Римский сенат в правление Одоакра:
исследование надписей V века в Колизее
© 2014 г. Перевод с французского В. Г. Изосина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Свидетельства диптихов и конец «venationes»
Исследование диптихов из слоновой кости V и начала VI веков даёт нам возможность сравнить наши результаты с изображением действительности, как она была представлена творчеством художника. Некоторые из этих документов действительно показывают нам консулов и других магистратов, сидящих в своей ложе амфитеатра и руководящих проведением venationes. Прекрасная публикация Р. Дельбрюка (R. Delbrück), сопровождаемая великолепными иллюстрациями, позволяет легко их изучить. Первый же вывод самого поверхностного обследования этой группы предметов искусства заключается в том, что важно чётко различать диптихи, относящиеся к Константинополю, от тех, которые касаются Рима.
Шесть константинопольских диптихов знакомят нас с venatio. Определение восточного происхождения и датировка этих документов не вызывают никаких затруднений, поскольку они подписаны именами восточных консулов: четыре первых упоминают ординарное консульство Флавия Ареобинда Дагалайфа (Flavius Areobindus Dagalaifus) в 506 году1, два других — Флавия Анастасия Павла Проба Сабиниана Помпея (Flavius Anastasius Paulus Probus Sabinianus Pompeius) в 517 году2, во всех случаях в царствование Анастасия (см. илл. XXXIV и XXXV). Диптихи Ареобинда представляют сцены venatio на каждой створке, в то время как на диптихах Анастасия такое изображение представлено только на правой створке, а левая посвящена конным и театральным сценам. Если же, в последнем случае, лошади и конюшенные на левой створке напоминают об Ипподроме, нет сомнений в том, что здесь venationes происходят в иной обстановке, которая может быть только в амфитеатре (Кинегионе). Можно сопоставить трибуну Ипподрома, как она представлена на диптихах Анастасия, с изображением на основании обелиска, опубликованным Г. Брунсом (G. Bruns)3: особенно характерна горизонтальная перегородка между собственно ложей и фигурами внизу, которые, предположительно, движутся на арене. Напротив, изображая venationes, художник стремился ограничить арену напоминанием о подиуме, символизирующем его ограду, и, в сильном упрощении, изобразил его в форме полукруга; в результате эта находящаяся у нас перед глазами часть круглой арены лучше всего соответствует изображению амфитеатра. Наше предположение также подтверждается присутствием с обеих сторон арены массивных ворот, через которые проходят звери: таким образом, вы видим portae posticae, о которых идёт речь, как мы отмечали для римского Колизея, в надписи Руфия Цецины Феликса Лампадия при Валентиниане III4. Шесть константинопольских диптихов отмечают два ряда зрителей непосредственно с.58 над оградой и выше, над этими двумя скамьями, консульскую ложу. Здесь мы находим подтверждение тому, что сенаторское сословие располагало только двумя скамьями, но в Константинополе illustres, видимо, сидели сразу за подиумом, тогда как в Колизее — по крайней мере, я думаю, что могу это утверждать — они были отделены от него шириной амбулакра. Имелась, следовательно, существенная разница в архитектурной конструкции Кинегиона и Колизея. Исследование западных диптихов откроет нам и другое интересное различие.
Только три западных документа представляют магистратов, проводящих venationes в амфитеатре. К сожалению, это не консульские диптихи, на них нет никаких надписей и, следовательно, они не могут быть датированы с той же точностью, что и восточные диптихи, о которых я только что говорил. Кроме того, определённые трудности вызывает и установление места их издания (editio).
Первый диптих, хранящийся в Музее Ливерпуля (илл. XXXVII, 2), изображает на почётной трибуне, где обычно находился только консул, трёх персонажей, размещённых на одном уровне. Р. Дельбрюк сначала отнёс его к Константинополю, предлагая признать в этих персонах трёх преторов, которые, по его мнению, существовали в этом городе, и датировал документ, по веским стилистическим основаниям, сравнив с диптихом Lampadiorum из Брешии, началом V века5. Однако его аргументы в пользу Константинополя не выдерживают критики: в действительности закон Феодосия, на который он ссылается (C. Theod., VI, 4, 25), свидетельствует об обратном — о том, что в 384 году в восточной столице было не три, а четыре претора, и их число было тогда увеличено с четырёх до восьми. Напротив, именно в Риме было три претора во второй половине IV и в начале V столетия. Кроме того, с 384 года он запрещал восточным преторам вручать диптихи из слоновой кости, сохранив эту прерогативу для консулов, в то же время это ограничение не действовало в Риме6. Итак, если предположение Р. Дельбрюка, определяющее трёх персонажей, приемлемо, оно не может, юридически и фактически, применяться иначе как к Риму. Один лишь факт того, что организатор игр не был консулом, в любом случае исключает, как мне кажется, то, что речь может идти о Константинополе. Добавим, что сравнение с диптихом из Брешии, который явно западный и даже римский, склоняет в пользу Италии. Но и отождествление трёх персон как преторов так же не правдоподобно, и Р. Дельбрюк сам отказался от этого в 1952 году, признав диптих относящимся к городу Риму7. На самом деле диптихи — это документы, выпускаемые магистратом и его семьёй; поэтому предположение могло быть верным лишь в том случае, если бы все три претора были братьями или, по крайней мере, принадлежали к одному и тому же роду. Следует отметить, что диптих из Брешии (илл. XXXVI) также представляет трёх персон в ложе Цирка: магистрат в центре — разумеется, консул-суффект, поскольку он облачён в триумфальную тогу или трабею, однако не известен ординарный консул Лампадий в эпоху рассматриваемого документа — окружённый двумя меньшими персонажами; множественное число надписи Lampadiorum подчёркивает именно семейный характер с.59 церемонии8. Поэтому можно считать, что, например, диптих из Ливерпуля показывает нам римского претора, которым является человек справа, единственный, держащий mappa[1], присутствующие в центре и слева два члена его семьи старшего возраста, один из них — возможно, его отец — занимает почётное положение в центре и держит патеру, знак языческого жреца. Кроме того, в обоих случаях магистраты на первый взгляд кажутся слишком пожилыми, чтобы быть преторами или консулами-суффектами, но, возможно, было традицией для изделий такого рода произвольно старить героев дня, в честь которых семья заказывала изготовление этих красивых вещиц, предназначенных для раздачи друзьям в самый день вступления в должность. В любом случае кажется, что представленная сцена относится именно к Риму и Колизею.
Два других западных диптиха, один из Музея Буржа, другой из Лувра в Париже (илл. XXXVII, 1), представляют каждый единственного магистрата — консула на диптихе из Буржа, молодого сенатора, носящего жреческую корону провинциального coronatus, на диптихе из Лувра — и более грубой техники; считается, как правило, что они провинциального, вероятно, галльского производства9. Как бы там ни было, даже если амфитеатр, который они изображают, не является римским, его архитектура близка к архитектуре Колизея не менее, чем наблюдаемая на диптихе из Ливерпуля, и сильно отличается от Кинегиона в Константинополе.
И действительно в Колизее ложа председательствующего магистрата приходится сразу над подиумом и его оградой, а две привилегированные скамьи между трибуной и оградой отсутствуют. Этот вывод, по-видимому, подтверждается изучением нескольких медальонов-конторниатов IV века, на реверсе которых изображена сцена venatio на арене, ограниченной изогнутой линией подиума, непосредственно над которым расположена ложа председательствующего, с призом, расположенным рядом с магистратом (илл. XXXIII, 8)10. Римское происхождение конторниатов обязывает отнести это изображение к Колизею. Это тот же римский амфитеатр, который, видимо, представляют нам вазы или рельефные керамические блюда[2] конца IV и трёх первых десятилетий V столетий, найденные в Эфесе, Египте и Африке, применение которых было таким же, как и у диптихов11: как показал Дж. Саломонсон (J. Salomonson), они были изготовлены в Африке, специально по заказу магистратов, устраивающих игры, которые одаривали ими своих друзей; диптихи с.60 предлагались друзьям более высокого ранга, рельефные missoria[3] — тем, чей социальный статус был ниже; поэтому не удивительно, что здесь наблюдаются те же темы, разработанные по тем же мотивам. Наличие монограммы на экземпляре из Эфеса и здесь указывает на римское происхождение заказа. Они всегда показывают ложу, находящуюся за оградой и расположенную непосредственно над подиумом. Таким образом, мы выявили существенное различие между Кинегионом и Колизеем. В Константинополе две сенаторские скамьи полностью окружали арену и возвышались сразу над подиумом. В Риме, напротив, скамьи имели промежутки на уровне лож.
Конечно, оформление подиума на западных диптихах и подобных им вещах слишком стилизовано для того, чтобы эти документы могли предоставить все интересующие нас подробности; кроме того, поскольку они представляют лишь фрагмент сооружения, ограниченный высотой ложи, то не могут рассказать нам о том, как был оформлен римский подиум перед самими скамьями. Интересно, тем не менее, получить представление, пусть даже весьма приблизительное, о том, как выглядела ограда.
Надписи на сенаторских скамьях неопровержимо свидетельствуют об увлечении римлян зрелищами в амфитеатре во времена правления Одоакра. Поэтому в конце V века Колизей по-прежнему оставался местом, весьма посещаемым в дни праздников. Поскольку гладиаторские бои в эту эпоху были исключены из программы празднеств, то посещали, главным образом, venationes, предлагаемые дарующими их магистратами.
Спросим себя, вместо заключения: когда угасли зрелища такого рода, что повлекло и запустение самого амфитеатра как места их проведения? Нет сомнений в том, что восстановление при Одоакре было лебединой песнью Колизея, а надписи на скамьях знакомят нас с последним состоянием памятника перед прекращением его использования.
Похоже, что после победы Теодориха популярность venationes действительно быстро уменьшается в пользу скачек в Цирке, успех которых постоянно возрастал, начиная с IV века. Весьма примечательное событие. Кассиодор в своих «Variae» передал нам многочисленные документы, относящиеся к городскому управлению и жизни в Риме при остроготской монархии; однако эти тексты хранят почти полное молчание о venationes и амфитеатре, и в то же время изобилуют всякого рода косвенными и прямыми упоминаниями о Цирке и его представлениях12. Отсюда следует несомненный вывод о том, что venationes уже не играли в это время заметной роли в жизни города и проведении досуга его граждан.
Весьма вероятно, что это изменение жестоких вкусов объясняется новыми политическими условиями, нежеланием Теодориха поощрять эти кровавые зрелища, возможно, влиянием католической церкви. Однако не было законодательного запрета, сопровождаемого угрозами; увядание venationes с.61 — прежде всего результат резкого охлаждения публики к такого рода развлечениям и её пристрастия отныне исключительно к состязаниям колесниц.
Нам это ясно показывает единственный упоминающий об этом текст Кассиодора. Это письмо Теодориха, направленное в конце 522 года назначенному на 523 год консулом Максиму13, часто цитируется, но приобретает своё полное значение лишь тогда, когда вам известно, что это единственный документ, свидетельствующий о пережитке venationes в Риме после падения Одоакра. Ведь, без сомнения, очевидным парадоксом является то, что в этом королевском послании, если рассматривать его в отрыве от контекста, встречается наиболее красивое и наиболее подробное из когда-либо сделанных описаний venatio. Нельзя удержаться от того, чтобы не увидеть здесь в большей степени нечто вроде археологической реконструкции, чем рассказ, во всех отношениях соответствующий той эпохе, в которую он был написан. Король даёт понять своё неодобрение зрелищ подобного рода, но, тем не менее, разрешает консулу предоставить народу развлечение в виде venatio в момент вступления в должность 1 января 523 года. Представляется, что только Новый год мог в то время подойти в необходимых случаях для этой кровавой охоты; также вероятно, что консулы обычно пренебрегали её проведением и приберегали свою расточительность для игр в Цирке, но Максим обратился лично к Теодориху во время своего назначения, чтобы ему разрешили организовать это зрелище. В своём ответе король выражает согласие, которому Кассиодор, глава канцелярии, придал форму одновременно напыщенную и учёную. Однако не стоит обманываться этим красивым текстом. При Теодорихе venatio было на самом деле исключительным событием и после 1 января 523 года мы уже больше не услышим, чтобы о нём когда-либо говорили в Риме.
Проходила ли venatio 523 года в традиционной обстановке Колизея? Письмо Теодориха намекает на амфитеатр Флавиев, правда, намёк чисто исторический, так как упоминает строительство сооружения Титом. Есть, однако, основания полагать, что Максим в самом деле должен был провести свою venatio в предназначенном для этого месте, однако соответствующие зрелища были столь редки, что, с приходом к власти Теодориха, сенаторы больше не испытывали потребности наносить свои имена на отведённых для них скамьях14.
В Константинополе эволюция была по существу параллельна той, которую мы только что наблюдали в Риме. По-видимому, Маркиан уже сосредоточил на начале января venationes, которые отныне проводились только ординарными консулами15. Наши источники утверждают о якобы принятом затем императором Анастасием решении об упразднении venationes в Восточной Империи: Феофан, вслед за Феодором Чтецом и Анастасием Библиотекарем[4], относит это важное мероприятие к тому же времени, что и отмену налога с торговцев, или хрисаргира, то есть к 498 году16. Однако эти с.62 сведения не должны восприниматься буквально. В крайнем случае, сообщение Прокопия Кесарийского относительно отца Феодоры и семейных событий, последовавших за его смертью, ещё могут быть с ними согласованы, хотя и с трудом17, однако диптихи Ареобинда в 506 и Анастасия в 517 годах безусловно этому противоречат, совершенно определённо представляя, как мы видели, venationes до самого конца царствования Анастасия в традиционной обстановке Кинегиона18.
Отныне, в течение Средних веков, сооружения Колизея и Кинегиона не используются по своему прямому назначению и не являются больше местами для зрелищ. Амфитеатр Флавиев оставался незанятым с VI по XI столетие и именно в этот период, в VIII веке, Liber Pontificalis впервые даёт ему название Colosseum, по-видимому, из-за близости Колосса Нерона21. В XI веке он становится частной собственностью знатной семьи Франджипани (Frangipani), которая превратила с.63 часть памятника в крепость22. Кинегион, со своей стороны, использовался только как место пыток и казней23.
ПРИМЕЧАНИЯ