Л. Г. Печатнова

Кризис спартанского полиса
(конец V — начало IV вв. до н. э.)


Часть II

ХРЕСТОМАТИЯ

Печатнова Л. Г. Кризис спартанского полиса. СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999.
Публикуется по электронной версии, предоставленной Центром антиковедения СПбГУ, 2000 г.

Гла­ва 1

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

1. Появ­ле­ние в Спар­те золо­той и сереб­ря­ной моне­ты

Сра­зу же после Пело­пон­нес­ской вой­ны по ини­ци­а­ти­ве эфо­ров был снят запрет с золо­той и сереб­ря­ной моне­ты. Прав­да, государ­ство оста­ви­ло за собой моно­по­лию на ее исполь­зо­ва­ние.

  • Плу­тарх. Лисандр, 17
Гилипп1, завер­шив­ший столь низ­ким и позор­ным поступ­ком свою преж­нюю вели­кую и бле­стя­щую дея­тель­ность, доб­ро­воль­но оста­вил Лакеде­мон. Наи­бо­лее про­ни­ца­тель­ные из спар­ти­а­тов на его при­ме­ре были осо­бен­но напу­га­ны вла­стью денег, под­чи­ня­ю­щей себе и неза­у­ряд­ных граж­дан. Лисанд­ра ста­ли бра­нить и закли­на­ли эфо­ров отречь­ся, как от сквер­ны, от золота и сереб­ра, несу­щих гибель горо­ду. Вопрос был постав­лен на обсуж­де­ние. По сло­вам Фео­пом­па, Ски­ра­фид, а по сло­вам Эфо­ра, Фло­гид — выска­за­лись за то, чтобы не допус­кать в Спар­ту золотых и сереб­ря­ных денег, а поль­зо­вать­ся отцов­ски­ми желез­ны­ми… Дру­зья Лисанд­ра ста­ли воз­ра­жать и при­ло­жи­ли все уси­лия к тому, чтобы день­ги оста­лись в горо­де; поста­нов­ле­но было, одна­ко, вво­зить эти день­ги толь­ко для государ­ст­вен­ных надоб­но­стей; если же они ока­зы­ва­лись во вла­де­нии у част­но­го лица, за это была опре­де­ле­на смерть… Страш­ный закон постав­лен был стра­жем, не допус­кав­шим про­ник­но­ве­ния денег в дома спар­ти­а­тов2, но лакон­ско­му пра­ви­тель­ству не уда­лось сохра­нить в душах граж­дан бес­страш­но­го рав­но­ду­шия к день­гам: всем было вну­ше­но стрем­ле­ние к богат­ству как к чему-то вели­ко­му и достой­но­му.

Пере­вод М. Е. Сер­ге­ен­ко
  • Пла­тон. Алки­ви­ад, 122 D-E
Взгля­ни на богат­ства лакеде­мо­нян… одно­го золота и сереб­ра во всей Элла­де не най­ти столь­ко, сколь­ко его в одном Лакеде­моне. В самом деле, мно­го уже вре­ме­ни идет оно туда от всех гре­ков, неред­ко и от вар­ва­ров3.

2. Закон Эпи­та­дея

Закон Эпи­та­дея, офор­мив­ший пра­во спар­ти­а­тов на отчуж­де­ние зем­ли, был после зако­нов Ликур­га важ­ней­шим эта­пом в спар­тан­ском граж­дан­ском пра­ве. Он пред­став­лял собой локаль­ный вари­ант целой серии ана­ло­гич­ных зако­нов, харак­тер­ных для поли­сов Гре­ции арха­и­че­ской эпо­хи, но при­ня­тый слиш­ком позд­но (н. IV в.), закон Эпи­та­дея объ­ек­тив­но спо­соб­ст­во­вал не укреп­ле­нию граж­дан­ских усто­ев, как это было в Афи­нах при Солоне, а, наобо­рот, их под­ры­ву. Об ужас­ных соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских послед­ст­ви­ях это­го зако­на, при­вед­ших Спар­ту к соци­аль­но­му кол­лап­су, рас­ска­зы­ва­ет Плу­тарх в био­гра­фии спар­тан­ско­го царя Аги­са (2-я пол. III в.).

  • Плу­тарх. Агис, 5
Нача­ло пор­чи и неду­га Лакеде­мон­ско­го государ­ства вос­хо­дит при­мер­но к тем вре­ме­нам, когда спар­тан­цы, низ­верг­нув афин­ское вла­ды­че­ство, навод­ни­ли соб­ст­вен­ный город золо­том и сереб­ром. И одна­ко, пока семьи, сохра­ня­ясь в том чис­ле, какое уста­но­вил Ликург, соблюда­ли такое пра­ви­ло насле­до­ва­ния, что отец пере­да­вал свое вла­де­ние толь­ко сыну, этот порядок и это иму­ще­ст­вен­ное равен­ство каким-то обра­зом избав­ля­ли Спар­ту от вся­ких про­чих бед. Когда же эфо­ром стал некий Эпи­та­дей, чело­век вли­я­тель­ный, но свое­нрав­ный и тяже­лый, он, повздо­рив­ши с сыном, пред­ло­жил новую ретру4 — чтобы впредь каж­дый мог пода­рить при жиз­ни или оста­вить по заве­ща­нию свой дом и надел кому угод­но. Эпи­та­дей внес этот зако­но­про­ект толь­ко ради того, чтобы уто­лить соб­ст­вен­ный гнев, а осталь­ные при­ня­ли его из алч­но­сти и, утвер­див, уни­что­жи­ли заме­ча­тель­ное и муд­рое уста­нов­ле­ние. Силь­ные ста­ли нажи­вать­ся безо вся­ко­го удер­жу, оттес­няя пря­мых наслед­ни­ков, и ско­ро богат­ство собра­лось в руках немно­гих, а государ­ст­вом завла­де­ла бед­ность, кото­рая, вме­сте с зави­стью и враж­дою к иму­щим, при­во­дит за собою раз­но­го рода низ­мен­ные заня­тия, не остав­ля­ю­щие досу­га ни для чего достой­но­го и пре­крас­но­го. Спар­ти­а­тов было теперь не более семи­сот, да и сре­ди тех лишь око­ло ста вла­де­ли зем­лею и наслед­ст­вен­ным иму­ще­ст­вом, а все осталь­ные нищею и жал­кою тол­пой сиде­ли в горо­де, вяло и неохот­но под­ни­ма­ясь на защи­ту Лакеде­мо­на от вра­гов, но в посто­ян­ной готов­но­сти вос­поль­зо­вать­ся любым слу­ча­ем для пере­во­рота и изме­не­ния суще­ст­ву­ю­щих поряд­ков.

Пере­вод С. П. Мар­ки­ша

3. Рез­кое сокра­ще­ние граж­дан­ско­го кол­лек­ти­ва

И Ари­сто­тель в «Поли­ти­ке» и Плу­тарх в био­гра­фии Аги­са отме­ча­ют пря­мую зави­си­мость чис­лен­но­сти спар­ти­а­тов от зако­на Эпи­та­дея, раз­ре­шив­ше­го отчуж­дать кле­ры. За пол­то­ра века, с нача­ла V до середи­ны IV, чис­лен­ность пол­но­прав­но­го насе­ле­ния Спар­ты сокра­ти­лась в несколь­ко раз (с 10000 до 2400 чело­век). Глав­ная при­чи­на умень­ше­ния спар­тан­ско­го граж­дан­ства кры­лась в недаль­но­вид­ной соци­аль­ной поли­ти­ке само­го государ­ства. В Спар­те, где при­над­леж­ность к граж­дан­ско­му кол­лек­ти­ву обес­пе­чи­ва­лась, кро­ме про­чих усло­вий, обя­за­тель­ным нали­чи­ем земель­но­го участ­ка, кле­ра, поте­ря послед­не­го озна­ча­ла авто­ма­ти­че­ское исклю­че­ние из чис­ла пол­но­прав­ных граж­дан. Из рас­ска­за Ксе­но­фон­та о наступ­ле­нии фиван­ско­го пол­ко­во­д­ца Эпа­ми­нон­да на Спар­ту в 370 г. вид­но, к каким край­ним сред­ствам вынуж­де­ны были при­бег­нуть спар­тан­цы из-за невоз­мож­но­сти защи­тить Спар­ту соб­ст­вен­ны­ми сила­ми.

  • Ксе­но­фонт. Гре­че­ская исто­рия, VI, 5, 28—29
В горо­де жен­щи­ны теря­ли спо­кой­ст­вие духа5, видя дым от этих пожа­ров, так как они еще нико­гда не вида­ли вра­гов; спар­ти­а­ты же, заняв посты в раз­ных частях сво­его неукреп­лен­но­го горо­да, ста­ли на кара­ул; они про­из­во­ди­ли впе­чат­ле­ние край­ней мало­чис­лен­но­сти — так было и в самом деле. Пра­ви­тель­ство поста­но­ви­ло объ­явить илотам, что те из них, кото­рые всту­пят с ору­жи­ем в руках в ряды вой­ска, полу­чат сво­бо­ду, и дало в этом клят­ву. Немед­лен­но же, как гово­рят, внес­ли свои име­на в спис­ки более шести тысяч ило­тов6; пре­вра­тив­шись в орга­ни­зо­ван­ное вой­ско, они ста­ли вну­шать страх самим же спар­ти­а­там, будучи слиш­ком мно­го­чис­лен­ны­ми.

Пере­вод С. Я. Лурье
  • Ари­сто­тель. Поли­ти­ка, II, 6, 10—12, p. 1270 a
Ока­за­лось, что одна часть граж­дан вла­де­ет соб­ст­вен­но­стью очень боль­ших раз­ме­ров, дру­гая — совсем ничтож­ной. Поэто­му дело дошло до того, что земель­ная соб­ст­вен­ность нахо­дит­ся в руках немно­гих… Вышло то, что, хотя государ­ство в состо­я­нии про­кор­мить тыся­чу пять­сот всад­ни­ков и трид­цать тысяч тяже­ло­во­ору­жен­ных вои­нов, их не набра­лось и тыся­чи. Сами фак­ты свиде­тель­ст­ву­ют о том, как пло­хо были устро­е­ны в Лакеде­моне все эти поряд­ки: одно­го вра­же­ско­го уда­ра7 государ­ство не мог­ло выне­сти и погиб­ло имен­но из-за мало­люд­ства8. При пер­вых царях, гово­рят, пра­ва граж­дан­ства дава­лись и неграж­да­нам9, так что в то вре­мя несмот­ря на про­дол­жи­тель­ные вой­ны, мало­люд­ства не было, и у спар­ти­а­тов неко­гда было до деся­ти тысяч чело­век; так это или не так, но луч­ше, когда государ­ство бла­го­да­ря рав­но­мер­но рас­пре­де­лен­ной соб­ст­вен­но­сти изоби­лу­ет людь­ми.

Пере­вод С. А. Жебеле­ва

4. Заго­вор Кина­до­на

Рас­сказ Ксе­но­фон­та о заго­во­ре Кина­до­на уни­ка­лен по сво­ей исто­ри­че­ской цен­но­сти. Он пре­до­став­ля­ет ред­кую воз­мож­ность узнать об истин­ном поло­же­нии дел внут­ри спар­тан­ско­го государ­ства. В антич­ной исто­рио­гра­фии это — един­ст­вен­ное столь подроб­ное изло­же­ние одно­го из важ­ней­ших эпи­зо­дов внут­ри­по­ли­ти­че­ской борь­бе в Спар­те. Не слу­чай­но сюжет о заго­во­ре Кина­до­на при­над­ле­жит перу имен­но Ксе­но­фон­та — боль­шо­го зна­то­ка спар­тан­ских реа­лий. Ксе­но­фонт, в отли­чие от дру­гих исто­ри­ков, имел ред­кую воз­мож­ность узнать Спар­ту изнут­ри. Отсюда точ­ность дета­лей и тер­ми­нов, отсюда пре­крас­ное зна­ние «внут­рен­ней» исто­рии Спар­ты, даже таких тем­ных ее сто­рон, как заго­вор Кина­до­на или пла­ны государ­ст­вен­но­го пере­во­рота Лисанд­ра.

  • Ксе­но­фонт. Гре­че­ская исто­рия, III, 3, 4—11
Аге­си­лай не про­цар­ст­во­вал еще года10, как одна­жды, в то вре­мя как он при­но­сил одно из уста­нов­лен­ных жерт­во­при­но­ше­ний от име­ни горо­да, про­ри­ца­тель заявил, что боги ука­зы­ва­ют на какой-то ужас­ней­ший заго­вор. Он при­нес еще раз жерт­ву, и она свиде­тель­ст­во­ва­ла о еще более ужас­ных собы­ти­ях. Царь при­нес жерт­ву в тре­тий раз, и про­ри­ца­тель вос­клик­нул: «Зна­ме­ния обна­ру­жи­ва­ют, что мы со всех сто­рон окру­же­ны вра­га­ми». После это­го они при­нес­ли жерт­ву богам спа­си­те­лям и отвра­ти­те­лям несча­стий и, с трудом добив­шись хоро­ших зна­ме­ний, окон­чи­ли жерт­во­при­но­ше­ние. Не про­шло и пяти дней после это­го жерт­во­при­но­ше­ния, как кто-то воз­будил пред эфо­ра­ми обви­не­ние в заго­во­ре, при­чем был ука­зан и руко­во­ди­тель его — Кина­дон; это был юно­ша по виду, силь­ный телом и духом, но не при­над­ле­жав­ший к сосло­вию гоме­ев11. Когда эфо­ры спро­си­ли, каков был план заго­во­ра, донос­чик ска­зал, что дело про­изо­шло таким обра­зом: Кина­дон отвел его в отдель­ную часть аго­ры и при­ка­зал ему сосчи­тать, сколь­ко спар­ти­а­тов на аго­ре. Тот насчи­тал, кро­ме царя, эфо­ров и герон­тов, еще око­ло соро­ка спар­ти­а­тов. «С какой целью, Кина­дон, ты при­ка­зал мне их сосчи­тать?» Тот отве­тил: «Вот этих счи­тай сво­и­ми вра­га­ми, а всех про­чих, нахо­дя­щих­ся на аго­ре в чис­ле более четы­рех тысяч, сво­и­ми союз­ни­ка­ми». Далее он ука­зы­вал ему, встре­ча­ясь на доро­ге с людь­ми, одно­го-двух вра­гов, а всех про­чих назы­вал союз­ни­ка­ми. Далее он гово­рил, что во всех заго­род­ных усадь­бах у спар­ти­а­тов есть толь­ко один враг — хозя­ин, а союз­ни­ков в каж­дой усадь­бе мно­го. На вопрос эфо­ров, сколь­ко было, по его мне­нию, соучаст­ни­ков в заго­во­ре, тот отве­тил, что и об этом сооб­щил ему Кина­дон: руко­во­ди­те­ли заго­во­ра посвя­ти­ли в свои пла­ны лишь немно­гих, и при­том лишь самых надеж­ных людей, но они хоро­шо зна­ют, что их замыс­лы сов­па­да­ют со стрем­ле­ни­я­ми всех ило­тов, нео­да­мо­дов12, гипо­мей­о­нов13 и перие­ков: ведь, когда сре­ди них захо­дит раз­го­вор о спар­ти­а­тах, то никто не может скрыть, что он с удо­воль­ст­ви­ем съел бы их живьем. На сле­дую­щий вопрос — откуда пред­по­ла­га­лось достать ору­жие — он заявил, что, как ска­зал ему Кина­дон, те из заго­вор­щи­ков, кото­рые вошли в состав заго­во­ра, име­ли соб­ст­вен­ное ору­жие. Что же каса­ет­ся воору­же­ния наро­да, то Кина­дон, вме­сто отве­та на этот вопрос, повел его в желез­ный ряд, где пока­зал ему мно­го ножей, мечей, вер­те­лов, секир, топо­ров и сер­пов. Кина­дон ска­зал ему при этом: «Ору­жие тако­го сор­та име­ет­ся у всех тех людей, кото­рые зани­ма­ют­ся обра­бот­кой зем­ли, дере­ва или кам­ня; да и в боль­шей части вся­ких дру­гих реме­сел употреб­ля­ет­ся доста­точ­но инстру­мен­тов, кото­рые могут слу­жить ору­жи­ем для людей, не име­ю­щих ника­ко­го дру­го­го ору­жия». На сле­дую­щий вопрос — на какой срок было назна­че­но вос­ста­ние — он отве­тил, что ему запре­ще­но было отлу­чать­ся из горо­да. Услы­шав это, эфо­ры сочли его изве­стие вполне досто­вер­ным и при­шли в ужас. Они не созва­ли даже так назы­вае­мой малой эккле­сии14, но лишь неко­то­рые герон­ты собра­лись груп­па­ми в раз­лич­ных местах и вынес­ли реше­ние послать Кина­до­на в Авлон15 в сопро­вож­де­нии еще несколь­ких граж­дан млад­ших при­зыв­ных кате­го­рий и при­ка­зать ему при­ве­сти из Авло­на несколь­ких авло­ни­тов и ило­тов, име­на кото­рых были напи­са­ны на ски­та­ле16. Ему при­ка­за­ли так­же при­ве­сти одну жен­щи­ну, кото­рая счи­та­лась в Авлоне пер­вой кра­са­ви­цей и обви­ня­лась в том, что поно­си­ла при­бы­вав­ших в город лакеде­мо­нян — моло­дых и ста­ри­ков. Кина­дон уже не раз испол­нял тако­го рода пору­че­ния эфо­ров. Одно­вре­мен­но ему была вру­че­на ски­та­ла, в кото­рой были напи­са­ны име­на тех, кого сле­до­ва­ло аре­сто­вать. На вопрос его, кто же пой­дет с ним из граж­дан млад­ших при­зыв­ных воз­рас­тов, ему отве­ти­ли: «Иди и ска­жи стар­ше­му из гип­па­гре­тов17, чтобы он послал с тобой шесте­рых или семе­рых из тех, кото­рые ока­жут­ся нали­цо». Они уже зара­нее поза­бо­ти­лись о том, чтобы гап­па­грет послал под­хо­дя­щих людей, а послан­ные зна­ли, что им над­ле­жит аре­сто­вать Кина­до­на. Эфо­ры ска­за­ли так­же Кина­до­ну, что они пошлют с ними три теле­ги, дабы не при­шлось вести аре­сто­ван­ных пеш­ком; это было сде­ла­но для того, чтобы как мож­но луч­ше скрыть от него, что все это пред­при­я­тие направ­ле­но толь­ко про­тив него одно­го. Аре­сто­вать его в самом горо­де они не реша­лись, так как не зна­ли, насколь­ко уже успел раз­рас­тись заго­вор; вдо­ба­вок они хоте­ли узнать от него име­на соучаст­ни­ков преж­де, чем те узна­ют, что на них донес­ли, чтобы они не успе­ли убе­жать. Име­лось в виду, что его аре­сту­ют, узна­ют от него име­на соучаст­ни­ков и, запи­сав их, немед­лен­но ото­шлют в пись­ме эфо­рам. Эфо­ры при­да­ва­ли такое боль­шое зна­че­ние это­му делу, что отряди­ли для экс­пе­ди­ции в Авлон так­же взвод всад­ни­ков. Когда Кина­дон был аре­сто­ван и кон­ный гонец при­нес прото­кол допро­са с име­на­ми выдан­ных Кина­до­ном соучаст­ни­ков, эфо­ры тот­час же аре­сто­ва­ли про­ри­ца­те­ля Тиса­ме­на18 и дру­гих наи­бо­лее вли­я­тель­ных заго­вор­щи­ков. Затем Кина­дон был при­веден в Лакеде­мон и изоб­ли­чен. Он сознал­ся во всем и назвал име­на соучаст­ни­ков. Когда все это было выяс­не­но, ему зада­ли вопрос, с какой целью он это делал. Он отве­чал, что зате­ял заго­вор из жела­ния быть не ниже вся­ко­го дру­го­го в Лакеде­моне. После это­го ему наде­ли на шею желез­ное коль­цо, к кото­ро­му желез­ны­ми цепя­ми были при­ко­ва­ны руки. Затем его вели по все­му горо­ду и били бичом и стре­ка­лом. Такая же судь­ба постиг­ла его соучаст­ни­ков. И так они понес­ли заслу­жен­ное нака­за­ние19.

Пере­вод С. Я. Лурье с незна­чи­тель­ны­ми уточ­не­ни­я­ми

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Круп­ный спар­тан­ский вое­на­чаль­ник, про­сла­вил­ся победой над афин­ским фло­том в Сици­лии в 414 г. Ули­чен в каз­но­крад­стве (Плут. Лис., 16—17; Диод., XIII, 106, 8—10).
  • 2Нам изве­стен целый ряд при­ме­ров того, как лов­ко бога­тые спар­ти­а­ты обхо­ди­ли этот закон. Источ­ни­ки сооб­ща­ют, что они поме­ща­ли свои капи­та­лы за гра­ни­цей, напри­мер, в Арка­дии (Афи­ней, VI, 24), а так­же хра­ни­ли их в виде вкла­дов в хра­мо­вые кас­сы (Плут. Лис., 18, 3).
  • 3Под вар­ва­ра­ми Пла­тон име­ет в виду пер­сов. Как извест­но, Пер­сия заклю­чив в 412—411 гг. серию дого­во­ров со Спар­той (Фук., VIII, 18; 37; 58), взя­ла на себя часть рас­хо­дов по содер­жа­нию спар­тан­ской армии и флота. Заин­те­ре­со­ван­ная в уни­что­же­нии афин­ско­го вли­я­ния в Малой Азии, Пер­сия в кон­це V — нача­ле IV вв. посто­ян­но пре­до­став­ля­ла Спар­те боль­шие денеж­ные сум­мы.
  • 4Эфо­рам как рабо­че­му коми­те­ту народ­но­го собра­ния при­над­ле­жа­ло пра­во вно­сить зако­но­про­ек­ты и ста­вить их на голо­со­ва­ние. Этим пра­вом не обла­да­ло боль­ше ни одно долж­ност­ное лицо в Спар­те, вклю­чая царей и Герон­тов.
  • 5О поведе­нии спар­тан­ских жен­щин при напа­де­нии Эпа­ми­нон­да на Спар­ту рас­ска­зы­ва­ет так­же Ари­сто­тель в «Поли­ти­ке»: «Дер­зость в повсе­днев­ной жиз­ни ни в чем поль­зы не при­но­сит, она нуж­на раз­ве толь­ко на войне, но лакеде­мон­ские жен­щи­ны и здесь при­нес­ли очень мно­го вреда; это ясно про­яви­лось при втор­же­нии фиван­цев: поль­зы тут, как в дру­гих государ­ствах, жен­щи­ны не при­нес­ли ника­кой, а про­из­ве­ли боль­шее смя­те­ние, чем вра­ги» (II, 6, 7, 1269 b).
  • 6До 370 г. спар­тан­цы не раз уже осво­бож­да­ли ило­тов и при­зы­ва­ли их на воен­ную служ­бу, но нико­гда еще это осво­бож­де­ние не носи­ло столь мас­со­во­го харак­те­ра. Так, в Хал­кидик­ской кам­па­нии Бра­сида в 424 г. участ­во­ва­ло 700 ило­тов (Фук., IV, 80, 5). Отряды ило­тов-гопли­тов во вре­мя Пело­пон­нес­ской вой­ны нико­гда не пре­вы­ша­ли несколь­ких сотен чело­век.
  • 7«Един­ст­вен­ный удар» — это пора­же­ние при Левк­трах в 371 г.
  • 8Ари­сто­тель свя­зы­ва­ет неуда­чи во внеш­ней поли­ти­ке Спар­ты с недо­стат­ка­ми ее внут­рен­ней систе­мы. По его мне­нию, основ­ная при­чи­на пора­же­ния при Левк­трах — дефи­цит спар­тан­ских граж­дан, а тот в свою оче­редь — резуль­тат спар­тан­ской систе­мы земле­вла­де­ния.
  • 9Арха­и­че­ская Спар­та, судя по мно­гим дан­ным, еще не была тем око­сте­не­лым и пол­но­стью закры­тым обще­ст­вом, каким она ста­ла на рубе­же арха­и­ки и клас­си­ки. В клас­си­че­ский пери­од мы зна­ем толь­ко один слу­чай даро­ва­ния граж­дан­ских прав ино­стран­цам. Их полу­чи­ли в 480 г. два пред­ста­ви­те­ля зна­ме­ни­то­го жре­че­ско­го рода из Элиды. По сло­вам Геро­до­та, Тиса­мен и «его брат были един­ст­вен­ны­ми людь­ми, кото­рые сде­ла­лись спар­тан­ски­ми граж­да­на­ми» (IX, 35).
  • 10Боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей за пер­вый год прав­ле­ния Аге­си­лая при­ни­ма­ют 399 г. (лето), а сле­до­ва­тель­но, заго­вор Кина­до­на дати­ру­ют 398 г. (вес­ной).
  • 11Из рас­ска­за Ксе­но­фон­та мож­но полу­чить пред­став­ле­ние о при­мер­ном воз­расте Кина­до­на и об его соци­аль­ном ста­ту­се. По-види­мо­му, к нача­лу заго­во­ра ему было никак не мень­ше 25—30 лет. Он уже не раз выпол­нял раз­лич­ные пору­че­ния эфо­ров. Что каса­ет­ся соци­аль­но­го ста­ту­са Кина­до­на, то он, бес­спор­но, был спар­тан­ским граж­да­ни­ном. Тем не менее заме­ча­ние Ксе­но­фон­та отно­си­тель­но исклю­че­ния Кина­до­на из чис­ла «рав­ных» — знак того, что он обла­дал граж­дан­ски­ми пра­ва­ми не в пол­ном объ­е­ме.
  • 12Нео­да­мо­ды как осо­бая соци­аль­ная груп­па спар­тан­ско­го обще­ства сфор­ми­ро­ва­лась в нача­ле Пело­пон­нес­ской вой­ны. Эта груп­па состо­я­ла из быв­ших ило­тов, полу­чив­ших сво­бо­ду в обмен на воен­ную служ­бу. Вме­сте со сво­бо­дой нео­да­мо­ды при­об­ре­та­ли и неко­то­рые граж­дан­ские пра­ва, одна­ко всей их сово­куп­но­стью не обла­да­ли. Сам тер­мин «нео­да­мо­ды» мож­но пере­ве­сти как «новые граж­дане».
  • 13Гипо­мей­о­на­ми в Спар­те назы­ва­ли таких спар­ти­а­тов, кото­рые поте­ря­ли часть сво­их граж­дан­ских прав. В пере­во­де это сло­во озна­ча­ет «млад­шие», «мень­шие», «опу­стив­ши­е­ся». Кина­дон, ско­рее все­го, так­же при­над­ле­жал к гипо­мей­о­нам. Само поня­тие «гипо­мей­о­ны» встре­ча­ет­ся толь­ко у Ксе­но­фон­та.
  • 14Малая эккле­сия в источ­ни­ках боль­ше нигде не упо­ми­на­ет­ся. По-види­мо­му, в Спар­те, где граж­дане были разде­ле­ны на несколь­ко кате­го­рий, народ­ные собра­ния так­же дели­лись по край­ней мере на два вида — орди­нар­ные, или боль­шие эккле­сии, и малые, эли­тар­ные. Если в пер­вых мог­ло участ­во­вать все граж­дан­ское насе­ле­ние, вклю­чая нео­да­мо­дов и гипо­мей­о­нов, то в послед­них — толь­ко те, кто при­над­ле­жал к общине «рав­ных». Не исклю­че­но, что малая эккле­сия посте­пен­но узур­пи­ро­ва­ла власть «боль­шой» апел­лы, сде­лав послед­нюю лишь фик­ци­ей наро­до­вла­стия.
  • 15Город в Север­ной Мес­се­нии.
  • 16Дере­вян­ный жезл с вин­то­вой нарез­кой, кото­рый спар­тан­цы при­ме­ня­ли при сек­рет­ной пере­пис­ке.
  • 17Один из трех руко­во­ди­те­лей спар­тан­ско­го кор­пу­са «всад­ни­ков», эли­тар­ной кор­по­ра­ции спар­тан­ской моло­де­жи. По свиде­тель­ству ряда источ­ни­ков, спар­тан­ские всад­ни­ки состав­ля­ли осо­бый кор­пус из 300 чело­век. Оче­вид­но, исполь­зо­ва­ние «всад­ни­ков» в каче­стве поли­цей­ской силы для подав­ле­ния внут­рен­них смут в государ­стве было в поряд­ке вещей.
  • 18Он при­над­ле­жал к потом­кам зна­ме­ни­то­го жре­че­ско­го рода Иамидов из Элиды. Его брат Агий при­ни­мал уча­стие в бит­ве при Эгос­пота­мах (Павс., III, 11, 5) и, воз­мож­но, был бли­зок к Лисанд­ру. Имен­но Агий ско­рее все­го был тем ано­ним­ным жре­цом, кото­рый пред­у­предил Аге­си­лая о заго­во­ре.
  • 19Ксе­но­фонт, не желая оста­нав­ли­вать­ся на страш­ных реа­ли­ях, опус­ка­ет рас­сказ о каз­ни заго­вор­щи­ков. О рас­пра­ве над ними сооб­ща­ет Поли­ен. По его сло­вам, эфо­ры «без вся­ко­го сму­ще­ния при­ка­за­ли убить всех, на кого был донос, за исклю­че­ни­ем само­го донос­чи­ка» (II, 14, 1).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1387643698 1303242327 1303312492 1406845014 1406845015 1406845016