров.
В Афины Павсаний прибыл с твердым намерением положить конец гражданской войне и уничтожить тот тиранический режим, который еще существовал там благодаря усилиям Лисандра. Все его действия были проникнуты явной симпатией к пирейским демократам и лидеру их Фрасибулу. И это не единственный известный нам случай поддержки Павсанием демократов. Уже будучи в изгнании и действуя через своего сына Агесиполида, он спас от смерти 60 мантинейских демократов (Ксен. Гр. ист., V, 2, 6). В Афинах Павсаний сделал все возможное, чтобы перейти от военных действий к мирным переговорам. Правда действовал он с большой осторожностью, долго не раскрывая собственные планы и ведя тайные переговоры с демократами, засевшими в Пирее (Ксен. Гр. ист., II, 4, 31).
Домой Павсаний вернулся, достигнув успеха в нескольких направлениях: во-первых, он сумел остановить Лисандра, во-вторых, добился значительного отхода Спарты от навязанного ей «империалистического» курса и, в-третьих, сделал примирительный жест в сторону союзников.
Почти сразу же по возвращении из Афин Павсаний был обвинен в государственной измене и привлечен к суду. Процесс проходил скорее всего зимой 403/402 г. Писатель II в. н. э. Павсаний, наш главный источник по этому вопросу, следующим образом описывает суд над спартанским царем: «Когда он /Павсаний/ вернулся из Афин после такого бесплодного сражения, его враги призвали его в суд. В суде над лакедемонским царем заседают так называемые геронты, 28 человек, вся коллегия эфоров, а вместе с ними и царь из другого царского дома. 14 геронтов, а также Агис, царь из другого царского дома, признали, что Павсаний виновен; все же остальные судьи его оправдали» (Павс., III, 5, 2). Это место Павсания очень важно для правильной оценки расстановки сил в Спарте. Конечно, суд был инспирирован Лисандром и его сторонниками и явился их ответной, хотя и запоздалой реакцией на действия Павсания в Афинах. Но результаты суда оказались для Лисандра неожиданными. Если еще полгода назад Павсания поддерживало только трое эфоров из пяти, то сейчас весь комитет единогласно проголосовал за его оправдание.
Постоянная поддержка, которую эфоры оказывали Павсанию в Афинах (Ксен. Гр. ист., II, 4, 35—
Что удивляет и требует дальнейших объяснений — это голосование царя Агиса за осуждение Павсания. Возможной причиной враждебности Агиса к Павсанию было то, что последний, скорее всего, нарушил их неформальное соглашение, заключенное перед афинской акцией. Ведь не случайно на всех действиях Павсания в Афинах лежит налет таинственности. Ему приходилось скрывать свои планы не только от приверженцев Лисандра, но и от царя Агиса, которого, как видно, не устраивала слишком мягкая позиция Павсания в отношении афинских демократов. Явным доказательством того, что на Павсания в 403 г. нападали именно за его внешнюю политику, является второй суд над ним в 395 г. Восемь лет спустя после первого суда Павсанию снова инкриминировали его либерализм по отношению к афинской демократии (Ксен. Гр. ист., III, 5, 25).
Таким образом, уже через год после окончания Пелопоннесской войны спартанское государство попало в полосу затяжного внутриполитического кризиса. Общество разбилось на несколько враждующих между собой партий, во главе которых стояли соответственно Лисандр, Павсаний и Агис. Во внутренних делах Лисандр выступал за смягчение слишком суровых законов Ликурга, касающихся богатства и роскоши, в то время, как партия Павсания скорее всего ратовала за возвращение к традиционным ценностям. Агис, по-видимому, в вопросах внутренней политики склонялся к образу мыслей Павсания, а во внешней — был скорее последователем Лисандра. Анализ расстановки сил перед посылкой Павсания в Афины и дальнейший суд над царем ясно демонстрируют раскол правящей элиты. Отсутствием единой политической платформы объясняется и сравнительная неактивность спартанцев за границей в ближайшие семь лет после 403 г. Ни одна из этих группировок не была способна эффективно контролировать проводимую государством политику. По-видимому, наличие по крайней мере трех активных политических партий и острая борьба между ними помешали Спарте выработать постоянное направление во внешней политике после 404 г.
Что касается дальнейшей судьбы царя Павсания, то она и впредь была самым тесным образом связана с судьбой его антагониста Лисандра. В 399 г. он был на стороне Леотихида, а не Агесилая, которого поддерживал Лисандр, в вопросе о престолонаследии. Его политическое влияние в эти годы, возможно, прослеживается и в том, что Спарта не обратила внимание на две акции, которые имели место в 401 г.: захват фиванцами Оропа и инкорпорация афинянами Элевсина (Ксен. Гр. ист., II, 4, 43; Диод., XIV, 17, 1—
Политическая карьера Павсания закончилась в 395 г., причем самым неожиданным образом. Он был послан во главе спартанской армии против Фив, но прибыл туда лишь после битвы при Галиарте, в которой Спарта потерпела поражение, а Лисандр погиб. Таким образом, вольно или невольно Павсаний стал причиной гибели своего «вечного» врага Лисандра. По возвращении он был привлечен к суду и приговорен к смертной казни. Однако власти не спешили привести приговор в исполнение, и он благополучно бежал в Тегею, где и провел последние десять лет своей жизни (Ксен. Гр. ист., III, 5, 5—
Краткая ремарка о литературных опытах Павсания встречается у Эфора в изложении Страбона (Эфор у Страбона, VIII, 5, 5 = FgrHist 70 F118). Однако текст этого отрывка сильно испорчен, и поэтому столь различны его интерпретации. В лучшей рукописи Страбона — Парижском кодексе XIV в. — это место имеет много лакун, приблизительно по 15 букв в каждой строке. Открытие и издание в конце XIX в. Ватиканского палимпсеста, содержащего фрагменты Страбона, позволило не только восстановить некоторые спорные места, но и пересмотреть всю нашу традицию о политической направленности трактата Павсания.
Приведем перевод этого отрывка, принадлежащий
Г. А. Стратановский, придерживаясь конъектуры, предложенной Эд. Мейером, перед словом «законы», стоящем в родительном падеже, помещает предлог «o» (peri). Дело в том, что в Парижском кодексе в этом месте лакуна, и ее обычно заполняли предлогом «o» (peri), тогда как в Ватиканском палимпсесте ясно читается предлог «против» (kata). Это дает возможность следующим образом понять интересующее нас место: «Павсаний… сочинил речь против законов Ликурга». Подобная трактовка данного пассажа кажется нам вполне убедительной. В качестве дополнительного аргумента в защиту этой концепции можно привести отрывок из «Политики» Аристотеля, в котором идет речь о том, что Павсаний пытался избавиться от эфората. Вот этот отрывок, данный в более широком контексте: «Иногда государственный переворот имеет в виду произвести только частичное изменение в государственном строе, например, учредить или отменить какую-либо магистратуру. Так, по утверждению некоторых, в Лакедемоне Лисандр пытался отменить царскую власть, а царь Павсаний — уничтожить эфорат» (V, 1301b 17—
Конечно, сразу возникает вопрос, о каком Павсании идет речь у Аристотеля? За тождество с Павсанием времен Персидских войн говорит то, что фигура эта была несравнимо значимее и известнее в Греции, чем наш царь Павсаний, против — то обстоятельство, что Павсаний в этом месте назван царем. Последний аргумент кажется более весомым, во-первых, в силу того, что Аристотель называет Павсания царем, во-вторых, основываясь на разобранном выше свидетельстве Эфора о литературной деятельности именно царя Павсания, а не регента с тем же именем. Можно предположить, что царь Павсаний, находясь в изгнании, написал какое-то сочинение, направленное против установлений Ликурга, одним из пунктов которого, по-видимому, была критика в адрес эфората. Как и Лисандр, Павсаний путем изменения законодательства хотел «подредактировать» государственное устройство Спарты таким образом, чтобы создать царской власти условия наибольшего благоприятствия. Сделать это, как он полагал, можно было только уничтожив эфорат или подчинив этот орган непосредственно царю. Что касается двойной царской власти, то Павсаний, конечно, не мог не мечтать об ее упразднении или хотя бы преобразовании. Павсаний на протяжении всей своей жизни занимал подчиненное положение по отношению к своим соправителям из рода Эврипонтидов, сперва Агису, а затем — Агесилаю. И его сочинение могло быть направлено исключительно против Эврипонтидов.
Конечно, на основании столь немногих данных трудно что-либо большее сказать о сочинении Павсания, однако сам факт подобной, пусть даже чисто теоретической попытки выступить с критикой существующих в Спарте порядков, очень показателен. Лисандр, с одной стороны, а Павсаний, с другой, — выдвинули приблизительно в одно и то же время свои проекты переустройства самых важных государственных магистратур в Спарте. Лисандр замахнулся на царскую власть, предложив расширить круг лиц, из которых должен был избираться царь, а Павсаний, со своей стороны, мог также думать о превращении диархии в монархию. Однако и Лисандр и Павсаний в конце концов потерпели поражение. Политика первого не соответствовала по своим задачам и методам самой сущности отсталого и примитивного государства, каким была и оставалась Спарта на рубеже V—
Социальная база Павсания была еще уже, чем у Лисандра. К его сторонникам, по-видимому, можно отнести довольно ограниченный круг лиц, представленных той частью граждан, которые решительно выступали против новых методов Лисандра как во внешней, так и во внутренней политики.
Таким образом, и слишком радикальная политика Лисандра и слишком консервативная — Павсания не нашли поддержки со стороны большинства спартанцев. Это удалось сделать представителю «средней» линии в политике — Агесилаю, который сумел соединить элементы внешней политики Лисандра с теми элементами во внутренней политике, за которые ратовал Павсаний. Смерть Лисандра и осуждение Павсания положили конец периоду внутренней борьбы за власть в Спарте. Окончательным победителем стал царь Агесилай, чья внешняя политика была политикой экспансии, похожей на политику Лисандра, а внутренняя — служила усилению авторитета царей.
Нестабильность спартанского общества привела к тому, что Спарта в самый важный для нее момент оказалась неспособной выработать долговременный внешнеполитический курс и по-прежнему проводить активную внешнюю политику. Те негативные явления, которые исподволь накапливались в обществе, за несколько послевоенных лет выплеснулись наружу и парализовали весь государственный организм. Война, таким образом, привела Спарту к глубокому кризису, который со всей определенностью показал, что объективно спартанское государство никак не могло вступить в «башмаки» Афин и создать державу того же порядка, каким была Афинская архэ. К моменту вступления Агесилая на престол уже не существовало однородного гражданского коллектива — гаранта стабильности всего общества. Появление именно в этот период большого количества «второсортных» граждан — лишнее свидетельство интенсивности процесса дестабилизации, охватившего Спарту.
Как нам кажется, кризисные явления в Спарте носили более радикальный характер, чем это было, например, в Афинах. Объяснение тому, конечно, надо искать в особенностях спартанского государства. В Спарте позже многих других полисов Греции началась эпоха глубоких внутренних смут и потрясений. Создается впечатление, что Спарта сразу, без всякой предварительной подготовки оказалась в эпицентре самых разнообразных кризисных явлений, затронувших все слои общества — от элиты до самых низов. По-видимому, как раз в силу запоздалого вступления Спарты в полосу кризиса все его проявления носили здесь исключительно бурный и неожиданный по своей силе характер. Именно в такой связи — как проявление начавшегося кризиса верхов в Спарте — можно рассматривать, во-первых, суд над Павсанием, во-вторых, дальнейшую попытку этого царя хотя бы в теории найти выход из того тупика, в который, по его мнению, завела спартанское государство политика Лисандра.